Скачать 350.34 Kb.
|
ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИИ С СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ НАПОЛНЕННИЕМ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАОснования и цели разработки требований Настоящие требования разработаны на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по естествознанию. Хотя требования имеют характер рекомендаций, однако лишь при их выполнении обеспечиваются оптимальные условия для реализации стандарта и полноценное преподавание естествознания. Интегрированный предмет «естествознание» изучается только на базовом уровне старшей школы, поэтому перечень объектов и средств материально-технического обеспечения (см. таблицу) относится только к базовому уровню. Новизна требований «Естествознание» является принципиально новым предметом на ступени среднего (полного) общего образования, поэтому до сих пор для него не существовало перечней технических средств обучения и учебного оборудования. По этой причине настоящий перечень в значительной мере является комбинацией объектов и средств материально-технического обеспечения, взятых из имеющихся перечней по физике, химии и биологии. Вместе с тем перечень по естествознанию не сводится к сумме фрагментов из перечней по этим предметам. В нем учитывается интегрированный характер курса естествознания, присутствие большого количества межпредметных тем в обязательном минимуме стандарта и разделах примерной программы. Поэтому, например, средства и объекты, взятые из перечня по химии, могут использоваться при изучении тем физического или биологического содержания, и наоборот. А объекты, традиционно используемые в основной школе или на профильном уровне старшей школы, могут входить в настоящий перечень для иллюстрации каких-то общих закономерностей. Кроме того, в перечень включены и новые объекты, например, набор реактивов для демонстрации явлений самоорганизации (реакция Белоусова – Жаботинского). Принципы отбора объектов и средств материально-технического обеспеченияВ данных рекомендациях учитываются особенности учащихся классов гуманитарной направленности, где, в основном, будет преподаваться естествознание. Эти особенности определяют особую роль наглядности и практической направленности в преподавании предмета. Поэтому в учебном процессе, авторских и рабочих программах должны быть широко представлены демонстрации, эксперименты, несложные исследования, позволяющие учащимся увидеть, «пощупать своими руками» объекты и явления. Однако настоящие рекомендации ориентированы не только на обеспечение наглядности, но, в первую очередь, на создание необходимых условий для реализации требований к уровню подготовки выпускников стандарта по естествознанию. Важнейшее место в требованиях занимают общеучебные умения исследовательского, аналитического характера, умения по работе с информационными ресурсами. Все это деятельностный компонент образования. Материально-техническое обеспечение учебного процесса должно быть достаточным для эффективного решения этих задач. Реализация принципа вариативности В условиях временного отсутствия УМК и учебников по естествознанию, соответствующих стандарту, а также с появлением первых, фактически экспериментальных курсов, вариативность при изучении естествознания приобретает особый смысл. Поскольку объекты и средства, указанные в перечне (см. таблицу), не могут быть жестко привязаны к традиционным лабораторным работам или демонстрациям, то момент и форма их использования в учебном процессе в огромной степени зависят от творческой инициативы учителя и конкретного содержания курса. С этой точки зрения цель рекомендаций – создание достаточно богатой материальной и информационной среды, способной обеспечить различные варианты преподавания естествознания. Так, широкое использование научно-популярных изданий (раздел таблицы «Библиотечный фонд»), мультимедийных и интернет-ресурсов (раздел таблицы «Информационно-коммуникационные средства») может не только восполнить отсутствие учебных текстов и заменить большинство из экранно-звуковых пособий или статичных моделей, но и создать основу для оригинальной версии курса, вполне соответствующей стандарту. Настоящие рекомендации могут быть также уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений, уровню их финансирования, а также исходя из последовательной разработки и накопления собственной базы материально-технических средств обучения (в том числе в виде мультимедийных продуктов, создаваемых учащимися, электронной библиотеки, видеотеки и т.п.). Характеристика расчета количественных показателейКоличество учебного оборудования приводится в рекомендациях в расчете на один учебный кабинет. Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (25-30 учащихся). Для отражения количественных показателей в рекомендациях используется следующая система символических обозначений:
Характеристика учебного кабинетаВ условиях введения нового предмета «естествознание» для проведения учебных занятий возможно и целесообразно использование существующих учебных кабинетов физики, химии и биологии, в том числе имеющейся там спецмебели. Выбор помещений для этих кабинетов и их рациональная планировка определяются Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2. 178-02). ОБЪЕКТЫ И СРЕДСТВА МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСЕПЕЧЕНИЯ КУРСА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
|
Рабочая программа курса «естествознание» Пояснительная записка «философские проблемы конкретных дисциплин» Часть I. федерального комплекса цикла дс | Пояснительная записка к рабочей программе по биологии для 7 класса Естествознание, Биология 5 – 11 класс и включающей в себя сведения о многообразии животного мира, принципах классификации, строение... | ||
Пояснительная записка Естествознание как учебный предмет в коррекционной... По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о живой и неживой природе,... | Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена в соответствии... В основе курса лежит концентрический принцип построения обучения. Изучение биологии в 6-9 классах обеспечивает базовый уровень подготовки... | ||
Пояснительная записка Комплект дидактического обеспечения для повышения... Примеры дидактических материалов (индивидуальных карточек заданий) (Окружающий мир) | Пояснительная записка курс «Окружающий мир» В единый курс объединены такие общеобразовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Особая значимость этого интегрированного... | ||
Из журнала «Естествознание в школе» 2004. №3 Ляпцев А. В, Процессы... Цель урока: Вырабатывание единой естественнонаучной картины мира; научиться анализировать | 2. Пояснительная записка Пояснительная записка к учебным планам 5 – 11 классов на 2013 – 2014 учебный год | ||
Пояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины... Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б | Пояснительная записка Пояснительная записка Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом... | ||
Рабочая программа по истории 7 класс пояснительная записка. Пояснительная... «История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой | Пояснительная записка к курсовой работе на тему: “Цифровой диктофон” ... | ||
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном... | Пояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 пояснительная... Форма обучения: очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования | ||
Тематика семинарских занятий. Тема Естествознание и его место в культуре Естествознание и его место в ряду современных наук. Физика. Химия. Биология. Астрономия. Сотрудничество двух культур | Пояснительная записка основной Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический... |