Скачать 242.65 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Рабочая программа дисциплины Аналитическая химия и физико-химические методы анализа ________________________________________________ (наименование дисциплины) Направление подготовки _ 240700_ Биотехнология ______________________________________________________________ (указывается наименование направления подготовки) профиль - «Технология белка и биологически активных веществ» Квалификация (степень) ___ Бакалавр Форма обучения ______ очная______ Орел 2012 год Составитель_____Воронкова М.В., к.с.-х.н., доцент______________________ (ФИО, ученая степень, ученое звание) «__» __________20__г. Рецензент__Ермакова Н.В., к.б.н., доцент_______________________________ (ФИО, ученая степень, ученое звание) «__» __________20__г. Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению______240700 Биотехнология_____________________________ и примерной учебной программы_____________________________________ Программа обсуждена на заседании кафедры__ химии___________________ Зав. кафедрой__Ярован Н.И., д.б.н., профессор_________________________ (ФИО, ученая степень, ученое звание) протокол № _____ «__» __________20__г. Проверено: Начальник отдела менеджмента качества УМУ __________________________________________________________________ (ФИО) Лист согласования рабочей программы Декан __Масалов В.Н., д.б.н., профессор_______________________________ (ФИО, ученая степень, ученое звание) «__» __________20__г. Программа принята учебно-методической комиссией по направлению подготовки ______240700 Биотехнология__________ протокол №______________ (направление) Председатель учебно-методической комиссии по направлению подготовки__240700 Биотехнология _________________________________________ _И.В. Горькова, к.с.-х.н., доцент (ФИО, ученая степень, ученое звание) «__» __________20__г. Заведующий выпускающей кафедрой биотехнологии __Павловская Н.Е., д.б.н., профессор_ (ФИО, ученая степень, ученое звание) «__» __________20__г. Директор библиотеки Орел ГАУ__Ишханова Е.В._______________________ (ФИО) «__» __________20__г. Оглавление Введение 1. Цели освоения дисциплины…………………………………………………7 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата, специалитета, магистратуры………………………………………………………………..…………8 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины……………………………………………………………………………..8 4. Объем дисциплины и виды учебной работы…………………….………..9 5.Содержание дисциплины…………………………………………………....10 5.1. Содержание разделов дисциплины………………………………..11 5.2. Лабораторный практикум……………………………………………13 6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов………………………….………….14 7. Рекомендуемая литература…………………………………………………15 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)……….…..16 Введение. Рабочая программа составлена для студентов II-III курса направления подготовки 240700 «Биотехнология», профиль - «Технология белка и биологически активных веществ», квалификация бакалавр и разработана на основе ФГОС высшего профессионального образования 3поколения соответствующей специальности и в соответствии с современным методологическим и научным содержанием курса аналитической химии и физико-химических методов анализа. Для изучения дисциплин «Биохимия», «Физическая и коллоидная химия», «Пищевая химия» и других, необходимо комплексное рассмотрение биологических явлений: с позиции химии, физики, математики. Аналитическая химия является одной из фундаментальных научных дисциплин химического цикла. Курс аналитической химии для студентов биотехнологических специальностей является необходимой базой для успешного изучения как химических, так и биологических дисциплин, а также для учебных практик и спецпрактикумов. 1. Цели освоения дисциплины. Предметом аналитической химии как науки является теория и практика методов химического анализа. Цель преподавания дисциплины - дать знания, сформировать умения и навыки в выборе и реализации современных методов анализа рудного сырья, продукции металлургической и химической промышленности, объектов окружающей среды, природных и техногенных загрязнителей, биологических объектов. В результате изучения дисциплины студент должен знать: - логическую связь между химико-аналитическими свойствами ионов и положением элементов в Периодической системе; - роль аналитической химии в системе наук; - общие теоретические основы химических и физико-химических методов анализа; - метрологические основы аналитической химии; - области применения различных методов анализа при разработке новых технологий, определении природных и техногенных загрязнителей, исследовании биологических объектов; уметь: - на основе теоретических знаний оценить возможности методов, обоснованно выбрать соответствующий метод для решения практической задачи; Студент должен иметь навыки: - в проведении анализов конкретных объектов; - в грамотном использовании приборов и оборудования; - в математической обработке результатов исследования; - в умелом использовании вычислительной техники. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата. Дисциплина относится к вариативным естественнонаучным дисциплинам и основывается на знаниях, навыках и умениях, приобретенных в результате освоения неорганической химии (периодический закон и периодическая система элементов; общие законы химии; химия растворов; растворы сильных и слабых электролитов; кислотно-основное взаимодействие; окислительно - восстановительные процессы; комплексные соединения; гетерогенные процессы; химии элементов); математики (алгебра и элементарные функции; элементы математической статистики; интегральное и дифференциальное исчисление); физики (строение атома, ионизация и диссоциация; законы сохранения энергии, газовые законы; электродные процессы, законы электролиза, электропроводность; оптика, законы поглощения и преломления света); физической химии (законы термодинамики и кинетики, термодинамическая теория ЭДС, равновесия в растворах электролитов, законы межфазного распределения); коллоидной химии (поверхностные явления, высокодисперсные системы, коагуляция и пептизация). 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. Бакалавры в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности, ФГОС ВПО по направлению 240700 – Биотехнология, должны обладать следующими компетенциями:
4. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы. Рекомендуемая форма итогового контроля – зачет.
5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 5.1. Разделы дисциплины и виды занятий
5.2. Содержание разделов дисциплины 1. Введение в аналитическую химию. Предмет, задачи аналитической химии. Методы анализа. Основные этапы развития аналитической химии. Значение аналитической химии. Единицы количества вещества. Выбор метода анализа. Стадии аналитического процесса: Отбор проб. Подготовка пробы к анализу. Стадия измерения. Оценка результатов измерений. 2. Качественный анализ. Классификация ионов. Основные понятия качественного анализа. Аналитические реакции и способы их выполнения. Условия выполнения аналитических реакций. Дробный и систематический анализ. Кислотно-основная классификация катионов. Классификация анионов, основанная на реакциях осаждения. 3. Количественный анализ. Гравиметрический (весовой) метод анализа. Общая характеристика метода. Операции гравиметрии. Применение. Принцип титриметрического анализа. Методы титриметрического анализа. Растворы в титриметрии. Титрование. Кривые и диаграммы титрования. Индикация. Расчеты в титриметрическом анализе. Сущность кислотно-основного титрования. Теории индикаторов кислотно-основного титрования. Порядок титрования. Применение. Методы окислительно-восстановительного титрования. Перманганатометрия. Классификация методов. Индикаторы. Перменганатометрия. Сущность. Титрант, его приготовление. Стандартизация. Т.Э. Индикаторы. Применение. Хроматометрия (Дихроматометрия). Сущность метода. Определение точки эквивалентности. Индикатор метода. Применение. Цериметрия. Сущность метода. Определение точки эквивалентности. Индикатор метода. Применение. Броматометрия. Сущность метода. Определение точки эквивалентности. Индикатор метода. Применение. Йодометрия. Сущность метода. Определение точки эквивалентности. Индикатор метода. Недостатки йодометрии. Виды титрования в йодометрии. Применение. Йодхлориметрия. Сущность метода. Определение точки эквивалентности. Индикатор метода. Применение. Нитритометрия. Сущность метода. Определение точки эквивалентности. Индикатор метода. Применение. Комплексонометрия. Сущность метода. Комплексоны. Приготовление стандартного раствора трилона Б. Способы фиксирования конечной точки титрования. Условия комплексонометрическоro титрования. Способы комплексонометрического титрования. Применение. Осадительное титрование. Классификация методов.Требования к реакциям. Аргентометрия. Меркуриметрия. 4. Физико-химические методы анализа. Общая характеристика физико-химических методов анализа. Классификация физико-химических методов. Оптические методы анализа. Теоретические основы спектральных (оптических) методов анализа, их классификация. Эмиссионный спектральный анализ. Люминесцентный (флуоресцентный) анализ. Абсорбционный спектральный анализ. Атомно-абсорбционный метод. Рефрактометрия. Сущность метода. Область применения рефрактометрии. Электрохимические методы анализа. Электрохимические методы анализа, их классификация, сущность. Потенциометрия и потенциометрическое титрование. Полярографический анализ, теоретические основы метода. Физико-химические методы разделения и концентрирования. Хроматографические методы анализа. Классификация хроматографических методов. Экстракция как метод разделения и концентрирования веществ. Основные термины экстракционного процесса. Кривые титрования. Индикаторные ошибки титрования. Диализ. Электрофорез. Электрофорез в медицине. Электрофорез в научных исследованиях. Радиометрический анализ. Способы радиометрического анализа. Применение радиометрического анализа. Масс-спектрометрический анализ. Сущность масс-спектрометрического анализа. Принцип работы и устройство масс-спектрометра. Источники ионов. Масс-анализаторы. Детекторы. Хромато-масс-спектрометрия. Характеристики масс-спектрометров и масс-спектрометрических детекторов. Применения масс-спектрометрии. 5.3. Лабораторный практикум (3 семестр)
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. 6.1. Перечень домашних задач (Приложение 1). 6.2. Реферативная работа студентов (Приложение 2). 6.3. Контрольные вопросы для самостоятельной работы (Приложение 3). 6.4. Тестовые задания (Приложение 4). 6.5. Перечень вопросов к зачету (приложение 5). 6.6. Экзаменационные билеты (приложение 6). Всего по текущей работе в течение семестра студент может набрать 50 баллов, в том числе: лабораторные работы – 15 баллов; тесты – всего 20 баллов; домашние и индивидуальные задания – 10 баллов; подготовка и защита реферата – 5 баллов.
