Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) Химические основы биологических процессов





Скачать 184.44 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины (модуля) Химические основы биологических процессов
Дата публикации18.09.2013
Размер184.44 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Химия > Учебно-методический комплекс
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт Естественных наук

Кафедра «Химии»

Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля)

Химические основы биологических процессов

Направление

020100.62 Химия

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр
Форма обучения

очная


Сыктывкар 2012

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт Естественных наук

Кафедра «Химии»

УТВЕРЖДЕНО

На заседании учебно-методической комиссии ИЕН

«_3_» сентября 2012 г.

Протокол № 1
Председатель УМК

Л.А.Тулаева ___________


Рабочая программа

дисциплины «Химические основы биологических процессов»

Направление

020100.62 Химия
Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр
Форма обучения

очная

Блок дисциплин Б 3 Б 5 Профессиональный

Семестр 8

Всего учебных занятий – 144 часа, 4 зачетные единицы.

В том числе:

Аудиторных – 48 часа, 1,5 зачетные единицы, из них:

Лекций – 32 часа, 1 зачетная единица.

Практических – 16 часов, 0,5 зачетных единиц.

Самостоятельных – 55 часов; 1,5 зачетных единиц.

Занятия, проводимые в интерактивной и активной форме – 16 час.

Контроль самостоятельной работы – 5 час.
Текущий контроль – контрольная работа

Итоговый контроль – экзамен

Сыктывкар 2012

Лист согласования и утверждения рабочей программы и УМК дисциплины
Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО, в соответствии с целями (миссией) и задачами ООП ВПО и учебного плана по направлению 020100.62 «Химия»
Составитель УМК

Профессор, д.б.н. _____________ В.В. Володин

Рецензент УМК

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­__________________________________

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры химии

Протокол заседания № 1 от 31 августа 2012 г.
Заведующий кафедрой

к.х.н. _________ О.А. Залевская

1. Цели освоения дисциплины
Химические основы биологических процессов – одна из базовых дисциплин образовательной программы по специальности и направлению Химия. Курс предназначен для студентов-бакалавров, впервые знакомящихся с основами химии живой материи. Программа включает рассмотрение основных химических компонентов клетки, молекулярных основ биокатализа, метаболизма, наследственности, иммунитета, нейроэндокринной регуляции и фоторецепции. Структура и свойства важнейших типов биомолекул рассматриваются в связи с их биологической функцией.
В результате освоения курса «Химические основы биологических процессов»:
Студент должен знать: структуру и функции клеток различных видов живых организмов; строение, свойства и функции важнейших биологически важных соединений, составляющих основу живой материи; основы нуклеиновых кислот и белков;

Студент должен уметь: описать метаболические превращения отдельных представителей важнейших классов природных соединений; самостоятельно ставить задачу по химической биологии и выбирать оптимальные пути и методы ее решения; вести научную дискуссию.

Студент должен владеть: основами теории фундаментальных разделов химии (неорганической, аналитической, органической, физической, химии высокомолекулярных соединений, химии биологических объектов, химической технологии); методами отбора материала для теоретических занятий и выполнения практических работ.

Самостоятельная работа студента включает: ведение конспектов лекций, чтение рекомендованной литературы, усвоение теоретического материала дисциплины; подготовка к практическим и лабораторным занятиям; работа с Интернет-источниками; подготовка к сдаче экзаменов.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Химические основы биологических процессов» входит в базовую часть профессионального (специального) цикла дисциплин Б3.Б5 Учебно-методический комплекс по дисциплине «Химические основы биологических процессов» составлен в соответствии с разделом ЕН.Ф.04 Государственного Образовательного Стандарта высшего профессионального образования для подготовки бакалавров и дипломированных специалистов по направлению: 020100 Химия.

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) Химические основы биологических процессов.

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

Владеет основами теории фундаментальных разделов химии (прежде всего неорганической, аналитической, органической, физической, химии высокомолекулярных соединений, химии биологических объектов, химической технологии) (ПК-2);

Владеет методами отбора материала для теоретических занятий и лабораторных работ (ПК-11).
4. Структура и содержание дисциплины (модуля) Химические основы биологических процессов
Содержание дисциплины: Введение в обмен веществ. Биохимия питания. Незаменимые аминокислоты и жирные кислоты. Витамины. Минеральные вещества. Метаболизм. Катаболизм и анаболизм. Строение, свойства и функции белков. Уровни структурной организации. Физико-химические свойства белков. Биологические функции белков в организме. Простые и сложные белки. Ферменты. Химическая природа и свойства. Отличие ферментов от небиологических катализаторов. Строение. Механизм действия. Регуляция активности ферментов. Витамины. Классификация, биологическое действие витаминов. Коферментная роль витаминов. Энергетический обмен. Особенности биоэнергетики. Макроэргические соединения и их роль. Строение митохондрий. Цепь дыхательных ферментов в митохондриях. Гипотезы синтеза АТФ. Регуляция и нарушение тканевого дыхания и энергии. Микросомальное окисление, его биологическая роль. Общий путь катаболизма. Схема катаболизма основных питательных веществ. Общие и специфические пути катаболизма. Окислительное декарбоксилирование пирувата. Схема и химизм реакций. Цикл Кребса – общий метаболический путь организма. Биологическая роль цикла трикарбоновых кислот. Обмен и функции углеводов. Переваривание углеводов в желудочно-кишечном тракте. Схема и стадии гликолиза. Энергетический эффект и биологическое значение гликолиза. Глюконеогенез. Обходные реакции глюконеогенеза, причины их существования. Возможные предшественники глюкозы. Схемы дихотомического и апотомического путей окисления глюкозы. Пути превращения глюкозо-6-фосфата. Метаболизм гликогена. Нарушение обмена гликогена. Взаимопревращения сахаров. Усвоение галактозы и фруктозы. Гипо- и гипергликемия. Гормоны повышающие и понижающие уровень глюкозы в крови. Патологии углеводного обмена. Обмен и функции липидов. Классификация, структура и биологическая роль липидов. Ферменты, транспорт липидов к органам и тканям. Депонирование липидов в тканях. Процессы распада высших жирных кислот в организме. Синтез высших жирных кислот, его регуляция и биологическая роль. Синтез и мобилизация триглицеринов, биологическая роль этих процессов. Липопротеиды крови как транспортная форма липидов. Биологическая роль липопротеидов различных классов. Регуляция липидного обмена на уровне организма. Основные виды нарушений липидного обмена. Обмен низкомолекулярных азотсодержащих соединений. Белки пищи как источники заменимых и незаменимых аминокислот. Переваривание белков в желудочно-кишечном тракте. Аминокислотный пул организма. Трансаминирование, дезаминирование и трансреаминирование аминокислот, их биологическая роль. декарбоксилирование аминокислот биогенные амины. Обезвреживание аммиака в организме. Синтез мочевины, химизм. Особенности обмена отдельных аминокислот. Регуляция обмена веществ. Взаимосвязь между обменами углеводов, липидов и белков. Понятие о гормонах и гормоноидах. Место гормонов в регуляции процессов метаболизма у человека.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц 144 часа.

№ п/п

Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя

семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

1

Химические основы биологических процессов

8

18

Л-32


ПЗ-16


С-46

экзамен

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (1семестр)

дисциплины «Химические основы биологических процессов»


Наименование

разделов, тем

Количество часов по учебному плану

Макси-мальная нагрузка студентов (часов)

Аудиторная нагрузка

Самосто-ятельная работа

Всего

В том числе

Лекции

Практич.

1. Введение в обмен веществ. Биохимия питания. Незаменимые аминокислоты и жирные кислоты. Витамины. Минеральные вещества. Метаболизм. Катаболизм и анаболизм.

12

6

4

2

6

2. Строение, свойства и функции белков. Уровни структурной организации. Физико-химические свойства белков. Ферменты. Витамины.

15

7

5

2

8

3. Энергетический обмен. Особенности биоэнергетики. Макроэргические соединения и их роль. Строение митохондрий. Цепь дыхательных ферментов в митохондриях. Гипотезы синтеза АТФ.

17

8

5

3

9

4.Обмен и функции углеводов. Переваривание углеводов в желудочно-кишечном тракте. Схема и стадии гликолиза. Энергетический эффект и биологическое значение гликолиза. Глюконеогенез. Обходные реакции глюконеогенеза, причины их существования.

13

6

4

2

7

5. Обмен и функции липидов. Классификация, структура и биологическая роль липидов. Ферменты, транспорт липидов к органам и тканям. Депонирование липидов в тканях. Процессы распада высших жирных кислот в организме. Синтез высших жирных кислот, его регуляция и биологическая роль.

17

8

5

3

9

6. Обмен низкомолекулярных азотсодержащих соединений. Белки пищи как источники заменимых и незаменимых аминокислот. Переваривание белков в желудочно-кишечном тракте. Аминокислотный пул организма. Трансаминирование, дезаминирование и трансреаминирование аминокислот, их биологическая роль. декарбоксилирование аминокислот биогенные амины.

15

7

5

2

8

7. Регуляция обмена веществ. Взаимосвязь между обменами углеводов, липидами и белков. Место гормонов в регуляции метаболизма у человека.

14

6

4

2

8

Итого

103

48

32

16

55


5. Образовательные технологии
Использование интерактивных технологий в образовательном процессе:

- презентации

- специализированные научные фильмы по профилю подготовки

- обучающие компьютерные программы по профилю подготовки

Использование интерактивных форм обучения в образовательном процессе:

- тематические учебные конференции (самостоятельная работа студентов)

- учебные дискуссии на заданную тему

- мастер-классы ведущих специалистов Институтов Коми НЦ УрО РАН

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 10 % аудиторных занятий.

Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов составляет 5 % аудиторных занятий.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Рабочей программой дисциплины «Химические основы биологических процессов» предусмотрена самостоятельная работа студентов в объеме 46 часов. Самостоятельная работа проводится с целью углубления знаний по дисциплине и предусматривает:

  • чтение студентами рекомендованной литературы и усвоение теоретического материала дисциплины;

  • подготовку к практическим занятиям;

  • работу с Интернет-источниками;

  • подготовку к сдаче коллоквиумов, выполнению тестовых заданий.

Планирование времени на самостоятельную работу, необходимого на изучение настоящей дисциплины, студентам лучше всего осуществлять на весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Материал, законспектированный на лекциях, необходимо регулярно дополнять сведениями из литературных источников, представленных в рабочей программе дисциплины. По каждой из тем для самостоятельного изучения, приведенных в рабочей программе дисциплины, следует сначала прочитать рекомендованную литературу и при необходимости составить краткий конспект основных положений, терминов, сведений, требующих запоминания и являющихся основополагающими в этой теме, а также для освоения последующих разделов курса.

Для расширения знаний по дисциплине рекомендуется использовать Интернет-ресурсы: проводить поиск в различных системах, таких как www.rambler.ru, www.yandex.ru, www.google.ru, www.yahoo.com.
Виды внеаудиторной работы студентов: решение задач, ответы на контрольные вопросы по:

  1. Румянцев Е.В., Антина Е.В., Чистяков Ю.В. Химические основы жизни. М. Химия. 2007.

  2. Филиппович Ю.Б. Основы биохимии. М-СПб. 1999.

  3. Ленинджер А. Основы биохимии: в 3-х томах. – М.: Мир, 1985.

  4. Биохимия человека. Под ред. Л.М. Гинодмана. В 2-х томах. М. Мир, 1993.

  5. Николаев А.Я. Биологическая химия. - М.: Высшая школа, 1989.



ВОПРОСЫ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

Вопросы соответствуют компетенциям ПК-2, 11


  1. Аминокислоты. Физико-химические свойства. Стереохимия. Белковые и непротеиногенные аминокислоты. Заменимые и незаменимые аминокислоты. Аминокислоты как структурные элементы белков.

  2. Пептиды. Структура и свойства. Стереохимия. Химический и ферментативный синтез пептидов. Твердофазный пептидный синтез. Структурные аналоги природных пептидов.

  3. Белки. Молекулярная масса, размер и форма белковых макромолекул. Методы выделения белков. Классификация белков. Четыре уровня организации структуры белков. Химическая модификация белков.

  4. Полинуклеотиды и нуклеиновые кислоты. Классификация и номенклатура. Фосфодиэфирная связь. ДНК и РНК.

  5. Жиры. Структура, номенклатура и классификация. Нейтральные ацилглицериды. Воска. Стероиды. Терпены. Простагландины. Тромбоксаны.

  6. Фосфолипиды. Структура, номенклатура, классификация. Фосфоглицериды. Химические превращения фосфолипидов. Липопротеиды. Молекулярные компоненты биомембран и функции биомембран. Клеточные стенки бактерий. Пенициллин и родственные антибиотики.

  7. Ферменты. Номенклатура, классификация. Белковая природа ферментов.. Каталитические свойства ферментов. Кинетика реакций ферментативного катализа.

  8. Обмен веществ и биоэнергетика. Термодинамическая обеспеченность биопроцессов. Метаболизм как совокупность процессов анаболизма и катаболизма. Стадии метаболизма.

  9. Гликолиз и его стадии. Брожение и дыхание. Спиртовое брожение. Другие типы брожения.

  10. Биосинтез углеводов, липидов, аминокислот, мононуклеотидов. Тимидилат-синтетаза как мишень в химиотерапии рака. Фотосинтез.

  11. Химия биологической фиксации азота атмосферы. Нитрогеназы. Азот-фиксирующие организмы и сельское хозяйство.

  12. Рибосомы и биосинтез белков. Структура рибосом. Самосборка рибосом. Этапы биосинтеза белков. Регуляция биосинтеза белков.

  13. Химия нейроэндокринной регуляции. Нейроны. Синапсы. Нейромедиаторы. Химия нервной передачи. Нейропаралитические яды. Эндокринные железы и гормоны.

  14. Химическая структура гормонов. Стероидные гормоны коры надпочечников и половых желез. Адреналин и норадреналин. Молекулярные действия гормонов. Аденилатциклазная система. Рецепторы.



Вопросы к экзамену

Вопросы соответствуют компетенциям ПК-2, 11.


  1. Классификация аминокислот. Незаменимые аминокислоты.

  2. Строение, свойства и функции белков.

  3. Классификация белков.

  4. Физико-химические свойства белков.

  5. Уровни структурной организации белков.

  6. Биологическое значение первичной труктуры белков.

  7. Биологическая роль ферментов. Отличия ферментов от небиологических катализаторов.

  8. Химическая природа ферментов и их строение.

  9. Механизм действия ферментов.

  10. Регуляция активности ферментов.

  11. Классификация витаминов.

  12. Коферментная роль витаминов.

  13. Сопряжение биологических реакций. Понятие о тканевом дыхании и биологическом окислении.

  14. Фосфорилирование АДФ. Макроэргические соединения.

  15. Строение митохондрий. Организация и функционирование дыхательной цепи.

  16. Этапы тканевого дыхания с освобождением энергии, используемой для синтеза АТФ.

  17. Окислительное фосфорилирование как механизм аккумуляции в клетке.

  18. Гипотезы синтеза АТФ, их сущность.

  19. Микросомальное окисление, его биологическая роль.

  20. Схема катаболизма основных питательных веществ.

  21. Окислительное декарбоксилирование пирувата.

  22. Пируват как общий метаболит.

  23. Ацетил-КоА как общий метаболит.

  24. Цикл Кребса – общий метаболический путь организма.

  25. Связь цикла Кребса с дыхательной цепью.

  26. Биологическая роль цикла Кребса.

  27. Переваривание углеводов в желудочно-кишечном тракте.

  28. Гликолиз, энергетический эффект и биологическое значение.

  29. Глюкогенез, биологическое значение.

  30. Метаболизм гликогена.

  31. Схемы дыхательного и апотомического путей окисления глюкозы.

  32. Классификация, структура и биологическая роль липидов.

  33. Переваривание липидов в желудочно-кишечном тракте.

  34. окислении высших жирных кислот в организме.

  35. Синтез высших жирных кислот.

  36. Центральная роль Ацетил-КоА в липидном обмене.

  37. Липопротеиды крови как транспортная форма липидов. Биологическая роль липопротеидов различных классов.

  38. Переваривание белков в желудочно-кишечном тракте.

  39. Трансаминирование аминокислот, биологическая роль.

  40. Дезаминирование аминокислот, биологическая роль.

  41. Декарбоксилирование аминокислот – источник биогенных аминов.

  42. Обезвреживание аммиака в организме.

  43. Орнитиновый цикл, его биологическое значение.

  44. Классификация гормонов.

  45. Значение гормонов в регуляции процессов метаболизма у человека.

  46. Взаимосвязь обмена углеводов и аминокислот.

  47. Взаимосвязь обмена углеводов и липидов.

  48. Взаимосвязь обмена аминокислот и липидов.

  49. Центральные метаболические пути.

  50. Изменения обменных процессов при голодании.

  51. нарушения обменных процессов при сахарном диабете.

  52. Изменения обменных процессов при алкоголизме.



САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

Соответствует компетенциям ПК-2, 11


  1. Витамины. Номенклатура и классификация. Жирорастворимые и водорастворимые витамины. Витамины как компоненты коферментов. Тиамин. Рибофлавин. Никотинамид. Пантотеновая кислота. Пиридоксин и пиридоксальфосфат. Антагонисты пиридоксальфосфат-зависимых ферментов как яды и лекарства. Изоникотинилгидразид в лечении туберкулеза. Биотин. Фолиевая кислота. Липокислота. Кобаламин. Аскорбиновая кислота. Витамины А, Д, Е и К как производные изопрена. Биологическая роль витаминов. Авитаминозы (цынга, рахит, пеллагра, анемии, берибери) и их лечение.

  2. Функции белков в организме. Ферменты. Гормоны. Транспортные белки. Антитела. Биотоксины. Антибиотики. Ингибиторы и активаторы ферментов. Агонисты и антагонисты рецепторов. Элементы теории фармакокинетики.

  3. Важнейшие семейства моносахаридов. Стереохимия. Химические реакции. Биологически важные производные моносахаридов.

  4. Олигосахариды. Структура и свойства. Важнейшие дисахариды и трисахариды.

  5. Полисахариды. Структура, классификация, свойства. Биологическое значение. Резервные и структурные полисахариды.

  6. Микроэлементы. Роль ионов железа, меди, цинка, марганца и кобальта в биологических процессах. Биохимия и токсикология селена и бора. Молибден, ванадий и никель как компоненты некоторых ферментов. Биологическое значение ионов кальция, хрома, олова и алюминия. Кремний как микроэлемент. Особая роль ионов щелочных металлов в биологических системах.

  7. Функции полинуклеотидов в живых организмах. Нуклеопротеиды. Вирусы и вирусные болезни.

  8. Химия зрения. Сетчатка и фоторецепторы. Зрительные пигменты. Родопсин. Фотоизомеризация ретиналя. Люмиродопсин и метародопсины. Фотоинициирование нервного импульса.

  9. Химия мышечного сокращения. Миозин. Актин. Актомиозиновый комплекс. АТФ-азная активность миозина. Сопряжение возбуждения и сокращения. Роль ионов магния, кальция и сульфгидрильных групп.

  10. Химия дыхания. Гемоглобин как переносчик кислорода. Взаимодействия субъединиц гемоглобина и кооперативность процесса связывания кислорода. Мутантные гемоглобины и заболевания крови.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) Химические основы биологических процессов

а) основная литература:

1. Румянцев Е.В., Антина Е.В., Чистяков Ю.В. Химические основы жизни. М. Химия. 2007.

б) дополнительная литература:

  1. Филиппович Ю.Б. Основы биохимии. М-СПб. 1999.

  2. Ленинджер А. Основы биохимии: в 3-х томах. – М.: Мир, 1985.

  3. Биохимия человека. Под ред. Л.М. Гинодмана. В 2-х томах. М. Мир, 1993.

  4. Николаев А.Я. Биологическая химия. - М.: Высшая школа, 1989.

в) Интернет-ресурсы:

  1. http://www.wpi.edu/Academics/Depts/Chemistry/Courses/General/

  2. http://www.wpi.edu/Academics/Depts/Chemistry/Courses/General/kinfephtim.html

  3. http://wps.pearsoned.co.uk/ema_uk_he_housecroft_inorgchem_2/

  4. http://www.usd.edu/~gsereda/computer.html

  5. http://www.jce.divched.org/CERS/

  6. http://www.uni-regensburg.de/Fakultaeten/nat_Fak_IV/Organische _Chemie/Didaktik/Keusch/link.htm

http://www.rsc.org/Membership/Networking/InterestGroups/EducationalTechniques/ChemistryCassettes/index.asp

г) программное обеспечение:

Пакет Microsoft Office, включающий в себя Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Access, Microsoft PowerPoint, Microsoft Outlook.

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) Химические основы биологических процессов
Доступ к Интернет-ресурсам в компьютерном классе Института естественных наук СыктГУ.
КАРТА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРОЙ
Дисциплины «Химические основы биологических процессов»

Блок дисциплин Б3 Б5 Профессиональный

Направление подготовки 020100.62 – Химия «бакалавр»

Институт естественных наук

Форма обучения: очная



Число

студентов

Список литературы

Кол-во

экземп.

Кол-во экз.

на 1 студ.

20

Основная

1. Румянцев Е.В., Антина Е.В., Чистяков Ю.В. Химические основы жизни. М. Химия. 2007.

2. Комов В.П., Шведова В.Н. Биохимия. М., Дрофа. 2008. – 640 с.

2. Гидранович В.И., Гидранович А.В. Биохимия. Учебное пособие. Минск: ТетраСистемс, 2010. - 528 с.

Дополнительная

1. Я. Кольман, К.-Г. Рём. Наглядная биохимия. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012. -469с.

Словари, справочники, энциклопедии:

Современное естествознание. В 10 т. : Энциклопедия. Т.8: Молекулярные основы биологических процессов .— М. : МАГИСТР-ПРЕСС, 2000


20
эбс

эбс

5


1


1
1
1




Автор профессор, д.б.н. _______________ Володин В.В.

Зав. кафедрой, к.х.н. __________________ О.А. Залевская


СОГЛАСОВАНО:

Представитель библиотеки СыктГУ___________

«____» __________ 20 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) Химические основы биологических процессов iconХимические основы биологических процессов учебно-методический комплекс
«Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия координационных соединений», «Физическая химия», «Химия окружающей среды,...
Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) Химические основы биологических процессов iconРабочая программа дисциплины Химические основы биологических процессов
Формирование фундаментальных знаний о химических основах жизнедеятельности организмов, о структуре и функциях биологически важных...
Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) Химические основы биологических процессов iconУчебно-методический комплекс дисциплины (модуля) Корпоративное управление...
Учебно-методический комплекс «Теория антикризисного управления предприятием» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) Химические основы биологических процессов iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) Химические основы биологических процессов iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) Химические основы биологических процессов iconУчебно-методический комплекс дисциплины Теория самоорганизации биологических систем Разработчики
Учебно-методический комплекс дисциплины Теория самоорганизации биологических систем
Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) Химические основы биологических процессов iconУчебно-методический комплекс дисциплины «основы психотерапии»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии
Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) Химические основы биологических процессов iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы виктимологии»
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Уголовно-правовые дисциплины» (протокол №6 от 14. 11. 10г)
Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) Химические основы биологических процессов iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы искусственного интеллекта» студентов очной формы обучения по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) Химические основы биологических процессов iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Минимальные требования к содержанию дисциплины (модуля)/спецкурса (выписка из госа по специальности, утвержденного эксперта описания...
Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) Химические основы биологических процессов iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Минимальные требования к содержанию дисциплины (модуля)/спецкурса (выписка из госа по специальности, утвержденного эксперта описания...
Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) Химические основы биологических процессов iconУчебно-методический комплекс дисциплины «основы компьютерной графики»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) Химические основы биологических процессов iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Естественнонаучные основы эволюции»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) Химические основы биологических процессов iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Основы алгоритмизации и программирования»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) Химические основы биологических процессов iconУчебно-методический комплекс дисциплины «основы библиотечно-информационного дела»
Учебно-методический комплекс составлен на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) Химические основы биологических процессов iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Минимальные требования к содержанию дисциплины (модуля)/спецкурса (выписка из госа по специальности, утвержденного эксперта описания...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск