Российский государственный университет





Скачать 205.33 Kb.
НазваниеРоссийский государственный университет
Дата публикации17.02.2015
Размер205.33 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Химия > Программа
Министерство образования и науки Российской Федерации

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

НЕФТИ И ГАЗА ИМЕНИ И. М. ГУБКИНА

«УТВЕРЖДАЮ»

Первый проректор

проф. Кошелев В.Н.

«___»___________2011 г.
ПРОГРАММА

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ
Направление подготовки
240100 ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Программа подготовки
НЕФТЕПРОМЫСЛОВАЯ ХИМИЯ


Квалификация выпускника
МАГИСТР


Форма обучения
ОЧНАЯ

Москва - 2011

1. ЦЕЛИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ

Целями научно-исследовательской практики магистрантов являются развитие и закрепление теоретических знаний, полученных обучающимся во время аудиторных занятий, приобретение им профессиональных компетенций путем непосредственного участия в научно-исследовательской работе, а также приобретение им социально-личностных ком­петенций, необходимых для работы в профессиональной сфере.

2. ЗАДАЧИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ

Задачами научно-исследовательской практики являются:

  • закрепление и развитие теоретических знаний, полученных при изучении базовых дисциплин;

  • развитие и накопление специальных навыков, изучение и участие в разработке ор­ганизационно-методических и нормативных документов для выполнения научно-исследовательских работ;

  • ознакомление с содержанием основных работ и исследований, выполняемых в научном коллективе по месту прохождения практики;

  • принятие участия в выполнении конкретной научно-исследовательской работы;

  • проведение прикладных научных исследований по проблемам химизации нефтегазовой отрасли, оценка возможного использования достижений научно-технического прогресса в нефтегазовом производстве;

  • инициирование создания, разработки и проведения экспериментальной проверки инновационных химических технологий нефтегазового производства;

  • разработка и обоснование технических, технологических, технико-экономических, социально-психологических и других необходимых показателей характеризующих технологические процессы, объекты, системы, проекты, нефтегазовые организации;

  • разработка физических, математических и компьютерных моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к профессиональной сфере;

  • совершенствование и разработка методов анализа информации по технологическим процессам и работе технических устройств в области использования химических реагентов для бурения скважин, добычи нефти и газа, промыслового контроля и регулирования извлечения углеводородов на суше и на море, трубопроводного транспорта нефти и газа, подземного хранения газа, хранения и сбыта нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов;

  • совершенствование и разработка новых методик экспериментальных исследований физических и химических процессов нефтегазового производства;

  • проведение патентных исследований с целью обеспечения патентной чистоты новых разработок;

  • осуществление сбора, обработки, анализа и систематизации научно-технической информации по теме исследования, выбор методик и средств решения задачи;

  • выполнение подготовки научно-технических отчетов, обзоров, публикаций по результатам выполненных исследований;

  • разработка систем обеспечения промышленной и экологической безопасности объектов, оборудования и технологий нефтегазового производства при использовании химических реагентов различного назначения.

  • непосредственное участие в рабочем процессе научного коллектива с выполнением должностных обязанностей исследователя;

  • сбор материалов для подготовки и написания магистерской диссертационной работы.

3. МЕСТО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Научно-исследовательская практика является одним из важнейших разделов структуры учебного плана подготовки магистранта. Раздел «Практика и научно-исследовательская работа» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Научно-исследовательская практика базируется на профессиональном цикле учебного плана. В результате прохождения научно-исследовательской практики обучающийся должен изучить методы планирование научно-исследовательской работы, включающие ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования; овладеть навыками написания обзоров, докладов, рефератов и научных статей по избранной теме; принять участие в проведении научно-исследовательской работы, в том числе в виртуальной среде обучения – виртуальном промысле, а также в системе дистанционного интерактивного производственного обучения; ознакомиться с методами корректировки плана проведения научно-исследовательской работы, составления отчета о научно-исследовательской работе и освоить приемы публичной защиты выполненной работы. Кроме того, обучающийся должен освоить практические навыки научно-исследовательской работы специалиста в научных коллективах, занимающихся проблемами бурения нефтегазовых скважин.

4. ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ

Научно-исследовательская практика проводится в форме непосредственного участия обучающегося в работе научного коллектива, занимающегося проблемами нефтепромысловой химии. Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара. В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.
5. МЕСТО И ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ

Научно-исследовательская практика проводится в научных коллективах, занимающихся проблемами химизации нефтегазодобычи, в т.ч. на кафедрах, в научных центрах и институтах РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, в научно-исследовательских организациях ОАО «Татнефть» и др.

Научно-исследовательская практика проводится в течение 1-го, 2-го и 3-го семестров обучения.

6. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ

В результате прохождения научно-исследовательской практики обучающийся должен обладать следующими компетенциями:

а)общекультурными (ОК):

способностью и готовностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, получать знания в области современных проблем науки, техники и технологии, гуманитарных, социальных и экономических наук (ОК- 1);

к профессиональному росту, к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК- 2);

свободно пользоваться русским и иностранным языками, как средством делового общения (ОК -3);

на практике использовать умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом (ОК- 4);

находить творческие решения социальных и профессиональных задач к нестандартным решениям (ОК-5);

самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК- 6).

б) профессиональными (ПК):

общепрофесиональными:

способностью и готовностью к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов в соответствии с направлением и профилем подготовки (ПК- 1);

способностью к использованию методов математического моделирования материалов и технологических процессов, к теоретическому анализу и экспериментальной проверке теоретических гипотез (ПК-2);

способностью к защите объектов интеллектуальной собственности и коммерциализации прав на объекты интеллектуальной собственности (ПК-3);

производственно-технологическая деятельность:

способностью к решению профессиональных производственных задач - контролю технологического процесса, разработке норм выработки, разработке технологических нормативов на расход материалов, заготовок, топлива и электроэнергии, к выбору оборудования и технологической оснастки (ПК-4);

способностью к совершенствованию технологического процесса - разработке мероприятий по комплексному использованию сырья, по замене дефицитных материалов и изысканию способов утилизации отходов производства, к исследованию причин брака в производстве и разработке предложений по его предупреждению и устранению (ПК-5);

способностью к анализу технологичности изделий и процессов, к оценке экономической эффективности технологических процессов, оценке инновационно - технологических рисков при внедрении новых технологий (ПК- 6);

способностью оценивать эффективность и внедрять в производство новые технологии (ПК-7);

организационно-управленческая деятельность::

способностью и готовностью рассчитывать и оценивать условия и последствия (в том числе экономические) принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);

способностью к организации работы коллектива исполнителей, принятию исполнительских решений в условиях спектра мнений, определению порядка выполнения работ (ПК-9);

способностью находить оптимальные решения при создании продукции с учетом требований качества, надежности и стоимости, а также сроков исполнения, безопасности жизнедеятельности и экологической чистоты (ПК-10);

способностью к организации повышения квалификации и тренингу сотрудников подразделений (ПК-11);

способностью адаптировать современные версии систем управления качеством к конкретным условиям производства на основе международных стандартов (ПК-12);

способностью к проведению маркетинговых исследований и подготовке бизнес-планов выпуска и реализации перспективной и конкурентоспособной продукции (ПК-13);

научно-исследовательская деятельность:

способностью и готовностью организовывать самостоятельную и коллективную научно-исследовательскую работу, разрабатывать планы и программы проведения научных исследований и технических разработок, разрабатывать задания для исполнителей (ПК-14);

способностью к поиску обработке, анализу и систематизации научно-технической информации по теме исследования, выбору методик и средств решения задачи (ПК-15);

способностью использовать современные приборы и методики, организовывать проведение экспериментов и испытаний, проводить их обработку и анализировать их результаты (ПК-16)


проектная деятельность:

способностью строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ (ПК-17);

способностью к проведению патентных исследований, к обеспечению патентной чистоты новых проектных решений и патентоспособности показателей технического уровня проекта (ПК-18);

способностью проводить технические и технологические расчеты по проектам, технико-экономический и функционально-стоимостный анализ эффективности проекта (ПК-19);

способностью использовать пакеты прикладных программ при выполнении проектных работ (ПК-20);

способностью разрабатывать методические и нормативные документы, техническую документацию, а также предложения и мероприятия по реализации разработанных проектов и программ (ПК-21);

педагогическая деятельность:

способностью и готовностью к созданию новых экспериментальных установок для проведения лабораторных практикумов (ПК-22);

способностью к разработке учебно-методической документации для проведения учебного процесса (ПК-23).

По окончании прохождения научно-исследовательской практики, обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

магистрант должен знать:

- основные этапы технологических процессов химизации нефтегазодобычи;

- основные ор­ганизационно-методические и нормативные документы, требуемые для решения отдельных задач на предприятии по месту прохождения практики;

- содержание основных работ и исследований, выполняемых в научном коллективе по месту прохождения практики;

- методы анализа информации по научным разработкам, технологическим процессам и работе технических устройств в области химизации бурения скважин, добычи нефти и газа, промыслового контроля и регулирования извлечения углеводородов на суше и на море, трубопроводного транспорта нефти и газа, подземного хранения газа, хранения и сбыта нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов;

- новые методики экспериментальных исследований физических и химических процессов нефтегазового производства;

- основы безопасности жизнедеятельности и экологической чистоты разрабатываемых и применяемых химических реагентов;

- свои должностные обязанности во время прохождения практики;

магистрант должен уметь:

- описать организационную структуру предприятия и систему ее управления;

- обсудить основные трудности, существующие на предприятии и наметить пути к их преодолению;

- поставить и сформулировать задачи научных исследований на основе результатов поиска, обработки и анализа научно-технической информации;

- разрабатывать программу научных исследований, обрабатывать и анализировать их результаты, формулировать выводы и рекомендации;

- оценить экономическую эффективность технологических процессов, инновационно - технологических рисков при внедрении новых технологий;

- разрабатывать мероприятия по комплексному использованию сырья, по замене дефицитных материалов и изысканию способов утилизации отходов производства, выбору систем обеспечения экологической безопасности производства;

- участвовать в проведении прикладных научных исследований по проблемам химизации нефтегазовой отрасли и оценивать возможное использование достижений научно-технического прогресса в нефтегазовом производстве;

- инициировать создание, разработку и проведение экспериментальной проверки инновационных технологий химизации нефтегазового производства;

- разрабатывать физические, математические и компьютерные модели исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к профессиональной сфере;

- проводить патентные исследования с целью обеспечения патентной чистоты новых разработок;

- разрабатывать новые лабораторные установки для проведения практикумов и учебно-методическую документацию для проведения занятий;

- определять ценность собранных материалов для написания магистерской диссертации.

магистрант должен владеть:

- теоретическими знаниями, полученными при изучении базовых и специальных дисциплин;

- навыками разработки конкретных организационно-методических и нормативных документов для решения отдельных задач;

- методами сбора, обработки, анализа и систематизации научно-технической информации по теме исследования, выбору методик и средств решения задачи;

- методами подготовки научно-технических отчетов, обзоров, публикаций по результатам выполненных исследований.

- навыками проведения патентных исследований с целью обеспечения патентной чистоты новых проектных решений;

7. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ

Общая трудоемкость научно-исследовательской практики с учетом НИР составляет 6 зачетных единиц, 216 акад. часов.


№ п/п

Разделы (этапы ) практики

Виды работы на практике,

включая самостоятельную работу сту­дентов

трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля

1

Организационный этап

Собрание

2

-

2

Подготовительный этап, обсуждение целей и задач практики


Собеседование с руководителем практики

4

-

3

Научно-исследовательский этап, выполнение технического задания.

Работа в конкретном научном коллективе под руководством специалистов

172

Опрос

4

Учебный этап, сбор, обработка и системати­зация материала для подготовки магистерской диссертации.

Обобщение полученного материала, подготовка сообщения по итогам практики

36

Опрос




Аттестационный этап


Оформление отчета по практике и собеседование по результатам практики

2

Сдача зачета

ИТОГО

216





8. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКЕ

В процессе проведения научно-исследовательской практики применяются стандартные образовательные и научно-исследовательские технологии в форме непосредственного участия обучающегося в работе научного коллектива, в т.ч. с научным руководителем, в научно-исследовательской группе, лаборатории, научно-исследовательской или проектной организации, занимающихся проблемами разработки и применения химических реагентов в нефтегазодобыче. Проводятся разра­ботка и опробование различных методик проведения научно-исследовательских работ, про­водится первичная обработка и первичная или окончательная интерпретация данных, составляются рекомендации и предложения. При этом может быть использован раз­личный арсенал вычислительной техники и программного обеспечения.

Во время прохождения научно-исследовательской практики обучающийся обязан вести дневник, в котором он отражает в хронологическом порядке ход выполнения технического задания, а также записывает полученные сведения о наблюдениях, измерениях и других видах самостоятельно выполненных работ. Дневник может вестись в электронном виде с использованием персонального компьютера.


9. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКЕ


Перед началом и по ходу проведения научно-исследовательской практики обучающемуся выдаются учебно-методические рекомендации для обеспечения самостоятельной работы по сбору материалов для подготовки будущей диссертационной работы.

Конкретное содержание учебно-методических материалов, обеспечивающих самостоятельную работу обучающихся на научно-исследовательской практике, определяется в соответствии с темой научно-исследовательской работы и будущей магистерской диссертации.

Качество исходной информации и полнота сведений предопределяют глубину проработки проблем и качество будущей диссертационной работы.

Помимо сбора различных материалов, обучающийся должен активно общаться с коллегами по научному коллективу, обсуждая с ними полученные результаты собственных наблюдений, материалов из сообщений и докладов других сотрудников и т.д.

10. ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (ПО ИТОГАМ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ)

Промежуточная аттестация по итогам научно-исследовательской практики проводится в форме собеседования и зачета. Обучающийся вместе с научным руко­водителем от кафедры регулярно обсуждает ход выполнения технических заданий, а также итоги практики и собранные материалы. Обучающийся пишет отчет о практике, который включает в себя сведе­ния выполненной научно-исследовательской работе. Защита отчета о научно-исследовательской практике происходит перед специальной комисси­ей кафедры.

11. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ


Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего из учебных пособий и отечественных и зарубежных журналов из следующего базового перечня литературы.
Учебники и учебные пособия

  1. Булатов А.И., Проселков Ю.М., Шаманов С.А. Техника и технология бурения нефтяных и газовых скважин: учебник. – М.: ООО «Недра-Бизнесцентр», 2003. – 1007 с.

  2. Ивановский В.Н. Нефтегазопромысловое оборудование: учебник. – М.: ЦентрЛитНефтеГаз, 2006.

  3. Крылов В.И., Крецул В.В. Выбор жидкостей для заканчивания и капитального ремонта скважин: учебное пособие. – М.: ГУП изд-во «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2005. – 196 с.

  4. Леонов Е.Г., Исаев В.И. Осложнения и аварии при бурении нефтяных и газовых скважин. В 2-х частях. Часть 1. Гидроаэромеханика в бурении: учебное пособие. – М.: ООО «Недра – Бизнесцентр», 2006. – 413 с.

  5. Овчинников В.П., Аксенова Н.А. Буровые промывочные растворы: учебное пособие для вузов. – Тюмень: Изд-во «Экспресс», 2008. – 309 с.

  6. Подгорнов В.М. Заканчивание скважин. Часть 2. Формирование призабойной зоны скважины: учебник для вузов. – М.: ООО «Недра-Бизнесцентр», 2008. – 253 с.

  7. Овчинников В.П., Аксенова Н.А., Овчинников П.В. Физико-химические процессы твердения, работа в скважине и коррозия цементного камня. Учебное пособие. – Тюмень: Изд-во «Экспресс», 2008. – 369 с.

  8. Чегодаев Ф.А, Шарафутдинов З.З., Шарафутдинова Р.З. Буровые и тампонажные растворы – Спб.: ООО "НПО "Профессионал", 2005 – 424с.

  9. Рязанов Я.А. Энциклопедия по буровым растворам. – М.: «Летопись», 2006 - 249с.

  10. Гильмутдинов Ш.К. Исследование и улучшение противоизносных свойств буровых растворов. Учебно-методическое пособие. – Альметьевск: АГНИ, 2004. – 28 с.

  11. Гильмутдинов Ш.К., Соловьева Н.В. Лабораторные и практические занятия по технологии бурения нефтяных и газовых скважин. Учебное пособие. – Альметьевск: Альметьевский нефтяной институт, 2003. – 84 с.

  12. Кащавцев В.Е. Предотвращение и удаление солеотложений при добыче нефти. Уч. пособие. М.: РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина, 2002. – 140 с.

  13. Нефтепромысловая химия. Осложнения в системе пласт-скважина УППН.- Учебное пособие /В.Н.Глущенко, М.А.Силин, О.А.Пташко, А.В. Денисова – М.: МАКС Пресс, 2008. – 328 с.

  14. Кузнецов М.В., Кузнецов А.М. Коррозия и защита нефтегазового оборудования. Уч. пособие.- Уфа: Изд-во УГНТУ, 2004.- 109 с.

  15. Кащавцев В.Е., Мищенко И.Т. Прогнозирование и контроль солеотложений при добыче нефти. Учебное пособие. – М.: Изд. «Нефть и газ», 2001. – 134 с.

  16. Лыков О.П. Химические реагенты для газовой промышленности. Учебное пособие. – М.: Изд. «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина, 2005. – 131 с.

  17. Лыков О.П., Низова С.А., Толстых Л.И. Химические реагенты нефтегазовой отрасли. Свойства. Применение. Экология. Учебное пособие. – М.: Изд. «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина, 2007. – 177 с.

  18. Силин М.А., Магадова Л.А., Магадов В.Р. Методика испытаний расклинивающих материалов для ГРП. Учебное пособие. – М.: Изд. центр РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2009 - 45 с.

  19. Магадова Л.А. Методики испытаний гелеобразных жидкостей для ГРП на водной и углеводородной основах. Учебное пособие. - М.: Изд. центр РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2009.- 63 с.

  20. Дунюшкин И.И. Сбор и подготовка скважинной продукции нефтяных месторождений: учебное пособие. – М.: ГУП изд-во «Нефть и газ», 2006. – 320 с.

  21. Низова С.А. Методы очистки сточных вод предприятий нефтегазового комплекса. В кн. Экология нефтегазового комплекса. Учебное пособие /под общ. ред. А.И.Владимирова и В.В.Ремизова/, т.I, ч.II, гл.3. - М.: Изд. «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина, 2003, с. 222-285.

  22. Крылов В.И., Крецул В.В. Методические указания по выбору промывочной жидкости для вскрытия продуктивных пластов: учебное пособие. – М.: ГУП изд-во «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина. 2002. – 44 с.

  23. Крылов В.И.., Кривобородов Ю.Р., Клюсов В.А. Классификация и методы испытаний тампонажных цементов: учебное пособие. – М.: ГУП изд-во «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина. 2002. – 34 с.

  24. Шуть К.Ф. Технические условия и методы испытания тампонажных цементов: учебное пособие. – М: ГУП изд-во «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина. 2005. – 152 с.

  25. Савиных Ю.А., Грачев С.И., Ганяев В.П., Музипов Х.Н. Методы борьбы с парафиноотложениями в нефтяных скважинах: учебное пособие. – М.: Тюмень: Издательский дом «Титул», 2007. – 149 с.

  26. Глущенко В.Н., Силин М.А., Герин Ю.Г. Нефтепромысловая химия. Т.5. Предупреждение и устранение асфальтосмолопарафиновых отложений. – М.: Интерконтакт Наука, 2009. – 475 с.

  27. Тронов В.П. Взаимовлияние смежных технологий при разработке нефтяных месторождений.- Казань: изд-во «Фэн» АН РТ, 2006. – 736 с.

  28. Тронов В.П., Тронов А.В. Очистка вод различных типов для использования в системе ППД. – Казань: ФЭН, 2001. – 560 с.

  29. Ишмурзин А.А., Храмов Р.А. Процессы и оборудование системы сбора и подготовки нефти, газа и воды: учебное пособие. – Уфа: УГНТУ, 2003. – 145 с.

  30. Дунюшкин И.И., Мищенко И.Т., Елисеева Е.И. Расчеты физико-химических свойств пластовой и промысловой нефти и воды: учебное пособие. – М.: ГУП изд-во «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2004. – 448 с.

  31. Толстых Л.И., Низова С.А., Янченко Е.Е. Утилизация отработанных буровых растворов – Химические реагенты и технологии. Ч.1. Зарубежный опыт по предотвращению загрязнения окружающей среды. Учебное пособие. – М.: РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина, 1999. – 68 с.

  32. Янченко Е.Е. Низова С.А., Толстых Л.И. Утилизация отработанных буровых растворов – Химические реагенты и технологии. Ч.2. Отечественный опыт сбора и утилизации отходов бурения. Учебное пособие. – М.: РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина, 2000. – 72 с.

  33. Сафиева Р.З., Магадова Л.А., Климова Л.З., Борисова О.А. Физико-химические свойства нефтяных дисперсных систем. РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, кафедра органической химии и химии нефти, учебное пособие. - М.:- 2001. - 60 с.


Отечественные журналы:

  • Известия вузов. Нефть и газ

  • Нефтегазовая вертикаль

  • Нефтегазовые технологии

  • Нефтепромысловое дело

  • Нефтяное хозяйство

  • ТЭК России

  • Нефть России

  • Бурение и нефть

  • Коррозия

  • Территория нефтегаз

  • Мир нефтепродуктов

  • Газовая промышленность

  • Время колтюбинга

  • Нефть, газ и бизнес

  • Нефть и капитал

  • Нефтепереработка и нефтехимия

  • Технологии нефти и газа

  • Химия и технология топлив и масел


Зарубежные журналы:

  • Neftegaz

  • Oil and Gas Journal

  • Petroleum Engineer International

  • Petroleum Technology

  • SPE Drilling and Completion

  • Word Oil

  • Chemical Journal

  • Oil and Gas Eurasial


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

Компьютерный класс с выходом в Интернет

Для обучающихся должна быть обеспечена возможность оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями, обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, имеющимся в сети Интернет в соответствии с профилем образовательной программы.


  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ

Во время прохождения научно-исследовательской практики обучающийся

При прохождении научно-исследовательской практики в РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина на кафедре технологии химических веществ для нефтяной и газовой помышленности, НОЦ «Промысловая химия», Всероссийском научно-исследовательском институте газовой промышленности (ВНИИГАЗ), ЗАО «Петрохим», ОАО «Татнефть» и др организациях студенты могут ис­пользовать современную аппаратуру и средства обработки данных (компьютеры, вы­числительные комплексы, приборы, телеметрические системы, разрабатывающие программы и пр.), которые находятся в соответствующей организации.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и примерной ООП ВПО по направлению 240100 «Химическая технология» и программе подготовки «Нефтепромысловая химия».
Авторы: проф. Лыков О.П.,

доц. Толстых Л.И.
Заведующий кафедрой: проф. Силин М.А.

Программа одобрена на заседании УМК Факультета химической технологии и экологии РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина от 24 мая 2011 года, протокол №4.
Председатель учебно-методической комиссии

факультета проф. Широков В.А.

Начальник УМУ проф. Макаров А.Д.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российский государственный университет iconСанкт-Петербургский государственный морской технический университет...
Рецензия на книгу: С. А. Остроумов "Биотический механизм самоочищения пресных и морских вод: элементы теории и приложения" (Москва,...
Российский государственный университет iconРоссийский государственный торгово-экономический университет (гоу впо ргтэу) Подраздел н 74 5
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Российский государственный университет iconТеоретические основы комплексной технологии окончательной влажно-тепловой...
«Орловский государственный технический университет» (Орелгту) и Государственном образовательном учреждении высшего профессионального...
Российский государственный университет iconРоссийский художественный музей в современном социокультурном пространстве:...
Работа выполнена на кафедре истории и теории культуры Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего...
Российский государственный университет iconРоссийский государственный гуманитарный университет
От составителей
Российский государственный университет iconФгаоу впо «Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Российский государственный университет iconРоссийский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма

Российский государственный университет iconОтчет о результатах самообследования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет» в г. Березовском
Российский государственный университет iconП р о г р а м м а по курсу
Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)
Российский государственный университет iconИсследования и пути совершенствования вращательно-подающих систем...
Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)
Российский государственный университет iconБиосфера и её структура
Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)
Российский государственный университет iconI. Общие сведения
Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)
Российский государственный университет iconНекоммерческая организация
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма
Российский государственный университет iconРоссийский государственный университет
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российский государственный университет iconЛеонардо да Винчи
Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)
Российский государственный университет iconПоложение по интеллектуальной собственности
Предметом деятельности федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск