Скачать 135.1 Kb.
|
«Интуитивная токсикология»: ключевые идеи и возможность их использования для изучения обыденного знания о социальном мире1К.А. Гаврилов, кандидат социологических наук, старший преподаватель ГУ-ВШЭ, e-mail: gavrilov@socio.msk.ru. Одно из направлений исследования обыденных или интуитивных теорий в рамках когнитивной науки предполагает сопоставление имеющихся «обыденных теорий», допущений, объяснений с теми, которые являются подлинно научными. Последние и являются тем «стандартом», «объективным» или «научным» описанием / объяснением, с которым можно провести сравнение. В результате интуитивные теории могут быть охарактеризованы как неполные, поверхностные, упрощенные, а также возможно выявление некоторых эффектов, подобных иллюзии «объяснительной глубины» и пр. [Rozenblit and Keil, 2002; Keil, 2003]. Изучение обыденного знания о человеческом поведении и социальном мире наталкивается на ограничение, препятствующее прямому воспроизведению логики указанных исследований. Оно связано со значительной неоднозначностью и неопределенностью «подлинно научных» теорий в этой сфере. Конечно, анализ обыденного знания о человеческом поведении и социальном мире может следовать иной стратегии – работы о роли интенций в объяснении действий, а также в интерпретации социального окружения являются хорошим примером [Knobe, 2003] – однако это не исключает попыток адаптировать исходные предположения, методологию и теоретические шаги, использованные в подходах, основанных на сравнении обыденного и научного знания. Попытаемся рассмотреть возможность такой адаптации на примере исследовательского подхода, обозначаемого как «интуитивная токсикология». Он выбран главным образом по той причине, что в нем сочетается специфика обоих указанных направлений изучения обыденного знания. С одной стороны, в нем содержится допущение, что существует научное знание о воздействии химических веществ на человеческий организм. С другой стороны, как и в случае научного знания о социальном мире, в сообществе токсикологов отсутствует согласие даже относительно ряда ключевых принципов. В работе токсикологов имеется значительное пространство для неопределенности, связанного и с несовершенством имеющегося знания, и с влиянием ценностей, предубеждений и воздействием других факторов. Обращение к «интуитивной токсикологии» позволит приблизиться к поставленной цели – выявить методологические и методические решения, которые могут быть использованы в области исследований обыденного знания о социальном мире. Основные принципы, методология и ключевые результаты «интуитивной токсикологии» «Интуитивная токсикология» является «боковой ветвью» так называемой «психометрической парадигмы» в области изучения риска [Slovic, 1987; Slovic, 1992; Slovic, 2000]. Это исследовательское направление также связано с работами П.Словика и его коллег, поддержанное рядом других специалистов в области рискологии [Kraus et al., 1992; Neil et al., 1994; Slovic et al., 1995; Malmfors, 1995; Berube, 2008]. Исходное положение состояло в том, что все люди являются «интуитивными токсикологами», которые, полагаясь на свои органы чувств, пытаются определить опасную ли еду они едят, чистым ли воздухом ли они дышат и не причинит ли им ущерб вода, которую они пьют. Все мы владеем «интуитивными токсикологическими теориями», которые позволяют нам ориентироваться в окружающем нас мире химических веществ. Задача этого подхода состояла в изучении когнитивных моделей, допущений, методов вывода, которые и составляют указанные «интуитивные токсикологические теории», сравнивая их научными ториями о ядах и отравлениях, а также с положениями научной оценки риска. Иными словами, в «интуитивной токсикологии» осуществляется попытка реконструировать логику и алгоритмы, с помощью которых непрофессионалы принимают решение о допустимости некоторых действий в условиях риска, опасности и безопасности окружающего их мира. Различия и сходства обыденного и научного знания о ядах и химикатах выявлялись посредством вопросов, связанных с различными принципами, убеждениями и понятиями, которые гипотетически характеризуют научные оценки риска в области токсикологии. То есть сопоставление интуитивных и научных теорий осуществлялось посредством выявления сходных или различных убеждений, концептуальных рамок, а не конкретных следствий из этих абстрактных принципов. Таким образом предпринимались попытки прояснить специфику объяснительного знания неспециалистов о ядах и химикатах, ведь любое объяснение предполагает использование неких абстрактных суждений, общих принципов и пр. Эти принципы были отобраны в соответствии с исходными гипотезами о возможных различиях между обыденным и научным восприятием ядов и химикатов. Рубрик, охватывающих связанные принципы, изначально было всего четыре. Первая касалась общего положения научной токсикологии, согласно которому доза определяет наличие или отсутствие яда. В соответствии с ним практически любое вещество может вызвать отравление при достаточно больших дозах. Вторая связана с доверием к исследованиям, проводимым на животных. Поскольку оценка риска в этой сфере, как правило, основывается в значительной степени на экстраполяции воздействия химикатов с животного на человеческий организм, различия между обыденным и научным восприятием могут быть существенными. Третья рубрика связана с оценочным компонентом. Предполагалось, что неспециалисты будут демонстрировать гораздо более негативное отношение к рискам от химических веществ, чем эксперты-токсикологи. Четвертая касается оценок желания снизить или даже исключить риски, вызываемые химическими веществами, даже при незначительном воздействии этих рисков на человека. Гипотеза состояла в том, что такое желание у неспециалистов проявляется гораздо чаще [Kraus et al., 2000, pp. 287-288]. Каждой из этих рубрик сопоставлялся ряд суждений, с которыми респонденты могли в той или иной степени согласиться. Опрашивались как группы неспециалистов (в том числе репрезентирующие население), так и эксперты-токсикологи. Ответы по одному вопросу из каждой рубрики, демонстрирующему существенные различия между двумя указанными группами, приведены в следующей таблице. Таблица 1 Примеры суждений о различных аспектах восприятия химических веществ
Примечание: Т – токсикологи Н – неспециалисты Источник: Kraus et al., 2000, pp. 290, 292-294. Интерпретация результатов основывалась на сравнении распределений ответов, полученных неспециалистами и экспертами-токсикологами. В результате большинство указанных гипотез подтвердилось. Так, главный вывод заключался в том, что неспециалисты принципиально иначе оценивают связь между дозой и негативным воздействием, то есть для них вещества сами по себе являются либо опасными, либо нет, а доза играет второстепенную роль. В то же время были получены и неожиданные результаты: оказалось, что практически не существует различий между представлениями неспециалистов и экспертов относительно обоснованности экстраполяции на людей результатов исследований на животных. Обе группы респондентов разделились в мнении относительно этого принципа, то есть даже значительная часть токсикологов демонстрировала отсутствие доверия к возможности переноса результатов на людей. Таким образом, специфика методологии «интуитивной токсикологии» определяется следующими решениями:
Следствия для изучения обыденного знания о социальном мире Анализ исследований в рамках «интуитивной токсикологии» позволяет сформулировать два предположения относительно того, какие методологические приемы могут быть использованы в ходе изучения обыденного знания о социальном мире. Во-первых, возможность сравнения интуитивных и научных представлений об общих принципах и идеях относительно устройства и динамики социальной реальности. Например, о природе социального неравенства, о функционировании социальных институтов, о механизмах трансформации общества, о детерминантах индивидуального действия. В конечном счете, можно ставить и вопрос о том, являются ли «люди с улицы» скорее «скрытыми» (или «наивными») социологами, психологами или биологами при объяснении окружающего их мира, отдельных его аспектов, от чего зависит такая принадлежность, а также насколько «согласованы» между собой объяснения различных феноменов (принадлежат ли они к одной «дисциплине»). Это сравнение возможно несмотря на то, что научные объяснения характеризуются значительной неопределенностью. Во-вторых, это изучение восприятия социологической методологии неспециалистами. В качестве объектов для сравнения могут выступать некие общепринятые в социологии положения о методах выборочного обследования (например, о возможности распространения данных выборки на генеральную совокупность), а также об основаниях анализа социологических данных (например, нетождественность высказываний о корреляции и причинно-следственных связях). Некоторые результаты в этом направлении уже есть. Так, Д.Канеман и А.Тверски в качестве одного из эффектов восприятия вероятностных суждений и риска выявили нечувствительность к размеру выборки. Ими была, в частности, предложен эксперимент, в ходе которого респондентам предлагалась следующая ситуация и вопрос: Некоторый город обслуживается двумя больницами. В большей по размеру больнице рождаются приблизительно 45 младенцев каждый день, а в меньшей больнице, приблизительно 15 младенцев каждый день. Как Вы знаете, приблизительно 50% от всех младенцев - мальчики. Однако точный процент меняется со дня на день. Иногда он может быть выше, чем 50%, иногда ниже. В течение одного года, каждая больница делала учет тех дней, когда больше чем 60% рожденных младенцев были мальчиками. Какая больница, по вашему мнению, сделала учет большего количества таких дней? [Канеман и Тверски, 2005, с. 20] Большинство тестируемых оценило вероятность того, что будет более 60% мальчиков, в равной степени и в маленькой, и в большой больнице, что не соответствует принципам статистического вывода. В качестве другого примера можно привести ситуацию, сформулированную в одном из исследований в рамках «интуитивной токсикологии»: Жители небольшого населенного пункта (30 тыс. человек) заметили, что каждый год рождается несколько детей с врожденными заболеваниями. Город располагается в местности, где последнее десятилетие используются сельскохозяйственные пестициды. С высокой вероятностью можно утверждать, что пестициды и стали причиной этих пороков развития детей [Kraus et al., 2000, p. 298]. Как и ожидалось, неспециалисты чаще соглашались с этим суждением по сравнению с токсикологами. Можно предположить, что существует множество других ситуаций, в которых люди делают «сильные» выводы о связях, в том числе причинно-следственных, но которые не имеют с точки зрения науки необходимых оснований. Также из «интуитивной токсикологии» может быть заимствован прием, посредством которого исследователи оценивали логическую последовательность «интуитивных теорий». Для этого П.Словик и коллеги использовали два вопроса, один – об общей связи между дозой и последствиями, а второй – о наличии некоторого порога, ниже которого неблагоприятное воздействие от химиката маловероятно. Респондент имел устойчивую и в некотором смысле последовательную модель восприятия риска в том случае, если он согласен с первым суждением и не согласен со вторым или если он не согласен с первым, но не согласен со вторым [MacGregor et al., 1999, p. 651]. В то же время имеется ряд ограничений, который следует принимать во внимание при заимствовании методологических решений и приемов из «интуитивной токсикологии» для изучения обыденного знания о социальном мире.
Таким образом, ряд положений «интуитивной токсикологии» может быть использован при изучении обыденного знания о социальном мире. При этом следует учитывать некоторые ограничения, связанные, в частности, с используемыми методами сбора и анализа информации, отсутствием детального анализа собственно интуитивных моделей, а также с отмеченными трудностями сравнения мнений неспециалистов и экспертов. Литература
1 Статья подготовлена в рамках проекта «Обыденное знание о социальном мире как ресурс и ограничение в социологическом исследовании: контуры нового подхода» ЦФИ ГУ-ВШЭ. |
Элективный курс Она ориентирована на показ применения полученных из курса физики сведений в повседневной жизни, в быту. В процессе изучения элективного... | Статья «Особенности изучения поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» Восьмиклассники обогащают свои представления о Лермонтове-художнике, знания о теме и идее литературного произведения, о воплощении... | ||
1. Цели и задачи изучения дисциплины Дать знания по цитологии, эмбриологии, общей и частной гистологии и умения их практического использования, необходимые для успешного... | 1. Цели и задачи изучения дисциплины Дать знания по цитологии, эмбриологии, общей и частной гистологии и умения их практического использования, необходимые для успешного... | ||
Гоу впо «сгга» Кафедра астрономии и гравиметрии утверждаю проректор по учебной работе В результате обучения студенты должны не только знать научную картину Вселенной, но и использовать знания для изучения и практического... | Activate A2 В teacher’s Exam Box (for all levels) даны идеи и информация для того, чтобы учитель мог подготовить учащихся к различным международным... | ||
Статья на тему «Использование проектной деятельности учащихся на уроках английского языка» Проект – это возможность учащихся выразить свои собственные идеи в удобной для них, творчески продуманной форме | Рабочая учебная программа «география» Практических работ –26. Резервное время, при этом, составляет 2 часа и предусматривает возможность некоторого расширения объема и... | ||
Модель урока Обществознание содержит знания об обществе, о законах его развития, об основных сферах общественной жизни, а также о человеке как... | Естественнонаучных и математических дисциплин Московском психолого-социальном институте. Его цель – сформировать систему знаний по курортному делу и рекреационным услугам как... | ||
Докладе описаны ключевые моменты математического моделирования устройств... В докладе описаны ключевые моменты математического моделирования устройств компенсации реактивной мощности на базе igbt-ключей с... | Аналитический отчет за 2013-2014 учебный год I С помощью социального паспорта класса, школы появляется возможность четко спланировать систему работы с обучающимися. Используются... | ||
Аналитический отчет за 2012-2013 учебный год 1 С помощью социального паспорта класса, школы появляется возможность четко спланировать систему работы с обучающимися. Используются... | Проектная деятельность Проект –это возможность учащимися выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Таким образом, цель здоровьесберегающих технологий: обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе,... | Решение проблем, актуальных для школьника. Сам термин «ключевые компетентности» Понятие «компетентностный подход» и «ключевые компетентности» получили распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями... |