Скачать 1.75 Mb.
|
Кафедра___________офтальмология__________________________ Учебно-методический комплекс по дисциплинеофтальмология (название) Основная образовательная программа ________________________________(наименование ООП) Утверждено на заседании кафедры: «28» февраля 2013г. Зав.кафедрой Коновалов А.В. Автор --составитель_Коновалов А.В.,доктор медицинских наук, зав.кафедрой офтальмологии СГМУ Ф.И.О., ученая степень, ученое звание, должность Структура учебно-методического комплекса дисциплины I. Рабочая учебная программа (приложение 1 с.3-59) Тематический план лекций (приложение 2 с.60) Тематический план практических занятий (приложение 3 с.61) II. Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине (приложение 4 с.62-66) III. Методические указания для студентов по дисциплине (приложение 5 с.67-79) IV. Средства оценки компетенций (приложение 6 с.80-92, приложение 7 с.93-126) 1.Цель и задачи. Цель вузовского профессионального образования врача-стоматолога по дисциплине «офтальмология» - подготовка квалифицированного врача-стоматолога, обладающего системой общекультурных и профессиональных компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной деятельности преимущественно в условиях: первичной медико-санитарной помощи; неотложной, скорой, в том числе специализированной медицинской помощи; а также специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи. Задачи : 1. Обеспечить общепрофессиональную подготовку врача-специалиста, включая основы фундаментальных дисциплин, вопросы этиологии, патогенеза, клинических проявлений заболеваний, лабораторных и функциональных исследований, постановки диагноза, определение видов и этапов лечения с учетом современных достижений медицины и профилактики заболеваний. 2. Сформировать профессиональные знания, умения, навыки, владения будущего врача с целью самостоятельного ведения больных преимущественно в амбулаторно-поликлинических условиях работы. 3. Совершенствовать знания, умения, навыки по клинической, лабораторной и функциональной диагностике, инструментальным и аппаратным исследованиям в целях формирования умения оценки результатов исследований в диагностике, дифференциальной диагностике, прогнозе заболеваний, выборе адекватного лечения. 4. Совершенствовать знания по фармакотерапии, включая вопросы фармакодинамики, фармакокинетики, показаний, противопоказаний, предупреждений и совместимости при назначении лечебных препаратов. Содержание образовательной программы вузовского профессионального образования по специальности «офтальмология» представлено как единое целое, с максимальной полнотой охватывающее вопросы теории и практики по офтальмологии. Таким образом, содержание рабочих программ представлено как систематизированный перечень наименований тем, элементов и других структурных единиц модуля программы. Для реализации основной профессиональной образовательной программы вузовского профессионального образования по специальности «офтальмология» кафедра располагает наличием: 1) учебно-методической документации и материалов по всем разделам дисциплины (модули); 2) учебно-методической литературы для внеаудиторной работы обучающихся; 3) материально-технической базы, обеспечивающей организацию всех видов дисциплинарной подготовки: -учебные аудитории и кабинеты, оснащенные материалами и оборудованием для проведения учебного процесса, -клинические базы в лечебно-профилактических учреждениях Минздравсоцразвития РФ. В процессе подготовки врача-стоматолога по специальности «офтальмология» обязательным является определение базисных знаний обучающихся. По окончании изучения каждого модуля проводится этапный (рубежный) контроль. При этом могут использоваться различные формы контроля: решение ситуационных задач, тестовый контроль, Теоретическая подготовка предусматривает обязательное участие в практических и семинарских занятиях, а также самостоятельное изучение литературы по программе вузовского профессионального образования по специальности «офтальмология»; написание рефератов (используя для этого специальную медицинскую литературу). По окончании обучения в интернатуре проводится зачет, цель которого – выявление теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с содержанием основной профессиональной образовательной программы по специальности «офтальмология». В конце программы приводится общий список рекомендованной литературы и перечень законодательных, нормативно-инструктивных документов. После каждого учебного раздела рабочей программы даны ссылки на номера из общего списка литературы, относящиеся к тематике данного модуля. 2. Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина «Офтальмология» изучается в восьмом семестре, относится к циклу профессиональных дисциплин Федерального образовательного стандарта высшего профессионального медицинского образования 060201 Стоматология. В состав дисциплины «офтальмология» входят 7 учебных модулей: Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются: - в цикле гуманитарных дисциплин (философия, психология, правоведение, история медицины, экономика, латинский язык, иностранный язык) ; - в цикле естественно-научных, медико-биологических дисциплин ( физика, химия, биохимия, биология, медицинская информатика, анатомия и топографическая анатомия, микробиология, вирусология, иммунология, гистология, цитология, эмбриология нормальная физиология, патологическая анатомия, патофизиология, фармакология); - в цикле профессиональных дисциплин (гигиена, организация здравоохранения, хирургия, травматология, нейрохирургия, эндокринология, неврология, медицинская генетика). 3.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ОФТАЛЬМОЛОГИЯ» для студентов стоматологического факультета Будущий врач должен обладать общекультурными и профессиональными компетенциями. Общекультурные компетенции характеризуются: - способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах своей профессиональной деятельности (ОК-1); - способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального содержания, осуществления воспитательной и педагогической деятельности, сотрудничеству и решению конфликтов, к толерантности (ОК-5); - способностью и готовностью использовать методы управления, организовывать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7); - способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8). Профессиональные компетенции характеризуются: в диагностической деятельности: -способностью и готовностью выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах (ПК-22); -способностью и готовностью поставить диагноз, с учетом Международной статической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ) (ПК-23); в лечебной деятельности: -способностью и готовностью осуществлять алгоритм выбора лекарственной терапии для оказания первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях (ПК-27); -способностью и готовностью анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств при лечении различных заболеваний, в том числе стоматологических (ПК-28); в профилактической деятельности: - способностью и готовностью применять современные социально-гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослого населения и подростков в целях разработки научно-обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья мужчин и женщин ПК-11); - способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению стоматологических, инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительскую работу по гигиеническим вопросам ПК-12); в организационно-управленческой деятельности: -способностью и готовностью управлять средним и младшим медицинским персоналом для обеспечения эффективности лечебного процесса; к анализу показателей деятельности медицинских организаций, к использованию современных организационных технологий профилактики, диагностики, лечения, реабилитации при оказании медицинских услуг в основных типах медицинских организаций (ПК-45) Перечень знаний, умений и владений. Студент-стоматолог должен знать: - Нормативно-правовую базу оказания специализированной офтальмологической медицинской помощи детям, подросткам и взрослому населению. - Анатомо-физиологические особенности зрительного анализатора в различные возрастные периоды. - Биологические и средовые факторы, формирующие здоровье глаз. - Принципы профилактики глазных заболеваний в различные возрастные периоды жизни, при различной сопутствующей патологии. -Этиологию, патогенез и особенности течения острых и хронических заболеваний орбиты, глаза и его придатков. - Принципы дифференциальной диагностики глазной патологии. - Методы клинической, функциональной и лабораторной диагностики, применяемые в офтальмологии. - Основные принципы медикаментозного лечения глазных болезней. - Принципы хирургической помощи при патологии глаза, его придатков и орбиты. - Принципы реабилитационного лечения в офтальмологии - Основы медико-социальной реабилитации слепых и слабовидящих Студент-стоматолог должен уметь: - Организовать работу по профилактике глазной патологии в лечебно-профилактических и образовательных учреждениях - Организовать мероприятия, направленные на устранение причин и условий возникновения острых инфекционных заболеваний органа зрения - Организовать работу по профилактике глазного травматизма среди различных профессиональных и возрастных групп населения. Студент-стоматолог должен владеть: - Методикой наружного осмотра, осмотра окружающих глаз тканей. Иммобилизация (фиксация) детей при осмотре их глаз. - Методиками исследования слезных органов и слезоотводящих путей, промыванием слезных путей. - Методикой осмотра конъюнктивы верхнего и нижнего века и сводов, выворота век. - Методиками осмотра переднего отрезка глаза методом бокового освещения. - Методика осмотра прозрачности сред глаза в проодящем свете. - Методиками осмотра глазного дна (офтальмоскопия прямая и обратная. офтальмоскопия в бескрасном свете, офтальмохромоскопия). - Методикой биомикроскопии различных отделов глаза. - Методиками определения чувствительности роговицы. - Методиками исследование реакции зрачка на свет. - Методиками исследование остроты зрения. - Методиками периметрии и кампиметрии. - Методиками исследование цветового зрения. - Методиками рефрактометрии. - Методиками коррекциии аметропии, анизометропии, астигматизма, пресбиопии. - Методиками определение первичного и вторичного угла косоглазия. - Методиками экзофтальмометрии. - Методиками закапывания капель,закладывания мази за веки,массажа век. - Методиками оказания медицинской помощи при неотложных состояниях Перечень практических навыков студента стоматолога по офтальмологии. Студент-стоматолог по офтальмологии должен владеть следующими практическими навыками:
4.Объем дисциплины и виды учебной работы. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.
Форма итогового контроля – зачет. 5.Содержание дисциплины: РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ МОДУЛЕЙ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ОФТАЛЬМОЛОГИЯ» для студентов стоматологического факультета.
1 МОДУЛЬ «АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ОРГАНА ЗРЕНИЯ»
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ |
Учебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Макроэкономика» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методы оптимальных решений» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных, практических и лабораторных... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Искусствоведение» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «судебная медицина» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Медиапсихология» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | Примерная структура, состав и содержание учебно-методического комплекса... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология рекламной деятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология стресса» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Анатомия цнс» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психодиагностика» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «земельное право» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы патопсихологии» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология семьи» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы нейропсихологии» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... |