Модель лицейского образования: 2013-2014 учебный год
| Фундаментальное ядро содержания образования
| Содержание образования
|
| Лицейский компонент
| Сопровождающий компонент
| Общеразвивающий компонент
| ЛИЦЕЙ
| 11 класс
| Реализация преподавания предметов по информационно-технологическому профилю.
Углубленное (профильное) изучение информатики и ИКТ – 272 часа.
Углубленное изучение 2 предмета (по выбору ученика):
- математика – 408 часов
- физика – 340 часов.
| Усиление естественнонаучных предметов: 1 дополнительный час химии.
Элективные курсы - 68 часов:
«Компьютерная графика»
«Функции, их свойства и графики».
|
| 10 класс
| Усиление естественнонаучных предметов:
1 дополнительный час химии.
Элективные курсы - 68 часов:
«Технология создания сайтов»
«Функции, их свойства и графики».
| Элективные курсы – 34 часа:
«Решение генетических задач».
| 9 класс
| Реализация преподавания предметов естественно-научного и (или) технического профилей по программам углубленного изучения.
Углубленное изучение информатики и ИКТ – 238 часов.
Углубленное изучение 2-го предмета (по выбору группы учеников):
- математика - 476 часов
- физика – 238 часов
- технология – 272 часа.
| Предпрофильные курсы – 34 часа:
«Информационная экономика»
«Абсолютная величина».
| Предпрофильные курсы – 34 часа:
«Искусственный интеллект»
«Азбука астрономии».
| 8 класс
|
|
| ПРЕДЛИЦЕЙ
| 7 класс
| Углубленное изучение информатики – 238 часов.
| Усиление базовых предметов:
1 дополнительный час математики.
| Курс «Основы безопасности жизнедеятельности».
Курс «История Донского края».
| 6 класс
| Усиление базовых предметов:
1 дополнительный час математики;
1 дополнительный час литературного чтения.
| Курс «Основы безопасности жизнедеятельности».
| 5 класс
| Усиление базовых предметов:
1 дополнительный час математики;
1 дополнительный час русского языка.
| Курс «Основы безопасности жизнедеятельности».
| ПРОЛИЦЕЙ
| 4 класс
| Пропедевтическое изучение информатики – 102 часа.
| Усиление базовых предметов:
1 дополнительный час математики;
1 дополнительный час литературного чтения.
|
| 3 класс
| Усиление базовых предметов:
1 дополнительный час математики;
1 дополнительный час русского языка.
|
| 2 класс
| Усиление базовых предметов:
1 дополнительный час математики;
1 дополнительный час русского языка.
| Курс «Доноедение»
|
В начальной школе лицея все классы обучаются по ФГОС нового поколения. Образовательный процесс осуществляется по 2 направлениям: урочная и внеурочная деятельность. Обязательная часть учебного плана реализуется по образовательной программе «Школа 2100» и образовательной системе Л.В. Занкова.
Выявлению интересов, способностей, склонностей младших школьников призвана служить внеурочная деятельность. Это обязательные для посещения курсы по выбору, в основе которых лежат личностно-ориентированные методы обучения. Продолжительность обучения каждому курсу 8-17 часов, что позволяет в начальной школе ученику попробовать свои силы как минимум в 6 курсах. Внеурочная деятельность осуществляется по пяти направлениям.
Наименование направления развития личности
| Вид внеурочной деятельности
| Духовно-нравственное
| Библиотечный час «Волшебный мир книги»
Клуб «Азбука нравственности»
| Социальное
| Проектная деятельность в рамках курсов «Экономика», «Мир профессий»
| Общеинтеллектуальное
| Факультативный курс «Я – исследователь»
| Общекультурное
| Кружок «Почемучка»
| Спортивно-оздоровительное
| Курс «Будь здоров - без докторов»
Клуб «Юный шахматист»
| ПРОЛИЦЕЙ
Во 2—4 классах введен компонент образовательного учреждения, который направлен на подготовку к лицейскому образованию – развитию теоретического мышления младших школьников. На усиление базовых предметов выделены часы:
- 1 дополнительный час математики во 2-4 классах;
- 1 дополнительный час русского языка во 2-3 классах;
- 1 дополнительный час литературного чтения в 4-х классах.
Реализация регионального содержания образования осуществляется за счет введения во 2-х классах курса «Доноведенение», что помогает становлению интереса к духовной культуре малой Родины.
ПРЕДЛИЦЕЙ
В 5-7-х классах обеспечивается подготовка к осознанному выбору профиля обучения. Решая задачи инновационного образовательного проекта по созданию единого информационного пространства, лицей на этапе внедренческой деятельности с сентября 2012 года начал апробацию учебно-методического комплекса А.Г. Гейна в 7 классе. Учащиеся 7 класса в рамках подготовки к лицейскому образованию осваивают учебный материал по алгебре через УМК А.Г. Мордковича, Н.П. Николаева для изучения курса алгебры с повышенным уровнем математической подготовки.
ЛИЦЕЙ
В 8-9-х классах организовано преподавание предметов естественно-научного и (или) технического профилей по программам углубленного изучения.
Обучение лицеистов 8-9 х классов основано на начальных принципах технологии индивидуальных учебных планов и классно-групповой системы обучения. Восьмиклассники углубленно изучают информатику, математику, технологию. Уроки технологии проводятся с использованием материально-технической базы ГОУ НПО ПУ №23. Девятиклассники углубленно изучают информатику, математику, обществознание.
В 9 классах за счет компонента образовательного учреждения введены предпрофильные курсы.
10-11 классы – профильные. Учебный план информационно – технологического профиля. Профильными общеобразовательными учебными предметами являются (по выбору группы учащихся) математика, информатика и ИКТ, физика.
Главным звеном в содержании образования, определяющим индивидуальность лицея, стала Модель непрерывного изучения информатики. Модель была представлена двумя взаимосвязанными и взаимно дополняющими друг друга системами.
Система непрерывного изучения информатики и ИК
В структуре курса были определены три этапа:
1 этап: пропедевтическое изучение информатики
2 этап: углубленное изучение информатики.На углубленное изучение информатики и ИКТ отводилось в 5-9 классах 442 учебных часа и 34 часа предпрофильной подготовки.
3 этап: углубленная (профильная) подготовка по информационно-технологическому направлению.На профильное изучение информатики и ИКТ в 10-11 классах отводилось 272 учебных часа и 68 часов элективов.
На первой и второй ступени образования при сохранении ядра общего образования и реализации модели системы непрерывного образования были усилены две содержательные линии образования:
Естественно-научная линия: представлена учебными предметами (содержание которых расширено) математика, алгебра, геометрия, химия, физика и новыми учебными курсами «Искусственный интеллект», «Абсолютная величина», «Азбука астрономии».
Духовно-нравственная линия: представлена учебными курсами «Начала этики», «Основы православной культуры», «Практическое право».
Структура курса информатики в лицее
I этап
пропедевтика
4 классы 3 классы
II этап
углубленное изучение
информатики 7 класс (3ч)
() 6 класс (2ч) 5 класс (2ч)
Предпрофильные курсы (поддержка профиля)
Азбука астрономии
Абсолютная величина
Информационная экономика
Искусственный интеллект Информатика и ИКТ
8 класс (3ч)
Информатика и ИКТ 9 класс (3ч)
III этап
профильное обучение 9 класс
10 класс (4ч)
11 класс (4ч) Элективные курсы
(поддержка профиля)
Функции, их свойства и графики (10 – 11 классы)
Компьютерная графика
Технология создания сайтов
II. Система непрерывного дополнительного образования по информатике и ИКТ
1 этап – дошкольный: кружок «Информашка» для воспитанников старшей группы детского сада; предмет «Занимательная информатика» в рамках дополнительной образовательной программы «Адаптация детей к школе»;
2 этап – пропедевтический: кружки «Мир информатики», «Я-исследователь», «Мир профессий» для учащихся начальной школы;
3 этап – лицейский: дополнительные образовательные услуги по программам «Мир информатики», «Я познаю мир»;
4 этап – внелицейский: дополнительная образовательная программа для обучающихся в рамках воскресной школы «Юный информатик» на базе факультета информатики и менеджмента ФГБОУ ВПО «ТГПИ имени А.П. Чехова»; «ИКТ-подготовка родителей». В лицее реализуется идея дополнительного образования. Дополнительное образование рассматривается как средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для углубленного и расширенного изучения дополнительных образовательных программ в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения обучения. Лицей имеет лицензию на право ведения дополнительной образовательной деятельности по 15 программам.
Дополнительные образовательные услуги
Виды
дополнительных образовательных услуг
| Направления развития
| Дополнительная образовательная программа «Адаптация детей к школе»
| Расширение круга представлений об окружающем мире, формирование у дошкольников логического мышления в единстве с речью, творческого воображения, обогащение речи, привитие интереса к обучению, развитие мелкой моторики кисти руки, воспитание честности, трудолюбия, уважения к старшим.
| Дополнительная образовательная программа «Алгебра плюс»
| Развитие логического мышления, природных способностей к точным дисциплинам, расширение кругозора обучающихся.
| Дополнительная образовательная программа «Русский плюс»
| Развитие креативных способностей обучающихся, применение полученных знаний на практике.
| Дополнительная образовательная программа «Иностранный плюс»
| Развитие иноязычной разговорной речи, коммуникабельности обучающихся.
| Дополнительная образовательная программа «Мир информатики»
| Развитие сенсорных, конструктивных, художественно-графических способностей обучающихся.
| Дополнительная образовательная программа «Химия вокруг нас»
| Развитие исследовательских навыков обучающихся.
| Дополнительная образовательная программа «Я познаю мир»
| Формирование исследовательских умений по приобретению знаний обучающихся.
| Кружок «Мир фантазии»
| Развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей.
| Кружок «Первые шаги»
| Развитие творческих способностей, воображения, эмоционально-волевой сферы обучающихся средствами театрализованной деятельности.
| Кружок
«Задоринки»
| Воспитание уважения к традициям и музыкальной культуре Донского края, развитие актерского мастерства.
| Кружок «Любители природы»
| Воспитание доброты и любви к природе, эстетического отношения к ней.
| |