Скачать 113.38 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Мичуринска Тамбовской области РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ Группа «А» 8 класс «ПОМОЩНИК» В ИССЛЕДОВАНИИ ТЕМА «_________________________» Мичуринск, 2011 г. Уважаемые коллеги! Да, да, именно коллеги. Ведь нам предстоит совместными усилиями постигать, рассматривать, усваивать основы знаний по химии. Исследовать, открывать, изучать – значит делать шаги в неизведанное и непознанное. Деятельность исследователя – творческая деятельность, а сам исследователь, безусловно, – творец, и не имеет значения, чем он занимается: изучает движение небесных светил, законы развития живых организмов, пишет картины или синтезирует новые вещества. Нам с Вами предстоит поработать в исследовательской лаборатории. Как сказал Ф. Вольтер, «Видеть и делать новое – очень большое удовольствие». Желаю Вам удачи, счастья, желаю Вам получить истинное удовольствие и не забывайте, пожалуйста, что учит не учебник, не учитель, учимся МЫ САМИ! Выполнив лабораторный опыт, Вы сможете оценить качество образцов воды по внешним признакам. Лабораторный опыт № 1
Задание: Зафиксируйте в третьем столбике таблицы полученные данные. Сделайте вывод о чистоте образца воды. Таблица 1 Результаты исследования образцов воды
Выполнив данное задание, Вы сможете выявить типы водных сред и составить их классификацию. Задание № 1 Ответьте на вопросы: 1. К какому классу относятся вещества, формулы которых: HCl, H2SO4, HNO3, H2S? 2. Какие катионы образуются в растворе при диссоциации данного класса соединений? 3. Составьте уравнение диссоциации азотной кислоты: HNO3 → _______________________________________ Подсказка: Название среды раствора в данном случае происходит от названия соответствующего класса соединений. 4. Постройте следующую логическую цепочку для соединений, выраженных формулами: NaOH, Ca(OH)2, KOH, Ba(OH)2. 5. Составьте уравнение диссоциации гидроксида бария: Ba(OH)2 → _______________________________________ Подсказка: Вспомните классификацию оснований! Все ли основания в водном растворе распадаются на ионы? Название среды происходит от названия растворимых оснований. 6. К какому классу относятся следующие вещества: сульфат калия, хлорид бария, нитрат кальция? 7. При растворении в воде данных соединений образуются частицы, характеризующие кислотный или щелочной характер раствора? 8. Составьте уравнение диссоциации сульфата калия: K2SO4 → _______________________________________ Составьте схему классификации водных растворов: _______________ ________________ ___________________ Выучите определение Индикаторы - это вещества, способные изменять свою окраску в зависимости от среды раствора. Выполнив лабораторный опыт, Вы сможете определить наиболее оптимальные индикаторы для каждого типа среды водного раствора. Лабораторный опыт № 2 В три пробирки налейте по 2-3 мл раствора соляной кислоты. В каждую из них добавьте по 1 капле индикаторов (в пробирку № 1 – метиловый оранжевый, в пробирку № 2 - фенолфталеин, в пробирку № 3 – синий лакмус). Пронаблюдайте за изменением окраски. Зафиксируйте наблюдаемые изменения в таблице 1. Задание: Отметьте название индикатора, который наиболее удобно использовать для определения кислой среды водного раствора! Таблица 2
Выводы: Оптимальный индикатор кислой среды: _______________________ Оптимальный индикатор щелочной среды: ____________________ Правила техники безопасности В кабинете химии запрещается: 1. 2. Употреблять пищу Трогать руками химические вещества 3. 4. Выливать во флакон Сливать вещества оставшиеся реактивы без разрешения учителя Осторожно: 5. 6. Едкие вещества Ядовитые веществаНе забудь: 7. При попадании на кожу химического вещества промыть данное место водой Выучите определение Водородный показатель - это величина, характеризующая содержание катионов водорода в растворе. рН = -lg [H+] Выявите зависимость между значением водородного показателя и средой раствора При рН > 7 среда раствора ____________________________ При рН = 7 среда раствора ____________________________ При рН < 7 среда раствора ____________________________ Выполнив лабораторный опыт, Вы сможете определить значение водородного показателя выданного Вам образца воды. Лабораторный опыт № 3 В образец в химическом стаканчике опустите универсальную индикаторную бумагу. Сравните полученную на ней окраску с цветной шкалой рН. Эталонная шкала для рН кислая среда щелочная
Вопрос для размышления: Какова среда раствора выданного Вам образца? Внесите результаты исследования в четвертый столбик таблицы 1 (страница 4). Шкала рН некоторых жидкостей томатный сок (4.0) дистиллированная вода (7.0) Информация для «настоящих» химиков «Рецепт» приготовления индикаторной бумаги Возьмите сок краснокочанной капусты и пропитайте им листки фильтровальной бумаги. Листкам надо дать высохнуть. После этого разрежьте фильтровальную бумагу на тонкие полоски. Индикаторные бумажки готовы! Успешных Вам экспериментов! Изменение окраски «краснокочанной» индикаторной бумажки
Полезная информация В соответствии с Гигиеническими требованиями к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения (СанПиН 2.1.4.559-96) питьевая вода должна быть безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Водородный показатель для питьевой воды должен соответствовать норме 6-9 единиц, для водоемов 6,5 – 8,5. Исследователи установили, что особенно губительным для водных обитателей является кислая среда, нежели щелочная. У водных растений повышение кислотности воды, в первую очередь, сказывается на нарушении кальциевого обмена и образовании оболочек клеток, их делении, а также на протекании реакции фотосинтеза. Для водных объектов и питьевой воды содержание нитратов не должно превышать 45 мг/л, фосфатов – 3,5 мг/л. Нитрат- и фосфат – ионы способствуют зарастанию водоемов растительностью, вызывая разрастание планктона. Тот, в свою очередь, отмирает и поглощает большое количество кислорода, лишая воду способности к самоочищению. Нитраты могут оказать токсическое действие на людей и водных обитателей. Содержание хлоридов в воде не должно быть выше 300 мг/л. Этот параметр влияет на водообмен водных растений. По содержанию сульфатов судят о минеральном составе воды: их повышенное содержание свидетельствует о попадании в водоемы промышленных сточных вод. Оно не должно превышать 500 мг/л. Превышение сульфатов вызывает расстройство желудка. Повышенное содержание железа в воде вызывает отложение железа в печени и по вредности значительно обгоняет алкоголизм. Предельно-допустимая концентрация в воде железа составляет 0,3 мг/л. ? Проверь себя!
Формулы веществ: HCl, LiOH, NaNO3, H2SO4, KOH, BaCl2, HNO3, Ca(OH)2, K2SO4 .
Домашнее задание:
|
Программа воспитательной работы школы. Срок реализации 2011-2016... Муниципальное общеобразовательное учреждение «Еленская средняя общеобразовательная школа» функционирует как средняя школа с 1983... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательное учреждение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №3 г. Томск,... | ||
Статья 1 Общие положения Муниципальное бюджетное общеобразовательное... «Средняя общеобразовательная школа №6 города Лесосибирска» (далее Учреждение), ранее именуемое муниципальное общеобразовательное... | Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная... Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 им. Р. А. Наумова городского округа город Буй... | ||
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Колесурская... Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Карловка Пугачёвского района Саратовской области»... | Сценарий урока с использованием компьютера Автор Тимощенко Ирина... Образовательное учреждение – Муниципальное общеобразовательное учреждение «Наумовская средняя общеобразовательная школа» Томского... | ||
Российской Федерации Муниципальное общеобразовательное учреждение... Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» | Мичуринский район Муниципальное общеобразовательное учреждение Крюковский... Частное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Альтернатива» | ||
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №17» | Министерство образование и науки рт муниципальное бюджетное общеобразовательное... Государственное общеобразовательное учреждение-средняя общеобразовательная школа | ||
Публичный доклад мбоу «Средняя общеобразовательная школа №3» городского округа Протвино Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» – это общеобразовательное учреждение... | Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Бакчарского... Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10 | ||
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная... Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Ольшанка» Ольшанская средняя школа | Находкинского городского округа муниципальное бюджетное общеобразовательное... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная | ||
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная... Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 | Муниципальное образовательное учреждение «Далисичская средняя общеобразовательная... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Хочашевская основная общеобразовательная школа» Ядринского района Чувашской... |