Концепции и принципы





НазваниеКонцепции и принципы
страница1/46
Дата публикации28.06.2013
Размер6.1 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Химия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   46
Серия «Высшее образование»
В.Н. САВЧЕНКО В.П. СМАГИН
НАЧАЛА СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

КОНЦЕПЦИИ И ПРИНЦИПЫ


Учебное пособие
Ростов-на-Дону
2006 г.

УДК 50(075.8) ББК 20я73 КТК 100

С 13

Рецензенты:

В.Э. Осуховский, Д-р физ.-мат. наук, профессор, зав. кафедрой физики Тихоокеанского военно-морского института им. адм. СО. Макарова;

В.К.Батурин, д-р философских наук, профессор, действительный член Российской академии естественных наук

Савченко В.Н.

С 13 Начала современного естествознания: концепции и принципы: учебное пособие / В.Н. Савченко, В.П. Смагин. — Ростов н/Д.: Феникс, 2006. — 608 с. — (Высшее образование).

ISBN 5-222-09157-0
В данном пособии самым подробным образом рассмотрены основные естественноисторические этапы становления и развития науки, вопросы философии науки и естествознания, фундаментальные концепции, принципы и положения классического механистического и термодинамического, неклассического полевого и квантово-полевого и постнеклассического эволюционно-синергетического и диссипативно-структурного естествознания. Рассмотрены вопросы связи математики и отражаемой ей естественнонаучной реальности мира. В конце каждой главы и некоторых наиболее сложных параграфов даны резюме, предложены вопросы для обсуждения. Дано около 400 тем рефератов и свыше 400 тестовых вопросов для контроля усвоения и аттестации теоретического материала пособия.

Предназначено для студентов очной и заочной форм обучения гуманитарных и социально-экономических специальностей вузов, а также для обучающихся по дистанционным технологиям. Пособие может быть полезно преподавателям данной учебной дисциплины и широкому кругу лиц других специальностей и профессий, в том числе, студентам естественнонаучных и инженерно-технических специальностей, всем, интересующимся вопросами истории, становления и развития классического, неклассического и постнеклассическтого естествознания, а также проблемами естествознания новейшего времени и его ролью в развитии науки и культуры.

ISBN 5-222-09157-0 УДК 50(075.8)

ББК 20я73

© Савченко В.Н., Смагин В.П., 2006

© Оформление: издательство «Феникс», 2006

СОДЕРЖАНИЕ


Предисловие 6

РАЗДЕЛ I 9

Теоретико-концептуальный и естественноисторический 9

1. Принципы, методы и философские концепции науки и естественнонаучного познания 9

1.1. Определение науки и естествознания как отрасли науки 9

1.2. Наука и ненаука. Принципы или критерии научности 11

1.3. Структура, эмпирический и теоретический уровни и цель естественнонаучного познания 12

1.4. Методы научного познания 14

1.5. Философия науки и динамика научного познания в концепциях К. Поппера, Т. Куна и И. Лакатоса 15

1.6. Основные этапы развития научной рациональности (науки) - классический, неклассический и постнеклассический 17

2. Генезис основных концептуальных понятий современного естествознания античными и средневековыми цивилизациями. 20

2.1. Роль и значение мифов в становлении науки и естествознания 21

2.2. Античные ближневосточные цивилизации 23

2.3. Античная Эллада (Древняя Греция) 26

2.4. Античный Рим 37

2.5. Античный Китай 40

2.6. Античная Индия 42

2.7. Арабское средневековье 43

2.8. Древняя Месоамерика — естествознание народа майя 45

2.9. Древние и средневековые Византия и Русь 46

2.10. Западноевропейское средневековье 49

2.11. Эпоха Возрождения 52

3. Концепции и принципы классического физического – механистического и термодинамического естествознания 54

3.1. Объекты физического познания и структура физических наук 54

3.2. Концепции предклассического механистического естествознания 55

3.3. Ньютоновы принципы классического механистического естествознания 58

3.4. Энергия, теплота, закон сохранения энергии и первое начало (принцип) термодинамики 61

3.5. Понятие качества энергии, энтропия, второе начало (принцип) термодинамики и принцип минимума производства энтропии 65

4. Концепции и принципы неклассического - полевого, квантового и квантово-полевого физического естествознания 70

4.1. Электромагнитное поле фарадея-Максвелла, электромагнитное взаимодействие и принципы специальной теории относительности - теории пространства-времени Эйнштейна и Минковского 70

4.2. Поле всемирного тяготения, гравитационное взаимодействие и постулаты общей теории относительности Эйнштейна - теории пространства, времени, материи, тяготения и движения 73

4.3. Концепции и принципы квантового естествознания 81

4.4. Квантово-полевой микромир сильного и слабого взаимодействий, принципы квантовой хромодинамики и систематики элементарных частиц 83

5. Фундаментальные принципы и обобщенные положения современного физического естествознания 88

5.1. Концепции пространство и время 88

5.2. Принципы относительности движения — классический, релятивистский и к средствам наблюдения 90

5.3. Концепции корпускулярности, континуальности и корпускулярно-волнового дуализма 92

5.4. Концепции симметрии, инвариантности и законы сохранения 93

5.5. Концепции физического вакуума 95

5.6. Основополагающие принципы и понятия физического естествознания 97

5.7. Физическое естествознание как целостная система знаний 99

6. Космологические и космогонические концепции естествознания о Вселенной 101

6.1. Вселенная как понятие и объект познания 101

6.2. Планеты, звезды, галактики и их структуры во Вселенной 102

6.3. Начало космологии, фридмановские космологические модели, разбегание галактик и расширение Вселенной 103

6.4. Космогоническая гипотеза Леметра, гипотеза Гамова «горячей сингулярности», «большой взрыв» и ранние эпохи образования Вселенной 107

6..5. Реликтовое излучение Гамова 112

6.6. Космологический Горизонт и крупномасштабная (ячеистая) структура Вселенной 113

7. Естествознание о Земле и планетах Солнечной системы 116

7.1. Планетная космогония 116

7.2. Геосферы и эволюция Земли 118

7.3. Геохронологическая и стратиграфическая шкалы 121

7.4. Географическая оболочка Земли 122

8. Концепции и принципы химического естествознания 124

8.1. Эволюция звезд, происхождение химических элементов и планетная химическая эволюция 124

8.2. Донаучный этап химии — ремесленная химия и алхимия античности и средневековья 129

8.3. Главная задача химии и основные этапы ее развития 130

8.4. Концепции химии об элементах и периодический закон Менделеева химических элементов 131

8.5. Концепции структуры химических соединений (структурной химии) 132

8.6. Концепции и законы химических процессов (реакций) 134

8.7. Концепции и принципы эволюционной химии и самоорганизации эволюционных химических систем 134

9. Концепции и принципы биологического естествознания 137

9.1. Объекты биологического познания и структура биологических наук 137

9.2. Гипотезы возникновения жизни и генетического кода 138

9.3. Концепции начала и эволюции жизни 142

9.4. Системная иерархия организации живых организмов и их сообществ 146

9.5. Экосистемы, экология и взаимоотношения живых существ 148

9.6. Основные концепции этологии 151

9.7. Энергетические и энтропийные процессы (энергетика) жизни 153

10. Концепции и гипотезы естествознания о человеке 157

10.1. Теическая гипотеза происхождения человека (творение Бога) 158

10.2. Эволюционные концепции происхождения человека 158

10.3. Мутационные гипотезы происхождения человека 161

10.4. Концепции этнологии 163

10.5. Теория пассионарности Л. Н. Гумилева 164

10.6. Совместная эволюция человека и биосферы 167

11. Антропный принцип и мега-история Вселенной 174

11.1. О понятии мега-истории Вселенной 174

11.2. Предыстория антропного принципа 175

11.3. Этапы и процессы панкосмогенеза 176

11.4. О базовых параметрах Вселенной и Галактики (Млечного Пути) 179

11.5. Тонкая согласованность физических законов и мировых констант 182

11.6. Магия (мистика) больших чисел 183

11.7. Слабая формулировка антропного принципа 185

11.8. Сильная и сверхсильная формулировки антропного принципа 186

11.9. О кризисе планетарного цикла мега-истории Вселенной 187

12. Концепции постнеклассического естествознания и теорий самоорганизации 190

12.1. Возникновение и становление концепций постнеклассического естествознания 190

12.2. Динамика возникновения диссипативных структур 191

12.3. Устойчивость структур и механизм их эволюции 194

12.4. Механизмы потери устойчивости структур, катастрофы, бифуркации, математическая теория катастроф и прогнозы будущего 196

12.5. Природные диссипативные структуры (стихии) 202

12.6. Фракталы, сети и сетевые структуры природы и общества 203

12.7. Фундаментальные концепции постнеклассического естествознания 205

12.8. К проблеме постнеклассического межкультурного диалога естественных и гуманитарных наук 209

13. Математика и естественнонаучная реальность мира 216

13.1. Математизация как принцип целостности естествознания 216

13.2. Математика, математическая истина и теория познания 219

13.3. Непостижимая эффективность математики 222

Заключение 226

РАЗДЕЛ II 228

Список тем рефератов 228

Темы рефератов «Образы природы античного, раннего (средневековья и эпохи Возрождения) и классического (эпохи Нового времени) естествознания» (1 семестр) 228

Темы рефератов по разделу «Концепции естествознания Новейшего времени» (2 семестр) 231

Тематика рефератов «Биографические очерки и творчество великих ученых» 235

РАЗДЕЛ III. Контрольно-аттестационный 240

Тесты к главе 1 240

Принципы, методы, философские концепции науки и естественнонаучного познания 240

Тесты к главе 2 244

Генезис основных концептуальных понятий современного естествознания в античных и средневековых цивилизациях 244

Тесты к главам 3, 4 и 5 250

Концепции и принципы классического и неклассического физического естествознания 250

Тесты к главам 6 и 7 267

Космологические и космогонические концепции и гипотезы естествознания о Вселенной, о Земле и планетах Солнечной системы 267

Тесты к главе 8 276

Концепции и принципы химического естествознания 276

Тесты к главе 9 285

Концепции и принципы биологического естествознания 285

Тесты к главам 10 и 11 297

Концепции естествознания о человеке, антропный принцип и Мега-история Вселенной 297

Тесты к главе 12 301

Концепции постнеклассического естествознания и теории самоорганизации 301

Тесты к главе 13 305

Математика и естественнонаучная реальность мира 305

Ключи к тестам 308

ЛИТЕРАТУРА 317


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   46

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Концепции и принципы iconПринципы муниципального избирательного права
«принципы избирательной системы», «принципы выборов», «принципы организации и проведения выборов», «принципы избирательных прав»....
Концепции и принципы iconПрограмма дисциплины Концепции современного естествознания для направления 080100. 62 Экономика
Основные принципы проведения клинических испытаний (на примере испытаний лекарственных препаратов)…5
Концепции и принципы iconКонспект урока Тема: Принципы кодирования изображения
Михайловский В. Н. Концепции современного естествознания( курсов лекций для вузов [Текст]). – Спб.: Ивэсэп, Знание, 1997. – 157 с....
Концепции и принципы icon«Управление качеством»
На смену идеям Тейлора, возникшим в начале ХХ века, и, к сожалению, активно используемых в российской практике до сих дней, пришли...
Концепции и принципы iconТеория социального управления: Монография. К.: Мауп, 1996. 408 с
Рассмотрены основные социальные законы и закономерности социального управления, концепции власти и научные школы мирового менеджмента,...
Концепции и принципы iconУроках изо. 18. Принципы и методы обучения изо относительно концепции Приобщение к
Методы педагогической драматургии в обучении изо. 11. Подготовка учителя к уроку. Конспект урока и его виды. 12. Рисование с натуры,...
Концепции и принципы iconАнализ учебной работы за 2009 2010 учебный год
Федерации в области общего и специального образования, реализующего основные принципы и положения концепции о поэтапном реформировании...
Концепции и принципы iconПрограмма по курсу: Практикум по программированию в ядре операционной системы
История семейства Windows nt. Цели и принципы семейства Windows nt. Основные концепции: Native и Win32 api, режимы ядра и пользователя,...
Концепции и принципы iconПринципы деятельности адвокатуры в России
Основные принципы адвокатской деятельности закреплены в ст. 3 закона об адвокатуре, к ним относятся
Концепции и принципы iconПрограмма профилактики вич-инфекции в общеобразовательном учреждении...
Вич/спида образовательной среде в разработке программ по профилактике вич-инфекции следует руководствоваться принципом многоаспектности....
Концепции и принципы iconРабочая программа дисциплины «Web-дизайн»
Целью дисциплины является научить студентов технологии Web-дизайна и Internet-программирования. В результате изучения дисциплины...
Концепции и принципы iconОсновные принципы воспитательной деятельности в 2012 – 2013 учебном году
Основные принципы проведения клинических испытаний (на примере испытаний лекарственных препаратов)…5
Концепции и принципы iconПредисловие ко второму изданию «Рабочей концепции одаренности»
Разработка и издание Концепции осуществлены по заказу Министерства образования Российской Федерации в рамках и на средства федеральной...
Концепции и принципы iconПрограмма дисциплины концепции современного естествознания
Поэтому студентам, изучающим юридические науки необходимо иметь ясные представления о методах естественнонаучного познания, знать...
Концепции и принципы iconАннотация к рабочей программе учебной дисциплины «Концепции современного естествознания»
Дисциплина «Концепции современного естествознания» входит в цикл Математических и естественнонаучных дисциплин (Б. 2)
Концепции и принципы iconУчебно-методический комплекс по дисциплине концепции современного...
Мира. Кроме того, в данном курсе рассмотрены основные концепции применимые не только в естественнонаучной области, но и в других...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск