Программа по биохимии для специальности 060105 стоматология Всего часов 231 в том числе: лекций 36 практических занятий 118 самостоятельных занятий 77 Отчетность экзамен, 4 семестр





Скачать 377.62 Kb.
НазваниеПрограмма по биохимии для специальности 060105 стоматология Всего часов 231 в том числе: лекций 36 практических занятий 118 самостоятельных занятий 77 Отчетность экзамен, 4 семестр
страница1/4
Дата публикации25.01.2015
Размер377.62 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Химия > Программа
  1   2   3   4
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ставропольская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию
Кафедра общей и биологической химии


Утверждаю

проректор по учебной работе

профессор А.Б.Ходжаян

«____» ________________ 2011

Согласовано

декан стоматологического факультета

доцент Н.И. Ивенский

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по биохимии

для специальности 060105 – стоматология


Всего часов – 231

В том числе:

лекций – 36

практических занятий – 118

самостоятельных занятий – 77
Отчетность – экзамен, 4 семестр


Ставрополь, 2011

Рабочая учебная программа разработана на основании типовой (примерной) учебной программы и государственного образовательного стандарта.

Рабочая учебная программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры общей и


биологической химии

«_1_» __сентября_2011 года, протокол № _1_
Зав. кафедрой, д.б.н. __________________ профессор К.С. Эльбекьян.

Рабочая учебная программа согласована с цикловой методической комиссией медико – биологических дисциплин

«___»______________ 2011года
Председатель ЦМК, д.м.н., профессор ________________ А..А. Коробкеев.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Биологическая химия - наука, изучающая химическую природу ве­ществ, входящих в состав живых организмов, их превращения, а также связь этих превращений с деятельностью органов и тканей в условиях нормальной жизнедеятельности и патологии организма.

Биологическая химия слагается из трех частей: статической биохимии, динамической и функциональной биохимии. При этом разделы статической, динамической и функциональной биохимии неразрывно связа­ны между собой и являются частями одной и той же науки - современной биологической химии.

Дисциплина биохимия - одна из теоретических основ медицины. Вместе с биологией, физиологией, анатомией, гистологией формирует у студентов знания о строении и функционировании здорового организма. Вместе с тем, с патофизиологией, патанатомией, фармакологией и другими клиническими дисциплинами изучает патологические процессы, поэтому главная цель при изучении биохимии – научить студентов применять при изучении последующих дисциплин и при профессиональной деятельности сведения о химическом составе и молекулярных процессах организма как о характеристиках нормы и как о признаках болезни.

Дисциплина изучается в объеме 231 часов с чтением лекций (36 часов), практических занятий (118 часа) и самостоятельных занятий (77 часов).

При определении оптимальной последовательности изложения мате­риала по биохимии возникают значительные трудности. Это вызвано тем, что все биохимические процессы в организме как единой функциональной сис­теме взаимосвязаны и взаимообусловлены. Изложение этих процессов не может быть представлено как линейная логическая последовательность и изучение любого раздела требует привлечения материала из других разделов.

Лекции читаются профессором, доцентами и старшим преподавателем (кандидатом медицинских наук) кафедры по наиболее важным темам дисциплины. На лекциях применяются информационные технологии и технические средства обучения (мультимедийные демонстрации).

Лабораторно - практические занятия проводятся в специализированных кабинетах (лабораториях) и аудиториях кафедры. Занятия обеспечиваются необходимым наглядным материалом, реактивами, приборами, микроскопами, химической посудой, фотоколориметрами, центрифугами, приборами для контроля уровня глюкозы «ОNE TOUCН», «Uriskan - pro» (для определения компонентов мочи) и «Vitalon» для определения компонентов крови.

Количество студентов в подгруппе составляет 8-10 человек.

Отчетность:

В ходе учебного занятия студенты проходят контроль «на входе», который складывается из:

  • ответов на вопросы тест - и программированного контроля;

  • фронтального опроса по вопросам текущей темы.

После выполнения практической части занятия проводится контроль «на выходе». Студентам предлагается решить несколько ситуационных задач, заслушиваются реферативные сообщения, подводятся итоги и интерпретация результатов исследования. Работа студентов на занятиях оценивается в рамках внедренной на кафедре балльно – рейтинговой системы оценки образовательной деятельности студентов. По результатам учебной деятельности студенты в соответствии с набранными баллами, по решению кафедры, могут освобождаться от проведения итоговой аттестации с выставлением им соответствующей оценки.

Итоговая аттестация студентов включает в себя три этапа: тестирование, собеседование и проверка практических навыков.

Для решения задач образовательного процесса на кафедре разработан учебно-профессиональный (методический) комплекс, включающий в себя ряд элементов: федеральный государственный образовательный стандарт, примерная учебная программа, рабочая учебная программа, методические разработки для студентов и преподавателей по каждому практическому занятию, перечень практических навыков, экзаменационные материалы, тексты лекций, перечень информационного и материального обеспечения образовательного процесса. На кафедре имеются планы согласования рабочей программы с другими дисциплинами, изучение которых опирается на данную дисциплину и с кафедрами нижестоящего уровня. Предметом согласования являются совместные протоколы согласования. Студенты, работая в научном кружке по биохимии, должны пройти все этапы научного поиска:

  • работу с литературой по определенной теме, отбор материала, на

писание реферата и сообщение на заседании научного кружка;

  • освоение биохимических методов и методик;

  • выполнение экспериментальной работы, статистическую обработ-

ку материала и сообщение результатов исследования на заседании кружка и на внутривузовской конференции;

  • участие студентов в олимпиаде.

Воспитательные задачи на кафедре решаются в ходе учебной деятельности и направлены на воспитание у студентов обязательности, пунктуальности, толерантности, аккуратности, бережного отношения к имуществу, умению себя вести с сокурсниками, старшими и др.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ХИМИИ

Задачей дисциплины является:

Формирование системных знаний о закономерностях и химическом строении основных веществ орга­низма и молекулярные основы биохимических процессов, лежащих в основе жизнедеятельности организма в норме и патологии.

Применение студентами при изучении последующих дисциплин и при дальнейшей врачебной деятельности сведений о химическом составе и молекулярных основах физиологических процессов, как о характеристиках нормы и признаков болезни.

Использование биохимических методов диагностики заболеваний, прогноза и проверки эффективности лечения.

В результате изучения дисциплины студент должен

ЗНАТЬ:

- строение и функции нуклеиновых кислот, природных белков.

- функции водорастворимых и жирорастворимых витаминов

- основные метаболические пути превращения углеводов, липидов,

аминокислот, пуриновых и пиримидиновых оснований.

- гормональную регуляцию обмена веществ.

- специфику метаболизма специализированных органов и тканей.

- роль клеточных мембран и их транспортных систем в обмене

веществ.

УМЕТЬ:

- прогнозировать направление и результат физико-химических процессов и химических превращений биологически важных веществ.

- решать ситуационные задачи, моделирующие физико-химические процессы, протекающие в живом организме.

- отличать нормальные значения уровня метаболитов (глюкозы, мочевины, билирубина, мочевой кислоты, молочной и пировиноградной кислот и др.).

- отличать нормальную протеинограмму сыворотки крови от патологически измененных и объяснить причины различий.

- трактовать данные энзимологических исследований сыворотки крови.

- пользоваться специальной справочной литературой.
ВЛАДЕТЬ:

- навыками постановки предварительного диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей ребенка.

ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ:

- способностью научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умением использовать на практике методы естественно-научных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

- владеть культурой мышления, знанием его общих законов, способностью в письменной и устной речи правильно (логически) оформить его результаты;

- соблюдением установленных требований к хранению и контролю за состоянием аппаратуры и правил работы с медикаментозными средствами и их хранением (ИК-7).

- готовностью к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию ответственных решений в рамках своей профессиональной компетенции;

- способностью и готовностью осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; соблюдением правил врачебной этики. Соблюдением законов и нормативных актов по работе с конфиденциальной информацией;

- способностью и готовностью к соблюдению прав и обязанностей гражданина; к свободному и ответственному поведению;

- готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, быть способным приумножить отечественные и мировое культурное наследие;

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ВВЕДЕНИЕ:

Краткие исторические сведения о биохимии.

Предмет и задачи биохимии.

Порядок изучения биохимии. Отчетность. Литература.
РАЗДЕЛ 1. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ БЕЛКОВ

Представление о белках, роль белков в организме. Физико-химические свойства белков: молекулярная масса, изоэлектрическая точка, растворимость и осаждаемость белков. Гидролиз как метод изучения состава белков. Аминокислоты, применение их в медицине. Свободные пептиды организма, биологическая роль. Современные представления о структуре белковой молекулы, методы изучения структуры белка. Биологическая роль отдельных представителей простых и сложных белков. Гликозилированные белки, гликозилированный гемоглобин, диагностическое значение его определения.

РАЗДЕЛ 2. ВИТАМИНЫ.

Понятие о витаминах, биологическая роль витаминов. Классификация. Химическое строение, явления недостаточности, биологическая роль, механизм действия витаминов. Значение витаминов А, Д, Е в построении, регуляции тканей зуба, кости. Гипо-, гипер- и авитаминозы, причины возникновения. Провитамины, условия превращения в активные витамины. Витамин-резистентные состояния, биохимическая характеристика патогенеза рахита. Биологическая роль витаминов в формировании и метаболизме мягких и твердых тканей зуба. Водорастворимые витамины.

Химическое строение, явления недостаточности, суточная потребность, биологическая роль водорастворимых витаминов. Витамины, антивитамины – лечебные препараты. Механизм действия водорастворимых витаминов.

РАЗДЕЛ 3. ФЕРМЕНТЫ.

Понятие о ферментах, роль ферментов в организме. Энзимодиагностика и энзимотерапия в стоматологии. Ферменты – лечебные препараты, энзимопатии: фенилкетонурия, алкаптонурия, альбинизм. Химическая природа ферментов. Общие свойства ферментов. Механизм действия ферментов. Терапевтический эффект применения сульфаниламидных препаратов.

Строение простых и сложных ферментов. Понятие о каталитическом (активный центр) и регуляторном (аллостерический) центрах ферментов. активаторы и ингибиторы ферментов. Изоферменты, иммобилизованные ферменты, значение в медицине. Определение ферментов в слюне и зубном налете. Изменение активности слюны при кариесе и парадонтозе.
РАЗДЕЛ 4. ГОРМОНЫ.

Понятие о гормонах, биологическая роль гормонов в организме. Классификация. Основные механизмы регуляции метаболизма. Роль ЦНС в регуляции обменных процессов, рилизинг-факторы, либерины, статины, гормоны гипофиза. Клетки, органы-мишени, клеточные рецепторы гормонов. 3', 5' – цАМФ, простагландины. Механизм передачи сигнала в клетку (белково-пептидные, катехоламины, стероидные и тиронины).

Механизм действия гормонов, механизм срочной и хронической регуляции.

Гормональная регуляция остеогенеза и минерализация костной ткани. Влияние стероидных гормонов на метаболизм тканей зуба. Поджелудочная железа, мозговое и корковое вещество надпочечников, гипофиз, щитовидная железа, половые железы, гормоны этих желез, химическое строение, гипо- и гиперфункция желез, влияние на обмен веществ. Транспорт и метаболизм гормонов. Применение гормонов в качестве лечебных препаратов.

РАЗДЕЛ 5. БИОЭНЕРГЕТИКА.

Понятие об обмене веществ, макроэргические соединения. Современные представления о биологическом окислении. Ферменты и коферменты тканевого дыхания. Свободно - радикальное окисление. Микросомальное окисление, его роль в процессах гидроксилирования, синтеза гормонов, желчных кислот. Гипоэнергетические состояния. Термогенная функция энергетического обмена в бурой жировой ткани.

Понятие об обмене веществ. Метаболизм. Макроэргические соединения. АТФ – универсальный аккумулятор энергии в организме. Современные представления о биологическом окислении. Дыхательная цепь – терминальный этап тканевого дыхания. Окислительное фосфорилирование. Свободно-радикальное окисление. Токсичность кислорода. Защитные механизмы от образования токсичных продуктов. Цикл трикарбоновых кислот.

РАЗДЕЛ 6. БИОХИМИЯ ПИТАНИЯ.

Пищеварение – начальный этап в обмене веществ. Переваривание пищи в ротовой полости, желудке, кишечнике. Химический состав, ферменты слюны, желудочного и кишечного соков. Влияние химического состава слюны на различные ткани зуба в норме и патологии: кариесе, парадонтите, сахарном диабете. Всасывание продуктов пищеварения. Понятие о мембранном пищеварении. Диагностическое значение биохимического анализа желудочного сока. Регуляция процессов переваривания. Основные пищевые вещества, суточная потребность. Частичная взаимозаменяемость при питании.
РАЗДЕЛ 7. ОБМЕН И ФУНКЦИИ УГЛЕВОДОВ.

Понятие об углеводах, химическое строение и биологическая роль в детском организме. Строение и биологическая роль отдельных представителей углеводов. Протеогликаны – основа для построения межклеточного матрикса соединительной ткани. Мукополисахаридозы – наследственные дефекты деградации протеогликанов. Гликозилированные белки. Переваривание и всасывание углеводов в желудочно-кишечном тракте. Роль клетчатки. Непереносимость углеводов в организме. Потребность в углеводах.

Общая схема источников и путей расходования глюкозы в организме. Гликоген, свойства, биосинтез и мобилизация. Гликогенозы и агликогенозы. Гипо-, гипергликемия, глюкозурия, причины. Регуляция уровня глюкозы в крови. Роль ЦНС, механизм действия инсулина, адреналина, глюкагона, СТГ, глюкокортикоидов, тироксина и их влияние на состояние углеводного обмена.

Взаимопревращение моносахаридов в печени. Причины галактоземии и фруктоземии. Глюконеогенез, биологическая роль. Глюкозо-лактатный цикл. Анаэробный распад глюкозы, биологическая роль. Методы количественного определения глюкозы в крови, диагностическое значение. Продукция лактата и других органических кислот микрофлоры зубных отложений: возможные механизмы и роль в патологии зубов и париодонта. Определение пирувата, лактата, ЛДГ в зубном налете как показатель гликолиза в норме и при кариесе.

Аэробное окисление углеводов, биологическая роль. Эффект Пастера. Пентозофосфатный путь окисления глюкозы, биологическая роль. Влияние этилового спирта на обмен углеводов. Нарушение углеводного обмена: гипер- и гипогликемии, сахарный диабет, авитаминоз В1, врожденные аномалии углеводного обмена. Оральный тест на толерантность к глюкозе и его значение для диагностики нарушений углеводного обмена. Мальабсорбция дисахаридов.

РАЗДЕЛ 8. ХИМИЯ И ОБМЕН ЛИПИДОВ.

Понятие о липидах, биологическая роль в организме. Резервный и протоплазматический жир. Классификация. Потребность в липидах. Переваривание и всасывание липидов, роль желчи в усвоении липидов. Особенности переваривания и всасывания. Внутриклеточный распад липидов: β-окисление высших жирных кислот и окисление глицерина. Перекисное окисление липидов, биологическое значение.

Особенности состава высших жирных кислот, ω-3,6 полиненасыщенные высшие жирные кислоты. Механизм синтеза высших жирных кислот. Обмен холестерола, поступление, биосинтез, пути выведения. Обмен кетоновых тел. Кетонемия, кетонурия. Резистентность и склонность к кетозу. Возрастные особенности содержания холестерина. Патология, связанная с нарушением обмена холестерола: гиперхолестеринемия, атеросклероз, желчекаменная болезнь, липидный нефроз.

Метаболизм нейтральных жиров. Обмен фосфолипидов, роль холина, тромбоксана, лейкотриенов в патогенезе заболеваний. Сфинголипиды. Транспортные формы липидов. Строение хиломикронов и особенности содержания липопротеинов, химический состав, биологическая роль. Регуляция липидного обмена. Патология липидного обмена: нарушение всасывания, дислипопротеинемии, липидозы (болезнь Нимана-Пика, Гоше, Тея-Сакса). Жировое перерождение печени, ожирение.

РАЗДЕЛ 9. ОБМЕН И ФУНКЦИИ АМИНОКИСЛОТ.

Биологическая ценность белков, потребность в белке и аминокислотах. Азотистый баланс, его виды, значение. Переваривание и всасывание белков в желудочно-кишечном тракте. Белки соединительной ткани: коллаген, эластин, кератины – как преобладающие белки соединительной ткани. Катаболизм коллагена и эластина. Выявляемые в моче маркеры деградации коллагена (гидроксипролин, гидроксилизин) и эластине (десмозин, изодесмозин). Пути использования аминокислот в организме. Декарбоксилирование, дезаминирование, трансаминирование аминокислот. Диагностическое значение определения активности трансаминаз в организме.

Образование аммиака в организме и пути его обезвреживания. Биосинтез мочевины как основной механизм предотвращения накопления аммиака. Синтез креатина, креатин-фосфата. Особенности обмена отдельных аминокислот.

Переваривание и всасывание нуклеопротеинов. Биосинтез пуриновых и пиримидиновых нуклеотидов. Распад пуриновых и пиримидиновых нуклеотидов до конечных продуктов в тканях. Механизм возникновения наследственных нарушений обмена аминокислот (фенилкетонурия, альбинизм, алкаптонурия). Патология белкового обмена. Белковая недостаточность. Квашиоркор. Нарушение переваривания белков и всасывания аминокислот. Аминоацидурии: наследственные дефекты всасывания аминокислот в почках.

РАЗДЕЛ 10. БИОХИМИЯ КРОВИ.

Кровь и ее функции в организме, химический состав и физико-химические свойства крови. Белки крови и их роль. Методы количественного определения белков и белковых фракций. Клиническое значение проведения анализа крови. Небелковые вещества крови. Клиническое значение определения мочевины, креатинина.

Понятие об обмене гемоглобина, биосинтез, распад гемоглобина. Понятие о прямом (конъюгированном) и непрямом (неконъюгированном) билирубине. Клиническое значение определения билирубина в дифференциальной диагностике различных видов желтух. Свертывающая и противосвертывающая системы и система фибринолиза. Внешний и внутренний пусковые механизмы свертывания крови. Роль фибропектина и трансглутаминазы в процессе свертывания крови. Антикоагулянты.

Знакомство с иммуноферментным анализом и его возможностями для определения важных компонентов крови (гормонов, антигенов и т.д.). Определение поверхностного антигена вирусного гепатита В в сыворотке крови.

БИОХИМИЯ ПОЛОСТИ РТА

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по биохимии для специальности 060105 стоматология Всего часов 231 в том числе: лекций 36 практических занятий 118 самостоятельных занятий 77 Отчетность экзамен, 4 семестр iconПрограмма по биохимии для специальности 060101 лечебное дело Всего...
Ставропольская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию
Программа по биохимии для специальности 060105 стоматология Всего часов 231 в том числе: лекций 36 практических занятий 118 самостоятельных занятий 77 Отчетность экзамен, 4 семестр iconПрограмма дисциплины «менеджмент» для студентов специальности ( направления)...
Учебная дисциплина «Менеджмент» входит в раздел «Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная) часть» фгос по направлениям...
Программа по биохимии для специальности 060105 стоматология Всего часов 231 в том числе: лекций 36 практических занятий 118 самостоятельных занятий 77 Отчетность экзамен, 4 семестр iconРабочая программа Тематика и планы практических занятий
«культурология») и является логическим продолжением курсов по истории культуры XX века (зарубежной и отечественной). Программой предусмотрено...
Программа по биохимии для специальности 060105 стоматология Всего часов 231 в том числе: лекций 36 практических занятий 118 самостоятельных занятий 77 Отчетность экзамен, 4 семестр iconПрограмма цикла общего усовершенствования по специальности «функциональная...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа по биохимии для специальности 060105 стоматология Всего часов 231 в том числе: лекций 36 практических занятий 118 самостоятельных занятий 77 Отчетность экзамен, 4 семестр iconПрограмма цикла общего усовершенствования по специальности «функциональная...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа по биохимии для специальности 060105 стоматология Всего часов 231 в том числе: лекций 36 практических занятий 118 самостоятельных занятий 77 Отчетность экзамен, 4 семестр iconСамостоятельная работа 35 часов Экзамен IX семестр Всего 143 часа...
«стоматология», утвержденного Министерством образования Российской Федерации 10. 03. 2000 в соответствии с учебным планом и на основании...
Программа по биохимии для специальности 060105 стоматология Всего часов 231 в том числе: лекций 36 практических занятий 118 самостоятельных занятий 77 Отчетность экзамен, 4 семестр iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Продолжительность курса составляет 68 аудиторных учебных часа, в том числе: 34 часов лекционных занятий, 34 часа практических занятий,...
Программа по биохимии для специальности 060105 стоматология Всего часов 231 в том числе: лекций 36 практических занятий 118 самостоятельных занятий 77 Отчетность экзамен, 4 семестр iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики...
Продолжительность курса составляет 84 аудиторных учебных часа (21 неделя), в том числе: 42 часа лекционных занятий, 42 часа практических...
Программа по биохимии для специальности 060105 стоматология Всего часов 231 в том числе: лекций 36 практических занятий 118 самостоятельных занятий 77 Отчетность экзамен, 4 семестр iconВысшая школа экономики
Программа курса составлена с учетом исходного уровня обучающихся не ниже Intermediate. Курс предполагает 24 часа аудиторных занятий,...
Программа по биохимии для специальности 060105 стоматология Всего часов 231 в том числе: лекций 36 практических занятий 118 самостоятельных занятий 77 Отчетность экзамен, 4 семестр iconМагистерская программа «Демография» Программа дисциплины «Здоровье...
Продолжительность курса составляет 84 аудиторных учебных часа (14 недель), в том числе: 46 часов лекционных занятий, 32 часов семинарских...
Программа по биохимии для специальности 060105 стоматология Всего часов 231 в том числе: лекций 36 практических занятий 118 самостоятельных занятий 77 Отчетность экзамен, 4 семестр iconПрограмма курса
Курс расcчитан на 100 академических часов (1 акад час ~ 45 мин): 17 лекций(17*2=34часа) и 11 практических занятий(11*6=66 часов)....
Программа по биохимии для специальности 060105 стоматология Всего часов 231 в том числе: лекций 36 практических занятий 118 самостоятельных занятий 77 Отчетность экзамен, 4 семестр iconТематический план практических занятий дисциплины «История медицины»
«История медицины» для специальности 060105«Медико-профилактическое дело» на 2013-2014учебный год 1 курс, 2 семестр
Программа по биохимии для специальности 060105 стоматология Всего часов 231 в том числе: лекций 36 практических занятий 118 самостоятельных занятий 77 Отчетность экзамен, 4 семестр iconПримерное тематическое планирование №п\п Разделы программы и темы...

Программа по биохимии для специальности 060105 стоматология Всего часов 231 в том числе: лекций 36 практических занятий 118 самостоятельных занятий 77 Отчетность экзамен, 4 семестр iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Продолжительность курса составляет 44 аудиторных учебных часа (11 недель), в том числе: 32 часа лекционных занятий, 12 часов семинарских...
Программа по биохимии для специальности 060105 стоматология Всего часов 231 в том числе: лекций 36 практических занятий 118 самостоятельных занятий 77 Отчетность экзамен, 4 семестр iconРабочая программа по кожным и венерическим болезням цикла «Дерматовенерология»...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос3 впо, с учетом рекомендаций примерной программы по специальности подготовки...
Программа по биохимии для специальности 060105 стоматология Всего часов 231 в том числе: лекций 36 практических занятий 118 самостоятельных занятий 77 Отчетность экзамен, 4 семестр iconПравительство Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации
Дисциплина читается студентам магистерской программы «Демография». Курс по выбору. Продолжительность курса 40 учебных часов, в том...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск