Скачать 184.44 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт Естественных наук Кафедра «Химии» Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) Химические основы биологических процессов Направление 020100.62 Химия Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Сыктывкар 2012 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт Естественных наук Кафедра «Химии» УТВЕРЖДЕНО На заседании учебно-методической комиссии ИЕН «_3_» сентября 2012 г. Протокол № 1 Председатель УМК Л.А.Тулаева ___________ Рабочая программа дисциплины «Химические основы биологических процессов» Направление 020100.62 Химия Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Блок дисциплин Б 3 Б 5 Профессиональный Семестр 8 Всего учебных занятий – 144 часа, 4 зачетные единицы. В том числе: Аудиторных – 48 часа, 1,5 зачетные единицы, из них: Лекций – 32 часа, 1 зачетная единица. Практических – 16 часов, 0,5 зачетных единиц. Самостоятельных – 55 часов; 1,5 зачетных единиц. Занятия, проводимые в интерактивной и активной форме – 16 час. Контроль самостоятельной работы – 5 час. Текущий контроль – контрольная работа Итоговый контроль – экзамен Сыктывкар 2012 Лист согласования и утверждения рабочей программы и УМК дисциплины Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО, в соответствии с целями (миссией) и задачами ООП ВПО и учебного плана по направлению 020100.62 «Химия» Составитель УМК Профессор, д.б.н. _____________ В.В. Володин Рецензент УМК __________________________________ Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры химии Протокол заседания № 1 от 31 августа 2012 г. Заведующий кафедрой к.х.н. _________ О.А. Залевская 1. Цели освоения дисциплины Химические основы биологических процессов – одна из базовых дисциплин образовательной программы по специальности и направлению Химия. Курс предназначен для студентов-бакалавров, впервые знакомящихся с основами химии живой материи. Программа включает рассмотрение основных химических компонентов клетки, молекулярных основ биокатализа, метаболизма, наследственности, иммунитета, нейроэндокринной регуляции и фоторецепции. Структура и свойства важнейших типов биомолекул рассматриваются в связи с их биологической функцией. В результате освоения курса «Химические основы биологических процессов»: Студент должен знать: структуру и функции клеток различных видов живых организмов; строение, свойства и функции важнейших биологически важных соединений, составляющих основу живой материи; основы нуклеиновых кислот и белков; Студент должен уметь: описать метаболические превращения отдельных представителей важнейших классов природных соединений; самостоятельно ставить задачу по химической биологии и выбирать оптимальные пути и методы ее решения; вести научную дискуссию. Студент должен владеть: основами теории фундаментальных разделов химии (неорганической, аналитической, органической, физической, химии высокомолекулярных соединений, химии биологических объектов, химической технологии); методами отбора материала для теоретических занятий и выполнения практических работ. Самостоятельная работа студента включает: ведение конспектов лекций, чтение рекомендованной литературы, усвоение теоретического материала дисциплины; подготовка к практическим и лабораторным занятиям; работа с Интернет-источниками; подготовка к сдаче экзаменов. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «Химические основы биологических процессов» входит в базовую часть профессионального (специального) цикла дисциплин Б3.Б5 Учебно-методический комплекс по дисциплине «Химические основы биологических процессов» составлен в соответствии с разделом ЕН.Ф.04 Государственного Образовательного Стандарта высшего профессионального образования для подготовки бакалавров и дипломированных специалистов по направлению: 020100 Химия. 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) Химические основы биологических процессов. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): Владеет основами теории фундаментальных разделов химии (прежде всего неорганической, аналитической, органической, физической, химии высокомолекулярных соединений, химии биологических объектов, химической технологии) (ПК-2); Владеет методами отбора материала для теоретических занятий и лабораторных работ (ПК-11). 4. Структура и содержание дисциплины (модуля) Химические основы биологических процессов Содержание дисциплины: Введение в обмен веществ. Биохимия питания. Незаменимые аминокислоты и жирные кислоты. Витамины. Минеральные вещества. Метаболизм. Катаболизм и анаболизм. Строение, свойства и функции белков. Уровни структурной организации. Физико-химические свойства белков. Биологические функции белков в организме. Простые и сложные белки. Ферменты. Химическая природа и свойства. Отличие ферментов от небиологических катализаторов. Строение. Механизм действия. Регуляция активности ферментов. Витамины. Классификация, биологическое действие витаминов. Коферментная роль витаминов. Энергетический обмен. Особенности биоэнергетики. Макроэргические соединения и их роль. Строение митохондрий. Цепь дыхательных ферментов в митохондриях. Гипотезы синтеза АТФ. Регуляция и нарушение тканевого дыхания и энергии. Микросомальное окисление, его биологическая роль. Общий путь катаболизма. Схема катаболизма основных питательных веществ. Общие и специфические пути катаболизма. Окислительное декарбоксилирование пирувата. Схема и химизм реакций. Цикл Кребса – общий метаболический путь организма. Биологическая роль цикла трикарбоновых кислот. Обмен и функции углеводов. Переваривание углеводов в желудочно-кишечном тракте. Схема и стадии гликолиза. Энергетический эффект и биологическое значение гликолиза. Глюконеогенез. Обходные реакции глюконеогенеза, причины их существования. Возможные предшественники глюкозы. Схемы дихотомического и апотомического путей окисления глюкозы. Пути превращения глюкозо-6-фосфата. Метаболизм гликогена. Нарушение обмена гликогена. Взаимопревращения сахаров. Усвоение галактозы и фруктозы. Гипо- и гипергликемия. Гормоны повышающие и понижающие уровень глюкозы в крови. Патологии углеводного обмена. Обмен и функции липидов. Классификация, структура и биологическая роль липидов. Ферменты, транспорт липидов к органам и тканям. Депонирование липидов в тканях. Процессы распада высших жирных кислот в организме. Синтез высших жирных кислот, его регуляция и биологическая роль. Синтез и мобилизация триглицеринов, биологическая роль этих процессов. Липопротеиды крови как транспортная форма липидов. Биологическая роль липопротеидов различных классов. Регуляция липидного обмена на уровне организма. Основные виды нарушений липидного обмена. Обмен низкомолекулярных азотсодержащих соединений. Белки пищи как источники заменимых и незаменимых аминокислот. Переваривание белков в желудочно-кишечном тракте. Аминокислотный пул организма. Трансаминирование, дезаминирование и трансреаминирование аминокислот, их биологическая роль. декарбоксилирование аминокислот биогенные амины. Обезвреживание аммиака в организме. Синтез мочевины, химизм. Особенности обмена отдельных аминокислот. Регуляция обмена веществ. Взаимосвязь между обменами углеводов, липидов и белков. Понятие о гормонах и гормоноидах. Место гормонов в регуляции процессов метаболизма у человека. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц 144 часа.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (1семестр) дисциплины «Химические основы биологических процессов»
5. Образовательные технологии Использование интерактивных технологий в образовательном процессе: - презентации - специализированные научные фильмы по профилю подготовки - обучающие компьютерные программы по профилю подготовки Использование интерактивных форм обучения в образовательном процессе: - тематические учебные конференции (самостоятельная работа студентов) - учебные дискуссии на заданную тему - мастер-классы ведущих специалистов Институтов Коми НЦ УрО РАН Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 10 % аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов составляет 5 % аудиторных занятий. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Рабочей программой дисциплины «Химические основы биологических процессов» предусмотрена самостоятельная работа студентов в объеме 46 часов. Самостоятельная работа проводится с целью углубления знаний по дисциплине и предусматривает:
Планирование времени на самостоятельную работу, необходимого на изучение настоящей дисциплины, студентам лучше всего осуществлять на весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Материал, законспектированный на лекциях, необходимо регулярно дополнять сведениями из литературных источников, представленных в рабочей программе дисциплины. По каждой из тем для самостоятельного изучения, приведенных в рабочей программе дисциплины, следует сначала прочитать рекомендованную литературу и при необходимости составить краткий конспект основных положений, терминов, сведений, требующих запоминания и являющихся основополагающими в этой теме, а также для освоения последующих разделов курса. Для расширения знаний по дисциплине рекомендуется использовать Интернет-ресурсы: проводить поиск в различных системах, таких как www.rambler.ru, www.yandex.ru, www.google.ru, www.yahoo.com. Виды внеаудиторной работы студентов: решение задач, ответы на контрольные вопросы по:
ВОПРОСЫ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ Вопросы соответствуют компетенциям ПК-2, 11
Вопросы к экзамену Вопросы соответствуют компетенциям ПК-2, 11.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА Соответствует компетенциям ПК-2, 11
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) Химические основы биологических процессов а) основная литература: 1. Румянцев Е.В., Антина Е.В., Чистяков Ю.В. Химические основы жизни. М. Химия. 2007. б) дополнительная литература:
в) Интернет-ресурсы:
http://www.rsc.org/Membership/Networking/InterestGroups/EducationalTechniques/ChemistryCassettes/index.asp г) программное обеспечение: Пакет Microsoft Office, включающий в себя Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Access, Microsoft PowerPoint, Microsoft Outlook. 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) Химические основы биологических процессов Доступ к Интернет-ресурсам в компьютерном классе Института естественных наук СыктГУ. КАРТА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРОЙ Дисциплины «Химические основы биологических процессов» Блок дисциплин Б3 Б5 Профессиональный Направление подготовки 020100.62 – Химия «бакалавр» Институт естественных наук Форма обучения: очная
Автор профессор, д.б.н. _______________ Володин В.В. Зав. кафедрой, к.х.н. __________________ О.А. Залевская СОГЛАСОВАНО: Представитель библиотеки СыктГУ___________ «____» __________ 20 г. |
Химические основы биологических процессов учебно-методический комплекс «Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия координационных соединений», «Физическая химия», «Химия окружающей среды,... | Рабочая программа дисциплины Химические основы биологических процессов Формирование фундаментальных знаний о химических основах жизнедеятельности организмов, о структуре и функциях биологически важных... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) Корпоративное управление... Учебно-методический комплекс «Теория антикризисного управления предприятием» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | Учебно-методический комплекс дисциплины Теория самоорганизации биологических систем Разработчики Учебно-методический комплекс дисциплины Теория самоорганизации биологических систем | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «основы психотерапии» Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы виктимологии» Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Уголовно-правовые дисциплины» (протокол №6 от 14. 11. 10г) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202 Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы искусственного интеллекта» студентов очной формы обучения по специальности... | Учебно-методический комплекс дисциплины Минимальные требования к содержанию дисциплины (модуля)/спецкурса (выписка из госа по специальности, утвержденного эксперта описания... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Минимальные требования к содержанию дисциплины (модуля)/спецкурса (выписка из госа по специальности, утвержденного эксперта описания... | Учебно-методический комплекс дисциплины «основы компьютерной графики» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Естественнонаучные основы эволюции» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы алгоритмизации и программирования» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «основы библиотечно-информационного дела» Учебно-методический комплекс составлен на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Учебно-методический комплекс дисциплины Минимальные требования к содержанию дисциплины (модуля)/спецкурса (выписка из госа по специальности, утвержденного эксперта описания... |