Скачать 346.06 Kb.
|
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Рабочая программа по офтальмологиикафедры офтальмологии педиатрического факультета на 2010/2011 учебный год. Г. Москва Введение. Целью преподавания офтальмологии студентам педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений является обучение будущих педиатров основным представлениям о возрастных изменениях органа зрения в норме и при различных видах патологии для постановки предварительного диагноза, оказания неотложной и первой врачебной помощи при заболеваниях и повреждениях глаз у пациентов различного возраста, изучения методов охраны зрения, предупреждения инвалидности, профилактики и раннего выявления заболеваний глаз у детей и подростков с учетом специфики работы в различных регионах. В соответствии с учебными планами, утвержденными Минздравом Российской Федерации для педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений, офтальмология преподается в 8-9 семестре обучения и может осуществляться "фронтальным" или "блоковым" методом. Общее количество часов обучения составляет 76 часов, из них — 26 часов лекций и 50 часов практических занятий. Лекции должны отражать современные достижения как офтальмологии, так и педиатрии, фармакологии, медико-биологических наук, организации здравоохранения. На занятиях у студентов необходимо вырабатывать основы деонтологии и врачебной этики в общении с пациентами разного возраста и их родителями. Занятия должны строится с максимальным развитием у студентов навыков самостоятельной работы, освоения практических приемов оказания неотложной и первой врачебной помощи. Рекомендуется не менее 25% практических занятий проводить в виде амбулаторно-поликлинических приемов, вырабатывать у студентов навыки ведения клинических историй болезни и амбулаторных поликлинических карт. Целесообразно проводить практические занятия в стационаре по следующей схеме:
В стационаре рекомендуется проводить осмотр вновь поступивших (острых) больных с краткой записью статуса осмотренного пациента (по типу записи в амбулаторно-поликлинической карте) для обучения педиатра методам оказания первой врачебной помощи пациентам с острой воспалительной патологией, внезапным нарушением зрения или травмой глаза и тактике дальнейших действий (сроки направления в специализированные учреждения, оформление соответствующей документации и проч.). В поликлинике необходимо при проведении занятий обращать внимание на
Во время практических занятий студенты пишут историю болезни или серию кратких статусов всех осмотренных больных (по типу амбулаторно-поликлинических карт). Рекомендуется оформление личной карты офтальмологического исследования: студентам выделяется время для изучения своего офтальмологического статуса (проверка зрительных функций, исследование внутриглазного давления, глазного дна и других параметров офтальмологического статуса). Такое исследование осуществляется студентами в виде само- и взаимопроверки после проведения занятия по методикам исследования органа зрения и его функций. В процессе обучения рекомендуется знакомство с современными методами обследования и лечения заболеваний глаз и придаточного аппарата, новыми технологиями в разных разделах офтальмологии, современными фармпрепаратами, особенностями заболеваемости в Московском регионе (Москва и Московская область). Рекомендуется подготовка рефератов, докладов студентов по различным вопросам офтальмологии и смежных с ней дисциплин. Общая офтальмология. Предмет офтальмологии. История развития отечественной и мировой офтальмологии. Представление о строении зрительного анализатора. Глаз и его роль в жизнедеятельности организма. Цель изучения офтальмологии студентами педиатрического факультета. Связь патологии органа зрения с общими заболеваниями у людей различного возраста. Организация охраны зрения детей. Структура, уровень и динамика глазной заболеваемости в различных регионах России за последние годы. Основные причины снижения зрения у лиц разного возраста и пола. Вопросы краевой глазной патологии. Характеристика абсолютной, предметной и бытовой, профессиональной слепоты. Наиболее частые заболевания, приводящие к слепоте лиц разного возраста. Характеристика медицинской офтальмологической сети: глазные кабинеты поликлиник, межрайонные кабинеты охраны зрения детей, консультативные поликлиники, глазные стационары, диспансеры, травмопункты. Специализированные глазные санатории, специализированные глазные детские сады, санаторные глазные лагеря и специализированные научно-исследовательские проблемные офтальмологические лаборатории и институты. научно-технические комплексы микрохирургии глаза. Функции и подчиненность этих учреждений. Школы для слабовидящих и слепых, показания к приему в них по состоянию остроты зрения поля зрения. Мероприятия по охране зрения детей в дошкольных учреждениях и школах. Объем необходимых исследований органа зрения в момент рождения ребенка, при выписке из роддома, во время патронажа, к году жизни, к трем и семи годам, в школе (4 и 8 классы), у взрослых на глаукому и др. Система диспансерного наблюдения и лечения больных с глаукомой, прогрессирующей близорукостью, косоглазием, опухолями, катарактами, сложными повреждениями, хроническими воспалительными и дистрофическими процессами в роговице, сосудистой оболочке и сетчатке. Принципы и методы отбора в Российскую Армию, экспертиза трудоспособности. Роль педиатров в организации охраны зрения детей и подростков. Основные документы, регламентирующие pa6oтy в области охраны зрения. Основные достижения отечественной офтальмологии. Ведущие ученые-офтальмологи и офтальмологические учреждения. Совместная работа кафедры с органами и учреждениями здравоохранения по охране зрения населения. Формирование органа зрения. Условия, обеспечивающие развитие и функционирование глаза. Дифференцирование зрительного аппарата, обусловленное условиями жизни живых существ. Этапы эволюционного развития зрительного анализатора. Этапы эмбриогенеза, влияние нарушений эмбриогенеза на формирование аномалий развития глаза и его придаточного аппарата. Проблемы формирования органа зрения и зрительных функций у детей с разной степенью недоношенности. Роль наследственности и других факторов в формировании и развитии глаза. I. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ГЛАЗА У ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА Чтобы хорошо владеть ранней, быстрой и точной диагностикой глазной патологии у детей различного возраста каждому ординатору необходимо иметь четкое представление об условиях и фазах развития глаза. Этапы эволюционного развития зрительного анализатора. Этапы эмбриогенеза, влияние нарушений эмбриогенеза на формирование аномалий развития глаза и его придаточного аппарата. Проблемы формирования органа зрения и зрительных функций у детей с разной степенью недоношенности. Роль наследственности и других факторов в формировании и развитии глаза. Глаз следует рассматривать как важнейшую составную часть фотоэнергетической или оптиковегетативной системы организма (ФЭС, ОВС). При изучении зрительного анализатора следует учитывать его влияние на физическое и психическое развитие ребенка. Необходимо знать возрастные особенности строения глазного яблока, его анатомо-топографические ориентиры; уметь применить их при определении локализации патологического процесса. Вначале следует ознакомиться со строением и функциями придаточного аппарата, а затем освоить строение, физиологию и функцию структур глазного яблока. Возрастная анатомия и физиология зрительного анализатора. Строение зрительного анализатора. Следует охарактеризовать отделы зрительного пути, их топографическую анатомию. Периферические отделы, подкорковые, корковые центры, проводящие пути. Важно знать, что сетчатка имеет строгую проекцию в каждом отделе зрительного пути, и уметь определить изменения периферического зрения, наблюдаемые при поражении определенного отдела зрительного тракта. Особенно важны эти знания при изучении неврологических заболеваний, для топического диагноза. Современные методы исследования состояния различных отделов зрительного анализатора у пациентов различного возраста (общее представление о современных электрофизиологических, нейрофизиологических, томографических методах исследования). Придаточный аппарат глаза. Возрастная динамика строения и функций орбиты, век, конъюнктивы, слезопродуцирующих и слезоотводящих органов. Виды патологии. Топографическая анатомия, иннервация, функции глазодвигательных мышц. Врожденные аномалии придаточного аппарата глаза. Изучая строение и функции век, необходимо ознакомить ординатора с такими патологическими состояниями, как лагофтальм и птоз верхнего века, спастический заворот нижнего века у новорожденных, их необходимо устранять во избежание осложнений. При изучении конъюнктивы, ее функций, возрастных особенностей у детей, особенно обратить внимание на защитную роль оболочки и ее изменения при общих заболеваниях у детей (токсикоаллергические состояния, авитаминозы, диабет, инфекции). Приступая к ознакомлению со строением слезопродуцирующего и слезоотводящего аппарата, необходимо охарактеризовать все отделы, обратить внимание на возрастные (до 2-х месяцев) особенности функционирования слезной железы (отсутствие слезы), механизм слезоотведения и возможные аномалии развития: слезных точек (атрезия, дислокация), канальцев (сужение, атрезия), слезного мешка (дивертикулы), слезно-носового канала (недоразвитие, остатки мезодермальной ткани) у новорожденных, изучить методы диагностики с локализацией возможного препятствия (проба Веста канальциевая и слезно-носовая, рентгено-контрастное исследование). Диффдиагностика, тактика ведения, хирургические манипуляции, операционные вмешательства. Весьма важно знать строение и топографическую анатомию орбиты и 4-х ее стенок. Необходимо помнить, что они имеют тесные контакты с придаточными пазухами носа и головным мозгом. Воспалительные процессы в пазухах у детей нередко распространяются на ткани орбиты, приводя к флегмоне орбиты. Необходимо знать топографию черепно-мозговых нервов и сосудов, проходящих через зрительное отверстие, верхне- и нижнеглазничную щель орбиты и помнить о синдроме верхнеглазничной щели. Нельзя забывать, что у детей нередко при повреждении стенок зрительного канала, чаще при сильных ударах по лобной кости, наступает слепота из-за сдавления зрительного нерва и кровоизлияний в него. Необходимо рассмотреть ход глазной артерии, и ее ветвей, особенно идущих в глаз. Необходимо изучение топографии наружных мышц глаза, их иннервации и функций, определении степени приведения и отведения глазных яблок по отношению к определенным опозновательным точкам; установление наличия и степени конвергенции, умение определить функцию глазодвигательных мышц методами коордиметрии и исследованием поля взора. Следует знать топографию и строение цилиарного узла, его роль в иннервации оболочек глаза. Нужно четко ориентироваться в основных признаках поражения цилиарного узла при ретробульбарных процессах, а также уметь провести новокаиновую блокаду этого узла. Глазное яблоко. Приступая к изучению строения глазного яблока, прежде всего, следует уточнить данные о возрастных размерах (переднее - задней оси) глаза ребенка и особенностях строения его оболочек и оптических сред. Отклонения в размерах глаза в сравнении с возрастной нормой могут свидетельствовать об аномалии развития или наличии тяжелой патологии (врожденная глаукома, микрофтальм и т. п.). Размер глаза легко определить с помощью ультразвукового аппарата. Строение капсулы глаза: Роговица, ее строение, функции, возрастные особенности. Особенности питания и регенерации слоев роговицы. Очень важно знать размеры и свойства нормальной роговицы детей различного возраста, отличающих ее от роговицы взрослых, и функции, что существенно при раннем выявлении врожденной глаукомы, аномалий развития. Склера, ее строение, топографическая анатомия, функции. Характер патологических процессов. Важно обратить внимание на цвет склеры новорожденных и ее гистологическое строение у ребенка до 6—7 лет, на наиболее тонкое место в ней в области прохождения волокон зрительного нерва. Необходимо учитывать легкую растяжимость склеры в раннем возрасте под влиянием повышенного внутриглазного давления, что приводит при врожденной глаукоме и ретинобластоме к гидрофтальму. Лимб, его топографическая анатомия, врожденные и приобретенные патологические изменения (эмбриотоксон, расширение при врожденной глаукоме и др.). Сосудистая оболочка: Строение и функции каждого отдела. Две системы кровоснабжения сосудистой оболочки, анастомозы между ними. Значение раздельного кровоснабжения в возникновении и распространении воспалительных заболеваний. Радужка, возрастные особенности строения радужки. Роль paдужки в регуляции светового потока, ультрафильтрации и оттоке внутриглазной жидкости; виды патологии. Необходимо помнить о роли величины зрачка и реакции зрачков на свет в диагностике поражения симпатической и парасимпатической иннервации, ЦНС, тяжелой глазной патологии. Цилиарное тело, его топографическая анатомия, особенности кровоснабжения и иннервации, гистологическое строение, роль в образовании и оттоке внутриглазной жидкости, в акте аккомодации, в терморегуляции и др.; значение цилиарного тела в физиологии и патологии глаза; виды патологии. Хориоидея, ее строение. Роль хориоидеи в осуществлении питания сетчатки и зрительного процесса. Особенности кровоснабжения хориоидеи играют роль в возникновении воспалительных и дистрофических процессов. Виды патологии. Хрусталик. Топографическая анатомия. Возрастные особенности строения и химического состава, особенности обменных процессов в хрусталике, функции хрусталика. Характеристика динамики преломляющей и аккомодационной функции хрусталика у лиц разного возраста. Виды патологии. Стекловидное тело: Особенности строения, химический состав, функции; виды патологии. Необходимо знать функции и возрастные особенности структуры и химического состава стекловидного тела, его вес. Учитывать его изменения как важный диагностический признак при различной врожденной патологии, воспалительных и дистрофических процессах сетчатки и сосудистого тракта. Передняя и задняя камеры глаза. При изучении топографии передней и задней камер глаза обратить внимание на их возрастные особенности, размеры, охарактеризовать направление тока внутриглазной жидкости. Внутриглазная жидкость, ее химический состав, строение дренажной системы глаза. Следует основательно изучить анатомо-топографическую и био-гониомикроскопическую характеристику угла передней камеры, как основного пути оттока внутриглазной жидкости. Знать химический состав внутриглазной жидкости, ее объем и роль во внутриглазном обмене и питании бессосудистых структур глаза; помнить о грозных осложнениях, возникающих при нарушении путей оттока внутриглазной жидкости, нарушении ее продукции (гиперсекреции и гипосекреции), изменениях биохимического состава. Аномалии развития и виды патологии. Сетчатка. Строение и функции сетчатки, их возрастные особенности. Изучая строение сетчатки, необходимо охарактеризовать 3 ее нейрона, изучить роль пигментного эпителия в фотохимических процессах, расположение оптически деятельного и недеятельного отделов сетчатки, особенности строения желтого пятна у новорожденных и детей старшего возраста, возрастные особенности цвета и размеров диска зрительного нерва. Две системы питания сетчатки. Взаимодействие сетчатки и хориоидеи в зрительном акте. Следует помнить о связи сетчатки с ЦНС. Изменения сетчатки нередко являются первым признаком поражения мозга, а также проявлением общих, обменных, эндокринных и наследственных заболеваний у детей и взрослых. Виды патологии. Зрительный нерв. Отделы зрительного нерва, топографическая анатомия, особенности диска зрительного нерва у детей. Хиазма: топография, роль пограничных образований в развитии патологии. Подкорковые и корковые отделы зрительного анализатора. Сосуды и нервы глаза и его придаточного аппарата, возрастная динамика развития иннервации глаза и его придаточного аппарата. Особенности симпатической и парасимпатической иннервации тканей глаза, строение цилиарного ганглия. Зрительные функции. Возрастная динамикаразвития зрительных функций. Физиология зрительного восприятия. Значение строения световоспринимающего аппарата, условия питания сетчатки, наличия витамина “А”, родопсина, йодопсина, селена, водорода и пр., фотохимические и биоэлектрические реакции. Здесь важно детально познакомиться с учением И. М. Сеченова и И. П. Павлова о зрительном анализаторе. Разобрать физиологию зрительного акта. При этом подробно остановиться на вопросах взаимодействия хориоидеи с сетчаткой в акте зрения, фотохимической или ионной теории зрения акад. П. П. Лазарева, учесть понятие об единстве распада и синтеза зрительных веществ, изучить количественный и качественный процесс в акте зрения — от фотохимической реакции разложения молекул до функции высшей нервной деятельности. Роль состояния проводящих путей, подкорковых и корковых зрительных центров в зрительном акте. Познакомиться с теориями акта зрения: биоэлектрической, химической, ретиномоторной. Знать роль органа зрения в получении информации из окружающей внешней среды, его значении в развитии и становлении детского организма. Центральное зрение (острота зрения, цветовое зрение), периферическое зрение (поле зрения, светоощущение), бинокулярное зрение. Последовательность и сроки их развития. Виды и частота патологии. Светоощущение. Дневное, сумеречное и ночное зрение, скорость адаптации к свету и темноте. Изучая светоощущение, необходимо ознакомиться с биохимическими и нервными процессами, лежащими в основе этой функции, усвоить особенности дневного, сумеречного и ночного зрения. Изучить световую и темновую адаптацию. Уметь определить патологические изменения абсолютной световой чувствительности, знать их причины, учитывать значение исследования темповой адаптации в диагностике ряда глазных и общих заболеваний. Виды и частота патологии. Гемералопия. Цветовое зрение. Цвет и его основные признаки, время появления цветового зрения у детей и факторы, способствующие его развитию. Разобрать теории цветового зрения, познакомиться с достижениями современных исследований цветоощущения. Разобрать патологию цветового зрения с учетом роли наследственности в возникновении аномалий цветоощущения. Изучить методы исследования цветоощущения и уметь провести диагностику патологии цветоощущения. Знать врачебную экспертизу по цветовому зрению. Виды патологии (врожденная и приобретенная). Острота зрения. Единица ее измерения, возрастная эволюция остроты зрения. Методы определения остроты зрения у детей разного возраста (прямая и содружественная реакция зрачков на свет, рефлекс смыкания век, рефлекс Пейпера, реакция слежения за яркими предметами, бинокулярная зрительная фиксация, реакция узнавания, оптокинетический нистагм); определение зрения по таблицам, контрольные методы исследования. Электрофизиологические методы определения пороговой величины появления зрительных вызванных потенциалов. Периферическое зрение. Возрастная динамика поля зрения; нормальные границы поля зрения на белый и хроматические цвета, физиологические скотомы. Контрольный и аппаратные методы периметрии. Роль определения периферического зрения в диагностике патологических процессов в глазу и ЦНС. Бинокулярное зрение. Общее понятие о характере зрения. Время появления бинокулярного зрения, этапы формирования бинокулярного зрения. При изучении характера зрения (монокулярное, бинокулярное, одновременное) необходимо знать возрастные особенности развития бинокулярного зрения. Четко представлять физиологию бинокулярного зрения, понятия фузии, бификсации, бифовеального слияния и т.д. Разобрать условно-рефлекторную теорию Сеченова—Павлова формирования бинокулярного зрения. Знать причины нарушения бинокулярного зрения, возможные последствия этого. Учесть роль коры головного мозга в стереоскопичности. Тщательно познакомиться с современными методами восстановления бинокулярного зрения. Помнить о том, что при подборе и назначении пациентам очков нужно всегда проверять устойчивость бинокулярного зрения. Значение исследования бинокулярного и стереоскопического зрения для выбора профессии. Физиологическая оптика, рефракция, аккомодация. Приступая к изучению данной темы, следует подробно охарактеризовать оптическую систему глаза — ее составные части. Знать основные показатели оптической системы глаза, схематический и редуцированный глаз по А. И. Дашевскому. Познакомиться с методами исследования оптической системы глаза (эхобиометрия, офтальмометрия, рефрактометрия, фотоофтальмометрия и др.). Указать конкретный вклад отечественных и зарубежных ученых в разработку физиологической оптики. Единица измерения рефракции – диоптрия. Понятие о физической рефракции глаза и возрастная динамика ее развития. Характеристика клинической рефракции. Понятие о соразмерной и несоразмерной клинической рефракции (эмметропия, аметропия, анизометропия). Возрастная характеристика удельного веса различных видов рефракции. Зависимость клинической рефракции от преломляющей силы оптических сред глаза и длины оси глаза. Объективные и субъективные методы определения клинической рефракции. Статистическая, динамическая рефракции. Четко усвоить сроки обязательных проверок клинической рефракции у детей для своевременного выявления аномалии рефракции, профилактики амблиопии и косоглазия (к 1 году, в 3—4 и 6—7 лет, 14 лет).
Миопия (близорукость). Характеристика, возрастная динамика и частота. Врожденная и прогрессирующая близорукость. Изменения в оболочках глаза при прогрессирующей близорукости. Патогенез, классификация (величина, вид, прогрессирование, стадии, степень снижения зрения). Профилактика. Учесть наследственную предрасположенность в генезе близорукости, роль внешних факторов в формировании рефракции, значение гигиены умственного труда и зрения, а также физического воспитания. Важно знать социальное значение проблемы близорукости в разделе охраны зрения у детей и современные данные о распространенности близорукости у детей, о ее месте в структуре слабовидения и слепоты. Оптимальная очковая коррекция миопии, контактная коррекция. Лечение медикаментозное и хирургическое. Рефракционная хирургия. Лазерная коррекция преломляющей силы роговицы. Очень важно хорошо усвоить пути и методы широкой и ранней профилактики и диспансеризации детей с миопией
Методы исследования органа зрения. В процессе изучения методов исследования глаза и его вспомогательного аппарата всегда необходимо помнить о возрастных особенностях его состояния, так как только в этом случае можно своевременно выявить и правильно оценить вид и степень выраженности патологии органа зрения.
Частная офтальмология. Цель: овладеть ранней диагностикой наиболее распространенных глазных заболеваний, научиться оказывать первую врачебную помощь, изучить меры профилактики глазной патологии, ознакомиться с проведением профессионального отбора, трудовой экспертизы. Физиология и патология бинокулярного зрения, патология глазодвигательного аппарата.
Патология век. Частота заболеваний век, основные виды патологических процессов в веках и их связь с общим состоянием организма.
Патология слезных органов.
Патология конъюнктивы. Воспаление конъюнктивы (конъюнктивиты). Наиболее часто встречающиеся острые конъюнктивиты. Статистические данные о заболеваемости конъюнктивитами. Этиология конъюнктивитов. Основные субъективные и объективные признаки конъюнктивитов. Дифференциальный диагноз. Методы диагностики конъюнктивитов. Возрастные особенности этиологии и клиники конъюнктивитов (острый эпидемический, пневмококковый, стафилококковый, гонобленнорейный, дифтерийный, аденовирусный, хламидийный, геморрагический, весенний, трахома). Средняя продолжительность различных воспалительных заболеваний соединительнотканной оболочки глаза. Принципы лечения.
Патология роговицы.
Патология склеры. Воспаление склеры (эписклериты, склериты). Клиника. Наиболее частые причины их появления. Лечение. Патология сосудистой оболочки. Частота заболеваний сосудистой оболочки среди общей глазной патологии. Тяжелые исходы заболеваний сосудистой оболочки как причина слабовидения и слепоты.
Патология стекловидного тела.
|
Исследовательская работа «Психологический портрет собственной личности» Наименование тем для самостоятельной работы по предмету «Психология и педагогика». Лечебный факультет, педиатрический факультет,... | Педиатрический факультет Вирусный гепатит А. Дифференциальная и лабораторная диагностика. Лечение. Диспансеризация | ||
Вопросы к экзамену по фармакологии (педиатрический факультет) Вопросы... Занятие Сердечные гликозиды. Негликозидные кардиотонические средства. Противоаритмические средства | Рабочая программа по детским болезням для клинических интернов факультет: педиатрический Выпускные экзамены: 3-я декада июня с выдачей сертификата о прохождении первичной постдипломной специализации | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Факультет русской филологии и журналистики. Факультет истории и юриспруденции. Факультет татарской и сопоставительной филологии.... | Итоговый тест по философии (педиатрический факультет) Выберите один правильный ответ Программа дополнительного образования «Музееведение» является общекультурной модифицированной программой военно-патриотического и... | ||
Рабочая программа по офтальмологии, детской офтальмологии факультет педиатрический Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом 2000г и с типовой Программой по офтальмологии для... | Рабочая программа учебной дисциплины гинекология для специальности:... Рабочая программа составлена на основании программы по акушерству и гинекологии для студентов высших медицинских учебных заведений... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины акушерство для специальности:... Рабочая программа составлена на основании программы по акушерству и гинекологии для студентов высших медицинских учебных заведений... | Организация ученического самоуправления Факультетское образование: филологический факультет с изучением 2-х иностранных языков, физико-математический факультет с элементами... | ||
Название дисциплины Клиническая фармакология: лечебный, медико-профилактический и педиатрический факультеты | Рабочая программа Название дисциплины биохимия шифр специальности... Рф от 8 ноября 2010 г.) а также с Примерной программой изучения биохимии по специальности 060103 «педиатрия», разработанной кафедрой... | ||
Образование по диплому интернатура профессиональная переподготовка Ленинградский ордена Трудового Красного Знамени педиатрический медицинский институт 1979г. По специальности: "Педиатрия" | Клинико-морфологическая характеристика крупнобляшечного и мелкобляшечного парапсориаза Работа выполнена в государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский... | ||
Критерии балльно-рейтинговой оценки знаний студентов химия факультеты лечебный и педиатрический Охватывают материал, определенный Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (гос спо) в части... | Скрипченко наталья викторовна профессиональное образование 1983 г... Академик Российской академии медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой неврологии и нейрохирургии Российского государственного... |