1. Цели и задачи изучения дисциплины





Скачать 479.98 Kb.
Название1. Цели и задачи изучения дисциплины
страница1/3
Дата публикации27.12.2014
Размер479.98 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Военное дело > Программа
  1   2   3





МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации


«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой ______________ Декан факультета _____________

___________________________ _____________________________

«___»_______________2012 г. «___»_______________2012 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине___ гистология, эмбриология, цитология

По направлению подготовки__060103 педиатрия

Курс__1 и 2

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)___экзамен_______

Кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии______________

Трудоемкость дисциплины 216 (час.)/ 6 (зач.ед.)

Утверждено на заседании

кафедры:

Протокол №____

«___» _______ 2012г.

Зав. кафедрой _________

Архангельск, 2012

1. Цели и задачи изучения дисциплины

Дать знания по цитологии, эмбриологии, общей и частной гистологии и умения их практического использования, необходимые для успешного освоения смежных медико-биологических и клинических дисциплин, а так же в работе врача.

Задачами изучения дисциплины является усвоение закономерностей развития, строения, гистофизиологии тканей и органов и, через познание взаимосвязи строения и функции, понимание нормальной жизнедеятельности организма человека. Выполнение этих задач в указанном ниже объеме обеспечивает достижение целей обучения на кафедре:
2.Место дисциплины в структуре ООП

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки__060103 педиатрия

Цикл (раздел) ООП, к которому относится данная дисциплина -математический, естественно-научный.

Дисциплины, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее: нормальная физиология, микробиология, иммунология, патологическая анатомия, патофизиология.
3. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

Требования к уровню освоения дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО.

Студент, изучивший дисциплину, должен знать:

  1. Общие закономерности, присущие клеточному уровню организации живой материи, и конкретные особенности клеток различных тканей.

  2. Общие закономерности организации живой материи, присущие тканевому уровню организации.

  3. Принципы развития живой материи, гистогенеза и органогенеза, особенности развития зародыша у человека.

  4. Особенности гистологического строения и возрастные особенности тканей человека.

  5. Тонкое (микроскопическое) строение структур тела человека для последующего изучения сущности их изменений при болезнях и лечении.

  6. Принципы нейро-эндокринной регуляции органов и тканей, особенности данной регуляции в детском возрасте.

Студент должен уметь:

  1. Микроскопировать гистологические препараты

  2. Подсчитать лейкоцитарную формулу.

  3. «Читать» под микроскопом гистологические, эмбриональные и некоторые гистохимические препараты.

  4. «Читать» гистологические и эмбриологические

микрофотографии и рисунки.

  1. «Читать» электронные микрофотографии клеток и внеклеточных структур тканей и органов.

  2. Составить протокол (письменное описание) и дать устное описание изучаемых объектов.

  3. Иметь навыки чтения научной литературы и написание рефератов.


Студент должен владеть:

  1. Техникой микроскопирования гистологических препаратов.

  2. Техникой чтения электронных микрофотографий клеток и внеклеточных структур.



Компетенции, формируемые при изучении дисциплины,


Общекультурные компетенции

Коды формируемых компетенций

способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

ОК-№1

Профессиональные компетенции




способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками;

ПК-№1

способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности;


ПК-№3

способность и готовность анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма детей и подростков для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов;

ПК-№16

способность и готовность использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций;

ПК-№27

способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования;

ПК-№31

способность и готовность к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств в педиатрии, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований.

ПК-№32

4.Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц.


Вид учебной работы

Всего часов


Семестр


Аудиторные занятия (всего)







В том числе:







Лекции (Л)

40

2 (20 часов)

3 (20 часов)

Практические занятия (ПЗ)

80

2 (40 часов)

3 (40 часов)

Самостоятельная работа (всего)

60

2 (26 часов)

3 (34 часа)

Экзамен

36

3

Общая трудоемкость (час.)


216

2 (86 часов)

3 (120 часов)



5.Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов

Раздел 1. Цитология

Тема1. Введение. Гистологическая техника.

Предмет и задачи курса гистологии с основами цитологии и эмбриологии. Место этих дисциплин в системе медицинского образования. Связь с другими клиническими дисциплинами. Их роль в практической деятельности врача. История развития гистологии. Основные понятия и термины. Типы гистологических структур.

Тема 2. Цитология.

Основные положения клеточной теории. Понятие об элементарной цитоплазматической мембране. Цитоплазма и органеллы. Мембранные и не- мембранные органеллы. Их структурная организация и функциональное значение. Включения, классификация, их роль в жизнедеятельности клетки.

Тема 3. Ядро. Клеточный цикл. Способы репродукции клеток.

Строение и функция ядра клетки. Структура кариолеммы, взаимосвязь ядра и цитоплазмы. Организация и типы хроматина, половой хроматин, строение ядрышка. Митотический цикл, его фазы и их значение. Виды деления клеток. Митоз, амитоз, мейоз. Полиплоидия и анеуплоидия, их значение.


Раздел 2. Эмбриология

Тема 4. Эмбриология высших позвоночных и человека

Предмет и задачи эмбриологии: сравнительная эмбриология как основа для понимания эмбрионального развития человека. Половые клетки их отличие от соматических клеток. Основные этапы эмбрионального развития животного и человека. Детерминация и дифференцировка. Характеристика свойств зародышевых листков. Способы закладки и дифференцировки мезодермы. Образование осевого комплекса как переход к органогенезу.

Тема 5. Эмбриология человека. Внезародышевые органы.

Этапы эмбриогенеза. Формирование, источники развития и функциональное значение внезародышевых органов. Образование хориона и плаценты. Типы плацент. Иммунологическая совместимость плода и матери. Современные технологии лечения бесплодия (видеофильм).

Раздел 3. Общая гистология

Тема 6. Общие понятия о ткани. Эпителии.

Ткань как один из уровней организации живого вещества. Обновление тканей и тканевой камбий. Типизация тканей по организации их камбия и репаративная регенерация тканей. Классификация тканей и основные группы тканей.

Общая характеристика эпителиальных тканей. Морфологическая, функциональная и генетическая характеристика эпителиев. Железистый эпителий как важнейшая ткань железы. Классификация желез. Экзо- и эндокринные железы. Типы экзокринных желез.

Тема 7. Опорно-трофические ткани. Кровь.

Общая характеристика тканей внутренней среды, их классификация и принципы организации. Кровь, ее функции. Плазма крови. Форменные элементы крови, их классификация, морфология и функциональное значение. Понятие о гемограмме и лейкоцитарной формуле, их значение для клиники. Возрастные изменения гемограммы. Лимфа, ее состав и значение.

Тема 8. Волокнистые соединительные ткани.

Собственно соединительные ткани (волокнистые). Общая характеристика и значение межклеточного вещества. Клетки рыхлой соединительной ткани. Макрофаги (гистиоциты), их роль в защитных реакциях организма, строение и происхождение. Понятие о макрофагической системе. Плотные соединительные ткани. Соединительные ткани со специальными свойствами.

Тема 9. Хрящевая ткань.

Общая морфологическая и гистохимическая характеристика. Хрящевые клетки (хондроциты, хондорбласты). Межклеточное вещество. Виды хрящевой ткани. Рост хряща. Регенерация хрящевой ткани.

Тема 10. Костные ткани.

Общая морфофункциональная характеристика, классификация. Клетки костной ткани. Межклеточное вещество костной ткани. Регенерация костной ткани. Кость как орган. Микроскопическое строение трубчатой кости и плоских костей. Прямой и непрямой остеогенез. Особенности костной ткани у детей. Перестройка кости во время роста организма. Факторы, влияющие на рост костей.

Тема 11. Мышечные ткани.

Мышечные ткани соматического типа, гистогенез. Мышечное волокно как структурная единица ткани. Мышца как орган, ее строение, иннервация и васкуляризация. Регенерация мышц. Возрастные изменения мышц. Поперечно-полосатая мышечная ткань целомического типа (сердечная мышечная ткань). Атипическая сердечная мышечная ткань, ее морфофункциональные особенности. Возможности регенерации сердечной мышцы. Гладкая мышечная ткань мезенхимного происхождения. Гистогенез, гладкой мускулатуры. Клеточно-дифферонная организация гладкой мышечной ткани. Структура популяции гладких миоцитов дефинитивной гладкой мускулатуры. Виды лейомиоцитов и особенности их организации. Организация сократительного аппарата и механизм сокращения гладких миоцитов. Регенерация гладкой мускулатуры.

Тема 12. Нервная ткань.

Гистогенез нервной ткани и их классификация. Нейроны, их морфологическая и функциональная классификация. Макроглия. Классификация, функциональное значение и строение. Микроглия, ее генетическая принадлежность к макрофагальной системе и морфофункциональные свойства.

Тема 13. Нервные волокна, нервные окончания, периферический нерв.

Классификация, строение и функции, регенерация нервных волокон. Особенности миелинизации нервных волокон у детей. Нервные окончания. Классификация нервных окончаний. Синапсы, и их роль в передаче возбуждения по цепи нейронов. Рефлекторные дуги - структурно- функциональные единицы нервной системы, их нейрональный состав.

Раздел 3. Частная гистология

Тема 14. Органы нервной системы

Спинной мозг. Цитоархитектоника серого вещества и миелоархитектоника белого вещества. Автономная нервная система. Общая морфо- функциональная характеристика. Типы рефлекторных дуг. Особенности строения рефлекторных дуг автономной нервной системы.

Тема 15. Кора головного мозга. Мозжечок. Цитоархитектоника, нейронный состав и слои коры больших полушарий, межнейрональные связи. Представление о модульной организации коры. Строение и нейронный состав коры мозжечка. Особенности органов центральной нервной системы у детей.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Цели и задачи изучения дисциплины icon1. Цель и задачи освоения дисциплины Целью изучения дисциплины является...
Для достижения данной цели в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи
1. Цели и задачи изучения дисциплины icon1. Цель и задачи освоения дисциплины Целью изучения дисциплины является...
Для достижения данной цели в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи
1. Цели и задачи изучения дисциплины icon1 Цели и задачи изучения дисциплины
...
1. Цели и задачи изучения дисциплины iconУчебно-методический комплекс опд. Ф. 12 Социальная педагогика (указывается...
Для реализации поставленной цели необходимо последовательно решить следующие основные учебные задачи
1. Цели и задачи изучения дисциплины icon1 Цели и задачи изучения дисциплины
Целью изучения дисциплины является усвоение студентами системы теоретических знаний, научных рекомендаций и приобретение на их основе...
1. Цели и задачи изучения дисциплины icon1. Цели и задачи изучения дисциплины
Задачи: Обобщить и систематизировать знания учащихся об основных систематических
1. Цели и задачи изучения дисциплины icon1 Цели и задачи изучения дисциплины
Целью изучения дисциплины является подготовка специалиста в области таможенного дела, который способен решать профессиональные задачи...
1. Цели и задачи изучения дисциплины iconЗадачами изучения дисциплины являются
Цели и задачи дисциплины
1. Цели и задачи изучения дисциплины icon1. Цели и задачи изучения дисциплины
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
1. Цели и задачи изучения дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины технология кадастровых работ...
...
1. Цели и задачи изучения дисциплины icon1. Цели и задачи изучения дисциплины 1 Цель преподавания дисциплины
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
1. Цели и задачи изучения дисциплины icon1 Цели и задачи изучения дисциплины 1 Цель преподавания дисциплины
По проведению внеклассного мероприятия с применением инновационных моделей обучения
1. Цели и задачи изучения дисциплины iconРабочая программа по дисциплине
Цели и задачи изучения дисциплины. Целью дисциплины является приобретение студентами знаний в области химии
1. Цели и задачи изучения дисциплины iconРабочая программа по дисциплине химия
Цели и задачи изучения дисциплины. Целью дисциплины является приобретение студентами знаний в области химии
1. Цели и задачи изучения дисциплины iconРабочая программа по дисциплине ен. Ф. 04 Химия
Цели и задачи изучения дисциплины. Целью дисциплины является приобретение студентами знаний в области химии
1. Цели и задачи изучения дисциплины icon1 Цели и задачи изучения дисциплины
Цель преподавания дисциплины формирование у студентов представлений о типах и видах молодежных субкультур их специфических особенностях...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск