Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов»





Скачать 81.51 Kb.
НазваниеНекоммерческая организация «Ассоциация московских вузов»
Дата публикации18.09.2013
Размер81.51 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Химия > Документы
Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Московский государственный университет пищевых производств

Научно-информационный материал

Химические элементы в биологии и экологии человека

Состав научно-образовательного коллектива:
Руководитель - Фролова В.Л. – профессор кафедры неорганической и аналитической

химии, к.т.н.

Зам. руководителя – Василиевич Н.В.- доцент кафедры неорганической и аналитической

химии, к.х.н.
Члены коллектива:
Благовещенская М.М. – д.т.н., профессор

Шаяхметова Н.М. - доцент кафедры неорганической и аналитической химии, к.х.н.

Фелин М.Г. - доцент кафедры неорганической и аналитической химии, к.х.н.

Москва 2011

Разработанный научно-информационный материал нацелен на формирование у школьников бережного отношения к своему организму, пропаганду здорового образа жизни. Материал также направлен на поддержку профильных общеобразовательных предметов, представленных в естественно-научном профиле, - химии и биологии, в нем органично сочетаются исторические факты, связанные с открытием химических элементов, с химизмом превращений атомов и воздействием веществ на организм человека в целом.

Основные задачи:
- расширить и углубить знания учащихся о формах существования химического элемента;
· - показать важность химических элементов в жизнедеятельности человека;

- раскрыть причины изменений, происходящих в биосфере и нарушений баланса химических элементов в организме человека и животных;

- познакомить учащихся с заболеваниями, связанными с дефицитом или избытком макро- и микроэлементов в организме человека;

- сформировать понятие о жизненно важных и токсичных химических элементах;

- прививать культуру здорового образа жизни и правильного питания.

Полученные результататы:
На базе рабочих программ дисциплин кафедры неорганической и аналитической химии «Общая химия» и «Неорганическая химия» разработаны конспекты и презентации лекций и семинаров в формате PowerPoint о роли наиболее важных химических элементов в жизнедеятельности человека по следующим темам:

Тема № 1 Таблица Менделеева внутри нас.

Тема № 2 Галогены и их роль в жизнедеятельности человека.

Тема № 3. Роль железа в организме человека.

Тема № 4. Щелочные и щелочноземельные металлы и их роль в организме человека.

Тема № 5 Металлы жизни.

(Презентации прилагаются на носителе CD).
В качестве апробации и реализации научно-информационного материала проведены выездные семинары и занятия на тему «Химические элементы в биологии и экологии человека» для учащихся 10-11 классов ГОУ СОШ № 187 г. Москвы, ГОУ СОШ № 2026 г. Москвы, и учащихся ГОУ СПО «Технологический колледж № 28» г. Москвы (справки прилагаются).

В последнее время отмечается ухудшение состояния общественного здоровья, связанное с воздействием факторов социально- экономического и экологического характера. Особое место в нарушении физиологических процессов и формировании патологических проявлений у человека принадлежит окружающей среде. Также следует отметить и неправильное питание. Важнейшую роль в жизнедеятельности человека играют химические элементы. Изменения в биосфере приводят к нарушениям баланса химических элементов в организме человека и животных, что влечет за собой тяжелые последствия. В настоящее время остро стоит проблема сохранения здоровья, противостояния пагубному воздействию экологического кризиса, предотвращения заболеваний, связанных с дефицитом или избытком макро- и микроэлементов в организме, с неправильным питанием.
Тема № 1 Таблица Менделеева внутри нас.

В организме человека обнаружено около 70 химических элементов (в т. ч. микроэлементов), из которых 43 считаются незаменимыми. Кроме незаменимых микроэлементов, являющихся незаменимыми факторами питания, дефицит которых приводит к различным патологическим состояниям, существуют токсичные микроэлементы, представляющие собой основные загрязнители окружающей среды и вызывающие у человека заболевания и интоксикации. При определенных условиях незаменимые микроэлементы могут проявлять токсическое действие, а некоторые токсические микроэлементы в определенной дозе обладают свойствами незаменимых. Потребность человека в микроэлементах колеблется в широких пределах и для большинства из них точно не установлена. Содержание микроэлементов в органах и тканях человека составляет от 10-2 до 10-7% от массы органа. Неравномерное распределение микроэлементов в организме связано с их специфическим участием в деятельности различных органов. Содержание микроэлементов в организме изменяется в зависимости от времени года и возраста. В частности, с возрастом повышается концентрация в тканях алюминия, титана, кадмия, никеля, цинка, свинца, а концентрация меди, марганца, молибдена, хрома снижается. Обеспеченность микроэлементами обусловлена их содержанием в воде и пищевых продуктах, количественным соотношением микроэлементов между собой и усвояемостью тех веществ, в составе которых они поступают в организм. Содержание микроэлементов в пищевых продуктах во многом зависит от геохимической зоны. Существуют районы со значительными отклонениями концентрации определенных микроэлементов в почве и воде от нормы (как в сторону уменьшения, так и увеличения), что отражается на содержании этих микроэлементов в продуктах растительного и животного происхождения.

Большая часть микроэлементов поступает в организм с пищевыми продуктами растительного происхождения. В молочных и мясных продуктах содержание микроэлементов невысоко. В коровьем молоке обнаружено 22 микроэлемента (железо, марганец, медь, цинк, кобальт, молибден, кремний, фтор, йод и др.), однако концентрация их в молоке очень низкая. В мясных продуктах в умеренных количествах присутствуют серебро, молибден, медь, титан, цинк. В продуктах моря содержатся довольно в больших количествах серебро, мышьяк, кадмий, фтор, литий, никель.

В лекции кратко рассмотрена роль основных химических элементов, присутствующих в организме человека. (Презентация прилагается на носителе CD)
Тема № 2 Галогены и их роль в жизнедеятельности человека.

Среди многих химических элементов, которые слагают разнообразные горные породы и минералы, входят в состав морских и пресных вод, содержатся в тканях животных и клетках растений, важное место занимают фтор, хлор, бром и йод. Представители одного химического "семейства" - галогенов,- эти четыре элемента активно взаимодействуют с различными металлами, образуя соли (отсюда возникло их название "галогены" - рождающие соли), бурно реагируют с водородом, вступают в реакцию с углеродом, кремнием и другими металлоидами. Распыленные в земной коре в ничтожных количествах, они, тем не менее, играют огромную роль в развитии живой природы. Неизмеримо велика роль галогенов и в современной технике. Нет почти ни одной отрасли промышленности, в которой не применялись бы те или иные соединения этих элементов. Нужны они в химическом, пищевом, металлургическом, холодильном, стекольном, текстильном, красильном, фармацевтическом, бумажном производствах и т. д. Роль галогенов в организме человека очень велика, как и непосредственно велика их роль в промышленности человечества.

В лекции рассмотрены функции галогенов в организме человека, их влияние на организм, изменения, происходящие с организмом при нехватке галогенов, так же изменения, происходящие при их избытке в организме. (Презентация прилагается на носителе CD).
Тема № 3. Роль железа в организме человека.

Среди микроэлементов, необходимых для жизнедеятельности нашего организма и полного здоровья, железо является одним из важнейших. Без железа не может происходить образование гемоглобина и миоглобина – красных кровяных телец и мышечного пигмента. Многие ферменты тоже образуются с участием железа; оно является активным участником процесса кроветворения и регулирует работу иммунной системы. Большинство биохимических процессов в наших клетках протекает с участием железа; оно входит в состав окислительных ферментов. Известно два вида железа: 2-х и 3-х валентное. В продуктах питания содержится 3-х валентное железо; когда оно поступает в организм, то становится 2-х валентным – так лучше происходит усвоение. В организме человека железо составляет всего 0,005-0,006% от общей массы тела, и 70% всего железа находится в гемоглобине.

Из всего железа, которое поступает в организм человека, усваивается и попадает в кровь только 8%. Дыхание и полноценная жизнь клеток возможны потому, что железо, содержащееся в гемоглобине, помогает эритроцитам лучше связывать кислород и доставлять его во все уголки нашего организма.

Железо может накапливаться в нашем организме: в печени, селезёнке и костном мозге, поэтому организм может его использовать, когда это необходимо. При достаточных запасах железа и нормальной работе органов и систем железодефицитная анемия не возникает. Железо принимает участие в работе щитовидной железы, поддерживает хороший уровень иммунной защиты – клеточный и местный иммунитет сохраняется при условии достаточного количества железа в организме. От железа зависит активность ферментов, принимающих участие в разрушении и уничтожении попадающих в наш организм патогенных микробов и посторонних частиц.

Железо способствует выведению токсинов из организма, участвует в процессах регенерации, улучшает состояние кожи, структуру волос и ногтей.

Если оценивать по содержанию в 100 граммах продукта, то много железа – более 3 миллиграммов, – содержится в говяжьей и свиной печени, в говяжьем языке, в кроличьем мясе и в мясе индейки, а также в овсяной и гречневой крупах, в фасоли. Во фруктово-ягодных культурах – в персиках и чернике. В относительно больших количествах, от 2 до 3 миллиграммов на 100 граммов продукта железо содержится в мясе домашней птицы и в говяжьем мясе, в мясе горбуши и скумбрии, в куриных яйцах, в манной крупе, в плодах груш, в яблоках, абрикосах и сливе. (Презентация прилагается на носителе CD).
Тема № 4. Щелочные и щелочноземельные металлы и их роль в организме человека.

Известно, что организм человека на 3% состоит из металлов. И хотя 69 металлов присутствуют в клетках в разных количествах, все они играют важную роль в процессах, протекающих в организме. Металлические соединения входят в состав ферментов, регулирующих скорость протекания жизненно важных процессов, способствуют сохранению равновесия в клетках.

Щелочные и щелочноземельные металлы содержатся в организме человека в наиболее заметных количествах по сравнению с другими металлами: кальций – 1050 г на 70 кг веса, магний – более 40 г/70 кг, натрий – 105 г/70 кг и калий – 250 г/70 кг. Соединениям этих металлов принадлежит большая роль в протекании многих биологических процессов и обеспечении нормальной жизнедеятельности организма. Ионы калия и натрия регулируют водно-солевой баланс. Ионы магния принимают участие в регуляции практически всех органов и систем. 20% содержащегося в организме магния сконцентрировано в мышцах. Магний также образует координационные связи с протеинами, тормозит возбуждение в коре головного мозга и обеспечивает регулирование деятельности центральной нервной системы. В лекции кратко и в доступной форме рассмотрена роль важнейших щелочных и щелочноземельных металлов в организме человека. (Презентация прилагается на носителе CD).

Тема № 5 Металлы жизни.

В обмене веществ участвуют и неорганические и органические вещества. Химические элементы, которые образуют эти вещества, называют биогенными элементами. К числу биогенных элементов относится и ряд металлов, среди которых особенно важные биологические функции выполняют 10 так называемых «металлов жизни» - это 4 s-элемента – кальций, калий, натрий, магний и 6 d-элементов – железо, цинк, медь, марганец, молибден, кобальт. Из них к макроэлементам относятся кальций, калий, натрий, магний. В лекции рассмотрена роль «металлов жизни» в организме, о том, в каких продуктах питания содержатся эти металлы и их соединения, какое применение они находят в медицинской практике. (Презентация прилагается на носителе CD).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов» iconНекоммерческая организация «Ассоциация московских вузов»
Худенко Е. Д. Требования к планированию и анализу коррекционно- развивающих уроков. [Текст] / Е. Д. Худенко // Развитие и коррекция....
Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов» iconДепартамент образования города Москвы Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов»
«Сестринское дело в инфектологии» организованная профессиональным комитетом зроо «ПрофАсМедСпец» «Сестринское дело в инфектологии»...
Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов» icon«Ассоциация московских вузов»
Разработка научно-информационного материала «Технология создания учебных видеоматериалов»
Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов» iconОрганизация бухгалтерского учета в банках
Автономная некоммерческая организация среднего профессионального образования «Ставропольский колледж экономики и дизайна»
Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов» iconРоссийской Федерации Негосударственная автономная некоммерческая...
Негосударственная автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов» iconРоссийской Федерации Негосударственная автономная некоммерческая...
Негосударственная автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов» iconОрганизация научно-исследовательской работы студентов медицинских вузов
Организация научно-исследовательской работы студентов медицинских вузов / Сост. М. Е. Волчанский, А. В. Петров; Волгму. – Волгоград,...
Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов» iconАвтономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования

Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов» iconАвтономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования

Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов» icon«антропология»
Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования «евразийский открытый институт»
Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов» icon«Рынок ценных бумаг»
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов» iconАнкета Фотографии 3Х4
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов» iconНекоммерческая организация
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма
Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов» iconКонтрольная работа зачет
Негосударственная автономная некоммерческая образовательная организация «Институт Индустрии Моды»
Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов» iconКонтрольная работа зачет
Негосударственная автономная некоммерческая образовательная организация «Институт Индустрии Моды»
Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов» iconКомплексная программа практик бакалавров
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск