Скачать 235.06 Kb.
|
Как помочь ребенку учиться
Как справиться с осложнениями, возникшими в школе
Дети учатся жить у жизни
Памятка для родителей «Что не надо делать»
Когда малыши и подростки прилипают к мониторам компьютеров, родители оказываются на перепутье: поощрять или пресекать это увлечение? Сегодня компьютер в доме - не просто дань моде, и совсем скоро он станет для наших детей таким же привычным, как для нас - телевизор. С одной стороны, мы понимаем, что надежное профессиональное будущее ребенка невозможно без освоения этого чуда техники, а с другой - у нас возникает закономерный вопрос: "Что ребенок приобретает, а что теряет при общении с "умной машиной"?" Ведь для большинства из нас компьютерная тема - по-прежнему одна из самых неизведанных. Особенно наболевшей для многих родителей является тема компьютерных игр, и мнения на эту тему практически сходятся: "Компьютер - не игрушка, на нем надо учиться", "Почему детей увлекают только игры, у компьютера много других интересных и полезных операций!". Конечно, нам хочется, чтобы дети не теряли даром времени на электронных человечков, а овладевали основными операциями чудо - техники в учебных целях, но за благими намерениями мы порой забываем, что познавать различные программы ребенку сложно и неинтересно - это все равно что пытаться разобраться в непонятных документах родителей. Совсем другое дело игра: ребенок увлеченно погружается в фантастический, красочный, а главное, интересный ему мир, причем в зависимости от возраста интерес этот меняется. Малышей 4-5 лет больше всего привлекают уже известные им герои мультфильмов (Уолт Дисней, кукла Барби, отечественные мультики) - знакомые персонажи в новых условиях и формах существования. Детям 5-10 лет, наоборот, интересно все новое, неизведанное, то, что обретает форму, начиная жить на экране благодаря движению "мыши". 10-12-летние дети больше склонны анализировать ситуацию в игре, их увлекает сам механизм. И, как правило, только к 12-14 годам у подростков просыпается интерес к освоению новых операций, еще пока неизведанных компьютерных программ. Но значит ли это, что до подросткового возраста ребенок должен довольствоваться лишь играми с мультяшными героями и электронными боевиками? Вовсе нет, ведь сегодняшний ассортимент игр предоставляет детям немалый выбор не только развлекательных, но и обучающих игр. Надо только постараться помочь им разобраться в мире электронных игр (даже если вы не владеете компьютерной грамотой, достаточно прочитать аннотацию дискеты, просмотреть прилагаемый вкладыш), направлять их интерес, помогать выбрать интересную и содержательную дискету. При этом старайтесь учитывать индивидуальные особенности личности: одному ребенку интересно изменять изображение, другого увлекает отстраненное наблюдение за происходящим на экране, третьего - сам процесс считывания информации. И, возможно, однажды ваш ребенок увлечется через игру чем-то всерьез, как это произошло с моим сыном. Как-то, вернувшись с дня рождения друга, мой шестилетка заявил: "Знаешь, мам, я решил: буду учиться играть на флейте". Я стала расспрашивать его, что послужило причиной столь решительного заявления, и оказалось... компьютерная игра. Дело в том, что на празднике родители друга предложили детям поиграть в музыкально-познавательную игру: посмотреть на компьютере, как выглядят различные музыкальные инструменты, как они звучат в сольном исполнении и с оркестром, а потом каждый из детей, не глядя в монитор, должен был узнать, какой инструмент звучит. Больше всех моего сына поразил звук флейты, и вот уже второй год он с удовольствием ходит в музыкальную школу по классу "флейта". Но, даже если компьютерные игры не помогут вашему ребенку увлечься каким-нибудь более творческим и интеллектуальным занятием, у детской "компьютеризации" много своих положительных сторон. • Ребенок самостоятельно проделывает очередной шаг на пути познания, и для него это принципиально важно: он справляется с некоторыми трудностями так, как взрослые, а порой быстрее и качественнее нас. • Ребенок свободен в своем выборе, что важно для воспитания не только самостоятельности, но