Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 69.87 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации15.03.2014
Размер69.87 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Урок внеклассного чтения в 11 классе

по роману В.И. Белова «Кануны»: «Так это было» на Вологодчине».

Задания к уроку:

  1. чтение текста, пересказ эпизода;

  2. выразительное чтение отрывка;

  3. сообщения:

    • «С ним не собьетесь с пути правды» (очерк жизни и творчества В. Белова, если раньше не знакомились с биографией);

    • документальная хроника событий времен коллективизации в Спасском сельском совете;

    • подробный пересказ об играх, забавах молодежи, провести с классом игру «Столбушка» (описана в романе);

    • рассказ о маслоартели;

    • задания по группам.

  4. словарная работа:

роман – хроника – литературное произведение, содержащее историю политических, общественных, семейных событий с указанием точных дат событий.



коллективизация – процесс добровольного объединения мелких единоличных крестьянских хозяйств в крупные, социалистические (1929 – 1932 г.г.)

Цели урока:

  1. Продолжить знакомство с творчеством вологодского писателя В.И. Белова: взгляд писателя – земляка на коллективизацию в Вологодской области.

Анализ романа «Кануны».

  1. Содействовать осмыслению истории России и Вологодской области конца 20-х начала 30-х годов, обогащению представления школьников о событиях того времени в Спасском сельском совете.

Подвести к мысли о трагичности тех событий, об их роли в современной жизни.

  1. Развитие навыка анализа художественного произведения; развитие навыка самостоятельной работы с художественным текстом.



Оформление.

  1. Портрет В.И. Белова.

  2. Выставка книг писателя.

  3. Эпиграф (слова А. Яшина).


Ход урока:
…Я есть сын крестьянина. Меня касается

все, что делается на этой земле, на

которой я не одну тропку босыми

пятками выбил; на полях, которые

исходил с косой и где метал сено в стога.
А. Яшин «Угощаю рябиной».

I. Слово учителя. «Кануны» в контексте современной литературы о коллективизации.
Конец 20-х начало 30-х годов, эпоха коллективизации – один из самых сложных и драматических периодов, оценить и осмыслить который не так-то легко и просто не только писателям, но и историкам, социологам, философам. Литература своими средствами пытается разобраться в духовном мире людей того трагического периода нашей истории.

В 80-90-е годы опубликованы романы: «Перелом» Николая Скромного; «Мужики и бабы» (вторая книга) Б. Можаева; «Овраги» Сергея Антонова; неизвестные ранее рассказы Владимира Тендрякова, написанные еще в 20-30 годы; роман «Котлованы» и повесть «Впрок» А. Платонова.

Не прошел мимо этой темы – коллективизация в северной деревне – и наш земляк, известный уже нам писатель В.И. Белов. Он вошел в литературу в начале 60-х годов, сразу же заявив о себе как о вполне сознательном продолжателе традиций русской классики.

Герои его книг – современники, наши земляки, жители северной деревни, о которых он пишет с огромной любовью и уважением.
«На родине» (отрывок из рассказа) – эмоциональное чтение учителя или подготовленного ученика.
II. Сообщение учащегося о жизни и творчестве В.И. Белова. «С ним не собъетесь с пути правды».
III. Как проходила коллективизация в нашей области, в нашем сельском совете? Как это отразилось в романе? Есть ли сходство?

Сообщение: «Коллективизация в Спасском сельском совете. Документальная хроника».


IV. Анализ романа.
1. Беседа по вопросам.

а) Понравилась ли вам книга? О чем она? (коллективизация в северной деревне).

б) Какие эпизоды особенно запомнились?

в) Кто из героев ближе вам? Чем привлекателен?

г) Какие две стихии, два мира противостоят в романе друг другу?

д) Вспомните книгу В.И. Белова «Лад» (8 класс). Можно ли выделить в этих книгах – в «Канунах» и в «Ладе» - общие темы, проблемы, поставленные автором? Назовите их.

е) Краткий пересказ содержания романа (место, время действия, основные сюжетные линии).

Назвать основные эпизоды, способствующие пониманию главной идеи романа. (Основная идея – через многообразие проявлений быта крестьян осмыслить природу единства народной жизни, ее целостности.)
Итак, боль и тревога, с какой говорит Белов о нравственных потерях народа, о том, что произошло с русской деревней вообще и вологодской в частности, рождает желание разобраться, как испокон веков была устроена крестьянская вселенная. В центре повествования писателя – два села, но это целый мир, десятки колоритнейших народных характеров, будни и праздники людей, кормящих и держащих на своих плечах громадную страну.

Центральное понятие всего творчества Белова и романа «Кануны» – лад, понятие очень емкое.

Лад – вселенский мир, гармония мироздания.

Лад определенного уклада общественной жизни (дружба, взаимопонимание).

Лад – супружество, любовь.

Лад трудовой: ладить – делать хорошо.
· Определите основную идею романа «Кануны»
В романе «Кануны» автор изображает состояние деревни накануне (см. название романа) и в начале серьезных и решительных за всю ее историю преобразований, образ Лада находится в состоянии кризиса – это и является основной идеей.
·Подберите однокоренной антоним к слову «Лад» (лад – разлад)
2. Групповая работа.

1 группа.

Изображение векового уклада крестьянской жизни, народных традиций в романе. (В основе – рассказ о семье Роговых). Лад в романе.

Выступления учащихся.
Моральное кредо мира крестьянской жизни выражено в ночных думах деда Никиты Рогова – своеобразной молитве – заклинании: «Сколько перепахано было земли, пролито пота? О, хлеб насущный! Многотрудный, всесильный наш! Господи, господи! И днем и ночью гласишь, в зиму и лето, от рождения человека до смертного краю. Приди в закрома! Дай силу рукам человеческим, ясную зоркость уму и торжество бессмертной душе! Младенца установи на крепкие ноги, вдовицу утешь, приласкай сироту… Недруга напитай! Пускай потухнет его лютая злоба и стихнет потрясение неспокойной души. С тобой да сгинут везде страдания и смуты!…»

Хлеб насущный… Автор не рисует картин тяжкого труда на созревшей ниве или заснеженной лесосеке, хотя все это есть – и косовища, и уборка, и молотьба.

· Жалуется кто-нибудь на тяжесть труда?

Нет, ведь работает каждый на себя. Для крестьянина труд – дело святое, естественное, автор не прочь подчеркнуть радостную, праздничную сторону труда.
Анализ эпизодов:

    • помочи – заготовка и вывозка леса для мельницы Павла Пачина (главы XIII, XIV);

    • молотьба в овине Роговых (внук Сережа – впервые на обмолоте, для него это, как и для всех – праздник) (глава XVI, часть 2).

    • праздники, игры, забавы – неотъемлемая, естественная сторона крестьянского бытия, без них жизнь скучна.


Провести с классом игру – столбушка (по описанию в «Канунах»).
То что изображает Белов, воспринимается современным читателем с недоверием.

Неужели так было?

Неужели таким привлекательным был труд, быт крестьян? Не идеализирует ли автор те трудовые и бытовые отношения в деревне?
· Как думаете вы?

Нет не идеализирует.
Вывод: в деревенском мире таких крестьян, как Роговы, Пачины царят лад, согласие. Такой видит писатель деревню конца 20-х годов, доживающую свои последние дни. Притягательна сила талантливого и правдивого изображения автором духовного мира крестьянина – подлинного хозяина земли.
2 группа.

Разлад в романе.

· Что создает кризисное состояние в «Канунах»?

· Кто угрожает разрушению лада?

· Есть ли в тексте эпизоды, которые подводят нас к этой мысли?
Анализ эпизодов. Выступления учащихся.

- Размышления Носопыря о мире – огромном, многотрудном. (глава 1, начало)

Но в этом своеобразном поэтическом «запеве» романа ощущается какая-то тревога: «Мир…убегал», «сновала везде черная мгла, мешаясь с ярким светом», «тепло и холод погашали друг дружку», «в веселом небе табунятся печальные звезды», - и в нашем сознании начинает возникать образ Лада в состоянии кризиса.

- Сосна – символ красоты, спокойствия крестьянского мира, и вот она гибнет. (Выразительное чтение эпизода ,глава 13)

Этот мир пытаются расколоть, перессорить всех друг с другом. Более всех движим такой идеей Игнаха Сопронов. (Текст)

Игнаха Сопронов – уездный уполномоченный, представляет собой и реальную власть, и реальную политику. Крестьянскую мораль Белов противопоставляет морали таких, как Сопронов, то есть тех, у кого с нравственностью не все в порядке. Сопронов ненавидит закона крестьянского общежития, поэтому его поступки выглядят антинародными. (Текст). В романе его дважды спасают от смерти:

  1. Д. Пачин (подобрал в поле больного)

  2. Палашка Миронова (спасла, когда тонул)

Оба они – и Данила, и Палашка – знают, что Игнаха сживает их со света, но не протянуть руку утопающему они не могут, такова крестьянская мораль, противопоставленная морали таких, как Игнат Сопронов.
Авторское отношение: на протяжении всего романа Сопронов ни разу не назван по имени и отчеству, только неуважительно: Игнаха, так же, как и его брат Сенька, и Микуленок.

К членам семьи Роговых, Пачиных – уважительное отношение, всех их называют по имени, отчеству полностью.

3 группа:

Природа в романе, поэзия красоты и гармонии мира.

Выступления учащихся (в основе – текст).

Вывод по роману:
«Кануны» - это глубокое и правдивое исследование исторических процессов, которые надолго определили движение и развитие вологодской деревни. Перед нами – картина жизни северного края в начале переломного периода – периода коллективизации, которая положила начало «раскрестьяниванию» мужика.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск