Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 224.77 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации23.01.2014
Размер224.77 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Номинация 1. «Сценарий тематического урока, посвященного 150-летию со дня рождения Столыпина П.А.»

Урок на тему: «Слушается дело: «Что сделал, а что не мог сделать П.А. Столыпин для России начала XX в.?»

Цель урока: обобщить и закрепить знания, всесторонне рассмотреть и оценить деятельность и личность П.А.Столыпина, его роль в истории России, продолжить формирование оценочных суждений, развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками знаний, прививать культуру дискуссии, навыки обработки и систематизации материала, аргументации различных точек зрения и собственного мнения. Урок развивает мышление школьников, формирует полезные в социальном общении умения, а также нравственные ориентиры, в числе которых – способность сопереживать другим людям, воспринимать опыт других эпох и поколений, уважать личность и права человека, быть терпимым к иным точкам зрения, уважать историческое прошлое своего народа.

Тип урока: урок применения знаний и формирование умений и навыков.

Форма урока: урок – игровое занятие.

Основные этапы урока

Подготовительный этап. Учитель выбирает тему, определяет цели и задачи урока, доводит их до сведения учащихся. Заранее распределяются роли судьи, прокурора, свидетелей: крупного помещика, крестьянина-бедняка, крестьянина – середняка, зажиточного крестьянина, члена партии октябристов, члена партии кадетов, большевика, меньшевика, эсера, присяжных заседателей. Даются рекомендации по дополнительному чтению. Ребята работают как индивидуально, так и в учебных микрогруппах. Опережающее задание для всего класса: проработать по учебнику вопрос о реформах П.А.Столыпина, чтобы знать «суть дела». Опережающее задание для судьи: подготовить выступление о сущности аграрных преобразований Столыпина. Опережающее задание для адвоката: на основании документального материала и анализа исторической ситуации выскажите аргументы в защиту преобразований Столыпина. Опережающее задание для прокурора: на основании документального материала и анализа исторической ситуации выскажите аргументы против реформы. Опережающее задание для свидетелей: продумайте аргументы в поддержку и аргументы против деятельности Столыпина.

Часть учащихся занимаются подготовкой презентации. На подготовительном этапе игры учитель выступает в роли инструктора: в ходе индивидуальной работы заслушивает и корректирует каждое выступление. Готовить выступление с позиции обвинения и защиты одного и того же человека ребятам интересно: возникает необходимость рассмотреть изученный материал с различных позиций, аргументировать свою точку зрения. В сложном процессе отбора материала для выступления школьники учатся уважать труд своих одноклассников и их мнения.

Когда все тексты выступлений проверены и отработаны, ученики под руководством одноклассника, выбравшего роль судьи, выстраивают план проведения игры и порядок выступлений, вместе с учителем определяется регламент урока.

Вводный этап. Учитель проводит мотивацию деятельности, акцентирует внимание школьников на актуальности и значимости темы.

Основной этап. Игра проходит по намеченному плану. Учитель выполняет роль ведущего либо передает эту роль председателю суда и присутствует на уроке в качестве присяжного или наблюдателя. Выступления прокурора, адвоката, свидетелей, представителей политических сил: предлагают проекты решения аграрного вопроса и т.д.

Оценочный этап. Организуется рефлексия. Учащиеся получают анкету и заполняют ее.

Итоговая рефлексия.

Ход судебного процесса

Учитель. Интерес потомков неизменно привлекают люди, оставившие в прошлом глубокий след. На сегодняшний день имя П. А. Столыпина известно почти каждому жителю нашей страны. Столыпину посвящены многочисленные научные и художественные произведения, по сей день во всем мире у него остаются поклонники и противники. В рамках Года российской истории и к 150-летию со дня рождения П.А. Столыпина мы сегодня постараемся взглянуть на П.А.Столыпина - человека удивительной, необыкновенной судьбы - глазами людей разных убеждений и судеб и попытаемся оценить его роль в истории. Подробное изучение личности П.А. Столыпина, его жизни и деятельности является актуальным в современном обществе.

Во-первых, именно Петр Аркадьевич стал тем человеком, который сделал попытку выйти из кризисной ситуации, сложившейся в нашей стране в период первой российской революции 1905-1907 гг., поэтому эта тема привлекает многих ученых, государственных деятелей.

Во-вторых, реформа П.А. Столыпина являлась, прежде всего, попыткой избежать в России революционного взрыва и вывести ее на эволюционный, мирный путь развития, это не может не привлекать внимания отечественных историков.

В-третьих, личность Столыпина была во многом неоднозначной, его взгляды можно назвать противоречивыми, но его деятельность служит ценным историческим опытом для современного поколения. Итак, П.А. Столыпин предстанет перед судом истории.

В современный период опыт модернизации прошлого особенно важен для нас, поскольку направления программы его реформ, такие как местное самоуправление, социальная сфера, земельная реформа, оптимизация взаимодействия ветвей власти и т.д., актуальны и для современной России. Столыпин разработал не просто проект реформ, он предложил фактически национальную идею – идею великого, единого и неделимого государства, основанного на идеалах законности, правового порядка, частной собственности и патриотизма. Именно эти принципы должны быть заложены в менталитет каждого жителя нашей страны

Открытое слушание. Председатель суда. Прошу всех встать, судебное заседание объявляется открытым. Слушается дело о реформах П.А.Столыпина, главы правительства России в 1906-1911гг. 24 августа 1906г. им была опубликована правительственная реформа, цель которой успокоение страны с помощью чрезвычайных мер и предлагалось начать аграрную реформу. Петр Аркадьевич высказывал собственные идеи развития страны, идеи о проведении в России модернизации сельского хозяйства, уничтожении общины, улучшения положения рабочих, введения земств и т.д. Однако он не имел определенной программы преобразований, все его взгляды и идеи имели лишь теоретический характер. Но, как известно, события 1905 годы, то есть начало в стране революции заставило Столыпина перейти от теоретических задумок к практическим преобразованиям. Будучи на должности саратовского губернатора Петр Аркадьевич говорит о том, что необходимы иные пути решения проблемы, нежели жестокие репрессии. Он утверждал, что главная причина выступления крестьян – это нищета, а совсем не просто революционная пропаганда. И эта нищета не заключалась лишь в малоземелье, а заключалась она в сохранении общины, тормозившей развитие в сельском хозяйстве и формирования у крестьян частнособственнического менталитета.

Слово для оглашения обвинения предоставляется государственному обвинителю.

Речь прокурора: Первоочередной задачей была объявлена разработка правовых норм, призванных способствовать реализации гражданских и политических свобод. Частично эти принципы были реализованы в Манифесте 17 октября 1905 года. Задачей второго плана было усовершенствование органов местного управления, суда и самоуправления.

Столыпин пытался решить и национальный вопрос, ослабить остроту еврейского вопроса, провести ряд мер по упорядочению политико-административной автономии Польши, статуса Финляндии.

Важный комплекс составляли законопроекты социального характера. Указ от 5 октября 1906 года сближал крестьян с остальным населением империи, следующий указ от 9 ноября того же года предоставлял им право свободного выхода из общины и закрепление их надельных земель в личную собственность.

Особое внимание уделялось рабочему вопросу. Правительство, осознавая взаимосвязь между экономическим развитием и уровнем образования населения, предлагало провести реформу образования на всех его ступенях. И наконец, уделялось внимание возрождению российской армии и флота, которая была подорвана в ходе русско-японской войны. Столыпин, будучи противником любых военных столкновений и участия в них России, в то же время выступал за сохранение Россией статуса Великой державы.

