Рабочая программа по офтальмологии для студентов IV кур са





НазваниеРабочая программа по офтальмологии для студентов IV кур са
страница1/8
Дата публикации10.03.2016
Размер0.88 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Право > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дагестанская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения Российской Федерации




«УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе профессор ____________С.Н. Мамаев



«____»____________2015 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по ОФТАЛЬМОЛОГИИ

для студентов IV курса


Специальность: 31.05.02 « Педиатрия »

Квалификация - «Врач - педиатр общей практики»

Нормативный срок освоения ООП – 6 лет


Факультет – педиатрический

Кафедра – глазных болезней №1

с усовершенствованием врачей

Форма обучения – очная

Курс – IV

Семестр – VII

Лекции – 24 час.

Практические занятия – 48 час.

Самостоятельная работа – 36 час.

Всего трудоемкость – 108 час.
Диф.Зачет – VII семестр


Махачкала - 2015г.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями

Государственного образовательного стандарта высшего профессионального

образования ФГОС ВО с учетом рекомендаций примерной программы

подготовки по специальности 31.05.02 «Педиатрия»
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры

глазных болезней №1 с усовершенствованием врачей

от «____» _____ 2015 г. Протокол № ___

Заведующий кафедрой глазных болезней №1

с усовершенствованием врачей, д.м.н., профессор _____________ А-Г. Д. Алиев


Рабочая программа утверждена на заседании Ученого Совета

педиатрического факультета от « » 2015г. Протокол № ___

Декан факультета, д.м.н., профессор _________________ А.М. Алискандиев
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена Центральным

координационным методическим советом ДГМА

от «____» _____ 2015г. Протокол № ___

Председатель ЦМКС, д.м.н., профессор ________________ С.Н. Мамаев

Составители:

Заведующий кафедрой, д.м.н., проф. __________________ А-Г. Д. Алиев

Завуч кафедры, доцент, к.м.н. ___________________ З.Н. Максудова

Рецензенты:

Заведующий кафедрой глазных болезней №2

с усовершенствованием врачей, д.м.н., профессор_____________ М.И. Исмаилов






1.1.Цель освоения учебной дисциплины «офтальмологии»: познакомить студентов с клинической анатомией зрительного анализатора, этиологией и патогенезом основных заболеваний, лечением и необходимой профилактикой. При изложении курса глазных болезней преподаватель уделяет особое внимание патогенезу основных заболеваний и механизму действия лекарственных веществ. Прогресс в офтальмологии требует совершенствования педагогического процесса в преподавании глазных болезней. Это связано с развитием как теоретических, так и практических проблем офтальмологии. Разработаны новые методы исследования зрительных функций, диагностики и лечения глазных больных. Появились новые направления: в микрохирургии глаза, детской офтальмологии, лечении аномалий рефракции, ряда глазных заболеваний. Коренным образом изменился подход в лечении аномалий рефракции, на первый план вышли эксимерлазерные операции по коррекции миопии, гиперметропии и астигматизма. Созданы уникальнейшие приборы для выполнения этих операций. Нормой стали обычные операции по имплантации хрусталика, искусственной радужки, лазерные методы лечения. Все шире в практику внедряются бесшовные технологии оперативного лечения катаракт с применением ультразвука и лазерной энергии. Развитие офтальмологии столь стремительно, что ежегодно появляются принципиально новые методы диагностики и лечения глазных заболеваний. Большое внимание сегодня уделяется патологии органа зрения как проявлению системных заболеваний организма (туберкулез, диабет, гипертоническая болезнь, заболевания головного мозга, почек и др.). Сегодня офтальмология является отраслью медицины, которую необходимо изучать врачам всех специальностей. При этом, на врача-педиатра возлагается большая и ответственная задача: уметь провести обследование состояния органа зрения пациента, способствовать раннему выявлению глазной патологии, а также уметь квалифицированно оказать первую медико-санитарную помощь пациентам с острыми заболеваниями глаз. Настоящая рабочая программа разработана на основе типовой учебной программы и рабочей программы по офтальмологии. В программу включены темы по наиболее часто встречающей глазной патологии у взрослых и детей. Выбор тем обусловлен особенностями клинических проявлений и необходимостью твердого усвоения принципов диагностики, лечения и профилактики этих заболеваний.

Направление научных исследований, выполняемых на кафедре, активное внедрение в учебный процесс компьютерной техники, особенности краевой патологии- все это нашло отражение в настоящей рабочей программе кафедры глазных болезней №1 с усовершенствованием врачей Дагестанской государственной медицинской академии.

Основными задачами при изучении дисциплины являются:

 изучение клинической анатомии и физиологии зрительного анализатора;

 освоение методики обследования больных с заболеваниями органа зрения;

 изучение этиологии и патозенеза офтальмопатологии;

 изучение вопросов диагностики, оказание первой помощи и лечение

больных с острыми заболеваниями органа зрения;

 изучения вопросов профилактики глазных заболеваний.

Для выполнения поставленных задач необходимо повысить качество знаний студентов в освоении практических навыков диагностики, лечения, профилактике глазных заболеваний. Для этой цели необходимо строго придерживаться методических разработок для проведения практических занятий. Студенты должны как можно больше работать с больными, самостоятельно их обследовать и проводить все манипуляции, связанные с диагностикой и лечением больных, осваивать и совершенствовать практические навыки.

Студент должен знать:

 этиологию и патогенез заболеваний органа зрения;

 основные симптомокомплексы заболеваний органа зрения;

 связь местных проявлений заболевания с общим состоянием организма;

 влияние внешних и внутренних факторов в развитии офтальмопатологии;

 построение диагноза, дифференциальную диагностику глазной патологии;

 критерии выздоровления, осложнения и последствия заболеваний органа

зрения;

 прогноз, принципы диспансеризации, МСЭК.

Студент должен уметь:

 свободно пользоваться клиническими методами обследования;

 оценить данные анамнеза, клинического обследования, лабораторных

данных для построения клинического диагноза;  назначить адекватное лечение;  оценить исход заболевания, наметить пути реабилитации больных.
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО - офтальмология. Для изучения офтальмологии необходимы определенные знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами. Преподавание офтальмологии должно интегрироваться с курсами теоретических и медико-биологических кафедр, т.к. основной теоретический фундамент клинических дисциплин закладывается на кафедрах анатомии, физиологии, биохимии, гистологии, топографической анатомии, физики. Также необходимо знание следующих клинических дисциплин: внутренние болезни, нервные болезни, ЛОР-болезни, стоматология.

Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение которых студентами необходимо для изучения глазных болезней

1. Анатомия.

Анатомия орбиты, анатомия глазного яблока и его придатков, возрастные особенности органа зрения от рождения и до взрослого состояния. Анатомические элементы рефракции, аккомодации, пресбиопии.

2. Гистология, эмбриология, цитология.

Эмбриогенез глазного яблока. Гистология зрительного анализатора и придаточного аппарата.

3. Нормальная физиология.

Физиологические особенности роговицы. Механизм аккомодации. Циркуляция камерной влаги. Физиология зрительного анализатора, зрительные функции. Динамика становления зрительных функций в зависимости от возраста.

4. Патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия.

Патологическая анатомия и гистология воспалительных и дегенеративных заболеваний и опухолей оболочек глаз. Цитодиагностика. Биопсия.

5. Биохимия.

Роль биохимических изменений в патогенезе глазных заболеваний и интерпретация лабораторных показателей. Биохимия периферических отделов нервной системы и органов чувств. Состав внутриглазной жидкости, слезы, роговицы, хрусталика, стекловидного тела. Продукция и количество внутриглазной жидкости, отток. Методы исследования при некоторых нарушениях обмена веществ.

6. Микробиология с вирусологией и иммунологией.

Влияние различной микрофлоры на состояние глаз. Гонобленоррея и ее профилактика, возбудитель трахомы, аденовирусные и другие вирусные заболевания глаз. Глазная симптоматика ботулизма. Нормальная микрофлора конъюнктивы. Возрастные особенности продукции интерферона, интерфероногены, применяемые для повышения тканевого иммунитета.

7. Отолярингология.

Строение придаточных пазух носа. Роль острых и хронических воспалительных заболеваний носоглотки и придаточных пазух носа в возникновении глазной патологии (конъюнктивит, дакриоцистит, флегмона орбиты, увеит, неврит зрительного нерва и др.).

8. Онкология, лучевая терапия.

Методы и способы костных, бескостных обзорных и локализационных снимков области орбиты. Рентгенотомография. Компьютерная томография. Лучевая терапия опухолей глаз.

9. Неврология, медицинская генетика.

Строение и функции зрительного анализатора. Сроки формирования зрительного анализатора. Глазная патология при заболеваниях центральной нервной системы. Методы исследования глаз для топической диагностики патологии нервной системы. Иннервация структур глаза и его придатков.

10.Дерматовенерология.

Патология глаз при эритематозной волчанке (увеит). Герпетический кератит, моллюсковый блефарит и конъюнктивит. Поражения глаз при дерматозе Дюринга, болезни Стивенс-Джонсона. Глазные проявления сифилиса. Гонобленоррея.

11.Травматология и ортопедия. Изменения тканей орбиты при переломе оснований черепа.

12.Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика.

Офтальмологические признаки гипертонической болезни, атеросклероза, болезней почек, нарушений обмена веществ.

13.Фтизиопульмонология. Туберкулезно-аллергические и туберкулезно-гематогенные заболевания глаз. Принципы общего и местного лечения туберкулеза глаз. Методы туберкулинодиагностики туберкулеза глаз.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате

освоения учебной дисциплины.

При формировании рабочей учебной программы главными целевыми установками являются компетенции, полученные учащимся в ходе обучения. Необходимо учитывать, использовать и развивать личностно-социальные качества студента в реализации его знаний и умений для успешной деятельности. В контрольных процедурах определения входных знаний необходимо установить личностные качества студента – умение работать как самостоятельно, так и в коллективе; инициативность, ответственность, толерантность, целеустремленность, т.е. готовить студента к самостоятельной профессиональной деятельности. Оценочные средства должны выявлять именно сформированные компетенции: способность применять знания и умения в ситуациях, моделирующих профессиональную деятельность.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

Студент должен знать:

— анатомо-физиологические особенности органа зрения и его придатков,

— этиологию,

— патогенез,

— клинику,

— диагностику,

— профилактику,

— лечение заболеваний органа зрения и его придатков часто встречающихся,

имеющих социальную значимость, требующих оказания экстренной помощи.

Студент должен уметь:

—определять остроту зрения,

— определять вид рефракции субъективным методом,

— подбирать сферические стекла,

— исследовать периферическое зрение (контрольный способ, периметрия),

— определить цветоощущение,

— определить бинокулярное зрение,

— исследовать орган зрения: при боковом освещении, в проходящем свете,

— проводить офтальмоскопию в обратном виде, в прямом виде

— методы выворота век,

— закапывать глазные капли,

— закладывать глазную мазь,

— исследовать проходимость слезных путей (канальцевая и носовая

пробы),

— исследовать чувствительность роговицы и целостность ее эпителия,

— проводить биомикроскопию переднего отрезка глаза,

— удалять инородные тела с конъюнктивы и роговой оболочки,

— определять офтальмотонус (пальпаторно и тонометром),

— накладывать моно- и бинокулярные повязки,

— проводить рентгенолокализацию инородных тел в глазу,

—выписывать рецепты для лечения наиболее распространенных заболеваний

глаза,

— оформлять медицинскую документацию (амбулаторная карта, история

болезни и др.).

Виды оценочных средств, которые могут быть использованы при освоении компетенций: коллоквиум, контрольная работа, собеседование по ситуационным задачам, тестирование письменное или компьютерное, индивидуальные домашние задания, рефераты.

4.Структура и содержание учебной дисциплины.

4.1 Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 зачетных единиц,

108 часов.

Таблица отражает распределение аудиторных часов, часов самостоятельной работы студентов и зачетных единиц в семестре, определяет вид аттестации по семестре.

Вид учебной работы

Всего часов /

зачетных единиц

Семестр

VII




часов




1

2

3




Аудиторские занятия (всего), в том числе:

72

72




Лекции (Л)

24

24




Практические занятия (ПЗ),

48

48




Семинары (С)

-

-




Лабораторные работы

-

-




Самостоятельная работа студента (СРС) в том числе:

36

36




История болезни (ИБ)

-

-




Курсовая работа (КР)

-

-




Реферат (Реф)

-

-




Расчетно-графические работы (РГР)

-

-




Подготовка к занятиям (ПЗ)

-

-




Подготовка к текущему контролю (ПТК)

-

-




Подготовка к промежуточному контролю (ППК)

-

-




Вид промежуточной аттестации

зачет (3)










экзамен (Э)









  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по офтальмологии для студентов IV кур са iconРабочая программа по офтальмологии, детской офтальмологии факультет педиатрический
Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом 2000г и с типовой Программой по офтальмологии для...
Рабочая программа по офтальмологии для студентов IV кур са iconРабочая программа по офтальмологии факультет стоматологический
Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом 2000г и с типовой Программой по офтальмологии для...
Рабочая программа по офтальмологии для студентов IV кур са iconРабочая программа по офтальмологии факультет лечебно-профилактический
Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом 2000г и с типовой Программой по офтальмологии для...
Рабочая программа по офтальмологии для студентов IV кур са iconРабочая программа по офтальмологии факультет медико-профилактический
Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом 2000г и с типовой Программой по офтальмологии для...
Рабочая программа по офтальмологии для студентов IV кур са iconУчебно-методическое пособие по офтальмологии для студентов
Учебно-методическое пособие по офтальмологии для студентов лечебного факультета. Ставрополь. Изд: сгма, 2008 г
Рабочая программа по офтальмологии для студентов IV кур са iconРабочая программа по офтальмологии кафедры офтальмологии педиатрического факультета
Федерации для педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений, офтальмология преподается в 8-9 семестре обучения...
Рабочая программа по офтальмологии для студентов IV кур са iconИзобретение относится к птицеводству, в частности к корму для кур....
«Фуколам С» в количестве соответственно 0,9-1,0% и 0,05-0,10% от веса корма. Использование заявленного изобретения позволит повысить...
Рабочая программа по офтальмологии для студентов IV кур са iconРабочая программа по офтальмологии для студентов IV курса Специальность:...
В программу включены темы по наиболее часто встречающей глазной патологии у взрослых и детей. Выбор тем обусловлен особенностями...
Рабочая программа по офтальмологии для студентов IV кур са iconРабочая программа По офтальмологии специальность 040400

Рабочая программа по офтальмологии для студентов IV кур са iconРабочая программа по предмету 1,2 кур
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Рабочая программа по офтальмологии для студентов IV кур са iconРабочая программа учителя Варосян Карине Юрьевны
Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова, Начальный кур географии 6 класс – М.: Дрофа, 2007
Рабочая программа по офтальмологии для студентов IV кур са iconМетодические рекомендации по офтальмологии для студентов педиатрического факультета
Показать причины возможной патологии полей зрения, свето- и цветоощущения, бинокулярного зрения. Научить пользоваться методикой определения...
Рабочая программа по офтальмологии для студентов IV кур са iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Настоящее Положение разработано на основе Устава университета и определяет порядок работы кафедры офтальмологии и студентов по вопросам...
Рабочая программа по офтальмологии для студентов IV кур са iconЭкзаменационные вопросы по офтальмологии для лечебного факультета
Косоглазие паралитическое и содружественное, теории происхождения содружественного косоглазия
Рабочая программа по офтальмологии для студентов IV кур са iconВозрастная морфология скелета и мышц плечевого пояса кур кросса «хайсекс-браун»

Рабочая программа по офтальмологии для студентов IV кур са iconАдаптационные реакции у кур при транспортировке и шумовом воздействии
Ведущая организация: Воронежский государственный аграрный университет им. К. Д. Глинки


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск