Скачать 221.99 Kb.
|
РАЙОННАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ - ФЕСТИВАЛЬ ТВОРЧЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ «EXCELSIOR» Секция ХИМИЯ ПРИГОТОВЛЕНИЕ МЫЛА В ШКОЛЬНОЙ ЛАБОРАТОРИИ Белова Марина Грачева Лариса МОУ «Сятракасинская средняя общеобразовательная школа» Моргаушского района Чувашской Республики 8 класс Научный руководитель: Семенова Ирина Петровна учитель химии МОУ «Сятракасинская СОШ» Моргаушского района Чувашской Республики д. Сятракасы, 2010 Приготовление мыла в школьной лаборатории Белова Марина, д.Кашмаши Грачева Лариса, с.Оточево МОУ «Сятракасинская СОШ» 8 класс Аннотация Данная работа – это исследовательская работа по химии. Название проекта «Приготовление мыла в школьной лаборатории». Основополагающий вопрос нашей работы: «Можно ли получить мыло в условиях школьной лаборатории». Отсюда вытекает главная цель нашей исследовательской работы: получить мыло в условиях школьной лаборатории. Еще в XIX веке один ученый-химик сказал, что богатство и культуру нации определяет то, сколько мыла она потребляет. Как же получилось, что этот продукт занял такое важное место в нашей жизни? Перед собой мы поставили несколько вопросов: Как появилось мыло в обиходе человека? Из чего получают мыло в промышленности? Что делает мыло таким привлекательным, ароматным и душистым? Можно ли получить мыло в школьной лаборатории или даже в домашних условиях? Но основными задачами нашей работы является: изучить и проанализировать литературу по истории мыловарения; изучить методы получения мыла различными способами в условиях школьной лаборатории; выбрать наиболее доступные методы и провести ряд опытов по получению мыла различными способами; изучить особенности промышленного производства мыла. Для проведения практической части составлены технологические карты опытов. В ходе исследовательской работы были использованы ресурсы сети Интернет. Для обработки результатов работы пользовались основными программными продуктами Microsoft Office Microsoft Word, Microsoft PowerPoint Выполненная работа позволяет сделать обоснованные выводы о том, что выдвинутая гипотеза верна, а именно: изучение литературы по приготовлению мыла в условиях школьной лаборатории, получение самого хозяйственного мыла, проверка его свойств на практике привели к получению мыла в условиях школьной лаборатории.
Обоснованность и достоверность выводов в нашей работе ограничена школьными лабораторными условиями, отсутствием приборов для отжима мыла при низком давлении. Оглавление Введение …………………………………………………………..3 Основная часть:
Заключение…………………………………………………….…… 12 Список использованных источников……………………………... 12 Приложения Приложение № 1 Приложение № 2 Приложение № 3 Приложение № 4 Приложение № 5 Приложение № 6 Приложение № 7 ВВЕДЕНИЕ. "Надо, надо умываться по утрам и вечерам!" - настаивал знаменитый Мойдодыр из сказки Чуковского. Грязный мальчишка не соглашался с этим заявлением, и, тем не менее, был тщательно отмыт. Насмотревшись на свои сверкающие чистотой ладошки и пятки, ребенок все-таки согласился с Мойдодыром: "Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!" А где взял мыло сам Мойдодыр? Сегодня мы не можем представить себе наше существование без мыла. Приходим домой и первым делом идем мыть руки. Еще в XIX веке один ученый-химик сказал, что богатство и культуру нации определяет то, сколько мыла она потребляет. А сегодня мыло — неотъемлемая часть личной гигиены и хорошего здоровья. Как же получилось, что этот продукт занял такое важное место в нашей жизни? Из чего получают мыло в промышленности? Что делает мыло таким привлекательным, ароматным и душистым? На эти вопросы мы попытались найти ответ в ходе выполнения исследовательской работы. Когда мы искали в сети Интернет материалы для реферата по истории, случайно вычитали интересный факт, что в 17 веке в России было уже несколько мыловаренных фабрик, население фабричное мыло почти не покупало, и не потому, что разлюбило русскую баню с мыльцем да веничком. Просто большинство хозяек сами варили мыло. Поэтому мы выдвинули следующую гипотезу, а сможем ли мы, четыре века спустя, получить мыло в условиях школьной лаборатории? Данная работа – это исследовательская работа по химии. Название проекта «Приготовление мыла в школьной лаборатории». Основополагающий вопрос нашей работы: «Можно ли получить мыло в условиях школьной лаборатории». Отсюда вытекает главная цель нашей исследовательской работы: получить мыло в условиях школьной лаборатории. Основными задачами нашей работы является: изучить и проанализировать литературу по истории мыловарения; изучить методы получения мыла различными способами в условиях школьной лаборатории; выбрать наиболее доступные методы и провести ряд опытов по получению мыла различными способами; изучить особенности промышленного производства мыла. Объектом изучения нашей работы является процесс получения мыла. Методы исследования: 1. Теоретический анализ и синтез изученной литературы. 2. Наблюдение за протеканием химических реакций, лежащих в основе получения мыла. 3. Опытно-экспериментальные: - приготовление сырья и необходимых реактивов для проведения реакции омыления жиров, получение мыла несколькими способами. Для проведения практической части составлены технологические карты опытов. Для обработки результатов работы пользовались основными программными продуктами Microsoft Office Microsoft Word, Microsoft PowerPoint В ходе исследовательской работы были использованы ресурсы сети Интернет, изучена и анализирована литература. Выполненная работа позволяет сделать обоснованные выводы о том, что выдвинутая гипотеза верна, а именно: изучение литературы по приготовлению мыла в условиях школьной лаборатории, получение самого хозяйственного мыла, проверка его свойств на практике привели к получению мыла в условиях школьной лаборатории. Из истории мыловарения В средствах массовой информации (по телевидению) очень часто рекламируют различные моющие средства, в частности, мыло. Каждый из нас ежедневно пользуется моющими средствами. Умываемся мы с помощью мыла. Сейчас невозможно представить жизнь человека без этого важного средства гигиены. Скорее всего, мыло было открыто по чистой случайности, когда над костром жарили мясо, и жир стекал на золу, обладающую щелочными свойствами. Взяв в руки горсть этого простейшего мыла, древний человек обнаружил, что оно легко растворяется в воде и смывается вместе с грязью. Самое раннее письменное упоминание о мыле в европейских странах встречается у римского писателя и ученого Плиния Старшего. В трактате «Естественная история» (в 37 томах), который, по существу, был энциклопедией естественнонаучных знаний античности, Плиний писал о способах приготовления мыла омылением жиров. Мало того, он писал о твердом и мягком мыле, получаемом с использованием соды и поташа (древесной золы). Раньше для стирки одежды использовали щелок, получающийся от обработки золы водой. Скорее всего, это было до того, как стало известно, что зола от сжигания топлива растительного происхождения содержит поташ. Изобретение собственно мыла зачастую приписывают римлянам и относят его к первому тысячелетию до нашей эры. Легенда гласит, что слово мыло (англ. soap) произошло от названия горы Сапо, на которой совершались жертвоприношения богам. Смесь из растопленного животного жира и древесной золы жертвенного костра смыло дождем в глинистый грунт берега реки Тибр. А женщины, стиравшие там белье, обратили внимание, что благодаря этой смеси одежда отстирывается значительно легче. Мылом как моющим средством люди пользуются давно. Уже в XIII в. на Руси было налажено мыловарение, а в ряде европейских стран и того раньше. Первые германские мыловарни были основаны в XIV столетии. Россия не отставала от Европы в чистоплотности. «Ни в одной стране не найдешь, - писал в XVIII веке историк Джон Флетчер, - чтобы так ценили мытье, как в этой Московии». В средневековой России чем только не отмывались в горячих банях, чем ни стирали: крахмалом, тестом, песком, травами, хлебным квасом, ячменем, ржаным хлебом, бобовой мукой. Особенно распространены были мытье и стирка золой. На основе золы и появилось в России мыльное производство. Было это еще в допетровскую эпоху. В XVIII веке стали появляться первые мыловаренные фабрики и в России. В Москве их было две: в Новинской Пресненской частях, а к 1853 году по Московской губернии насчитывалось уже восемь мыловаренных заводов. При этом многие из них были в руках иностранных промышленников. Продукцию мыловаренного производства потребляли многочисленные суконные, ситценабивные, красильные предприятия. Вообще русское мыловарение развивалось самобытным путем. Для этого были весьма благоприятные условия: большие запасы сала, огромные лесные массивы. "Поташным делом" занимались целые деревни. Рубили деревья, жгли их в котлах тут же в лесу, а золу заваривали, делали щелок, выпаривали его, получая поташ. Такое истребление лесов привело к подорожанию дров, пропал и мед. Однако в 1659 г. "поташное дело", как прибыльное, передали в царскую казну. А вот население фабричное мыло почти не покупало. И не потому, что разлюбило русскую баню с мыльцем да веничком. Просто большинство хозяек сами варили мыло. В домах мыло лежало штабелями, что дрова! Действительно, зачем было покупать продукт, если печи топились дровами, бесплатного поташа хоть отбавляй, да и жир нетрудно раздобыть – везде держали скотину. Сырьевые источники мыловарения. Развитию мыловарения способствовало наличие сырьевых источников. Например, марсельская мыловаренная промышленность, известная с эпохи раннего средневековья, располагала оливковым маслом и содой. Оливковое масло получают простым холодным прессованием плодов масличных деревьев. Масло, получаемое после первых двух прессовок, употребляли для пищевых целей, а после третьей использовали для переработки на мыло. Марсельское мыло было важным товаром торговли уже в IX веке. Оно уступило свое место в международной торговле венецианскому мылу лишь с конца средних веков (XIV век). Кроме Франции, мыловарение в Европе развивалось в Италии, Греции, Испании, на Кипре, т. е. в районах, культивирующих оливковые деревья. Умельцы научились изготавливать из поташа(древесной золы) и животных жиров соли жирных кислот, хорошо адсорбирующие (впитывающие) многие загрязнения с тела и одежды. С тех пор производство поташа начало шириться по всей Руси. Поташ стал одним из основных продуктов экспорта, из него варили мыло по всему миру. Приготовляли его, сжигая деревья бесчисленных российских лесов. Уже к царствованию Петра I это привело к тому, что были вырублены огромные массивы прекрасных среднерусских чащоб. В 1785 году французский химик Николас Лебман из поваренной соли смог получить соду - тоже отличный щелочной материал. Это подтолкнуло мыловаров на поиски более доступных и дешевых способов приготовления мыла из щелочных аналогов поташа. Животные жиры – древнее и весьма ценное сырье мыловаренной промышленности. Искусственные, т.е. синтетические, жирные кислоты получают из парафина нефти. В настоящее время для производства мыла также применяют нафтеновые кислоты, выделяемые при очистке нефтепродуктов (бензина, керосина и др.). Такие мыла имеют нефтяной запах, но зато обладает бактерицидными свойствами. В производстве мыла давно используют канифоль, которую получают при переработке живицы (сухăр- смола) хвойных деревьев. В рецептуру хозяйственного мыла обычно вводят 12 — 15 % канифоли от массы жирных кислот, а в рецептуру туалетных мыл — не более 10 %. Введение канифоли в больших количествах делает мыло мягким и липким. Сырьём, в принципе, может быть любой жир или масло, но в зависимости от свойств исходных веществ, можно получить мыло различной консистенции и различного качества. Практическая часть. Существует немало способов получения мыла в условиях школьной лаборатории в зависимости от имеющегося сырья, от их доступности. Изучив различные методики, мы остановились на наиболее приемлемых для нас методах. Этапы проведения практической части: I этап. Подготовка к проведению опытно – экспериментальной работы. Составляется карта опыта, которая содержит: оборудование, алгоритм выполнения опыта (см. приложение №№ 1-6) II этап Проведение опытно – экспериментальной работы. опыт №1 опыт №2 опыт №3 опыт №4 опыт №5 IIIэтап Оформление результатов опыта. Промышленное производство мыла. Сырье. В наших опытах мы использовали твердые животные жиры: свиное и говяжье. Однако они являются ценными продуктами питания. Поэтому мы решили выяснить, а какие жиры, не являющиеся продуктами питания или являющиеся менее ценными, используют в промышленном производстве мыла. В производстве мыла в промышленных масштабах часто используют жидкие жиры (растительные масла) и превращают их в твердые: кокосовое, которое хорошо растворяется в воде и характеризуется высоким пенообразованием. Самое дорогое туалетное мыло целиком изготавливают из кокосового масла. Искусственные, т.е. синтетические, жирные кислоты получают из парафина нефти. В настоящее время для производства мыла также применяют нафтеновые кислоты, выделяемые при очистке нефтепродуктов (бензина, керосина и др.). В производстве мыла давно используют канифоль, которую получают при переработке живицы (сухăр- смола) хвойных деревьев. В рецептуру хозяйственного мыла обычно вводят 12 — 15 % канифоли от массы жирных кислот, а в рецептуру туалетных мыл — не более 10 %. Сырьём, в принципе, может быть любой жир или масло, но в зависимости от свойств исходных веществ, можно получить мыло различной консистенции и различного качества. Современный процесс получения мыла состоит из трех этапов. Первый — это омыление жиров и масел едкой щелочью для получения очищенного мыла и глицерина. Содержание воды в мыльном растворе на этом этапе составляет 30 процентов. Иногда омыление проводят в варочных котлах, но большинство производителей пользуются современными компьютерными системами. На втором этапе очищенное мыло с помощью температурной обработки, распылительной и вакуумной сушки формируется в небольшие шарики, которые уже содержат лишь 12 процентов воды. На третьем, заключительном этапе мыльные шарики смешивают с отдушками, красителями и другими добавками, которые определяют свойства и аромат мыла. Мыльную массу разрезают и формуют. Сегодня потребители отдают предпочтение мылу с ароматом свежих фруктов и экстрактами трав, что, по их мнению, делает его более натуральным и целебным. Наполнители: Для улучшения некоторых характеристик хозяйственного мыла (иногда и туалетного), а также для удешевления в него вводят наполнители. К ним относятся некоторые натриевые соли (Nа2СО3, Nа2В4О7, Nа5Р3О10, жидкое стекло), которые при растворении в воде приводят к подщелачиванию, клеи (казеин, казеиновый студень), углеводы (крахмал). Клеи и крахмал способствуют пенообразованию мыльного раствора и стойкости пены, однако моющей способностью не обладают. Для получения паст в жидкое хозяйственное мыло вводят тонкоизмельченный песок, толченый кирпич, жирные глины. Они способствуют механической очистке. Такие мыла применяют для чистки кухонной посуды, некрашеной мебели, полов и т. д. Особое место среди наполнителей занимает сапонин, получаемый выщелачиванием некоторых растений и прежде всего мыльного корня. Он хорошо растворяется в воде и его растворы сильно пенятся. Поэтому сапонин используют для улучшения пенообразования и применяют для дорогих сортов мыл. Окраска туалетного мыла Красящие вещества, употребляемые для подкраски туалетного мыла, могут быть весьма различны.
Парфюмирование туалетного мыла При изготовлении туалетного мыла особенно большую роль играет парфюмирование. Дело в том, что отдушка не только должна быть приятной, но и должна долго сохранять свой запах и даже, по возможности, улучшаться при лежании и сушке мыла. Тратить отдушки на парфюмирование нельзя, чтобы мыла эти не обошлись слишком дорого. Поэтому для парфюмирования мыл можно выбрать только дешевые пахучие вещества, но, имеющие тем не менее возможно более сильный запах, так как именно при этих сортах мыл часто требуется перебить какой-нибудь нежелательный посторонний запах. Каждая из добавок тоже играет свою роль в благотворном эффекте очищения. Например, лавандовое масло обладает прекрасным заживляющим действием. Сосна, ромашка и можжевельник снимают отечность. Грейпфрут и пачули тонизируют, липа и мальва оживляют утомленную и обезвоженную кожу, а вяжущие свойства шоколада пойдут на пользу тем, кому есть сладкое противопоказано из-за нарушения обмена веществ. Хоть понюхать... Все, конечно, помнят: мята и цитрусовые запахи бодрят. Умоешься - и тут же проснешься. Ваниль и сандал успокаивают - таким мылом приятно пользоваться перед сном. Базилик просветляет мозги, а иланг-иланг пробуждает чувственность. Изучив литературу, мы составили систематизирующую таблицу, в которой рассмотрели виды добавок в различные сорта мыла и их влияние на организм человека. (См. приложение№ __ Добавки или эфирные масла). В зависимости от наполнителей, добавок, красителей и ароматизаторов получают огромное разнообразие мыла, в том числе медицинских, парфюмерных. В приложении № приведена классификация сортов мыла. Значение и применение мыла Изучив литературу, мы также выяснили, что мыло не только применяют в целях личной гигиены, а также оно играет огромную роль практически во всех областях жизнедеятельности человеческого общества: А именно: - В текстильной промышленности нерастворимые в воде металлические мыла используются для изготовления водонепроницаемых тканей. - В металлообрабатывающей промышленности мыла применяются для защиты металлов от коррозии и смазки волок при волочении проволоки. - В резиновой промышленности нефтепродукты с эмульгированным мылом используются для получения синтетических каучуков. - В косметической промышленности мыла органических щелочей (амины) применяются в качестве основного компонента многих шампуней и кремов. - Мыла действуют как эмульгаторы для инсектицидов и других химических препаратов. - Стеаратцинковое мыло является водоотталкивающим тальком. - Кальциевое, магниевое и алюминиевое мыла в нефтяных фракциях используются для желатинирования бензина при получении зажигательных напалмовых средств, для изготовления сухого спирта и смазок. - В судостроительной промышленности мыла применяются как основа необрастающих покрытий и в качестве ингибиторов роста водорослей. - В лакокрасочной промышленности мыла служат основой сушащих и матирующих веществ. - Мыла применяются как смазка при формовании пластмасс и как дезинфицирующее и очищающее средство в пищевой промышленности. - Алюминиевое мыло (алюминиевые соли смеси жирных и нафтеновых кислот) применяют в США для получения некоторых видов напалма — самовоспламеняющегося состава, используемого в огнеметах и зажигательных авиабомбах. Приложение 1 Опыт №1 «Варка мыла кустарным способом» Оборудование:
1.Берут древесную золу или золу, полученную от пережога сорных растений, и просеивают ее сквозь сито, затем рассыпают ее, смачивают и перемешивают до тех пор, пока не получится равномерно увлажненная масса золы. 2.После этого ее собирают в кучу, в которой сверху образуют углубление. В последнее кладут известь, которая гасится от присутствия влаги. Извести следует брать в половинном количестве от веса взятой золы. 3.Когда известь распадается в тонкий порошок, ее покрывают золой. 4.Затем обливают водой и оставляют на 24 часа, после чего спускают щелок. 5.Это первый щелок, наиболее концентрированный. Его помещают в особый сосуд, и затем еще раз обливают золу водой, сливают ее и получают более слабый щелок. 6.Когда и этот щелок будет готов, то более крепкий наливают в сосуд и нагревают до кипения. 7. Далее прибавляют к щелоку соответственное количество различных жирных отбросов и кипятят, прибавляя более слабого щелока, пока взятая на стеклянную пластинку проба не застынет в прозрачную клейкую массу. Этим способом получают жидкое поташное мыло, обыкновенно называемое мыльным клеем. 8. Чтобы обратить мягкую массу в твердое, плотное мыло, прибавляют к мыльному клею поваренной соли. При этом выделяется так называемое мыльное ядро, которое и представляет собою твердое, натровое мыло. Приложение 2 Опыт №2 Приготовление твердого мыла
Для приготовления твердого мыла берут 2 кг едкого натра, распускают в 8 кг воды, доводят раствор до 25° C и вливают его в расплавленное и охлажденное до 50° C сало (сало должно быть несоленое и берется его 12 кг 800 г на указанное количество воды и соды). Мы взяли 62 г.едкого натра, 125 г.воды и 200 г свиного сала. Полученную жидкую смесь тщательно размешивают, пока вся масса не станет совершенно однородной, после чего разливают по формочкам, и ставят в теплое сухое место. Для придания аромата в 1 формочку мы капнули несколько капель персикового масла, вторую – пихтового, а в третью - масла мелиссы. По истечении 4-5 дней масса затвердевает, и мыло готово. Приложение 3 Опыт №3 Приготовление жидкого мыла
Для приготовления жидкого мыла распускают в 2 кг воды такое же количество едкого неочищенного кали, доводят раствор до 25° C и тщательно смешивают с 8 кг несоленого сала, предварительно растопленного и охлажденного до 50° C. Мы взяли 50 г едкого калия, 50 г.воды и 200 г. свиного сала. В дальнейшем поступают, как указано выше. Приложение 4 Опыт №4 Приготовление твёрдого мыла.
Приготовление твёрдого мыла. Приготовили горячий концентрированный раствор стиральной соды, налили его в пробирку и постепенно, по каплям, добавили растительное масло, пока оно не перестанет растворяться. В полученный раствор насыпали щепотку поваренной соли. Так же поступают и на мыловаренных заводах - это процесс называют высаливанием. После добавления соли твердое мыло всплывает на поверхность, и его легко отделить от раствора. Приложение 6 Опыт №6 Приготовление ядрового мыла
Ядровое мыло высокого качества мы изготовим путем омыления 70 г говяжьего жира и 30 г свиного сала раствором едкого натра. При нагревании на водяной бане дадим жиру расплавиться и при энергичном перемешивании малыми порциями добавили к нему нагретый раствор 25 г едкого натра в 30 мл воды (45% р-р). Полученную смесь при непрерывном перемешивании стеклянной палочкой 30 минут нагревали на кипящей водяной бане, добавляя горячую воду по мере выкипания. Затем прилили 100 мл 20%-ного (20 г.соли на 180 г.воды) раствора поваренной соли и снова нагрели смесь до полного отделения мыла. В отличие от горячей воды, в растворе поваренной соли мыло почти не растворяется. Поэтому при высаливании (или отсолке, как называют эту операцию мыловары) оно отделяется от раствора и всплывает. Дали массе немного остыть, выделившийся на поверхности слой довольно твердого мыла собрали ложкой. При необходимости можно завернуть мыло в полотно или марлю и отожать. Это нужно сделать осторожно, чтобы на руки не попадал крепкий раствор щелочи. Желательно проводить опыт в резиновых перчатках. Затем промоем мыло малым количеством холодной воды и добавим к нему немного растворенного в спирте душистого вещества, мы взяли пихтовое масло. После этого завернем мыло в кусок прочной материи и тщательно разомнем его. В заключение слегка подогреем полученную массу и прессованием придадим ей форму обычного куска мыла. Полученное таким образом мыло называют ядровым, а процесс его выделения из раствора — отсолкой или высаливанием. При высаливании происходит повышение концентрации мыла и его очистка от белковых, красящих и механических примесей — так получают хозяйственное мыло. Мыло собирают в формы, в которых оно твердеет. Приложение 7 Производство медицинских мыл 1. Вазелино-ланолиновое мыло. 3,5 кг вазелина и 1,5 кг ланолина прибавляют к 95 кг расплавленной мыльной массы. Применяется как смягчающее кожу средство. 2. Камфорное мыло. Берут 10 кг лучшего сального мыла, 400 г., розмаринового масла и 400 г камфары. Когда мыло растопится и его надо класть в формы, то прибавляют мелко истолченной камфары, смешанной с 25 г или более горькоминдального масла, также розмаринового масла и хорошо размешивают. 3. Дегтярное мыло состоит из 12- 16 обыкновенного мыла и 1 - 2 березового дегтя. 4. Вазелино-дегтярное мыло. Это мыло состоит из 9,5 кг кокосового масла, 5 кг сала, 8,25 кг щелока в 38° Б, З,2 кг древесного дегтя, 1 кг желтого вазелина, 83 кг воды, 70 г розмаринового и 50 г лавандового масла. Мыло приготовляется при 45° C. 5. Серно-дегтярное мыло (5%). 1 кг серного цвета смешивается с 4 кг нагретого березового дегтя и прибавляется к 95 кг мыльной массы. 6. Карболовое мыло. Обыкновенное белое мыло смешивается с 2-3% карболовой кислоты. 7. Сулемовое мыло. При приготовлении сулемового мыла необходимо применять хорошее мыло с избытком свободного жира, так как все сулемовые мыла, содержащие в своем составе свободные щелочи, покрываются через несколько дней по изготовлении черными пятнами. Сулему добавляют к мылу до 0,1%. 8. Ментоловое мыло (5%). 95 кг мыльного порошка и 5 кг ментола смешивают и прессуют. Применяется для мытья головы при невралгии. 9. Тимоловое мыло (3%). 3 кг тимола смешивают с 97 кг мыльного порошка и прессуют. Тимоловое мыло обладает приятным запахом и применяется как антисептическое средство. 10. Формалиновое мыло (5%). К 95 кг мыльного порошка прибавляют 5 кг формалина (содержащего 40% формальдегида). Формалин нельзя примешивать к горячему мылу, так как, если последнее обладает щелочностью, легко может образоваться муравьиная кислота. Косметические мыла 1. Розовое мыло. Для приготовления этого мыла берут: 64 кокосового масла, 40 сального мыла, 30 воды и нагревают эту смесь в течение 2-3 часа, вымешивают и прибавляют немного эозина для подкраски. Затем снимают с огня и примешивают искусственного розового масла. Мыло отливают в формах. 2. Фиалковое мыло. Для приготовления этого мыла, придающего мягкость коже, берут 100 белого ядрового мыла, 10 фиалкового корня, 10 росного ладана. Мыло вымешивают с водой, окрашивают в фиолетовый цвет и душат фиалковой эссенцией. Затем прибавляют столько крахмала, сколько необходимо для сообщения мылу твердости, после чего мыло кладут в формы. 2. Лимонное мыло. Смешивают, при легком нагревании, 1 белого жирного мыла и 1 крахмала, окрашивают в желтый цвет и душат лимонной эссенцией. Из полученной массы формуют в специальных формах в виде лимона и подкрашивают сверху в желто-лимонный цвет, окуная в желтую краску, с прибавлением воска. 3. Яичное мыло. Яичный желток варят до тех пор, пока вода настолько не испарится, что из желтой массы при сдавливании ее пальцами не будет сочиться масло. Последнее выжимают, процеживают и обращают в мыло при помощи калия. Потом смешивают желток с шестнадцатой долей этого мыла, прибавляют на 30 желтка 1 крахмала и благовонного масла и, когда все это надлежащим образом сгустится, кладут в формы. 4. Глицериновое мыло. 13 сала и 12 кокосового масла расплавляют в котле и процеживают сквозь редкую ткань; к процеженным жирам вливают смесь из 12 щелока в 39,5° Б. и 8 спирта в 95°. Массу мешают, затем вливают 3 глицерина и под конец прибавляют так называемую соту, состоящую из 8 сахара и 5 горячей воды. Когда проба, взятая на нож, показывает, что мыло готово, выливают его в формы. Цвет и запах можно придать по желанию. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Итак, эта первая выполненная нами исследовательская работы в области химии, и в ней охвачена лишь несколько моментов. Мы учимся в 8 классе, и нам предстоит узнать еще очень многое. В соответствии с поставленной целью и задачами, нами изучена литература по приготовлению мыла в условиях школьной лаборатории. В ходе работы нами был сделан вывод о том, что приготовление мыла в домашних условиях – процесс трудоемкий, длительный и дорогостоящий, т.к. для получения мыла используются твердые жиры, которые являются ценными продуктами питания. Изучив технологию производства мыла, мы подобрали наиболее простые методы получения мыл, получили мыла: персиковое, пихтовое, мелиссовое, которые изготовили из натурального сырья. В эти мыла были введены натуральные ингредиенты, которые благоприятно воздействуют на кожу, а также придают мылу разнообразный и приятный запах. Выполненная работа позволяет сделать обоснованные выводы о том, что выдвинутая гипотеза верна, а именно: изучение литературы по приготовлению мыла в условиях школьной лаборатории, получение самого хозяйственного мыла, проверка его свойств на практике привели к получению мыла в условиях школьной лаборатории. В дальнейшем мы планируем продолжение начатой исследовательской работы в плане изучение состава выпускаемых мыл и влияния их на организм человека. Использованные ресурсы.
7. Энциклопедия для детей «Химия», М, Аванта 2000г
|
Районная конференция-фестиваль творчества обучающихся «excelsior 2009» Районный отдел образования, молодёжной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района | Положение о единых требованиях к школьной одежде обучающихся Настоящим Положением устанавливаются единые требования к школьной одежде обучающихся и её видам, а также устанавливается порядок... | ||
Положение о школьной форме и внешнем виде обучающихся мбоусош №18 Общие положения В соответствии с решением управляющего советав школе введены единые требования к школьной форме и внешнему виду обучающихся | Аналитическая химия учебно-методический комплекс «Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия координационных соединений», «Физическая химия», «Химия окружающей среды,... | ||
Выставка-просмотр «Будь спортивным и здоровым» Список литературы Белова Л. Б. Цигун [Текст] : путешествие с белым журавлем : практ занятия / Л. Б. Белова. Спб. Пионер; М. Аст : Астрель, 2002. 224... | Положение о школьной форме и деловом стиле одежды обучающихся 1-х 11-х классов Настоящим Положением устанавливаются требования к школьной форме и деловому стилю одежды для обучающихся 1-х 1 1-х классов | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «С ним не собьетесь с пути правды» (очерк жизни и творчества В. Белова, если раньше не знакомились с биографией) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Целью деятельности Старостата Школы является обеспечение наиболее полной и эффективной реализации прав и интересов обучающихся, их... | ||
Высокомолекулярные соединения учебно-методический комплекс «Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия координационных соединений», «Физическая химия», «Химия окружающей среды,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Белова, Н. А. Словесное выражение образа рассказчика : урок словесности в XI классе / Н. А. Белова // Русская словесность. 2008.... | ||
Химические основы биологических процессов учебно-методический комплекс «Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия координационных соединений», «Физическая химия», «Химия окружающей среды,... | «Химия и биосфера» для учащихся 9 классов Сценарий праздника для детей 11-15 лет «Мы всегда за них в ответе, как Принц на маленькой планете», Белова С. В., педагог дополнительного... | ||
Методическая разработка урока «Виновата ли химия?» Автор: Постнова Марина Валентиновна, учитель химии мбоу «Средняя общеобразовательная школа №11» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Вводный инструктаж по тб. Правила тб при работе в химической лаборатории. Органическая химия | ||
Программа вступительных экзаменов по специальным дисциплинам, соответствующих... ... | Программа вступительных экзаменов по специальным дисциплинам, соответствующих... «Неорганическая химия»; «Аналитическая химия»; «Органическая химия»; «Физическая химия» |