Скачать 297.24 Kb.
|
9КЛАСС РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ХИМИИ (разработана на основе программы общеобразовательных учреждений, 8-9 классы, Москва, Просвещение 2008 год автор Н.Н.Гара и государственного образовательного стандарта) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю). Контрольных работ -4. Практических работ -7. Форма итоговой аттестации –итоговое тестирование. Учебно-методический комплект:
Дополнительная литература:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая программа раскрывает содержание обучения химии учащихся в 9 классе общеобразовательных учреждений. Она рассчитана на 70 ч/год (2 ч/нед.). В системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира, а также в воспитании экологической культуры людей. Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в научное миропонимание, в воспитание и развитие учащихся; призвана вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний как в старших классах, так и в других учебных заведениях, а также правильно сориентировать поведение учащихся в окружающей среде. Изучение химии в основной школе направлено:
В содержании данного курса представлены основополагающие химические теоретические знания, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Фактологическая часть программы включает сведения о неорганических и органических веществах. Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на современном и доступном для учащихся уровне теоретические положения, изучаемые свойства веществ, химические процессы, протекающие в окружающем мире. Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение, периодический закон Д. И. Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях химических реакций. Изучение органической химии основано на учении А. М. Бутлерова о химическом строении веществ. Указанные теоретические основы курса позволяют учащимся объяснять свойства изучаемых веществ, а также безопасно использовать эти вещества и материалы в быту, сельском хозяйстве и на производстве. В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описанию их результатов; соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях. Содержание программы. 9 класс 70 ч/год (2 ч/нед.;) НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ Тема 1. Электролитическая диссоциация (10 ч) Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Гидратная теория растворов. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель. Гидролиз солей. Демонстрации. Испытание растворов веществ на электрическую проводимость. Движение ионов в электрическом поле. Лабораторные опыты. Реакции обмена между растворами электролитов. Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация». Тема 2. Кислород и сера (9 ч) Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия кислорода — озон. Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Оксид cepы(IV). Сероводородная и сернистая кислоты и их соли. Оксид серы(У1). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Демонстрации. Аллотропия кислорода и серы. Знакомство с образцами природных сульфидов, сульфатов. Лабораторные опыты. Распознавание сульфид-, сульфит- и сульфат-ионов в растворе. Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера». Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям реакций массы, количества вещества или объема по известной массе, количеству вещества или объему одного из вступающих или получающихся в реакции веществ. Тема 3. Азот и фосфор (10 ч) Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак. Физические и химические свойства аммиака, получение, применение. Соли аммония. Оксиды азота(П) и (IV). Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты. Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. Оксид фосфора(У). Ортофосфорная кислота и ее соли. Минеральные удобрения. Демонстрации. Получение аммиака и его растворение в воде. Ознакомление с образцами природных нитратов, фосфатов. Лабораторные опыты. Взаимодействие солей аммония со щелочами. Ознакомление с азотными и фосфорными удобрениями. Практические работы
Тема 4. Углерод и кремний (7 ч) Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода. Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе. Кремний. Оксид кремния). Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент. Демонстрации. Кристаллические решетки алмаза и графита. Знакомство с образцами природных карбонатов и силикатов. Ознакомление с различными видами топлива. Ознакомление с видами стекла. Лабораторные опыты. Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов. Качественные реакции на карбонат- и силикат-ионы Практическая работа. Получение оксида углерода(ГУ) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов. Тема 5. Общие свойства металлов (14 ч) Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая связь. Физические и химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов. Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Проблема безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды. Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение щелочных металлов и их соединений. Щелочноземельные металлы. Положение щелочноземельных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы ее устранения. Алюминий. Положение алюминия в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Амфотер-ность оксида и гидроксида алюминия. Железо. Положение железа в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа(П) и железа(Ш). Демонстрации. Знакомство с образцами важнейших солей натрия, калия, природных соединений кальция, рудами железа, соединениями алюминия. Взаимодействие щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия с водой. Сжигание железа в кислороде и хлоре. Лабораторные опыты. Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами. Получение гидроксидов железа(Н) и железа(Ш) и взаимодействие их с кислотами и щелочами. Практические работы
Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ Тема 6. Первоначальные представления об органических веществах (2 ч) Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова. Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений. Тема 7. Углеводороды (4 ч) Предельные углеводороды. Метан, этан. Физические и химические свойства. Применение. Непредельные углеводороды. Этилен. Физические и химические свойства. Применение. Ацетилен. Диеновые углеводороды. Понятие о циклических углеводородах (циклоалканы, бензол). Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. Защита атмосферного воздуха от загрязнения. Демонстрации. Модели молекул органических соединений. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. Качественные реакции на этилен. Образцы нефти и продуктов их переработки. Лабораторные опыты. Этилен, его получение, свойства. Ацетилен, его получение, свойства. Расчетная задача. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. Тема 8. Спирты (2 ч) Одноатомные спирты. Метанол. Этанол. Физические свойства. Физиологическое действие спиртов на организм. Применение. Многоатомные спирты. Этиленгликоль. Глицерин. Применение. Демонстрации. Количественный опыт выделения водорода из этилового спирта. Растворение этилового спирта в воде. Растворение глицерина в воде. Качественные реакции на многоатомные спирты. Тема 9. Карбоновые кислоты. Жиры (3 ч) Муравьиная и уксусная кислоты. Физические свойства. Применение. Высшие карбоновые кислоты. Стеариновая кислота. Жиры — продукты взаимодействия глицерина и высших карбоновых кислот. Роль жиров в процессе обмена веществ в организме. Калорийность жиров. Демонстрации. Получение и свойства уксусной кислоты. Исследование свойств жиров: растворимость в воде и органических растворителях. Тема 10. Углеводы (2 ч) Глюкоза, сахароза — важнейшие представители углеводов. Нахождение в природе. Фотосинтез. Роль глюкозы в питании и укреплении здоровья. Крахмал и целлюлоза — природные полимеры. Нахождение в природе. Применение. Демонстрации. Качественные реакции на глюкозу и крахмал. Тема 11. Белки. Полимеры (5 ч) Белки — биополимеры. Состав белков. Функции белков. Роль белков в питании. Понятия о ферментах и гормонах. Полимеры — высокомолекулярные соединения. Полиэтилен. Полипропилен. Поливинилхлорид. Применение полимеров. Химия и здоровье. Лекарства. Демонстрации. Качественные реакции на белок. Ознакомление с образцами изделий из полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения химии ученик должен знать/ понимать:
уметь:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:
Перечень практических работ. Практическая работа №1 « Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация». Практическая работа №2 «Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера». Практическая работа №3 «Получение аммиака и изучение его свойств». Практическая работа №4 «Определение минеральных удобрений». Практическая работа №5 «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов». Практическая работа №6 «Решение экспериментальных задач по теме «Элементы IA – IIIA-групп периодической таблицы химических элементов». Практическая работа №7 «Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения». Расчетные задачи. 1.Вычисления по химическим уравнениям реакций массы, количества вещества или объема по известной массе, количеству вещества или объему одного из вступающих или получающихся в реакции веществ. 2.Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей. ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА ЗНАНИИ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению. Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов: глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям); осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию); полнота (соответствие объему программы и информации учебника). При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные). Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т. п. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.). не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием. Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя. Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя. Отметка «1»: работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения. Оценка умений решать экспериментальные задачи Отметка «5»: план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования; дано полное объяснение и сделаны выводы. Отметка «4»: план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах. Отметка «3»: план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах. Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах. Отметка «1»: задача не решена. Оценка умений решать расчетные задачи Отметка «5»: в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом. Отметка «4»: в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок. Отметка «З» в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах. Отметка «2»: имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении. Отметка «1»: задача не решена. Оценка письменных контрольных работ Отметка «5»: ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка. Отметка «4»: ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок. Отметка «3»: работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные. Отметка «2»: работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок. Отметка «1»; работа не выполнена. При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима. Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие отметки за четверть, полугодие, год.
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рудзитис Г. Е химия: неорган химия: учебник для 9 кл общеобразовательных учреждений/ Г. Е рудзитис, Ф. Г фельдман. 12-е изд., испр.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебник: Рудзитис Г. Е. Химия: неорган химия. Орган химия: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ Г. Е. Рудзитис, Ф.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рудзитис Г. Е. Химия: Неорган химия: учебник для 9 кл общеобразовательных учреждений/ Г. Е рудзитис, Ф. Г фельдман. 12-е изд., испр.... | Рудзитис Г. Е химия: неорган химия: учебник для 9 кл общеобразовательных... Рудзитис Г. Е химия: неорган химия: учебник для 9 кл общеобразовательных учреждений/ Г. Е рудзитис, Ф. Г фельдман. 12-е изд., испр.... | ||
Рудзитис Г. Е. Химия : учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/... Мо РФ №1089 от 05. 03. 2004). В соответствии с образовательной программой рассчитана на на 68 часов ( 2 часа в неделю ) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Химия: неорганическая химия: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. 11-е изд., перераб.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Химия: неорганическая химия: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. 11-е изд., перераб.... | Психологический тренинг Н. Н. Гара. Химия. –М.: Просвещение, 2008г. 56., учебник Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман для 9 класса общеобразовательных учр., -12-е... | ||
Учебник для общеобразовательных учреждений/ Г. Е рудзитис, Ф. Г фельдман.... Учебник: Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс.: учеб для общеобразоват учреждений | Рабочая программа курса химии (разработана на основе Примерной программы... ... | ||
Рабочая программа дисциплины «Химия» Н. Н. Гара. Химия. –М.: Просвещение, 2008г. 56., учебник Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман для 9 класса общеобразовательных учр., -12-е... | Учебно-методическое обеспечение Календарно-тематический план Пояснительная... Е химия: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Ф. Г. Фельдман, Г. Е. Рудзитис. М: Просвещение, 2007 | ||
Отчет о научной деятельности мэбик показатели научно-методической деятельности кафедр Н. Н. Гара. Химия. –М.: Просвещение, 2008г. 56., учебник Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман для 9 класса общеобразовательных учр., -12-е... | Конкурс грантов конкурсный отбор субъектов российской федерации для... Н. Н. Гара. Химия. –М.: Просвещение, 2008г. 56., учебник Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман для 9 класса общеобразовательных учр., -12-е... | ||
Рудзитис Г. Е химия: неорган химия: учебник для 9 кл общеобразовательных... ... | Рабочая программа по химии класс: 9 Количество часов: 68 часов Уровень:... Н. Н. Гара. Химия. –М.: Просвещение, 2008г. 56., учебник Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман для 9 класса общеобразовательных учр., -12-е... |