МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
«Утверждаю»
Проректор по УР Гуляева Т.И.
«____»_______________2013 г.
|
|
Рабочая программа дисциплины (модуля) «Энергосберегающие технологии в АПК»
Направление подготовки 110800 Агроинженерия Профиль подготовки 110801 – Технические системы в агробизнесе Квалификация (степень) магистр Форма обучения - очная
Орел 2013 год
Составитель: Булавинцев Р.А. , к.т.н., доцент _________
«__» __________2013г. Рецензент: к.т.н., доцент Головин С.И._________
«__» __________2013г. Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки (квалификация (степень))110800 – «Агроинженерия» бакалавр Программа обсуждена на заседании кафедры МТП в АПК
протокол №____ от « » 2013г.
Зав. кафедрой к.т.н., доцент Волженцев А.В._________
«__» __________2013г.
Лист согласования рабочей программы
Декан факультета агротехники и энергообеспечения
к.т.н., доцент Коношин И.В._________
«__» __________2013г.
Программа принята учебно-методической комиссией факультета «Агротехники и энергообеспечения» протокол №_____ от __________2013г. Председатель учебно-методической комиссии
к.т.н., доцент Коренев В.Н _________
«__» __________2013г.
Заведующий выпускающей кафедрой Заведующий кафедрой «МТП в АПК»
к.т.н., доцент Волженцев А.В._________
«__» __________2013г.
Директор научной библиотеки
Ишханова Е.В._________
«__» __________2013г.
Оглавление
Введение 4
1.Цели освоения дисциплины. 7
2.Место дисциплины в структуре ООП магистратуры. 8
3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. 8
4.Объем дисциплины и виды учебной работы 9
5.Содержание дисциплины 10
5.1. Содержание модулей и разделов дисциплины 10
5.2.Разделы дисциплин и виды занятий 12
5.3.Тематический план лекций 13
5.4.Практические занятия 13
5. Самостоятельная работа студентов и активные формы обучения 15
6.Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебнометодическое обеспечение самостоятельной работы студентов. 15
7.Учебно-методическое и информационное обеспечение 33
8.Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля). 33
Введение
Рабочая программа по дисциплине «Энергосберегающие технологии в АПК» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 110800 Агроинженерия, профиль подготовки - «Технические системы в агробизнесе» квалификация (степень) «магистр». Включает: цели и задачи дисциплины, требования к уровню усвоения; структуру предмета и распределение часов по семестру; виды и трудоемкость занятий по темам; формы и объем самостоятельной работы; перечень дидактических (демонстрационных) материалов, применяемых при изучении курса и список используемой литературы.
Изучение дисциплины осуществляется по модульному принципу, сущность которого состоит в делении учебного материала на отдельные логически завершенные блоки (модули). Качество их освоения определяется с помощью специальных контрольных мероприятий. Модульное формирование курса позволяет осуществлять перераспределение времени, отводимого учебным планом на отдельные виды учебного процесса, расширяя долю самостоятельной работы студентов. В начале семестра сообщается: количество модулей в семестре, какие разделы дисциплины входят в каждый модуль, график проведения отчета по модулям, условия допуска к отчету по теме модуля. Все это также утверждается на заседании кафедры в начале семестра. Контроль по каждому модулю осуществляется на основе тестирования по основным положениям дисциплины. Тест включает задания в зависимости от темы модуля, на тестирование отводится до одного часа времени;
Основными формами контроля знаний являются самостоятельные работы, тестирование, а также зачеты.
Количество промежуточных этапов контроля учебной работы студентов, их форму, сроки и максимальную оценку их в рейтинговых баллах устанавливается на заседании кафедры “МТП в АПК”. Преподаватель кафедры, ведущий занятия со студенческой группой, обязан информировать группу об этом решении кафедры на первом занятии в семестре.
При изучении данной дисциплины широко используются активные формы обучения. Преподаватель в своей профессиональной деятельности использует ту классификацию и группу методов, которые наиболее полно помогают осуществлению тех дидактических задач, которые он ставит перед занятием. И активные методы обучения являются одним из наиболее эффективных средств вовлечения студентов в учебно-познавательную деятельность.
Основную организационную форму обучения, направленную на первичное овладение знаниями, представляет собой лекции. Главное назначение лекции - обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформировать у обучающихся ориентиры для самостоятельной работы над курсом.
Условно классификацию лекции можно представить следующим образом:
Лекция Проблемная лекция
Лекция-беседа
Лекция с разбором конкретных ситуаций
Лекция - визуализация
Лекция вдвоем
Лекция-дискуссия
Лекция с заранее запланированными ошибками
Лекция-пресс-конференция
Среди всего многообразия форм лекций в данном курсе предпочтение отдается лекции- визуализации.
Данный вид лекции является результатом нового использования принципа наглядности, содержание данного принципа меняется под влиянием данных психолого-педагогической науки, форм и методов активного обучения.
Психологические и педагогические исследования показывают, что наглядность не только способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет активизировать умственную деятельность, глубже проникать в сущность изучаемых явлений показывает его связь с творческими процессами принятия решений, подтверждает регулирующую роль образа в деятельности человека.
Лекция - визуализация учит студентов преобразовывать устную и пись-менную информацию в визуальную форму, что формирует у них профессио-нальное мышление за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания обучения.
Этот процесс визуализации является свертыванием мыслительных содержаний, включая разные виды информации, в наглядный образ; будучи воспринят, этот образ, может быть, развернут и служить опорой для мыслительных и практических действий.
Любая форма наглядной информации содержит элементы проблемной. Поэтому лекция - визуализация способствует созданию проблемной ситуации, разрешение которой в отличие от проблемной лекции, где используются вопросы, происходит на основе анализа, синтеза, обобщения, свертывания или развертывания информации, т.е. с включением активной мыслительной деятельности. Задача преподавателя использовать такие формы наглядности, которые на только дополняли - бы словесную информацию, но и сами являлись носителями информации. Чем больше проблемности в наглядной информации, тем выше степень мыслительной активности студента.
Подготовка лекции преподавателем состоит в том, чтобы изменить, переконструировать учебную информацию по теме лекционного занятия в визуальную форму для представления студентам через технические средства обучения или вручную (схемы, рисунки, чертежи и т.п.). К этой работе могут привлекаться и студенты, у которых в связи с этим будут формироваться соответствующие умения, развиваться высокий уровень активности, воспитываться личностное отношение к содержанию обучения.
Чтение лекции сводится к связному, развернутому комментированию преподавателем подготовленных наглядных материалов, полностью раскрывающему тему данной лекции. Представленная таким образом информация должна обеспечить систематизацию имеющихся у студентов знаний, создание проблемных ситуаций и возможности их разрешения; демонстрировать разные способы наглядности, что является важным в познавательной и профессиональной деятельности.
Лучше всего использовать разные виды визуализации - натуральные, изобразительные, символические, - каждый из которых или их сочетание выбирается в зависимости от содержания учебного материала. При переходе от текста к зрительной форме или от одного вида наглядности к другому может теряться некоторое количество информации. Но это является преимуществом, т.к. позволяет сконцентрировать внимание на наиболее важных аспектах и особенностях содержания лекции, способствовать его пониманию и усвоению.
В лекции-визуализации важна определенная наглядная логика и ритм подачи учебного материала. Для этого можно использовать комплекс технических средств обучения, рисунок, в том числе с использованием гротескных форм, а также цвет, графику, сочетание словесной и наглядной информации. Важны дозировка использования материала, мастерство и стиль общения преподавателя со студентами.
При визуализации знаний важно учитывать:
1) Какую информацию мы визуализируем?
Это могут быть:
• Данные. Визуальное представление количественных данных (например, графики).
• Информация. Наглядное представление данных. Данные переводятся в рисунок, чтобы заполнить выделенное пространство (экран, страница).
• Концепции. Визуализация идей, планов, результатов аналитической работы.
• Стратегии. Систематическое использование взаимодополняющих мето-дов визуализации анализа, развития, определения и взаимодействия элементов в стратегии команды, группы.
• Метафоры. Использование визуальных метафор, чтобы организовать и структурировать знания. Передача понимания о представляемой информации через ключевые характеристики.
• «Солянка». Взаимодополняющее использование различных методов визуализации в одной схеме или рисунке.
2) Что визуализируем?
Это может быть как структура, так и различного рода процессы.
3) Как подробно визуализируем?
• Только детали
• Только общий вид
• Или то, и другое одновременно
4) Для чего визуализируем?
Цель визуализации. Что хотим получить в итоге? Использовать суще-ствующие данные или создать новое знание?
Лекцию-визуализацию лучше всего использовать на этапе введения сту-дентов в новый раздел, тему, дисциплину. Возникающая при этом проблемная ситуация создает психологическую установку на изучение материала, развитие навыков наглядной информации в других видах обучения.
Цели освоения дисциплины.
Цель дисциплины – подготовка специалистов с высоким уровнем знаний, научно технических основ, обоснования и разработки рабочих органов и технологических процессов работы современных сельскохозяйственных машин для осуществления ресурсосберегающих технологий в АПК.
Для достижения цели решаются следующие задачи изучения:
- изучить основные направления ресурсосбережения в АПК;
- более подробно ознакомиться с сущностью технологических процессов, выполняемых рабочими органами сельскохозяйственных машин;
- изучить методы оптимальных технических и технологических регулировок рабочих и вспомогательных органов сельскохозяйственных машин, применительно к конкретным условиям, с учетом энергоресурсосбережения;
- изучить основные направления и тенденции развития научно -технического прогресса в области ресурсосбережения;
- уметь рассчитать стоимость создания и оценить технико-экономические показатели работы новой машины.
Место дисциплины в структуре ООП магистратуры.
Дисциплина «Энергосберегающие технологии в АПК» относиться к вариативной части основной образовательной программы магистратуры по направлению подготовки 110800 Агроинженерия, профиль подготовки - «Технические системы в агробизнесе».
Местом учебной дисциплины является, получение специальных знаний по основам теории расчета и проектирования машин для энергосберегающих технологий применяемых в АПК и их рабочих органов. Специалист должен научиться обосновывать и разрабатывать рабочие и технологические процессы, применяемые при проведении энергосберегающих технологий, а также проектировать новые рабочие органы и машины для их осуществления.
Её изучение базируется на знании дисциплин, усвоение которых необходимо студентам для изучения предлагаемой дисциплины:
- высшая математика;
- физика;
- химия;
- гидравлика;
- теоретическая механика;
- теория механизмов и машин;
- детали машин;
- сопротивление материалов;
- основы земледелия;
- основы надежности;
- экология.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
В результате изучения данной учебной дисциплины у обучающихся формируются следующие общекультурные компетенции:
- способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в смежных областях знаний (ОК-6);
- способность проведения инженерных расчетов для проектирования систем и объектов (ПК-11). В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
условия функционирования технологических машин;
методы расчета рабочих и технологических процессов работы энергосберегающих машин;
методы обоснования, разработки и проектирования основных параметров и режимов работы технологических машин и их рабочих органов;
основные направления и тенденции развития научно - технического прогресса в области энергосберегающих технологий;
методы расчета стоимости создания и оценки технико - экономических показателей работы новой техники;
обосновывать, разрабатывать и проектировать более совершенные рабочие органы, узлы и машины.
Уметь:
практически определять регулировочные и технологические параметры и режимы работы машин;
определять причины нарушения технологического процесса машин и устройств, устранять их неисправности;
осваивать конструкцию перспективных машин и технологических комплексов;
проводить технологические и эксплуатационные расчеты отдельных узлов и механизмов средств механизации;
Владеть:
навыками выполнения настроек оборудования для различных технологических процессов;
методиками технологических и эксплуатационных расчетов.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часа/2зач.ед. Виды учебной нагрузки
| Всего
часов/
зач.ед
| Семестр В
| Аудиторные занятия (всего)
| 36
| 36
| В том числе
|
|
| Лекции
из них с активными формами обучения
| 8
6
| 8
6
| Практические занятия
из них с активными формами обучения
| 28
18
| 28
18
| Самостоятельная работа (всего)
| 36
| 36
| В том числе
|
|
| Самостоятельное изучение теоретического материала
| 26
| 26
| Подготовка к отчету по модулям
| 10
| 10
| Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
| зачет
| зачет
| Общая трудоемкость час/зач. ед
| 72
| 72
| 2
| 2
|
|