Скачать 0.64 Mb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дагестанская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации«УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе профессор ____________С.Н.Мамаев«____»____________2015 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо ОФТАЛЬМОЛОГИИ для студентов IV курсаСпециальность: 31.05.03 «Стоматология» Квалификация - «Врач-стоматолог общей практики» Нормативный срок освоения ООП – 5 лет Факультет – стоматологический Кафедра – глазных болезней №1 с усовершенствованием врачей Форма обучения – очная Курс – IV Семестр – VII Лекции - 14 час. Практические занятия – 34 час. Самостоятельная работа – 24 час. Всего трудоемкость – 72 час. Дифференцированный зачет – семестр VII Махачкала - 2015 г. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования ФГОС ВО с учетом рекомендаций примерной программыподготовки по специальности 31.05.03 «Стоматология» Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры глазных болезней №1 с усовершенствованием врачей от «____» _____ 2015г. Прокол № ___ Заведующий кафедрой, д.м.н., профессор ____________А-Г.Д. Алиев Рабочая программа согласована: с директором библиотеки ДГМА ________________ А.В.Бекеева РуководительУМО ДГМА, д.м.н., проф.____________ М.Н.Гаджимурадов Рабочая программа согласована Декан стоматологического факультета, ___________________Т.А.Абакаров К.м.н.,доцент Составители: Заведующий кафедрой глазных болезней №1 с усовершенствованием врачейд.м.н., проф. ____________ А-Г.Д. Алиев Завуч кафедры, к.м.н., доцент ________________ З.Н. Максудова Рецензент: Заведующий кафедрой глазных болезней №2 с усовершенствованием врачей, д.м.н., профессор_____________М.И.Исмаилов 1.1.Цель освоения учебной дисциплины «офтальмологии»:познакомить студентов с клинической анатомией зрительного анализатора, этиологией и патогенезом основных заболеваний, лечением и необходимой профилактикой. При изложении курса глазных болезней преподаватель уделяет особое внимание патогенезу основных заболеваний и механизму действия лекарственных веществ. Прогресс в офтальмологии требует совершенствования педагогического процесса в преподавании глазных болезней. Это связано с развитием как теоретических, так и практических проблем офтальмологии. Разработаны новые методы исследования зрительных функций, диагностики и лечения глазных больных. Появились новые направления: в микрохирургии глаза, детской офтальмологии, лечении аномалий рефракции, ряда глазных заболеваний. Коренным образом изменился подход в лечении аномалий рефракции, на первый план вышли эксимерлазерные операции по коррекции миопии, гиперметропии и астигматизма. Созданы уникальнейшие приборы для выполнения этих операций. Нормой стали обычные операции по имплантации хрусталика, искусственной радужки, лазерные методы лечения. Все шире в практику внедряются бесшовные технологии оперативного лечения катаракт с применением ультразвука и лазерной энергии. Развитие офтальмологии столь стремительно, что ежегодно появляются принципиально новые методы диагностики и лечения глазных заболеваний. Большое внимание сегодня уделяется патологии органа зрения как проявлению системных заболеваний организма (туберкулез, диабет, гипертоническая болезнь, заболевания головного мозга, почек и др.). Сегодня офтальмология является отраслью медицины, которую необходимо изучать врачам всех специальностей. Настоящая рабочая программа разработана на основе типовой учебной программы и рабочей программы по офтальмологии. В программу включены темы по наиболее часто встречающей глазной патологии у взрослых и детей. Выбор тем обусловлен особенностями клинических проявлений и необходимостью твердого усвоения принципов диагностики, лечения и профилактики этих заболеваний. Направление научных исследований, выполняемых на кафедре, активное внедрение в учебный процесс компьютерной техники, особенности краевой патологии- все это нашло отражение в настоящей рабочей программе кафедры глазных болезней №1 с усовершенствованием врачей Дагестанской государственной медицинской академии. Основными задачами при изучении дисциплины являются: изучение клинической анатомии и физиологии зрительного анализатора; освоение методики обследования больных с заболеваниями органа зрения; изучение этиологии и патогенеза офтальмопатологии; изучение вопросов диагностики, оказание первой помощи и лечение больныхс острыми заболеваниями органа зрения; изучения вопросов профилактики глазных заболеваний. Для выполнения поставленных задач необходимо повысить качество знаний студентов в освоении практических навыков диагностики, лечения, профилактике глазных заболеваний. Для этой цели необходимо строго придерживаться методических разработок для проведения практических занятий. Студенты должны как можно больше работать с больными, самостоятельно их обследовать и проводить все манипуляции, связанные с диагностикой и лечением больных, осваивать и совершенствовать практические навыки. Студент должен знать: этиологию и патогенез заболеваний органа зрения; основные симптомокомплексы заболеваний органа зрения; связь местных проявлений заболевания с общим состоянием организма; влияние внешних и внутренних факторов в развитии офтальмопатологии; построение диагноза, дифференциальную диагностику глазной патологии; критерии выздоровления, осложнения и последствия заболеваний органа зрения; прогноз, принципы диспансеризации, МСЭК. Студент должен уметь: свободно пользоваться клиническими методами обследования; оценить данные анамнеза, клинического обследования, лабораторных данных для построения клинического диагноза; назначить адекватное лечение; оценить исход заболевания, наметить пути реабилитации больных. 