Нужна ли каллиграфия в современной школе?





Скачать 261.65 Kb.
НазваниеНужна ли каллиграфия в современной школе?
страница1/2
Дата публикации07.07.2014
Размер261.65 Kb.
ТипВопрос
100-bal.ru > Информатика > Вопрос
  1   2



НУЖНА ЛИ КАЛЛИГРАФИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ?

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Секция: Социально-значимые проекты
Автор работы:

Красникова Дарья,

ученица 5 класса

НОУ средней общеобразовательной школы «Росинка» Западного округа города Москвы

Руководитель:

Мухина Валентина Викторовна,

учитель-дефектолог

МОСКВА

2012-2013

Аннотация
С каждым днем становится все больше детей и взрослых, у которых далеко не каллиграфический почерк. Нужна ли каллиграфия в современной школе? На этот вопрос мы и попытались найти ответ в нашей работе.

Оглавление



Введение

3

Глава 1. Каллиграфия забытая и возрожденная

5

    1. История каллиграфия

5

    1. Каллиграфия. Развитие искусства красивого письма

6

    1. Здоровье на кончике пера

9

Выводы

12

Глава 2. Исследование отношения учащихся и педагогов к необходимости введения каллиграфии в школе

13

2.1.Организация и методы исследования

13

2.2.Анализ результатов исследования

15

2.3.Описание продукта исследования

18

Выводы

19

Заключение

20

Список источников информации

22

Приложения

23

Приложение 1. Содержание анкеты

23

Приложение 2. Вопросы к интервью

25

Приложение 3.Презентация к мастер-классу «Все интересное о каллиграфии»

26

Введение

Наша работа посвящена каллиграфии. Каллиграфия – это искусство писать четким, красивым почерком. Заглядывая в тетради учеников, мы с каждым днем все больше и больше убеждается в том, что у большинства из них, как и у большинства из нас, далеко не каллиграфический почерк. Что случилось с почерком? Почему так много ошибок? Почему обучение письму вызывает наибольшие трудности в начальной школе? Эти вопросы все больше и больше волнуют учителей и родителей. Количество детей с трудностями обучения письму и нарушениями письма, действительно, увеличивается с каждым годом.

Редко можно встретить четкое, красивое, разборчивое письмо. Кто-то говорит о том, что каллиграфический почерк – свидетельство ограниченности пишущего, кто-то – что красивый почерк сегодня никому не нужен, нечего стараться его вырабатывать. Доля правды есть во всех абсолютно суждениях по поводу почерков, но… Учеными была доказана сила воздействия каллиграфии на тонкие мозговые процессы. Не исключено, что в скором будущем каллиграфия станет одним из инструментов восстановления здоровья. Поэтому не зря это искусство снова начинает свое возрождение. Мы живем в эпоху научно-технического прогресса и бурного потока информации, поэтому современному человеку приходится много заниматься образованием и самообразованием.

Учебное исследование реализуется в предметных рамках искусства, психологии и письменной деятельности.

Работа может быть квалифицирована как исследовательская по виду основной деятельности, внутришкольная по характеру контактов, долгосрочная по продолжительности.

Объектом исследования является почерк.

Предметом исследования являются каллиграфические навыки.

Гипотеза исследования заключается в следующем предположении: Каллиграфия – это искусство, не потерявшее своей значимости в современной школе.

На основании выше изложенного мы ставим в работе следующую цель: обосновать необходимость владения каллиграфическими навыками в современной школе.

Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

  • изучить и проанализировать источники информации по теме исследования;

  • исследовать появление каллиграфии и её влияние на здоровье школьников;

  • выявить условия, влияющие на становление почерка;

  • разработать анкеты для учащихся и вопросы для интервьюирования учителей,

  • создать буклеты с предложениями и практическими рекомендациями

В исследовании были использованы следующие методы:

  • анализ и синтез источников информации по теме исследования;

  • анализ почерка учащихся 4-9 классов и учителей;

  • анкетирование учащихся 4-9 классов и учителей;

  • анализ и обработка результатов анкетирования;

  • интервьюирование учителей;

  • описательный анализ результатов интервьюирования;

  • метод мысленного моделирования при подготовке и проведении классного часа «Все интересное о каллиграфии»;

  • мысленное моделирование при создании буклетов с предложениями и практическими рекомендациями по улучшению почерка.

Глава 1. Каллиграфия забытая и возрожденная

    1. История каллиграфии



Каллиграфия (греч. – красивый почерк, от κάλλος – красота и γράφω – писать), искусство красивого и чёткого письма. История каллиграфии связана как с историей шрифта и орудий письма (тростниковое перо – калам в древнем мире, у народов Востока; птичье перо в Европе до 19 в.; кисть в дальневосточных странах).

Д
Рис. 1 The name of Allah.
о изобретения книгопечатания каллиграфия была основным способом графического оформления. Каллиграфия не только преследует цели удобства чтения, но и сообщает письму эмоционально-образную графическую выразительность. Стилистика каллиграфии тяготеет либо к ясности очертаний, возможности чтения на расстоянии, либо к экспрессивному скорописному курсиву, либо к декоративной узорности. В дальневосточных странах рукописная книга ценилась очень высоко, как искусство сообщить графическому знаку эмоционально-символическое значение, передать в нём как сущность слова, так и мысль, и чувство каллиграфа, чёткого и гармоничного по пропорциям; в средние века каллиграфия, очагами которой были монастырские скиптории1, эволюционировала от классической правильности каролингских образцов к декоративности и излому готического письма.

    1. Каллиграфия. Развитие искусства красивого письма



Многие из нас, рассматривая написанный нами текст, убеждались в том, насколько он несовершенен. Почерк фактически сводится к искусству чистописания – манере письма, характеру начертания букв в письме.

Каллиграфия развивалась как искусство в течение многих веков частично потому, что необходимо было переписывать официальные документы, и частично потому, что до изобретения книгопечатания не существовало другого способа записи и передачи информации.

Термин "каллиграфия" происходит от греческих слов hallos – красота и graphos – письмо. В Китае и Японии ремесло каллиграфии много старше, чем на Западе, и оно достигло статуса одного из видов изящных искусств, равного живописи и поэзии.

Не обязательно быть художником, чтобы заниматься каллиграфией. Некоторая художественная склонность не повредит, но она ни в коей мере не является определяющей. Гораздо важнее иметь некоторое представление о словах, составляющих язык, и о формах письма. Не принимайте близко к сердцу, если ваши первые попытки обманут ваши ожидания. Вы получите огромное удовольствие и испытаете большую радость, изобразив простейший буквенный завиток. То, что вам безусловно понадобится – это умение сосредоточиться и большое терпение.

Формы письма существовали задолго до того, как греки приспособили для собственных целей финикийский алфавит. У них было два стиля написания букв. Надписи на памятниках составляли украшенные орнаментом буквы, а в сохранившихся документах тех дней мы находим обычный алфавит.

Римляне усовершенствовали греческий алфавит в целях соответствия его своему языку и создания определенного стиля для документов и рукописей по всей империи. С возникновением христианства ощущалась потребность в письменных источниках, так что в течение нескольких сотен лет происходило развитие различных стилей и форм письма.

В V веке книги на латинском языке писались преимущественно унциальным шрифтом. Это стиль письма прописными (заглавными) буквами. Буквы при этом имеют закругленные очертания и не соединяются друг с другом. Из этого шрифта развились современные заглавные буквы. В период с V по VIII век унциальный шрифт стал общепринятым в церковном обиходе, в Англии и Ирландии этим шрифтом, именуемым островным шрифтом, были написаны такие шедевры, как Ландсфарнское Евангелие и "Книга Кельтов". Отдельные шрифты, восходящие к унциальному, возникли в других частях Европы.

Главной причиной развития такого характерного шрифта, как унциальный, явился переход к написанию документов на веленевой бумаге вместо папируса. Листы, написанные на велене, можно было складывать в форме книги. Веленевая бумага легко сгибалась, не в пример папирусу, который при складывании трескался.

В VIII веке по указанию императора Карла Великого был создан стандартный книжный шрифт, используемый во всех официальных документах. Выросший на основе ряда предшествующих письменных форм, этот новый шрифт получил название каролингского минускула. Именно возникновение каролингского письма явилось началом использования заглавных букв совместно с маленькими строчными буквами.

В добавление к широкому использованию этого нового шрифта развивались и другие стили. Для рукописей, в которых в минимальный объем нужно было вместить как можно больше текста, подходил убористый готический шрифт. Он был популярен в Северной Европе, но писцы в Южной Европе его недолюбливали, считая достоянием варваров.

В Италии была тенденция к созданию более удобной для скорописи манеры письма - такой, которая казалась более соответствующей веку науки и духу учености. Возник угловатый белый тип письма, в основе которого остались каролингские минускулы. Он известен как курсив.

К началу XVI века большую часть того, что ранее переписывалось от руки, стали печатать. Печать заменила тяжелый кропотливый труд, и объем работы у переписчиков книг резко сократился, но полностью вчерашним днем не стал. Многие из существовавших систем письма были пересмотрены, усовершенствованы и превратились в ту или иную гарнитуру печатного шрифта.

К счастью, введение печати в повседневный обиход не привело к исчезновению каллиграфии. Одним из последствий появления печатного текста было изобретение переписчиками книг более красивых стилей письма для привлечения клиентов. Это прежде всего было характерно для Италии, где развивался витиеватый художественный стиль письма. Этим стилем в течение последующих двух сотен лет писались в Европе официальные бумаги, и ему учили в школах и высших учебных заведениях. Эту манеру письма стали считать каллиграфическим почерком.

К концу XIX века подавляющее большинство текстов и информации в целом выходило из-под печатного станка. Но в то же время наблюдалось возрождение "утерянного" искусства каллиграфии.

Уильям Моррис (1834-1896) не считал нужным тратить время на то, чтобы совершенствовать механизацию печатного дела, он был активным членом ряда союзов художников и мастеров в Британии и участвовал в движении, которое ратовало за возврат к нормам, существовавшим до эпохи Возрождения.

Одним из деятелей этого движения был Эдвард Джонстон (1872-1944). Джонстон стал отцом современной каллиграфии. Результатом его работы по изучению традиционной каллиграфии было заложение начала современной каллиграфии. Он создал "основной шрифт", в основе которого – унциальная форма письма, относящаяся к X веку. Значение работ Джонстона и влияние их на его последователей были настолько велики, что мы полностью обязаны ему возрождением интереса к каллиграфии в наше время. Подлинное изучение письма представляет собой увлекательное занятие. Мы воспринимаем ныне печатное слово, не представляя того увлекательного пути, который пройден каждой наипростейшей по форме буквой алфавита. Фактическое развитие каждого раздела каллиграфии дает нам возможность заглянуть в искусство, которое существует много веков.
1.3. Здоровье на кончике пера

Недавние исследования Британской ассоциации хирургов, связанные с оценкой здоровья современных школьников в Англии, констатировали неутешительные результаты. Ребенок сегодня подвержен риску болей в спине и суставах больше, чем когда бы то ни было, а каждый третий обследуемый пациент испытывает боли в спине с самого детства. По данным одной из лучших английских школ, из 222 детей, которые идут в 1-й класс, нормальная осанка и здоровый позвоночник через год остаются только у пяти детей.

Сам собой напрашивается вопрос: если к таким выводам приходят на основании исследований в лучших западных образовательных учреждениях, что же происходит со здоровьем детей в российских школах за время учебного процесса? Учитывая сегодняшнюю тенденцию в области образования и сфере интересов самих родителей – начинать обучение детей как можно раньше, не с семи лет, а с шести или даже пяти, нетрудно предположить, в каком состоянии они приходят еще только в 1-й класс. Для полноты картины можно вспомнить о мебели, использующейся в процессе обучения и часто не предусматривающей профилактику таких заболеваний, как сутулость и сколиоз. Не забыть про объём предметов, кружков и секций, которыми стараются нагрузить своих чад заботливые мамы и папы. Учесть то количество времени, что современный ребенок проводит перед экранами телевизоров и компьютеров. В конце концов, просто взвесить школьные портфели. И задуматься, что будет с этими детьми через некоторое время.

По статистике, уже 90% детей идут в 1-й класс с проблемами позвоночника и 20% – с психическими нарушениями. А ведь истина о том, что позвоночник человека – его основа, известна на протяжении многих тысячелетий. Древние китайские мудрецы называли его магистральным путем жизненной энергии, на котором держится весь организм. Причем не только физика, но и психика. Конечно, в современном мире невозможно обойтись без серьёзной подготовительной базы и качественного образования. Но изменить подход к образованию вполне возможно. Наряду с развитием и применением новых методик усвоения знаний, таких, например, как игровые формы обучения, имеет смысл обратиться и к истории. К опыту наших предков, многие из которых, кстати, обладали более глубокими знаниями, чем современные поколения, и гораздо больше времени проводили за партой, притом имели идеальную осанку и здоровый позвоночник. Каллиграфия имеет к этому самое непосредственное отношение.

К тому же данный вид искусства оказывает серьёзное влияние не только на позвоночник, но и на психофизическое здоровье человека в целом. Для сравнения: в современной российской школе на такой предмет, как правописание, выделяется один час в неделю, а во времена Императорского Царскосельского лицея Александр Сергеевич Пушкин занимался каллиграфией 18 часов в неделю. Известный врач, педагог-новатор, руководитель научно-внедренческой лаборатории, доктор наук Владимир Филиппович Базарный многие годы исследует влияние на психическое и физическое здоровье детей безотрывного письма шариковой ручкой, сравнивая его с импульсно-нажимным письмом перьевой ручкой. По его мнению, между этими двумя способами имеется коренное отличие в так называемых основах психомоторной механики. В частности, в процессе письма перьевой ручкой ребенок постепенно вырабатывает моторный автоматизм, сообразный природе его эндогенных биоритмов: чередования усилий (нажимов) и расслаблений (отрывов). При письме же шариковой ручкой, то есть при безотрывном письме, усилию придан режим постоянной мышечной напряженности, угнетающий и разрушающий ритмическую основу в организации непроизвольной моторики.

К
Рис.2. Юань Пу

итайские же специалисты раскрывают эту тему в еще более неожиданном ракурсе. В своей статье «Каллиграфия и здоровье» доцент Пекинского института графической коммуникации Юань Пу2 рассказывает о влиянии каллиграфии на мозговую активность в целом и даже на продолжительность жизни. Считается, что из всех видов произвольных действий акт письма – наиболее сложный и трудоемкий. Положение пальцев, ладони и запястья для правильного обхвата пера, правильное положение запястья и руки в воздухе при письме, движения пером, – все это не только тренирует мышцы рук и нервы, но и затрагивает все части тела: пальцы, плечи, спину и ноги. Каллиграфические упражнения по своей сути напоминают гимнастику цигун, которая «изменяет телосложение, двигает суставы». Этот процесс влияет на психическое и физическое здоровье, развивает тончайшие мышцы рук, стимулирует работу мозга и воображение.

Процесс письма также восстанавливает дыхание. Каллиграфия заставляет правую мозговую долю чувствовать правильность линий, структуру симметрии, ритм и темп, развивает внимательность, наблюдательность и воображение. Юань Пу пришел к выводу, что студенты, которые изучают каллиграфию, гораздо быстрее остальных воспринимают и запоминают информацию. А то, что каллиграфия продлевает жизнь, – научно доказанный факт. Современный каллиграф Су Цзусиань прожил 110 лет, Дон Шупин жил до 94 лет. Создатель шрифта Ци Гун, современный каллиграф, бывший член Китайской ассоциации каллиграфов, прожил 95 лет.

Другой китайский специалист, профессор Генри Као, делает ещё более смелые выводы на основе проведенных исследований: практически нет таких болезней, которые нельзя было бы вылечить каллиграфией. Результаты показывают, что пациент, практикующий занятия каллиграфическим письмом, испытывает расслабление и эмоциональное спокойствие, выражающиеся в равномерном дыхании, замедлении пульса, снижении кровяного давления и уменьшении мускульного напряжения. Улучшаются ответная реакция, способность к дифференциации и определению фигур, а также способность к ориентации в пространстве. Практические и клинические исследования показали положительное влияние лечения каллиграфическим письмом при поведенческих расстройствах пациентов, страдающих аутизмом, синдромом нарушенного внимания, дефицита внимания и гиперактивностью. Более того, развивалась способность к логическому мышлению, рассуждению у детей с небольшой умственной отсталостью; также укреплялась память, улучшались концентрация, ориентация в пространстве и координация движений у пациентов с болезнью Альцгеймера. В то же время методика была успешно применена к больным с психосоматическими расстройствами при гипертонии, диабете и таких психических заболеваниях, как шизофрения, депрессия и неврозы: у них улучшался эмоциональный фон.

В лаборатории нейропсихофизиологии Санкт-Петербургского научно-исследовательского института им. В.Бехтерева, руководимой профессором Валерием Борисовичем Слезиным, проводятся исследования воздействия каллиграфии на тонкие мозговые процессы. Не исключено, что в скором будущем каллиграфия станет одним из инструментов восстановления здоровья у тех, кто перенес инсульт или страдает иными неврологическими заболеваниями. Поэтому не зря это искусство снова начинает свое возрождение.

Выводы

К сожалению, в нашей стране и сегодня в сознании большинства людей каллиграфия остаётся пока лишь частью исторического прошлого. Как и многие другие традиции, она оказалась неоправданно забытой. Тем не менее, находятся люди, которые не дают ей умереть окончательно и пытаются возродить каллиграфию: в первую очередь – как вид искусства, а во вторую – как необходимую основу образования, причем важную не только для детей, но и для взрослых. Стоить отметить, что этим людям удалось совершить серьёзный прорыв. Некоторые люди открывают школы каллиграфии, другие проводят выставки. В дальневосточных странах каллиграфия очень актуальна и сейчас. Многие китайские ученые возрождают каллиграфию в других странах. Также доказано что каллиграфия может вылечить болезнь и положительно повлиять на развитие мозга.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Нужна ли каллиграфия в современной школе? iconЗачем нужна литература в школе?
Что такое культура, зачем она нужна? (2)Что такое культура как система ценностей? (З)Какова цель того широкого гуманитарного образования,...
Нужна ли каллиграфия в современной школе? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Урок технологии в современной школе» и в целях реализации Национальной образовательной стратегии «Наша новая школа» в октябре-декабре...
Нужна ли каллиграфия в современной школе? iconЗачем нужна биология в школе?
Традиционные представления о целях обучения биологии в школе зафиксированы, прежде всего, в перечнях знаний, умений и навыков, соотнесенных...
Нужна ли каллиграфия в современной школе? iconЛитература 54-56
Серии «Новое в преподавании в школе», «Творческая мастерская учителя», «Урок в современной школе» и др. 27
Нужна ли каллиграфия в современной школе? iconО проведении VIII районного методического фестиваля «Уроки физики...
Чувашской Республики в целях распространения передового педагогического опыта в преподавании физики и математики в районе. Для выявления...
Нужна ли каллиграфия в современной школе? iconУроки математики, физики и информатики в современной школе
Районный методический фестиваль "Уроки математики, физики и информатики в современной школе" является массовой формой повышения квалификации...
Нужна ли каллиграфия в современной школе? iconМетодическая разработка по теме: «Использование задач с практическим...
Для овладения и управления современной техникой и технологией нужна серьезная общеобразовательная подготовка, включающая в качестве...
Нужна ли каллиграфия в современной школе? iconСтатья о неделе без тv, проводимой ежегодно в Америке в апреле; результаты...
ТV, проводимой ежегодно в Америке в апреле; результаты анкетирования по школе “Нужна ли в России неделя без tv; мнения педагогов,...
Нужна ли каллиграфия в современной школе? iconЛогические минутки на уроках информатики в начальной школе
Ставя перед начальным школьным образованием задачу развития умственных способностей ребёнка, не следует забывать о проблеме перегрузки...
Нужна ли каллиграфия в современной школе? iconТретий открытый профессиональный конкурс педагогов «Мультимедиа урок...
К и технической поддержке Сервиса Интернет хостинга LetItBit net проводит Третий открытый профессиональный конкурс педагогов «мультимедиа...
Нужна ли каллиграфия в современной школе? iconПояснительная записка Актуальность данного курса объясняется отсутствием...
Актуальность данного курса объясняется отсутствием внимания, уделяемого проблемам наградной системы России в современной школе, возможностью...
Нужна ли каллиграфия в современной школе? iconМ. А. Булгакова в современной школе. Автор работы рассматривает проблему...
Учебно-методический комплекс «Управление маркетингом» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Нужна ли каллиграфия в современной школе? iconДеятельности учителя
Обучение в школе, строго ограниченное рамками определенного объема знаний, — это устаревшая концепция в наш век информации, где общий...
Нужна ли каллиграфия в современной школе? iconОтчет Презентация школы «Тиккурила». Выступление на тему «Новые технологии...
Презентация школы «Тиккурила». Выступление на тему «Новые технологии в современной финской школе»
Нужна ли каллиграфия в современной школе? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развитие и формирование важнейших личностных образований детей в современной школе происходит на основе деятельности. В школе основной...
Нужна ли каллиграфия в современной школе? iconКаллиграфия
С первых дней поступления ученика в школу его начинают обучать тем первоначальным навыкам чтения и письма, без которых дальнейшее...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск