Рабочая программа учебной дисциплины по подготовке: провизора





Скачать 367.8 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины по подготовке: провизора
страница1/3
Дата публикации08.03.2015
Размер367.8 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Химия > Рабочая программа
  1   2   3



Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Пензенский государственный университет»

Медицинский институт

Кафедра общей и клинической фармакологии

РПД151-118.1.07-2007

БИОТЕХНОЛОГИЯ

Рабочая программа учебной дисциплины

по подготовке: провизора

по направлению: __060108 – Фармация

специальности: 060108 –Фармация





Экземпляр № _______

1. РАЗРАБОТАНА на основе типовой программы по биотехнологии для студентов фармацевтических вузов (факультетов) (М., ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2003), составленной сотрудниками кафедры биотехнологии (зав. кафедрой - проф. А.В. Катлинский) Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова: проф. А.В. Катлинским, проф. Ю.О. Сазыкиным, доц. В.П. Ивановым при участии методиста ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ В.И. Абдуразаковой.
Автор – доцент кафедры химии и теории и методики преподавания химии,

к. х. н. Кузнецова А. В.

« » 2007 г (Кузнецова А. В.)

2. РЕЦЕНЗЕНТ - зав. кафедрой фармации Тверской государственной медицинской академии, д. м. н., профессор М. А. Демидова

« » 2007 г (Демидова М. А.)

3. Согласована

с кафедрой химии и биохимии

зав. кафедрой д. т. н., профессор Ю. П. Перелыгин

4. УТВЕРЖДЕНА на заседании кафедры фармакологии МИ ПГУ
« » 2007 г, протокол №
Заведующая кафедрой д. м. н. И. Я. Моисеева

5. УТВЕРЖДЕНА на заседании методической комиссии МИ ПГУ
« » 2007 г, протокол №
Председатель методической комиссии МИ ПГУ

д.м.н., профессор О. В. Калмин

БИОТЕХНОЛОГИЯ

Рабочая программа дисциплины

  1. Область применения

Настоящая рабочая программа устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов специальности 060108 – Фармация, участвующих в процессе изучения дисциплины.

  1. Нормативные ссылки

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки специалиста: провизор.

Учебный план ПензГУ по направлению и специальности «Фармация», утвержденный в 2003 г.

Семестровый учебный план на текущий учебный год.

И151.30.03 – 2000 Рабочие программы учебных дисциплин. Порядок разработки и требования к содержанию.

  1. Нормативная трудоемкость изучения дисциплины

Трудоемкость дисциплины в часах, исходя из 18-недельного VI семестра, (всего в году/ в среднем в неделю).

Часы (всего/в нед.)

Вид учебной

работы

VI

Всего

часов

Лекции

36/2

36

Практические занятия

54/3

54

Самостоятельная работа)

43/2,4

43

Всего часов –133/ 7,4
4. Цель и задачи дисциплины

4.1. Целью изучения дисциплины является формирование системных знаний, умений и навыков по разработке получения методами биосинтеза, биологической трансформации и комбинацией методов биологической и химической трансформации субстанций лекарственных препаратов, лекарственных средств, а также профилактических и диагностических средств. Целью также является формирование у провизоров системных знаний по обращению, включая хранение и транспортировку, пользование информацией и передачу информации о биотехнологических препаратах потребителям.

Задачами биотехнологии как профильной учебной дисциплины являются:

  • обучение студентов деятельности провизора, исходя из знания основ молекулярной биологии и генетики продуцентов, совершенствования производства методами генетической инженерии и инженерной энзимологии, знания фундаментальных основ методов контроля качества и подлинности препаратов, получаемых биотехнологическими методами;

  • формирование у студентов практических умений и навыков изготовления биотехнологических лекарственных препаратов, оценки качества сырья, питательных сред, полупродуктов и целевых продуктов;

  • выработка у студентов способности правильно оценивать соответствие биотехнологического производства правилам GMP, соответствие требованиям экологической безопасности, применительно к используемым на производстве биообъектам - продуцентам и целевым продуктам. Выработка правильной ориентации при оценке качества рекомбинантных белков как лекарственных препаратов;

  • выработка у студентов умений и навыков пользования иммуноферментными и радиоиммунными методами определения биологически активных веществ.


4.2. В результате изучения дисциплины

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

  • современные достижения фундаментальных биологических наук и биомедицинских технологий;

  • концепцию видоспецифичности лекарственных веществ, особенно высокомолекулярных;

  • новые парадигмы химиотерапии и принципы комбинаторной химии;

  • инновационные пути создания лекарственных веществ на основе использования данных геномики, протеомики и биоинформатики;

  • основные нормативные документы, относящиеся к производству, контролю качества, соблюдению экологической безопасности, хранению, международным и отечественным стандартам применительно к получаемым биотехнологическими методами лекарственным средствам, а также биообъектам - их продуцентам.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

  • определять доброкачественность микроорагнизмов-продуцентов методом микроскопии, определения концентрации жизнеспособных клеток и их ферментативной активности. Обеспечить требуемые условия хранения промышленных штаммов;

  • учитывать влияние биотехнологических факторов на эффективность технологического процесса и качество конечного продукта;

  • поддерживать оптимальные условия для биосинтеза целевого продукта и решать ситуационные задачи при отклонениях от этих условий;

  • обеспечивать условия асептического проведения технологического процесса;

  • оценивать применяемые на производстве и в лаборатории методы работы с рекомбинантными штаммами;

  • проводить выделение и очистку лекарственных веществ из биомассы и культуральной жидкости;

  • осуществлять постадийный контроль и стандартизацию получаемых препаратов (определение антимикробной активности антибиотиков, активности ферментных препаратов, жизнеспособности микроорганизмов);

  • получать готовые лекарственные формы и диагностические препараты (наборы) из лекарственных веществ микробиологического происхождения;

  • осуществлять анализ биологически активных соединений методом иммуноферментного анализа;

  • проводить исследования по совершенствованию биотехнологического процесса;

  • информировать врачей лечебно-профилактических учреждений о лечебных и диагностических препаратах (тест-системах);

  • выбирать оптимальные условия хранения лечебно-диагностических препаратов и оценивать их качество в процессе длительного хранения;

  • обеспечивать соблюдение правил промышленной гигиены, охраны окружающей среды, охраны труда и техники безопасности.

Студент должен иметь навыки:

  • практической работы с НТД: лабораторными, опытно-промышленными регламентами и др.;

  • определения биологической активности антибиотиков, витаминов, гормонов, рекомбинантных белков и иммунобиопрепаратов;

  • эксплуатации биореакторов и корректирования технологических параметров ферментации.

Студент должен иметь представление:

  • об основных направлениях развития биотехнологии;

  • о технико-экономических особенностях биотехнологических процессов;

  • о ресурсах природных биоценозов как источника биологически активных веществ;

  • об эволюции биосферы в результате антропогенной деятельности и о путях воздействия на этот процесс.


5. Место дисциплины в учебном процессе

Биотехнология является обязательным и важным звеном в системе медико–биологических наук, обеспечивающих фундаментальные теоретические знания, на базе которых строится подготовка будущегопровизора.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих основных дисциплинах:

- высшая математика (вариационная статистика; планирование эксперимента);

- физика (физические механизмы: мутагенного действия, стерилизации, ферментационных процессов, выделения и очистки целевых продуктов и др.);

- химия и др. предметы - в объеме, предусматриваемом утвержденными программами обучения для фармацевтических факультетов.

6. Сводные данные об основных разделах дисциплины

Содержание программы представлено двумя разделами:

  • общая биотехнология

  • частная биотехнология



Название раздела

Количество часов занятий


Уровни изучения

лекционных

практических

занятий

Самостоя-

тельных занятий

Общая биотехнология

18

18

18



Частная биотехнология

18

36

25



Всего

36

54

43





7. Лекции

Ориентировочный тематический план лекций:

VI семестр

  1. Введение в биотехнологию. История развития. Биотехнология лекарственных средств. Биотехника. Связь биотехнологии с фундаментальными науками второй половины ХХ века. Биомедицинские технологии (понятие).

  2. Биообъекты как средство производства лекарственных, профилактических и диагностических средств. Макроорганизмы, микроорганизмы

  3. Структура биотехнологического производства. Ферментеры. Технологические параметры биосинтеза. Поверхностный и глубинный методы выращивания микроорганизмов

  4. Создание новых биообъектов методами клеточной и генетической инженерии (технология рекомбинантной ДНК).

  5. Проблемы экспрессии чужеродных генов в микроорганизмах.

  6. Методы геномики и протеомики.

  7. Биотехнологические способы производства витаминов и коферментов

  8. Продуценты ферментов, особенности их отбора и культивирования. Выделение и очистка ферментов

  9. Инженерная энзимология. Методы получения иммобилизованных ферментов и клеток. Преимущества и недостатки иммобилизованных ферментов.

  10. Иммобилизованные биообъекты в условиях производства. Биореакторы.

  11. Механизмы регуляции биосинтеза вторичных метаболитов. Управление процессом. Антибиотики, классификация и основные стадии производства

  12. Иммунобиотехнология. Иммунные сыворотки. Вакцины. Рекомбинантные вакцины. Нормофлоры

  13. Моноклональные антитела. Гибридомная технология их получения

  14. Рекомбинантные белки и полипептиды. Инсулин. Интерфероны. Гормон роста. Эритропоэтин. Пептидные факторы роста. Видоспецифичность. Традиционные и генно-инженерные методы получения. Особенности контроля качества. Методы определения (применительно к инсулину).

  15. Экологическая биотехнология. Биологические источники энергии Биотехнология при решении проблем экологии и ликвидации антропогенных воздействий на среду.

  16. Агробиотехнология. Методы получения и пути использования генно-модифицированных растений

  17. Зообиотехнология. Методы трансформации и пути использования клеток и тканей животных. Биомедицинские технологии

  18. Биология эмбриональных и взрослых стволовых клеток. Получение иммуносовместимых тканей методом переноса ядра из соматических клеток



8. Практические занятия

8.1.Ориентировочный тематический план занятий:

VI семестр

  1. Предмет и задачи биотехнологии. Перспективы развития биотехнологии в ХХI веке. Сочетание биосинтеза, оргсинтеза, химической и биологической трансформации при создании современных лекарственных средств. Биотехнологические продукты новых поколений.

  2. Строение, свойства и методы выделения ферментов

  3. Лабораторная работа №1. Стерилизация питательных сред и воздуха в биотехнологических производствах

  4. Геномика и ее значение для поиска новых лекарств. Структурная, сравнительная и функциональная геномика. Международные базы данных и их использование через систему интернет. Протеомика, ее методы и значение для поиска новых лекарств.

  5. Лабораторная работа №2. Изучение кинетики роста дрожжей при глубинной ферментации

  6. Получение аминокислот, витаминов и коферментов биотехнологическими методами.

  7. Единая система GLP, GCP и GMP при внедрении в практику и производство лекарственных препаратов. Особенности GMP применительно к биотехнологическому производству.

  8. Контрольная точка №1. Коллоквиум. Письменный и устный опрос. Семинарское занятие

  9. Иммобилизованные ферменты и преимущества их применения в биотехнологии. Носители, используемые для иммобилизации ферментов, химические и физические методы иммобилизации ферментов. Сравнительная характеристика свободных и иммобилизованных ферментов. Применение иммобилизованных ферментов

  10. Биотехнология белковых лекарственных веществ. Рекомбинантные белки, принадлежащие к различным группам физиологически активных веществ.

  11. Антибиотики как биотехнологические продукты

  12. Иммунобиотехнология как один из разделов биотехнологии. Иммунопропараты и моноклональные антитела

  13. Биотехнология и проблемы экологии и охраны окружающей среды

  14. Контрольная точка №2 Коллоквиум.

  15. Культивирование растительных клеток. Каллусные и суспензионные культуры. Методы получения и контроля культур

  16. Биомедицинские технологии

  17. Культивирование клеток и тканей животных. Зообиотехнология. Приемы культивирования в суспензионной культуре и на плотных средах. Необходимые условия для культивирования клеток животных. Конструктивные особенности биореакторов

  18. Коллоквиум. Письменный и устный опрос. Зачет. Просмотр учебных кинофильмов (ИБХ РАН).


Зачет.
8.2 Форма проведения занятий – традиционная.
8.3 Материально-техническое обеспечение: таблицы, схемы, кодоскоп и кодограммы, тематические наборы фармакологических препаратов, папки с материалами для итогового тест-контроля.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины по подготовке: провизора iconРабочая программа учебной дисциплины По подготовке: провизора
Автор – ст преподаватель кафедры общей и клинической фармакологии ми пгу, Фролова Т. И
Рабочая программа учебной дисциплины по подготовке: провизора iconРабочая программа по дисциплине В. Фармацевтическая экология
Целью данной дисциплины является формирование у будущего специалиста-провизора знания основ специальной фармацевтической и общей...
Рабочая программа учебной дисциплины по подготовке: провизора iconРабочая программа по дисциплине в фармацевтическая биоэтика
Главная задача дисциплины «Фармацевтическая биоэтика» заключается в профессиональной подготовке конкурентоспособного специалиста...
Рабочая программа учебной дисциплины по подготовке: провизора iconРабочая программа учебной дисциплины психология общения
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при подготовке специалистов по сервису, контролёров технического состояния...
Рабочая программа учебной дисциплины по подготовке: провизора icon1. паспорт рабочей программы учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» предназначена для изучения химии в учреждениях среденего профессионального образования,...
Рабочая программа учебной дисциплины по подготовке: провизора icon1. паспорт рабочей программы учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины «География» предназначена для изучения географии в учреждениях среднего профессионального образования...
Рабочая программа учебной дисциплины по подготовке: провизора icon1. паспорт рабочей программы учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины «История» предназначена для изучения истории в учреждениях среднего профессионального образования...
Рабочая программа учебной дисциплины по подготовке: провизора iconРабочая программа учебной дисциплины по подготовке
На заседании методической комиссии медицинского факультета " " г., протокол №
Рабочая программа учебной дисциплины по подготовке: провизора iconРабочая программа учебной дисциплины
При подготовке техников, водителей автомобилей, диспетчеров автомобильного транспорта
Рабочая программа учебной дисциплины по подготовке: провизора iconПояснительная записка стр. 4-5 Паспорт рабочей программы учебной...
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» предназначена для изучения обществознания в учреждений начального профессионального...
Рабочая программа учебной дисциплины по подготовке: провизора iconПрограмма учебной дисциплины физическая культура 2014г
Программа учебной дисциплины по подготовке специалистов среднего звена 35. 02. 07. Механизация сельского хозяйства разработана на...
Рабочая программа учебной дисциплины по подготовке: провизора iconРабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована при подготовке техников, водителей автомобилей, диспетчеров автомобильного...
Рабочая программа учебной дисциплины по подготовке: провизора iconРабочая программа учебной дисциплины история Черногорск
Программа учебной дисциплины «История» предназначена для изучения истории в учреждениях начального и среднего профессионального образования,...
Рабочая программа учебной дисциплины по подготовке: провизора iconПрограмма учебной дисциплины математика
Программа учебной дисциплины по подготовке специалистов среднего звена 35. 02. 07. «Механизация сельского хозяйства» разработана...
Рабочая программа учебной дисциплины по подготовке: провизора iconРабочая программа учебной дисциплины гражданское процессуальное право...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса
Рабочая программа учебной дисциплины по подготовке: провизора iconРабочая программа учебной дисциплины по подготовке
Российского государственного медицинского университета и утвержденной гууз министерства здравоохранения РФ в 1997 году


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск