Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Октябрьская средняя общеобразовательная школа»
Мариинско-Посадского района Чувашской Республики
-
« Рассмотрено»
Руководитель ШМО учителей естественнонаучных дисциплин ________________/Иванова Г.Н./
Протокол № 1 от « 20 » августа 2013г.
| « Утверждено »
Директор МБОУ «Октябрьская СОШ» ______________ /Григорьев Г.П./
Приказ № 98А, п.9 от « 31 » августа 2013г.
|
Рабочая учебная программа
на 2013-2014 учебный год
по учебному курсу «ХИМИЯ»
Класс 10
Элективный курс «С химией по жизни» Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
Протокол № 12 от « 28 » августа 2013г.
Составила:
Шоклева Надежда Михайловна,
учитель биологии и химии
МБОУ «Октябрьская СОШ»
Мариинско-Посадского района
Чувашской Республики с. Октябрьское – 2013
Учебно-тематическое планирование элективного курса «С химией по жизни», 10 класс (34 часа,1 ч/нед.).
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа составлена на основе:
1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
2. Федеральной примерной программы среднего (полного) общего образования по химии, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) образования на 2013-2014 учебный год (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 N 1067 (ред. от 10.07.2013)).
4. Учебного плана МБОУ «Октябрьская СОШ» Мариинско-Посадского района ЧР на 2013-2014 учебный год, утвержденного приказом по школе № 98-А, п.9 от 31.08.2013 г.
6. Учебника «Химия», 10 класс для общеобразовательных учреждений, базовый уровень под редакцией О.С.Габриеляна, М., «Дрофа», 2011 год. В последнее время возрастает интерес к прикладному значению химии, поскольку сегодня гораздо чаще, чем раньше, в повседневной жизни используются разнообразные химические соединения: бытовая химия, пищевые добавки, красители и ткани, витамины и лекарственные препараты. Программа элективного курса «С химией по жизни» предназначена для учащихся 10-11 классов естественнонаучного профиля. Она дополняет содержание профильных предметов химии и биологии. Курс рассчитан на 34 часа. Содержание программы предусматривает реализацию взаимосвязей биологии и химии, химии и медицины. Оно рассчитано на реализацию познавательных интересов двух групп учащихся, проявляющих склонность к дополнительным занятиям химией по углубленной или расширенной программе: тех, кто целенаправленно готовит себя к выбору профессии химика-исследователя, технолога, медицинского работника, учителя, и тех, кто ориентируется на практическое применение химии в смежных областях знаний и деятельности людей.
Главными задачами курса являются:
•развитие устойчивого интереса учащихся к прикладным областям биологии и химии;
•удовлетворение потребностей учащихся в практической деятельности на стыке биологии, химии и медицины;
•формирование экологической культуры научно обоснованного применения веществ, в том числе лекарственных препаратов. Предлагаемый курс состоит из 6 тем, каждая тема имеет в своём составе практические и теоретические занятия. Первая тема «Введение» знакомит учащихся с наукой биохимией и ее методами. В теме актуализируются химические знания, полученные учащимися в курсе органической химии, о качественных реакциях на функциональные группы, кратные связи, ароматичность. На конкретных примерах показывается значение биохимических исследований. Вторая тема «Среда, обеспечивающая протекание биохимических реакций» актуализирует знания учащихся о воде, полученных в курсах химии и биологии, раскрывает аномальные свойства воды, показывает роль ее в биохимических превращениях. Вводятся новые понятия (осмос, буферность), раскрываются механизмы поддержания постоянства внутренней среды организма. Третья тема «Биомолекулы» предполагает более детальное изучение липидов, белков, углеводов. Нуклеиновые кислоты не изучаются, в связи с ограничением времени. Объем теоретических знаний по этому вопросу в элективном курсе не выходит за рамки ныне действующего стандарта, но существенно расширена практическая часть темы. Предусмотрен также самостоятельный домашний эксперимент. Четвертая тема «Вещества на аптечных полках» рассматривает вопросы статической и функциональной биохимии. Изучение ферментов является связующим звеном третьей и четвёртой тем. Учащиеся знакомятся со структурными формулами этих веществ, участием их в химических процессах. Предусмотрен самостоятельный домашний эксперимент. Пятая тема «Свет и жизнь» знакомит учащихся с химизмом процесса фотосинтеза. На примере фотосинтеза рассматривается динамическая биохимия. Экспериментальные работы, требующие много времени, выносятся в домашний эксперимент. Шестая тема «Подведём итоги». Занятия этого раздела подводят итог элективного курса. Они проходят в виде конференции, где заслушиваются результаты работы учащихся над проектами. Результаты могут быть оформлены традиционно, в виде рефератов, или в виде компьютерных презентаций. Программа элективного курса адаптирована к условиям массовой школы, её теоретическая и практическая части могут быть осуществлены на базе кабинетов химии и биологии средней школы. К знаниям и умениям учащихся по окончании изучения курса предъявляются следующие требования: 1) после изучения элективного курса учащиеся должны знать:
•качественные реакции на важнейшие функциональные группы органических веществ;
•механизм поддержания гомеостаза в живой клетке и организме в целом;
•строение, свойства, биологическую роль и практическое значение жиров, углеводов (глюкоза, фруктоза, галактоза, крахмал, целлюлоза), аминокислот, белков, лекарственных препаратов (ацетилсалициловой кислоты, стрептоцида, норсульфазол, пенициллин, тетрациклин) витамины (С, А, Д, Е, группы В);
•условия, необходимые для сохранения витаминов в пищевых продуктах, овощах и фруктах;
•влияние гипо- и гиперконцентрации гормонов, витаминов, ферментов на состояние здоровья человека;
•безопасные способы применения некоторых лекарственных препаратов;
•планетарно-космическую роль фотосинтеза;
•правила работы с изученными органическими веществами и химическим оборудованием; 2) после изучения элективного курса учащиеся должны уметь:
•проводить качественные реакции на функциональные группы органических веществ;
•проводить простейший хроматографический анализ;
•составлять структурные формулы изученных веществ;
•определять наличие элементов-органогенов (C, H, N, Cl, S);
•определять непредельный характер соединений по характерным реакциям;
•пользоваться сравнением и синтезом, систематизацией и обобщением на уровне учебного материала, высказывать суждения о свойствах веществ на основе их строения и о строении веществ по их свойствам;
•соблюдать экологические требования в практической деятельности и в повседневной жизни;
создавать презентации результатов познавательной и практической деятельности с использованием мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий;
проводить самостоятельный поиск необходимой информации.
Содержание курса. Тема 1. Введение (2 ч). Биохимия – наука и учебный предмет. Методы изучения в биохимии. Значение биохимических исследований. Функциональный анализ органических веществ. Основные термины: биохимия; три отдела биохимии: статическая, динамическая, функциональная; хроматография. Демонстрации: объёмные модели структурной организации молекул белка. Хроматографический анализ хлорофилла. Лабораторные опыты: качественные реакции на: непредельность, ароматическую структуру; одноатомные и многоатомные спирты; фенол; альдегидную группу; карбоновые кислоты; белки. Практическая работа № 1. Функциональный анализ органических веществ. Тема 2. Среда, обеспечивающая протекание биохимических реакций (2 ч). Роль воды в биохимических процессах. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление веществ в клетку. Буферность как способность к поддержанию определённой концентрации ионов водорода (рН). Буферные системы клетки и организма. Гомеостаз. Основные термины: аномальные свойства воды; осмос, осмотическое давление; буферные растворы и системы; водородный показатель; буферная ёмкость; плазмолиз и деплазмолиз; тургор; гипертонический и гипотонический растворы. Демонстрации: аномальные свойства воды. Карбонатная буферная смесь, её свойства (влияние разбавления, действие кислот и щелочей). Схемы поведения эритроцитов в растворе хлорида натрия разной концентрации. Лабораторные опыты: влияние растворов с различным осмотическим давлением на эритроциты и растительные клетки. Практическая работа № 2. Буферные системы (приготовление ацетатной и карбонатной буферных смесей; исследование их свойств; влияние разбавления, действия кислот и щелочей; исследование буферной ёмкости биологических жидкостей: слюны, молока, яблочного сока). Тема 3. Биомолекулы (8 ч). Жизненно важные молекулы: жиры, белки и углеводы. Природные жиры и липиды: строение и свойства. Превращения жиров пищи в организме. Гидролиз и гидрирование жиров в технике, продукты переработки жиров. Работы М. Бертло, П. Сабатье. Углеводы: классификация и структурные особенности. Моносахариды: глюкоза, фруктоза, рибоза, дезоксирибоза. Дисахариды: сахароза, мальтоза, лактоза. Полисахариды: крахмал, целлюлоза. Строение, свойства, нахождение углеводов в природе. Метаболизм углеводов – основной источник энергии в организме. Белки. Основные аминокислоты, образующие белки. Структуры молекул белка. Свойства белков: гидролиз, денатурация. Успехи в изучении строения и синтезе белка. Биологическая роль в организме жиров, белков и углеводов. Сравнение их энергетической ценности. Основные термины: гидролиз, гидрирование, моно-, олиго-, полисахариды, метаболизм, таутомерия, рацемическая смесь. Демонстрации: растворимость жиров в воде и неполярных растворителях. Отношение жиров к бромной воде. Высыхающие и невысыхающие масла. Определение функциональных групп в глюкозе. Гидролиз целлюлозы и крахмала. Обнаружение аминосоединений в табаке. Цветные реакции на белок. Обнаружение аминокислот на коже человека. Лабораторные опыты: доказательство строения жиров. Характерные реакции на жиры. Получение искусственного мёда. Обнаружение крахмала. Качественная реакция на крахмал и её применение. Растворимые в воде белки. Растворение нерастворимых белков. Обнаружение в составе белка аминокислот, содержащих серу. Коагуляция белка. Физические и химические свойства глицина. Практическая работа № 3. Ферментативный гидролиз жира с участием сухого препарата поджелудочной железы – панкреатина. Практическая работа № 4. Метаболизм углеводов. Практическая работа № 5. Решение экспериментальных задач. Домашний эксперимент. Выделение крахмала из муки и его обнаружение. Распознавание сливочного масла и маргарина. Обнаружение глюкозы в ягодах и плодах. Электролитическое обнаружение крахмала в недозрелых фруктах. Тема 4. Вещества в шкафах аптеки (биохимия и медицина) (13 ч.). Ферменты – биологические катализаторы. Классификация и строение ферментов. Апофермент, холофермент, кофермент. Активный центр фермента. Специфичность ферментов. Механизм действия ферментов. Значение ферментов в биологии и применение в промышленности. Витамины: история открытия, классификация, виды витаминной недостаточности. Источники поступления витаминов в организм человека, их функции. Гормоны – биологически активные вещества, регулирующие жизнедеятельность организмов. Классификация: стероиды, производные аминокислот, белковые гормоны. Инсулин и гормон роста как продукты биотехнологии. Лекарства. Химиотерапия. Группы лекарств: сульфамиды (стрептоцид), антибиотики (пенициллин), антипиретики (аспирин), анальгетики (анальгин). Лекарственные формы, способы применения. Синтез новых лекарственных препаратов – одна из задач биохимии. Основные термины: апофермент, кофермент, холофермент, активный центр фермента, гиповитаминоз, гипервитаминоз, химиотерапия, фитотерапия, лекарственные растения. Демонстрации: плакаты, иллюстрирующие работу фермента. Образцы витаминных препаратов. Поливитамины. Иллюстрации животных с разными формами авитаминозов. Йодная проба на витамин С. Определение витамина D. Рисунок молекулы инсулина. Рисунки с различными формами заболеваний в результате гипофункции или гиперфункции желез внутренней секреции. Белковая природа инсулина (цветные реакции). Лекарственные формы, рецепт. Лекарственные растения (гербарии). «Анальгиновый» и «ампициллиновый» хамелеоны. «Фараонова» змея (разложение норсульфазола при нагревании). Лабораторные опыты: действие амилазы слюны на крахмал. Действие дегидрогеназы на метиленовый синий. Действие каталазы на перекись водорода. Определение витамина А в подсолнечном масле. Определение витамина С в соке яблока, шиповника, апельсина. Опыты с бриллиантовым зеленым. Опыты с парацетамолом. Опыт с фенолфталеином. Опыт с димедролом. Взаимодействие левомецитина со свежеосажденным гидроксидом меди (II). Практическая работа № 6. Условия действия ферментов (влияние токсикантов на уреазу; определение оптимальных условий действия амилазы слюны на крахмал; действие оксидоредуктазы на гидрохинон, дегидрогеназа на формальдегид). Практическая работа № 7. Определение водорастворимых витаминов во фруктах. Практическая работа № 8. Влияние антропогенных загрязнителей на содержание витамина С в листьях лука. Практическая работа № 9. Анализ состава ацетилсалициловой кислоты. Экскурсия в аптеку. Тема 5. Свет и жизнь (6 ч.). Пластический обмен у растений: история открытия и значение. Работы К.А. Тимирязева. Роль фотосинтеза в природе и жизни человека. Химия фотосинтеза. Хлорофилл и фотосинтез. Влияние света, углекислого газа, температуры, водоснабжения на процесс фотосинтеза. Перспективы использования хлореллы для полетов в космос. Основные термины: фотосинтез, хлорофилл, пигменты хлорофилла (хлорофилл-а и хлорофилл-в), каротин, ксантофилл, фотолиз воды, свойства света. Демонстрации: получение спиртовой вытяжки хлорофилла. Разделение пигментов листа. Получение круговой хроматограммы хлорофилла на бумаге. Практическая работа № 10. Газообмен при фотосинтезе. Влияние силы света. Практическая работа № 11. Условия, необходимые для фотосинтеза. Домашний эксперимент. Условия, необходимые для образования хлорофилла (свет, температура, кислород).
Тема 6. Подведем итоги (2 ч.). Конкурс сообщений «Самое-самое…вещество» (интересное, важное, распространенное, необходимое и т.д.) Ученическая конференция «С химией по жизни».
|
|
Учебное время (ч)
|
Форма
проведения
занятия
|
Образовательный
продукт
|
Всего
|
Теор.
|
Практ.
|
Тема 1. Введение
|
2
|
1
|
1
|
|
|
1.
|
Биохимия – наука о жизненных процессах. Методы биохимии
|
1
|
1
|
|
Групповая работа
|
Схема «Разделы и задачи биохимии» Таблица «Качественные реакции»
|
2.
|
Практическая работа № 1. Функциональный анализ органических веществ
|
1
|
|
1
|
Практическая работа
|
Отчет о работе
|
Тема 2. Среда, обеспечивающая протекание биохимических реакций
|
3
|
2
|
1
|
|
|
3.
|
Вода – вещество жизни
|
1
|
1
|
|
Урок-конференция
|
Сообщения учащихся
|
4.
|
Постоянство среды – необходимое условие жизни
|
1
|
1
|
|
Лекция, демонстрационный эксперимент
|
Решения проблемных задач
|
5.
|
Практическая работа № 2. Буферные системы
|
1
|
|
1
|
Практическая работа
|
Отчет о работе
|
Тема 3. Биомолекулы
|
8
|
4
|
4
|
|
|
6.
|
Жизненно важные молекулы: жиры, белки, углеводы
|
1
|
1
|
|
Аукцион знаний
|
Таблица
|
7.
|
Липиды. Жиры – сложные эфиры
|
1
|
1
|
|
Беседа с элементами игры
|
Конспект занятия
|
8.
|
Синтез и переработка жиров
|
1
|
|
1
|
Игра: Заочная экскурсия на жиркомбинат
|
«Маршрутный лист» экскурсии
|
9.
|
Практическая работа № 3. Ферментативный гидролиз жира с участием панкреатина
|
1
|
|
1
|
Практическая работа
|
Отчет о работе
|
10.
|
Углеводы – важнейший источник энергии в живом организме
|
1
|
1
|
|
Беседа, демонстрационный эксперимент
|
Домашний эксперимент
|
11.
|
Практическая работа № 4. Метаболизм углеводов
|
1
|
|
1
|
Практическая работа
|
Отчет о работе
|
12.
|
«Жизнь – это способ существования белковых тел»
|
1
|
1
|
|
Беседа, демонстрационный эксперимент
|
Конспект занятия
|
13.
|
Практическая работа № 5. Решение экспериментальных задач по теме «Биомолекулы»
|
1
|
|
1
|
Практическая работа
|
Отчет о работе
|
Тема 4. Вещества в шкафах аптеки (биохимия и медицина)
|
13
|
6
|
7
|
|
|
14.
|
Классифицируем вещества на аптечных полках (лекарственные формы, классы веществ)
|
1
|
1
|
|
Заочная экскурсия
|
Таблица «Классификация лекарственных форм и классов веществ»
|
15.
|
Аптека
|
1
|
|
1
|
Экскурсия
|
Фотоотчет
|
16.
|
Ферменты – биологические катализаторы. Состав ферментов и условия их действия
|
1
|
1
|
|
Лекция с элементами беседы
|
Схема «Действие ферментов»
|
17.
|
Практическая работа № 6. Определение условий действия ферментов
|
1
|
|
1
|
Практическая работа
|
Отчет о работе
|
18.
|
Витамины в природе: история открытия, классификация, свойства
|
1
|
1
|
|
Лекция с элементами беседы, групповая работа
|
Структурно-логическая схема, сообщения учащихся
|
19.
|
Практическая работа № 7. Определение водорастворимых витаминов во фруктах
|
1
|
|
1
|
Практическая работа
|
Отчет о работе
|
20.
|
Практическая работа № 8. Влияние антропогенных загрязнителей на содержание витамина С в листьях лука
|
1
|
|
1
|
Практическая работа
|
Отчет о работе
|
21.
|
Гормоны
|
1
|
1
|
|
Лекция
|
Конспект лекции
|
22.
|
Фитотерапия и химиотерапия помогают здоровью человека
|
1
|
1
|
|
Лекция с элементами беседы
|
Конспект лекции
|
23.
|
Лекарственные растения нашего района. Секреты здоровья моей бабушки
|
1
|
1
|
|
Дискуссия
|
Правила сбора и сушки лекарственных растений
|
24.
|
Эколикбез «Лекарства».
|
1
|
|
1
|
Семинар
|
Сообщения
|
25.
|
Эколикбез «Лекарства»
|
1
|
|
1
|
Семинар
|
Стенгазета «Эколикбез»
|
26.
|
Практическая работа № 9. Анализ состава ацетилсалициловой кислоты
|
1
|
|
1
|
Практическая работа
|
Отчет о работе в виде защиты проекта «Можно ли использовать аспирин в качестве консерванта?»
|
Тема 5. Свет и жизнь
|
6
|
4
|
2
|
|
|
27.
|
У порога великой тайны
|
1
|
1
|
|
Урок-исследование
|
Решение проблемных задач
|
28.
|
Роль фотосинтеза в природе и жизни человека
|
1
|
1
|
|
Семинар
|
Сообщения учащихся
|
29.
|
Химия фотосинтеза
|
1
|
1
|
|
Лекция, демонстрационный эксперимент
|
Домашний эксперимент
|
30.
|
Практическая работа № 10. Газообмен при фотосинтезе. Влияние силы света
|
1
|
|
1
|
Практическая работа
|
Отчет о работе
|
31.
|
Практическая работа № 11. Условия, необходимые для фотосинтеза
|
1
|
|
1
|
Практическая работа
|
Отчет о работе
|
32.
|
Космическое путешествие с хлореллой
|
1
|
1
|
|
Урок-путешествие
|
Защита проекта «Полет в космос»
|
Тема 6. Подведём итоги
|
2
|
2
|
|
|
|
33.
|
Конкурс «Самое-самое … вещество»
|
|
1
|
|
Конкурс
|
Сообщения учащихся
|
34.
|
Биохимия – химия жизни
|
|
1
|
|
Конференция
|
Рефераты, компьютерные презентации
|
|
Итого
|
34
|
20
|
14
|
|
|
Литература для учащихся
Габриелян О.С. Химия 10 класс. М. Дрофа. 2011.
Гневина Н.А. Первые русские женщины – доктора наук //Химия в школе. 2004, № 2. С. 67-77.
Конарев Б.Н. Любознательным о химии. Органическая химия. М. Химия. 1982.
Кукушкина Ю.Н. Химия вокруг нас. М. Высшая школа. 1992.
Макаров К.А. Химия и медицина: Книга для чтения. М. Просвещение. 1981.
Овчинников Н.Н., Шиханова Н.М. Фотосинтез. Пособие для учителей. М. Просвещение. 1972.
Овчинников Ю.А., Шамин А.Н. Строение и функции белков. М. Педагогика. 1983.
Сибриков С.Г. Неизвестный доктор Парацельс //Химия в школе. 2002. №10. С. 87-91.
Сало В.М. Парацельс – знаменитый врач и алхимик //Химия в школе. 2004. № 4. С. 77.
Сало В.М. Так был открыт первый витамин //Химия в школе. 2004. № 10. С. 61-68.
Справочник по химии. Пособие для учащихся. М. Просвещение. 1978.
Хромченко М.С. В стране Био… М. Сов. Россия. 1986.
Шульпин Г.Б. Эта удивительная химия. М. Химия. 1984.
Литература для учителя
Артамонова И.Г., Сагайдачная В.В. Практические работы с использованием лекарственных препаратов и средств бытовой химии //Химия в школе. 2002. № 9. С. 73-76.
Астуфуров В.И. Основы химического анализа. Учебное пособие по факультативному курсу. М. Просвещение. 1974.
Арефина О.В. О применении стратегии «Продвинуной лекции» //Химия в школе. 2005. № 2. С. 15-20.
Балаев И.Е. Домашний эксперимент по химии. Пособие для учителей. М. Просвещение. 1977.
Бирюлина Е.В. Эколикбез по теме «Лекарства» //Химия в школе. 2005. №1. С. 25-29.
Габриелян О.С., Ватлина Л.П. Химический эксперимент в школе. 10 класс: учебно-методическое пособие. М. Дрофа. 2005.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия.10 класс: Настольная книга для учителя. М. Дрофа. 2004.
Гусева К.Е., Проскурина И.К. Разработка химического эксперимента с экологическим содержанием //Химия в школе. 2002. №10. С. 72-75.
Джабладзе К.М. Организация лабораторных занятий по теме «Метаболизм углеводов» //Химия в школе. 2005. № 6. С. 64-67.
Ивин М. У порога великой тайны. Л. Детская литература. 1971.
Козлович Ю.П. Модульная технология: изучение полисахаридов //Химия в школе. 2004. № 3. С. 51-54.
Ковалевская Н.И., Апяровичене Е.А. Влияние антропогенных загрязнителей на содержание витамина С в листьях лука //Биология в школе. 2001. № 5. С. 38-41.
Лыгин С.А., Голенищева И.Л. Эксперимент при изучении углеводов //Химия в школе. 2004. № 9. С. 68-69.
Николаев Л.А. Химия жизни. Пособие для учителя. М. Просвещение. 1973.
Радецкий В.А. Тематическая викторина «Химия и медицина» //Химия в школе. 2002. № 10. С. 79-81.
Тетюев В.А. Методика эксперимента по физиологии растений: Пособие для учителя. М. Просвещение. 1980.
Урванцева Г.А., Волкова Н.Л. К изучению биологических функций жиров //Химия в школе. 2004. № 8. С. 64-67.
Филиппович Ю. Б. Основы биохимии. М. Высшая школа. 1985.
Храмов В. А. Папичев Н.В. Курить – здоровью вредить или как обнаружить аминосоединения в табаке //Химия в школе. 2004. № 7. С. 67-68.
Храмов В. А. Аксенова Е.А. Зыкова Е.В. Растворение нерастворимых белков //Химия в школе. 2005. № 3. С. 64-65.
Химия (сборник материалов по организации и введению предпрофильной подготовки учащихся основной школы и профильного обучения в старшей школе). Выпуск 2. – Саратов. ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». 2004.
Яковишин Л.А. Химические опыты с лекарственными веществами //Химия в школе. 2004. № 9. С. 61-66.
Приложение
Тема 6. Подведём итоги
Примерные темы рефератов и проектов к итоговой конференции
«С химией по жизни».
1. Железо и медь в организмах их роль в энергетике клетки.
2. О металлах и ферментах.
3. Фотосинтез глазами химика.
4. Железо и процессы дыхания в живых организмах.
5. Домашняя аптечка.
6. Ароматные вещества.
7. Химия и косметика.
8. Искусственная пища: за и против.
9. Холестерин враг сосудов.
10. Лекарственные растения.
11. Фитотерапия.
12. Генная инженерия.
13. Польза и вред хрустящих сухариков.
14. Можно ли использовать аспирин как консервант?
15. Доктор Парацельс.
16. Первая женщина врач – Юлия Лермонтова. |