2. Место учебной дисциплины в структуре ООП ВО - офтальмология. Для изучения офтальмологии необходимы определенные знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами.Преподавание офтальмологии должно интегрироваться с курсами теоретических и медико-биологических кафедр, т.к. основной теоретический фундамент клинических дисциплин закладывается на кафедрах анатомии, физиологии, биохимии, гистологии, топографической анатомии, физики. Также необходимо знание следующих клинических дисциплин: внутренние болезни, нервные болезни, ЛОР-болезни, стоматология. Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение которых студентами необходимо для изучения глазных болезней 1. Анатомия. Анатомия орбиты, анатомия глазного яблока и его придатков, возрастные особенности органа зрения от рождения и до взрослого состояния. Анатомические элементы рефракции, аккомодации, пресбиопии. 2. Гистология, эмбриология, цитология. Эмбриогенез глазного яблока. Гистология зрительного анализатора и придаточного аппарата. 3. Нормальная физиология. Физиологические особенности роговицы. Механизм аккомодации. Циркуляция камерной влаги. Физиология зрительного анализатора, зрительные функции. Динамика становления зрительных функций в зависимости от возраста. 4. Патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия. Патологическая анатомия и гистология воспалительных и дегенеративных заболеваний и опухолей оболочек глаз. Цитодиагностика. Биопсия. 5. Биохимия. Роль биохимических изменений в патогенезе глазных заболеваний и интерпретация лабораторных показателей. Биохимия периферических отделов нервной системы и органов чувств. Состав внутриглазной жидкости, слезы, роговицы, хрусталика, стекловидного тела. Продукция и количество внутриглазной жидкости, отток. Методы исследования при некоторых нарушениях обмена веществ. 6. Микробиология с вирусологией и иммунологией. Влияние различной микрофлоры на состояние глаз. Гонобленорреяи ее профилактика, возбудитель трахомы, аденовирусные и другие вирусные заболевания глаз. Глазная симптоматика ботулизма. Нормальная микрофлора конъюнктивы. Возрастные особенности продукции интерферона, интерфероногены, применяемые для повышения тканевого иммунитета. 7. Отолярингология. Строение придаточных пазух носа. Роль острых и хронических воспалительных заболеваний носоглотки и придаточных пазух носа в возникновении глазной патологии (конъюнктивит, дакриоцистит, флегмона орбиты, увеит, неврит зрительного нерва и др.). 8. Онкология, лучевая терапия. Методы и способы костных, бескостных обзорных и локализационных снимков области орбиты. Рентгенотомография. Компьютерная томография. Лучевая терапия опухолей глаз. 9. Неврология, медицинская генетика. Строение и функции зрительного анализатора. Сроки формирования зрительного анализатора. Глазная патология при заболеваниях центральной нервной системы. Методы исследования глаз для топической диагностики патологии нервной системы. Иннервация структур глаза и его придатков. 10.Дерматовенерология. Патология глаз при эритематозной волчанке (увеит). Герпетический кератит, моллюсковый блефарит и конъюнктивит. Поражения глаз при дерматозе Дюринга, болезни Стивенс-Джонсона. Глазные проявления сифилиса. Гонобленоррея. 11.Травматология и ортопедия. Изменения тканей орбиты при переломе оснований черепа. 12.Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика. Офтальмологические признаки гипертонической болезни, атеросклероза, болезней почек, нарушений обмена веществ. 13.Фтизиопульмонология. Туберкулезно-аллергические и туберкулезно-гематогенные заболевания глаз. Принципы общего и местного лечения туберкулеза глаз. Методы туберкулинодиагностики туберкулеза глаз. 3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины. При формировании рабочей учебной программы главными целевыми установками являются компетенции, полученные учащимся в ходе обучения. Необходимо учитывать, использовать и развивать личностно-социальные качества студента в реализации его знаний и умений для успешной деятельности. В контрольных процедурах определения входных знаний необходимо установить личностные качества студента – умение работать как самостоятельно, так и в коллективе; инициативность, ответственность, толерантность, целеустремленность, т.е. готовитьстудента к самостоятельной профессиональной деятельности. Оценочные средства должны выявлять именно сформированные компетенции: способность применять знания и умения в ситуациях, моделирующих профессиональную деятельность. В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования: Студент должен знать: — анатомо-физиологические особенности органа зрения и его придатков, — этиологию, — патогенез, — клинику, — диагностику, — профилактику, —лечение заболеваний органа зрения и его придатков часто встречающихся, имеющих социальную значимость, требующих оказания экстренной помощи. Студент должен уметь: —определять остроту зрения, — определять вид рефракции субъективным методом, — подбирать сферические стекла, — исследовать периферическое зрение (контрольный способ, периметрия), — определить цветоощущение, — определить бинокулярное зрение, — исследовать орган зрения: при боковом освещении, в проходящем свете, — проводить офтальмоскопию в обратном виде, в прямом виде — методы выворота век, — закапывать глазные капли, — закладывать глазную мазь, — исследовать проходимость слезных путей(канальцевая и носовая пробы), — исследовать чувствительность роговицы и целостность ее эпителия, — проводить биомикроскопию переднего отрезка глаза, — удалять инородные тела с конъюнктивы и роговой оболочки, — определять офтальмотонус (пальпаторно и тонометром), — накладывать моно- и бинокулярные повязки, — проводить рентгенолокализацию инородных тел в глазу, — выписывать рецепты для лечения наиболее распространенных заболеваний глаза, — оформлять медицинскую документацию (амбулаторная карта, история болезни и др.). Виды оценочных средств, которые могут быть использованы при освоении компетенций: коллоквиум, контрольная работа, собеседование по ситуационным задачам, тестирование письменное или компьютерное, индивидуальные домашние задания, рефераты. 4.Структура и содержание учебной дисциплины. 4.1 Общая трудоемкость дисциплины составляет 48 зачетных единиц, всего 72часа. Таблица отражает распределение аудиторных часов, часов самостоятельной работы студентов и зачетных единиц в 7 семестре, определяет вид аттестации в семестре.
|
Рабочая программа по офтальмологии, детской офтальмологии факультет педиатрический Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом 2000г и с типовой Программой по офтальмологии для... | Учебно-методический комплекс для студентов специальности 060105 «Стоматология» Дисциплина «Терапевтическая стоматология детского возраста» входит в федеральный компонент основной образовательной программы по... | ||
Рабочая программа по офтальмологии факультет стоматологический Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом 2000г и с типовой Программой по офтальмологии для... | Рабочая программа по офтальмологии факультет медико-профилактический Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом 2000г и с типовой Программой по офтальмологии для... | ||
Рабочая программа по офтальмологии факультет лечебно-профилактический Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом 2000г и с типовой Программой по офтальмологии для... | Рабочая программа Дисциплина: хирургическая стоматология и челюстно-лицевая... Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности Стоматология 060201, утвержденным приказом Министерства... | ||
Рабочая программа По офтальмологии специальность 040400 | Учебно-методическое пособие по офтальмологии для студентов Учебно-методическое пособие по офтальмологии для студентов лечебного факультета. Ставрополь. Изд: сгма, 2008 г | ||
Рабочая программа Патологическая физиология Специальность 060201 «Стоматология» Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности 060201 «Стоматология», утвержденным приказом Министерства... | Рабочая программа учебной дисциплины лучевая диагностика направление... Фгос впо по направлению подготовки (специальности) 060201 «Стоматология», утвержденный Министерством образования и науки РФ «14»... | ||
Литература для студентов медицинских вузов Л. С. Персин, В. М. Елизарова,... Рекомендуется Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебника для... | Рабочая программа по офтальмологии кафедры офтальмологии педиатрического факультета Федерации для педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений, офтальмология преподается в 8-9 семестре обучения... | ||
Рабочая программа Для студентов 2 курса Специальность 350800 – Документоведение и документационное обеспечение управления | Рефератов по дисциплине «Ведение в специальность» Задание по «Ведению в специальность» для студентов 1-го курса специальности «Электроснабжение» зфо | ||
Рабочая программа по кожным и венерическим болезням цикла «Дерматовенерология»... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос3 впо, с учетом рекомендаций примерной программы по специальности подготовки... | Вид контроля Структура рейтинга и рубежный контроль для студентов 5 курса специальности Стоматология |