Скачать 85.16 Kb.
|
Основы культуры чтения, библиотечно-информационные знания- это традиционно библиотечные уроки. Перед вами рекомендации и примерная программа для проведения таких уроков в начальной школе. ПРОГРАММА «БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЗНАНИЯ МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКАМ» Первый класс. ТЕМА 1. ПЕРВОЕ ПОСЕЩЕНИЕ БИБЛИОТЕКИ. Путешествие по библиотеке. Знакомство с «Книжкиным домом». Понятия «читатель», «библиотекарь».Библиотеки большие и маленькие. Как самому записаться в библиотеку. Как самому выбрать книгу (тематические полки, книжные выставки, ящики для выбора книг). Основные правила пользования библиотекой. Форма проведения. Рассказ. Беседа. Беседа- просмотр наиболее красочных изданий книг для детей. Игра «Встреча с героями любимых книг», «Волшебное дерево сказок», «В гости АЗБУКА пришла» и др. Выставка «Читаем сами». Работа с личным словариком. Праздник «Посвящение в читатели». Запись детей в библиотеку. ТЕМА 2. ПРАВИЛА И УМЕНИЯ ОБРАЩАТЬСЯ С КНИГОЙ. Формирование у детей бережного обращения к книге. Ознакомление с правилами общения и обращения с книгой. Обучение простейшему ремонту книг, умению ее обернуть. Форма проведения. Беседа у выставки «Книги просят защиты».Работа с личным словариком.Урок творчества. Дать возможность детям самим сделать закладки, обложки и другие книжные поделки. Изготовит самодельные книжки- малышки, книжки-раскладушки. Занятия в «Книжкиной больнице». Игра «Книжкина больница». Выставка-конкурс на лучшую книжную поделку. Второй класс.ТЕМА 1.ЗНАКОМСТВО С БИБЛИОТЕКОЙ (ЭКСКУРСИЯ).Продолжение разговора о библиотеке. Роль и назначение библиотеки. Понятие «абонемент», «читальный зал».Правила пользования библиотекой. Литературные игры, праздники, беседы. Библиотечный фонд. Представление любимых книг. Расстановка на полках, самостоятельный выбор книг при открытом доступе. Компьютер, экран, наушники в библиотеке. Аудио, видео, CD-ROM с обучающими программами. Форма проведения. Беседа. Работа с личным словариком. Обзор у книжной выставки. Библиографическая игра «Кто ищет, тот всегда найдет». Праздник-игра «Твой друг-книга». ТЕМА 2. СТРУКТУРА КНИГИ. Кто и как создает книги. Из чего состоит книга. Внешнее оформление книги :обложка, переплет, корешок. Внутреннее оформление: текст, страница, иллюстрации. Художники детской книги (например, иллюстрации Бруни И.Л., Мавриной Т.А., Конашевича В.М. к «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина). Писатели и художники в одном лице. Творчество Е. И. Чарушина, Э.Сетон- Томпсона, В. Сутеева и других. Форма проведения. Работа с личным словариком. Урок творчества: мастерим книгу сами. Библиографическая блиц- игра «Мини-презентация книги». Выставка конкурс на лучшую иллюстрацию к любимой книге. ТЕМА 3. ГАЗЕТЫ И ЖУРНАЛЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ. Новости со всей России. Понятие о газете и журнале: статья, заметка, журналист, корреспондент, редакция. Премьера основных и лучших детских журналов и газет. Журналы «А почему?», «Мурзилка», «Домовенок», «Веселые картинки», «Дисней», «Клепа», «Миша», «Костер», «Светлячок», «АБВГД», «Веселые медвежата», «Тошка», «Филя», «Муравейник», «Детская энциклопедия», «Свирель» и др. Газеты «Пионерская правда», «Детская деловая газета», «Кот и пес», «Жили-были», «Сказка», «Детская роман-газета» и другие. Форма проведения. Беседа. Выставка периодических изданий. Урок творчества: создаем газету сами. Конкурс на лучшую самодельную газету. Конкурс рисунков «Любимые герои периодических изданий». Третий класс. ТЕМА 1. СТРУКТУРА КНИГИ. Углубление знаний о структуре книги: титульный лист (фамилия автора, заглавие, издательство), оглавление(содержание), предисловие, -послесловие. Цель- формирование навыков самостоятельной работы с книгой, подготовка учащихся к осознанному выбору литературы. Роль и значение иллюстраций, знаменитые иллюстраторы детских книг (В. Лебедев, А. Пахомов, Ю. Васнецов, И. Билибин, В. Конашевич, Т.Маврина, Е.Чарушин, М. Митурич и др. Форма проведения. Рассказ. Беседа. Работа с личным словариком. Урок творчества: изготовление книжек-самоделок, игра «Сегодня мы художники», игра «Угадайте, кто нас нарисовал?». Выставка-конкурс книжек-самоделок. ТЕМА 2. ВЫБОР КНИГИ В БИБЛИОТЕКЕ. Первое знакомство с каталогом. Что такое каталог и зачем он нужен в библиотеке. Когда следует к нему обращаться. Титульный лист и каталожная карточка - их взаимосвязь. Шифр книги. Систематический каталог. Отделы каталога. Разделители. Связь систематического каталога с расстановкой книг на полках. «Ключ» к систематическому каталогу, его использование для нахождения материалов в систематическом каталоге. Открытый доступ к книжному фонду: порядок и правила расстановки книг, полочные разделители. Определение места книги на полке. Книжные выставки, тематические полки – помощники в выборе книг. Рекомендательные списки литературы. Библиотечный плакат. ТЕМА 3. ТВОИ ПЕРВЫЕ ЭНЦИКЛОПЕДИИ, СЛОВАРИ, СПРАВОЧНИКИ. Представление об энциклопедиях, справочниках, словарях. Цели обращения к словарям и энциклопедиям и как ими пользоваться. Первые энциклопедии «Что такое? Кто такой?» «Почемучка». Структура энциклопедии. Расположение материала по алфавиту. Тематические словарики (подробный рассказ об изобразительном искусстве, о растениях, о животных, о вулканах и др.). Выделение общих признаков: алфавитное расположение материала, алфавитный указатель и наличие вопросов в конце словарика. Знакомство с энциклопедиями на CD-ROM. Форма проведения. Беседа. Выставка – просмотр» Энциклопедии для детей». Игра – поиск «Книги обо всем на свете». Составление и разгадывание кроссвордов, головоломок. Примерный план-график проведения библиотечно – библиографических и информационных занятий (с 1 по 8 класс).
Заместитель директора: Подпись Заведующий библиотекой: Подпись |
Программа «Библиотечно-библиографические и информационные знания младшим школьникам» Ананьева Л. Читаем книжки от форзаца до сноски: Урок в 5-м классе / Л. Ананьева // Библиотека в школе. – 2002. – №4 (64), 16–28 февраля.... | Уроки 1 класс. Тема 1: Первое посещение библиотеки Путешествие по библиотеке. Знакомство с «книжным домом». Понятия читатель, библиотека, библиотекарь | ||
Тематический план курса «основы библиотечно- информационной культуры личности» Практическая работа. Информационные ресурсы современных библиотек на примере школьной библиотеки, центральной городской библиотеки... | Сентябрь 1 Посещение библиотеки им. Югова, обзор новинок журналов, выставки книг Посещение юношеской библиотеки, отзыв об экскурсии | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Первое посещение библиотеки. «Путешествие в книжное царство – мудрое государство». Понятия «читатель», «библиотека», «библиотекарь».... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В курсе «Окружающий мир» интегрированы знания о природе, человеке и обществе, об истории России, что представляет младшим школьникам... | ||
Сценарий праздника "Прощай, первый класс" Уважаемые родители! Кажется, совсем недавно вы пришли в первый класс. Еще совсем недавно состоялся наш первый сбор, первое знакомство,... | Программа курса «Основы библиотечно-библиографической грамотности» Типичными формами работы библиотеки общеобразовательного учреждения по распространению библиотечно-библиографических знаний и развитию... | ||
Урок знаний 1 класс Тема: «Первый раз в первый класс» Цель: создать праздничное настроение 1 сентября, познакомить учащихся друг с другом, школой и учителем, развивать речь, воспитывать... | План работы библиотеки маоу «Ашапская средняя общеобразовательная... ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Построение учебников соответствует синтетическому взгляду на мир, свойственному младшим школьникам, и способствует постепенному освоению... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Одно, максимум, два: в первый раз, когда шел в первый класс да, возможно, первая лекция в родной альма-матер. Вот, пожалуй и все.... | ||
План работы библиотеки мкоу сош №9 на 2013-2014учебный год. I. Задачи... Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путём библиотечно-библиографического и информационного обслуживания... | Уроках математики Младшие школьники усваивают систему важнейших математических понятий, овладевают умениями и навыками в области счета, письма, речи,... | ||
Информационное обеспечение нир огма К числу важнейших из них, несомненно, относятся информационная деятельность библиотек; новые библиотечно-информационные технологии... | Песенный конкурс. Дети исполняют песню либо по своему выбору, либо... Такие конкурсы можно проводить как в конце четверти, триместра или учебного года, так и в конце любой изученной темы. Младшим школьникам... |