Программа дополнительного образования по химии «Химия за пределами учебника»





Скачать 154.62 Kb.
НазваниеПрограмма дополнительного образования по химии «Химия за пределами учебника»
Дата публикации25.12.2014
Размер154.62 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Химия > Программа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 г. БАКСАНА»
«Рекомендована» «Согласована» «Утверждена»

ШМО _____________ Зам.директора по УВР Директор школы

Рук.ШМО__________ ________ М.Х.Гукетлова __________Р.Х.Эльмесов

Протокол №_____от « »______2013г «____»____________2013г

Приказ № ____ от « »_____2013г.
Программа

дополнительного образования по химии
«Химия за пределами учебника»


Учителя химии

Баговой Мадинат

Владимировны

г. Баксан.2013

Пояснительная записка

Внеклассная работа по химии - это продолжение учебно-воспитательного процесса, начатого на уроке. Ее разнообразные формы и виды дополняют и углубляют знания учащихся, а также способствуют поддержанию устойчивого интереса к изучению химии. Обучение и воспитание составляют единый педагогический процесс, обеспечивающий формирование и всестороннее развитие личности учащегося.

Методологической основой построения программы дополнительного образования детей по химии является идея интеграция занятий кружка и уроков по химии, а также внутрипредметная интеграция учебной дисциплины «Химия». Изучение основ химии позволяет формировать представление о ней как о целостной науке, показать единство ее понятий, законов и теорий, универсальность и применимость их как для неорганической, так и для органической химии. Другая идея — это межпредметная естественнонаучная интеграция, позволяющая на химической базе объединить знания физики, биологии, географии, экологии в единое понимание естественного мира, т. е. сформировать целостную естественнонаучную картину мира. Третья идея курса — это интеграция химических знаний с гуманитарными дисциплинами: историей, литературой, мировой художественной культурой, что позволяет показать роль химии в нехимической сфере человеческой деятельности.

Одним из важных общепсихологических условий, необходимых для успешной деятельности в области химии, считаю наличие интереса, склонностей и способностей к данной науке. В комплекс химических способностей входят очень многие компоненты - логическое мышление, способность к абстрагированию и обобщению, ассоциативное мышление, способность к запоминанию фактического материала, терминов и др. Химическая же направленность определяется особой любознательностью, проявляемой в познании веществ, процессов их превращения. Химиков отличает стремление работать с веществами, осуществлять превращения веществ, получать новые вещества и т.д.

Внеклассная работа по химии ведется в следующих направлениях: практическом (химический эксперимент, занимательные опыты, творческая работа, исследовательская деятельность, синтез веществ и др.) и теоретическом (изучение теоретических вопросов и истории химии, решение усложненных расчетных задач с межпредметным содержанием, работу с литературными источниками, подготовку и написание рефератов, сочинений и т.д.). Содержание программы дополнительного образования детей подчиняется строго определенным требованиям: научность, доступность, систематичность, добровольность, актуальность и практическая значимость, занимательность и др.

В зависимости от содержания занятия выбираю форму и вид внеклассной работы: массовую – олимпиада, устный журнал, неделя (декада, месячник) по химии, викторина, час химии, конференция, экскурсия, химические общества, групповую – выпуск стенной газеты, изготовление стенда, индивидуальную – работа с литературой, составление докладов, рефератов, небольшое исследование, изготовление оборудования для химического кабинета и др.

Внеклассная работа по химии – это особая организуемая форма занятий с учащимися, обладающая сильным эмоциональным воздействием. Она развивает кругозор и воображение учащихся, стимулирует их к самообразованию, пополнению своих знаний, способствует развитию изобретательности и творчества.

При планировании и проведении занятий учитываю следующие аспекты: психологические особенности учащихся, возможность рациональной организации учебно-воспитательного процесса, обеспечение индивидуального подхода к учащимся и др.

Оживление индивидуальной творческой деятельности школьников в этом плане способствуют конкурсы лучших докладов, рефератов, стенгазет, фотовыставок и т.п. заслуживает внимания система развития учащихся, в частности, их химических способностей.
Цели и задачи:

Основные цели программы дополнительного образования детей по химии:

  • помощь учащимся в определении устойчивых интересов к химии;

  • выявление склонностей, способностей и дарований;

  • расширение знаний и кругозора учащихся в ходе углубленного изучения программных вопросов, выходящих за рамки учебной программы, но доступных пониманию учащихся;

  • осуществление трудового, нравственного и эстетического воспитания учащихся;

  • развитие у учащихся умения самостоятельно работать с литературой и навыков экспериментальной работы в лаборатории;

  • формирование ученический актив;

  • повышение уровень творческой и экспериментальной подготовки;

  • научиться решать усложненные задачи;

  • овладение умениями обосновывать место и роль химических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения достижений химии, вошедших в общечеловеческую культуру, сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации, ее вклада в развитие цивилизации;

  • использование полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач.

Программа дополнительного образования детей по химии рассчитана на учащихся 9-х классов,3часа в неделю,(102ч.)

Формы и режим занятий:

  • исследовательский лабораторный практикум, самостоятельная работа;

  • проблемное обучение, создание проблемных ситуаций и разрешение проблем - "вопрос - задача - проблема".

  • игровые методы обучения (познавательные и ролевые игры);

  • программированное обучение - программирование для контроля за усвоением знаний и оценки результатов обучения.

  • алгоритмизированное обучение (понятие алгоритма - формулировки законов, правил, принципов, определений и т.п.), алгоритм при проведении лабораторных практикумов;

  • упражнения и задачи в химии;

  • компьютеризация обучения (использование методов программированного и обучения, контролирующие компьютерные программы);

  • развития способностей к самообучению и самообразованию;

  • формы обучения: лекция, семинарское занятие, практическая и лабораторная работа, самостоятельная работа.

  • лабораторный практикум, индивидуальное и групповое выполнение лабораторных работ;

  • самостоятельная работа учащихся;

  • учебник и учебные пособия (задачник, программированное пособие), компьютерные (дискетные и лазерно-дисковые) учебные пособия;

  • экскурсии;

  • подготовка учащихся к участию в химических олимпиадах.

Ожидаемые результаты:

ученик должен знать и понимать:

-вклад выдающихся ученых в развитие химической- науки;

- физические и химические явления,

- примеры практического использования изучаемых химических явлений и законов.

Уметь: объяснять:

-роль химии в формировании на-учного мировоззрения;

-вклад химических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира;

-решать химические задачи;

-находить информацию о химических объ-ектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, ком-пьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать.

Владеть универсальными способами деятельности:

  • умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность,

  • использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа,

  • определять сущностные характеристики изучаемого объекта;

  • оценивать и корректировать своё поведение в окружающем мире;

  • овладение учащимися способами интеллектуальной и практической деятельности,

  • овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.


Формы подведения итогов реализации программы дополнительного образования детей по химии

Обязательно провожу периодически занятия контролирующего характера: обобщающие семинары, творческие отчеты, конференции. В занятиях такого плана принимают участие и оценивают работу друг друга все ученики. В промежутках между такими занятиями провожу консультации и направляю работу ребят. Виды контроля: еженедельный, коллоквиум, зачет. Организацию контроля за усвоением знаний провожу на семинарском занятии и в лабораторном практикуме, использую взаимный контроль и самоконтроль, а также программированный контроль, тестовые контролирующие задания. Рефераты и доклады как один из способов оценки химических знаний. Химические олимпиады.

Итоговый контроль включает:

  • семинары;

  • отчеты;

  • конференции;

  • чтение химической научно-популярной литературы;

  • подготовка рефератов;

  • проведение химических опытов;

  • творческая работа по моделированию и конструированию;

  • выпуск стенных газет.


3. Учебно-тематический план




Тема занятия

Планируемые результаты.

1-5


Вводное занятие.

Техника безопасности при работе в химической лаборатории.

Оборудование кабинета химии.
Реактивы, их классификация, хранение, фасовка.
Химическая посуда.

Приготовление растворов в химической лаборатории.

Решить организационные вопросы, обсудить и откорректировать план работы кружка.

Ознакомиться с правилами по технике безопасности для лаборатории, ознакомиться с местом нахождения противопожарных средств защиты, с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению оборудования кабинета химии.

Ознакомиться с различными видами классификации реактивов; с реактивами, используемыми в повседневной лабораторной практике, техническими показателями, характеризующими качество реактивов; фасовкой, упаковкой.

Классификация посуды, правила ее мытья, размещения, хранения и нагревания; мерная посуда и ее назначение.

6-7

История химии.

Знакомство с биографией ученых, их научной деятельностью (творческие работы учащихся).

8-9

Основы химического анализа: аналитическая химия, техника лабораторных работ (нагревание, взвешивание, фильтрование), оборудование, овладение техникой выполнения различных химических операций; получение веществ; выделение их из смеси; определение качества полученных веществ с помощью аналитических реакций.

Ознакомиться с различными нагревательными приборами, приемами взвешивания и фильтрования.

Практические работы: а) получение веществ по заданию;

б) выделение веществ из смеси;

в) определение качества полученных веществ с помощью аналитических реакций.

10-11

Ядовитые соли и работа с ними.

Ядовитые вещества в жизни человека. Как можно себе

помочь при отравлении солями тяжелых металлов.


12-13


Химия в быту.

Занимательные опыты по теме «Химия в нашем доме»: дым без огня, золотой нож, примерзание стакана, кровь без раны, несгораемый платочек и др.


Знакомство с некоторыми химическими средствами, используемыми для бытовых целей ( моющие средства, средства для чистки одежды, посуды, для удаления накипи и т.д. )

Провести следующие опыты:

-дым без огня,

-«Золотой» нож,

-примерзание стакана,

-цветные растворы,

-кровь без раны,

-моментальная цветная «фотография»,

-превращение жидкости в студень,

-химический вакуум в стакане,

-несгораемый платочек,

-сахар горит огнем.

14-16

Электрохимия.
Растворы, их приготовление. Концентрация растворов.

Изучение ТЭД, электролиза растворов и расплавов, их практическое значение.

Ознакомиться с процессом растворения веществ, растворами, их классификацией, ролью растворов в народном хозяйстве, природе, медицине.

17-19

Химия металлов.

Основные приемы работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами.

Общие сведения, металлы 1-8 групп

Научиться основным приемам работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами. Практические работы.

20-22

Лабораторные способы получения неорганических веществ.

Изучить основные способы получения оснований, солей в лаборатории. Практические работы.

23-24

Биохимия.

Ознакомиться с биохимическими методами исследования веществ, участвующих в жизненных процессах живых организмов, ознакомление с механизмом обмена веществ и энергии в организме, выполнение практических работ, решение задач.

25-26

Профессиональная ориентация.


Ознакомление с научными основами современного производства, с важнейшими применениями химии, с особенностями наиболее распространенных профессий, связанных со знанием химии.

27-28

Занимательная химия, знакомство и выполнение опытов занимательного характера.



Провести следующие опыты:

-«Вулкан» на столе,

-«Звездный дождь»,

-фейерверк  в середине жидкости,

-«Зеленый огонь»,

-вода зажигает бумагу,

-разноцветное пламя,

-волшебные палочки, самовоспламеняющаяся жидкость,

-горение различных веществ в расплавленных кристаллах,

-вода – катализатор,

-самовоспламенение парафина.

29-33


Химия и пища

«Продуктовая этикетка», пищевые добавки, нитраты

в пище человека. Значение возможных загрязнителей

пищи. Как правильно соблюдать диету? Влияние

на организм белков, жиров, углеводов. Витамины:

как грамотно их принимать. «В здоровом теле

– здоровый дух».


34-37

Химические средства гигиены и косметики.

Мыло и СМС. Влияние вредных факторов на зубную

эмаль. Вещества, используемые для окрашивания волос,

дезодорантов и косметических средств. Современные

лаки.


38-42

Химия лекарств.

Антибиотики и сильнодействующие лекарственные

препараты. Классификация и спектр действия

на организм человека. Аспирин: за и против.

Исследование лекарственных препаратов

(антидепрессанты).


43-45

Влияние вредных привычек на организм человека.

Токсическое действие этанола на организм человека.

Курить – здоровью вредить! Наркомания – опасное

пристрастие.


46-50

Вода: её свойства и значения. Водные ресурсы города. Водопользование и водопотребление.

Источники загрязнения воды.




51-54

Воздух: его состав и значение. Охрана воздушной среды.




55-57

Почва: её состав и свойства.

Сохранение и увеличение плодородия.

Почва. Состав почвы. Известь. Кислота. Зола. Торф.

Органические удобрения. Минеральные удобрения.

Элементы питания растений.


58-59



Органическая химия.


Ознакомиться с теорией строения, синтезом, успехами и задачами органической химии.

60-62

Занимательные опыты по теме «Химия в природе»: добывание золота, минеральный хамелеон и др.

Провести опыты:

-добывание «золота»,

-минеральный «хамелеон»,

-фараоновы змеи,

-темно-серая змея,

-«химические водоросли»,

-горящий снег,

-Буран» в стакане.

63-65

Достижения в области химизации народного хозяйства. Черная металлургия и химия, космос и химия, урожай и химия, т.д.

Занимательные опыты по теме «Химия в сельском хозяйстве».

Ознакомиться с достижениями в области химизации народного хозяйства
Провести следующие опыты:

-разные способы получения «молока»,

-превращение «молока в воду»,

-оригинальное яйцо.

66

Разгадывание шарад, головоломок, кроссвордов по химии.

В игровой форме проверить сформированность знаний химических элементов, умений, навыков написания уравнений.


67

Викторина «Химия и охрана природы».


Закрепить  и углубить знания, развить навыки самостоятельной работы с учебной и научно-популярной литературой.

68-72

Химия элементов. Элементы подгруппы кислорода.

Закрепить знания учащихся по способам получения

и химическим свойствам элементов подгруппы кислорода.

73-77

Элементы подгруппы азота.

Закрепить знания учащихся по способам получения

и химическим свойствам элементов подгруппы азота.


78-81

Элементы подгруппы углерода.

Закрепить знания учащихся по способам получения

и химическим свойствам элементов подгруппы углерода.











82-84

Химия и ювелирные украшения.

Украшения из металла, декоративных камней, природных материалов, керамики, полимерных материалов, покрытых эмалью.

85-89

Окислительно-восстановительные реакции.

Уметь определять окислительно-восстановительные реакции среди предложенных, расставлять коэффициенты методом электронного и электронно-ионного баланса.

90-95

Расчеты по химическим формулам.

Основные понятия и законы химии. Вещество, химический элемент, атом, молекула. Закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава, закон Авогадро. Количество вещества, моль, молярная масса, молярный объем газов. Массовая доля. Вычисление массовой доли химического элемента в соединении. Вывод химической формулы вещества по массовым долям элементов. Относительная плотность газов. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов с использованием абсолютной и относительной плотности вещества. Вывод формулы вещества по относительной плотности газов и массе ( объему или количеству) продуктов сгорания.



96-102

Вычисления по уравнениям химических реакций

Химические реакции. Уравнения химических реакций. Вычисление массы(количества, объема) вещества по известной массе(количеству, объему)одного из вступивших в реакцию или получившихся веществ. Тепловой эффект реакции. Термохимические уравнения реакций. Расчеты теплового эффекта реакции по данным о количестве (массе, объему) одного из участвующих в реакции веществ и количеству выделяющейся или поглощающейся теплоты. Вычисление массы (количества, объема) продукта реакции, если одно из исходных веществ дано в избытке.



4. Содержание программы дополнительного образования детей по химии

Теоретическую основу программы дополнительного образования детей по химии составляют современные представления об агрегатном состоянии вещества, качественном и количественном составе вещества, химическом процессе, основах химического анализа. Включены и такие темы, как - знакомство с некоторыми химическими средствами, используемыми для бытовых целей, электрохимия, химия металлов, биохимия, достижения в области химизации народного хозяйства. Достаточное время уделяется вопросам занимательной химии и практическим работам. Такое построение позволяет подвести учащихся к пониманию материальности и познаваемости мира веществ, причин его многообразия, всеобщей связи явлений. В свою очередь, это дает возможность учащимся лучше усвоить собственно химическое содержание и понять роль и место химии в системе наук о природе. Логика и структурирование программы позволяют в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.

5. ЛИТЕРАТУРА

Верховский В.Н., Гольдфарб Я.Л., Сморгонский Л.М. Методика преподавания химии в средней школе. М., 1936 . 371 с.

Зайцев О.С. Химия. Современный краткий курс. М., 1987. 416 с.

Кирюшкин Д.М. Методика преподавания химии в средней школе. М. , 1970. 611с.

Кирюшкин Д.М., Полосин В.С. Методика обучения химии. М., 1970. 495 с.

Полосин В.С. Школьный эксперимент по неорганической химии. М., 1970. 336 с.

Потапов В.М., Хомченко Г.П. Химия. М., 1982. 367 с.

Ходаков Ю.В. Общая и неорганическая химия. М., 1965. 711 с.

Габриелям, О. С, Остроумов И. Г. Химия. 9 кл. Методическое пособие. — М.: Дрофа.

Габриелян О. С, Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 кл. — М.: Дрофа. Габриелян О. С, Остроумов И. Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. М.: Дрофа.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дополнительного образования по химии «Химия за пределами учебника» iconРабочая программа по предмету «химия»
Приказ мо от 5 марта 2004 г. №1089), примерной программы по химии среднего (полного) общего образования (базовый уровень). Использована...
Программа дополнительного образования по химии «Химия за пределами учебника» iconРудзитис Г. Е химия: неорган химия: учебник для 9 кл общеобразовательных...
...
Программа дополнительного образования по химии «Химия за пределами учебника» iconПрограмма по химии для вступительных испытаний в Маргу (собеседование)...
Экзаменационное задание для письменного экзамена может содержать до 7 вопросов, включая расчетные задачи
Программа дополнительного образования по химии «Химия за пределами учебника» iconТесты по химии к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8 класс» [Текст]...
Рабочая программа курса химии 8 класса, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии, Программы...
Программа дополнительного образования по химии «Химия за пределами учебника» iconРудзитис Г. Е химия: неорган химия: учебник для 8 кл общеобразовательных...
Примерной программы основного общего образования по химии (базовый уровень). (Химия. Естествознание. Содержание образования: Сборник...
Программа дополнительного образования по химии «Химия за пределами учебника» iconРудзитис Г. Е химия: неорган химия: учебник для 8 кл общеобразовательных...
Примерной программы основного общего образования по химии (базовый уровень). (Химия. Естествознание. Содержание образования: Сборник...
Программа дополнительного образования по химии «Химия за пределами учебника» iconЗакон «Об образовании в Российской Федерации»
Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень), использована...
Программа дополнительного образования по химии «Химия за пределами учебника» iconИнститут химии
Аналитическая химия”. Материал дисциплины базируется на знаниях по элементарной и высшей математике, информатике, физике, неорганической,...
Программа дополнительного образования по химии «Химия за пределами учебника» iconРоссийской Федерации Нижегородский государственный университет им....
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очного и очно-заочного отделений химических факультетов высших учебных заведений,...
Программа дополнительного образования по химии «Химия за пределами учебника» iconРабочая программа по учебному предмету "химия" учителя химии Трофимовой...
Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений, составленных на основе примерных с учётом федеральных стандартов....
Программа дополнительного образования по химии «Химия за пределами учебника» iconАналитическая химия учебно-методический комплекс
«Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия координационных соединений», «Физическая химия», «Химия окружающей среды,...
Программа дополнительного образования по химии «Химия за пределами учебника» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Химия вокруг нас»
Программа «Химия вокруг нас» разработана Шашковой О. В. и допущена Министерством образования и науки Российской Федерации
Программа дополнительного образования по химии «Химия за пределами учебника» iconКоллекция «Естественнонаучные эксперименты»: химия
Химия для всех: иллюстрированные материалы по общей, органической и неорганической химии
Программа дополнительного образования по химии «Химия за пределами учебника» iconТема лекции, разделы и их содержание
Предмет и задачи химии, её практическое значение. Химия и проблемы современной науки и общества. Роль химии в развитии лесохимического...
Программа дополнительного образования по химии «Химия за пределами учебника» iconПояснительная записка к элективному курсу по химии в 11 классе Основы общая химия
Химическое образование занимает одно из ведущих мест в системе общего образования, что объясняется высоким уровнем практической значимостью...
Программа дополнительного образования по химии «Химия за пределами учебника» iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Методика обучения химии...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск