КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
на 2012 / 2013 учебный год
по предмету ХИМИЯ
для 8 класса
учебник Химия: неорганическая химия: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман.- 11-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2007.
(название, автор, издательство, год издания)
учитель Порутчикова Н.В.
Общее количество часов по учебному плану 68 часов.
8 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ХИМИИ
(разработана на основе Примерный программы среднего (полного) образования и государственного образовательного стандарта) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Контрольных работ - 4
Тестовых работ - 5
Практических работ - 7
Резервное время - 3 часов
Зачетов - 1
Форма итоговой аттестации – тесты.
Учебно-методический комплект:
Рудзитис, Г.Е. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М: Просвещение, 2007.
Манкевич. Н.В. Неорганическая химия. Весь школьный курс в таблицах /С.А. Литвинова. – Минск: Современная школа: Кузьма, 2008.
Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии, 8 класс/ М.Ю. Горковенко. – М: ВАКО, 2007.
Дополнительная литература:
Гольдфарб. Я.Л. Сборник задач и упражнений по химии, 8-11 кл.: учебное пособие /Гольдфарб. - М: Просвещение, 1983.
Гара.Н.Н., Зуева М.В. Контрольные и проверочные работы по химии, 8-9 классы: пособие для учителя /Н.Н.Гара, М.В. Зуева. – М: Издательский дом «Дрофа», 1998.
Гаврусейко Н.П. Проверочные работы по неорганической химии, 8 класс: пособие для учителя / Н.П. Гаврусейко. – М: Просвещение, 1992.
Химия в школе: научно-методический журнал – М: Центрхимпресс, 1994-2000.
Химия: газета. – М: Первое сентября, 1992-2009.
Суровцева Р.П. Химия: Тесты 8-9 классы: учебно-методическое пособие / Р.П. Суровцева – М: Дрофа, 1998.
Артемов А.В. Школьные олимпиады. 8-11 классы / А.В. Артемов. – Москва: Айрис-пресс, 2009.
Суровцева Р.П., Софронов С.В. Задания для самостоятельной работы по химии в 8 классе: книга для учителя. – М: Просвещение, 1993.
Кузьменко Н.Е. Тесты для школьников и поступающих в ВУЗы: учебное пособие / Н.Е. Кузменко, В.В. Ерёмин. – М: Экзамен, 2—7.
При оформлении рабочей программы были использованы следующие условные обозначения:
- урок изучения новых знаний УИНЗ
- урок закрепления знаний УЗЗ
- урок обобщения и систематизации знаний УОИСЗ
- урок контроля УК
- комбинированный урок КУ
- дидактические материалы ДМ
- упражнение упр.
Тема 1. ПЕРВОНАЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ (19 часов) Химия в системе наук. Познавательное и народно-хозяйственное значение химии. Связь химии с другими науками.
Тела. Вещества. Свойства веществ. Чистые вещества и смеси.
Физические и химические явления.
Атомы. Молекулы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Химические элементы. Знаки химических элементов. Относительная атомная масса.
Простые и сложные вещества. Химические формулы простых и сложных веществ.
Относительная молекулярная масса. Расчеты по формуле.
Валентность. Определение валентности по формуле. Составление формул по валентности (бинарные соединения).
Атомно-молекулярное учение. Роль М.В. Ломоносова и Д. Дальтона в создании основ атомно-молекулярного учения.
Закон сохранения массы веществ.
Химические уравнения. Типы химических реакций. Понятие о классификации химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена.
Количество вещества. Моль – единица количества вещества. Число Авогадро. Молярная масса.
Расчетные задачи. Вычисление массы вещества по формуле, вычисление массы и количества вещества. Демонстрации:
Занимательные опыты, различные виды химической посуды, предметы, сделанные из различных веществ, приборы для измерения массы, плотности жидкости, температуры, твердости.
Однородные и неоднородные смеси, способы их разделения.
Физические и химические явления (растирание сахара и ступке, кипение воды, горение свечи, изменение цвета и выпадение осадка при взаимодействии различных веществ и др.).
Соединение железа с серой; фотографии молекул различных веществ, сделанные под электронным микроскопом.
Опыт, иллюстрирующий закон сохранения массы веществ.
Разложение малахита при нагревании, горение серы в кислороде и другие типы химических реакции.
Видеофильм «Химические элементы».
Видеофильм «Химия. 8 класс. Ч. 1» (Первоначальные химические понятия).
Компакт-диск «Химия. 8 класс».
Компакт-диск «Вещества и их превращения».
Плакат «Количественные величины в химии».
Лабораторные опыты:
Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами;
Ознакомление с образцами простых и сложных веществ;
Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.
Практические занятия:
Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным штативом и спиртовкой. Знакомство с химической посудой. Изучение строения пламени. (2 часа)
Очистка поваренной соли. (1 час)
Расчетные задачи:
Вычисление по химической формуле вещества6 относительной молекулярной массы, отношения масс, массовых долей элементов.
Вычисление молярной вещества по формуле, массы и количества вещества.
Тема 2. КИСЛОРОД. ОКСИДЫ. ГОРЕНИЕ (8 часов)
Кислород как химический элемент и простое вещество. Физические и химические свойства. Получение и применение кислорода.
Окисление. Оксиды. Круговорот кислорода в природе. Понятие о катализаторе.
Воздух, его состав. Горение веществ в воздухе. Условия возникновения и прекращения горения, меры по предупреждению пожаров. (Виды топлива. Способы его сжигания). Экзо-и эндотермические реакции. Закон сохранения массы и энергии. Охрана воздуха от загрязнений. Расчеты по химическим уравнениям. Демонстрации:
Ознакомление с физическими свойствами кислорода.
Сжигание в кислороде угля, серы, фосфора, железа.
Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора.
Получение кислорода из перманганата калия при разложении.
Количественное определение содержания кислорода в воздухе.
Опыты, выясняющие условия горения.
Ознакомление с различными видами топлива. (Коллекция «Топливо»).
Плакат «Количественные величины в химии».
Видеофильм «Химия. 8 класс. Ч. 2». (Кислород. Водород).
Лабораторный опыт: ознакомление с образцами оксидов.
Расчетные задачи: вычисления по химическим уравнениям массы или количества вещества одного из вступающих или получающихся в результате реакций веществ. Тема 3. ВОДОРОД. КИСЛОТЫ. СОЛИ (6 часов)
Водород как химический элемент и простое вещество. Физические и химические свойства. Водород – восстановитель. Поучение водорода в лаборатории и в промышленности. Применение водорода как экологически чистого топлива и сырья для химической промышленности. Меры предосторожности при работе с водородом.
Кислоты. Нахождение в природе. Состав кислот. Валентность кислотных остатков. Общие свойства кислот (на примере соляной) и серной: изменение кислотных остатков. Общие свойства кислот (на примере соляной и серной): изменение окраски индикаторов, взаимодействие с металлами, оксидами металлов. Особые свойства соляной и серной кислот. Меры предосторожности при работе с кислотами. Понятие о вытеснительном ряде металлов.
Соли. Состав солей, их названия. Составление формул солей.
Демонстрации:
Ознакомление с физическими свойствами водорода.
Горение водорода в кислороде и в воздухе.
Взаимодействие водорода с оксидом меди.
Образцы кислот и солей.
Действие растворов кислот на индикаторы.
Видоефильм «Химия. 8 класс. Ч.2». (Кислород. Водород.)
Лабораторные опыты:
Получение водорода взаимодействием раствора кислоты с цинком, обнаружение водорода и соли.
Взаимодействие кислот с металлами.
Расчетные задачи: решение различных типов задач.
Тема 4. Вода. Растворы. Основания (7 часов)
Вода - растворитель. Растворы. Массовая доля растворенного вещества. Состав воды. Физические свойства воды. Химические свойства воды: взаимодействие с металлами (натрием, кальцием), с оксидами металлов (оксид кальция), оксидами неметаллов (оксиды фосфора и углерода), разложение воды электрическим током.
Основания. Состав оснований. Щелочи и нерастворимые основания. Физические свойства оснований. Химические свойства щелочей: действие индикаторов, взаимодействие с кислотами ( реакция нейтрализации), с оксидами неметаллов. Меры предосторожности при работе со щелочами. Свойства нерастворимых оснований.
Демонстрации:
Взаимодействие воды с металлами (Na, Ca).
Вэаимодействие воды с оксидами кальция, фосфора. Определение полученных растворов индикатором.
Реакция нейтрализации.
Взаимодействие оксида углерода (IV)с раствором гидроксида кальция и твердым гидроксидом натрия.
Видеофильм «Химия. 8 класс. Ч.3» (Вода. Растворы. Основания.)
Лабораторные опыты:
Ознакомление со свойствами гидроксидов меди (II), натрия, кальция.
Взаимодействие оснований с кислотами.
Практическое занятие: приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества.
Расчетные задачи:
Вычисление массовой доли и массы вещества в растворе.
Вычисление по химическим уравнениям массы по известному количеству вещества одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.
Тема 5. ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ (9 часов)
Состав и строение оксидов, кислот, оснований, солей. Классификация, физические и химические свойства оксидов, кислот, оснований, солей. Способы получения и области применения оксидов, кислот, оснований, солей.
Генетическая связь между оксидами, кислотами, основаниями, солями.
Демонстрации:
Некоторые химические свойства оксидов, кислот, оснований, солей.
Плакат «Связь между классами неорганических веществ»
Тема 6. ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН И ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ Д.И.МЕНДЕЛЕЕВА. СТРОЕНИЕ АТОМА (11 часов)
Классификация химических элементов. Химические элементы, оксиды и гидроксиды которых проявляют амфотерные свойства. Естественные семейства химических элементов: щелочные металлы, галогены, инертные газы. Периодический закон Д.И.Менделеева.
Порядковый номер элемента. Состав атомных ядер. Изотопы.
Строение электронных оболочек атомов.
Периодическая система химических элементов. Малые и большие периоды. Группы и подгруппы.
Характеристика химических элементов главных подгрупп на основании положения в Периодической системе и строения атомов.
Значение периодического закона.
Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева.
Демонстрации:
Взаимодействие натрия с водой; показ образцов щелочных металлов и галогенов.
Транспаранты «Элементы и их свойства».
Транспаранты «Строение атома».
Транспаранты и таблички «Электронные оболочки атомов»
Видеофильм «М.В.Ломоносов, Д.И.Менделеев»
Лабораторный опыт: взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей.
Тема 7. ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ. СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА (7часов)
Понятие о химической связи и причинах ее образования. Электроотрицательность. Ковалентная полярная и неполярная связи. Ионная связь. Кристаллические решетки. Степень окисления.
Демонстрации:
Модели пространственных решеток поваренной соли, графита, твердого оксида углерода (IV).
Видеофильм «Химия. 8 класс».
Компакт-диск «Химия. 8 класс»
РАЗВЕРНУТЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
| Тема урока
| К-о
час
| Тип урока
| Обязательные элементы содержания
| Химический эксперимент (оборудование)
| Требования к уровню подготовки учащихся
| Измерители (вид контроля)
| Д/З
| Дата
про
веде
ния
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| Тема 1. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ
| 1
| Предмет химии. Вещества и их свойства
| 1
| УИНЗ
| Химия, вещества, тела, свойства веществ
| Демонстрации:
- различные виды химической посуды;
- предметы, сделанные из разных веществ;
- приборы для измерения веса, плотности, жидкости, температуры.
Лабораторный опыт: рассмотрение веществ с различными физическими свойствами
| Знать определение предмета химии, определение вещества, свойств веществ.
Уметь описывать вещества по их физическим свойствам
| Фронтальный опрос
| § 1, упр. 3-5, с.13
|
| 2
| Чистые вещества и смеси
| 1
| КУ
| Чистые вещества, однородные и неоднородные смеси, способы их разделения
| Демонстрации:
- однородные и неоднородные смеси;
- способы разделения смесей (фильтрование, выпаривание, хроматография)
| Знать отличие чистого вещества от смеси, способы разделения смесей, иметь представление о материалах.
Уметь различать однородные и неоднородные смеси
| Текущий. Работа по карточкам
| § 2, упр.7, 9, с.13
|
| 3
| Явления физические и химические, признаки химических реакций, условия возникновения и протекания реакций
| 1
| КУ
| Явления физические и химические, признаки химических реакций, условия возникновения и протекания реакций
| Демонстрации:
- физические явления (растирание сахара в ступке, нагревание стеклянной трубки и т.д.);
- химические явления (горение свечи, нагревание сахара, взаимодействие щелочи с фенолфталеином, взаимодействие серной кислоты с хлоридом бария и т.д.)
| Знать определение физических и химических явлений, признаки химических реакций, условия возникновения и течения реакций.
Уметь отличать физические и химические явления, определять признаки химических реакций, условия их возникновения
| Фронтальный и текущий опрос. Работа по карточкам
| § 3, упр.10, 11, с.13
|
| 4
| Простые и сложные вещества
| 1
| КУ
| Простые и сложные вещества, атом, молекула, сложные вещества и смеси, вещества молекулярного и немолекулярного строения
| Демонстрации:
- взаимодействие железа с серой.
Лабораторный опыт: ознакомление с образцами простых и сложных веществ
| Знать определение атома, простого и сложного вещества, отличие смеси и сложного вещества.
Уметь различать простые и сложные вещества, смеси и сложные вещества, вещества молекулярного и немолекулярного строения
| Теку
щий. Работа с ДМ:
| § 4,5, упр.11, 12, 13, с.25, подготовиться к п/р, с.51
|
| 5
| Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лаборатор
ным штативом и спиртовкой. Знакомство с химической посудой
| 1
| УЗЗ
| Правила техники безопасности, приемы обращения с лабораторным оборудованием, знакомство с химической посудой
| Практическая работа № 1 (1-й час)
| Знать правила работы в химическом кабинете.
Уметь обращаться с лабораторным оборудованием, химической посудой
| П/р № 1, с.51
| Подготовиться к п/р, с.51-52
|
| 6
| Изучение строения пламени
| 1
| УЗЗ
| Строение пламени, его свойства, правила нагревания на спиртовке
| Практическая работа № 1 (2-й час)
| Знать строение пламени, его свойства.
Уметь проводить исследования пламени, нагревание на спиртовке
| Практическая работа № 1 (2-й час), с.51-52
| Подготовиться к п/р № 2, с.52
|
| 7
| Очистка загрязнен
ной поваренной соли
| 1
| УЗЗ
| Разделение однородных и неоднородных смесей, работа с лабораторным оборудованием
| Практическая работа № 2
| Знать правила обращения с лабораторным оборудованием, способы разделения однородных и неоднородных смесей.
Уметь проводить разделение смесей фильтрованием и выпариванием
| П/р № 2, с.52
| Повторить § 1-5, записи в тетради и см. д/з на уроке 4
|
| 8
| Химические элементы. Относительная атомная масса
| 1
| УИНЗ
| Химический элемент. Относительная атомная масса. Знаки химических элементов. Простое вещество и химический элемент
| Демонстрации:
- ПС;
- видеофильм «Химические элементы»
| Знать определение химического элемента, 10 знаков химических элементов, определение относительной атомной массы.
Уметь отличать понятия «химический элемент» и «простое вещество»
| Фронтальный и текущий опрос. Работа с ДМ:
| §6-8, выучить 10 знаков, упр. 18, с.25
|
| 9-10
| Закон постоянства состава. Химические формулы. Расчеты по химическим формулам
| 2
| КУ
| Закон постоянства состава, химическая формула, относительная молекулярная масса, расчеты по формулам
| Демонстрации:
- видеофильм «Химия. 8 класс. Ч.1» (Первоначальные химические понятия.);
- компакт-диск «Химия. 8 класс»
| Знать определение закона постоянства состава, что такое химическая формула, относительная молекулярная масса.
Уметь давать по плану описание вещества и выполнять расчеты по формуле
| Текущий опрос. Работа с ДМ:
| §9,10, упр. 10 (1), 11 (1-я и 2-я формулы), 12, с.32
|
| 11-12
| Валентность. Составление химических формул по валентности
| 2
| КУ
| Валнтность (определение), определение валентности по формуле в бинарных соединениях, составление формул по валентности
| Демонстрация:
- видеофильм «Химия. 8 класс. Ч.1» (Первоначальные химические понятия.)
| Знать определение «понятия валентность».
Уметь определять валентность по формуле, состоящей из двух элементов, составлять формулы по валентности
| Текущий опрос. Работа с ДМ:
| §11.12, упр. 4,5. с.37
|
| 13
| Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ
| 1
| КУ
| Основные положения атомно-молекулярного учения, его значение, закон сохранения массы веществ, его значение
| Демонстрация: опыт, иллюстрирующий закон сохранения массы веществ
| Знать основные положения атомно-молекулярного учения, роль М.В.Ломоносова и Д.Дальтона в создании этого учения
| Фронтальный опрос
| §13,14, упр. 6, задача 2. с.37
|
| 14
| Химические уравнения
| 1
| КУ
| Химические уравнения (определение), составление химических уравнений
| Демонстрация:
- компакт-диск «Вещества и их превращения»
| Знать определение химических уравнений, значение коэффициента в химических уравнениях.
Уметь составлять химические уравнения, расставлять коэффициенты
| Фронтальный и текущий опрос. Работа с ДМ:
| §15, упр. 4, с.47
|
| 15
| Типы химических реакций
| 1
| КУ
| Классификация химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения, обмена
| Демонстрации:
- разложение малахита при температуре,
- горение серы в кислороде;
-взаимодействие CuO (II) с серной кислотой.Лабораторный опыт: взаимодействие железа с раствором хлорида меди (II)
| Знать определение реакций соединения, разложения, замещения, обмена.
Уметь определять типы химических реакций по химическим уравнениям
| Текущий опрос. Работа с ДМ:
| §16, упр.6, с.47
|
| 16
| Количество вещества. Моль - единица количества вещества
| 1
| УИНЗ
| Количество вещества, моль, число Авогадро, расчеты по формуле
| Демонстрация некоторых веществ (Ме, НеМе, их соединений) количеством 1 моль
| Знать определение количества вещества, моль, числа Авогадро.
Уметь определять по формуле число молей по количеству структурных частиц и наоборот
| Фронтальный опрос
| §17, с.41-42, по тетради
|
| 17
| Молярная масса. Решение задач
| 1
| КУ
| Молярная масса. Расчеты по формуле массы, количества вещества, числа структурных частиц
| Демонстрация:
- плакат «Количественные величины в химии»
| Знать определение молярной массы, формулу для расчета.
Уметь вычислять по формуле массу данного вещества, если известно количество вещества и наоборот
| Текущий опрос. Работа с ДМ:
| §17, с. 42-44, упр.9, с.47 по тетради
|
| 18
| Обобщение и систематизация знаний по пройденной теме
| 1
| УОИСЗ
| Повторение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы
| Демонстрация:
- видеофильм «Химия. 8 класс. Ч.1» (Первоначальные химические понятия.)
| Уметь применять знания, умения и навыки при выполнении тренировочных упражнений и заданий
| Текущий опрос. Работа с ДМ:
| Повторить § 11-17, записи в тетради. Подготовиться к к/р
|
| 19
| Контрольная работа №1 по теме «Перво-начальные химические понятия»
| 1
| УК
| Закрепление и контроль ЗУН, полученных при изучении данной темы
|
| Уметь применять знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения данной темы, при выполнении к/р
| Контрольная работа
|
|
| Тема 2. КИСЛОРОД. ОКСИДЫ. ГОРЕНИЕ
| 1
| Кислород. Физические и химические свойства
| 1
| КУ
| Характеристика кислорода как химического элемента и простого вещества. Физические и химические свойства
| Демонстрации:
- сжигание в кислороде угля, серы, фосфора, железа;
- ознакомление с физическими свойствами кислорода
| Знать физические и химические свойства кислорода.
Уметь различать понятия «химический элемент» и «простое вещество» на примере кислорода, записывать уравнения реакций взаимодействия кислорода с простыми веществами
| Фронтальный опрос. Работа по учеб-нику: упр. 5 (а,б,в,д), с.60
| § 18,20, упр. 7, задача 1 (а), с.60
|
| |