1. Цели и задачи изучения дисциплины





Скачать 457.56 Kb.
Название1. Цели и задачи изучения дисциплины
страница1/3
Дата публикации05.03.2015
Размер457.56 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Военное дело > Программа
  1   2   3





МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации


«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой ______________ Декан факультета _____________

___________________________ _____________________________

«___»_______________2012 г. «___»_______________2012 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине___ гистология, эмбриология, цитология

По направлению подготовки__060105 медико-профилактическое дело

Курс__1 и 2

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)___экзамен_______

Кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии______________

Трудоемкость дисциплины 216 (час.)/ 6 (зач. ед.)

Архангельск, 2012

1. Цели и задачи изучения дисциплины

Дать знания по цитологии, эмбриологии, общей и частной гистологии и умения их практического использования, необходимые для успешного освоения смежных медико-биологических и клинических дисциплин, а так же в работе врача.

Задачами изучения дисциплины является усвоение закономерностей развития, строения, гистофизиологии тканей и органов и, через познание взаимосвязи строения и функции, понимание нормальной жизнедеятельности организма человека. Выполнение этих задач в указанном ниже объеме обеспечивает достижение целей обучения на кафедре:
2.Место дисциплины в структуре ООП

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки__060105 медико-профилактическое дело

Цикл (раздел) ООП, к которому относится данная дисциплина -математический, естественно-научный.

Дисциплины, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее: нормальная физиология, микробиология, иммунология, патологическая анатомия, патофизиология.
3. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

Требования к уровню освоения дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО.

Студент, изучивший дисциплину, должен знать:

  1. Общие закономерности, присущие клеточному уровню организации живой материи, и конкретные особенности клеток различных тканей.

  2. Общие закономерности организации живой материи, присущие тканевому уровню организации.

  3. Принципы развития живой материи, гистогенеза и органогенеза, особенности развития зародыша у человека.

  4. Тонкое (микроскопическое) строение структур тела человека для последующего изучения сущности их изменений при болезнях и лечении.

  5. Принципы нейро-эндокринной регуляции органов и тканей.


Студент должен уметь:

  1. Микроскопировать гистологические препараты

  2. Подсчитать лейкоцитарную формулу.

  3. «Читать» под микроскопом гистологические, эмбриональные и некоторые гистохимические препараты.

  4. «Читать» гистологические и эмбриологические

микрофотографии и рисунки.

  1. «Читать» электронные микрофотографии клеток и внеклеточных структур тканей и органов.

  2. Составить протокол (письменное описание) и дать устное описание изучаемых объектов.

  3. Иметь навыки чтения научной литературы и написание рефератов.


Студент должен владеть:

1. Техникой микроскопирования гистологических препаратов.

2. Техникой чтения электронных микрофотографий клеток и внеклеточных структур.
Компетенции, формируемые при изучении дисциплины,

Общекультурные компетенции

Коды формируемых компетенций

готовность к самостоятельной, индивидуальной работе, способностью к самосовершенствованию, саморегулированию, самореализации;


ОК-8

Профессиональные компетенции




способность и готовность к формулировке, оценке и проверке гипотез, объясняющих причину, условия и механизм возникновения заболеваний, их распространения;


ПК-16

способностью и готовностью к формулировке, оценке и проверке гипотез, объясняющих причину, условия и механизм возникновения заболеваний и их распространения;


ПК-35


4.Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц.


Вид учебной работы

Всего часов


Семестр


Аудиторные занятия (всего)







В том числе:







Лекции (Л)

40

2 (20часов)

3 (20часов)

Практические занятия (ПЗ)

80

2 (46 часов)

3 (34 часа)

Самостоятельная работа (всего)

60

2 (30 часов)

3 (30 часов)

Экзамен

36

3

Общая трудоемкость (час.)


216

2 (96 часов)

3 (120 часов)


5.Содержание дисциплины

5.2. Содержание разделов

Раздел 1. Цитология

Тема1. Введение. Гистологическая техника.

Предмет и задачи курса гистологии с основами цитологии и эмбриологии. Место этих дисциплин в системе медицинского образования. Связь с другими клиническими дисциплинами. Их роль в практической деятельности врача. История развития гистологии. Основные понятия и термины. Типы гистологических структур.

Тема 2. Цитология.

Основные положения клеточной теории. Понятие об элементарной цитоплазматической мембране. Цитоплазма и органеллы. Мембранные и не- мембранные органеллы. Их структурная организация и функциональное значение. Включения, классификация, их роль в жизнедеятельности клетки.

Тема 3. Ядро. Клеточный цикл. Способы репродукции клеток.

Строение и функция ядра клетки. Структура кариолеммы, взаимосвязь ядра и цитоплазмы. Организация и типы хроматина, половой хроматин, строение ядрышка. Митотический цикл, его фазы и их значение. Виды деления клеток. Митоз, амитоз, мейоз. Полиплоидия и анеуплоидия, их значение.

Раздел 2. Эмбриология

Тема 4. Эмбриология высших позвоночных и человека

Предмет и задачи эмбриологии: сравнительная эмбриология как основа для понимания эмбрионального развития человека. Половые клетки их отличие от соматических клеток. Основные этапы эмбрионального развития животного и человека. Детерминация и дифференцировка. Характеристика свойств зародышевых листков. Способы закладки и дифференцировки мезодермы. Образование осевого комплекса как переход к органогенезу.

Тема 5. Эмбриология человека. Внезародышевые органы.

Этапы эмбриогенеза. Формирование, источники развития и функциональное значение внезародышевых органов. Образование хориона и плаценты. Типы плацент. Иммунологическая совместимость плода и матери. Современные технологии лечения бесплодия (видеофильм).

Раздел 3. Общая гистология

Тема 6. Общие понятия о ткани. Эпителии.

Ткань как один из уровней организации живого вещества. Обновление тканей и тканевой камбий. Типизация тканей по организации их камбия и репаративная регенерация тканей. Классификация тканей и основные группы тканей.


Общая характеристика эпителиальных тканей. Морфологическая, функциональная и генетическая характеристика эпителиев. Железистый эпителий как важнейшая ткань железы. Классификация желез. Экзо- и эндокринные железы. Типы экзокринных желез.

Тема 7. Опорно-трофические ткани. Кровь.

Общая характеристика тканей внутренней среды, их классификация и принципы организации. Кровь, ее функции. Плазма крови. Форменные элементы крови, их классификация, морфология и функциональное значение. Понятие о гемограмме и лейкоцитарной формуле, их значение для клиники. Возрастные изменения гемограммы. Лимфа, ее состав и значение.

Тема 8. Волокнистые соединительные ткани.

Собственно соединительные ткани (волокнистые). Общая характеристика и значение межклеточного вещества. Клетки рыхлой соединительной ткани. Макрофаги (гистиоциты), их роль в защитных реакциях организма, строение и происхождение. Понятие о макрофагической системе. Плотные соединительные ткани. Соединительные ткани со специальными свойствами.

Тема 9. Хрящевая ткань.

Общая морфологическая и гистохимическая характеристика. Хрящевые клетки (хондроциты, хондорбласты). Межклеточное вещество. Виды хрящевой ткани. Рост хряща. Регенерация хрящевой ткани.

Тема 10. Костные ткани.

Общая морфофункциональная характеристика, классификация. Клетки костной ткани. Межклеточное вещество костной ткани. Регенерация костной ткани. Кость как орган. Микроскопическое строение трубчатой кости и плоских костей. Прямой и непрямой остеогенез. Перестройка кости во время роста организма. Факторы, влияющие на рост костей.

Тема 11. Мышечные ткани.

Мышечные ткани соматического типа, гистогенез. Мышечное волокно как структурная единица ткани. Мышца как орган, ее строение, иннервация и васкуляризация. Регенерация мышц. Поперечно-полосатая мышечная ткань целомического типа (сердечная мышечная ткань). Атипическая сердечная мышечная ткань, ее морфофункциональные особенности. Возможности регенерации сердечной мышцы. Гладкая мышечная ткань мезенхимного происхождения. Гистогенез, гладкой мускулатуры. Клеточно-дифферонная организация гладкой мышечной ткани. Структура популяции гладких миоцитов дифинитивной гладкой мускулатуры. Виды лейомиоцитов и особенности их организации. Организация сократительного аппарата и механизм сокращения гладких миоцитов. Регенерация гладкой мускулатуры.

Тема 12. Нервная ткань.

Гистогенез нервной ткани и их классификация. Нейроны, их морфологическая и функциональная классификация. Макроглия. Классификация, функциональное значение и строение. Микроглия, ее генетическая принадлежность к макрофагальной системе и морфофункциональные свойства.

Тема 13. Нервные волокна, нервные окончания, периферический нерв.

Классификация, строение и функции, регенерация нервных волокон. Особенности миелинизации нервных волокон у детей. Нервные окончания. Классификация нервных окончаний. Синапсы, и их роль в передаче возбуждения по цепи нейронов. Рефлекторные дуги - структурно- функциональные единицы нервной системы, их нейрональный состав.

Раздел 3. Частная гистология

Тема 14. Органы нервной системы

Спинной мозг. Цитоархитектоника серого вещества и миелоархитектоника белого вещества. Автономная нервная система. Общая морфо- функциональная характеристика. Типы рефлекторных дуг. Особенности строения рефлекторных дуг автономной нервной системы.

Тема 15. Кора головного мозга. Мозжечок. Цитоархитектоника, нейронный состав и слои коры больших полушарий, межнейрональные связи. Представление о модульной организации коры. Строение и нейронный состав коры мозжечка.

Тема 16. Органы чувств. Органы зрения, обоняния.

Понятие об анализаторах. Классификация органов чувств по строению рецепторного аппарата. Орган зрения. Развитие, строение. Нейрональный состав сетчатки. Вспомогательные части глаза: веки, слезный аппарат, мышцы глазного яблока. Орган обоняния. Обонятельный эпителий. Обонятельные нейросенсорные клетки. Гистофизиология обоняния.

Тема 17. Органы слуха, равновесия и вкуса. Общая морфофункциональная характеристика. Внутреннее ухо: костный и перепончатый лабиринты. Вестибулярная часть перепончатого лабиринта. Рецепторные отделы сферических мешочков и полукружных каналов, их клеточный состав. Гистофизиология восприятия звуков. Орган вкуса. Общая морфо- функциональная характеристика. Гистофизиология органа вкуса.

Тема 18. Сердечно-сосудистая система.

Онтогенез сердечно-сосудистой системы. Классификация кровеносных и лимфатических сосудов. Артерии и вены. Гистологические элементы стенки сосудов и их значение. Связь микроскопического строения с условиями гемодинамики в нем. Сосуды микроциркуляторного русла. Строение, гемодинамические особенности, значение в обмене веществ и депонировании крови. Сердце. Общая морфо- функциональная характеристика. Ультраструктурная и цитохимическая характеристика клеточных элементов проводящей системы. Значение ПСС в работе сердца.

Тема 19. Кроветворение.

Развитие крови, как ткани (эмбриональный гемопоэз). Постэмбриональный гемопоэз. Теории кроветворения. А.А. Максимов и его роль в создании унитарной теории кроветворения. Понятие и колониеобразующих единицах. Стволовые клетки крови и их свойства. Морфологически идентифицируемые стадии развития клеток крови. Структурная характеристика клеток в дифферонах эритроцитов, гранулоцитов, моноцитов. Регуляция гемопоэза. Строение и функции костного мозга.

Тема 20. Система иммунной защиты.

Основные понятия: иммунитет, антиген, антитело. Лимфопоэз. Антигеннезависимая и антигензависимая дифференцировка лимфоцитов. Типы Т и В лимфоцитов и их кооперация при развитии иммунной реакции. Клеточный и гуморальный тип иммунитета. Центральные и периферические органы иммунной системы.

Тема 21. Эндокринная система.

Общая характеристика эндокринной системы, особенности гистофизиологии эндокринных желез. Классификация желез внутренней секреции. Гипоталямо-гипофизарная система. Эпифиз. Строение и предполагаемые функции эпифиза. Периферические железы. Физиологическая и репаративная регенерация тканей желез внутренней секреции. Морфофункциональные изменения желез в детском, пожилом и старческом возрасте.

Тема 22. Пищеварительная система. Ротовая полость.

Общий принцип организации строения стенки желудочно-кишечного тракта. Эмбриональное развитие пищеварительной системы. Строение слизистой оболочки ротовой полости. Строение губы, щеки, языка. Зубы. Эмаль, дентин, цемент: строение, химический состав. Пульпа зуба. Периодонт. Развитие зубов.

Тема 23. Миндалины, слюнные железы.

Слюнные железы, классификация. Большие слюнные железы. Эмбриональное развитие. Строение и гистофизиология. Экзо- и эндокринные функции. Особенности строения миндалин. Их значение.

Тема 24. Пищевод, желудок, кишечник.

Строение и тканевой состав органов. Цитофизиология экзо- и эндокринных желез. Строение стенки и ее тканевой состав в различных отделах кишечника. Система крипта- ворсинка, как структурно- функциональная единица. Виды клеток эпителия ворсинок и крипт, их

строение и цитофизиология. Гистофизиология пристеночного пищеварения и всасывания. Червеобразный отросток. Особенности его строение и значение. Эндокринный аппарат пищеварительного канала, его цитофункциональные характеристики, понятие о АПУД системе. Лимфоидный аппарат пищеварительного тракта. Морфо- функциональная характеристика. Понятие о местном иммунитете.

Тема 25. Печень, поджелудочная железа.

Общая морфо-функциональная характеристика. Особенности кровоснабжения. Строение дольки как структурно-функциональной единицы печени. Регенерация. Особенности строения печени новорожденных. Морфофункциональные характеристики печени детей раннего возраста и при старении организма. Общая морфо-функциональная характеристика поджелудочной железы. Строение экзокринного и эндокринного отделов.

Тема 26. Кожа и ее производные.

Морфо-функциональная характеристика и тканевой состав кожи. Эпидермис. Понятие о клеточно- дифферонном составе эпидермиса. Местная система иммунологического надзора эпидермиса. Дерма. Сосочковый и сетчатый слои, их тканевой состав. Железы кожи, волосы, ногти.

Тема 27. Органы дыхания.

Морфо-функциональная характеристика дыхательной системы. Воздухоносные пути и респираторный отдел. Особенности строения стенки воздухоносных путей: носовой полости, гортани, трахеи и главных бронхов. Тканевой состав и гистофункциональная характеристика их оболочек. Клеточный состав эпителия слизистой оболочки. Ацинус как морфо- функциональная единица легкого. Структурные компоненты ацинуса. Аэрогематический барьер и его значение в газообмене. Строение легкого новорожденных (живо- и мертворожденных). Развитие легкого в постнатальном периоде. Возрастные изменения легкого в процессе старения.

Тема 28. Мочевыделительная система.

Морфо- функциональная характеристика системы мочевых органов. Эмбриональное развитие. Нефрон - как морфофункциональная единица почки, его строение. Понятие и строение противоточной системы почки. Морфо- функциональные основы регуляции процесса мочеобразования. Эндокринный аппарат почки: юкстагломерулярный комплекс и интерстициальные клетки. Их строение и функция. Мочевыводящие пути.

Тема 29. Мужская половая система.

Морфо-функциональная характеристика системы половых органов. Эмбриональное развитие. Мужские половые органы. Общая морфофункциональная характеристика семенников. Извитые семенные канальцы, строение стенки. Сперматогенез. Эндокринная функция яичка. Гематотестикулярный барьер. Регуляция генеративной и эндокринной функции яичка. Особенности яичка новорожденного, до периода полового созревания в период половой зрелости и при старении организма. Возможность повреждающего действия на яички физико - химических факторов - радиация, алкоголь, температура, и др. в связи с их морфофункциональными особенностями. Семявыносящие пути. Предстательная железа. Их строение и функции.

Тема 30. Женская половая система.

Женские половые органы. Гистогенез. Общая морфофункциональная характеристика яичника. Овогенез. Отличия овогенеза от сперматогенеза. Эндокринная функция яичника: женские половые гормоны и вырабатывающие их клеточные элементы. Особенности яичника новорожденных до полового созревания, в период половой зрелости и при старении. Маточные трубы. Строение и функции. Матка. Общая морфо- функциональная характеристика. Менструальный цикл и его фазы. Особенности строения эндометрия в различные фазы цикла. Связь циклических изменений эндометрия и яичника. Перестройка матки при беременности и после родов. Особенности матки новорожденных, девочек до полового созревания, в период полового созревания, у взрослых женщин и при старении. Грудная (молочная) железа. Общая морфо- функциональная характеристика. Постнатальные изменения. Функциональная морфология лактирующей и нелактирующей (нефункционирующей и после лактации) молочной железы. Нейро- эндокринная регуляция функций молочных желез в ходе овариально- менструального цикла и при беременности.




  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Цели и задачи изучения дисциплины icon1. Цель и задачи освоения дисциплины Целью изучения дисциплины является...
Для достижения данной цели в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи
1. Цели и задачи изучения дисциплины icon1. Цель и задачи освоения дисциплины Целью изучения дисциплины является...
Для достижения данной цели в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи
1. Цели и задачи изучения дисциплины icon1 Цели и задачи изучения дисциплины
...
1. Цели и задачи изучения дисциплины iconУчебно-методический комплекс опд. Ф. 12 Социальная педагогика (указывается...
Для реализации поставленной цели необходимо последовательно решить следующие основные учебные задачи
1. Цели и задачи изучения дисциплины icon1 Цели и задачи изучения дисциплины
Целью изучения дисциплины является усвоение студентами системы теоретических знаний, научных рекомендаций и приобретение на их основе...
1. Цели и задачи изучения дисциплины icon1. Цели и задачи изучения дисциплины
Задачи: Обобщить и систематизировать знания учащихся об основных систематических
1. Цели и задачи изучения дисциплины icon1 Цели и задачи изучения дисциплины
Целью изучения дисциплины является подготовка специалиста в области таможенного дела, который способен решать профессиональные задачи...
1. Цели и задачи изучения дисциплины iconЗадачами изучения дисциплины являются
Цели и задачи дисциплины
1. Цели и задачи изучения дисциплины icon1. Цели и задачи изучения дисциплины
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
1. Цели и задачи изучения дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины технология кадастровых работ...
...
1. Цели и задачи изучения дисциплины icon1. Цели и задачи изучения дисциплины 1 Цель преподавания дисциплины
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
1. Цели и задачи изучения дисциплины icon1 Цели и задачи изучения дисциплины 1 Цель преподавания дисциплины
По проведению внеклассного мероприятия с применением инновационных моделей обучения
1. Цели и задачи изучения дисциплины iconРабочая программа по дисциплине
Цели и задачи изучения дисциплины. Целью дисциплины является приобретение студентами знаний в области химии
1. Цели и задачи изучения дисциплины iconРабочая программа по дисциплине химия
Цели и задачи изучения дисциплины. Целью дисциплины является приобретение студентами знаний в области химии
1. Цели и задачи изучения дисциплины iconРабочая программа по дисциплине ен. Ф. 04 Химия
Цели и задачи изучения дисциплины. Целью дисциплины является приобретение студентами знаний в области химии
1. Цели и задачи изучения дисциплины icon1 Цели и задачи изучения дисциплины
Цель преподавания дисциплины формирование у студентов представлений о типах и видах молодежных субкультур их специфических особенностях...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск