НазваниеУчебно-методический комплекс учебной дисциплины аналитическая химия основная образовательная программа ооп 050101. 65 (032300) по специальности «Химия»
Дата публикации22.02.2015
Размер353 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Химия > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4

Москва-2008

Часть I. Программа учебной дисциплины

Москва-2008

Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры общей химии (протокол № 3 от 3.12.07), утверждена на заседании ученого совета химико-биологического факультета (протокол №2 от 18.02.08).

Программа рекомендована к печати Научно-методическим советом ГОУ ВПО МГПУ.

Составитель:

Кандидат химических наук Гордова А.Ф.
Заведующий кафедрой:

Доктор химических наук, профессор, академик РАЕН Петросян В.С.
Рецензент:

Кандидат химических наук Костенко А.Л.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная образовательная программа дисциплины «Аналитическая химия» федерального компонента цикла ДПП (ДПП.Ф.04) составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования специальности: 032300 «Химия», утвержденного 31 января 2005 г. Общее количество часов на дисциплину – 250 час.
ЦЕЛЬ КУРСА. Целью курса является приобретение студентами знаний по теоретическим основам методов качественного и количественного анализа веществ, характеристикам методов, возможностям их применения. Курс предназначен для студентов химико-биологического факультета Московского городского педагогического университета, обучающихся по специальности: 032300 «Химия»

ЗАДАЧИ КУРСА:

• Сформировать у студентов представление о месте аналитической химии среди других наук, о значении и областях использования химического анализа.

• Сформировать у студентов представление о принципиальных основах современных методов химического анализа.

• Ознакомить студентов с применением современных методов химического анализа для анализа различных объектов.

• Ознакомить студентов с основными объектами анализа.

• Научить студентов применять полученные знания при составлении школьных проектов, вводить в проекты составные части, включающие задачи по аналитической химии.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ. Дисциплина базируется на знаниях, приобретённых студентами при изучении дисциплин: общая и неорганическая химия, органическая химия, неорганический синтез, физическая химия, экология. Знания, полученные студентами по аналитической химии, будут использованы ими при изучении прикладной химии, экологии Московского региона, дисциплин специализации, при выполнении дипломных и курсовых работ.
ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРВОНАЧАЛЬНОМУ УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ. Студент, приступающий к изучению дисциплины, должен иметь не ниже оценки «удовлетворительно» по предметам: общая и неорганическая химия, органическая химия, физическая химия, экология.
ДИСЦИПЛИНА ОРИЕНТИРУЕТ на профессиональную деятельность учителя химии XXI века, готового не только преподносить своим ученикам теоретические основы предмета, но и освещать его прикладные аспекты, например, возможность использования аналитической химии для анализа объектов окружающей среды.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА.

Студент должен знать

• теоретические основы современных методов химического анализа;

• характеристики методов химического анализа;

• возможности применения методов химического анализа для анализа различных объектов, в первую очередь объектов окружающей среды.

ФОРМЫ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ – ЗАЧЁТ, ЭКЗАМЕН

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. Введение. Аналитическая химия как наука. Краткая история. Общие тенденции в современной аналитической химии. Структура современной аналитической химии. Качественный и количественный анализ. Связь с другими науками.

1. Метрологические основы аналитической химии. Метод и методика в химическом анализе. Требования к методам анализа. Аналитический сигнал. Определение содержания компонента, связь с аналитическим сигналом: метод градуировочного графика, метод стандартов, метод добавок. Способы выражения концентраций, используемые в аналитической химии. Систематические и случайные погрешности химического анализа. Оценка случайных погрешностей химического анализа. Выявление промахов. Сравнение данных. Предел обнаружения. Диапазон определяемых содержаний.

1. Отбор проб и подготовка к анализу. Генеральная, лабораторная и анализируемая пробы. Отбор проб газов, жидкостей и твердых веществ. Подготовка проб к анализу. Высушивание образцов. Разложение образцов: растворение, термическое разложение, сплавление, спекание. Причины потерь и загрязнения пробы при пробоотборе.

1. Методы маскирования, разделения и концентрирования. Маскирование. Методы разделения и концентрирования: осаждение и соосаждение, экстракция, сорбция, электрохимические методы разделения, испарение. Коэффициент распределения, степень извлечения, коэффициент концентрирования.

1. Термодинамика и кинетика химических реакций и процессов. Знание и умение использовать законы термодинамики и кинетики – ключ к получению оптимального аналитического сигнала. Значение константы равновесия для реакций, применяемых для количественного анализа. Скорости химических реакций, используемых в аналитической химии.

1. Основные типы химических реакций, используемых в аналитической химии. Кислотно-основные реакции. Протолитическая теория Н. Бренстеда и Т. Лоури. Кислотно-основные свойства растворителей. Буферные растворы. Буферная емкость. Окислительно-восстановительные реакции. Реакции комплексообразования. Основные признаки комплексных соединений. Состав комплексов. Дентатность лигандов. Равновесие реакций комплексообразования. Устойчивость комплексов. Равновесие в системе «осадок-раствор». Произведение растворимости. Растворимость. Факторы, влияющие на растворимость.

1. Химические методы анализа. Гравиметрические методы: аналитический сигнал; этапы гравиметрического определения; гравиметрический фактор; требования к осаждаемой и гравиметрическим формам; методы отгонки. Применение гравиметрических методов. Титриметрические методы: сущность методов; стандартные растворы; кривые титрования. Точка эквивалентности и конечная точка титрования. Прямое титрование, обратное титрование, титрование заместителя. Способы обнаружения конечной точки титрования. Индикаторы. Кислотно-основное титрование; окислительно-восстановительное титрование; комплексометрия; комплексонометрическое титрование; осадительное титрование. Применение титрования. Кинетические методы анализа. Биохимические методы анализа.

1. Хроматографические методы. Сущность метода. Классификация хроматографических методов. Хроматографические параметры: время удерживания, исправленное время удерживания, удерживаемый объем, исправленный удерживаемый объем, коэффициент удерживания, коэффициент распределения, коэффициент емкости. основное уравнение хроматографии. Теория теоретических тарелок и кинетическая теория хроматографии. Селективность и разрешение. Обработка хроматограмм: анализ и методы расчета. Хроматографы и детекторы: общая схема хроматографа, сведения о детекторах. Газовая хроматография: газотвердофазная хроматография, газожидкостная хроматография. Жидкостная колоночная хроматография: адсорбционная хроматография, распределительная хроматография, ионообменная хроматография. Плоскостная хроматография. Применение хроматографических методов.

1. Электрохимические методы. Аналитический сигнал в электрохимических методах Прямые и косвенные электрохимические методы. Электрохимическая ячейка. Электроды: индикаторный электрод и электрод сравнения. Хлоридсеребряный и каломельный электроды. Классификация электрохимических методов. Потенциометрия: мембранные электроды (стеклянный электрод), металлические электроды, прямая потенциометрия, потенциометрическое титрование. Кулонометрия: законы Фарадея, прямая кулонометрия, кулонометрическое титрование. Вольтамперометрические методы: вольтамперограммы (качественный и количественный анализ), вспомогательный электрод, полярография, вольтамперометрия, амперометрическое титрование (кривые титрования для электроактивных определяемого вещества, титранта и продукта реакции). Применение электрохимических методов.

1. Спектроскопические методы. Взаимодействие электромагнитного излучения с веществом. Электромагнитный спектр. Классификация спектроскопических методов. Использование спектров для качественного и количественного анализа. Спектральные приборы. Атомная спектроскопия: атомно-эмиссионная спектроскопия, атомно-абсорбционная спектроскопия, атомно-флуоресцентная спектроскопия, рентгеновская спектроскопия, электронная спектроскопия, практическое применение. Молекулярная спектроскопия: спектрофотометрия (закон Бугера-Ламберта-Бера), инфракрасная спектроскопия и спектроскопия комбинационного рассеяния, люминесцентная спектроскопия, нефелометрия, турбидиметрия, практическое применение. Радиоспектроскопические методы: ЯМР и ЭПР.

1. Масс-спектрометрические методы. Сущность метода, анализ органических веществ, элементный анализ.

1. Методы анализа, основанные на радиоактивности. Радиоактивность как явление. Единицы измерения радиоактивности. Радиоактивационный анализ. Методы изотопного разбавления. Радиометрические методы.

1. Биологические методы анализа. Биоиндикация. Аналитические индикаторы в биологических методах. Уровни биоиндикации.

1. Анализ конкретных объектов. Планирование анализа. Анализ объектов окружающей среды: воздуха, воды, почвы. Анализ металлов и сплавов. Анализ высокочистых веществ. Аналитическая химия в медицине. Аналитическая химия в криминалистике. Химический анализ в искусствоведении.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Основы аналитической химии. В 2 кн.: Кн. 1. Общие вопросы. Методы разделения: Учеб. для вузов./ Ю.А. Золотов, Е.Н. Дорохова, В.И. Фадеева и др. Под ред. Ю.А. Золотова. – М.: Высш. Шк., 2002. – 351 с.

2. Основы аналитической химии. В 2 кн.: Кн. 2. Методы химического анализа: Учеб. для вузов./ Ю.А. Золотов, Е.Н. Дорохова, В.И. Фадеева и др. Под ред. Ю.А. Золотова. – М.: Высш. Шк., 2002. – 494 с.

3. Васильев В.П. Аналитическая химия. В 2- кн.: Кн.1: Титриметрические и гравиметрические методы анализа: Учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Дрофа, 2005. – 366 с.

4. Васильев В.П. Аналитическая химия. В 2- кн.: Кн.2: Физико-химические методы анализа: Учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Дрофа, 2005. – 384 с.

5. Васильев В.П. Аналитическая химия. Сборник вопросов, упражнений и задач: пособие для вузов / В.П. Васильев, Л.А. Кочергина, Т.Д. Орлова; Под ред. В.П. Васильева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2003. – 320 с.

Дополнительная

1. Золотов Ю.А. О химическом анализе и о том, что вокруг него.- М.: Наука, 2004. – 477 с.

2. Золотов Ю.А., Иванов В.М., Амелин В.Г. Химические тест-методы анализа. – М.: Едиториал УРСС, 2002. – 304 с.

3. Попечителев Е.П., Старцева О.Н. Аналитические исследования в медицине, биологии и экологии.- М.: Высшая школа, 2003. – 279 с.

4. Сидоренко В.М. Молекулярная спектроскопия биологических сред. – М.: Высшая школа, 2004. – 191 с.

5. Аналитическая химия: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Ю.М. Глубоков, В.А. Головачева, Ю.А. Ефимова и др.; Под ред. А.А. Ищенко. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 320 с.

6. Скурлатов Ю.И. и др. Введение в экологическую химию: Учеб. пособие для хим. И хим.-технолог. спец. вузов / Ю.И.Скурлатов, Г.Г. Дука, А.Н. Мизити. - М: Высш. шк., 1994.- 440 с.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

Самостоятельная работа: 146 часов

Экзамен (зачет): VII семестр

Всего: 250 часов по учебному плану
Москва-2013
Методические рекомендации и план освоения дисциплины обсуждены и утверждены на заседании кафедры химии протокол №1 от 26.08.2013 г.

Составитель:

Доцент, кандидат химических наук, доцент Гордова А.Ф.
Заведующий кафедрой:

Доцент, кандидат химических наук, доцент Ройтерштейн Д.М.
  1   2   3   4