Скачать 109.82 Kb.
|
Химия в огороде Элективный курс по химии для учащихся 9 классов Учебно – тематическое планирование курса: Утверждено на заседании ШМО ___ сентября 2012 года; Руководитель ШМО (Соловьев В.В.); Согласовано с заместителем Директора по учебной части ___ сентября 2012 года; Зам. Директора по учебной части (Окунева Г.Н.) Пояснительная записка Целью элективного курса “Химия в огороде” является ознакомление учащихся со свойствами почвы, её составом, строением и видами, а также с основами мелиорации почв. Большой раздел программы отводится изучению различных видов удобрений и правилам их применения. Учащиеся приобретают устойчивые навыки работы с нагревательными приборами, весами, мерной посудой и реактивами, учатся самостоятельно проделывать агрохимические анализы различных типов почв, некоторых удобрений. В качестве объектов исследования отобраны минеральные удобрения, химическое строение и свойства которых легко анализируются на основе школьного курса химии. В задачи курса входит более детальное ознакомление учащихся с техникой и правилами лабораторных работ с химическими реактивами, лабораторным оборудованием и химической посудой, как общего, так и специального назначения. Программа курса предполагает:
Наряду с образовательными задачами, курс предполагает решение воспитательных задач и развитие личности учащихся, формирование у них гуманистических чувств и отношений в общении с окружающими людьми и во взглядах на природу в целом. Тематическое планирование элективного курса по химии для учащихся 9 класса “Химия в огороде” (17 часов)
Содержание курса Тема 1. Организационное занятие. Выбор старосты и его помощников. Общие требования к учащимся (рабочий журнал, халат, дисциплина и т.д.). Ознакомление учащихся с программой и формами занятий. Агрохимия как наука, ее связь с химией и биологией. Краткий исторический очерк развития агрохимии. Инструктаж по технике безопасности работы в химической лаборатории. Уточнение расположения в кабинете электрических выключателей, водопроводных и газовых кранов, средств тушения пожаров. Знакомство с химической посудой и лабораторным оборудованием. Тема 2. Почва. Твёрдая фаза почвы, почвенный воздух, почвенный раствор. Понятие о потенциальном и эффективном плодородии почвы. Почвенный профиль. Понятие о генетических почвенных горизонтах. Мощность почвы. Практические работы: № 1. “Определение мощности почвы и её отдельных горизонтов”. № 2. “Взятие почвенных образцов и подготовка их к анализу”. Тема 3. Состав минеральной части почвы: понятие о первичных и вторичных минералах. Состав органической части почвы: негумифицированные и гумусовые органические вещества (гумус); гуминовые кислоты. Практические работы: № 3 “Определение влажности и массовой доли органических веществ почвы”. № 4 “Определение массовой доли перегноя в почве”. Тема 4. Генетическая классификация почв, понятие о почвенном типе. Классификация почв по механическому составу, гранулометрический состав почв. Практические работы: № 5 “Определение механического состава почвы “методом шнура” Качинского”. № 6 “Определение механического состава почвы методом отстаивания”. Тема 5. Поглотительная способность почв: биологическое, физическое, механическое, химическое, физико-химическое поглощение. Понятие о почвенных коллоидах, почвенном поглощающем комплексе (ППК), емкости обменного поглощения, степени насыщенности основаниями. Кислотность почв: актуальная, обменная, гидролитическая кислотности почвы. Щелочность почв. Практические работы: № 7 “Определение активной кислотности почвы”. № 8 “Определение обменной кислотности почвы”. № 9 “Определение гидролитической кислотности почвы”. Тема 6. Известкование почвы. Влияние известкования на урожай моркови, капусты, свеклы – анализ урожайности этих культур за несколько лет. Расчет дозы известняка для известкования кислых почв. Растения – индикаторы кислых почв. Тема 7. Классификация форм воды, содержащейся в почве. Гравитационная, грунтовая, капиллярная, кристаллизационная, гигроскопическая и парообразная вода почвы. Понятие о влажности, влагоемкости и водопроницаемости почвы. Практические работы: № 10 “Определение влагоёмкости почвы”. Тема 8. Общее понятие об удобрениях, их классификация по различным признакам. Минеральные, органические, органно-минеральные и бактериальные удобрения; простые и комплексные удобрения. Краткий исторический очерк использования удобрений. Тема 9. Азот в жизнедеятельности растений. Формы азота доступные для питания растений. Процессы нитрификации и аммонификации. Классификация азотных удобрений по форме азота содержащегося в них. Аммиачные, нитратные, аммиачно-нитратные и амидные азотные удобрения. Практические работы: № 11 “Определение содержания нитратного азота в почве”. Тема 10. Фосфор в жизнедеятельности растений. Источники фосфора доступного для питания растений. Классификация фосфорных удобрений по их растворимости в воде и слабых кислотах. Растворимые в воде фосфаты; полурастворимые фосфорные удобрения; фосфорные удобрения не растворимые ни в воде, ни в слабых кислотах. Тема 11. Калий в жизнедеятельности растений. Классификация калийных удобрений. Зола как местное калийное удобрение. Практические работы: № 12 “Определение содержания калия в почве”. №13 “Распознание минеральных удобрений”. № 14 “Распознание минеральных удобрений с помощью определителя”. Тема 12. Общее понятие о микроэлементах. Микроэлементы в жизнедеятельности растений: железо, бор, марганец, медь, молибден, цинк. Классификация микроудобрений в зависимости от содержащегося в них микроэлемента. Общее понятие о комплексных удобрениях. Смешанные, сложные и комбинированные удобрения. Тема 13. Общее понятие об органических удобрениях. Значение органических удобрений. Торф и навоз как органические удобрения, компосты, зелёное удобрение (сидераты). Анализ урожайности картофеля и других огородных культур – влияние на урожай органических удобрений. Тема 14. Внесение удобрений. Классификация удобрений по срокам внесения: допосевное, припосевное и послепосевное (подкормка) удобрения. Применение фосфорных, азотных, калийных удобрений. Практические работы: №15 «Внесение в почву раствора органических удобрений – куриного помета» №16 «Подкормка растений школы растворами минеральных удобрений». Тема 15. Химические средства защиты растений: гербициды, фунгициды и т.д. Проблемы защиты окружающей среды. Замена химических препаратов биологическими препаратами. Практические работы: №17 «Приготовление отвара пижмы для обработки растений» Тема 16. Защита курсовых работ (творческих проектов) по индивидуальным темам. Выпуск индивидуальных стенных газет по теме курсовых работ (творческих проектов). В конце года каждый ученик защищает курсовую работу (творческий проект) по индивидуальной теме, по результатам которой выставляется итоговая оценка за курс. Организуется смотр-выставка курсовых работ. Учащиеся, добившиеся лучших успехов, поощряются. Тема 17. Практические занятия в школьном огороде (летняя практика) Примерный перечень тем творческих проектов
Требования к результатам обучения
Литература 1. Иванов П.П. Агрохимический кружок в школе 2. Штремплер Г.И., Лисин А.И. Агрохимия в школе 3. Онегов А.С. Школа юннатов 4. Папорков М.А. Учебно-опытная работа на пришкольном участке 5. Подборка статей «Сельские вести» |
Элективный курс по химии для учащихся 9-го класса Учебно тематическое планирование курса Программа разработана для учащихся с ориентацией на естественнонаучный профиль. Данная программа знакомит с веществами из повседневной... | Программа содержит: Пояснительную записку; Содержание изучаемого... Элективный курс предназначен для развития познавательно интереса учащихся, а также для реализации полученных знаний на практике и... | ||
Учебно-тематическое планирование по химии Класс 8 Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы курса... | Рабочая программа элективного курса по выбору «Углубленное изучение отдельных тем общей химии» Элективный курс предназначен для учащихся 10-11-ых классов и рассчитан на 68 часов (1 час в неделю). Особенность данного курса заключается... | ||
Программа элективного курса Пояснительная записка. Элективный курс «индикаторы» Элективный курс «индикаторы» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. На изучение данного курса отводится... | Календарно-тематическое планирование 9 класс «Химия» Учитель: Рогожникова... Календарно-тематическое планирование составлено на основе Примерной программы основного общего образования по химии, а также курса... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Элективный курс предназначен для учащихся 10-х классов, изучающих химию на базовом уровне. Курс рассчитан на 34 часа. Введение данного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Элективный курс предназначен для учащихся 10-х классов, изучающих химию на базовом уровне. Курс рассчитан на 34 часа. Введение данного... | ||
Тематическое планирование уроков по химии 8 класс «Программы курса химии для 8 -11 классов общеобразовательных учреждений» О. С. Габриеляна | Программа курса по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.... Календарно- тематическое планирование учебного материала на 2013-2014 учебный год | ||
Элективный курс по химии «Химия вокруг нас» Программа элективного курса предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов с ориентацией на химико-биологический... | Тематическое планирование по химии 8 класс Программы для общеобразовательных учреждений курса химии для 8-9 и 10-11 классов, автор Н. Н. Гара | ||
Пояснительная записка Данный элективный курс составлен на основе... Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и является предметно-ориентированным. Данный курс относится к типу элективных... | Программа Тематическое планирование Самкова, В. А. Интегрированный курс «Экология» для учащихся 5-9 классов основной школы: Концепция. Программа. Тематическое планирование.... | ||
Элективный курс по английскому языку «The Hotel Business» для учащихся... Данный элективный курс призван создать у учащихся дополнительную мотивацию к изучению английского языка и стимулировать их речевую... | Элективный курс по математике «решение сюжетных задач» Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов. На его изучение отводится 17 часов |