Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»





Скачать 113.38 Kb.
НазваниеМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»
Дата публикации06.10.2013
Размер113.38 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Химия > Документы


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

г. Мичуринска Тамбовской области



РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
Группа «А»


8 класс

«ПОМОЩНИК» В ИССЛЕДОВАНИИ

ТЕМА «_________________________»

Мичуринск, 2011 г.
Уважаемые коллеги!
Да, да, именно коллеги. Ведь нам предстоит совместными усилиями постигать, рассматривать, усваивать основы знаний по химии.

Исследовать, открывать, изучать – значит делать шаги в неизведанное и непознанное. Деятельность исследователя – творческая деятельность, а сам исследователь, безусловно, – творец, и не имеет значения, чем он занимается: изучает движение небесных светил, законы развития живых организмов, пишет картины или синтезирует новые вещества.

Нам с Вами предстоит поработать в исследовательской лаборатории.

Как сказал Ф. Вольтер, «Видеть и делать новое – очень большое удовольствие».

Желаю Вам удачи, счастья, желаю Вам получить истинное удовольствие и не забывайте, пожалуйста, что учит не учебник, не учитель, учимся МЫ САМИ!

Выполнив лабораторный опыт, Вы сможете оценить качество образцов воды по внешним признакам.

Лабораторный опыт № 1


  1. Определите прозрачность образца воды. Рассмотрите ее на свет. Вода может быть прозрачной, слабо мутной или мутной.

  2. Определите цвет воды. Рассмотрите образец на фоне листа белой бумаги. Вода может быть бесцветной или с оттенками разного цвета.

  3. Определите запах образца воды. Аккуратно направьте поток воздуха от химического стаканчика к себе.

Задание: Зафиксируйте в третьем столбике таблицы полученные данные. Сделайте вывод о чистоте образца воды.

Таблица 1

Результаты исследования образцов воды


образца

Расположение

источника

Результаты органолептического анализа

Значение рН

1



Школьная вода







2



ж/д вокзал «Мичуринск Воронежский»







3



Вода района завода «Прогресс»







4



Вода святого источника

(ВНИИСиГПР)







5



Вода района МОУ СОШ № 1









Выполнив данное задание, Вы сможете выявить типы водных сред и составить их классификацию.

Задание № 1

Ответьте на вопросы:
1. К какому классу относятся вещества, формулы которых: HCl, H2SO4, HNO3, H2S?

2. Какие катионы образуются в растворе при диссоциации данного класса соединений?

3. Составьте уравнение диссоциации азотной кислоты:

HNO3 → _______________________________________

Подсказка: Название среды раствора в данном случае происходит от названия соответствующего класса соединений.
4. Постройте следующую логическую цепочку для соединений, выраженных формулами: NaOH, Ca(OH)2, KOH, Ba(OH)2.

5. Составьте уравнение диссоциации гидроксида бария:

Ba(OH)2 → _______________________________________

Подсказка: Вспомните классификацию оснований! Все ли основания в водном растворе распадаются на ионы?

Название среды происходит от названия растворимых оснований.
6. К какому классу относятся следующие вещества: сульфат калия, хлорид бария, нитрат кальция?

7. При растворении в воде данных соединений образуются частицы, характеризующие кислотный или щелочной характер раствора?

8. Составьте уравнение диссоциации сульфата калия:

K2SO4 → _______________________________________
Составьте схему классификации водных растворов:



_______________ ________________

___________________
Выучите определение
Индикаторы - это вещества, способные изменять свою окраску в зависимости от среды раствора.

Выполнив лабораторный опыт, Вы сможете определить наиболее оптимальные индикаторы для каждого типа среды водного раствора.

Лабораторный опыт № 2
В три пробирки налейте по 2-3 мл раствора соляной кислоты. В каждую из них добавьте по 1 капле индикаторов (в пробирку № 1 – метиловый оранжевый, в пробирку № 2 - фенолфталеин, в пробирку № 3 – синий лакмус).

Пронаблюдайте за изменением окраски.

Зафиксируйте наблюдаемые изменения в таблице 1.
Задание: Отметьте название индикатора, который наиболее удобно использовать для определения кислой среды водного раствора!

Таблица 2


Название индикатора

Изменение окраски в среде

кислая

щелочная

нейтральная

метиловый оранжевый







оранжевый

синий лакмус






фиолетовый

фенолфталеин






бесцветный


Выводы:

Оптимальный индикатор кислой среды: _______________________
Оптимальный индикатор щелочной среды: ____________________
Правила техники безопасности

В кабинете химии запрещается:
1. 2.


Употреблять пищу Трогать руками химические

вещества

3. 4.

Выливать во флакон Сливать вещества

оставшиеся реактивы без разрешения учителя

Осторожно:

5. 6.

Едкие вещества Ядовитые вещества


Не забудь:
7.

При попадании на кожу химического вещества промыть

данное место водой

Выучите определение
Водородный показатель - это величина, характеризующая содержание катионов водорода в растворе.

рН = -lg [H+]


Выявите зависимость между значением водородного показателя и средой раствора
При рН > 7 среда раствора ____________________________
При рН = 7 среда раствора ____________________________
При рН < 7 среда раствора ____________________________

Выполнив лабораторный опыт, Вы сможете определить значение водородного показателя выданного Вам образца воды.

Лабораторный опыт № 3
В образец в химическом стаканчике опустите универсальную индикаторную бумагу.

Сравните полученную на ней окраску с цветной шкалой рН.
Эталонная шкала для рН

кислая среда щелочная


























1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Вопрос для размышления: Какова среда раствора выданного Вам образца?

Внесите результаты исследования в четвертый столбик таблицы 1 (страница 4).

Шкала рН некоторых жидкостей


томатный сок (4.0)

дистиллированная вода (7.0)





Информация для «настоящих» химиков

«Рецепт» приготовления индикаторной бумаги
Возьмите сок краснокочанной капусты и пропитайте им листки фильтровальной бумаги.

Листкам надо дать высохнуть.

После этого разрежьте фильтровальную бумагу на тонкие полоски.

Индикаторные бумажки готовы!

Успешных Вам экспериментов!
Изменение окраски «краснокочанной» индикаторной бумажки

рН

2

4

6

8

10

12

Цвет

красный

розовый

фиолетовый

синий

сине-зеленый

зелено-желтый


Полезная информация
В соответствии с Гигиеническими требованиями к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения (СанПиН 2.1.4.559-96) питьевая вода должна быть безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.

Водородный показатель для питьевой воды должен соответствовать норме 6-9 единиц, для водоемов 6,5 – 8,5.

Исследователи установили, что особенно губительным для водных обитателей является кислая среда, нежели щелочная. У водных растений повышение кислотности воды, в первую очередь, сказывается на нарушении кальциевого обмена и образовании оболочек клеток, их делении, а также на протекании реакции фотосинтеза.

Для водных объектов и питьевой воды содержание нитратов не должно превышать 45 мг/л, фосфатов – 3,5 мг/л. Нитрат- и фосфат – ионы способствуют зарастанию водоемов растительностью, вызывая разрастание планктона. Тот, в свою очередь, отмирает и поглощает большое количество кислорода, лишая воду способности к самоочищению. Нитраты могут оказать токсическое действие на людей и водных обитателей.

Содержание хлоридов в воде не должно быть выше 300 мг/л. Этот параметр влияет на водообмен водных растений.

По содержанию сульфатов судят о минеральном составе воды: их повышенное содержание свидетельствует о попадании в водоемы промышленных сточных вод. Оно не должно превышать 500 мг/л. Превышение сульфатов вызывает расстройство желудка.

Повышенное содержание железа в воде вызывает отложение железа в печени и по вредности значительно обгоняет алкоголизм. Предельно-допустимая концентрация в воде железа составляет 0,3 мг/л.

?
Проверь себя!



  1. В каких районах города вода не соответствует норме рН?

  2. В каких районах города вода имеет кислую среду?

  3. Как изменяют окраску индикаторы в подобной среде?

  4. Какие из веществ, формулы которых представлены ниже, будут аналогично менять окраску индикаторов?

Формулы веществ:

HCl, LiOH, NaNO3, H2SO4, KOH, BaCl2, HNO3, Ca(OH)2, K2SO4 .

  1. В каких районах города среда воды щелочная?

  2. Как изменяют окраску индикаторы в подобной среде?

  3. Какие из веществ, формулы которых Вы уже видели выше, будут аналогично изменять окраску индикатора?

  4. Концентрация катионов водорода в растворе гидроксида натрия 10-14 моль/л. Как Вы думаете, какое основание сильнее: гидроксид натрия или гидроксид аммония (нашатырный спирт)?

  5. Исходя из общих результатов исследования, в каких районах города наиболее чистая вода?


Домашнее задание:

  1. Изучите конспект урока

  2. Прочитайте § 43

  3. Выполните № 1, 2, 3 стр. 161




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» iconПрограмма воспитательной работы школы. Срок реализации 2011-2016...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Еленская средняя общеобразовательная школа» функционирует как средняя школа с 1983...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательное учреждение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №3 г. Томск,...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» iconСтатья 1 Общие положения Муниципальное бюджетное общеобразовательное...
«Средняя общеобразовательная школа №6 города Лесосибирска» (далее Учреждение), ранее именуемое муниципальное общеобразовательное...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 им. Р. А. Наумова городского округа город Буй...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Колесурская...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Карловка Пугачёвского района Саратовской области»...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» iconСценарий урока с использованием компьютера Автор Тимощенко Ирина...
Образовательное учреждение – Муниципальное общеобразовательное учреждение «Наумовская средняя общеобразовательная школа» Томского...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» iconРоссийской Федерации Муниципальное общеобразовательное учреждение...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» iconМичуринский район Муниципальное общеобразовательное учреждение Крюковский...
Частное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Альтернатива»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №17»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» iconМинистерство образование и науки рт муниципальное бюджетное общеобразовательное...
Государственное общеобразовательное учреждение-средняя общеобразовательная школа
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» iconПубличный доклад мбоу «Средняя общеобразовательная школа №3» городского округа Протвино
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» – это общеобразовательное учреждение...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» iconМуниципальное казенное общеобразовательное учреждение Бакчарского...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Ольшанка» Ольшанская средняя школа
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» iconНаходкинского городского округа муниципальное бюджетное общеобразовательное...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» iconМуниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» iconМуниципальное образовательное учреждение «Далисичская средняя общеобразовательная...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Хочашевская основная общеобразовательная школа» Ядринского района Чувашской...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск