Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дагестанская государственная медицинская академия»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
«УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе профессор ____________С.Н. Мамаев
«____»____________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ОФТАЛЬМОЛОГИИ
для студентов IV курса Специальность: 31.05.02 « Педиатрия »
Квалификация - «Врач - педиатр общей практики»
Нормативный срок освоения ООП – 6 лет
Факультет – педиатрический
Кафедра – глазных болезней №1
с усовершенствованием врачей
Форма обучения – очная
Курс – IV
Семестр – VII
Лекции – 24 час.
Практические занятия – 48 час.
Самостоятельная работа – 36 час.
Всего трудоемкость – 108 час. Диф.Зачет – VII семестр
Махачкала - 2015г. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального
образования ФГОС ВО с учетом рекомендаций примерной программы
подготовки по специальности 31.05.02 «Педиатрия» Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры
глазных болезней №1 с усовершенствованием врачей
от «____» _____ 2015 г. Протокол № ___
Заведующий кафедрой глазных болезней №1
с усовершенствованием врачей, д.м.н., профессор _____________ А-Г. Д. Алиев
Рабочая программа утверждена на заседании Ученого Совета
педиатрического факультета от « » 2015г. Протокол № ___
Декан факультета, д.м.н., профессор _________________ А.М. Алискандиев Рабочая программа учебной дисциплины одобрена Центральным
координационным методическим советом ДГМА
от «____» _____ 2015г. Протокол № ___
Председатель ЦМКС, д.м.н., профессор ________________ С.Н. Мамаев
Составители:
Заведующий кафедрой, д.м.н., проф. __________________ А-Г. Д. Алиев
Завуч кафедры, доцент, к.м.н. ___________________ З.Н. Максудова
Рецензенты:
Заведующий кафедрой глазных болезней №2
с усовершенствованием врачей, д.м.н., профессор_____________ М.И. Исмаилов
1.1.Цель освоения учебной дисциплины «офтальмологии»: познакомить студентов с клинической анатомией зрительного анализатора, этиологией и патогенезом основных заболеваний, лечением и необходимой профилактикой. При изложении курса глазных болезней преподаватель уделяет особое внимание патогенезу основных заболеваний и механизму действия лекарственных веществ. Прогресс в офтальмологии требует совершенствования педагогического процесса в преподавании глазных болезней. Это связано с развитием как теоретических, так и практических проблем офтальмологии. Разработаны новые методы исследования зрительных функций, диагностики и лечения глазных больных. Появились новые направления: в микрохирургии глаза, детской офтальмологии, лечении аномалий рефракции, ряда глазных заболеваний. Коренным образом изменился подход в лечении аномалий рефракции, на первый план вышли эксимерлазерные операции по коррекции миопии, гиперметропии и астигматизма. Созданы уникальнейшие приборы для выполнения этих операций. Нормой стали обычные операции по имплантации хрусталика, искусственной радужки, лазерные методы лечения. Все шире в практику внедряются бесшовные технологии оперативного лечения катаракт с применением ультразвука и лазерной энергии. Развитие офтальмологии столь стремительно, что ежегодно появляются принципиально новые методы диагностики и лечения глазных заболеваний. Большое внимание сегодня уделяется патологии органа зрения как проявлению системных заболеваний организма (туберкулез, диабет, гипертоническая болезнь, заболевания головного мозга, почек и др.). Сегодня офтальмология является отраслью медицины, которую необходимо изучать врачам всех специальностей. При этом, на врача-педиатра возлагается большая и ответственная задача: уметь провести обследование состояния органа зрения пациента, способствовать раннему выявлению глазной патологии, а также уметь квалифицированно оказать первую медико-санитарную помощь пациентам с острыми заболеваниями глаз. Настоящая рабочая программа разработана на основе типовой учебной программы и рабочей программы по офтальмологии. В программу включены темы по наиболее часто встречающей глазной патологии у взрослых и детей. Выбор тем обусловлен особенностями клинических проявлений и необходимостью твердого усвоения принципов диагностики, лечения и профилактики этих заболеваний.
Направление научных исследований, выполняемых на кафедре, активное внедрение в учебный процесс компьютерной техники, особенности краевой патологии- все это нашло отражение в настоящей рабочей программе кафедры глазных болезней №1 с усовершенствованием врачей Дагестанской государственной медицинской академии.
Основными задачами при изучении дисциплины являются:
изучение клинической анатомии и физиологии зрительного анализатора;
освоение методики обследования больных с заболеваниями органа зрения;
изучение этиологии и патозенеза офтальмопатологии;
изучение вопросов диагностики, оказание первой помощи и лечение
больных с острыми заболеваниями органа зрения;
изучения вопросов профилактики глазных заболеваний.
Для выполнения поставленных задач необходимо повысить качество знаний студентов в освоении практических навыков диагностики, лечения, профилактике глазных заболеваний. Для этой цели необходимо строго придерживаться методических разработок для проведения практических занятий. Студенты должны как можно больше работать с больными, самостоятельно их обследовать и проводить все манипуляции, связанные с диагностикой и лечением больных, осваивать и совершенствовать практические навыки.
Студент должен знать:
этиологию и патогенез заболеваний органа зрения;
основные симптомокомплексы заболеваний органа зрения;
связь местных проявлений заболевания с общим состоянием организма;
влияние внешних и внутренних факторов в развитии офтальмопатологии;
построение диагноза, дифференциальную диагностику глазной патологии;
критерии выздоровления, осложнения и последствия заболеваний органа
зрения;
прогноз, принципы диспансеризации, МСЭК.
Студент должен уметь:
свободно пользоваться клиническими методами обследования;
оценить данные анамнеза, клинического обследования, лабораторных
данных для построения клинического диагноза; назначить адекватное лечение; оценить исход заболевания, наметить пути реабилитации больных. 2. Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО - офтальмология. Для изучения офтальмологии необходимы определенные знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами. Преподавание офтальмологии должно интегрироваться с курсами теоретических и медико-биологических кафедр, т.к. основной теоретический фундамент клинических дисциплин закладывается на кафедрах анатомии, физиологии, биохимии, гистологии, топографической анатомии, физики. Также необходимо знание следующих клинических дисциплин: внутренние болезни, нервные болезни, ЛОР-болезни, стоматология.
Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение которых студентами необходимо для изучения глазных болезней
1. Анатомия.
Анатомия орбиты, анатомия глазного яблока и его придатков, возрастные особенности органа зрения от рождения и до взрослого состояния. Анатомические элементы рефракции, аккомодации, пресбиопии.
2. Гистология, эмбриология, цитология.
Эмбриогенез глазного яблока. Гистология зрительного анализатора и придаточного аппарата.
3. Нормальная физиология.
Физиологические особенности роговицы. Механизм аккомодации. Циркуляция камерной влаги. Физиология зрительного анализатора, зрительные функции. Динамика становления зрительных функций в зависимости от возраста.
4. Патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия.
Патологическая анатомия и гистология воспалительных и дегенеративных заболеваний и опухолей оболочек глаз. Цитодиагностика. Биопсия.
5. Биохимия.
Роль биохимических изменений в патогенезе глазных заболеваний и интерпретация лабораторных показателей. Биохимия периферических отделов нервной системы и органов чувств. Состав внутриглазной жидкости, слезы, роговицы, хрусталика, стекловидного тела. Продукция и количество внутриглазной жидкости, отток. Методы исследования при некоторых нарушениях обмена веществ.
6. Микробиология с вирусологией и иммунологией.
Влияние различной микрофлоры на состояние глаз. Гонобленоррея и ее профилактика, возбудитель трахомы, аденовирусные и другие вирусные заболевания глаз. Глазная симптоматика ботулизма. Нормальная микрофлора конъюнктивы. Возрастные особенности продукции интерферона, интерфероногены, применяемые для повышения тканевого иммунитета.
7. Отолярингология.
Строение придаточных пазух носа. Роль острых и хронических воспалительных заболеваний носоглотки и придаточных пазух носа в возникновении глазной патологии (конъюнктивит, дакриоцистит, флегмона орбиты, увеит, неврит зрительного нерва и др.).
8. Онкология, лучевая терапия.
Методы и способы костных, бескостных обзорных и локализационных снимков области орбиты. Рентгенотомография. Компьютерная томография. Лучевая терапия опухолей глаз.
9. Неврология, медицинская генетика.
Строение и функции зрительного анализатора. Сроки формирования зрительного анализатора. Глазная патология при заболеваниях центральной нервной системы. Методы исследования глаз для топической диагностики патологии нервной системы. Иннервация структур глаза и его придатков.
10.Дерматовенерология.
Патология глаз при эритематозной волчанке (увеит). Герпетический кератит, моллюсковый блефарит и конъюнктивит. Поражения глаз при дерматозе Дюринга, болезни Стивенс-Джонсона. Глазные проявления сифилиса. Гонобленоррея.
11.Травматология и ортопедия. Изменения тканей орбиты при переломе оснований черепа.
12.Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика.
Офтальмологические признаки гипертонической болезни, атеросклероза, болезней почек, нарушений обмена веществ.
13.Фтизиопульмонология. Туберкулезно-аллергические и туберкулезно-гематогенные заболевания глаз. Принципы общего и местного лечения туберкулеза глаз. Методы туберкулинодиагностики туберкулеза глаз.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате
освоения учебной дисциплины.
При формировании рабочей учебной программы главными целевыми установками являются компетенции, полученные учащимся в ходе обучения. Необходимо учитывать, использовать и развивать личностно-социальные качества студента в реализации его знаний и умений для успешной деятельности. В контрольных процедурах определения входных знаний необходимо установить личностные качества студента – умение работать как самостоятельно, так и в коллективе; инициативность, ответственность, толерантность, целеустремленность, т.е. готовить студента к самостоятельной профессиональной деятельности. Оценочные средства должны выявлять именно сформированные компетенции: способность применять знания и умения в ситуациях, моделирующих профессиональную деятельность.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
Студент должен знать:
— анатомо-физиологические особенности органа зрения и его придатков,
— этиологию,
— патогенез,
— клинику,
— диагностику,
— профилактику,
— лечение заболеваний органа зрения и его придатков часто встречающихся,
имеющих социальную значимость, требующих оказания экстренной помощи.
Студент должен уметь:
—определять остроту зрения,
— определять вид рефракции субъективным методом,
— подбирать сферические стекла,
— исследовать периферическое зрение (контрольный способ, периметрия),
— определить цветоощущение,
— определить бинокулярное зрение,
— исследовать орган зрения: при боковом освещении, в проходящем свете,
— проводить офтальмоскопию в обратном виде, в прямом виде
— методы выворота век,
— закапывать глазные капли,
— закладывать глазную мазь,
— исследовать проходимость слезных путей (канальцевая и носовая
пробы),
— исследовать чувствительность роговицы и целостность ее эпителия,
— проводить биомикроскопию переднего отрезка глаза,
— удалять инородные тела с конъюнктивы и роговой оболочки,
— определять офтальмотонус (пальпаторно и тонометром),
— накладывать моно- и бинокулярные повязки,
— проводить рентгенолокализацию инородных тел в глазу,
—выписывать рецепты для лечения наиболее распространенных заболеваний
глаза,
— оформлять медицинскую документацию (амбулаторная карта, история
болезни и др.).
Виды оценочных средств, которые могут быть использованы при освоении компетенций: коллоквиум, контрольная работа, собеседование по ситуационным задачам, тестирование письменное или компьютерное, индивидуальные домашние задания, рефераты.
4.Структура и содержание учебной дисциплины.
4.1 Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 зачетных единиц,
108 часов.
Таблица отражает распределение аудиторных часов, часов самостоятельной работы студентов и зачетных единиц в семестре, определяет вид аттестации по семестре.
Вид учебной работы
| Всего часов /
зачетных единиц
| Семестр
| VII
|
| часов
|
| 1
| 2
| 3
|
| Аудиторские занятия (всего), в том числе:
| 72
| 72
|
| Лекции (Л)
| 24
| 24
|
| Практические занятия (ПЗ),
| 48
| 48
|
| Семинары (С)
| -
| -
|
| Лабораторные работы
| -
| -
|
| Самостоятельная работа студента (СРС) в том числе:
| 36
| 36
|
| История болезни (ИБ)
| -
| -
|
| Курсовая работа (КР)
| -
| -
|
| Реферат (Реф)
| -
| -
|
| Расчетно-графические работы (РГР)
| -
| -
|
| Подготовка к занятиям (ПЗ)
| -
| -
|
| Подготовка к текущему контролю (ПТК)
| -
| -
|
| Подготовка к промежуточному контролю (ППК)
| -
| -
|
| Вид промежуточной аттестации
| зачет (3)
|
|
|
| экзамен (Э)
|
|
|
| | |