Министерство образования и науки Российской Федерации
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
НЕФТИ И ГАЗА ИМЕНИ И. М. ГУБКИНА
«УТВЕРЖДАЮ»
Первый проректор
проф. Кошелев В.Н.
«___»___________2011 г. ПРОГРАММА
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ Направление подготовки 240100 ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Программа подготовки НЕФТЕПРОМЫСЛОВАЯ ХИМИЯ
Квалификация выпускника МАГИСТР
Форма обучения ОЧНАЯ
Москва - 2011
1. ЦЕЛИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ
Целями научно-исследовательской практики магистрантов являются развитие и закрепление теоретических знаний, полученных обучающимся во время аудиторных занятий, приобретение им профессиональных компетенций путем непосредственного участия в научно-исследовательской работе, а также приобретение им социально-личностных компетенций, необходимых для работы в профессиональной сфере.
2. ЗАДАЧИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ
Задачами научно-исследовательской практики являются:
закрепление и развитие теоретических знаний, полученных при изучении базовых дисциплин;
развитие и накопление специальных навыков, изучение и участие в разработке организационно-методических и нормативных документов для выполнения научно-исследовательских работ;
ознакомление с содержанием основных работ и исследований, выполняемых в научном коллективе по месту прохождения практики;
принятие участия в выполнении конкретной научно-исследовательской работы;
проведение прикладных научных исследований по проблемам химизации нефтегазовой отрасли, оценка возможного использования достижений научно-технического прогресса в нефтегазовом производстве;
инициирование создания, разработки и проведения экспериментальной проверки инновационных химических технологий нефтегазового производства;
разработка и обоснование технических, технологических, технико-экономических, социально-психологических и других необходимых показателей характеризующих технологические процессы, объекты, системы, проекты, нефтегазовые организации;
разработка физических, математических и компьютерных моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к профессиональной сфере;
совершенствование и разработка методов анализа информации по технологическим процессам и работе технических устройств в области использования химических реагентов для бурения скважин, добычи нефти и газа, промыслового контроля и регулирования извлечения углеводородов на суше и на море, трубопроводного транспорта нефти и газа, подземного хранения газа, хранения и сбыта нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов;
совершенствование и разработка новых методик экспериментальных исследований физических и химических процессов нефтегазового производства;
проведение патентных исследований с целью обеспечения патентной чистоты новых разработок;
осуществление сбора, обработки, анализа и систематизации научно-технической информации по теме исследования, выбор методик и средств решения задачи;
выполнение подготовки научно-технических отчетов, обзоров, публикаций по результатам выполненных исследований;
разработка систем обеспечения промышленной и экологической безопасности объектов, оборудования и технологий нефтегазового производства при использовании химических реагентов различного назначения.
непосредственное участие в рабочем процессе научного коллектива с выполнением должностных обязанностей исследователя;
сбор материалов для подготовки и написания магистерской диссертационной работы.
3. МЕСТО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Научно-исследовательская практика является одним из важнейших разделов структуры учебного плана подготовки магистранта. Раздел «Практика и научно-исследовательская работа» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Научно-исследовательская практика базируется на профессиональном цикле учебного плана. В результате прохождения научно-исследовательской практики обучающийся должен изучить методы планирование научно-исследовательской работы, включающие ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования; овладеть навыками написания обзоров, докладов, рефератов и научных статей по избранной теме; принять участие в проведении научно-исследовательской работы, в том числе в виртуальной среде обучения – виртуальном промысле, а также в системе дистанционного интерактивного производственного обучения; ознакомиться с методами корректировки плана проведения научно-исследовательской работы, составления отчета о научно-исследовательской работе и освоить приемы публичной защиты выполненной работы. Кроме того, обучающийся должен освоить практические навыки научно-исследовательской работы специалиста в научных коллективах, занимающихся проблемами бурения нефтегазовых скважин.
4. ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ
Научно-исследовательская практика проводится в форме непосредственного участия обучающегося в работе научного коллектива, занимающегося проблемами нефтепромысловой химии. Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара. В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры. 5. МЕСТО И ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ
Научно-исследовательская практика проводится в научных коллективах, занимающихся проблемами химизации нефтегазодобычи, в т.ч. на кафедрах, в научных центрах и институтах РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, в научно-исследовательских организациях ОАО «Татнефть» и др.
Научно-исследовательская практика проводится в течение 1-го, 2-го и 3-го семестров обучения.
6. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ
В результате прохождения научно-исследовательской практики обучающийся должен обладать следующими компетенциями:
а)общекультурными (ОК):
способностью и готовностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, получать знания в области современных проблем науки, техники и технологии, гуманитарных, социальных и экономических наук (ОК- 1);
к профессиональному росту, к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК- 2);
свободно пользоваться русским и иностранным языками, как средством делового общения (ОК -3);
на практике использовать умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом (ОК- 4);
находить творческие решения социальных и профессиональных задач к нестандартным решениям (ОК-5);
самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК- 6).
б) профессиональными (ПК):
общепрофесиональными:
способностью и готовностью к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов в соответствии с направлением и профилем подготовки (ПК- 1);
способностью к использованию методов математического моделирования материалов и технологических процессов, к теоретическому анализу и экспериментальной проверке теоретических гипотез (ПК-2);
способностью к защите объектов интеллектуальной собственности и коммерциализации прав на объекты интеллектуальной собственности (ПК-3);
производственно-технологическая деятельность:
способностью к решению профессиональных производственных задач - контролю технологического процесса, разработке норм выработки, разработке технологических нормативов на расход материалов, заготовок, топлива и электроэнергии, к выбору оборудования и технологической оснастки (ПК-4);
способностью к совершенствованию технологического процесса - разработке мероприятий по комплексному использованию сырья, по замене дефицитных материалов и изысканию способов утилизации отходов производства, к исследованию причин брака в производстве и разработке предложений по его предупреждению и устранению (ПК-5);
способностью к анализу технологичности изделий и процессов, к оценке экономической эффективности технологических процессов, оценке инновационно - технологических рисков при внедрении новых технологий (ПК- 6);
способностью оценивать эффективность и внедрять в производство новые технологии (ПК-7);
организационно-управленческая деятельность::
способностью и готовностью рассчитывать и оценивать условия и последствия (в том числе экономические) принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);
способностью к организации работы коллектива исполнителей, принятию исполнительских решений в условиях спектра мнений, определению порядка выполнения работ (ПК-9);
способностью находить оптимальные решения при создании продукции с учетом требований качества, надежности и стоимости, а также сроков исполнения, безопасности жизнедеятельности и экологической чистоты (ПК-10);
способностью к организации повышения квалификации и тренингу сотрудников подразделений (ПК-11);
способностью адаптировать современные версии систем управления качеством к конкретным условиям производства на основе международных стандартов (ПК-12);
способностью к проведению маркетинговых исследований и подготовке бизнес-планов выпуска и реализации перспективной и конкурентоспособной продукции (ПК-13);
научно-исследовательская деятельность:
способностью и готовностью организовывать самостоятельную и коллективную научно-исследовательскую работу, разрабатывать планы и программы проведения научных исследований и технических разработок, разрабатывать задания для исполнителей (ПК-14);
способностью к поиску обработке, анализу и систематизации научно-технической информации по теме исследования, выбору методик и средств решения задачи (ПК-15);
способностью использовать современные приборы и методики, организовывать проведение экспериментов и испытаний, проводить их обработку и анализировать их результаты (ПК-16)
проектная деятельность:
способностью строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ (ПК-17);
способностью к проведению патентных исследований, к обеспечению патентной чистоты новых проектных решений и патентоспособности показателей технического уровня проекта (ПК-18);
способностью проводить технические и технологические расчеты по проектам, технико-экономический и функционально-стоимостный анализ эффективности проекта (ПК-19);
способностью использовать пакеты прикладных программ при выполнении проектных работ (ПК-20);
способностью разрабатывать методические и нормативные документы, техническую документацию, а также предложения и мероприятия по реализации разработанных проектов и программ (ПК-21);
педагогическая деятельность:
способностью и готовностью к созданию новых экспериментальных установок для проведения лабораторных практикумов (ПК-22);
способностью к разработке учебно-методической документации для проведения учебного процесса (ПК-23).
По окончании прохождения научно-исследовательской практики, обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
магистрант должен знать:
- основные этапы технологических процессов химизации нефтегазодобычи;
- основные организационно-методические и нормативные документы, требуемые для решения отдельных задач на предприятии по месту прохождения практики;
- содержание основных работ и исследований, выполняемых в научном коллективе по месту прохождения практики;
- методы анализа информации по научным разработкам, технологическим процессам и работе технических устройств в области химизации бурения скважин, добычи нефти и газа, промыслового контроля и регулирования извлечения углеводородов на суше и на море, трубопроводного транспорта нефти и газа, подземного хранения газа, хранения и сбыта нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов;
- новые методики экспериментальных исследований физических и химических процессов нефтегазового производства;
- основы безопасности жизнедеятельности и экологической чистоты разрабатываемых и применяемых химических реагентов;
- свои должностные обязанности во время прохождения практики;
магистрант должен уметь:
- описать организационную структуру предприятия и систему ее управления;
- обсудить основные трудности, существующие на предприятии и наметить пути к их преодолению;
- поставить и сформулировать задачи научных исследований на основе результатов поиска, обработки и анализа научно-технической информации;
- разрабатывать программу научных исследований, обрабатывать и анализировать их результаты, формулировать выводы и рекомендации;
- оценить экономическую эффективность технологических процессов, инновационно - технологических рисков при внедрении новых технологий;
- разрабатывать мероприятия по комплексному использованию сырья, по замене дефицитных материалов и изысканию способов утилизации отходов производства, выбору систем обеспечения экологической безопасности производства;
- участвовать в проведении прикладных научных исследований по проблемам химизации нефтегазовой отрасли и оценивать возможное использование достижений научно-технического прогресса в нефтегазовом производстве;
- инициировать создание, разработку и проведение экспериментальной проверки инновационных технологий химизации нефтегазового производства;
- разрабатывать физические, математические и компьютерные модели исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к профессиональной сфере;
- проводить патентные исследования с целью обеспечения патентной чистоты новых разработок;
- разрабатывать новые лабораторные установки для проведения практикумов и учебно-методическую документацию для проведения занятий;
- определять ценность собранных материалов для написания магистерской диссертации.
магистрант должен владеть:
- теоретическими знаниями, полученными при изучении базовых и специальных дисциплин;
- навыками разработки конкретных организационно-методических и нормативных документов для решения отдельных задач;
- методами сбора, обработки, анализа и систематизации научно-технической информации по теме исследования, выбору методик и средств решения задачи;
- методами подготовки научно-технических отчетов, обзоров, публикаций по результатам выполненных исследований.
- навыками проведения патентных исследований с целью обеспечения патентной чистоты новых проектных решений;
7. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ
Общая трудоемкость научно-исследовательской практики с учетом НИР составляет 6 зачетных единиц, 216 акад. часов.
№ п/п
| Разделы (этапы ) практики
| Виды работы на практике,
включая самостоятельную работу студентов
| трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля
| 1
| Организационный этап
| Собрание
| 2
| -
| 2
| Подготовительный этап, обсуждение целей и задач практики
| Собеседование с руководителем практики
| 4
| -
| 3
| Научно-исследовательский этап, выполнение технического задания.
| Работа в конкретном научном коллективе под руководством специалистов
| 172
| Опрос
| 4
| Учебный этап, сбор, обработка и систематизация материала для подготовки магистерской диссертации.
| Обобщение полученного материала, подготовка сообщения по итогам практики
| 36
| Опрос
|
| Аттестационный этап
| Оформление отчета по практике и собеседование по результатам практики
| 2
| Сдача зачета
| ИТОГО
| 216
|
|
8. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКЕ
В процессе проведения научно-исследовательской практики применяются стандартные образовательные и научно-исследовательские технологии в форме непосредственного участия обучающегося в работе научного коллектива, в т.ч. с научным руководителем, в научно-исследовательской группе, лаборатории, научно-исследовательской или проектной организации, занимающихся проблемами разработки и применения химических реагентов в нефтегазодобыче. Проводятся разработка и опробование различных методик проведения научно-исследовательских работ, проводится первичная обработка и первичная или окончательная интерпретация данных, составляются рекомендации и предложения. При этом может быть использован различный арсенал вычислительной техники и программного обеспечения.
Во время прохождения научно-исследовательской практики обучающийся обязан вести дневник, в котором он отражает в хронологическом порядке ход выполнения технического задания, а также записывает полученные сведения о наблюдениях, измерениях и других видах самостоятельно выполненных работ. Дневник может вестись в электронном виде с использованием персонального компьютера.
9. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКЕ
Перед началом и по ходу проведения научно-исследовательской практики обучающемуся выдаются учебно-методические рекомендации для обеспечения самостоятельной работы по сбору материалов для подготовки будущей диссертационной работы.
Конкретное содержание учебно-методических материалов, обеспечивающих самостоятельную работу обучающихся на научно-исследовательской практике, определяется в соответствии с темой научно-исследовательской работы и будущей магистерской диссертации.
Качество исходной информации и полнота сведений предопределяют глубину проработки проблем и качество будущей диссертационной работы.
Помимо сбора различных материалов, обучающийся должен активно общаться с коллегами по научному коллективу, обсуждая с ними полученные результаты собственных наблюдений, материалов из сообщений и докладов других сотрудников и т.д.
10. ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (ПО ИТОГАМ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ)
Промежуточная аттестация по итогам научно-исследовательской практики проводится в форме собеседования и зачета. Обучающийся вместе с научным руководителем от кафедры регулярно обсуждает ход выполнения технических заданий, а также итоги практики и собранные материалы. Обучающийся пишет отчет о практике, который включает в себя сведения выполненной научно-исследовательской работе. Защита отчета о научно-исследовательской практике происходит перед специальной комиссией кафедры.
11. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего из учебных пособий и отечественных и зарубежных журналов из следующего базового перечня литературы. Учебники и учебные пособия
Булатов А.И., Проселков Ю.М., Шаманов С.А. Техника и технология бурения нефтяных и газовых скважин: учебник. – М.: ООО «Недра-Бизнесцентр», 2003. – 1007 с.
Ивановский В.Н. Нефтегазопромысловое оборудование: учебник. – М.: ЦентрЛитНефтеГаз, 2006.
Крылов В.И., Крецул В.В. Выбор жидкостей для заканчивания и капитального ремонта скважин: учебное пособие. – М.: ГУП изд-во «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2005. – 196 с.
Леонов Е.Г., Исаев В.И. Осложнения и аварии при бурении нефтяных и газовых скважин. В 2-х частях. Часть 1. Гидроаэромеханика в бурении: учебное пособие. – М.: ООО «Недра – Бизнесцентр», 2006. – 413 с.
Овчинников В.П., Аксенова Н.А. Буровые промывочные растворы: учебное пособие для вузов. – Тюмень: Изд-во «Экспресс», 2008. – 309 с.
Подгорнов В.М. Заканчивание скважин. Часть 2. Формирование призабойной зоны скважины: учебник для вузов. – М.: ООО «Недра-Бизнесцентр», 2008. – 253 с.
Овчинников В.П., Аксенова Н.А., Овчинников П.В. Физико-химические процессы твердения, работа в скважине и коррозия цементного камня. Учебное пособие. – Тюмень: Изд-во «Экспресс», 2008. – 369 с.
Чегодаев Ф.А, Шарафутдинов З.З., Шарафутдинова Р.З. Буровые и тампонажные растворы – Спб.: ООО "НПО "Профессионал", 2005 – 424с.
Рязанов Я.А. Энциклопедия по буровым растворам. – М.: «Летопись», 2006 - 249с.
Гильмутдинов Ш.К. Исследование и улучшение противоизносных свойств буровых растворов. Учебно-методическое пособие. – Альметьевск: АГНИ, 2004. – 28 с.
Гильмутдинов Ш.К., Соловьева Н.В. Лабораторные и практические занятия по технологии бурения нефтяных и газовых скважин. Учебное пособие. – Альметьевск: Альметьевский нефтяной институт, 2003. – 84 с.
Кащавцев В.Е. Предотвращение и удаление солеотложений при добыче нефти. Уч. пособие. М.: РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина, 2002. – 140 с.
Нефтепромысловая химия. Осложнения в системе пласт-скважина УППН.- Учебное пособие /В.Н.Глущенко, М.А.Силин, О.А.Пташко, А.В. Денисова – М.: МАКС Пресс, 2008. – 328 с.
Кузнецов М.В., Кузнецов А.М. Коррозия и защита нефтегазового оборудования. Уч. пособие.- Уфа: Изд-во УГНТУ, 2004.- 109 с.
Кащавцев В.Е., Мищенко И.Т. Прогнозирование и контроль солеотложений при добыче нефти. Учебное пособие. – М.: Изд. «Нефть и газ», 2001. – 134 с.
Лыков О.П. Химические реагенты для газовой промышленности. Учебное пособие. – М.: Изд. «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина, 2005. – 131 с.
Лыков О.П., Низова С.А., Толстых Л.И. Химические реагенты нефтегазовой отрасли. Свойства. Применение. Экология. Учебное пособие. – М.: Изд. «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина, 2007. – 177 с.
Силин М.А., Магадова Л.А., Магадов В.Р. Методика испытаний расклинивающих материалов для ГРП. Учебное пособие. – М.: Изд. центр РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2009 - 45 с.
Магадова Л.А. Методики испытаний гелеобразных жидкостей для ГРП на водной и углеводородной основах. Учебное пособие. - М.: Изд. центр РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2009.- 63 с.
Дунюшкин И.И. Сбор и подготовка скважинной продукции нефтяных месторождений: учебное пособие. – М.: ГУП изд-во «Нефть и газ», 2006. – 320 с.
Низова С.А. Методы очистки сточных вод предприятий нефтегазового комплекса. В кн. Экология нефтегазового комплекса. Учебное пособие /под общ. ред. А.И.Владимирова и В.В.Ремизова/, т.I, ч.II, гл.3. - М.: Изд. «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина, 2003, с. 222-285.
Крылов В.И., Крецул В.В. Методические указания по выбору промывочной жидкости для вскрытия продуктивных пластов: учебное пособие. – М.: ГУП изд-во «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина. 2002. – 44 с.
Крылов В.И.., Кривобородов Ю.Р., Клюсов В.А. Классификация и методы испытаний тампонажных цементов: учебное пособие. – М.: ГУП изд-во «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина. 2002. – 34 с.
Шуть К.Ф. Технические условия и методы испытания тампонажных цементов: учебное пособие. – М: ГУП изд-во «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина. 2005. – 152 с.
Савиных Ю.А., Грачев С.И., Ганяев В.П., Музипов Х.Н. Методы борьбы с парафиноотложениями в нефтяных скважинах: учебное пособие. – М.: Тюмень: Издательский дом «Титул», 2007. – 149 с.
Глущенко В.Н., Силин М.А., Герин Ю.Г. Нефтепромысловая химия. Т.5. Предупреждение и устранение асфальтосмолопарафиновых отложений. – М.: Интерконтакт Наука, 2009. – 475 с.
Тронов В.П. Взаимовлияние смежных технологий при разработке нефтяных месторождений.- Казань: изд-во «Фэн» АН РТ, 2006. – 736 с.
Тронов В.П., Тронов А.В. Очистка вод различных типов для использования в системе ППД. – Казань: ФЭН, 2001. – 560 с.
Ишмурзин А.А., Храмов Р.А. Процессы и оборудование системы сбора и подготовки нефти, газа и воды: учебное пособие. – Уфа: УГНТУ, 2003. – 145 с.
Дунюшкин И.И., Мищенко И.Т., Елисеева Е.И. Расчеты физико-химических свойств пластовой и промысловой нефти и воды: учебное пособие. – М.: ГУП изд-во «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2004. – 448 с.
Толстых Л.И., Низова С.А., Янченко Е.Е. Утилизация отработанных буровых растворов – Химические реагенты и технологии. Ч.1. Зарубежный опыт по предотвращению загрязнения окружающей среды. Учебное пособие. – М.: РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина, 1999. – 68 с.
Янченко Е.Е. Низова С.А., Толстых Л.И. Утилизация отработанных буровых растворов – Химические реагенты и технологии. Ч.2. Отечественный опыт сбора и утилизации отходов бурения. Учебное пособие. – М.: РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина, 2000. – 72 с.
Сафиева Р.З., Магадова Л.А., Климова Л.З., Борисова О.А. Физико-химические свойства нефтяных дисперсных систем. РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, кафедра органической химии и химии нефти, учебное пособие. - М.:- 2001. - 60 с.
Отечественные журналы:
Известия вузов. Нефть и газ
Нефтегазовая вертикаль
Нефтегазовые технологии
Нефтепромысловое дело
Нефтяное хозяйство
ТЭК России
Нефть России
Бурение и нефть
Коррозия
Территория нефтегаз
Мир нефтепродуктов
Газовая промышленность
Время колтюбинга
Нефть, газ и бизнес
Нефть и капитал
Нефтепереработка и нефтехимия
Технологии нефти и газа
Химия и технология топлив и масел
Зарубежные журналы:
Neftegaz
Oil and Gas Journal
Petroleum Engineer International
Petroleum Technology
SPE Drilling and Completion
Word Oil
Chemical Journal
Oil and Gas Eurasial
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
Компьютерный класс с выходом в Интернет
Для обучающихся должна быть обеспечена возможность оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями, обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, имеющимся в сети Интернет в соответствии с профилем образовательной программы.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ
Во время прохождения научно-исследовательской практики обучающийся
При прохождении научно-исследовательской практики в РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина на кафедре технологии химических веществ для нефтяной и газовой помышленности, НОЦ «Промысловая химия», Всероссийском научно-исследовательском институте газовой промышленности (ВНИИГАЗ), ЗАО «Петрохим», ОАО «Татнефть» и др организациях студенты могут использовать современную аппаратуру и средства обработки данных (компьютеры, вычислительные комплексы, приборы, телеметрические системы, разрабатывающие программы и пр.), которые находятся в соответствующей организации.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и примерной ООП ВПО по направлению 240100 «Химическая технология» и программе подготовки «Нефтепромысловая химия». Авторы: проф. Лыков О.П.,
доц. Толстых Л.И. Заведующий кафедрой: проф. Силин М.А.
Программа одобрена на заседании УМК Факультета химической технологии и экологии РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина от 24 мая 2011 года, протокол №4. Председатель учебно-методической комиссии
факультета проф. Широков В.А.
Начальник УМУ проф. Макаров А.Д.
|