Методические рекомендации к учебно-методическому комплекту





Скачать 79.62 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации к учебно-методическому комплекту
Дата публикации28.06.2014
Размер79.62 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Информатика > Методические рекомендации
Методические рекомендации к учебно-методическому комплекту под редакцией Макаровой Н.В.

В комплект входят:

  1. Информатика. 5-6 класс. Начальный курс. СПб.: Питер, 2-е изд., переработанное-2003.

  2. Рабочая тетрадь по информатике. 5 класс. СПб.: Питер, 2002.

  3. Рабочая тетрадь по информатике. 6 класс. СПб.: Питер, 2002.

  4. Информатика. Базовый курс. Теория. 7-9 класс. СПб.: Питер, 2001.

  5. Информатика. Пособие. 7-9 класс. Практикум по информационным технологиям.

  6. СПб.: Питер, 2003.

  7. Информатика. Задачник по моделированию. 7-9 класс. СПб.: Питер, 2001.

  8. Методические рекомендации для учителя. Программа по информатике. 5-11 класс.

  9. Системно-информационная концепция. СПб.: Питер, 2003.

  10. Информатика. 10-11 класс. СПб.: Питер, 2003.

  11. Информатика. Методическое пособие для учителей. 7 класс. СПб.: Питер, 2003.

  12. Информатика. Методическое пособие для учителей. 8 класс. СПб.: Питер, 2003.

  13. Информатика. Методическое пособие для учителей. 9 класс. СПб.: Питер, 2003.

В учебнике для 7-9 классов отражены теоретические вопросы информатики, рекомендуемые в обязательном минимуме содержания Министерства образования РФ, т.е. содержатся следующие разделы:

1.Информация. Информационные процессы.
3.Программное обеспечение информационных технологий.
4.Техническое обеспечение информационных технологий.
5.История, современное состояние и перспективы развития компьютерной техники.

Дополнительно введён раздел 2- Информационная картина мира, который отражает системно-информационную концепцию изучения информатики. В этом разделе формируется представление об объекте, системе и их моделях, даются основы классификации и приводится классификация моделей, рассматриваются основные этапы моделирования.

Авторы базового курса информатики выделяют в нем три фундаментальные содержательные линии:

  1. информационная картина мира;

  2. программное обеспечение информационных процессов;

  3. техническое обеспечение информационных процессов.

Первой содержательной линии соответствуют темы из учебника: 1-11, 15, 24.

Второй содержательной линии соответствуют темы из учебника: 12.1-12.2, 12.4-12.7, 12.7-12.8,13.1-13.2,13.3, 13.4, 14, 15.

Третьей содержательной линии соответствуют темы из учебника: 17-29.

В основу учебника заложен модульный принцип представления материала.

Методика преподавания раздела “Информационная картина мира” раскрыта в газете “Информатика” - № 2-4, 6, 8, 10, 12 –2003 г.

Информатика. Пособие. 7-9 класс. Практикум по информационным технологиям. СПб.: Питер, 2003.

Цель практикума – обучить школьников работе на компьютере в основных программных средах: операционной системе (Windows), графическом редакторе (Paint), текстовом (Word, Works) и табличном (Excel, Works) процессорах, в сети Internet и системе управления базой данных (Access). Также изучаются основы программирования в среде ЛОГО.

Изучение технологий работы на компьютере можно проводить независимо от изучения тем теоретической части. Практикум построен по модульному принципу – все разделы независимы друг от друга и не требуют строгого последовательного изучения.

Информатика. Задачник по моделированию. 7-9 класс. СПб.: Питер, 2001.

Входящий в комплект задачник по моделированию содержит порядка 30 задач с объяснением каждого шага исследования, а также задачи для самостоятельного исследования. К работе с ним следует приступать после освоения технологии работы в основных программных средах. Целью методики обучения моделированию является формирование умения применять рекомендации, отраженные в основных этапах моделирования, для решения практических задач в прикладных программных средах. Каждый этап моделирования подробно рассматривается на примере большого количества задач. Особое внимание уделяется этапу формализации задачи и разработке информационной модели изучаемого объекта или системы. Все задачи сгруппированы с ориентацией на конкретную программную среду: графического редактора, текстового процессора, табличного процессора, базы данных. Тематика многих задач определяется исходя из тематики школьных предметов, таких как физика, математика, биология, русский язык, рисование, химия.