7. Рекомендуемая литература: а) основная литература: 1. Васильев В.П. Аналитическая химия: в 2 кн.: учебник для студ. вузов / В.П. Васильев . – 5-е изд., стереотип. Кн 1. Титриметрические и гравиметрические методы анализа – М: Дрофа.- 2005 .- 367 с. 2. Васильев В.П.Аналитическая химия: в 2 кн.: учебник для студ. вузов / В.П. Васильев . – 5-е изд., стереотип. Кн 2. Физико-химические методы анализа. М: Дрофа – 2005. – 383 с. 3. Коренман, Я.И. Практикум по аналитической химии. Анализ пищевых продуктов: учеб. пособие для студ. вузов : в 4 кн .- 2-е изд., перераб. и доп. Кн. 1: Титриметрические методы анализа.- М.: КолосС. - 2005 .- 239 с. 4. Коренман, Я.И. Практикум по аналитической химии. Анализ пищевых продуктов: учеб. пособие для студ. вузов : в 4 кн .- 2-е изд., перераб. и доп. Кн. 2 : Оптические методы анализа. - М.: КолосС. - 2005 .- 288 с. 5. Коренман, Я.И. Практикум по аналитической химии. Анализ пищевых продуктов: учеб. пособие для студ. вузов : в 4 кн .- 2-е изд., перераб. и доп. Кн. 3 : Электрохимические методы анализа - М.: КолосС. - 2005 .- 228 с. 6. Коренман, Я.И. Практикум по аналитической химии. Анализ пищевых продуктов: учеб. пособие для студ. вузов : в 4 кн .- 2-е изд., перераб. и доп. Кн. 4 : Хроматографические методы анализа - М.: КолосС. - 2005 .- 296 с.25. 7. Цитович И.К. Курс аналитической химии. 2 изд-во Лань, 2004. б) дополнительная литература: 1. Васильев В.П. Аналитическая химия. Лабораторный практикум / Васильев, Р.П. Морозова, Л.А. Кочергина; под. ред. В.П. Васильева .- 2-е изд., перераб. и доп .- М. : Дрофа, 2004 .- 415 с. 2. Маркина В.М., Тарловская К.З. Количественный анализ. Орёл ГАУ, 2001 (методические указания). 3. Маркина В.М., Тарловская К.З.Качественный анализ. Орёл ГАУ, 2004. 4. Маркина В.М., Тарловская К.З.Задачи и вопросы для самостоятельной работы студентов. ОрёлГАУ, 2005. 5. Маркина В.М. Молекулярно- абсорбционная спектроскопия, (методические указания). Орёл ГАУ,2005. 6. Маркина В.М.Электрохимические методы анализа. Орёл ГАУ, 2005. 7. Маркина В.М., Тарловская К.З., Блинникова В.Д. Учебное пособие по аналитической химии и физико-химическим методам анализа (методическое пособие для самостоятельной работы). ОрёлГАУ, 2006. Химия в сети: 1. Портал фундаментального химического образования в России www.chem.msu.ru 2. Сайт химического факультета МГУ http://www.chem.msu.su/rus/journals/chemlife/welcome.html 3. Мультимедийныйучебник «1С: Репетитор. Химия» http://repetitor.1c.ru/online/disp.asp?10;3 4. Учебник «Открытая химия» http://www.college.ru/chemistry/course/design/index.htm. 5. Гроссе Э, Вайсмантель Х. «Химия для любознательных. Основы химии и занимательные опыты». http://lib.rin.ru/cgi-bin/load/docs.pl?open=15576.txt&page=0. 6. Портал научно-популярной химической информации www.alhimik.ru; 7. Популярная библиотека химических элементов http://n-t.students.ru/ri/ps/ 8. Научный химический журнал - Вестник Московского Университета, серия «Химия» http://www.chem.msu.su/rus/vmgu/welcome.html 9. Журнал «Успехихимии» http://rcr.ioc.ac.ru/ukh.html 10. Электронная периодическая таблица http://www.college.ru/chemistry/applets/ptable.html 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины. Для обеспечения данной дисциплины имеются:
|
Рабочая программа дисциплины Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный... | Рабочая программа дисциплины (модуля) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный... | ||
Рабочая программа дисциплины Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования... | Рабочая программа дисциплины Метрология, стандартизация и сертификация Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный... | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа дисциплины (модуля) «История инженерного дела» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный... | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) «Энергосберегающие технологии в апк» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный... | Рабочая программа дисциплины (модуля) Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования... | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) «История инженерного дела» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный... | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный... | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) «Системы и оборудование для точного земледелия» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный... | Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный аграрный... | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) «биологически активные вещества» Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования... | Рабочая программа дисциплины Материаловедение. Технология конструкционных материалов Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования... | ||
Рабочая программа по дисциплине «Материаловедение. Технология конструкционных материалов» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный... | Рабочая программа дисциплины (модуля) Органическая химия Направление... Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования... |