и уверенности в себе, потому что даже в случае неудачи он может сам все исправить или переделать заново. • Компьютер заставляет думать "здесь и сейчас", как бы провоцируя немедленный результат его размышлений (в отличие от фильма, где выводы и оценка приходят потом как анализ увиденного). Возможно, ваш ребенок увлечется через игру чем-то всерьез. • В компьютере можно "все сохранить": нарисованный самолет, построенный замок, незаконченный футбольный матч или автогонки. И, если случаются разочарования (когда не слушается упрямая "мышь" или при неосторожном нажатии кнопки вдруг исчезает изображение), почти волшебная быстрота восстановления потерянного удивляет и вдохновляет ребенка на новые компьютерные "подвиги ". • Компьютер весьма эффективно помогает детям познавать новые технологии и не теряться перед неизвестным. • Занятия на компьютере развивают наблюдательность, учат концентрировать внимание, вырабатывают усидчивость. • Многие компьютерные игры учат детей ориентироваться в пространстве, развивая абстрактное мышление, необходимое для математических упражнений. • В компьютерных играх участник должен уметь контролировать происходящее сразу в двух измерениях: виртуальном и реальном, а это прекрасный опыт познания условий современной окружающей жизни, к которой ребенок должен быть готов "во всеоружии ", • Благодаря сети Интернет ребенок (а особенно подросток) может увеличить круг общения со сверстниками за рубежом, а также оперативно найти любую информацию. • Компьютер предоставляет ребенку практически уникальную возможность совместить различные виды деятельности: он может одновременно играть, рисовать, смотреть и слушать сказку. Остается только решить - чем заняться в данный момент. • Компьютер помогает застенчивым и замкнутым детям освободиться от боязни "чистого" листа, постепенно снимая напряжение и восстанавливая уверенность в своих знаниях и умениях. Психологи считают, что наиболее интересен и полезен компьютер с 6 до 15 лет, но при этом следует все время следить за тем, чтобы ребенок не замыкался только на общении с умной машиной. Односторонний одиночный контакт лишает ребенка живого общения, поэтому дети, замкнувшиеся на виртуальной реальности, очень часто страдают, сталкиваясь с окружающей их реальной жизнью: они теряют способность нормально общаться, находить общий язык с детьми, им неинтересны их "глупые" игры. И чем старше ребенок, тем сложнее учить его естественным навыкам общения... Десятилетний Тимоша, сын моей подруги, не просто любит заниматься с компьютером, для него это чуть ли не единственный источник постоянного интереса. Он даже читать научился по компьютерным клавишам, чем мама несказанно гордилась. Родители были просто в восторге от того, что у них такой домашний и развитой сын. До недавнего времени. Чтобы отметить день рождения мальчика, родители предложили ему собрать дома друзей: "Устроим настоящий праздник с хлопушками, свечами, шарами и шоколадным тортом", - радовалась Тимошина мама, а в ответ услышала: "Мам, да я не знаю, кого приглашать, и вообще мне с ними не о чем говорить. Позови сама кого хочешь". Татьяна встревожилась не на шутку. Побежала в школу, забила тревогу и там. А от педагогов слышала единодушное мнение: мальчик замкнут, высокомерен в отношениях с одноклассниками, неприветлив и, главное, равнодушен ко всему, что не связано с его любимым компьютером. День рождения, обещавший быть праздником, обернулся для семьи грустным уроком одиночество сына как последствие "недозированного" компьютерного общения. Родителям стоит все время помнить, что живое общение в играх со сверстниками, обсуждение прочитанного или увиденного и даже банальная "беготня" во дворе - это самый надежный источник внутреннего равновесия, особенно когда речь идет о малышах до 5 лет. Врачи не рекомендуют находиться детям за компьютером дольше 50 минут без перерыва - иначе может испортиться зрение. Лучше, если умственная работа будет чередоваться с активным отдыхом: подвижными играми или занятиями спортом. Такая смена деятельности не просто полезна для детского организма, но и способствует более продуктивному занятию с компьютером. Через 20-25 минут занятия можно продолжить. Но в среднем в течение дня сидеть у монитора желательно не больше полутора часов. И старайтесь, чтобы ребенок не играл перед сном, поскольку даже после окончания игры увиденные образы еще какое-то время "живут" в воображении ребенка. Для детей до 6 лет компьютер не должен являться предметом первой необходимости: они еще очень нуждаются в конкретных ограничениях, компьютер же предоставляет им неограниченные возможности. Виртуальная вседозволенность влияет на неустойчивую психику малыша. Если вы сами не владеете компьютером, не спешите делать столь дорогостоящую покупку: подождите, пока ребенок достаточно хорошо ознакомится с чудо - техникой в школе, у друзей, и только потом решайтесь на этот шаг. Приобщая ребенка к технике, следите за его реакцией. Если он не горит особым желанием, ни в коем случае не заставляйте его: при принудительном знакомстве с компьютером у ребенка может выработаться страх перед дискетой и серым ящиком, значение и назначение которых ребенок еще не смог постичь. Антисоветы родителям: «Как без посторонней помощи просто и эффективно испортить жизнь себе и подростку». Даже при краткосрочном, но последовательном применении этих методов, мы гарантируем вам полноценные, развёрнутые, красочные проявления подросткового кризиса, настоящие, стопроцентные конфликты и скандалы с шумом, криками и раньше сказали бы – битьем посуды, а теперь из-за экономических трудностей - швырянием газет и разрывание их на мелкие части. И многое другое… Антисоветы:
Тридцать обещаний себе и ребёнку
Детское воровство “Моя 5-летняя дочь принесла из детского сада чужого резинового зайчика. Мне очень стыдно, что у меня дочь воровка. И откуда это берётся у таких маленьких детей?” “Я с ужасом обнаружила, что мой 6-летний сын без разрешения берёт деньги у меня из кошелька. Как мне его наказать, чтобы это больше не повторялось?” (из разговоров родителей). 4-6 лет – возраст формирования нравственных привычек, но это ещё не значит, что они уже закрепились. Как правило, дети уже в состоянии различать “моё” и “не моё”, имеют понятие о личном пространстве, личной собственности. Но, с другой стороны, ребёнку часто бывает трудно обуздать импульсивность своих желаний, что и приводит к таким не всегда приятным поступкам. Прежде чем давать оценку действиям ребёнка, постарайтесь разобраться, что же происходит на самом деле. Не копирует ли ребёнок взрослых, которые не всегда различают своё и чужое. Повнимательнее отнеситесь к своему поведению, а также поведению бабушек и других взрослых, например, родителей друзей вашего ребёнка. Может быть, там принято приносить какие-то полезные в домашнем хозяйстве вещи с работы и всем рассказывать об этом. Если ребёнок принёс домой чужую игрушку, выясните, возможно, он просто поменял её на свою, такие обмены распространены среди детей, и если это делается по взаимной договорённости, то нет ничего предосудительного. Имейте также в виду, что для детей не очень важна денежная стоимость игрушки. Если принесли игрушку из общего фонда детской игровой комнаты, возможно, что таким образом ребёнок реализует свою давнюю мечту. Игрушку следует, конечно, вернуть, но при этом задумайтесь: может быть, вы не достаточно внимательны к потребностям ребёнка. Лучше всё-таки не допускать ситуаций, когда устойчивое и длительное желание ребёнка остаётся неудовлетворённым, вызывая излишнее напряжение и нервозность. Используя удобный повод (день рождения, какой-либо успех ребёнка), постарайтесь подарить ему то, о чём он страстно мечтал. Сложнее всего вариант, если принесённая игрушка принадлежит кому-то из детей. Постарайтесь понять нюансы отношений между вашим ребёнком и хозяином игрушки. Что стоит за этим поступком – желание привлечь к себе внимание и подружиться или, наоборот, пренебрежение к другому ребёнку, который, возможно, занимает позицию отверженного в группе. Важно, как вы обнаружили присутствие другой вещи – случайно увидели её среди спрятанных предметов или ребёнок рассказал сам, что произошло. Обратите внимание, как он сам относится к своему поступку – обнаруживает ли чувство стыда, раскаяния или считает, что всё произошедшее – в порядке вещей. Если чувство вины отсутствует вообще, ваша оценка должна быть резкой и определённой: пусть ребёнок почувствует, что вам не нравится его поведение, что вы удивлены тем, как он мог поступить. Выразите уверенность в том, что он уже взрослый и знает, “что такое хорошо и что такое плохо”, но, конечно, это больше не повторится. Если ребёнок знает, что поступил неправильно, то разумнее, давая оценку, сосредоточиться не на том, чтобы вызвать у него чувство вины, а обрисовать картину переживаний того, кто лишился своей игрушки, и выработать стратегию возврата вещи без лишних унижений. Нередко бывает именно так, что страх признаться и невозможность вернуть всё на прежние позиции делает ребёнка малодушным, усугубляя его неправильное поведение. Не допускайте, чтобы вашего ребёнка судили публично, не обязательно и настаивать на демонстративных извинениях. Организуйте камерную встречу двух детей, лучше без взрослых, когда может состояться передача игрушки. Пусть ваш ребёнок предложит поиграть какой-либо из своих игрушек и даже взять её на некоторое время домой, если его товарищ захочет. Случаи, когда дети берут у родителей деньги, в младшем школьном возрасте являются нечастыми. Сразу же следует выяснить, для чего они понадобились вашему малышу. Один из неприятных вариантов – это вымогательство со стороны старших товарищей, например, по двору. Это следует жёстко пресекать сразу же, что является сугубо взрослой задачей. Ваш ребёнок не должен испытывать страха, давления, не должен попадать в положение жертвы. В этом случае не следует осуждать его слишком строго. Другой вариант – если ребёнок берёт деньги, чтобы купить на них подарки (жевательную резинку, роботов, другие “бесценные” вещи) своим товарищам. Как правило, это является попыткой повысить свой статус, укрепить положение среди друзей. Следует объяснить, что друзья, которых можно расположить подарком – это не самая надёжная компания. Попробуйте дать своему ребёнку другие способы повышения статуса – соберите его друзей у себя дома, поиграйте со всей компанией, при этом не забывая уважительно отзываться о своём ребёнке, показываясь, насколько вы с ним считаетесь. Если вы так и не поняли, для чего понадобились деньги ребёнку, выразите своё огорчение по поводу их отсутствия, расскажите ему, для чего они предназначались. Уместно рассказать, что денег хватает в семье не на всё, и вы тоже вынуждены ограничивать себя в некоторых вещах – например, хотелось бы купить новые туфли, сходить в театр, но, что делать, пока это придётся отложить. Если случаи, подобные рассмотренным, повторяются часто, сопровождаясь и другими странностями поведения ребёнка, стоит посоветоваться с психологом. Не всегда можно сразу понять психологические причины, приводящие к таким явлениям. Но каковы бы они не были, надо соблюдать несколько правил общения с детьми:
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ Поддерживайте ребенка в стремлении стать школьником. Ваша заинтересованность в его делах, серьезное отношение к его достижениям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения деятельности.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ С РЕБЕНКОМ-ПЕРВОКЛАССНИКОМ Первый класс — это серьезное испытание не только для ребенка, но и для всей семьи. От того, как пройдет первый школьный год, во многом зависят и все последующие. Именно сейчас ваш ребенок учится самостоятельности, ответственности, именно сейчас у него вырабатывается определенное отношение к самому понятию школа. А как часто бывает: все лето малыш жил ожиданием первого сентября, вы вместе выбирали ему ранец, покупали яркие тетрадки, ручки и карандаши. И вот долгожданный сентябрь... Проходит неделя, другая, и вы замечаете, что он уже идет в школу как на каторгу, что домашние задания делаются из-под палки, а каждое утро начинается с препинаний: «Не пойду! Не хочу! Не буду!» Только не надо сейчас с ним ссориться: все равно ни к чему хорошему это не приведет, только хуже будет. Если уж это произошло, скажите себе «Стоп!» и попробуйте вместе с малышом начать все сначала.
CЕКРЕТЫ УДАЧНОГО ДНЯ ПЕРВОКЛАССНИКА Пробуждение. Не нужно будить ребенка, он может испытывать чувство неприязни к матери, которая вечно тормошит его, стаскивая одеяло. Он заранее может вздрагивать, когда она входит в комнату. "Вставай, опоздаешь". Гораздо лучше научить его пользоваться будильником. Лучше купить будильник и, преподнося его, как - то обыграть ситуацию: "Этот будильник будет только твоим, он поможет тебе вовремя вставать и всегда успевать". Если ребенок встает с трудом, не нужно дразнить его "лежебокой", не вступать в спор по поводу "последних минуток". Можно решить вопрос по-другому: поставить стрелку на пять минут раньше: " Да, я понимаю, вставать сегодня почему-то не хочется. Полежи еще пять минут". Эти слова создают атмосферу теплоты и добра, в противоположность крикам. Можно включить погромче радио. Когда ребенка утром торопят, то часто он делает все еще медленнее. Это его естественная реакция, его мощное оружие в борьбе с распорядком, который его не устраивает. Не надо лишний раз торопить, лучше сказать точное время и указать, когда он должен закончить то, что делает: " Через 10 минут тебе надо выходить в школу". "Уже 7 часов, через 30 минут садимся за стол". Выход в школу. Если ребенок забыл положить в сумку учебник, завтрак, очки; лучше протянуть их молча, чем пускаться в напряженное рассуждение о его забывчивости и безответственности: "Вот твои очки" - лучше, чем "Неужели я доживу до того времени, когда ты научишься сам класть очки". Не ругать и не читать нотаций перед школой. На прощание лучше сказать: "Пусть все сегодня будет хорошо", чем "Смотри, веди себя хорошо, не балуйся". Ребенку приятнее услышать доверительную фразу: "Увидимся в два часа", чем "После школы нигде не шляйся, сразу домой". Возвращение из школы. Не задавать вопросы, на которые дети дают привычные ответы. - Как дела в школе? - Нормально. - А что сегодня делали? - А ничего. - Что получил? И т.д. Вспомните себя, как порой раздражал этот вопрос, особенно когда оценки не соответствовали ожиданию со стороны родителей ("им нужны мои оценки, а не я"). Понаблюдайте за ребенком, какие эмоции "написаны" у него на лице. ("День был трудный? Ты, наверное, еле дождался конца. Ты рад, что пришел домой?"). Пора спать. Дошкольников и младших школьников лучше укладывать спать самим родителям (мать и отец). Если перед сном доверительно поговорить с ним, внимательно выслушать, успокоить страхи, показать, что ты понимаешь ребенка, тогда он научится раскрывать душу и освободится от страхов, тревоги, спокойно заснет. Не надо вступать в спор, если ребенок сообщает, что забыл умыться и попить. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЯТИКЛАССНИКОВ
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕСЯТИКЛАССНИКОВ
|
Индивидуальный план самообразования на 2012 2015 г по теме: «Методика... Физическая культура в школе была и остается предметом, который дает возможность сохранять высокую физическую работоспособность школьника,... | Хирургическая тактика лечения больных с желчнокаменной болезнью и ее осложнениями | ||
Урок №2 Тема урока: «Музыка сша» Изучение нового материала. Знакомство с различными видами музыки, возникшими в США | Реферат по физике Тема: «Воздействие космического излучения на человека» Наша жизнь течет беспрестанно и неминуемо, и каждый из нас стремится идти в ногу со временем. Проблемы, проблемы, поиски решений,... | ||
Памятка «Психологическое сопровождение егэ» Как научиться психологически готовить себя к ответственному событию? Предлагаем некоторые рекомендации, которые позволяют успешно... | Проекта Лишь у части больных имеются соматические жалобы, обусловленные осложнениями (повреждения опорно-двигательного аппарата в результате... | ||
Текст выступления С=О, поэтому перед тем, как перейти к получению иминов, нам нужно изучить химические свойства карбонильных соединений. В ходе нашего... | Реферат в работе приведены результаты предоперационной подготовки Новые подходы к предоперационной подготовки и борьбе с послеоперационными осложнениями у больных с компрессионным синдромом, обусловленным... | ||
Рабочая программа Наименование дисциплины – «История» Цель изучения дисциплины «История» развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира,... | Материал к итоговой аттестационной работе по программе «открытия» совершали сами дети. Моей задачей было продумать тот момент, который бы перед ними поставил новую учебную задачу. А далее... | ||
Самостоятельная работа студентов по теории и методике обучения математике Соотношение между математикой как наукой и математикой как учебным предметом в современных условиях. Методическая система обучения... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сегодня вам будет предложено несколько заданий, которые помогут и мне и вам узнать, насколько хорошо мы разобрались с множественным... | ||
Шелковникова Ольга Андреевна учитель информатики высшей категории,... В начальной школе работаю с 2002 учебного года: в 1-4 классах информатика ведется в группе продленного дня (гпд) как дополнительный... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... А каждому учителю хочется как можно лучше научить своих учеников всем премудростям наук, не допустить появления учебных проблем.... | ||
Реферат Тема: Влияние радиации на живые организмы Но помимо этого людьми создана технология, которая с помощью радиации может лечить людей с такими заболеваниями как рак. Или рентгеновский... | Научить счастью «Как это возможно?»- спросят многие из вас. «Нельзя!... Научить счастью творческого труда в любой человеческой деятельности. Радость достижения результатов, радость этого процесса и радость... |