Информатика. 10-11 класс. СПб.: Питер, 2003

В учебнике 10-11 классов рассматриваются распространённые программные средства, широко используемые в гуманитарном, естественном и технологическом профилях обучения: мультимедийные технологии (графика, звук, анимация) и издательские системы. Школы, которые имеют соответствующие ресурсы, могут организовать обучение информатике по данному учебнику как по уровню А, так и по уровню Б. В соответствии с гуманитарным, естественным и техническим профилями для первого варианта базисного учебного плана обучение реализуется по уровню обучения А ( 1 час в неделю), а в соответствии с технологическим профилем для второго варианта базисного учебного плана – по уровню Б ( 2 часа в неделю). В учебнике заложена возможность углублённого изучения тем курса по выбору учащихся. Предлагаемый курс информатики для 10-11 классов является продолжением базового курса информатики, изложенного в учебниках под редакцией Н.В.Макаровой для 7-9 классов основной школы, который изучается в соответствии с системно-информационной концепцией, разработанной авторами.

Учебники построены так, что теоретическую составляющую можно изучать без привязки к компьютеру. При изучении практической составляющей, т.е. компьютерной технологии, необходимо поставить акцент на типовых технологических операциях.

Учебники допущены Министерством образования РФ.

Информатика. Методическое пособие для учителей. 7 класс. СПб.: Питер, 2003.

Информатика. Методическое пособие для учителей. 8 класс. СПб.: Питер, 2003.

Информатика. Методическое пособие для учителей. 9 класс. СПб.: Питер, 2003.

Методические пособия к учебнику “Информатика. Базовый курс. Теория. 7-9 кл.” под редакцией Макаровой Н.В. являются частью учебно-методического комплекта для 5-11-х классов. В пособиях отражена методика проведения уроков информатики в 7, 8, 9 классах в рамках базового курса для 7-9-х классов на основе учебника (теоретический курс), практикума по информационным технологиям и задачника по моделированию. Весь материал каждого пособия разбит на части.

Первая часть пособия для 7 класса посвящена методике формирования ряда базовых понятий системно-информационной концепции изучения информатики (информация, объект, модель, информационная модель). Во второй части приведена методика формирования навыков работы в системной среде Windows и в среде графического редактора Paint. В третьей части представлен обширный материал по методике изучения основ алгоритмизации и программирования на примере среды ЛогоМиры.

Основная часть пособия для 8 класса посвящена методике освоения технологии работы в системной среде Windows и в прикладных программных средах: текстовом и табличном процессорах и системе управления базой данных. Освоение технологии происходит в процессе решения конкретных задач. Методика проведения теоретических уроков отражает такие темы, как информационные процессы, основы формальной логики, аппаратная часть компьютера, основы кодирования.

В пособии для 9 класса представлена методика преподавания теоретических основ моделирования и практического моделирования на компьютере, целью которой является развитие исследовательских умений учащихся. Три раздела посвящены методике формирования ряда базовых понятий системно-информационной концепции изучения информатики (система, информационная модель системы, класс, классификация). Технологические умения учащихся расширяются в процессе освоения среды Интернета. Приводится перечень вопросов и практических заданий для экзамена по базовому курсу информатики.

Методические пособия имеют следующую структуру. Основными структурными единицами являются темы уроков. Каждая тема соответствует одному или нескольким академическим часам, в зависимости от поурочно-тематического планирования. Темы уроков объединены в разделы. Из разделов скомпонованы части.

В начале каждого раздела приводится его краткое описание.

  • Цели обучения – цели, на достижение которых ориентирован материал данного раздела.

  • Учащиеся должны знать – понятия, составляющие фундамент информационной культуры. Формирование представления об этих понятиях осуществляется на теоретических уроках, а также опосредованно – в результате выполнения практических заданий.

  • Учащиеся должны уметь – умения и навыки, которыми должен обладать каждый ученик после прохождения практических занятий в компьютерном классе и выполнения домашних заданий.

  • Ключевые понятия – новые термины, с которыми учащиеся познакомятся в данном разделе.

  • Методическое обеспечение – названия учебников, на базе которых организуется учебный процесс.

  • Количество часов – общее количество часов, выделенных на изучение данного раздела.

  • Поурочно-тематическое планирование – описание последовательности изучения тем данного раздела в форме таблицы, указывающей:

    • номер темы урока;

    • тип урока: теория – занятия в обычном классе; практика – занятия в компьютерном классе; контроль – контрольное (проверочное) занятие по пройденному материалу;

    • название темы урока;

    • тему (темы) учебника и/или учебных пособий, применительно к которым разработана методика проведения конкретного урока.

Каждая тема урока раскрывается по классической схеме:

  • Цель урока – цель, которую учитель ставит перед собой в начале урока и на достижение которой направлена предлагаемая далее методика проведения урока.

  • Опорные понятия – понятия, необходимые для успешного освоения нового материала, которые должны быть известны учащимся из предыдущих уроков.

  • Новые понятия – понятия, с которыми ученики знакомятся при освоении нового материала.

  • Задачи учителя – задачи, которые учитель должен реализовать на уроке для успешного достижения поставленной цели.

  • Методика проведения уроков отражает последовательную во времени технологию изучения новой темы в виде рекомендаций по объяснению нового материала.

  • Домашнее задание по уровню сложности может быть обязательным и дополнительным. Обязательное домашнее задание рекомендуется выполнять всем ученикам. Дополнительные задания на дом, помеченные звездочкой (*), рекомендуется давать в классах с более высоким уровнем подготовки или, в обычных классах, - отдельным ученикам, желающим углубленно освоить информатику. Проверку домашнего задания, при наличии времени, можно организовать в начале следующего урока; в противном случае необходимо периодически проверять тетради во внеурочное время.

При описании методики проведения урока в данных методических пособиях используются специальные формы подачи материала, соответствующие различным видам организации работы на уроке: вариант диалога, активная форма работы (игра, викторина), определение новых понятий, примеры, задания, дополнительный материал для учителя, дополнительные сведения по теме урока и т.д.

Вариант диалога подразумевает беседу между учителем и учащимися в форме вопросов, которые учитель задает ученикам, и ответов, которые он ожидает от них услышать.

Под активной формой работы понимается организация на уроке игры, викторины, конкурса и т.п.

Приведенные в пособии задания учащиеся выполняют на уроке вместе с учителем или самостоятельно (на компьютере) под контролем учителя.

Предлагаемая методика проведения практических занятий в компьютерном классе на базе практикума позволяет индивидуализировать процесс обучения при групповом способе организации занятий. Основные идеи методики проведения практических занятий по изучению прикладных программных сред состоят в следующем.

  1. Освоение среды начинается с наиболее востребованного для постоянной работы инструментария с последовательным подключением других типовых средств и инструментов.

  2. В каждой теме учащиеся знакомятся с заданием, которое необходимо выполнить в конкретной среде. Здесь же указывается, какую технологию следует применить для его выполнения.

  3. После ознакомления с заданием учащиеся переходят к технологии его выполнения, которая подробно описана в учебном пособии.

  4. При выполнении каждого пункта технологии учащийся сравнивает получаемые на экране монитора результаты с приводимым в учебном пособии эталоном.

  5. Для закрепления полученных практических умений предлагается самостоятельно выполнить аналогичные индивидуальные задания.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации к учебно-методическому комплекту iconМетодические рекомендации по организации и методическому сопровождению...
Методические рекомендации по организации и методическому сопровождению самостоятельной работы студентов
Методические рекомендации к учебно-методическому комплекту iconРабочая программа по технологии 1 класс
ОУ, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемых результатов начального...
Методические рекомендации к учебно-методическому комплекту iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Требованиями Примерной основной образовательной программы оу и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту
Методические рекомендации к учебно-методическому комплекту iconКгоуспо «Красноярский педагогический колледж» №1 им. М. Горького
Разработка предтекстовых заданий к разделу 3 (What’s The News) к учебно-методическому комплекту Кузовлева В. П. (English 9) для развития...
Методические рекомендации к учебно-методическому комплекту iconНазад Аналитическая справка о деятельности учителя начальных классов Кашириной Ларисы Николаевны
Каширина Лариса Николаева в течение шести лет работает по учебно-методическому комплекту «Система Л. В. Занкова»
Методические рекомендации к учебно-методическому комплекту iconРабочая программа по русскому языку для 1 класса Пояснительная записка
ОУ, концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемыми результатами начального...
Методические рекомендации к учебно-методическому комплекту iconРабочая программа педагога агафоновой Светланы Михайловны, учителя...
России, авторской программы А. А. Плешакова и М. Ю. Новицкой, планируемых результатов начального общего образования, с учетом возможностей...
Методические рекомендации к учебно-методическому комплекту iconУчебная литература
Л. В. Занкова, в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта, планируемыми результатами...
Методические рекомендации к учебно-методическому комплекту iconУчебная литература
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта...
Методические рекомендации к учебно-методическому комплекту iconУчебная литература
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта...
Методические рекомендации к учебно-методическому комплекту iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
ОУ, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемыми результатами начального...
Методические рекомендации к учебно-методическому комплекту iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
России, а также планируемыми результатами начального общего образования, с учетом возможностей учебно-методической системы «Школа...
Методические рекомендации к учебно-методическому комплекту iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Л. Г. Петерсон (2010 г.), планируемыми результатами начального общего образования, требованиями основной образовательной программы...
Методические рекомендации к учебно-методическому комплекту iconПояснительная записка к рабочей программе учебного курса математика
Настоящая программа является рабочей программой по математике для 5 класса и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту...
Методические рекомендации к учебно-методическому комплекту iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В. Я. Коровина к учебно-методическому комплекту Русская литература 19 века. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений....
Методические рекомендации к учебно-методическому комплекту iconРабочая программа по литературному чтению 1 класс
Н. Ф. Виноградовой,с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск