Скачать 351.58 Kb.
|
ГБОУ ВПО Уральская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения РФ УТВЕРЖДАЮ: Проректор УГМА по учебной работе _________________ Давыдова Н.С. «____»___________________2012г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОФТАЛЬМОЛОГИИ, ДЕТСКОЙ ОФТАЛЬМОЛОГИИ Факультет педиатрический Специальность 060103 - Педиатрия Кафедра глазных болезней Курс IV Семестр VIII Лекций 16часов Практические занятия 60 часов Курсовой экзамен VIII семестр Всего часов 76 Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом 2000г. и с типовой Программой по офтальмологии для студентов высших медицинских учебных заведений (составители проф. А.П.Нестеров, проф Е.А.Егоров и др., М., 2003г.). г.Екатеринбург 2012 Составители: Д.м.н., профессор Коротких С.А., Д.м.н., профессор Михеева Е.Г., К.м.н., доцент Степанянц А.Б., К.м.н., ассистент Бобыкин Е.В. Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры глазных болезней ГОУ ВПО УГМА «__»____________201_г. Рецензент – зав. кафедрой урологии ГОУ ВПО УГМА, д.м.н., профессор ____________________________________ Журавлев В.Н.. Одобрено цикловой методической комиссией специальности «Педиатрия»: протокол №____________ Председатель ЦМК __________ ___________ ___. ___.2012г. 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ. ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ. 1.1. Целью обучения на кафедре офтальмологии студентов педиатрического факультета является приобретение ими необходимого минимума знаний по детской офтальмологии, умение оказать неотложную врачебную помощь при повреждениях или острых заболеваниях глаз, умение выявить больных, нуждающихся в консультации и лечении у врача-офтальмолога и всем этим предупредить развитие тяжелой формы инвалидности - слепоты. 1.2. Основные задачи. Врач-педиатр должен знать анатомо-физиологические возрастные особенности органа зрения; диагностику, клинику, лечение и принципы коррекции аномалий рефракции; профилактику, диагностику, клинику и лечение основных заболеваний органа зрения (конъюнктивиты, дакриоциститы, кератиты, увеиты, глаукома, онкологические заболевания, невриты зрительных нервов и др.); изменения глазного дна при некоторых общих заболеваниях (сахарный диабет, гипертоническая болезнь, патология крови и др.); методы профилактики, диагностики, клиники и оказания первой помощи при травмах глаз. Врач-педиатр общего профиля должен уметь: - обследовать состояние органа зрения у больных детей (терапевтических, хирургических и др.) в амбулаторных условиях без использования сложной аппаратуры (осмотр, исследование остроты зрения, поля зрения, внутриглазного давления и др.); - поставить предварительный диагноз распространенных .глазных заболеваний и повреждений; - оказать неотложную врачебную помощь при контузиях, прободных и непрободных ранениях глаз, ожогах глаз и принять решение о последующей врачебной тактике; - выявить среди терапевтических, хирургических, неврологических и других больных детей, нуждающихся в консультации и лечении у специалиста-офтальмолога и своевременно направить к нему; - выполнять некоторые манипуляции на органе зрения (промывание конъюнктивального мешка, инстилляции глазных капель, закладывание мазей, удаление поверхностных инородных тел с роговицы и конъюнктивы, наложение глазной повязки). 1.3. Преподавание курса офтальмологии должно интегрироваться со знаниями, полученными на теоретических и медико-биологических кафедрах: - нормальной анатомии - строение глазного яблока, глазницы, век, наружных мышц глаза и слезных органов; - гистологии - функциональная гистология оболочек глазного яблока; - нормальной физиологии - физиология рецепторного отдела зрительного анализатора, оптическая система глаза; - патологической анатомии - морфологические признаки меланом глаза, диабетических и гипертонических ретинопатий, - физики - глаз как оптическая система, виды рефракции, цветное и сумеречное зрение; - фармакологии - механизм действия на зрачок холинолитиков и холиномиметиков; - биохимии - гемералопия как проявление гиповитаминоза А; - терапевтических кафедр - гипертоническая болезнь и сахарный диабет, изменение глазного дна при этих заболеваниях; - нервных болезней - изменение полей зрения при патологии зрительно-нервных путей. Застойные соски, первичная и вторичная атрофия зрительных нервов при патологии ЦНС. Окуломоторные расстройства; - акушерства и гинекологии - ретинопатии при токсикозах второй половины беременности, угроза отслойки сетчатки при родах при наличии высокой осложненной близорукости; - детских болезней - ознакомление с осложнениями со стороны глаз при некоторых общих заболеваниях у детей (патология почек, гемоцистинурия, синдром Марфана и др.); - военно-полевой хирургии - химические, термические и лучевые поражения органа зрения в условиях военного времени; - детских инфекционных болезней - напоминание об осложнениях со стороны глаз при кори, ветряной оспе, аденовирусных заболеваниях. II. ВИД И ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
III. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. 3.1. Тематический план лекций по глазным болезням для студентов педиатрического факультета:
3.2. Тематический план практических занятий:
3.3. Лабораторных занятий нет. 3.4. Курсовой работой является история болезни, которую студенты пишут в процессе цикла глазных болезней (VIII семестр) после самостоятельного обследования состояния органа зрения ребенка. СХЕМА ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ 1. Фамилия, имя, отчество больного 2. Пол, возраст, профессия, место работы (учебы), адрес места жительства 3. Дата поступления в клинику 4. Жалобы больного при поступлении и в момент курации 5. Анамнез заболевания (от начала заболевания до дня курации) 6. Анамнез жизни 7. Общий статус 8. Офтальмологический статус: Острота зрения правого глаза (без коррекции, с коррекции). Острота зрения левого глаза (без коррекции, с коррекцией). Далее описывается объективное состояние каждого глаза отдельно. Описывается вначале правый глаз независимо от того, какой глаз болен. Указывается состояние орбиты и окружающих глаз частей лица. Размер глазной щели (сужена, закрыта, нормальная). Есть или нет светобоязнь, слезотечение, блефароспазм. Веки: окраска кожи, положение век (правильное, выворот, заворот), рост ресниц (правильный, трихиаз), край века изменен или нет. Слезные точки расположены правильно или имеется выворот их, есть или нет выделения из слезных точек при надавливании на область слезного мешка. Конъюнктива всех трех отделов (конъюнктива век, конъюнктива переходных складок, конъюнктива склеры) гладкая или нет, гиперемия есть или нет, есть ли фолликулы, пленки, некротические участки. Глазное яблоко в целом: расположение в орбите правильное или имеется экзофтальм, энофтальм, косоглазие (отметить угол его по Гиршбергу), подвижность глазного яблока. Отметить наличие инъекции (конъюнктивальной, перикорнеальной, смешанной). Склера гладкая или имеются изменения ее, ранение. Роговица - проверить наличие всех пяти свойств ее: прозрачности, сферичности, зеркальности, чувствительности, величины ее (средних размеров или имеется микрокорнеа, макрокорнеа). При наличии изменений роговицы назвать их (эрозия, инфильтрат, дефект ткани, т.е. язва роговицы; рана непрободная, прободная, т.е..проходящая через все слои роговицы; рубец, помутнение и тип его, облачко, пятно или бельмо), указать локализацию патологического очага с отметкой меридиана и часа, величину его в мм и отстояние от лимба, отметить форму и глубину расположения. При ожогах непрозрачность роговицы сравнивается с запотевшим стеклом, фарфоровой пластинкой. При васкуляризации роговицы указать какие сосуды поверхностные или глубокие, меридиан и распространенность васкуляризации по площади. Передняя камера: средней глубины, глубокая, мелкая, отсутствует; содержимое ее прозрачное, отмечается гифема высотой в мм, гипопион высотой в мм. Радужка: цвет изменен или нет, рисунок четкий, стушеван. Зрачок правильной или неправильной формы, ширина его, реакция на свет и конвергенцию. Есть или нет синехии передние, задние. Цилиарное тело при пальпации болезненное, безболезненное. Хрусталик прозрачен, частично мутный, полностью мутный. Положение его правильное или имеется сублюксация, люксация. Состояние глазного дна. Данные внутриглазного давления (пальпаторно). Поле зрения (при исследовании контрольным способом). 9. Предварительный диагноз. 10. Лабораторные данные. 11. Указать, с чем необходимо дифференцировать. 12. Окончательный диагноз. 13. План лечения. 14. Прогноз. 15. Список проработанной литературы (ФИО автора, наименование труда, год издания, город, изд-во, стр.). 3.5. Самостоятельная работа студентов включает: написание истории болезни, работу с литературой (в т.ч. с монографиями), подготовку реферативного сообщения. |
Рабочая программа по офтальмологии факультет стоматологический Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом 2000г и с типовой Программой по офтальмологии для... | Рабочая программа по офтальмологии факультет медико-профилактический Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом 2000г и с типовой Программой по офтальмологии для... | ||
Рабочая программа по офтальмологии факультет лечебно-профилактический Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом 2000г и с типовой Программой по офтальмологии для... | Рабочая программа по офтальмологии кафедры офтальмологии педиатрического факультета Федерации для педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений, офтальмология преподается в 8-9 семестре обучения... | ||
Учебно-методическое пособие по офтальмологии для студентов Учебно-методическое пособие по офтальмологии для студентов лечебного факультета. Ставрополь. Изд: сгма, 2008 г | Рабочая программа По офтальмологии специальность 040400 | ||
Исследовательская работа «Психологический портрет собственной личности» Наименование тем для самостоятельной работы по предмету «Психология и педагогика». Лечебный факультет, педиатрический факультет,... | Кафедра валеологии курс офтальмологии Диагноз клинический: Комбинированный ожог обоих глаз I ст., травматический кератит | ||
Экзаменационные вопросы по офтальмологии для лечебного факультета Косоглазие паралитическое и содружественное, теории происхождения содружественного косоглазия | Учебно-методический комплекс по дисциплине офтальмология Автор составитель Коновалов А. В.,доктор медицинских наук, зав кафедрой офтальмологии сгму | ||
Рабочая программа по офтальмологии для студентов IV кур са В программу включены темы по наиболее часто встречающей глазной патологии у взрослых и детей. Выбор тем обусловлен особенностями... | Рабочая программа по офтальмологии для студентов IV курса Специальность:... В программу включены темы по наиболее часто встречающей глазной патологии у взрослых и детей. Выбор тем обусловлен особенностями... | ||
Критерии раннего выявления ювенильной глаукомы у детей с прогрессирующей миопией ... | Рекомендована к утверждению в качестве типовой О. Г. Хоров, заведующий кафедрой оториноларингологии, офтальмологии и стоматологии Учреждения образования «Гродненский государственный... | ||
Фармакотерапия в офтальмологии Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Настоящее Положение разработано на основе Устава университета и определяет порядок работы кафедры офтальмологии и студентов по вопросам... |