Скачать 183.48 Kb.
|
Пояснительная записка к тематическому планированию по окружающему миру 4 класс В курсе «Окружающий мир» интегрированы знания о природе, человеке и обществе, об истории России, что представляет младшим школьникам широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Основными целями образовательного процесса являются: - создание условий для продолжения разностороннего развития личности ребенка, начатого в семье и в дошкольном учреждении; - последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира; - создание содержательной пропедевтической базы для дальнейшего успешного изучения в основной школе естественнонаучных и гуманитарных курсов; - формирование предметных умений, универсальных учебных действий и информационной культуры; - выработка нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с окружающим миром; - создание условий для самопознания и саморазвития младших школьников. - развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи; - освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе; - воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; - формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье. Общая характеристика учебного предмета: Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника. В процессе изучения данного предмета школьники получают знания об окружающем мире из различных источников, используя разные способы познания; начинают осмысливать окружающий мир, ориентироваться в нём, понимать место и роль человека в нём; осознают, что мир красив, многообразен, един, изменчив. При этом ученики приобретают разнообразные навыки и умения наблюдать и сопоставлять, спрашивать и доказывать, выявлять взаимозависимости, причины и следствия, отражать полученную информацию в виде рисунка, схемы, таблицы, проводить несложные опыты, пользоваться приборами, ориентироваться на местности, приобщаться к творческому труду. Приобретают желание осваивать новые виды учебной деятельности, познавать глубже окружающий мир, активно действовать в нём. В 4 классе знания о многообразии объектов природы и их изменчивости дополняются пространственно-временными представлениями об окружающем мире. Формируются знания о природных сообществах и природных зонах, о Земле как планете Солнечной системы. Ученики узнают о трудном и славном историческом пути России, о богатом культурном наследии Родины, о государственных деятелях, повлиявших на её судьбу, о знаменитых соотечественниках, которыми гордится Россия. Перед учащимися на исторической карте и исторической «ленте времени» разворачиваются наиболее значительные события российской истории. После завершения знакомства со своей страной учащимся предстоит мысленно попутешествовать по материкам и океанам Земли, познакомиться с историей их открытия, узнать, что на нашей планете много стран и народов с разным образом жизни и культурой. Особое внимание уделяется тому, что природа планеты – это общее достояние человечества, а её охрана – важнейшая задача всех народов Земли. Основной задачей в выпускном классе является обобщение и систематизация полученных ранее знаний. Закрепляется умение работать с научно-популярным текстом и другими видами информации: с планом, географической и исторической картами, с более сложными схемами, таблицами, алгоритмами. Продолжает формироваться экологическое мышление. При этом внимание акцентируется на нахождении взаимосвязей между живой и неживой природой, между живыми существами, между деятельностью человека и состоянием окружающей среды. Учащиеся подводятся к пониманию закона экологии «Всё связано со всем». У учеников постепенно формируются представления об историческом пути нашего Отечества, о месте и роли родного края в судьбе Родины, о созидательной деятельности многих поколений наших предков. Получаемые в течение учебного года представления о природе и истории России ученики закрепляют и дополняют конкретными сведениями о богатстве природы, занятиях людей, историческом прошлом, достопримечательностях и культурных ценностях своего родного края. Таким образом, изучение окружающего мира осуществляется по трём стержневым направлениям: окружающий мир многогранен, интересен и все время изменяется – наблюдай и познавай его; опыт человечества и твоих предков богат и пригодится тебе в жизни – уважай и изучай его; природа жизненно необходима тебе, но она ранима – знай об этом и береги её красоту и гармонию. Данная рабочая программа разработана на основе учебной программы по окружающему миру в соответствии с учебно-методическим комплектом «Гармония» для четырехлетней начальной школы (автор – кандидат пед. наук, доцент О. Т. Поглазова), с учетом федерального комплекта государственного стандарта начального общего образования. Изменения внесены не были. На изучение учебного предмета в 4 классе отводится 68 часов ( 2 часа в неделю ) Место учебного предмета в базисном учебном плане: Предмет «Окружающий мир» входит в инвариантную часть базисного учебного плана для образовательных учреждений Р.Ф. На данный предмет в учебном плане отводится 68 часов ( 2 часа в неделю ) Ценностные ориентиры содержания учебного предмета: -Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества. -Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм. -Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума. -Человечество как многообразие народов, культур, религий. - Международное сотрудничество как основа мира на Земле. -Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. - Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества. - Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности. -Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное. -Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям. Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу: В результате изучения окружающего мира ученик должен знать/понимать: – название нашей планеты, родной страны и ее столицы, региона, где живут учащиеся родного города; – государственную символику России; – государственные праздники; – основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды; – общие условия, необходимые для жизни живых организмов; – правила сохранения и укрепления здоровья; – основные правила поведения в окружающей среде (на дороге, водоемах, школе); уметь: – определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); – различать объекты природы и изделия; объекты живой и неживой природы; – различать части растения, отображать их на схеме; – приводить примеры представителей разных групп растений и животных, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни; – показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы и равнины, моря и реки (без указания названий); границы России, некоторые города России; – описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: – для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения; – ориентирования на местности с помощью компаса; – определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра; – установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; – ухода за растениями (животными); – выполнения и изучения правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения; – оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участие в ее охране; – удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете. Межпредметные связи, раскрытые в ходе изучения курса: изучение учебного предмета «Окружающий мир» связано с такими предметами, как литературное чтение, математика, технология, изобразительное искусство. Тематическое планирование Окружающий мир 4 класс
|