150 лет со дня рождения В. И. Вернадского. «Ноосферное мышление – мышление xxi»





Скачать 66.08 Kb.
Название150 лет со дня рождения В. И. Вернадского. «Ноосферное мышление – мышление xxi»
Дата публикации27.06.2013
Размер66.08 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Химия > Документы
150 лет со дня рождения В.И. Вернадского.

« НООСФЕРНОЕ МЫШЛЕНИЕ – МЫШЛЕНИЕ XXI»

«Стихийно, как проявление естественного процесса, создание ноосферы в ее полном проявлении будет осуществлено; рано ли, поздно ли оно станет целью государственной политики и государственного строя»

(В.И. Вернадский. Научная мысль как планетарное явление. – М.: Наука,

1988, с.92)

«Еще наш соотечественник Владимир Вернадский в начале двадцатого века создал учение об объединяющем человечество пространстве – ноосфере. В нем сочетаются интересы стран и народов, природы, общества, научное знание и государственная политика. Именно на фундаменте этого учения фактически строится сегодня концепция устойчивого развития». (В.В. Путин. Из выступления на Деловом Саммите Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, ноябрь 2000г.)

Ведущий 1. 12 марта 2013 г. исполняется 150 лет со дня рождения Владимира Ивановича Вернадского, одного из самых известных ученых ХХ века. Он снискал славу разностороннего естествоиспытателя и мыслителя, общественного деятеля и выдающегося организатора науки. Был избран академиком Петербургской АН (1912), РАН (1917), АН СССР (1925). Преподавал в Московском университете (1898-1911).

Ведущий 2. В. И. Вернадский стал основоположником целого комплекса современных наук о Земле — геохимии, биогеохимии, радиологии, гидрогеологии; способствовал развитию таких наук, как планетология, метеоритика, гидрология, изотопия, почвоведение; создал многочисленные научные школы. Одновременно был успешным организатором и руководителем научных учреждений, таких как Комиссия по изучению естественных производительных сил России (1915-1930), Государственный радиевый институт (1922-1939), Биогеохимическая лаборатория (1927-1945), Лаборатория геохимических проблем АН СССР (1928-1945). Создал Академию наук Украины (1919) и был первым ее президентом. Участвовал в разработке плана ГОЭЛРО.

Ведущий 1. Владимир Иванович Вернадский оказал сильнейшее влияние на формирование современной научной картины мира и развитие экологического сознания, на мировоззрение многих людей. Центром его естественнонаучных и философских представлений стало учение о биосфере, живом веществе и эволюции биосферы в ноосферу, в которой человеческий разум и деятельность, научная мысль становятся определяющим фактором развития и мощной силой, сравнимой по своему воздействию на природу с геологическими процессами. Фактически стал автором новой концепции истории и личности человека. Развивал традиции русского космизма, опирающегося на идею внутреннего единства человечества и космоса.

Ведущий 2. Признанный авторитет в науке и обществе.

Ведущий 1: Владимир Иванович Вернадский – великий ученый-натуралист, основавший целый ряд научных школ, один из немногих русских ученых, научное наследие которого оказало огромное влияние на весь современный, стремительно меняющийся мир. Его философские мысли о будущем человечества вышли за пределы научной культуры России, стали общим достоянием человечества.

Ведущий 2: В блестящей когорте великих российских и советских ученых личность Вернадского стоит обособленно по своей широте научного поиска, глубине проникновения в суть изучаемых явлений, яркости и самоотдачи в делах организации новых научных направлений и исследований, объединяющих собой задачи целых отраслей и наук.

Ведущий 1: По своему величию и значению вклада в организацию и развитие российской науки гений В.И. Вернадского может быть сопоставим разве что с гением М.В. Ломоносова, творившего ее. В российской и советской научной среде за сто лет до и после Вернадского не появилось ученых и организаторов науки, сравнимых с ним по влиянию на современное представление об эволюции биосферы и самого человека. Отдельного внимания заслуживает системная работа Вернадского по изучению естественных производительных сил, ставшая основой индустриализации России, а его энергичные усилия по организации изучения радиоактивности заложили прочный фундамент в создание отечественной атомной индустрии.

Ведущий 2: Огромное по содержанию научное, философское и культурное наследие

выдающегося ученого только начинает оказывать свое воздействие на представления нынешнего поколения о влиянии человеческого сознания на геологические процессы Земли. Углубляясь в суть научного и философского наследия Вернадского, мы преодолеваем время, нас разделяющее, и проникаем в пространство его творческой мысли. Пророческими оказались его слова: «Мы подходим к великому перевороту в жизни человечества, с которым не может сравниться все им ранее пережитое. Недалеко время, когда человек получит в свои руки атомную энергию, такой источник силы, который даст ему возможность строить свою жизнь, как он захочет. Сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направить на добро, а не на самоуничтожение? Дорос ли он до умения использовать ту силу, которую неизбежно должна дать ему наука?»

Ведущий 1: В наши дни особую актуальность приобретает учение Вернадского о переходе биосферы в ноосферу, что может послужить основой фундаментальных исследований экологических проблем и практического поиска их разрешения. Именно в познании закономерностей развития биосферы и лежит ключ к разумному природопользованию. На этом пути развития потребуется смена мировоззрения и идеологических принципов, замена приоритета потребления на приоритет общего качества жизни.

Ведущий 2: В.И.Вернадский впервые стал использовать термин «ноосфера» в письмах и рукописях, начиная с 1936 года, причем дал ему совершенно ясное материалистическое толкование. По В.И.Вернадскому, ноосфера –неизбежная естественная стадия развития биосферы Земли, по достижении которой окружающая человека природа будет рационально преобразована научной мыслью и коллективным трудом человечества для максимального удовлетворения его растущих и материальных и духовных потребностей.

Ведущий 1: Научная мысль и дает в руки человечества такие энергетические и материальные возможности, которые позволяют ему не только брать из биосферы ее богатства, но целесообразно преобразовывать саму биосферу Земли с целью сохранения и умножения всех возобновляемых ресурсов.

Ведущий 2: Ноосфера ("ноос" — по-гречески означает разум, дух.) — новое эмоциональное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Для ноосферы характерно взаимодействие человека и природы: связь законов природы с законами мышления и социально-экономическими законами.

Ведущий 1: Ноосферное мышление предполагает умение проектировать и прогнозировать последствия своего взаимодействия с окружающим миром, способность принимать решения в ситуациях нравственного выбора, ответственность за своё поведение. Поэтому задача созидания ноосферы —это задача сегодняшнего дня. Ее решение связано с объединением усилий всего человечества, с утверждением новых ценностей сотрудничества и взаимосвязи всех народов мира.

Ведущий 2. Ноосферное мышление намечает пути использования и развития природных сил в интересах человека, роста производительности общественного производства, рационального природопользования, сохранения и развития здоровья населения. Таким образом, интересы человечества легли в основу концепции Вернадского.

Ведущий 1. На сегодняшний день деятельность человека достигла глобальных масштабов воздействия на биосферу, изменяя круговорот веществ, водный баланс планеты, оказывая сильное влияние на почвы, растительность и животный мир. Антропогенная деятельность создала новые токсические источники загрязнения биосферы, что в конечном счете может создать угрозу существования самого человека. Следует сказать и о значении таких проблем, как укрепление здоровья человека, а также борьба с хроническими заболеваниями, патологическим старением, освоение новых экстремальных районов планеты и космоса, совершенствования существования человека в земных условиях. Сейчас актуальны проблемы пресной воды, чистого воздуха, зеленого покрова планеты, загрязнения окружающей среды, приближение к критическим пределам использования невостребованных рудных и энергетических ресурсов.

Ведущий 2: Важнейшей проблемой является проблема современного обучения, которое лишь адаптирует человека к уже свершившемуся и не учит его строить будущее, т.е. не формирует человека с ноосферным мышлением.

Ведущий 1: Человечеству для своего дальнейшего существования необходимо заботиться о сохранении окружающей среды, поэтому задача созидания ноосферы является задачей сегодняшнего дня. Для этого требуются обширные знания в области экологии и широкое применение их во всех отраслях своей деятельности.

Ведущий 2: Важнейшей составляющей богатства человечества является разум и рациональная организация человеком своей деятельности и собственной жизни. Именно разум помогал человеку осваивать, разделив и систематизировав труд, новые способы земледелия и повышать урожайность.

Ведущий 1. Благодаря разуму человек изобрел новые способы транспортировки и распространения товаров, новую стратегию поведения на рынке, новые возможности общения между людьми. Благодаря техническому прогрессу решаются две главные для выживания человечества задачи:

• повышение эффективности использования природно-ресурсного потенциала Планеты,

• использование новых сил Природы на благо Человечества.

Ведущий 2. Важнейшую роль в жизнедеятельности человечества играют:

• экологические ресурсы;

• ресурсы для производства продуктов питания;

• энергетические ресурсы;

• ресурсы для производства конструкционных материалов и другие.

Ведущий 1. Ближайшее будущее человечества, в основном, зависит от первых трех видов ресурсов, так как они лимитируют дальнейшее его развитие. Наиважнейшей, необходимейшей частью ноосферного процесса является безусловное осознание человечеством и каждым человеком своей роли и своей ответственности за формирование ноосферы. Весь накопленный опыт человечества — духовный, культурный, индивидуальный — должен быть бережно и тщательно изучен и максимально использован для решения этой грандиозной задачи. Нужно научиться понимать мысли и идеи, высказанные не только на разных языках, но и в разных системах понятий.

Использовалась слайдовая презентация.

Просмотр фильма «Закон Вернадского».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

150 лет со дня рождения В. И. Вернадского. «Ноосферное мышление – мышление xxi» iconСтатья в методический журнал
«критическое мышление», «творческое мышление», «аналитическое мышление», «логическое мышление» и т д
150 лет со дня рождения В. И. Вернадского. «Ноосферное мышление – мышление xxi» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
К. Минина и Д. Пожарского, 1150-летие создания российской государственности, 770 лет со дня Ледового побоища, 70 лет со дня начала...
150 лет со дня рождения В. И. Вернадского. «Ноосферное мышление – мышление xxi» iconПонятие «критическое мышление» и его характеристики
«логическое мышление», «творческое мышление» и т д. Хотя термин «критическое мышление» известен очень давно из работ таких известных...
150 лет со дня рождения В. И. Вернадского. «Ноосферное мышление – мышление xxi» iconПоложение о проведении регионального этапа Всероссийского конкурса...
Летию со дня рождения писателя, философа А. Н. Радищева, 200-летию со дня рождения поэта М. Ю. Лермонтова, 110-летию со дня рождения...
150 лет со дня рождения В. И. Вернадского. «Ноосферное мышление – мышление xxi» iconИнформация о проведённых мероприятиях, посвящённых 150-летию В. И. Вернадского
Интегрированный урок химии и биологии «Учение В. И. Вернадского о природных водах и его значение»
150 лет со дня рождения В. И. Вернадского. «Ноосферное мышление – мышление xxi» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В апреле 2012 года исполняется 150 лет со дня рождения П. А. Столыпина, государственного деятеля, министра внутренних дел и председателя...
150 лет со дня рождения В. И. Вернадского. «Ноосферное мышление – мышление xxi» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В апреле 2012 года исполняется 150 лет со дня рождения па. Столыпина, государственного деятеля министра внутренних дел и председателя...
150 лет со дня рождения В. И. Вернадского. «Ноосферное мышление – мышление xxi» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В апреле 2012 года исполняется 150 лет со дня рождения П. А. Столыпина, государственного деятеля, министра внутренних дел и председателя...
150 лет со дня рождения В. И. Вернадского. «Ноосферное мышление – мышление xxi» iconЛитература о жизни и творчестве 8 Вокруг Чехова. А. П. Чехов и его...
В россии 2010 год пройдет под знаком Антона Павловича Чехова. 29 января исполнилось 150 лет со дня рождения великого писателя, во...
150 лет со дня рождения В. И. Вернадского. «Ноосферное мышление – мышление xxi» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
М является мышление. Мышление сопутствует всем другим познавательным процессам и часто определяет их характер и качество. Характерной...
150 лет со дня рождения В. И. Вернадского. «Ноосферное мышление – мышление xxi» iconВ. И. Вернадский: Учение о ноосфере и современное глобальное мышление
Истинное величие Вернадского выясняется только теперь. Оно – в его глубоких философских идеях, заглядывающих в будущее, вплотную...
150 лет со дня рождения В. И. Вернадского. «Ноосферное мышление – мышление xxi» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
150 лет со дня рождения В. И. Вернадского. «Ноосферное мышление – мышление xxi» iconТ. 38-16-67 Научный учитель русского языка и литературы Крейнович Зоя Юрьевна Владимир
В этом году исполняется 150 лет со дня его рождения, но значение его как художника нового типа не раскрыто полностью и по сей день....
150 лет со дня рождения В. И. Вернадского. «Ноосферное мышление – мышление xxi» iconКонкурс рефератов о жизни и творчестве Д. Б. Кабалевского среди 7...
Тема: 105 – летнему юбилею со Дня рождения Дмитрия Борисовича Кабалевского посвящается
150 лет со дня рождения В. И. Вернадского. «Ноосферное мышление – мышление xxi» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Номинация «Сценарий тематического урока, посвященного 150-летию со дня рождения Столыпина П. А.»
150 лет со дня рождения В. И. Вернадского. «Ноосферное мышление – мышление xxi» icon«Лермонтов и Рембрандт» явилась темой моей дипломной работы в Ярославском...
Страницы прошлого читая: Материалы четвертых Лермонтовских чтений. 15 октября 2003 г./Сост. Мельникова Л. В. – Ярославль,2004. 88...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск