Скачать 69.87 Kb.
|
Урок внеклассного чтения в 11 классе по роману В.И. Белова «Кануны»: «Так это было» на Вологодчине». Задания к уроку:
роман – хроника – литературное произведение, содержащее историю политических, общественных, семейных событий с указанием точных дат событий. коллективизация – процесс добровольного объединения мелких единоличных крестьянских хозяйств в крупные, социалистические (1929 – 1932 г.г.) Цели урока:
Анализ романа «Кануны».
Подвести к мысли о трагичности тех событий, об их роли в современной жизни.
Оформление.
Ход урока: …Я есть сын крестьянина. Меня касается все, что делается на этой земле, на которой я не одну тропку босыми пятками выбил; на полях, которые исходил с косой и где метал сено в стога. А. Яшин «Угощаю рябиной». I. Слово учителя. «Кануны» в контексте современной литературы о коллективизации. Конец 20-х начало 30-х годов, эпоха коллективизации – один из самых сложных и драматических периодов, оценить и осмыслить который не так-то легко и просто не только писателям, но и историкам, социологам, философам. Литература своими средствами пытается разобраться в духовном мире людей того трагического периода нашей истории. В 80-90-е годы опубликованы романы: «Перелом» Николая Скромного; «Мужики и бабы» (вторая книга) Б. Можаева; «Овраги» Сергея Антонова; неизвестные ранее рассказы Владимира Тендрякова, написанные еще в 20-30 годы; роман «Котлованы» и повесть «Впрок» А. Платонова. Не прошел мимо этой темы – коллективизация в северной деревне – и наш земляк, известный уже нам писатель В.И. Белов. Он вошел в литературу в начале 60-х годов, сразу же заявив о себе как о вполне сознательном продолжателе традиций русской классики. Герои его книг – современники, наши земляки, жители северной деревни, о которых он пишет с огромной любовью и уважением. «На родине» (отрывок из рассказа) – эмоциональное чтение учителя или подготовленного ученика. II. Сообщение учащегося о жизни и творчестве В.И. Белова. «С ним не собъетесь с пути правды». III. Как проходила коллективизация в нашей области, в нашем сельском совете? Как это отразилось в романе? Есть ли сходство? Сообщение: «Коллективизация в Спасском сельском совете. Документальная хроника». IV. Анализ романа. 1. Беседа по вопросам. а) Понравилась ли вам книга? О чем она? (коллективизация в северной деревне). б) Какие эпизоды особенно запомнились? в) Кто из героев ближе вам? Чем привлекателен? г) Какие две стихии, два мира противостоят в романе друг другу? д) Вспомните книгу В.И. Белова «Лад» (8 класс). Можно ли выделить в этих книгах – в «Канунах» и в «Ладе» - общие темы, проблемы, поставленные автором? Назовите их. е) Краткий пересказ содержания романа (место, время действия, основные сюжетные линии). Назвать основные эпизоды, способствующие пониманию главной идеи романа. (Основная идея – через многообразие проявлений быта крестьян осмыслить природу единства народной жизни, ее целостности.) Итак, боль и тревога, с какой говорит Белов о нравственных потерях народа, о том, что произошло с русской деревней вообще и вологодской в частности, рождает желание разобраться, как испокон веков была устроена крестьянская вселенная. В центре повествования писателя – два села, но это целый мир, десятки колоритнейших народных характеров, будни и праздники людей, кормящих и держащих на своих плечах громадную страну. Центральное понятие всего творчества Белова и романа «Кануны» – лад, понятие очень емкое. Лад – вселенский мир, гармония мироздания. Лад определенного уклада общественной жизни (дружба, взаимопонимание). Лад – супружество, любовь. Лад трудовой: ладить – делать хорошо. · Определите основную идею романа «Кануны» В романе «Кануны» автор изображает состояние деревни накануне (см. название романа) и в начале серьезных и решительных за всю ее историю преобразований, образ Лада находится в состоянии кризиса – это и является основной идеей. ·Подберите однокоренной антоним к слову «Лад» (лад – разлад) 2. Групповая работа. 1 группа. Изображение векового уклада крестьянской жизни, народных традиций в романе. (В основе – рассказ о семье Роговых). Лад в романе. Выступления учащихся. Моральное кредо мира крестьянской жизни выражено в ночных думах деда Никиты Рогова – своеобразной молитве – заклинании: «Сколько перепахано было земли, пролито пота? О, хлеб насущный! Многотрудный, всесильный наш! Господи, господи! И днем и ночью гласишь, в зиму и лето, от рождения человека до смертного краю. Приди в закрома! Дай силу рукам человеческим, ясную зоркость уму и торжество бессмертной душе! Младенца установи на крепкие ноги, вдовицу утешь, приласкай сироту… Недруга напитай! Пускай потухнет его лютая злоба и стихнет потрясение неспокойной души. С тобой да сгинут везде страдания и смуты!…» Хлеб насущный… Автор не рисует картин тяжкого труда на созревшей ниве или заснеженной лесосеке, хотя все это есть – и косовища, и уборка, и молотьба. · Жалуется кто-нибудь на тяжесть труда? Нет, ведь работает каждый на себя. Для крестьянина труд – дело святое, естественное, автор не прочь подчеркнуть радостную, праздничную сторону труда. Анализ эпизодов:
Провести с классом игру – столбушка (по описанию в «Канунах»). То что изображает Белов, воспринимается современным читателем с недоверием. Неужели так было? Неужели таким привлекательным был труд, быт крестьян? Не идеализирует ли автор те трудовые и бытовые отношения в деревне? · Как думаете вы? Нет не идеализирует. Вывод: в деревенском мире таких крестьян, как Роговы, Пачины царят лад, согласие. Такой видит писатель деревню конца 20-х годов, доживающую свои последние дни. Притягательна сила талантливого и правдивого изображения автором духовного мира крестьянина – подлинного хозяина земли. 2 группа. Разлад в романе. · Что создает кризисное состояние в «Канунах»? · Кто угрожает разрушению лада? · Есть ли в тексте эпизоды, которые подводят нас к этой мысли? Анализ эпизодов. Выступления учащихся. - Размышления Носопыря о мире – огромном, многотрудном. (глава 1, начало) Но в этом своеобразном поэтическом «запеве» романа ощущается какая-то тревога: «Мир…убегал», «сновала везде черная мгла, мешаясь с ярким светом», «тепло и холод погашали друг дружку», «в веселом небе табунятся печальные звезды», - и в нашем сознании начинает возникать образ Лада в состоянии кризиса. - Сосна – символ красоты, спокойствия крестьянского мира, и вот она гибнет. (Выразительное чтение эпизода ,глава 13) Этот мир пытаются расколоть, перессорить всех друг с другом. Более всех движим такой идеей Игнаха Сопронов. (Текст) Игнаха Сопронов – уездный уполномоченный, представляет собой и реальную власть, и реальную политику. Крестьянскую мораль Белов противопоставляет морали таких, как Сопронов, то есть тех, у кого с нравственностью не все в порядке. Сопронов ненавидит закона крестьянского общежития, поэтому его поступки выглядят антинародными. (Текст). В романе его дважды спасают от смерти:
Оба они – и Данила, и Палашка – знают, что Игнаха сживает их со света, но не протянуть руку утопающему они не могут, такова крестьянская мораль, противопоставленная морали таких, как Игнат Сопронов. Авторское отношение: на протяжении всего романа Сопронов ни разу не назван по имени и отчеству, только неуважительно: Игнаха, так же, как и его брат Сенька, и Микуленок. К членам семьи Роговых, Пачиных – уважительное отношение, всех их называют по имени, отчеству полностью. 3 группа: Природа в романе, поэзия красоты и гармонии мира. Выступления учащихся (в основе – текст). Вывод по роману: «Кануны» - это глубокое и правдивое исследование исторических процессов, которые надолго определили движение и развитие вологодской деревни. Перед нами – картина жизни северного края в начале переломного периода – периода коллективизации, которая положила начало «раскрестьяниванию» мужика. |