Л. М. Козырева программно- методические материалы для логопедических занятий ярославль академия развития 2006 с младшими школьниками аопеорасеораор содержание введение логопедическая программа





НазваниеЛ. М. Козырева программно- методические материалы для логопедических занятий ярославль академия развития 2006 с младшими школьниками аопеорасеораор содержание введение логопедическая программа
страница1/8
Дата публикации16.10.2013
Размер1.38 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Химия > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8




Л. М. КОЗЫРЕВА
программно-
методические
материалы
для логопедических
занятий




ЯРОСЛАВЛЬ
АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ
2006


с младшими школьниками аопеорасеораор

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………….. 4

Логопедическая программа коррекции нарушении

устной и письменной речи. 1 -й класс…………………………. 5

Программа коррекции нарушений устной

и письменной речи учащихся 1 -го класса……………………. 9

Логопедическая программа коррекции нарушений

письменной речи, 2-3 классы …………. 15

Логопедическая программа коррекции звуковой

стороны речи, 2-3 класс …………. 22

Логопедическая программа коррекции
лексико-грамматического строя речи младших

школьников. 4-й класс…………………………………………. 24

Программа коррекции лексико-грамматического строя

речи младших школьников. 4-й класс …………. 32

Слуховые диктанты ………… 36

Первый класс …………. 36

Второй-третий классы …………..37

Четвертый класс …………..42

Конспекты игровых логопедических занятий ………….. 44

Звуки и буквы. Игра -соревнование команд.

2-й класс ………… .44

Игра «Умники и умницы». Тема: Твердые

и мягкие согласные звуки. 2-й класс ………… 47

Игра «Умники и умницы». Тема: Словоизменение

имен существительных. 4-й класс ………… .49

Игра «Умники и умницы». Тема: Однокоренные

слова. 4-й класс ………… .53

Игровое итоговое занятие по теме

«Суффиксальное словообразование». 4-й класс… …56

Игра-соревнование команд «В гостях

у частей слова». 4-й класс…………………………………….57

Инсценированное занятие на тему «Состав слова».

4-й класс ……… ….60

Игра «Умники и умницы». Тема: Состав слова.

Словообразование. 4-й класс…………………………… …..61

Занятие «Знаешь ли ты фразеологизмы».

4-й класс ………… ..63

Литература…………………………………………………… …..66

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее пособие адресовано учителям-логопедам, работающим с учащимися по восполнению пробелов в раз­витии письменной речи, и содержит программно-методиче­ские материалы для работы по тетрадям для логопедических занятий Л. М. Козыревой.

В книге помещены программы для групповых логопеди­ческих занятий в 14 классах, тексты для слуховых диктан­тов и конспекты игровых занятий.

В программах, в пояснительных записках, дается характе­ристика уровня развития устной и письменной речи учащихся с дисграфией, составленная по материалам обследования, и подробно описываются особенности работы по каждому раз­делу программы. Приведены ссылки на дидактические по­собия для учащихся (тетради для логопедических занятий). Программы рассчитаны на занятия с группой детей по три раза в неделю, с 15 сентября по 15 мая, всего 90 часов за год. Программы помогут учителям-логопедам, использующим в своей работе названные тетради, составить календарно-тематическое планирование с каждой группой учащихся.

Второй блок материалов — тексты слуховых диктантов. Они подобраны по годам обучения и распределены по темам. Логопеды смогут выбрать из имеющихся текстов нужные им материалы для проведения предупредительных и провероч­ных работ.

Конспекты игровых занятий даются с целью показать, как можно завершить работу над темой или разделом. Опыт проведения игр с четкими правилами, какой является, в частности, игра «Умники и умницы», дает автору возмож­ность посоветовать использовать подобные сценарии в сво­ей работе. По времени игра укладывается как раз в урок, удается активизировать всех присутствующих (как правило, на игру приглашаются все учащиеся данного класса, то есть несколько групп или несколько параллельных групп). На роль жюри приглашаются учителя или воспитатели групп продленного дня, что повышает ответственность детей. По итогам игры проходит награждение дипломами «Лучшему агонисту» и «Лучшему теоретику», что, безусловно, при­влекает детей и повышает мотивацию к посещению логопе­дических занятий и активной работе на занятиях.

Логопедическая программа коррекции нарушений устной и письменной речи
1-й класс
ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ УЧАЩИХСЯ 1 -го КЛАССА ИЗ ГРУППЫ РИСКА ПО ПИСЬМУ И ЧТЕНИЮ (ОНР, ЗПР, ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ)
Показатели речевого развития шестилетних детей в норме

К моменту поступления в школу дошкольники дости­гают определенного уровня речевого развития:

- звукопроизношение полностью соответствует норме;

- сформировано звукоразличение как далеких, так и близких пар фонем;

- ребенок овладел нормами словоизменения различ­ных частей речи, адекватно использует предлоги;

- практически не осталось ошибок в словообразова­нии — так называемых неологизмов, то есть слов, в которых нарушена морфемная сочетаемость;

- словарный запас достаточно обширен и включает в себя слова различных частей речи;

- ребенок располагает определенным запасом пред­ставлений и понятий об окружающем мире, его осведомленность о явлениях природы, о животных и растениях, предметах быта позволяет ему по­строить связное высказывание, поделиться впе­чатлениями об увиденном или услышанном;

- ребенок умеет осуществлять элементарные логи­ческие обобщения в пределах родовидовых от­ношений;

- у ребенка сформировано отношение к речи как к объективной действительности: он умеет выделять слова из предложения, проводит несложные фор­мы звукового анализа;

- первоклассники обладают достаточным уровнем познавательной активности, у них проявляется готов­ность к решению познавательных задач, готовность к ин­теллектуальному усилию.

Общая психологическая характеристика учащихся 1-го класса с дисграфией
У первоклассников, испытывающих затруднения в формировании письма, наблюдается отставание в разви­тии так называемых вводных навыков, необходимых для успешного обучения, в том числе и речевых. К речевым навыкам относят умение четко, в соответствии с нормой, произносить все звуки речи, различать их на слух, выде­лять из слова; наличие достаточного словарного запаса и полной сформированности грамматического строя; уме­ние связно высказываться по темам, доступным пони­манию ребенка. У семилетних детей из группы риска по письму оказываются нарушенными все компоненты рече­вой системы, правда, каждая не в одинаковой степени.
Звукопроизношение и фонематическое восприятие
Сохранней всего бывает звукопроизношение: не все дети имеют нарушения в произношении звуков; количе­ство детей с нарушениями звукопроизношения примерно такое же, как в популяции. Чаще всего встречается ис­кажение сонорных звуков (более двух третей от всех зву­ковых нарушений). Встречаются сигматизмы, чаще меж­зубное произнесение С, 3,Ц.

У части детей могут сохраняться проявления инфан­тильной речи по типу легкого физиологического косноязычия. Могут наблюдаться н затруднения в произношении более сложных по звуко-слоговой структуре слов. Типична нестойкость этих расстройств, их тесная зависимость от утомления.

Постановка звуков у детей группы риска по дисграфии не вызывает особых трудностей, в то время как ав­томатизация и дифференциация требуют длительной и систематической работы. Это связано с недостаточнос­тью в развитии фонематических процессов. У большин­ства детей рассматриваемой группы процесс становления фонематических представлений не закончился к момен­ту поступления в школу. Вследствие этого детям трудно выполнить задание по воспроизведению слоговых рядов после однократного прослушивания, даже если этот ряд включает только два слога. Плохо ориентируются дети и при различении слов-паронимов, то есть слов, отличаю­щихся одним звуком.
Звуковой анализ слова
В связи с недоразвитием фонематических процессов у данной категории детей запаздывает становление навы­ков звукового анализа. Им доступен, как правило, лишь самый легкий вид: выделение звука из слова в том случае, если звук стоит в сильной позиции. Наиболее доступно выделение гласного звука из начала слова под ударением: аист, окунь, утка. Нередко нужно прибегать к утрирован­ному произнесению слова с усилением голоса на выделя­емом звуке, чтобы добиться ответа. Встречаются ошибки при определении гласного в середине слова, даже если слово состоит из одного слога (мак, кот, суп, сыр и т. д.).

Наибольшие трудности вызывает выделение безу­дарного гласного из конца слова: вместо гласного звука обычно выделяется целый слог (Сум-ка). Трудно детям «оторвать» согласный от гласного в начале слова, если

этот согласный взрывной (к, г). В данном случае тоже вы­деляют слог (ко-ты). Таким образом, одной из характер­ных ошибок первоклассников, испытывающих трудности формирования письма, при проведении звукового анали­за является подмена его слоговым анализом.

Слоговой анализ слова
Но и при выполнении слогового анализа слова у детей тоже встречается много ошибок. Им, в первую очередь, трудно различить понятия «слог» и «звук», так как оба они обозначаются как «часть слова». Следующая труд­ность при расчленении слова на слоги состоит в том, что некоторые сонорные звуки (л',н',м',р',й) воспринимаются ими как слогообразующие, так как могут произноситься с призвуком гласного звука. В таком случае слово «руль» будет делиться на два слога: ру-ль, гак же как и ко-нь, ча-й и т. д.

Много ошибок допускают первоклассники при делении слов на слоги, если в слове оказывается два гласных зву­ка рядом: например, в слове «аист» они не выделяют два слога.

Словарный запас
Поступающие в первый класс дети рассматриваемой группы обладают бедным и малодифференцированным словарным запасом. При назывании картинок, подобран­ных по определенным темам (цветы, деревья, посуда, одежда и т. д.), смешивают названия сходных предметов, называя блюдце тарелкой, чашку — кружкой, майку — рубашкой и т. д. Первоклассники неуверенно пользуются словами-обобщениями, смешивают их (овощи—фрукты, одежда—обувь, ягоды—фрукты). Им трудно выполнить и задание на перечисление объектов, входящих в поня­тие более широкого объема: назвать, какие знает ягоды, цветы, фрукты и т. д. В основном, дети называют не более одного-двух предметов. Выполняя задание назвать дете­нышей животных, затрудняются в тех случаях, когда сло­ва являются не однокоренными (собака — щенок, лошадь — жеребенок, свинья — поросенок, корова — теленок, овца — ягненок).

Они обнаруживают недифференцированность и гла­гольного словаря: часто называют одним словом раз­личные действия, совершаемые разными субъектами: человек ходит, черепаха ходит, конь ходит, белка ходит. Крайне мало в речи первоклассников прилагательных. Даже прилагательные, обозначающие цвет, представле­ны несколькими словами: белый, черный, красный, зеле­ный, синий. Нет четких названий при обозначении оттен­ков цветов: «Это не красный, а чуть красный (розовый)». Из оценочных прилагательных чаще всего встречаются слова «хороший», «плохой», а пространственные огра­ничиваются парой «большой — маленький».

Еще одна категория слов, плохо усвоенная детьми с дисграфией — слова-названия деталей предметов одеж­ды, частей тела животных: кузов, кабина, руль у машины; рукав, манжеты, воротнику платья; панцирь, хобот, клюв.

Приведенные факты свидетельствуют о бедности сло­варного запаса, о неспособности актуализировать доста­точное количество слов по определенной тематике.
Грамматический строй и связная речь
В устной речи первоклассников с дисграфией нет такого количества аграмматизмов, как у детей с общим недоразви­тием речи. Они в основном правильно изменяют имена су­ществительные по падежам, согласовывают прилагатель­ные и глаголы с существительными в роде и числе. Но это кажущееся отсутствие ошибок связано, в первую очередь, с тем, что в речи детей мало прилагательных, безударные окончания произносятся неотчетливо, а самое главное, речь ограничивается бытовой тематикой, знакомой ребен­ку. При попытках же пересказа текста, составления рас­сказа по картинке количество ошибок в грамматическом оформлении фразы резко возрастает. Появляются ошибки не только в управлении, то есть использовании падежных форм, но и в согласовании. Характерной ошибкой явля­ется опускание предлогов, особенно предлога в: «Живу Москве». Наблюдается смешение предлогов в и на в ви­нительном и предложном падежах, предлогов си из в ро­дительном падеже, над и под в творительном падеже, под и из-под («под столом — из-под стола» воспроизводится как «под столом — под стола». Наибольшее количество ошибок в употреблении падежных форм дают именитель­ный и родительный падежи множественного числа, объек­тивно трудные для различения всех вариантов окончаний и детям с нормальным речевым развитием.

Связная речь не развита в силу недостаточности сло­варного запаса, низкого уровня познавательной активности, удовлетворенности уровнем бытового общения. Ре­бенок и не осознает необходимости развивать эту сторону речи, обходясь диалогической формой. В какой-то мере такой низкий уровень развития связной речи обусловлен пробелами в воспитании и обучении в дошкольном дет­стве, а также социальной запущенностью. Известно, что связная речь развивается только при обучении.

Перечисленные выше особенности устной речи перво­классников с дисграфией свидетельствуют о том, что без целенаправленной логопедической работы по исправле­нию недостатков в развитии всех компонентов речи детям будет трудно усваивать школьную программу по русскому языку, у них могут возникнуть трудности в учебе.

Для предупреждения этих трудностей и для ликвида­ции отставания в развитии речи данной категории детей создана настоящая логопедическая программа.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Программа предназначена для логопедической работы : группой учащихся 1-го класса, испытывающих трудности формирования письменной речи (письма и чтения).

Программа групповых занятий включает три раздела:

- восполнение пробелов в развитии звуковой сторо­ны речи;

-обогащение словарного запаса;

- развитие грамматического строя и связной речи.
Все перечисленные направления работы осуществля­ется одновременно, то есть на одном занятии должна идти работа как по коррекции пробелов в развитии звуковой стороны речи, так и по обогащению словаря и развития грамматического строя.

Первая четверть посвящена развитию различных форм звукового анализа, начиная с выделения звука из слова. Обучение начинается с узнавания и выделения из слова гласных звуков, их сравнения и различения. Дети выделяют гласные звуки А, О, У из начала слова под уда­лением и в безударном положении, гласные звуки А, О, У, Э, Ы из середины слова и из конца слова под ударением. Из согласных звуков вводятся сонорные согласные М, Л, Р, Н. Логопедические занятия проводятся в игровой форме. В играх на развитие звукового анализа применяются буквы, соответствующие выделяемым звукам, и таким об­разом происходит закрепление графического образа букв. В первой четверти дети знакомятся с гласными буквами А, О, У, Э, Ы, с согласными буквами М, Л, Р, Н. В качестве пособия можно использовать рабочие тетради из серии «Детский сад: день за днем» (Козырева Л. М. Знакомимся с гласными звуками. — Ярославль, 2006; Козырева Л. М. Как научиться читать. — Ярославль,2006.) Так как занятия являются интегрированными, на каждом из них изучается лексическая тема, а также отрабатывается в практическом плане та или иная грамматическая форма. Материал мож­но найти в рабочих тетрадях: Козырева Л. М. Расширяем словарь малышей. — Ярославль, 2006; Козырева Л. М. Развиваем речь малышей. — Ярославль, 2006.

Во второй четверти главная тема — различение твердых и мягких согласных звуков. Вводятся гласные буквы, с помощью которых обозначается мягкость со­гласных звуков: Я, Е, Е, Ю, Ь (смягчитель). Чтение слогов и слов с этими буквами показывается практиче­ски, без проведения полного звукобуквенного анализа и установления несоответствия в звукобуквенном со­ставе слова. Широко используются слоговые таблицы, на которых написаны слоги СГ; имеется несколь­ко вариантов слоговых таблиц: сначала одна согласная буква сочетается по порядку со всеми гласными, при­чем, парные гласные находятся рядом (ма—мя—мо— ме—му—мю и т. д.); затем несколько согласных сочета­ется с одной гласной (ма—на—ла—ра; мя—ня—ля— ря). При чтении слогов логопед обращает внимание детей на буквенный состав читаемого слога: «Читаем ма, со­гласный звук звучит твердо, читаем мя — согласный зву­чит мягко. С буквой А согласный звучит твердо, с буквой Я согласный звучит мягко». Отказ от проведения полного звукобуквенного анализа слов типа «мяч» в начале обу­чения в первом классе детей группы риска по дисграфии основывается на том, что практического значения этот анализ не дает, он не оказывает влияния на формирова­ние навыка чтения слогов и слов с данными буквами; а к тому же, являясь объективно трудным для понимания в этом возрасте, может осложнить становление перво­начального навыка чтения. Для становления грамотного письма данный вид анализа является также помехой: не­искушенные в тонкостях звукобуквенных несоответствий дети начинают писать по следам анализа в слоге СГ после согласной буквы гласные А, У, О, Э и на тех местах, где надо писать буквы Я, Е, Е, Ю. Сначала детей нужно научить отчетливо различать твердые и мягкие согласные звуки в этих слогах, ведь установление отличия является для детей более легким действием, чем нахождение об­щего, а также добиться четкой дифференциации понятий «звук» и «буква». С гласными буквами И и Ы звукобуквенный анализ слов с твердыми и мягкими согласными звуками проводить нужно, так как в словах типа «мыл — мил» гласные звуки в словах разные, и мы не будем про­воцировать ошибку в написании гласной буквы (в отли­чие от данных слов, в словах типа «мак—мяч» гласные звуки в словах одинаковые, и дети начинают писать букву А там, где имеется только звук А, так как им еще непо­нятна разница между терминами «звук» и «буква». А на уроке в классе от них учительница постоянно добивается, чтобы они отвечали: звук А. Вот и получаем мы на письме ошибки типа «лубит», «мач», «мод»).

В позиции начала слова и в положении после гласной и разделительных Ь и Ъ буквы Я, Е, Е, Ю обозначают два звука. В данном случае стоит познакомить детей с секретом этих букв: обозначать два звука, один из кото­рых — согласный [Й]. Этот звук хорошо выделяется, его можно произнести длительно и таким образом развивать фонематический слух учащихся.

В данной теме показывается также буква Ь в роли смягчителя (на конце слов и в середине). Со слова­ми типа «конь» проводится полный звукобуквенный анализ, так как здесь очень удобно показать разницу между твердыми и мягкими согласными звуками (мяг­кий знак как раз и указывает на эту мягкость). Выкла­дывая схемы звукового состава слов с мягким знаком, обязательно показываем букву Ь в нужном месте сло­ва, таким образом преобразуя звуковую схему в звукобуквенную. Делается это для предупреждения ошибок на пропуск буквы Ь на письме. Если ограничиваться только звуковой схемой, в которой, естественно, нет места букве Ь, как не обозначающей самостоятельного звука, мы будем провоцировать детей на пропуск этой буквы при написании, так как дети не дифференцируют четко понятия «звук» и «буква». Новых согласных зву­ков и букв во второй четверти не вводится, весь рече­вой материал состоит из слов и первых коротких пред­ложений, составленных из сонорных и гласных букв. Материал для чтения содержится в рабочей в тетради: Козырева Л. М. Как научиться читать. — Ярославль, 2006. Параллельно на логопедических занятиях прово­дится расширение словарного запаса первоклассников по лексическим темам: «Фрукты», «Овощи», «Цве­ты», «Деревья», «Птицы», «Звери». Используется пособие: Козырева Л. М. Игры в картинках со звуками Р, Р\ Л, Л'. — Ярославль, 2004.

Третья четверть отводится дифференциации глухих и звонких согласных звуков в устной речи и соответствующих им букв при чтении и на письме. Рассматриваются все 6 пар глухих и звонких согласных: П—Б, Т—Д, К—Г, Ф—В, С—3, III—Ж. Порядок работы следующий: вначале знако­мимся с глухим звуком и буквой, при этом речевой материал не содержит парных звонких звуков; затем вводится звонкий звук при отсутствии оппозиционного ему глухого варианта. После усвоения каждого из членов пары начинается срав­нение данных звуков и букв с установлением как сходства, так и различия. Данные темы представлены в тетради: Ко­зырева Л. М. Читаем и играем. — Ярославль, 2006. Рече­вой материал состоит из слов и предложений, содержащих только изученные буквы. Игровой материал можно взять в пособиях: Козырева Л. М. Игры в картинках со звуками П, Пь, Б, Б'. — Ярославль, 2004; Козырева Л. М. Игры в картинках со звуками К, К', Г, Г. Ярославль, 2004., Козыре­ва Л. М. Игры в картинках со звуками С. С, 3, 3'. — Ярос­лавль, 2004. В названных игровых пособиях дифференциация звуков проводится на материале следующих лексических тем: К—Г — Обитатели водоемав», «Зоопарк. Звери и пти­цы», «Музыкальные инструменты», «Водный транс­порт»; П—Б — «Головные уборы», «Обувь», «Одежда», «Инструменты», «Спортивное снаряжение», «Техника»: С—3 — «Рабочие машины», «Приборы», «Цветы», «Игрушки», «Еда», «Личные вещи».

Четвертая четверть посвящается непарным по глухо­сти-звонкости согласным звукам и буквам X, Ц, Ч, Щ (глу­хие), Й (звонкий), а также буквам Ь и Ъ. Дети читают не­большие стихотворные тексты, пословицы, находящиеся в тетради: Козырева Л. М. Читаем и играем. — Ярославль, 2006. Лексические темы, запланированные в данной четверти, следующие: «Посуда», «Школа», «Цветы», «Птицы».

Грамматические темы вводятся в содержание заня­тий интегрировано, выбор темы зависит от рассматри­ваемого лексического материала. Предполагается чисто практическое усвоение грамматического материала, без использования избыточной терминологии, хотя вводится понятие «предлог».

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ

УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ 1-го КЛАССА (ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ) — 90 ЧАСОВ (три раза в неделю)

Таблица

п/п

Тема занятия

Ко­личе­ство часов

Звуковой анализ

Словарь

Грамматиче­ский строй

1 четверть — 21 час. Звукобуквенный анализ слов. Элементарные формы звукового анализа

1

Звук и буква А

2

Выделение звука из слова

«Фрук­ты»

Предлоги на, в, под

2

Звук и буква О

2

Выделение звука из слова

«Ово­щи»

Предлоги на, в, под

3

Звук м буква У

2

Выделение звука из слова

«Птицы»

Предлоги по, за, на.

Наречия вы­соко, низко, вверху




Звуки и буквы А, О. У

1

Первый звук в слове

«Фрук­ты» — «овощи»

Согласова­ние прила­гательных с существи­тельными в роде

4

Звук и буква Ы

2

Последний звук в слове

Дере­вья»

Именитель­ный падеж, множествен­ное число существи­тельных




Звук и




Первый звук

«Птицы»

Согласова-




буква Э




в слове




ние прила-

5




2







гательных с существи­тельными в роде




Звук и




Начало,

«Цветы»

Согласование




буква М




середина,




прилагательных с

6




2

конец слова





















существи­тельными в роде




Звук и




Начало,

«Ого-

Согласова-




буква Л




середина, конец слова

род»

ние глаголов прошедшего



















7




2







времени с существи­тельными в роде




Звук и




Начало,

«Фрук-

Согласова-




буква Р




середина,

ты —

ние прила-

8




2

конец слова

овощи»

гательных с














существи­тельными в роде




Звук и




Начало,

«Зоо-

предлоги на,

9

буква Н

2

середина, конец слова

парк»

в, под




Со-




Первый и

«Лес»

предлоги

10

норные

1

последним




за, между,



звуки М.Н.Л.Р




звук в слове




перед

11

Повторе­ние

1










II четверть — 20 часов. Твердые и мягкие согласные звуки

12

Звук и буква И

2

Звуковой анализ слов типа кит

«Инстру­менты»

Именитель­ный падеж, множествен­ное число существительных

13

Буква Я

2

Звуковой анализ слов типа яма

«Ме­бель»

Именитель­ный падеж, множествен­ное число существи­тельных

14

Буква Ю

2

Звуковой анализ слов типа юла

«Игруш­ки»

Предлоги над, под, из-под

15

Буква Е

2

Звуковой анализ слов типа ежи

«Живот­ные»

Согласова­ние глаголов прошедшего времени с существи­тельными в роде

16


Буква Ё

2

Звуковой анализ слов типа ерш

«Рыбы»

Предлоги над, под, из-под

17

Буква Ь (смягчи­тель)

2

Звуковой анализ слов типа конь

«Домашние живот­ные»

Согласова­ние прила­гательных с существи­тельными в роде

18

Звуки М—М'

2

Звуковой анализ слов типа мак, мил

«Цветы»

Согласова­ние прила­гательных с существи­тельными в роде

19

Звуки Л—Л'

2

Звуковой анализ слов типа лук, лис

«Овощи»

Согласова­ние глаголов прошедшего времени с существи­тельными в роде

20

Звуки Н — Н'

2

Звуковой анализ слов типа Нина

"Имена людей»

Уменьши­тельно-ла­скательные суффиксы

21

Звуки Р—Р'

2

звуковой анализ слов типа рак, рис

Жи­вотные водо­емов»

Предлоги над, под, из-под

III четверть — 30 часов. Парные глухие и звонкие согласные звуки и буквы

22

Звук и буква П

2

Звуковой анализ слов типа плащ

«Одежда»


Предлоги в, на, с, из

23

Звук и буква Б

2

звуковой анализ слов типа боты

«Обувь»

Антонимичные приставки

24

Звуки и буквы П—Б

1

Звуковой анализ слов типа шапка

«Го­ловные уборы»

Антонимичные пристав­ки

25

Звук и буква Т

2

Звуковой анализ слов типа плот

«Транс­порт»

Приставки на согласную. Ъ после приставок

26

Звук и буква Д

2

Звуковой анализ слов типа диск

«Спор­тивные вещи»

Наречия пространст­венного значения

27

Звуки и буквы Т—Д

1

Звуковой анализ слов типа труба

«Музы­кальные инстру­менты»

Наречия качествен­ного значе­ния (тихо, громко и т. д.)

28

Звук и буква К

2

Звуковой анализ слов типа карп

«Рыбы»

Приставки и предлоги пространст­венного значения

29

Звук и буква Г

2

Звуковой анализ слов типа тигр

« Зоопарк»

Согласова­ние прилагательных с существи­тельными в роде

30

Звуки и буквы

К-Г

1

Звуковой анализ слов типа сокол

«Птицы»

Приставки и предлоги пространст­венного значения
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Л. М. Козырева программно- методические материалы для логопедических занятий ярославль академия развития 2006 с младшими школьниками аопеорасеораор содержание введение логопедическая программа iconМетодические основы овладения младшими школьниками коммуникативно-нормативным...

Л. М. Козырева программно- методические материалы для логопедических занятий ярославль академия развития 2006 с младшими школьниками аопеорасеораор содержание введение логопедическая программа iconМетодические рекомендации «Культурология. Содержание курса и методические...
Ставропольская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения и социального развития
Л. М. Козырева программно- методические материалы для логопедических занятий ярославль академия развития 2006 с младшими школьниками аопеорасеораор содержание введение логопедическая программа iconМетодическое пособие по изучению Правил дорожного движения младшими школьниками
Методические разработки педагогов дополнительного образования. Составители Буданова Г. П., Буйлова Л. Н. – Москва, 2007
Л. М. Козырева программно- методические материалы для логопедических занятий ярославль академия развития 2006 с младшими школьниками аопеорасеораор содержание введение логопедическая программа iconСоздание адаптивного развивающего образовательного пространства на уроках биологии введение
«Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А. И. Власенков // Программно-методические материалы....
Л. М. Козырева программно- методические материалы для логопедических занятий ярославль академия развития 2006 с младшими школьниками аопеорасеораор содержание введение логопедическая программа iconМетодические указания по проведению практических занятий на тему:...
М38 Введение в специальность. Пособие по выполнению практических занятий. Часть I. –М.: Мгту га, 2006. –56 с
Л. М. Козырева программно- методические материалы для логопедических занятий ярославль академия развития 2006 с младшими школьниками аопеорасеораор содержание введение логопедическая программа iconНовые методические материалы
Новые методические материалы, поступившие в областные библиотеки г. Ярославля в I квартале 2012 г информ список / яоунб имени Н....
Л. М. Козырева программно- методические материалы для логопедических занятий ярославль академия развития 2006 с младшими школьниками аопеорасеораор содержание введение логопедическая программа iconСоставитель В. Я. Коровина
Планирование составлено на основе Государственного стандарта 2004 года, Примерной программы (основного) общего образования по литературе...
Л. М. Козырева программно- методические материалы для логопедических занятий ярославль академия развития 2006 с младшими школьниками аопеорасеораор содержание введение логопедическая программа iconМузыкальное содержание: пути исследования: Сборник материалов научных...
«Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А. И. Власенков // Программно-методические материалы....
Л. М. Козырева программно- методические материалы для логопедических занятий ярославль академия развития 2006 с младшими школьниками аопеорасеораор содержание введение логопедическая программа iconИтоговое занятие в конце года в подготовительной группе с воспитанниками...
Цель: подвести итоги коррекционной работы, подчеркнуть значимость логопедических занятий для речевого и общего развития ребенка
Л. М. Козырева программно- методические материалы для логопедических занятий ярославль академия развития 2006 с младшими школьниками аопеорасеораор содержание введение логопедическая программа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Логопедическая практика в детском саду проводится на 4 курсе. Практика организуется в логопедических группах детского сада. Профиль...
Л. М. Козырева программно- методические материалы для логопедических занятий ярославль академия развития 2006 с младшими школьниками аопеорасеораор содержание введение логопедическая программа iconОбразования
Это предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение...
Л. М. Козырева программно- методические материалы для логопедических занятий ярославль академия развития 2006 с младшими школьниками аопеорасеораор содержание введение логопедическая программа iconРабочая программа составлена
«Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А. И. Власенков // Программно-методические материалы....
Л. М. Козырева программно- методические материалы для логопедических занятий ярославль академия развития 2006 с младшими школьниками аопеорасеораор содержание введение логопедическая программа iconВологдина Л. Ю., главный библиотекарь нмо здоровый образ жизни (Методические рекомендации)
М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н,М. Шанского (Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 класс/ Сост. Л. И. Рыбченкова....
Л. М. Козырева программно- методические материалы для логопедических занятий ярославль академия развития 2006 с младшими школьниками аопеорасеораор содержание введение логопедическая программа iconВнеклассное мероприятие «Ты + я = 7 Я»
«Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А. И. Власенков // Программно-методические материалы....
Л. М. Козырева программно- методические материалы для логопедических занятий ярославль академия развития 2006 с младшими школьниками аопеорасеораор содержание введение логопедическая программа iconШ. А. Амонашвили в логопедической работе с младшими школьниками О,урок
После изучения каждой темы студенту предлагается выполнить самостоятельную работу, в случае успешного выполнения которой студент...
Л. М. Козырева программно- методические материалы для логопедических занятий ярославль академия развития 2006 с младшими школьниками аопеорасеораор содержание введение логопедическая программа iconМетодические указания для выполнения самостоятельной работы и проведению...
Методические указания предназначены для студентов неэкономических специальностей изучающих дисциплину «Экономика». Темы семинарских...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск