Естествознание пояснительная записка





Скачать 350.34 Kb.
НазваниеЕстествознание пояснительная записка
страница1/3
Дата публикации01.03.2015
Размер350.34 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Химия > Пояснительная записка
  1   2   3
ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИИ С СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ НАПОЛНЕННИЕМ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Основания и цели разработки требований

Настоящие требования разработаны на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по естествознанию. Хотя требования имеют характер рекомендаций, однако лишь при их выполнении обеспечиваются оптимальные условия для реализации стандарта и полноценное преподавание естествознания.

Интегрированный предмет «естествознание» изучается только на базовом уровне старшей школы, поэтому перечень объектов и средств материально-технического обеспечения (см. таблицу) относится только к базовому уровню.
Новизна требований

«Естествознание» является принципиально новым предметом на ступени среднего (полного) общего образования, поэтому до сих пор для него не существовало перечней технических средств обучения и учебного оборудования. По этой причине настоящий перечень в значительной мере является комбинацией объектов и средств материально-технического обеспечения, взятых из имеющихся перечней по физике, химии и биологии. Вместе с тем перечень по естествознанию не сводится к сумме фрагментов из перечней по этим предметам. В нем учитывается интегрированный характер курса естествознания, присутствие большого количества межпредметных тем в обязательном минимуме стандарта и разделах примерной программы. Поэтому, например, средства и объекты, взятые из перечня по химии, могут использоваться при изучении тем физического или биологического содержания, и наоборот. А объекты, традиционно используемые в основной школе или на профильном уровне старшей школы, могут входить в настоящий перечень для иллюстрации каких-то общих закономерностей. Кроме того, в перечень включены и новые объекты, например, набор реактивов для демонстрации явлений самоорганизации (реакция Белоусова – Жаботинского).

Принципы отбора объектов и средств материально-технического обеспечения


В данных рекомендациях учитываются особенности учащихся классов гуманитарной направленности, где, в основном, будет преподаваться естествознание. Эти особенности определяют особую роль наглядности и практической направленности в преподавании предмета. Поэтому в учебном процессе, авторских и рабочих программах должны быть широко представлены демонстрации, эксперименты, несложные исследования, позволяющие учащимся увидеть, «пощупать своими руками» объекты и явления. Однако настоящие рекомендации ориентированы не только на обеспечение наглядности, но, в первую очередь, на создание необходимых условий для реализации требований к уровню подготовки выпускников стандарта по естествознанию. Важнейшее место в требованиях занимают общеучебные умения исследовательского, аналитического характера, умения по работе с информационными ресурсами. Все это деятельностный компонент образования. Материально-техническое обеспечение учебного процесса должно быть достаточным для эффективного решения этих задач.
Реализация принципа вариативности

В условиях временного отсутствия УМК и учебников по естествознанию, соответствующих стандарту, а также с появлением первых, фактически экспериментальных курсов, вариативность при изучении естествознания приобретает особый смысл. Поскольку объекты и средства, указанные в перечне (см. таблицу), не могут быть жестко привязаны к традиционным лабораторным работам или демонстрациям, то момент и форма их использования в учебном процессе в огромной степени зависят от творческой инициативы учителя и конкретного содержания курса. С этой точки зрения цель рекомендаций – создание достаточно богатой материальной и информационной среды, способной обеспечить различные варианты преподавания естествознания. Так, широкое использование научно-популярных изданий (раздел таблицы «Библиотечный фонд»), мультимедийных и интернет-ресурсов (раздел таблицы «Информационно-коммуникационные средства») может не только восполнить отсутствие учебных текстов и заменить большинство из экранно-звуковых пособий или статичных моделей, но и создать основу для оригинальной версии курса, вполне соответствующей стандарту.

Настоящие рекомендации могут быть также уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений, уровню их финансирования, а также исходя из последовательной разработки и накопления собственной базы материально-технических средств обучения (в том числе в виде мультимедийных продуктов, создаваемых учащимися, электронной библиотеки, видеотеки и т.п.).

Характеристика расчета количественных показателей


Количество учебного оборудования приводится в рекомендациях в расчете на один учебный кабинет. Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (25-30 учащихся). Для отражения количественных показателей в рекомендациях используется следующая система символических обозначений:

  • Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);

  • К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса);

  • Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся);

  • П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.);

  • Б – библиотечные комплекты (2-5 экз.).



Характеристика учебного кабинета


В условиях введения нового предмета «естествознание» для проведения учебных занятий возможно и целесообразно использование существующих учебных кабинетов физики, химии и биологии, в том числе имеющейся там спецмебели. Выбор помещений для этих кабинетов и их рациональная планировка определяются Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2. 178-02).

ОБЪЕКТЫ И СРЕДСТВА МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСЕПЕЧЕНИЯ КУРСА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ




Наименования объектов и средств

материально-технического обеспечения

Необходимое количество

Примечания


1

2

3

4




1. БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)







1

Стандарт среднего (полного) общего образования по естествознанию (базовый уровень)

Б

В условиях временного отсутствия учебников и УМК по естествознанию, соответствующих стандарту, рабочая программа может быть составлена учителем, в основном, только с помощью этих документов

2

Примерная программа среднего (полного) общего образования по естествознанию

Б

3

Методическое письмо: «О преподавании учебного предмета «Естествознание» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта образования»

Б

4

Учебники по физике, химии, биологии, астрономии для старшей школы

П

Эти учебники (как для базового, так и для профильного уровней) могут использоваться учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения курса.

В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных или допущенных МНО РФ

5

Энциклопедические словари по физике, химии, биологии, астрономии

Б




6

Научно-популярные издания, включая периодику «Знание – сила», «Наука и жизнь», «Химия и жизнь», «В мире науки»

Б

Необходимы для выполнения практических работ, подготовки докладов, сообщений, рефератов















2. ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ










Таблицы:







1

Физические величины и фундаментальные константы

Д




2

Шкала электромагнитных волн

Д




3

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

Д







Серии таблиц по:







4

- неорганической химии

Д




5

- органической химии

Д




6

Комплект таблиц по строению клетки

Д




7

Комплект таблиц по химическому составу клетки

Д




8

Биотехнология

Д




9

Генетика

Д




10

Основы экологии

Д




11

Уровни организации живой природы

Д
















12

Портреты выдающихся ученых физиков, химиков, биологов

Д

Выбор портретов по усмотрению учителя




Карты:







13

Подвижная карта звездного неба

Д




14

Биосферные заповедники и национальные парки мира

Д




15

Заповедники и заказники России

Д




16

Зоогеографическая карта мира

Д




17

Зоогеографическая карта России

Д




18

Население и урбанизация мира

Д



















3. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА







1

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам курса

Д

В условиях временного отсутствия УМК по естествознанию возможно выборочное использование существующих программ и электронных учебников по физике, химии, биологии для изучения отдельных разделов и тем курса

2

Электронные библиотеки по разделам курса

Д

Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу.

В состав электронных библиотек могут входить тематические базы данных, фото- и видео-изображения объектов и явлений, таблицы, схемы, диаграммы и графики

3

Электронные базы данных и интернет-ресурсы по всем разделам курса естествознания




Должна быть обеспечена возможность выхода в Интернет















4. ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ








1

Видеофильмы по разделам физики: молекулярной физике, электродинамике, квантовой физике, астрономии

Д

Выборочное использование видеофильмов по усмотрению учителя

2

Видеофильмы по разделам химии: промышленные синтезы на основе углеводородного сырья, генетическая связь органических веществ, строение веществ

Д

3

Видеофильмы по разделам биологии: генетике, эволюции, экологии, происхождению жизни на Земле

Д




Транспаранты:







4

Биосинтез белка в клетке

Д




5

Гаметогенез

Д




6

Деление клетки

Д




7

Клонирование

Д




8

Механизм иммунитета человека

Д




9

Набор по основам экологии

Д




10

Строение и размножение вирусов

Д



















5. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (ТСО)







1

Мультимедийный компьютер

Д

Технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт- дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет; оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками; с пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных)

2

Мультимедийный проектор

Д

Может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения

3

Средства телекоммуникации

Д

Включают: электронная почта, локальная школьная сеть, выход в Интернет; создаются в рамках материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения

4

Телевизор

Д

Диагональ не менее 72 см

5

Видеоплеер (видеомагнитофон)

Д




6

Цифровая видеокамера

Д

Могут входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения

7

Цифровая фотокамера

Д

8

Сканер

Д

9

Принтер лазерный

Д

10

Копировальный аппарат

Д

11

Диапроектор или оверхэд (графопроектор)

Д




12

Экран

Д

Мин. размеры 1,25 Х 1,25 м
















6. УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ




Номенклатура оборудования, в основном, дана в последовательности, соответствующей логике примерной программы по естествознанию

1

Прибор для демонстрации броуновского движения

Д




2

Газоразрядный счетчик

Д




3

Камера для демонстрации следов α-частиц

Д




4

Дозиметр

П




5

Набор веществ для исследования плавления и отвердевания

Ф




6

Комплект оборудования по электродинамике (КДЭ)

Д




7

Комплект полосовых, дугообразных и кольцевых магнитов

П



  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Естествознание пояснительная записка iconРабочая программа курса «естествознание» Пояснительная записка
«философские проблемы конкретных дисциплин» Часть I. федерального комплекса цикла дс
Естествознание пояснительная записка iconПояснительная записка к рабочей программе по биологии для 7 класса
Естествознание, Биология 5 – 11 класс и включающей в себя сведения о многообразии животного мира, принципах классификации, строение...
Естествознание пояснительная записка iconПояснительная записка Естествознание как учебный предмет в коррекционной...
По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о живой и неживой природе,...
Естествознание пояснительная записка iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена в соответствии...
В основе курса лежит концентрический принцип построения обучения. Изучение биологии в 6-9 классах обеспечивает базовый уровень подготовки...
Естествознание пояснительная записка iconПояснительная записка Комплект дидактического обеспечения для повышения...
Примеры дидактических материалов (индивидуальных карточек заданий) (Окружающий мир)
Естествознание пояснительная записка iconПояснительная записка курс «Окружающий мир»
В единый курс объединены такие общеобразовательные облас­ти, как «Естествознание» и «Обществознание». Особая значимость этого интегрированного...
Естествознание пояснительная записка iconИз журнала «Естествознание в школе» 2004. №3 Ляпцев А. В, Процессы...
Цель урока: Вырабатывание единой естественнонаучной картины мира; научиться анализировать
Естествознание пояснительная записка icon2. Пояснительная записка
Пояснительная записка к учебным планам 5 – 11 классов на 2013 – 2014 учебный год
Естествознание пояснительная записка iconПояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины...
Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б
Естествознание пояснительная записка iconПояснительная записка Пояснительная записка
Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом...
Естествознание пояснительная записка iconРабочая программа по истории 7 класс пояснительная записка. Пояснительная...
«История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой
Естествознание пояснительная записка iconПояснительная записка к курсовой работе на тему: “Цифровой диктофон”
...
Естествознание пояснительная записка iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном...
Естествознание пояснительная записка iconПояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 пояснительная...
Форма обучения: очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования
Естествознание пояснительная записка iconТематика семинарских занятий. Тема Естествознание и его место в культуре
Естествознание и его место в ряду современных наук. Физика. Химия. Биология. Астрономия. Сотрудничество двух культур
Естествознание пояснительная записка iconПояснительная записка основной
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск