«Интуитивная токсикология»: ключевые идеи и возможность их использования для изучения обыденного знания о социальном мире1





Скачать 135.1 Kb.
Название«Интуитивная токсикология»: ключевые идеи и возможность их использования для изучения обыденного знания о социальном мире1
Дата публикации24.07.2013
Размер135.1 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Химия > Документы

«Интуитивная токсикология»: ключевые идеи и возможность их использования для изучения обыденного знания о социальном мире1


К.А. Гаврилов, кандидат социологических наук, старший преподаватель ГУ-ВШЭ, e-mail: gavrilov@socio.msk.ru.
Одно из направлений исследования обыденных или интуитивных теорий в рамках когнитивной науки предполагает сопоставление имеющихся «обыденных теорий», допущений, объяснений с теми, которые являются подлинно научными. Последние и являются тем «стандартом», «объективным» или «научным» описанием / объяснением, с которым можно провести сравнение. В результате интуитивные теории могут быть охарактеризованы как неполные, поверхностные, упрощенные, а также возможно выявление некоторых эффектов, подобных иллюзии «объяснительной глубины» и пр. [Rozenblit and Keil, 2002; Keil, 2003].

Изучение обыденного знания о человеческом поведении и социальном мире наталкивается на ограничение, препятствующее прямому воспроизведению логики указанных исследований. Оно связано со значительной неоднозначностью и неопределенностью «подлинно научных» теорий в этой сфере. Конечно, анализ обыденного знания о человеческом поведении и социальном мире может следовать иной стратегии – работы о роли интенций в объяснении действий, а также в интерпретации социального окружения являются хорошим примером [Knobe, 2003] – однако это не исключает попыток адаптировать исходные предположения, методологию и теоретические шаги, использованные в подходах, основанных на сравнении обыденного и научного знания.

Попытаемся рассмотреть возможность такой адаптации на примере исследовательского подхода, обозначаемого как «интуитивная токсикология». Он выбран главным образом по той причине, что в нем сочетается специфика обоих указанных направлений изучения обыденного знания. С одной стороны, в нем содержится допущение, что существует научное знание о воздействии химических веществ на человеческий организм. С другой стороны, как и в случае научного знания о социальном мире, в сообществе токсикологов отсутствует согласие даже относительно ряда ключевых принципов. В работе токсикологов имеется значительное пространство для неопределенности, связанного и с несовершенством имеющегося знания, и с влиянием ценностей, предубеждений и воздействием других факторов.

Обращение к «интуитивной токсикологии» позволит приблизиться к поставленной цели – выявить методологические и методические решения, которые могут быть использованы в области исследований обыденного знания о социальном мире.
Основные принципы, методология и ключевые результаты «интуитивной токсикологии»

«Интуитивная токсикология» является «боковой ветвью» так называемой «психометрической парадигмы» в области изучения риска [Slovic, 1987; Slovic, 1992; Slovic, 2000]. Это исследовательское направление также связано с работами П.Словика и его коллег, поддержанное рядом других специалистов в области рискологии [Kraus et al., 1992; Neil et al., 1994; Slovic et al., 1995; Malmfors, 1995; Berube, 2008]. Исходное положение состояло в том, что все люди являются «интуитивными токсикологами», которые, полагаясь на свои органы чувств, пытаются определить опасную ли еду они едят, чистым ли воздухом ли они дышат и не причинит ли им ущерб вода, которую они пьют. Все мы владеем «интуитивными токсикологическими теориями», которые позволяют нам ориентироваться в окружающем нас мире химических веществ. Задача этого подхода состояла в изучении когнитивных моделей, допущений, методов вывода, которые и составляют указанные «интуитивные токсикологические теории», сравнивая их научными ториями о ядах и отравлениях, а также с положениями научной оценки риска. Иными словами, в «интуитивной токсикологии» осуществляется попытка реконструировать логику и алгоритмы, с помощью которых непрофессионалы принимают решение о допустимости некоторых действий в условиях риска, опасности и безопасности окружающего их мира.

Различия и сходства обыденного и научного знания о ядах и химикатах выявлялись посредством вопросов, связанных с различными принципами, убеждениями и понятиями, которые гипотетически характеризуют научные оценки риска в области токсикологии. То есть сопоставление интуитивных и научных теорий осуществлялось посредством выявления сходных или различных убеждений, концептуальных рамок, а не конкретных следствий из этих абстрактных принципов. Таким образом предпринимались попытки прояснить специфику объяснительного знания неспециалистов о ядах и химикатах, ведь любое объяснение предполагает использование неких абстрактных суждений, общих принципов и пр.

Эти принципы были отобраны в соответствии с исходными гипотезами о возможных различиях между обыденным и научным восприятием ядов и химикатов. Рубрик, охватывающих связанные принципы, изначально было всего четыре.

Первая касалась общего положения научной токсикологии, согласно которому доза определяет наличие или отсутствие яда. В соответствии с ним практически любое вещество может вызвать отравление при достаточно больших дозах.

Вторая связана с доверием к исследованиям, проводимым на животных. Поскольку оценка риска в этой сфере, как правило, основывается в значительной степени на экстраполяции воздействия химикатов с животного на человеческий организм, различия между обыденным и научным восприятием могут быть существенными.

Третья рубрика связана с оценочным компонентом. Предполагалось, что неспециалисты будут демонстрировать гораздо более негативное отношение к рискам от химических веществ, чем эксперты-токсикологи.

Четвертая касается оценок желания снизить или даже исключить риски, вызываемые химическими веществами, даже при незначительном воздействии этих рисков на человека. Гипотеза состояла в том, что такое желание у неспециалистов проявляется гораздо чаще [Kraus et al., 2000, pp. 287-288].

Каждой из этих рубрик сопоставлялся ряд суждений, с которыми респонденты могли в той или иной степени согласиться. Опрашивались как группы неспециалистов (в том числе репрезентирующие население), так и эксперты-токсикологи. Ответы по одному вопросу из каждой рубрики, демонстрирующему существенные различия между двумя указанными группами, приведены в следующей таблице.

Таблица 1

Примеры суждений о различных аспектах восприятия химических веществ



Вопрос




Полностью согласен

Согласен

Не согласен

Полностью не согласен

З/о, нет ответа



Если Вы подвергаетесь воздействию токсичного вещества, то Ваше здоровье наверняка пострадает.

T

4,3

24,4

53,7

14,0

3,7

Н

34,3

51,2

9,3

3,1

1,9

2d

Если научные данные свидетельствуют о том, что некое вещество вызывает рак у животных, тогда мы можем быть уверены, что это вещество вызывает рак у человека.

T

1,2

39,4

47,3

10,3

1,8

Н

5,4

64,0

22,9

1,9

5,8

3c

Применение химических веществ в большей степени улучшило наше здоровье, чем нанесло ему вред.

T

33,3

59,4

3,0

0,0

4,2

Н

5,5

41,7

26,0

7,9

18,9

4b

Не жалко никаких денег на меры по снижению рисков, связанных с химическими веществами.

T

3,0

12,7

54,2

27,7

2,4

Н

18,2

43,4

28,7

2,7

7,0

Примечание: Т – токсикологи

Н – неспециалисты

Источник: Kraus et al., 2000, pp. 290, 292-294.

Интерпретация результатов основывалась на сравнении распределений ответов, полученных неспециалистами и экспертами-токсикологами. В результате большинство указанных гипотез подтвердилось. Так, главный вывод заключался в том, что неспециалисты принципиально иначе оценивают связь между дозой и негативным воздействием, то есть для них вещества сами по себе являются либо опасными, либо нет, а доза играет второстепенную роль. В то же время были получены и неожиданные результаты: оказалось, что практически не существует различий между представлениями неспециалистов и экспертов относительно обоснованности экстраполяции на людей результатов исследований на животных. Обе группы респондентов разделились в мнении относительно этого принципа, то есть даже значительная часть токсикологов демонстрировала отсутствие доверия к возможности переноса результатов на людей.

Таким образом, специфика методологии «интуитивной токсикологии» определяется следующими решениями:

  1. Использовать для сравнения не «факты» и «конкретные примеры» объяснений, а суждения об общих принципах. Это позволяет «обойти» ограничение «научной токсикологии», связанное с немногочисленностью общепризнанных теорий и «верных» взглядов.

  2. При оценке суждений использовать шкалы, отражающие различные степени согласия – как неспециалистов, так и экспертов. Такое решение позволяет зафиксировать неопределенность в оценках и самих специалистов, которая, как правило, все же отличается от неопределенности обывателей.

  3. Акцентировать внимание на методах, лежащих в основе научного анализа риска, связанного с химическими веществами. Имплицитно допускается, что различие в доверии к ключевым методам (правомерности их применения) определяет и специфику интуитивных / научных теории.


Следствия для изучения обыденного знания о социальном мире

Анализ исследований в рамках «интуитивной токсикологии» позволяет сформулировать два предположения относительно того, какие методологические приемы могут быть использованы в ходе изучения обыденного знания о социальном мире.

Во-первых, возможность сравнения интуитивных и научных представлений об общих принципах и идеях относительно устройства и динамики социальной реальности. Например, о природе социального неравенства, о функционировании социальных институтов, о механизмах трансформации общества, о детерминантах индивидуального действия. В конечном счете, можно ставить и вопрос о том, являются ли «люди с улицы» скорее «скрытыми» (или «наивными») социологами, психологами или биологами при объяснении окружающего их мира, отдельных его аспектов, от чего зависит такая принадлежность, а также насколько «согласованы» между собой объяснения различных феноменов (принадлежат ли они к одной «дисциплине»).

Это сравнение возможно несмотря на то, что научные объяснения характеризуются значительной неопределенностью.

Во-вторых, это изучение восприятия социологической методологии неспециалистами. В качестве объектов для сравнения могут выступать некие общепринятые в социологии положения о методах выборочного обследования (например, о возможности распространения данных выборки на генеральную совокупность), а также об основаниях анализа социологических данных (например, нетождественность высказываний о корреляции и причинно-следственных связях). Некоторые результаты в этом направлении уже есть. Так, Д.Канеман и А.Тверски в качестве одного из эффектов восприятия вероятностных суждений и риска выявили нечувствительность к размеру выборки. Ими была, в частности, предложен эксперимент, в ходе которого респондентам предлагалась следующая ситуация и вопрос:

Некоторый город обслуживается двумя больницами. В большей по размеру больнице рождаются приблизительно 45 младенцев каждый день, а в меньшей больнице, приблизительно 15 младенцев каждый день. Как Вы знаете, приблизительно 50% от всех младенцев - мальчики. Однако точный процент меняется со дня на день. Иногда он может быть выше, чем 50%, иногда ниже.

В течение одного года, каждая больница делала учет тех дней, когда больше чем 60% рожденных младенцев были мальчиками. Какая больница, по вашему мнению, сделала учет большего количества таких дней? [Канеман и Тверски, 2005, с. 20]

Большинство тестируемых оценило вероятность того, что будет более 60% мальчиков, в равной степени и в маленькой, и в большой больнице, что не соответствует принципам статистического вывода.

В качестве другого примера можно привести ситуацию, сформулированную в одном из исследований в рамках «интуитивной токсикологии»:

Жители небольшого населенного пункта (30 тыс. человек) заметили, что каждый год рождается несколько детей с врожденными заболеваниями. Город располагается в местности, где последнее десятилетие используются сельскохозяйственные пестициды. С высокой вероятностью можно утверждать, что пестициды и стали причиной этих пороков развития детей [Kraus et al., 2000, p. 298].

Как и ожидалось, неспециалисты чаще соглашались с этим суждением по сравнению с токсикологами. Можно предположить, что существует множество других ситуаций, в которых люди делают «сильные» выводы о связях, в том числе причинно-следственных, но которые не имеют с точки зрения науки необходимых оснований.

Также из «интуитивной токсикологии» может быть заимствован прием, посредством которого исследователи оценивали логическую последовательность «интуитивных теорий». Для этого П.Словик и коллеги использовали два вопроса, один – об общей связи между дозой и последствиями, а второй – о наличии некоторого порога, ниже которого неблагоприятное воздействие от химиката маловероятно. Респондент имел устойчивую и в некотором смысле последовательную модель восприятия риска в том случае, если он согласен с первым суждением и не согласен со вторым или если он не согласен с первым, но не согласен со вторым [MacGregor et al., 1999, p. 651].

В то же время имеется ряд ограничений, который следует принимать во внимание при заимствовании методологических решений и приемов из «интуитивной токсикологии» для изучения обыденного знания о социальном мире.

  • Трудности в оценке валидности суждений неспециалистов об абстрактных принципах. Иными словами, способность респондентов согласиться с некоторыми общими утверждениями отнюдь не означает, что именно этими принципами они руководствуются при оценке конкретных событий. Так, в рамках «интуитивной токсикологии» было выявлено, что суждения об общих принципах у неспециалистов в значительной степени зависят от актуализации представлений с помощью конкретных примеров. В одном из исследований было задано два практически одинаковых общих вопроса о наличии связи между полученной дозой и последствиями. Однако между ними был поставлен вопрос, в котором эта же связь была раскрыта на конкретном примере. В результате оказалось, то если оценки по первому общему вопросу были в значительной степени поляризованы, то на второй общий вопрос основная масса неспециалистов ответила единообразно (большинство теперь указало, что доза имеет значение) [MacGregor et al., 1999, p. 651]. Этот методологический прием позволил усомниться в том, что суждения респондентов об общих принципах адекватно характеризуют их интуитивные теории, реально применяемые для оценки конкретных фактов (например, опасности того или иного вещества).

  • Ограничения, связанные с отбором экспертов, выступающих в качестве носителей «научных» представлений об изучаемом предмете. Некоторые исследователи предположили, что обнаруживаемые различия представлений неспециалистов и экспертов связаны с социально-демографическими факторами, а не с природой и сущностью обыденного и научного знания. Так, Л.Шёберг полагает, что выявленные П.Словиком и коллегами различия обусловлены, вероятно, смещениями выборки экспертов по полу, возрасту, образованию, а также по методу их опроса (почтовый опрос в сравнении с телефонными интервью неспециалистов). Иными словами, эксперты были преимущественно мужчинами, с высоким образованием, по собственной инициативе отвечающими на анкету и высылающими их по почте – это только некоторые факторы, повлиявшие на полученные результаты [Sjoberg, 2002, pp. 445-446]. С этим предположением согласны Роу и Райт, которые добавляют, что отобранные эксперты совершенно не обязательно специализируются именно в тех сферах, в рамках которых сформулированы вопросы, а используемые ими в реальной практике процедуры оценки риска очень сильно отличаются от шкал, которые используются представителями «интуитивной токсикологии» [Rowe and Wright, 2001, pp. 346-347].

  • Ограниченные возможности использованной методологии для выявления собственно интуитивных моделей и теорий. Дело в том, что на текущем этапе развития «интуитивной токсикологии» эти обыденные модели рассматриваются все же как «отклонения» от достаточно абстрактных, во многом основанных на аксиоматических предположениях научных моделей. Хотя П.Словик и коллеги сами указывают на возможное наличие таких «ненаучных» моделей, они не проводят их систематического изучения и тестирования. Так, они предположили, что одной из них является «модель заражения», согласно которой даже краткосрочный контакт еды или воды с опасным химическим веществом делает из «зараженными», опасными для употребления. Эта модель хорошо знакома нам с детства, указывают исследователи: если ребенок уронил конфету, то она окажется «загрязненной», так что ее следует выкинуть, а не съесть после промывания [Kraus et al., 2000, pp. 310-311]. Однако детального анализа распространенности этой модели, ее «альтернативных» объяснительных возможностей для неспециалистов проведено не было. Лишь косвенно данные указанных опросов свидетельствуют о том, что такая модель действительно имеет место. Полагаем, что совершенствование методов позволило бы представителям «интуитивной токсикологии» приблизиться непосредственно к анализу интуитивных моделей и теорий. В частности, возможно использование широко применяемых в когнитивной науке методов построения различных дилемм, а также виньеток.

Таким образом, ряд положений «интуитивной токсикологии» может быть использован при изучении обыденного знания о социальном мире. При этом следует учитывать некоторые ограничения, связанные, в частности, с используемыми методами сбора и анализа информации, отсутствием детального анализа собственно интуитивных моделей, а также с отмеченными трудностями сравнения мнений неспециалистов и экспертов.
Литература

  1. Канеман Д., Тверски А. (2005) Принятие решений в условиях неопределенности: правила и предубеждения // Принятие решений в неопределенности / Под ред. Д. Канемана, П. Словика и А. Тверски. Х.: Гуманитарный центр. С. 17-36.

  2. Berube D. (2008) Intuitive Toxicology: The Public Perception of Nanoscience // Nanotechnology & Society: Current and Emerging Ethical Issues. Ed. by F. Allhoff, P. Lin. Springer. PP. 91-108.

  3. Keil F. (2003) Folkscience: Coarse Interpretations of a Complex Reality // Trends in Cognitive Sciences. Vol. 7. No. 8 (August). PP. 368-373.

  4. Knobe, J. (2003) Intentional Action in Folk Psychology: An Experimental Investigation // Philosophical Psychology. Vol. 16. No. 2. PP. 309-324.

  5. Kraus N., Malmfors T., Slovic P. (1992) Intuitive Toxicology: Expert and Lay Judgments of Chemical Risks // Risk Analysis. Vol. 12, No. 2, PP. 215-232.

  6. Kraus N., Malmfors T., Slovic P. (2000) Intuitive Toxicology: Expert and Lay Judgments of Chemical Risks // Slovic P. The Perception of Risk. London: Earthscan. PP. 285-315.

  7. MacGregor D., Slovic P., Malmfors T. (1999) ‘‘How Exposed Is Exposed Enough?’’ Lay Inferences About Chemical Exposure // Risk Analysis. Vol. 19. No. 4. PP. 649-659.

  8. Malmfors T. (1995) Intuitive Toxicology III: Expert Judgements of Chemical Risks in Europe // Toxicology Letters. Vol. 78. Suppl. 1. P. 56.

  9. Neil N., Malmfors T., Slovic P. (1994) Intuitive toxicology: Expert and lay judgments of chemical risks // Toxicologic Pathology. Vol. 22. No. 2. PP. 198–201.

  10. Rowe G., Wright G. (2001) Differences in Expert and Lay Judgments of Risk: Myth or Reality? // Risk Analysis. Vol. 21. No. 2. PP. 341-356.

  11. Rozenblit L., Keil F. (2002) The Misunderstood Limits of Folk Science: An Illusion of Explanatory Depth // Cognitive Science: A Multidisciplinary Journal. Vol. 26. No. 5. PP. 521-565.

  12. Sjoberg L. (2002) The Allegedly Simple Structure of Experts' Risk Perception: An Urban Legend in Risk Research // Science, Technology, & Human Values. Vol. 27. No. 4. PP. 443-459.

  13. Slovic P. (1987) Perception of Risk // Science. Vol. 236. PP. 280-285.

  14. Slovic P. (1992) Perceptions of Risk: Reflections on the Psychometric Paradigm // Social Theories of Risk / Ed. by S. Krimsky, D. Golding. L.; N.Y.: Praeger. PP. 117-152.

  15. Slovic P. (2000) The Perception of Risk. London: Earthscan.

  16. Slovic P., Malmfors T., Krewski D., Mertz C. K., Neil N., & Bartlett S. (1995) Intuitive toxicology II: Expert and lay judgments of chemical risks in Canada // Risk Analysis. Vol. 15. No. 6. PP. 661-675.

1 Статья подготовлена в рамках проекта «Обыденное знание о социальном мире как ресурс и ограничение в социологическом исследовании: контуры нового подхода» ЦФИ ГУ-ВШЭ.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Интуитивная токсикология»: ключевые идеи и возможность их использования для изучения обыденного знания о социальном мире1 iconЭлективный курс
Она ориентирована на показ применения полученных из курса физики сведений в повседневной жизни, в быту. В процессе изучения элективного...
«Интуитивная токсикология»: ключевые идеи и возможность их использования для изучения обыденного знания о социальном мире1 iconСтатья «Особенности изучения поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»
Восьмиклассники обогащают свои представления о Лермонтове-художнике, знания о теме и идее литературного произведения, о воплощении...
«Интуитивная токсикология»: ключевые идеи и возможность их использования для изучения обыденного знания о социальном мире1 icon1. Цели и задачи изучения дисциплины
Дать знания по цитологии, эмбриологии, общей и частной гистологии и умения их практического использования, необходимые для успешного...
«Интуитивная токсикология»: ключевые идеи и возможность их использования для изучения обыденного знания о социальном мире1 icon1. Цели и задачи изучения дисциплины
Дать знания по цитологии, эмбриологии, общей и частной гистологии и умения их практического использования, необходимые для успешного...
«Интуитивная токсикология»: ключевые идеи и возможность их использования для изучения обыденного знания о социальном мире1 iconГоу впо «сгга» Кафедра астрономии и гравиметрии утверждаю проректор по учебной работе
В результате обучения студенты должны не только знать научную картину Вселенной, но и использовать знания для изучения и практического...
«Интуитивная токсикология»: ключевые идеи и возможность их использования для изучения обыденного знания о социальном мире1 iconActivate A2
В teacher’s Exam Box (for all levels) даны идеи и информация для того, чтобы учитель мог подготовить учащихся к различным международным...
«Интуитивная токсикология»: ключевые идеи и возможность их использования для изучения обыденного знания о социальном мире1 iconСтатья на тему «Использование проектной деятельности учащихся на уроках английского языка»
Проект – это возможность учащихся выразить свои собственные идеи в удобной для них, творчески продуманной форме
«Интуитивная токсикология»: ключевые идеи и возможность их использования для изучения обыденного знания о социальном мире1 iconРабочая учебная программа «география»
Практических работ –26. Резервное время, при этом, составляет 2 часа и предусматривает возможность некоторого расширения объема и...
«Интуитивная токсикология»: ключевые идеи и возможность их использования для изучения обыденного знания о социальном мире1 iconМодель урока
Обществознание содержит знания об обществе, о законах его развития, об основных сферах общественной жизни, а также о человеке как...
«Интуитивная токсикология»: ключевые идеи и возможность их использования для изучения обыденного знания о социальном мире1 iconЕстественнонаучных и математических дисциплин
Московском психолого-социальном институте. Его цель – сформировать систему знаний по курортному делу и рекреационным услугам как...
«Интуитивная токсикология»: ключевые идеи и возможность их использования для изучения обыденного знания о социальном мире1 iconДокладе описаны ключевые моменты математического моделирования устройств...
В докладе описаны ключевые моменты математического моделирования устройств компенсации реактивной мощности на базе igbt-ключей с...
«Интуитивная токсикология»: ключевые идеи и возможность их использования для изучения обыденного знания о социальном мире1 iconАналитический отчет за 2013-2014 учебный год I
С помощью социального паспорта класса, школы появляется возможность четко спланировать систему работы с обучающимися. Используются...
«Интуитивная токсикология»: ключевые идеи и возможность их использования для изучения обыденного знания о социальном мире1 iconАналитический отчет за 2012-2013 учебный год 1
С помощью социального паспорта класса, школы появляется возможность четко спланировать систему работы с обучающимися. Используются...
«Интуитивная токсикология»: ключевые идеи и возможность их использования для изучения обыденного знания о социальном мире1 iconПроектная деятельность
Проект –это возможность учащимися выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей,...
«Интуитивная токсикология»: ключевые идеи и возможность их использования для изучения обыденного знания о социальном мире1 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Таким образом, цель здоровьесберегающих технологий: обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе,...
«Интуитивная токсикология»: ключевые идеи и возможность их использования для изучения обыденного знания о социальном мире1 iconРешение проблем, актуальных для школьника. Сам термин «ключевые компетентности»
Понятие «компетентностный подход» и «ключевые компетентности» получили распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск