Рабочая учебная программа на 2013-2014 учебный год по учебному курсу «химия»





Скачать 208.49 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа на 2013-2014 учебный год по учебному курсу «химия»
Дата публикации05.11.2014
Размер208.49 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Химия > Рабочая учебная программа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Октябрьская средняя общеобразовательная школа»

Мариинско-Посадского района  Чувашской Республики


« Рассмотрено»

Руководитель ШМО учителей естественнонаучных дисциплин
________________/Иванова Г.Н./

Протокол  № 1 от « 20 » августа 2013г.

« Утверждено »

Директор МБОУ «Октябрьская СОШ»
______________ /Григорьев Г.П./

Приказ № 98А, п.9 от « 31 » августа 2013г.



Рабочая учебная программа

на 2013-2014 учебный год

по учебному курсу «ХИМИЯ»

Класс  10

Элективный курс «С химией по жизни»
Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

Протокол № 12 от « 28 » августа 2013г.

Составила:

Шоклева Надежда Михайловна,

учитель биологии и химии

МБОУ «Октябрьская СОШ»

Мариинско-Посадского района

Чувашской Республики
с. Октябрьское – 2013


Учебно-тематическое планирование элективного курса «С химией по жизни», 10 класс (34 часа,1 ч/нед.).

Пояснительная записка.


Настоящая рабочая программа составлена на основе:

1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

2. Федеральной примерной программы среднего (полного) общего образования по химии, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) образования на 2013-2014 учебный год (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 N 1067 (ред. от 10.07.2013)).

4. Учебного плана МБОУ «Октябрьская СОШ» Мариинско-Посадского района ЧР на 2013-2014 учебный год, утвержденного приказом по школе № 98-А, п.9 от 31.08.2013 г.

6. Учебника «Химия», 10 класс для общеобразовательных учреждений, базовый уровень под редакцией О.С.Габриеляна, М., «Дрофа», 2011 год.
В последнее время возрастает интерес к прикладному значению химии, поскольку сегодня гораздо чаще, чем раньше, в повседневной жизни используются разнообразные химические соединения: бытовая химия, пищевые добавки, красители и ткани, витамины и лекарственные препараты.
Программа элективного курса «С химией по жизни» предназначена для учащихся 10-11 классов естественнонаучного профиля. Она дополняет содержание профильных предметов химии и биологии. Курс рассчитан на 34 часа.
Содержание программы предусматривает реализацию взаимосвязей биологии и химии, химии и медицины. Оно рассчитано на реализацию познавательных интересов двух групп учащихся, проявляющих склонность к дополнительным занятиям химией по углубленной или расширенной программе: тех, кто целенаправленно готовит себя к выбору профессии химика-исследователя, технолога, медицинского работника, учителя, и тех, кто ориентируется на практическое применение химии в смежных областях знаний и деятельности людей.

Главными задачами курса являются:

•развитие устойчивого интереса учащихся к прикладным областям биологии и химии;

•удовлетворение потребностей учащихся в практической деятельности на стыке биологии, химии и медицины;

•формирование экологической культуры научно обоснованного применения веществ, в том числе лекарственных препаратов.
Предлагаемый курс состоит из 6 тем, каждая тема имеет в своём составе практические и теоретические занятия.
Первая тема «Введение» знакомит учащихся с наукой биохимией и ее методами. В теме актуализируются химические знания, полученные учащимися в курсе органической химии, о качественных реакциях на функциональные группы, кратные связи, ароматичность. На конкретных примерах показывается значение биохимических исследований.
Вторая тема «Среда, обеспечивающая протекание биохимических реакций» актуализирует знания учащихся о воде, полученных в курсах химии и биологии, раскрывает аномальные свойства воды, показывает роль ее в биохимических превращениях. Вводятся новые понятия (осмос, буферность), раскрываются механизмы поддержания постоянства внутренней среды организма.
Третья тема «Биомолекулы» предполагает более детальное изучение липидов, белков, углеводов. Нуклеиновые кислоты не изучаются, в связи с ограничением времени. Объем теоретических знаний по этому вопросу в элективном курсе не выходит за рамки ныне действующего стандарта, но существенно расширена практическая часть темы. Предусмотрен также самостоятельный домашний эксперимент.
Четвертая тема «Вещества на аптечных полках» рассматривает вопросы статической и функциональной биохимии. Изучение ферментов является связующим звеном третьей и четвёртой тем. Учащиеся знакомятся со структурными формулами этих веществ, участием их в химических процессах. Предусмотрен самостоятельный домашний эксперимент.
Пятая тема «Свет и жизнь» знакомит учащихся с химизмом процесса фотосинтеза. На примере фотосинтеза рассматривается динамическая биохимия. Экспериментальные работы, требующие много времени, выносятся в домашний эксперимент.
Шестая тема «Подведём итоги». Занятия этого раздела подводят итог элективного курса. Они проходят в виде конференции, где заслушиваются результаты работы учащихся над проектами. Результаты могут быть оформлены традиционно, в виде рефератов, или в виде компьютерных презентаций.
Программа элективного курса адаптирована к условиям массовой школы, её теоретическая и практическая части могут быть осуществлены на базе кабинетов химии и биологии средней школы.
К знаниям и умениям учащихся по окончании изучения курса предъявляются следующие требования:
1) после изучения элективного курса учащиеся должны знать:

•качественные реакции на важнейшие функциональные группы органических веществ;

•механизм поддержания гомеостаза в живой клетке и организме в целом;

•строение, свойства, биологическую роль и практическое значение жиров, углеводов (глюкоза, фруктоза, галактоза, крахмал, целлюлоза), аминокислот, белков, лекарственных препаратов (ацетилсалициловой кислоты, стрептоцида, норсульфазол, пенициллин, тетрациклин) витамины (С, А, Д, Е, группы В);

•условия, необходимые для сохранения витаминов в пищевых продуктах, овощах и фруктах;

•влияние гипо- и гиперконцентрации гормонов, витаминов, ферментов на состояние здоровья человека;

•безопасные способы применения некоторых лекарственных препаратов;

•планетарно-космическую роль фотосинтеза;

•правила работы с изученными органическими веществами и химическим оборудованием;
2) после изучения элективного курса учащиеся должны уметь:

•проводить качественные реакции на функциональные группы органических веществ;

•проводить простейший хроматографический анализ;

•составлять структурные формулы изученных веществ;

•определять наличие элементов-органогенов (C, H, N, Cl, S);

•определять непредельный характер соединений по характерным реакциям;

•пользоваться сравнением и синтезом, систематизацией и обобщением на уровне учебного материала, высказывать суждения о свойствах веществ на основе их строения и о строении веществ по их свойствам;

•соблюдать экологические требования в практической деятельности и в повседневной жизни;

создавать презентации результатов познавательной и практической деятельности с использованием мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий;

проводить самостоятельный поиск необходимой информации.

Содержание курса.
Тема 1. Введение (2 ч). Биохимия – наука и учебный предмет. Методы изучения в биохимии. Значение биохимических исследований. Функциональный анализ органических веществ.
Основные термины: биохимия; три отдела биохимии: статическая, динамическая, функциональная; хроматография.
Демонстрации: объёмные модели структурной организации молекул белка. Хроматографический анализ хлорофилла.
Лабораторные опыты: качественные реакции на: непредельность, ароматическую структуру; одноатомные и многоатомные спирты; фенол; альдегидную группу; карбоновые кислоты; белки.
Практическая работа № 1. Функциональный анализ органических веществ.
Тема 2. Среда, обеспечивающая протекание биохимических реакций (2 ч). Роль воды в биохимических процессах. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление веществ в клетку. Буферность как способность к поддержанию определённой концентрации ионов водорода (рН). Буферные системы клетки и организма. Гомеостаз.
Основные термины: аномальные свойства воды; осмос, осмотическое давление; буферные растворы и системы; водородный показатель; буферная ёмкость; плазмолиз и деплазмолиз; тургор; гипертонический и гипотонический растворы.
Демонстрации: аномальные свойства воды. Карбонатная буферная смесь, её свойства (влияние разбавления, действие кислот и щелочей). Схемы поведения эритроцитов в растворе хлорида натрия разной концентрации.
Лабораторные опыты: влияние растворов с различным осмотическим давлением на эритроциты и растительные клетки.
Практическая работа № 2. Буферные системы (приготовление ацетатной и карбонатной буферных смесей; исследование их свойств; влияние разбавления, действия кислот и щелочей; исследование буферной ёмкости биологических жидкостей: слюны, молока, яблочного сока).
Тема 3. Биомолекулы (8 ч). Жизненно важные молекулы: жиры, белки и углеводы. Природные жиры и липиды: строение и свойства. Превращения жиров пищи в организме. Гидролиз и гидрирование жиров в технике, продукты переработки жиров. Работы М. Бертло, П. Сабатье.
Углеводы: классификация и структурные особенности. Моносахариды: глюкоза, фруктоза, рибоза, дезоксирибоза. Дисахариды: сахароза, мальтоза, лактоза. Полисахариды: крахмал, целлюлоза. Строение, свойства, нахождение углеводов в природе. Метаболизм углеводов – основной источник энергии в организме.
Белки. Основные аминокислоты, образующие белки. Структуры молекул белка. Свойства белков: гидролиз, денатурация. Успехи в изучении строения и синтезе белка.
Биологическая роль в организме жиров, белков и углеводов. Сравнение их энергетической ценности.
Основные термины: гидролиз, гидрирование, моно-, олиго-, полисахариды, метаболизм, таутомерия, рацемическая смесь.
Демонстрации: растворимость жиров в воде и неполярных растворителях. Отношение жиров к бромной воде. Высыхающие и невысыхающие масла. Определение функциональных групп в глюкозе. Гидролиз целлюлозы и крахмала. Обнаружение аминосоединений в табаке. Цветные реакции на белок. Обнаружение аминокислот на коже человека.
Лабораторные опыты: доказательство строения жиров. Характерные реакции на жиры. Получение искусственного мёда. Обнаружение крахмала. Качественная реакция на крахмал и её применение. Растворимые в воде белки. Растворение нерастворимых белков. Обнаружение в составе белка аминокислот, содержащих серу. Коагуляция белка. Физические и химические свойства глицина.
Практическая работа № 3. Ферментативный гидролиз жира с участием сухого препарата поджелудочной железы – панкреатина.
Практическая работа № 4. Метаболизм углеводов.
Практическая работа № 5. Решение экспериментальных задач.
Домашний эксперимент. Выделение крахмала из муки и его обнаружение. Распознавание сливочного масла и маргарина. Обнаружение глюкозы в ягодах и плодах. Электролитическое обнаружение крахмала в недозрелых фруктах.
Тема 4. Вещества в шкафах аптеки (биохимия и медицина) (13 ч.). Ферменты – биологические катализаторы. Классификация и строение ферментов. Апофермент, холофермент, кофермент. Активный центр фермента. Специфичность ферментов. Механизм действия ферментов. Значение ферментов в биологии и применение в промышленности.
Витамины: история открытия, классификация, виды витаминной недостаточности. Источники поступления витаминов в организм человека, их функции.
Гормоны – биологически активные вещества, регулирующие жизнедеятельность организмов. Классификация: стероиды, производные аминокислот, белковые гормоны. Инсулин и гормон роста как продукты биотехнологии.
Лекарства. Химиотерапия. Группы лекарств: сульфамиды (стрептоцид), антибиотики (пенициллин), антипиретики (аспирин), анальгетики (анальгин). Лекарственные формы, способы применения. Синтез новых лекарственных препаратов – одна из задач биохимии.
Основные термины: апофермент, кофермент, холофермент, активный центр фермента, гиповитаминоз, гипервитаминоз, химиотерапия, фитотерапия, лекарственные растения.
Демонстрации: плакаты, иллюстрирующие работу фермента. Образцы витаминных препаратов. Поливитамины. Иллюстрации животных с разными формами авитаминозов. Йодная проба на витамин С. Определение витамина D. Рисунок молекулы инсулина. Рисунки с различными формами заболеваний в результате гипофункции или гиперфункции желез внутренней секреции. Белковая природа инсулина (цветные реакции). Лекарственные формы, рецепт. Лекарственные растения (гербарии). «Анальгиновый» и «ампициллиновый» хамелеоны. «Фараонова» змея (разложение норсульфазола при нагревании). Лабораторные опыты: действие амилазы слюны на крахмал. Действие дегидрогеназы на метиленовый синий. Действие каталазы на перекись водорода. Определение витамина А в подсолнечном масле. Определение витамина С в соке яблока, шиповника, апельсина. Опыты с бриллиантовым зеленым. Опыты с парацетамолом. Опыт с фенолфталеином. Опыт с димедролом. Взаимодействие левомецитина со свежеосажденным гидроксидом меди (II).
Практическая работа № 6. Условия действия ферментов (влияние токсикантов на уреазу; определение оптимальных условий действия амилазы слюны на крахмал; действие оксидоредуктазы на гидрохинон, дегидрогеназа на формальдегид).
Практическая работа № 7. Определение водорастворимых витаминов во фруктах.
Практическая работа № 8. Влияние антропогенных загрязнителей на содержание витамина С в листьях лука.
Практическая работа № 9. Анализ состава ацетилсалициловой кислоты.
Экскурсия в аптеку.
Тема 5. Свет и жизнь (6 ч.). Пластический обмен у растений: история открытия и значение. Работы К.А. Тимирязева. Роль фотосинтеза в природе и жизни человека. Химия фотосинтеза. Хлорофилл и фотосинтез. Влияние света, углекислого газа, температуры, водоснабжения на процесс фотосинтеза. Перспективы использования хлореллы для полетов в космос.
Основные термины: фотосинтез, хлорофилл, пигменты хлорофилла (хлорофилл-а и хлорофилл-в), каротин, ксантофилл, фотолиз воды, свойства света.
Демонстрации: получение спиртовой вытяжки хлорофилла. Разделение пигментов листа. Получение круговой хроматограммы хлорофилла на бумаге.
Практическая работа № 10. Газообмен при фотосинтезе. Влияние силы света.
Практическая работа № 11. Условия, необходимые для фотосинтеза.
Домашний эксперимент. Условия, необходимые для образования хлорофилла (свет, температура, кислород).

Тема 6. Подведем итоги (2 ч.). Конкурс сообщений «Самое-самое…вещество» (интересное, важное, распространенное, необходимое и т.д.) Ученическая конференция «С химией по жизни».








Учебное время (ч)


Форма

проведения

занятия


Образовательный

продукт


Всего


Теор.


Практ.


Тема 1. Введение


2


1


1






1.


Биохимия – наука о жизненных процессах. Методы биохимии


1


1




Групповая работа


Схема «Разделы и задачи биохимии» Таблица «Качественные реакции»


2.


Практическая работа № 1. Функциональный анализ органических веществ


1




1


Практическая работа


Отчет о работе


Тема 2. Среда, обеспечивающая протекание биохимических реакций


3


2


1






3.


Вода – вещество жизни


1


1




Урок-конференция


Сообщения учащихся


4.


Постоянство среды – необходимое условие жизни


1


1




Лекция, демонстрационный эксперимент


Решения проблемных задач


5.


Практическая работа № 2. Буферные системы


1




1


Практическая работа


Отчет о работе


Тема 3. Биомолекулы


8


4


4






6.


Жизненно важные молекулы: жиры, белки, углеводы


1


1




Аукцион знаний


Таблица


7.


Липиды. Жиры – сложные эфиры


1


1




Беседа с элементами игры


Конспект занятия


8.


Синтез и переработка жиров


1




1


Игра: Заочная экскурсия на жиркомбинат


«Маршрутный лист» экскурсии


9.


Практическая работа № 3. Ферментативный гидролиз жира с участием панкреатина


1




1


Практическая работа


Отчет о работе


10.


Углеводы – важнейший источник энергии в живом организме


1


1




Беседа, демонстрационный эксперимент


Домашний эксперимент


11.


Практическая работа № 4. Метаболизм углеводов


1




1


Практическая работа


Отчет о работе


12.


«Жизнь – это способ существования белковых тел»


1


1




Беседа, демонстрационный эксперимент


Конспект занятия


13.


Практическая работа № 5. Решение экспериментальных задач по теме «Биомолекулы»


1




1


Практическая работа


Отчет о работе


Тема 4. Вещества в шкафах аптеки (биохимия и медицина)


13


6


7






14.


Классифицируем вещества на аптечных полках (лекарственные формы, классы веществ)


1


1




Заочная экскурсия


Таблица «Классификация лекарственных форм и классов веществ»


15.


Аптека


1




1


Экскурсия


Фотоотчет


16.


Ферменты – биологические катализаторы. Состав ферментов и условия их действия


1


1




Лекция с элементами беседы


Схема «Действие ферментов»


17.


Практическая работа № 6. Определение условий действия ферментов


1




1


Практическая работа


Отчет о работе


18.


Витамины в природе: история открытия, классификация, свойства


1


1




Лекция с элементами беседы, групповая работа


Структурно-логическая схема, сообщения учащихся


19.


Практическая работа № 7. Определение водорастворимых витаминов во фруктах


1




1


Практическая работа


Отчет о работе


20.


Практическая работа № 8. Влияние антропогенных загрязнителей на содержание витамина С в листьях лука


1




1


Практическая работа


Отчет о работе


21.


Гормоны


1


1




Лекция


Конспект лекции


22.


Фитотерапия и химиотерапия помогают здоровью человека


1


1




Лекция с элементами беседы


Конспект лекции


23.


Лекарственные растения нашего района. Секреты здоровья моей бабушки


1


1




Дискуссия


Правила сбора и сушки лекарственных растений


24.


Эколикбез «Лекарства».


1




1


Семинар


Сообщения


25.


Эколикбез «Лекарства»


1




1


Семинар


Стенгазета «Эколикбез»


26.


Практическая работа № 9. Анализ состава ацетилсалициловой кислоты


1




1


Практическая работа


Отчет о работе в виде защиты проекта «Можно ли использовать аспирин в качестве консерванта?»


Тема 5. Свет и жизнь


6


4


2






27.


У порога великой тайны


1


1




Урок-исследование


Решение проблемных задач


28.


Роль фотосинтеза в природе и жизни человека


1


1




Семинар


Сообщения учащихся


29.


Химия фотосинтеза


1


1




Лекция, демонстрационный эксперимент


Домашний эксперимент


30.


Практическая работа № 10. Газообмен при фотосинтезе. Влияние силы света


1




1


Практическая работа


Отчет о работе


31.


Практическая работа № 11. Условия, необходимые для фотосинтеза


1




1


Практическая работа


Отчет о работе


32.


Космическое путешествие с хлореллой


1


1




Урок-путешествие


Защита проекта «Полет в космос»


Тема 6. Подведём итоги


2


2








33.


Конкурс «Самое-самое … вещество»




1




Конкурс


Сообщения учащихся


34.


Биохимия – химия жизни




1




Конференция


Рефераты, компьютерные презентации




Итого


34


20


14






Литература для учащихся

  1. Габриелян О.С. Химия 10 класс. М. Дрофа. 2011.

  2. Гневина Н.А. Первые русские женщины – доктора наук //Химия в школе. 2004, № 2. С. 67-77.

  3. Конарев Б.Н. Любознательным о химии. Органическая химия. М. Химия. 1982.

  4. Кукушкина Ю.Н. Химия вокруг нас. М. Высшая школа. 1992.

  5. Макаров К.А. Химия и медицина: Книга для чтения. М. Просвещение. 1981.

  6. Овчинников Н.Н., Шиханова Н.М. Фотосинтез. Пособие для учителей. М. Просвещение. 1972.

  7. Овчинников Ю.А., Шамин А.Н. Строение и функции белков. М. Педагогика. 1983.

  8. Сибриков С.Г. Неизвестный доктор Парацельс //Химия в школе. 2002. №10. С. 87-91.

  9. Сало В.М. Парацельс – знаменитый врач и алхимик //Химия в школе. 2004. № 4. С. 77.

  10. Сало В.М. Так был открыт первый витамин //Химия в школе. 2004. № 10. С. 61-68.

  11. Справочник по химии. Пособие для учащихся. М. Просвещение. 1978.

  12. Хромченко М.С. В стране Био… М. Сов. Россия. 1986.

  13. Шульпин Г.Б. Эта удивительная химия. М. Химия. 1984.


Литература для учителя

  1. Артамонова И.Г., Сагайдачная В.В. Практические работы с использованием лекарственных препаратов и средств бытовой химии //Химия в школе. 2002. № 9. С. 73-76.

  2. Астуфуров В.И. Основы химического анализа. Учебное пособие по факультативному курсу. М. Просвещение. 1974.

  3. Арефина О.В. О применении стратегии «Продвинуной лекции» //Химия в школе. 2005. № 2. С. 15-20.

  4. Балаев И.Е. Домашний эксперимент по химии. Пособие для учителей. М. Просвещение. 1977.

  5. Бирюлина Е.В. Эколикбез по теме «Лекарства» //Химия в школе. 2005. №1. С. 25-29.

  6. Габриелян О.С., Ватлина Л.П. Химический эксперимент в школе. 10 класс: учебно-методическое пособие. М. Дрофа. 2005.

  7. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия.10 класс: Настольная книга для учителя. М. Дрофа. 2004.

  8. Гусева К.Е., Проскурина И.К. Разработка химического эксперимента с экологическим содержанием //Химия в школе. 2002. №10. С. 72-75.

  9. Джабладзе К.М. Организация лабораторных занятий по теме «Метаболизм углеводов» //Химия в школе. 2005. № 6. С. 64-67.

  10. Ивин М. У порога великой тайны. Л. Детская литература. 1971.

  11. Козлович Ю.П. Модульная технология: изучение полисахаридов //Химия в школе. 2004. № 3. С. 51-54.

  12. Ковалевская Н.И., Апяровичене Е.А. Влияние антропогенных загрязнителей на содержание витамина С в листьях лука //Биология в школе. 2001. № 5. С. 38-41.

  13. Лыгин С.А., Голенищева И.Л. Эксперимент при изучении углеводов //Химия в школе. 2004. № 9. С. 68-69.

  14. Николаев Л.А. Химия жизни. Пособие для учителя. М. Просвещение. 1973.

  15. Радецкий В.А. Тематическая викторина «Химия и медицина» //Химия в школе. 2002. № 10. С. 79-81.

  16. Тетюев В.А. Методика эксперимента по физиологии растений: Пособие для учителя. М. Просвещение. 1980.

  17. Урванцева Г.А., Волкова Н.Л. К изучению биологических функций жиров //Химия в школе. 2004. № 8. С. 64-67.

  18. Филиппович Ю. Б. Основы биохимии. М. Высшая школа. 1985.

  19. Храмов В. А. Папичев Н.В. Курить – здоровью вредить или как обнаружить аминосоединения в табаке //Химия в школе. 2004. № 7. С. 67-68.

  20. Храмов В. А. Аксенова Е.А. Зыкова Е.В. Растворение нерастворимых белков //Химия в школе. 2005. № 3. С. 64-65.

  21. Химия (сборник материалов по организации и введению предпрофильной подготовки учащихся основной школы и профильного обучения в старшей школе). Выпуск 2. – Саратов. ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». 2004.

  22. Яковишин Л.А. Химические опыты с лекарственными веществами //Химия в школе. 2004. № 9. С. 61-66.



Приложение

Тема 6. Подведём итоги

Примерные темы рефератов и проектов к итоговой конференции

«С химией по жизни».

1. Железо и медь в организмах их роль в энергетике клетки.

2. О металлах и ферментах.

3. Фотосинтез глазами химика.

4. Железо и процессы дыхания в живых организмах.

5. Домашняя аптечка.

6. Ароматные вещества.

7. Химия и косметика.

8. Искусственная пища: за и против.

9. Холестерин враг сосудов.

10. Лекарственные растения.

11. Фитотерапия.

12. Генная инженерия.

13. Польза и вред хрустящих сухариков.

14. Можно ли использовать аспирин как консервант?

15. Доктор Парацельс.

16. Первая женщина врач – Юлия Лермонтова.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа на 2013-2014 учебный год по учебному курсу «химия» iconРабочая учебная программа на 2013-2014 учебный год по учебному курсу «Литература»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Октябрьская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая учебная программа на 2013-2014 учебный год по учебному курсу «химия» iconРабочая учебная программа на 2013-2014 учебный год по учебному курсу «Литература»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Октябрьская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая учебная программа на 2013-2014 учебный год по учебному курсу «химия» iconРабочая учебная программа на 2013-2014 учебный год по учебному курсу «Чувашский язык»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Октябрьская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая учебная программа на 2013-2014 учебный год по учебному курсу «химия» iconРабочая учебная программа на 2013-2014 учебный год по учебному курсу «Чувашская литература»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Октябрьская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая учебная программа на 2013-2014 учебный год по учебному курсу «химия» iconРабочая учебная программа на 2013-2014 учебный год по учебному курсу «Литература»
Отдел образования и молодежной политики администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики
Рабочая учебная программа на 2013-2014 учебный год по учебному курсу «химия» iconРабочая учебная программа на 2013-2014 учебный год по учебному курсу «Литература»
Отдел образования и молодежной политики администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики
Рабочая учебная программа на 2013-2014 учебный год по учебному курсу «химия» iconРабочая учебная программа на 2013-2014 учебный год по учебному курсу...
Отдел образования и молодежной политики администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики
Рабочая учебная программа на 2013-2014 учебный год по учебному курсу «химия» iconРабочая учебная программа на 2014-2015 учебный год по учебному курсу «Литература»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Октябрьская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая учебная программа на 2013-2014 учебный год по учебному курсу «химия» iconРабочая учебная программа по курсу «химия» 11 класс на 2014-2015 учебный год
Образовательные учреждения должны осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику, стремиться максимально...
Рабочая учебная программа на 2013-2014 учебный год по учебному курсу «химия» iconРабочая программа по учебному курсу «География 10-11.» для 10 11...
Главной целью курса является формирование у школьников законченных широких представлений о социально-экономической составляющей географической...
Рабочая учебная программа на 2013-2014 учебный год по учебному курсу «химия» iconРабочая программа по литературе для 6 «Б» класса на 2013/2014 учебный год
Рабочая программа представляет собой нормативно-управленческий документ маоу сош №11, характеризующий систему организации образовательной...
Рабочая учебная программа на 2013-2014 учебный год по учебному курсу «химия» iconПояснительная записка к учебному плану начальной школы №453 2013-2014 учебный год
Российской Федерации от 06. 10. 2009 №373 (фгос ноо) для I-III классов и распоряжения Комитета по образованию №907-р от 12. 04. 2013г...
Рабочая учебная программа на 2013-2014 учебный год по учебному курсу «химия» iconРабочая программа учебного курса по обучению грамоте ( чтение и письмо)...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Камышевская средняя общеобразовательная школа
Рабочая учебная программа на 2013-2014 учебный год по учебному курсу «химия» iconРабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» на 2013-2014 учебный год
Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года и соответствует обязательному минимуму содержания...
Рабочая учебная программа на 2013-2014 учебный год по учебному курсу «химия» iconРабочая программа по химии для 11 класса на 2013/2014 учебный год
Программы общеобразовательных учреждений. Химия, 8-11 кл. О. С. Габриелян. М.: Просвещение, 2006
Рабочая учебная программа на 2013-2014 учебный год по учебному курсу «химия» iconПояснительная записка рабочая программа к учебному курсу по окружающему...
Рабочая программа к учебному курсу по окружающему миру для 4 класса разработана на основе компонента Федерального государственного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск