Скачать 462.35 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА» Кафедра «Менеджмент» "Утверждаю" Проректор по УМО С.П. Ермишин "28" сентября 2012 г. Рабочая Учебная программа дисциплины «МЕНЕДЖМЕНТ» для студентов специальности (направления) высшего профессионального образования Лекций 18 часов Практических занятий 28 часов Самостоятельная работа 62 часов Всего 108 часов (3 з.е.) Зачет/ Экзамен 7/5 семестр (27 часов) ТОЛЬЯТТИ, 2012 Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО. Автор (составитель): к.э.н., доцент кафедры «Менеджмент» Крайнева Р.К. Программа одобрена (рассмотрена) на заседании кафедры «Менеджмент» Протокол № 2 от «28»сентября 2012 г. Зав. кафедрой Г. М. Кулапина 1. Цели освоения дисциплины Цель дисциплины – приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков в области менеджмента, которые позволят им принимать эффективные управленческие решения в их профессиональной деятельности, а также заложить потенциал интеграции всех знаний, определяющих профессионализм деятельности современного менеджера. Задачи дисциплины: – обучить студентов основным тенденциям развития менеджмента в современных условиях; теоретическим основам менеджмента, позволяющим им овладеть современными методами управления организацией, комплексному подходу к рассмотрению проблем организации и принятию управленческих решений; – развить у студентов самостоятельность мышления при разработке концепции формирования хозяйственной организации и ее структуры, творческий подход при анализе и оценке конкретных практических ситуаций в различных областях деятельности организации; – способствовать приобретению практических навыков в области постановки целей организации, проектирования организационной структуры, в применении наиболее эффективных методов мотивации трудовой деятельности, преодолении конфликтных ситуаций, а также оценке эффективности управления. 2. Место дисциплины в структуре ООП специальности (направления) Учебная дисциплина «Менеджмент» входит в раздел «Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная) часть» ФГОС по направлениям подготовки ВПО. Б.3 Профессиональный цикл Взаимосвязь с другими дисциплинами. Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате освоения дисциплин ООП подготовки бакалавра «Основы предпринимательской деятельности», «Теория принятия решений» и др. Данная дисциплина предваряет изучение таких профильных дисциплин «Планирование профессиональной карьеры», «Маркетинг» и др. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) «Менеджмент» Формируемые компетенции: Выпускник должен обладать следующими компетенциями: − готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7); − способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8); − способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11); − способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12); − способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13). В результате освоения данной дисциплины обучающиеся должны: «Знать» − основные этапы планирования в организации; − типы организационных структур, их основные параметры и принципы их проектирования; − основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами. «Уметь» − анализировать организационную структуру и уметь разрабатывать предложения по ее совершенствованию; − анализировать коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффективности; − организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач. «Владеть»: − методами реализации основных управленческих функций; − современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации 4. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Менеджмент» Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов. 4.1. Структура дисциплины Распределение фонда времени по семестрам, неделям и видам занятий
4.2. Содержание дисциплины Распределение фонда времени по темам и видам занятий
4.3. Тематический план изучения дисциплины Тема 1. Природа менеджмента. Менеджмент и организация Лекционные вопросы: Менеджмент и управление. Управление как вид деятельности. Разновидности управления. Роль управления в развитии экономики и общества. Управление как фактор успеха деятельности. Понятие менеджмента. Менеджмент как разновидность социального управления. Сущность социального управления, его свойства и виды. Место менеджмента в системе социально-экономических категорий. Основные категории менеджмента. Понятие организации. Признаки организации. Организация как единство людей и условий их деятельности. Люди, задачи и управление как составляющие любой организации. Организация как открытая система. Функции организаций. Законы существования организаций. Литература: [1,4,12] Тема 2. История и эволюция менеджмента Лекционные вопросы: Донаучное развитие теорий управления. Первые управленческие революции. Древний Египет, законы царя Хаммурапи, «производственный менеджмент» Навуходоносора II. Характеристика управления Сократа. Александр Македонский. Император Диоклетиан. Развитие знаний об управлении в Средневековье: Николо Макиавелли, Томас Гоббс, Джон Локк. Индустриальный период развития менеджмента. Р.Оуэн, А.Смит, Т.Мор, Э.Дюркгейм, Ч.Бэббидж. Менеджмент: наука или искусство? Ранний технократизм. Школа научного управления Ф.Тейлора. Г.Эмерсон, братья Гилберты. Административная школа. А.Файоль, Д.Муни, А.Рейли, Л.Урвик. Теория идеальной бюрократии М.Вебера. «Гуманистический менеджмент». Э.Мэйо и его Хоторнские эксперименты. Бихевиоризм. Информационный период развития менеджмента. Количественная (управленческая) школа менеджмента. Развитие менеджмента в России: Петр Первый, И.Т. Посошков, В.Н. Татищев, М.М. Сперанский, П.А. Столыпин, Н.А. Богданов. Современные тенденции: системная теория, ситуационный подход. Менеджмент XXI века: гуманизация управления. Социальная ответственность бизнеса. Этика менеджмента. Глобализация. Кастомизация. Новые рынки сбыта. Ограниченность ресурсов. Влияние государства. Литература: [2,6,13,15,18] Тема 3. Место процесса управления в современной организации Лекционные вопросы: Организация как открытая система. Признаки организации как социальной группы. Функции организации. Необходимость соблюдения баланса между интересами организации и интересами ее членов. Центральное место управления в обеспечении устойчивости функционирования организации. Управление как потребность существования организации. Зависимость содержания и набора действий функций, осуществляемых в процессе управления от вида деятельности организации, типа организационной структуры, размера организации, уровня объекта управления в управленческой иерархии, функции субъекта управления внутри организации. Литература: [4,11,17] Тема 4. Среда окружения организации Лекционные вопросы: Внутренняя и внешняя среда организации. SWOT-анализа, или матрица возможностей и угроз внешней среды, сильных и слабых сторон предприятия. Литература: [1,3,4,20] Тема 5. Функции менеджмента Лекционные вопросы: Управление как циклический процесс. Понятие функций менеджмента как видов управленческих действий. Познавательно-программирующие функции менеджмента: прогнозирование и планирование. Организационно-регулирующие функции менеджмента: организация, мотивация и контроль. Взаимосвязь и взаимообусловленность функций менеджмента. Современный подход к определению функций менеджмента и их содержанию. Принципы, типы и назначение планирования. Понятие цели. Классификация целей. Декомпозиция целей и построение дерева целей Цели организации и координации как функций менеджмента. Организация как функция управления, включающая формирование структуры организации, а также создание условий для достижения запланированных целей. Организационная структура управления. Типы организационных структур. Мотивация как функция управления. Понятие мотивации и сущность процесса мотивации. Понятие мотива. Мотивационная структура личности. Место мотивов деятельности человека в функционировании организаций. Мотивация как процесс побуждения людей к активной деятельности по достижению собственных целей и целей организации. Теории мотивации. Модели мотивации, основанные на анализе потребностей человека и их влияния на мотивацию: теория Маслоу, теория Альдерфера, концепция Мак Клелланда, теория Герцберга. Модели мотивации, основанные на учете восприятия ситуации индивидом, учете своих возможностей и последствий выбора того или иного способа действий: теория ожиданий Врума, теория постановки целей Локка, теория справедливости Адамса, теория партисипативного управления. Важность контроля в управленческой практике, его виды и критерии. Литература: [3,6,11,12,14,20] Тема 6. Технология и методы менеджмента Лекционные вопросы: Методы управления: понятие и классификация. Понятие и структура технологии управления. Система методов управления. Методы менеджмента как способы осуществления и реализации его функций. Направленность, содержание и организационная форма методов управления. Познавательно-программирующие методы менеджмента (математические, статистические, социологические и др.) и их применение в практике управления. Организационно-регулирующие методы управления (административные, экономические и социально-психологические) и особенности их применения. Проблема соотношения и взаимосвязи организационных, административных и социально-психологических методов управления в свете необходимости повышения эффективности организаций. Демократизация управления как объективное требование совершенствования технологии менеджмента в современных условиях. Развитие самоуправления в трудовых коллективах. Литература: [4,6,14] Тема 7. Управление организационной культурой, изменениями и развитием организации |
Памятка для студентов по направлению подготовки 270100 «Архитектура» Дисциплина «История архитектуры, градостроительства и дизайна» имеет общий объем 108 часов, в 3 семестре 41 часов (17 – лекционных... | Самостоятельная работа обучающихся 34 часа Аудиторная работа по дисциплине... Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании кафедры зарубежной филологии | ||
Аннотация рабочей программы дисциплины Секционный курс Общая трудоемкость составляет 31 час. Из них: 18 часов аудиторных практических занятий, 13 часов – самостоятельная работа студентов.... | Рабочая программа Тематика и планы практических занятий «культурология») и является логическим продолжением курсов по истории культуры XX века (зарубежной и отечественной). Программой предусмотрено... | ||
Памятка для студентов направления 260800 «Технология продукции и... Дисциплина «Биохимия» общим объемом 180 часов: лекции – 34 часа, лабораторные работы – 34 часа, практические занятия -17 часов, самостоятельная... | 60 часов Экзамен 5 семестр 36 часов Всего 216 часов Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры хирургических болезней педиатрического и стоматологического факультетов | ||
60 часов Экзамен 5 семестр 36 часов Всего 216 часов Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры хирургических болезней педиатрического и стоматологического факультетов | Самостоятельная работа 132 часов Форма контроля: -зачет в 9,10 семестре... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Мировой экономики и мировой политики. Продолжительность дисциплины составляет 216 часов, в том числе: 120 часов лекционных занятий... | 080101. 65 «Экономическая безопасность» по изучению дисциплины «Статистика» (4 семестр) Дисциплина «Статистка» изучается в 4,5 семестре. Общее количество часов в 4 семестре – 117 часов (3,5 зет), в том числе: лекции –... | ||
Педиатрический факультет Федерации для педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений, офтальмология преподается в 8-9 семестре обучения... | Приложение в силлабус (памятка) учебной дисциплины «Управленческий учет» фгбоу впо Дисциплина «Управленческий учет» изучается в 6 семестре. Общее количество часов – 108 часов (3 зет), в том числе: лекции – 34 часа,... | ||
Памятка для студентов направления260800 «Технология продукции и организация... Дисциплина «Микробиология» общим объемом 99 часов: лекции – 17 часов, лабораторные работы – 34 часа, практические занятия -17 часов,... | Дисциплины Распределение часов: лекции 16 часов, лабораторные работы 34 часа, самостоятельная работа 58 часов | ||
Самостоятельная работа с экзаменом- 78 часов Контактные часы 7 часов... Сформировать базовое представление, знания, умения и навыки студентов по основам объектно-ориентированного программирования для разработки... | Рабочая программа по офтальмологии кафедры офтальмологии педиатрического факультета Федерации для педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений, офтальмология преподается в 8-9 семестре обучения... |