Рабочая программа курса по выбору «Химия и жизнь»





Скачать 83.05 Kb.
НазваниеРабочая программа курса по выбору «Химия и жизнь»
Дата публикации08.05.2015
Размер83.05 Kb.
ТипРабочая программа курса
100-bal.ru > Химия > Рабочая программа курса
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Старо-Шагиртская средняя общеобразовательная школа»

«Согласовано»

на ЭМС
Протокол № ___ от

«____»___________2010 г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

_____________ Кононова Т.И
«____»____________2010 г.


«Утверждено»

И.О директора

_____________Надырова А.М
Приказ № ___ от «___»____2010 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса по выбору

«Химия и жизнь»

разработано

Путневой Н.В.

Учителем II квалификационной категории

2010 - 2011 учебный год

Пояснительная записка

Класс 9

Количество часов в неделю 1

Всего часов 17

Важнейшей задачей современного образования в области естественных наук является установление сложных связей, которые существуют в системе «природа-общество-человек». Для поиска путей решения всех жизненно важных задач, уменьшения негативных последствий воздействия антропогенных факторов на окружающую среду, важно выработать стратегию выживания и развития общества.

Целью настоящего курса является системное изучение химических процессов, происходящих в воздухе, почве и воде, биогеохимических механизмов, обеспечивающих восстановление равновесия в кругообороте веществ; антропогенных влияний, нарушающих замкнутость циклов; способов устранения или уменьшения последствий этих воздействий; экологический мониторинг.

Основные задачи курса:

1. Способствовать формированию знаний об окружающей среде как

целостной системе с множеством сбалансированных связей, нарушение

которых усиливает экологическую проблему.

2. Вызвать профессиональный интерес к основным аспектам охраны

окружающей среды – технико-экономическому, экологическому и

социально-политическому.

3. Обеспечить системой знаний, которые убеждали бы учащихся, что

химия не является «губителем всего живого», а составляет неотъемлемую часть процесса развития цивилизации.

4. Развивать систему интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своего края.

На изучение курса отводится 17 часов.

Курс рассчитан для учащихся 9 классов, углубленно изучающих не только химию, но и биологию. Значительное место в настоящем курсе уделяется реализации межпредметных связей, особое внимание уделяется изучению процессов, протекающих в живой природе.

Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов проведение лабораторно-практических занятий. Лабораторно-практические занятия рассчитаны на доступные способы оценки пищевых продуктов и ряда качеств воды, используемой на бытовые и промышленные нужды, с точки зрения методик, материального обеспечения и возможностей использования в общеобразовательной школе. Программой также предусмотрено проведение практикума по решению задач.

Примерное тематическое планирование курса (17 ч.)

Название темы Кол-во часов

I. Введение

1.1 Предмет химии окружающей среды. Место и роль химии окружающей среды в системе наук о природе. 1

II. Химия биосферы

2.1 Роль биосферы в химии Земли 1

2.2 Биогеохимические процессы 1III. Химия атмосферы

3.1 Строение, состав атмосферы и химические реакции в ней. 1

3.2 Основные источники загрязнения атмосферы. 1

IV. Химия гидросферы

4.1 Физико-химические свойства воды 1

4.2 Химия и охрана гидросферы 1

4.3 Физико-химическая характеристика природных вод. 1

V. Химия литосферы

5.1 Ресурсы Земли 1

5.2 Охрана литосферы. Загрязнение почв отходами промышленной переработки. 1

VI. Хемосфера

6.1 Токсичные вещества хемосферы. Стандарты качества среды 1

VII. Решение расчетных задач с экологическим содержанием 1

7.1 Зачёт 1

VIII. Стратегия выживания 1

8.1 Сообщение на тему: «Влияние буровых станций близ села Старый Шагирт» 2

Итоговая конференция 1

Содержание курса

Введение (1 ч.)

Предмет химии окружающей среды. Значение химии окружающей среды в понимании вопросов превращения химических элементов в природе, их роли в биосфере, проблемы сохранения среды обитания. Место и роль химии окружающей среды в системе наук о природе.

Химия биосферы (2 ч.)

Понятие биосферы. Роль биосферы в химии Земли. Фотохимический синтез. Его основные стадии. Биогеохимические процессы. Антропогенные нарушения биогеохимического круговорота элементов в природе и экологические последствия, вызванные этими нарушениями.

Демонстрация Схемы круговорота в природе углерода, серы азота.

Химия атмосферы (2 ч.)

Состав атмосферы Земли. Химические реакции в атмосфере. Химия атмосферного озона. Основные источники загрязнения атмосферы. Фотохимический смог. Парниковый эффект. Проблемы загрязнения атмосферного воздуха. Охрана атмосферы.

Демонстрация Круговорот кислорода в природе.

Химия гидросферы (3ч.)

Вода в природе. Строение льда. Способность воды растворять вещества. Состояние в воде катионов и анионов. Гидратная оболочка ионов. Роль воды в круговороте веществ в природе. Растворимость в воде кислорода. Биохимическая потребность в кислороде. Основные источники загрязнения гидросферы. Металлы загрязнители водной среды, органические соединения – токсиканты, источники их поступления. Охрана гидросферы.

Практические работы

1. Физико-химические свойства вод РМ: рН, запах, мутность, цветность

и т.д.

2. Определение гидрокарбонат ионов, катионов кальция и магния.

3. Определение общего содержания примесей.

Химия литосферы (4 ч.)

Химические элементы и их минералы в земной коре. Состояниеь природных ресурсов России. Проблема рециркуляции элементов в земной

коре. Загрязнение почвы пестицидами, отходами промышленной

переработки. Проблемы переработки мусора.

Демонстрация Минералы и горные породы.

Практические работы

1. Определение нитратного азота в овощах и фруктах.

2.Определение кислотности почв.

Хемосфера (1 ч.)

Токсичные вещества хемосферы. Стандарты качества среды.

Практикум по решению расчетных задач (1 ч.)

Итоговая конференция (2 ч.)

Требования к уровню подготовки учащихся:

После изучения данного элективного курса учащиеся должны

1. Знать:

биогеохимические циклы элементов;

вещества – загрязнители окружающей среды;

стандарты качества среды;

химические процессы, происходящие в воздухе, почве и воде;

антропогенное влияние, нарушающее замкнутость циклов;

состояние природной среды региона.

2. Уметь:

проводить анализ качества воды, используемой для бытовых и

промышленных нужд, пищевых продуктов, почвы;

решать расчетные задачи с экологическим содержанием;

составлять схемы круговорота углерода, серы, азота и кислорода в

природе;

работать в группе;

работать с дополнительной литературой;

писать рефераты, придерживаясь определенной структуры.

Темы рефератов

1. Биогенные элементы – связующее звено между живой и неживой

компонентами экосистемы.

2. Биогеохимические циклы элементов в экосистемах.

3. Эколого-химический аспект происхождения и развития жизни на

Земле.

4. Антропогенный фактор в природе.

5. Проблемы энергетики и окружающая среда.

6. Вещества – загрязнители окружающей среды. Токсичность.

Стандарты качества среды.

7. Химические реакции в атмосфере и ее защитные свойства.

8. Проблемы «кислотных дождей». Фотохимический смог.

9. Защита атмосферы от промышленных загрязнений.

10. Экологические ловушки (монооксид углерода, источники радиации

и др.).

11. Химические элементы – токсиканты атмосферы и воды.

12. Гидрологический цикл в природе.

13. Физико-химические методы очистки сточных вод.

14. Химические методы очистки сточных вод.

15. Биохимические методы очистки сточных вод.

16. Проблема рационального водопотребления в Республике Мордовия.

17. Природные ресурсы. Проблема рециркуляции химических

элементов литосферы.

18. Модель промышленной экосистемы.

19. Пестициды с низкой экологической нагрузкой.

20. Химические источники пищи.

21. Кладовая океана.

22. Современные проблемы утилизации мусора.

23. Металлизация биосферы, ее последствия.

Литература

Основная

1. Абрамов, С.И. Охрана окружающей среды и рациональное использова-

ние природных ресурсов / С.И. Абрамов. – М.: Наука, 1987. – 218 с.

2. Величковский, Б.Т. Здоровье человека и окружающая среда / Б.Т. Ве-

личковский. – М.: Новая школа, 1997. – 186 с.

3. Гудернап, Р. Загрязнение воздушной среды / Р. Гудернап. – М.: Мир,

1979. – 218 с. – 200 с.

4. Кутырин, И.М. Охрана воздуха и промышленных вод от загрязнения /

И.М. Кутырин. – М.: Наука, 1980. – 87 с.

5. Новиков, Ю.В. Природа и человек / Ю.В. Новиков. – М.: Просвещение,

1991. – 223 с.

6. Новиков, Ю.В. Экология, окружающая среда и человек / Ю.В. Нови-

ков. – М.: ФАИР – Пресс, 2003. – 320 с.

7. Охрана окружающей среды / под ред. С.А. Брылова. – М.: Высшая

школа, 1986. – 272 с.

8. Перельман, А.И. Геохимия природных вод / А.И. Перельман. – М.:

Наука, 1982. – 154 с.

9. Сапрыкин, Ф.Я. Геохимия воды / Ф.Я. Сапрыкин. – М.: Наука, 1984. –

231 с.

10. Химия окружающей среды / под ред. Дж.О.М. Бокреса. – М.: Химия,

1982. – 236 с.

11. Шустов, С.Б. Химические основы экологии / С.Б. Шустов. – М.: Просве-

щение, 1995. – 305 с.

Дополнительная

1. Беспамятной, Г.П. Предельно допустимые концентрации химических

веществ в окружающей среде: справочник / Г.П. Беспамятной, Ю.А.

Кротов. – Л.: Химия, 1985. – 110 с.

2. Бородавченко, Н.Н. Охрана водных ресурсов / Н.Н. Бородавченко и др.

М.: Мир, 1979. – 247 с.

3. Василенко, В.Н. Мониторинг загрязнения снежного покрова / В.Н. Ва-

силенко. – Л.: Гидрометеоиздат, 1985. – 181 с.

4. Гаврилов, В.П. Кладовая океана / В.П. Гаврилов. – М.: Наука, 1983. – 168 с.

5. Новиков, Ю.В. Природа и человек / Ю.В. Новиков. – М.: Просвещение,

1991. – 223 с.

6. Очкин, А.В. Химия защищает природу: книга для внеклассного чтения

/ А.В. Овечкин, Г.Н. Фадеев. – М.: Просвещение, 1984. – 158 с.

7. Посохов, С.П. Общая гидрогеохимия / С.П. Посохов. – Л.: Недра, 1975.– 208 с.

8. Родионов, А.И. Техника защиты окружающей среды / А.И. Родионов,

В.Н. Клушин, Н.С. Горочешников. – М.: Химия, 1989. – 511 с

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа курса по выбору «Химия и жизнь» iconРабочая программа курса по выбору «Химия в быту» 9 класс
Содержание курса знакомит с химическим составом, свойствами и применением веществ и материалов, встречающихся в наших домах, с мерами...
Рабочая программа курса по выбору «Химия и жизнь» iconОбразовательная программа курса по выбору «Химия вокруг нас»
Программа курса «Химия вокруг нас» рассчитана на 17 часов (1 час в неделю) и разработана в рамках Концепции профильного обучения,...
Рабочая программа курса по выбору «Химия и жизнь» iconРабочая программа химия 11 класс 2013-2014 пояснительная записка...
«Сборник нормативно-правовых документов. Химия. Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007»), и программы курса химии...
Рабочая программа курса по выбору «Химия и жизнь» iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа курса «Химия»
...
Рабочая программа курса по выбору «Химия и жизнь» iconРабочая программа название предмета курс по выбору «Химия в быту»
Содержание курса знакомит старшеклассников с химическим составом, свойствами и применением веществ и материалов, встречающихся в...
Рабочая программа курса по выбору «Химия и жизнь» iconРабочая программа курса по выбору для учащихся 8 9 классов «Черчение и графика»
Человек изменяет устройство общества в процессе революционной практики; в условиях своего бытия он преобразует окружающую жизнь в...
Рабочая программа курса по выбору «Химия и жизнь» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очного...
Рабочая программа для студентов очного обучения по направлению 020100. 62 «Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия...
Рабочая программа курса по выбору «Химия и жизнь» iconАналитическая химия учебно-методический комплекс
«Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия координационных соединений», «Физическая химия», «Химия окружающей среды,...
Рабочая программа курса по выбору «Химия и жизнь» iconРабочая программа по дисциплине б пищевая химия
Ооп впо направления 260100. 62 Продукты питания из растительного сырья. Дисциплина преподается в 5 семестре и методически взаимосвязана...
Рабочая программа курса по выбору «Химия и жизнь» iconРабочая программа курса по выбору «К тайнам мысли и слова» 9 класс
Учебная программа курса по выбору "К тайнам мысли и слова" (8 ч.) содержит материал о лексическом богатстве русского языка, способствует...
Рабочая программа курса по выбору «Химия и жизнь» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа элективного курса по химии «Химия и искусство» для 10-11 классов составлена на основании программы «Химия и искусство»...
Рабочая программа курса по выбору «Химия и жизнь» iconПрограммы курсов по выбору для предпрофильной подготовки в 9-ых классах (химия)
Данный курс рассчитан на 12 часов. Рекомендован для преподавания в 9 классе как курс по выбору
Рабочая программа курса по выбору «Химия и жизнь» iconПрограмма элективного курса ««химия и жизнь»
Целью настоящего курса является системное изучение химических процессов, происходящих в воздухе, почве и воде, биогеохимических механизмов,...
Рабочая программа курса по выбору «Химия и жизнь» iconВысокомолекулярные соединения учебно-методический комплекс
«Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия координационных соединений», «Физическая химия», «Химия окружающей среды,...
Рабочая программа курса по выбору «Химия и жизнь» iconХимические основы биологических процессов учебно-методический комплекс
«Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия координационных соединений», «Физическая химия», «Химия окружающей среды,...
Рабочая программа курса по выбору «Химия и жизнь» iconМетодические рекомендации по проведению курса по выбору
В пособие даны методические рекомендации по организации занятий курса по выбору «Физика в сельском хозяйстве» для второго года обучения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск