Скачать 330.52 Kb.
|
ГБОУ ВПО Уральская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения РФ УТВЕРЖДАЮ: Проректор УГМА по учебной работе _________________ Давыдова Н.С. «____»___________________2012г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОФТАЛЬМОЛОГИИ Факультет лечебно-профилактический Специальность 060101 – Лечебное дело Кафедра офтальмологии Курс IV Семестр VII Лекций 16 часов. Практические занятия 60 часов Курсовой экзамен VII семестр. Всего часов 76 Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом 2000г. и с типовой Программой по офтальмологии для студентов высших медицинских учебных заведений (составители проф. А.П.Нестеров, проф. Е.А.Егоров и др., М., 2003г.). г.Екатеринбург 2012 Составители: Д.м.н., профессор Коротких С.А., Д.м.н., доцент Степанянц А.Б., К.м.н., доцент Степанова Е.А. К.м.н., ассистент Бобыкин Е.В. Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры глазных болезней ГБОУ ВПО УГМА «__»____________2012г. Рецензент – зав. кафедрой урологии ГБОУ ВПО УГМА, д.м.н., профессор ____________________________________ Журавлев В.Н.. Одобрено цикловой методической комиссией специальности «Лечебное дело». Протокол №____________ Председатель ЦМК __________ ___________ ___. ___.2012г.
1.1. Целью обучения на кафедре офтальмологии является приобретение студентами необходимого минимума знаний по офтальмологии и умения обследовать орган зрения больных (терапевтических, хирургических и др.) в амбулаторных условиях с помощью специальных навыков без использования специальной аппаратуры (осмотр, исследование остроты зрения, поля зрения, внутриглазного давления и др.). Конечная цель изучения глазных болезней – формирование у студентов умения:
1.2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ: научить выпускника лечебно-профилактического факультета своевременно выявлять среди больных нуждающихся в консультации специалиста офтальмолога, оказать полноценную неотложную помощь при ожогах, ранениях и других повреждениях глаз, а также при некоторых острых заболеваниях органа зрения (острый приступ глаукомы, острый конъюнктивит и др.). Врач должен приобрести навыки: выполнять некоторые манипуляции на органе зрения (промывание конъюнктивального мешка, инстилляции глазных капель, закладывание мазей, удаление поверхностных инородных тел с роговицы и конъюнктивы, наложение глазной повязки). 1.3. Преподавание курса офтальмологии должно интегрироваться со знаниями, полученными на теоретических и медико-биологических кафедрах: - нормальной анатомии - строение глазного яблока, глазницы, век, наружных мышц глаза, слезных органов; - гистологии - функциональная гистология оболочек глазного яблока; - нормальной физиологии - физиология рецепторного отдела зрительного анализатора, оптическая система глаза; - патологической анатомии - морфофункциональные признаки меланом глаза, диабетических и гипертонических ретинопатий; - физики - глаз, как оптическая система, виды рефракции, цветное и сумеречное зрение; - фармакологии - механизм действия на зрачок холинолитиков и холиномиметиков; - биохимии - гемералопия, как проявление гиповитаминоза А; - терапевтических кафедрах - гипертоническая болезнь и сахарный диабет, изменение глазного дна при этих заболеваниях; - нервных болезней - изменения полей зрения при патологии зрительно-нервных путей. Застойные соски, первичная и вторичная атрофия зрительных нервов при патологии ЦНС. Окуломоторные расстройства; - акушерства и гинекологии - ретинопатии при токсикозах второй половины беременности, угроза отслойки сетчатки при родах при наличии высокой осложнённой близорукости; - детских болезней - упоминание об осложнениях со стороны глаз при некоторых общих заболеваниях у детей (патология почек, гомоцистинурия, с. Марфана и др,); - травматология (военно-полевая хирургия) - химические, термические и лучевые поражения органа зрения в условиях военного времени; детских инфекционных болезней - упоминание об осложнениях со стороны глаз при кори, ветряной оспе, аденовирусных заболеваниях.
3.1. Тематический план лекций по глазным болезням для студентов IV курса лечебно-профилактического факультета:
3.2. Тематический план практических занятий:
3.3. Лабораторных занятий нет. 3.4. Курсовой работой являются история болезни или реферат, которые студенты пишут в процессе цикла глазных болезней. СХЕМА ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ
2. Пол, возраст, профессия, место работы, адрес и место жительства. 3. Дата поступления в клинику. 4. Жалобы больного при поступлении и на момент курации. 5. Анамнез заболевания (от момента начала заболевания до момента курации). 6. Анамнез жизни. 7. Общий статус. 8. Офтальмологический статус: Vis OD = (без коррекции, с коррекцией) Vis OS= Далее описывается объективное состояние каждого глаза отдельно. Описывается сначала правый глаз - независимо от того, какой глаз болен. Указывается размер глазной щели (сужение, закрыта, расширена, нормальна), наличие или отсутствие светобоязни, слезотечения, блефароспазма. Описывается кожа век (гиперемирована, отёчна, нормальной окраски), положение век (правильное, выворот, заворот), рост ресниц (правильный, неправильный, трихиаз), край века (изменен или нет). Как выражены (хорошо или нет) и как расположены (правильно или имеются вывороты) слезные точки. Есть или нет выделения из слезных точек при надавливании на область слезных мешков. Слизистая век и переходных складок: тонкая ли, гладкая ли, блестящая или утолщена за счёт отека, инфильтрации; шероховата за счёт фолликулов (описать их вид, расположение) или рубцов; не блестит; цвет слизистой (бледно-розовый иди гиперемирована, ишемична, белая и т.д., нет ли плёнок (их характеристика). Положение глазного яблока в орбите (правильное или имеет место экзофтальм, энофтальм, косоглазие - кнутри, кнаружи, угол отклонения в градусах; подвижность глазного яблока (в полном объёме или имеется ограничение, отсутствие подвижности - в какую сторону). Глаз спокоен или имеет место инъекция глазного яблока (указать какая: поверхностная, глубокая или смешная, выражена резко или умеренно, ограниченная в каком-то отделе яблока или распространена по всему глазу). Если есть изменения конъюнктивы глазного яблока или склеры, то описать их. Роговая оболочка: сферичная ли, прозрачная ли, блестящая ли, гладкая ли, чувствительность её (нормальная, понижена, отсутствует). При наличии изменений в роговице назвать их (эрозия, инфильтрат, язва, рана, рубец, помутнение), указать их место расположения (по меридиану, в часах, в стольких-то мм от лимба) или занимает целый квадрант роговицы (верхне-нижне-наружный, верхне-нижне-внутренний) половину роговицы (верхнюю, нижнюю, внутреннюю) или всю площадь роговицы, размеры (в мм или величиной с маковое, просяное, рисовое и т.п. зернышко), форма, глубина расположения (исключая эрозию) - в поверхностных, глубоких слоях роговицы или распространяется на всё её толщину. Интенсивность свежих помутнений при ожогах сравнивается с запотевшим, матовым или фарфоровым стеклом; цвет (серый, белый, желтоватый и т.д.). При наличии сосудов в роговице указать поверхностные они или глубокие, меридиан и высоту их расположения. Передняя камера: глубина (средняя, мелкая, глубокая, передняя камера отсутствует). Содержимое (прозрачное, мутное, гипопион высотой.... мм, гифема высотой.,.. мм). Радужная оболочка: цвет (серый, голубой, карий, грязно-зелёный), рисунок (чёткий, смазанный, стушеван). Нет ли сращения радужки с роговицей. 3рачок: форма (правильная, круглая, неправильная - овальной формы, грушевидной, звёздчатой и др.), задние синехии на ... часах, величина зрачка .... мм (средняя, сужен, расширен), зрачковый край ровный или нет, цвет области зрачка (чёрный, серый, зеленоватый и т.п.); реакция зрачка на свет прямая и содружественная, на аккомодацию (живая, вялая, отсутствует). Просвечивание: может быть следующим: а/ при просвечивании рефлекс с глазного дна равномерно розовый при всех положениях глаза /норма/, что указывает на прозрачность хрусталика и стекловидного тела; б/ при просвечивании на фоне розового рефлекса при отведении глаза в какую-либо сторону (кверху, книзу, кнутри, кнаружи или при взгляде прямо вперёд - имеются темного цвета неподвижные помутнения в форме спиц, треугольника, звезды и пр. - помутнения хрусталика; в/ при просвечивании нет рефлекса с глазного дна (зрачок остаётся чёрным или серым, как при боковом освещении) или при просвечивании рефлекс с глазного дна сероватый, желтоватый при каком-то положении глаза. Глазное дно. 9. Дополнительные методы исследования (поле зрения, ВГД и др.). 10. Лабораторные данные. 11. Предварительный диагноз. 12. Дифференциальный диагноз. 13. Окончательный диагноз с обоснованием. 14. Этиопатогенез заболевания. 15. Лечение. 16. Прогноз. 17. Список использованной для написания истории болезни литературы.
|
Рабочая программа по офтальмологии факультет медико-профилактический Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом 2000г и с типовой Программой по офтальмологии для... | Рабочая программа по офтальмологии, детской офтальмологии факультет педиатрический Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом 2000г и с типовой Программой по офтальмологии для... | ||
Исследовательская работа «Психологический портрет собственной личности» Наименование тем для самостоятельной работы по предмету «Психология и педагогика». Лечебный факультет, педиатрический факультет,... | Рабочая программа по офтальмологии факультет стоматологический Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом 2000г и с типовой Программой по офтальмологии для... | ||
Рабочая программа Дисциплина: стоматология Факультет: медико-профилактический... Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности: медико-профилактическое дело 060105, утвержденным приказом... | Рабочая программа по офтальмологии кафедры офтальмологии педиатрического факультета Федерации для педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений, офтальмология преподается в 8-9 семестре обучения... | ||
Методические разработки практических занятий по курсу: «психология,... История психологии (бихевиоризм, психология неосознаваемых психических процессов) | Рабочая программа социология 060105 Факультет: медико-профилактический... Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности «Медико-профилактическое дело», утвержденным приказом Министерства... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Факультет русской филологии и журналистики. Факультет истории и юриспруденции. Факультет татарской и сопоставительной филологии.... | Рабочая программа Название дисциплины биологическая химия шифр специальности... Министерства образования и науки РФ от 12 августа 2010 г.) а также с Примерной программой изучения биохимии по специальности 060105... | ||
Рабочая программа По офтальмологии специальность 040400 | Тематика семинарских занятий 1 курс, 1 семестр Тематика практических занятий (16 часов) Типы лечебно-профилактических учреждений. Устройство больницы. Лечебно-охранительный и санитарно-противоэпидемический режим больницы.... | ||
Тематический план и содержание учебной дисциплины «основы сестринского... Тема Типы лечебно-профилактических учреждений. Лечебно-охранительный режим в лпу | Учебно-методическое пособие по офтальмологии для студентов Учебно-методическое пособие по офтальмологии для студентов лечебного факультета. Ставрополь. Изд: сгма, 2008 г | ||
Приказ 29 сентября 1993 г. N 228 об утверждении положения о клиническом... В целях совершенствования совместной работы лечебно профилактических учреждений, медицинских учебных заведений и научно исследовательских... | Публичный отчет о деятельности гооу «ослш» Настоящий доклад содержит характеристику состояния лечебно-оздоровительного, образовательного, воспитательного процессов в гооу «Окружная... |