Для обеспечения государственной казны необходимо было усовершенствование системы налогообложения. Предлагалось ввести прогрессивный подоходный налог, полученные суммы направить как на реализацию реформ, так и передать их в распоряжение земств и городских управ. Но правительственная программа Столыпина в самых основных своих положениях осталась невыполненной - не хватило ни времени, ни средств, ни политической воли и мудрости правящих кругов, ни поддержки общества.

Реформирование должно быть своевременным. Реформы Столыпина опаздывали на полвека. Невозможно провести реформы силой, не имея необходимой общественной поддержки, должного финансирования. Необходимо учитывать особенности национальной экономики, национальные традиции, избегать слепого использования западного опыта.

Председатель суда. Приглашается свидетель

Помещик: Столыпин покушается на вековой уклад российской жизни, собирается разрушить «исконную Россию». Мы против реформы местного самоуправления, она лишает нас вековых привилегий и влияния на местах. Столыпин создает учреждения, «схожие с учреждениями республиканской Франции».

Вызывается свидетель.

Кадеты: Мы предлагаем свой проект: ограничение помещичьего землевладения, передачу государственных, удельных и части помещичьих земель крестьянам в частную собственность за выкуп (операция должна осуществляться через Крестьянский поземельный банк), ликвидацию общинных структур как сковывающих крестьянскую инициативу, участие специальных земельных комитетов в передачи земли крестьянам.

Вызывается свидетель

Октябристы: Аграрный вопрос мы предлагаем решить главным образом путем уравнения крестьян в гражданских и имущественных правах с другими сословиями, регулирование мелкой земельной аренды, содействуя расселению и переселению крестьян, облегчения их выхода из общины, признания государственных и удельных земель фондом для наделения крестьян землей, обязательное отчуждение отрезков, мешающих хозяйственной цельности владений, допустимое в случаях государственной важности отчуждение части частновладельческих земель на справедливых условиях вознаграждения.

Большевик: В российском обществе важнейшим вопросом всегда был аграрный вопрос. Крестьяне, ставшие в 1861г. свободными, землю фактически в собственность не получили. Их душили малоземелье, община, помещики, поэтому в период революции 1905-1907 г.г. судьба России решалась в деревне. Мы видим, что реформа для крестьян оставила нерешенным до конца земельный вопрос, что снижает эффективность развития сельскохозяйственного производства, ведет к постепенному накоплению недовольства, а в начале ХХ века оно прорвалось в череде крестьянских выступлений, направленных против помещичьего землевладения («аграрных беспорядков»). Столыпин П.А.предполагал провести мероприятия, направленные на улучшение положения рабочих, но социальное положение наемных рабочих оставалось крайне неравноправным, а материальные условия их жизни – весьма убогими.

Мы предлагаем программу ликвидации всех феодально – крепостнических пережитков в аграрных отношениях России. Требуем:

1) конфискации всех церковных, монастырских, удельных, государственных, кабинетских и помещичьих земель;

2) учредить крестьянский комитет для немедленного уничтожения всех следов помещичьей власти и помещичьих привилегий. Только наша программа может решить агарный вопрос.

Председатель суда. Приглашается следующий свидетель для дачи показаний

Меньшевик: Мы за программу муниципализации земли, требующую передачи земель крупного частного владения органам местного самоуправления.

Эсер: Мы требуем « социализации земли», т.е. изъятие ее из товарного обращения и превращение в общенародное достояние. Правом распоряжаться землей наделяются крестьянские общины, которые должны были разделить землю между всеми, « кто ее обрабатывает», по трудовой или потребительской норме (по количеству рабочих рук в семье или едоков).

Трудовик: Мы требуем отчуждения помещичьих и прочих частновладельческих земель, создание « общенародного земельного фонда» и введения уравнительного землепользования, немедленное и полное уничтожение частной собственности на землю и объявление ее вместе с недрами и водами общей собственностью всего населения России.

Перерыв. На этом этапе участники процесса занимаются просмотром видеофрагмента о Столыпине.

Речь судьи: наиболее продвинутым из всех социально- политических преобразований оказалась аграрно – крестьянская реформа. Осуществлению реформы положил начало царский указ от 9 ноября 1906г., согласно которому разрешался свободный выход из общины, земельные наделы закреплялись в собственность. Сущность аграрной реформы заключалась в том, что правительство отказывалось от прежней политики поддержки общины и переходило к ее насильственной ломке. Как известно, община была организационным и хозяйственным объединением крестьян для пользования общим лесом, выгоном и водопоем, союзом в отношении с властями, своего рода социальным организмом, дававшим сельским жителям небольшие житейские гарантии. Вместе с тем общинное землепользование задерживало естественный процесс расслоения крестьянства и ставило преграду на пути образования мелких крестьянских собственников. П.А.Столыпин отмечал: « Дикая, полуголодная деревня, не привыкшая уважать ни свою, ни чужую собственность, всегда будет представлять горячий материал, готовый вспыхнуть по каждому поводу». По мнению Столыпина, ликвидация общины должна была, во-первых, повысить производительность аграрного сектора в экономике; во-вторых, создать класс зажиточных крестьян - собственников, они должны были составить новую социальную опору власти и укрепить существующий политический строй; в- третьих, снять социальную напряженность с деревни. Появилась возможность продать свой надел, а также выделить в одном месте – на хуторе или отрубе, а также переселиться в Сибирь.

Крестьянин - бедняк: В ходе осуществления столыпинской реформы проходил процесс разрушения общины и превращения выделенной крестьянину земли в личную собственность, которой он мог распорядиться по собственному усмотрению, в том числе продать, но за 9 лет из общины выделилась лишь 1/5 часть домохозяев. Выход из общины был выгоден прежде всего и больше всего кулаку, т.к. он имел необходимые средства и инвентарь для самостоятельного ведения товарного хозяйства, а также дополнитетельно покупал и арендовал землю. Основная же масса крестьян лишилась угодий, пастбищ, необходимых участков леса, что еще более ухудшало условия ведения хозяйства.

Крестьянин – середняк: Землеустроительные работы, выделения на хутора и отруба проводились комиссиями, покровительствовавшими кулакам, а переселенческая политика потерпела крах. Царизм почти не оказывал помощи основной массе переселенцев. Скудных средств от продажи надела не хватало на организацию крепкого хозяйства на новом месте. Проезд по железным дорогам был организован плохо. Сотни людей гибли во время тяжелого пути. Каждый клочок сибирской пахотной земли полит кровью и потом переселенца. Смертность и заболеваемость среди переселенцев очень высока. Отсюда волна обратных переселенцев.

Крестьянин – кулак: Мы долго ждали эту реформу. Стараниями столыпинских хуторян урожайность в стране с 1906 по 1915г. выросла на 14%, а в Сибири – на 25%. Мы, столыпинские фермеры, обогнали общину по поставкам товарной продукции в город и на экспорт. Мы хотели бы иметь больше земли, но помещичьи земли продаются под грабительские ссуды.

Речь адвокатов: Лишь благодаря Столыпину началось коренное переустройство аграрного строя. Программа Столыпина практически осталась невыполненной - не хватило ни времени, ни средств, ни поддержки общества. После финансово-экономического кризиса 1900-х годов, после событий 1905-1907 гг. Россия, казалось, вышла на путь экономического оздоровления, однако общество не было готово к резким радикальным нововведениям.

Весь опыт разработки и реализации столыпинской программы преобразований показывает, что самодержавие постоянно запаздывало с реформами, а решившись на них, всегда готово было отказаться от них. Реализации реформаторских замыслов П.А.Столыпина препятствовали факторы: временные – реформам требовался значительный период, а не 5 лет, которыми в итоге располагал П.А.Столыпин. Административные – сопротивление части государственного аппарата; социально – политические – борьба политических сил, как правых так и левых, увидевших в реформах П.А.Столыпина угрозу своему влиянию; личные – сложные отношения с Николаем II и его ближайшим окружением. Несмотря на эти факторы, в России обозначился рост сельскохозяйственного производства и увеличение экспорта хлеба.

Совещание присяжных заседателей и их выступление. Присяжные выносят вердикт «Что сделал, а что не мог сделать П.А. Столыпин для России начала XX в.?

Следует отметить, что, несмотря на сравнительную по тем временам молодость премьера, он уже зарекомендовал себя как опытный, волевой и вместе с тем гибкий администратор, имевший университетское образование, обладавший практическим опытом ведения рационального хозяйства в собственных имениях и достаточно богатым служебным опытом на постах ковенского уездного и гродненского губернского предводителя дворянства, гродненского, а затем саратовского губернатора. Реализация столыпинского курса не могла удовлетворить политические силы, стоявшие на диаметрально противоположных позициях по важнейшим вопросам внутренней политики. Реформы не устраивали правоконсервативные круги, поскольку непосредственно затрагивали и даже ущемляли их интересы либо грозили непредсказуемыми последствиями. Леворадикальные силы видели в них опасность для своих целей, ибо успешные реформы суживали возможности для революционного выбора.

Не удовлетворяла политика Столыпина и либералов, они видели ущербность столыпинского курса в попытках совместить самодержавие с представительным строем. Его все чаще критиковали за попытку построить «правовое государство» неправовыми методами. Население начало высказывать недовольство реформаторской деятельностью Петра Аркадьевича, многие принципы, закрепленные в его программе не реализовались в жизни.

16 ноября 1907 года, выступая перед III Думой, Столыпин заметно ограничил круг планировавшихся реформ. Был свернут пакет законопроектов, связанных с политическими и гражданскими свободами. Фактически не был реализован комплекс административно - судебных реформ. Удалось лишь восстановить институт мировых судей. Все внимание П.А.Столыпин уделил аграрной реформе.

Председатель суда. Выслушав выступления представителей обвинения и защиты, а также свидетелей, судьи удаляются на совещание.

Просмотр видеофрагмента о Столыпине.

Председатель суда. Прошу всех встать. Суд принял решение: П.А.Столыпин навсегда останется в истории как целеустремленный и талантливый человек, выдающийся государственный деятель. С его именем связана аграрная реформа, которая осталась незавершенной, в силу того, что проводилась бюрократическим аппаратом, а также Столыпин не учел психологию крестьян. Внутренняя противоречивость целей и методов осуществления реформ привела к тому, что П.А.Столыпин стал фактически реформатором – одиночкой. Его начинания не имели ни широкой социальной, ни политической поддержки. Крестьяне были разочарованы в том, что власть не отдала им помещичьи земли, предлагая ехать за землей невесть куда. Дворянам нужен был Столыпин – успокоитель, в Столыпине – реформаторе они не нуждались. Интеллигенция не могла простить премьер- министру военно- полевых судов. Столыпинский курс перестал поддерживать и Николай II. Но реформа имела позитивные итоги. Она положила начало частной собственности на землю у огромной массы крестьян, приток разорившихся крестьян пополнял рынок рабочей силы, возрос спрос на с/х продукцию. Все это способствовало развитию промышленности, торговли, т.е. развитию капитализма в России. К сожалению, в сентябре 1911г. он был смертельно ранен агентом охранки анархистом Богровым. В стране не оказалось ни лидеров, ни политических сил, способных продолжить его начинания. Если бы он остался жив, несомненно, личность Столыпина могла бы серьезно повлиять на обстановку в стране и способствовать выходу из кризиса.

Учитель. Большая часть населения Чувашии отнеслась к реформе крайне негативно. Видное место занимал метод переселения крестьян в районы Сибири. Вынуждали их на это малоземелье, нищета и голод. Уходившим выдавались паспорта. Только за четыре года их было выдано около 140 тысяч. В Чувашии первые общинные участки, переведенные в личную собственность, появились весной 1907 года. Но их было очень мало. Хуторянам и отрубникам объявлялся своеобразный бойкот. К 1916 году только около 5% крестьянских хозяйств выделилось в хутора и отруба и 14% укрепило землю в частную собственность. Столыпинская реформа внесла классовый раскол в деревенскую среду. Используя насильственные средства, землю очищали от «слабых» в пользу «сильных». Противоречия в крестьянской среде наиболее ярко проявились в ходе Атменьского восстания.

Столыпин заявлял, что для успеха преобразований необходимо « двадцать лет покоя внутреннего и внешнего». Но такого запаса времени в начале XX в. у России уже не было. Реформа укрепила позиции богатого крестьянства, но не решила основных противоречий в деревне: сохранилось помещичье землевладение, не была до конца разрушена община, зародилось новое противоречие между беднейшим крестьянством и зажиточным (кулаками). Но время показало, насколько П.А.Столыпин был прав, отстаивая идею великой России и отвергая «великие потрясения». Его политика, направленная на преобразование всех сторон жизни России, приобретает актуальное значение в свете курса модернизации в современных условиях.

В ходе реформ 90-ых г.г. XX в. в России была провозглашена частная собственность, 28 сентября 2001 года Государственной Думой был принят Земельный кодекс РФ. Государство начинает оказывать серьезную помощь сельскому хозяйству. В прошлом году общая помощь государства сельскохозяйственной отрасли составила 182 миллиарда. За последние годы Россия на треть сократила импорт продовольствия за счет развития собственного сельскохозяйственного производства. Об этом мечтал реформатор П.А.Столыпин.

Опыт реформ, проведенных Петром Аркадьевичем Столыпиным имеет немаловажную роль в современном обществе. Неоднократно Дмитрий Медведев высказывался о том, что реализация многих национальных проектов можно рассматривать как продолжение реформ Столыпина. Медведев считает, что основные замыслы реформ должны быть осуществлены в современной России, ведь на сегодняшний день в стране еще остается актуальным вопрос земли. Анализируя проведенные мероприятия по реформированию в начале ХХ века, следует выявить как достоинства, так и недостатки. С учетом сложившихся условий в современном обществе, следует применить основные положения реформы Столыпина в России.

Анкета

Как я усвоил материал?

Получил прочные знания, усвоил все вопросы (10 баллов).

Усвоил материал частично (7 баллов).

Необходимо еще поработать (4-6 баллов).

Как я работал, где допустил ошибки, удовлетворен ли своей работой?

Везде справился сам, удовлетворен своей работой (9-1-баллов).

Допустил ошибки (на каком этапе?)(7-8 баллов).

Не справился (какими заданиями?) (4-6 баллов).

Как работала подгруппа, учебная пара?

Дружно, совместно разбирали задания (9-10 баллов).

Активно участвовали в обсуждении не все (7-8 баллов).

Работа вялая, неинтересная, много ошибок (4-6 баллов).

Домашнее задание: заполнить обобщающую таблицу «Реформы П.А.Столыпина»

Список литературы.

Анисимов Е. Императорская Россия. М., 2011.

Данилов А.А. История России XX- начало XXI века». М., «Просвещение»,2008.

Данилов В.Д., Павлов Б.И. История Чувашии. Чебоксары, 2003.

Дмитренко В.П. История России XX век. М., «Аст»,1998.

Ульянова И.В.» Формирование смысложизненных ориентаций учащихся». Воспитание школьников, 2011, №7.

Зырянов П.Н. Петр Столыпин. Политический портрет. М., 1992.

Кириллов В.В. История России. Учебное пособие. М., Юрайт 2010.

Колосков А.Г. История России XX век. Дидактические материалы. М.,» Дрофа»,2001.

Корелин А.П. « Реформы Столыпина: исторический опыт и уроки». Преподавание истории и обществознания в школе, 2007, №9, 10.

Фортунатов В.П. Отечественная история для гуманитарных вузов. М., 2009.

Список приложений

  1. Описания использованных инновационных методов и технологий воспитания и обучения.

  2. Презентация к уроку.

  3. Видеофрагмент о Столыпине (серия « История России. XX век.)

Описания использованных инновационных методов и технологий воспитания и обучения.

Были использованы инновационные методы и технологии воспитания: игровые технологии, метод творческих заданий, ролевая игра, технология мозгового штурма, технология формирования смысложизненных ориентаций учащихся: методы, технологии, ведущие виды деятельности.

Группа ситуативных методов воспитания составляют: методы формирования сознания личности ( рассказ, диспут, лекция, беседа), методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности ( создание воспитывающих ситуаций, педагогическое требование иллюстрации и игры), методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности, соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание), методы контроля и самоконтроля, самооценки.

Группа специальных (смысложизнеориентационных) методов включает: тренинг (самопознание, самореализации, личностного роса, формирование уверенности, снятие страхов, доверия), индивидуальная беседа, групповая работа, рефлексивный акт урока, индивидуальная творческая работа. Групповая творческая работа как итог конкретного мероприятия, самопрезентация учащихся.

По целевой направленности специальные методы можно классифицировать следующим образом:

  1. релакционно- рефлексивные (помогают снять мышечное и эмоциональное напряжение),

  2. стимулирующее – прогностические (содействуют активизации личности),

  3. установочно – репетиционные (содействуют формированию убеждений, конкретизации личностной позиции, закрепление приобретенных навыков),

  4. аналитические (содействуют объективации переживаний, размышлений),

  5. аффективные (развивают способности выражать эмоции, адекватно воспринимать эмоции окружающих),

  6. нравственно – этические (помогают усвоению норм культуры поведения).

Специальные методы различаются по:

  1. форме реализации: индивидуальные, групповые, массовые,

  2. по способу организации: устные, письменные, индивидуальные, коллективные,

  3. по специфике и цели деятельности: коммуникативные, учебные, игровые.

  4. По типу организации: урок- игра.

  5. Общение, игра, учение, труд – ведущие виды деятельности.

Технологическая модель формирования смысложизненных ориентаций учащихся на уроке:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Проявление искреннего и уважительного отношения к личности ученика. Позиционирование учителем себя как человека, любящего жизнь, свое дело. Уважающего себя, людей.

Проявление учащимися положительных эмоций, самоуважения, актуализация собственного положительного субъективного опыта. Пробуждение интереса к ситуации общения с педагогом, классом, к гуманистическим ценностям.

Поддержание устойчивого позитивного общения с учащимися.

Включение учащихся в предлагаемые отношения, ситуации общения, формирование собственного образа.


Активное систематическое вовлечение учащихся в комплекс специальных видов деятельности

( аналитическую рефлексивную)

Активное участие школьников. Проявление дружеского отношения к одноклассникам

Сочетание индивидуальной и групповой работы с учащимися.

Готовность к самореализации.

Актуализация работы с учащимися в малых группах по объединяющим их проблемам.

Саморазвитие.

Помощь, поддержка учителем учащихся в трудных ситуациях.

Самостоятельная организация учащимися собственной жизнедеятельности.

Структурная деятельность:

  1. Формирование смысложизненных ориентаций.

  2. Рефлексивная деятельность.

  3. Педагогическая деятельность.

  4. Организаторская деятельность.

  5. Творческая деятельность.

Технология « Мозгового штурма».

Правила» Мозговой атаки»:

1 Выбор ведущего при равноправном положении всех участников.

2 Свобода воображения.

3 Оптимизм и уверенность.

4 Свобода от некоторых педагогических стереотипов.

5 Неприемлемость критических замечаний и промежуточных оценок в процессе «штурма»

Этапы и методика « мозгового штурма»

1 Определение учебной проблемы, обоснование задач ее решения. Определение условий и правил коллективной работы.

2 Экспресс – разминка. Быстрый поиск ответов на вопросы и задачи тренировочного характера.

3 Штурм поставленной проблемы. Генерирование идей в группах под наблюдением экспертов.

4 Обсуждение итогов работы.

5 Отбор ими и оценка наилучших идей.

Описание организации творческой деятельности учащихся;

В процессе деятельности учение создает новый творческий продукт. Ученик самостоятельно может добиться высоких результатов. В процессе деятельности происходит его саморазвитие. Источник развития – специально организованное обучение, в котором создаются условия для саморазвития личности.

Учитель создает благоприятные условия для творческой деятельности учащихся. Организованная совместная творческая деятельность педагогов и учащихся дает положительный результат. Преподаватель должен свободно ориентироваться в современных педагогических идеях, концепциях и технологиях обучения; уважать личность ученика; уметь дифференцировать объем и сложность заданий; побуждать обучающихся к постановке познавательных вопросов, уметь одновременно держать в поле зрения всех учащихся класса; учитель должен развивать ребенка, педагог содействовать формированию положительной Я-концепции, самопознания и творческого самопроявления.

Основные задачи педагогов:

1 Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения.

2 Формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности.

3 Развитие инициативности, любознательности, способности к творческому самовыражению.

Данные задачи учителя решают через уроки, включая задания на развитие логического мышления, памяти, воображения, а также через внеурочную деятельность. Нами выделены наиболее эффективные формы, которые могут быть использованы во внеурочной деятельности: предметные недели, олимпиады, день “погружения” в предмет

конкурсы (на лучшее сочинение, сборник задач, страница учебника), интеллектуальные игры.

Описания использованных психолого-педагогических идей и концепций;

Были применены опросные методы исследования (беседа, тесты, интервью, анкетирование).

Описание приемов и методов использования информационных технологий;

Внедрение компьютерных технологий на уроках истории и обществознания позволяет повышать интерес учащихся, развивать творческое мышление, формировать целостное отношение к информационным знаниям и навыкам информационной деятельности, к образованию и самообразованию с использованием информационных технологий и мультимедиа - и Интернет-ресурсов.

Методы и приёмы использования информационных технологий на уроке – разные, но при их внедрении мы выполняем единственную задачу: сделать урок, внеклассное мероприятие интересным.

Методика оценки эффективности уроков.

1. Оценка общей структуры урока.

Тип внеклассного мероприятия – игра. Место – тема по истории: «Столыпинская аграрная реформа».

2. Реализация основной дидактической цели урока.

Учащиеся были активны, высказывали свои точки зрения. Проверка знаний была индивидуальная и групповая.

3. Осуществление развития учащихся в процессе обучения.

Учащиеся были вовлечены в основные мыслительные операции, были осуществлены внутрипредметные и межпредметные связи ( история, обществознание). Были использованы средства развития творческого мышления (творческие задания, упражнения творческого характера). На уроке сообщалась информация для общего развития. Обеспечена практическая направленность учебного материала, связь с личным жизненным опытом учащихся.

4. Воспитание в процессе урока. Тема «Столыпинская аграрная реформа» является ценной сегодня и потом, на протяжении развития человеческого общества. Тема является важной для формирования мировоззрения молодежи. Личностный смысл изучаемого материала раскрыт.

5. Соблюдение основных принципов дидактики. Соотношение принципов дидактики (научность и доступность были соблюдены).

6. Выбор методов обучения.

Были соблюдены общие требования к выбору методов обучения, возраст и индивидуальные особенности учащихся.

7. Работа учителя на уроке.

Были использованы виды деятельности учителя: речевая деятельность, слушание, записывание, помощь учащимся и др., был достигнут контакт с классом.

8. Работа учащихся на уроке. Активность учащихся на всем протяжении урока. Виды деятельности учащихся: слушание, работа с анкетой, выполнение упражнений тренинга.

9. Гигиенические условия урока были соблюдены.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск