Скачать 110.22 Kb.
|
Веб-квест Глобальная информатизация общества будет одной из доминирующих тенденций цивилизации XXI века. Перед системой образования встает проблема подготовки подрастающего поколения к самостоятельному принятию решений и ответственному действию, к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, эффективному использованию ее возможностей и защиты от негативных воздействий. Обучение в школе должно обеспечить формирование у людей информационных компетенций, знаний и умений, способов информационной деятельности, которые потребуются им в новой информационной среде обитания. Основой для формирования информационной компетентности, развития навыков информационной деятельности является образовательная область «Информатика и информационные технологии». [1] Формирование навыков информационной деятельности – задача не только и даже не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения. Таких современных педагогических технологий в настоящее время достаточно много. Одна из них – метод проектов, получивший в последнее время широкое применение в школьном обучении. Существует несколько классификаций проектов. По доминирующей при работе над проектом деятельности выделяют: исследовательские, творческие, приключенческие (игровые), информационные, практико-ориентированные проекты. Наибольший интерес у учащихся вызывают приключенческие, или игровые, проекты. К таким проектам относятся образовательные веб-квесты, широко представленные в сети Интернет. Веб-квесты организованы средствами Web-технологий. Но ведь есть и другие информационные технологии. Если представить приключенческий проект, содержательно отвечающий требованиям, предъявляемым к квест-проектам, средствами других информационных технологий (среде текстового процессора Word, электронных таблиц Excel), мы получим новый вид проектов – квест-проект. Образовательные веб-квесты являются разновидностью квест-проектов, веб-квест – это квест-проект, представленный в среде WWW средствами Web-технологий. Квест-проект объединяет в себе идеи проектного метода и игровых технологий, в частности, квестов. Под квестом (от англ. quest - путешествие) понимают компьютерную игру, в которой игрок должен добиться какой-то конкретной цели (выполнить задание или собственно пройти "квест"), прибегая к помощи собственных знаний и опыта, а также общаясь с участниками квеста. Использование проектного метода делает учащегося самостоятельным, приспособленным к жизни, умеющим ориентироваться в разнообразных ситуациях, способствует развитию познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве; развитию критического мышления, навыков информационной деятельности. С использованием игровых технологий учитель получает действенный способ формирования мотивации учения, творческого осмысления материала, тщательного закрепления знаний. Игровые методы необходимы в рамках преподавания предметов, имеющих “практическую составляющую”, таких, например, как информатика. Включение в образовательный процесс по информатике компьютерных квест-проектов позволит:
Термин «квест-проект» в смысловом значении выступает не только как метод, этим термином обозначают еще и среду (файлы конкретных программ, веб-сайт,если речь идет о веб-квесте, содержащие интригу, цели, выбор героя, задания и т. д.), в которой действует учащийся. Квест-проекты могут быть использованы для кратковременной и долговременной работы. Кратковременный квест-проект преследует простые образовательные цели – расширение, углубление знаний и их интеграцию, они обычно рассчитаны на одно - три занятия и могут быть легко использованы на школьных уроках информатики. В долговременных квест-проектах образовательная цель другого уровня: учащиеся расширяют и преобразуют свои знания, получаемые из информационных источников, Интернет и реальной жизни. Они рассчитаны на длительный срок – может быть, на четверть или даже учебный год. Преимуществом квест-проектов является использование активных методов обучения. Квест проект может быть предназначен как для групповой, так и для индивидуальной работы. Содержательно квест-проект близок веб-квестам, поэтому при создании квест-проектов необходимо придерживаться рекомендаций, предложенных Ястребцевой Е. [6] для создания веб-квеста. К основным требованиям к образовательному квест-проекту, предназначенному для самостоятельной работы с ним учащегося, можно отнести следующие.
Сюжет, ролевая структура квест-проекта могут определить лишь то, насколько увлекательной и интересной будет квест-проект, но никак не содержание основных игровых конфликтов. Участники квест-проекта стакиваются в нем с чем-то иным, нежели личностно окрашенные конфликты. В квест-проекте должно состояться столкновение с некой культурной или социальной формой, столкновение не с другой личностью, с "безличным", но действительным и действующим явлением. Ответ на вопрос: «С чем, кроме действующих личностей, столкнутся участники квест-проекта?» – определяет предметность образовательного квест-проекта. Учащийся в процессе работы над таким квест-проектом постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений, конструированию новых процессов, объектов и т.д. С точки зрения информационной деятельности при работе над квест-проектом его участнику требуются навыки поиска, анализа информации, умения хранить, передавать, сравнивать и на основе сравнения синтезировать новую информацию. Выполняя квест-проект, школьник учится критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, самостоятельно принимать продуманные решения, брать на себя ответственность за их реализацию, часто оказывается в ситуации выбора. Он сам анализирует каждый шаг своего учения, ищет причины возникших затруднений, находит пути исправления ошибок. Ему предоставляется право выбора способов деятельности, выдвижения предложений, гипотез. Чувство свободы выбора делает деятельность осмысленной, сознательной, продуктивной и более результативной. Квест-проект можно использовать для контроля знаний, тогда к вопросам предлагаются варианты ответов. Если ответы выбраны верно, то результат легко будет проверить по его достижении. Такой квест-проект предполагает два вида проверки: проверка знаний (собственно «прохождение квеста») и проверка навыков информационной деятельности (после прохождения квеста учащийся так же должен представить некоторое заключение, либо выполнить задание, соответствующее сюжету квеста), умения адекватно представить информацию. Обычно на последних этапах работы над квест-проектом и учащийся, и педагог анализируют и оценивают результаты деятельности, которые часто отождествляются лишь с выполненным квест-проектом. Оценивание выполненных квест-проектов немного отличаются от оценивания обычных проектов, но основные критерии те же. Даже неудачно выполненный квест-проект также имеет большое положительное педагогическое значение. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию. Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя. Это способствует развитию у учащихся навыков длительного поиска необходимой информации, ее анализа, структурирования. При использовании компьютерных квест-проектов существуют, по крайней мере, два результата. Первая составляющая оценки результата это, собственно, та видимая часть, которая и является выполненным квест-проектом. Причем оценивается не объем освоенной информации (что изучено), а ее применение в деятельности (как применено) для достижения поставленной цели. Второй же результат – это педагогический эффект от включения школьников в «добывание знаний» и их логическое применение, то есть включение их в информационную деятельность. [5] В процессе защиты выполненных заданий по квест-проекту ребенок реально видит, что по каждому действию, задаче и т. д. может существовать не его одна, а несколько точек зрения, несколько вариантов решения и совсем не обязательно, что его точка зрения, его вариант решения будут правильными и лучшими. Ребенок учится сопоставлять, сравнивать, наконец, принимать другие точки зрения. При разработке квест-проекта у учителя есть возможность создания ситуаций, в которых учащимся необходимы навыки поиска, анализа, обобщения, синтеза новой информации, ее хранения и передачи. В качестве примера приведу квест-проект «Гуси-лебеди», выполненный в среде текстового процессора Microsoft Word. Квест-проект разработан и апробирован совместно с Ковригиной А.Б. на уроках информатики 7 класса школы №24 г. Красноярска. Основные цели данного квест-проекта с точки зрения информационной деятельности: формирование и развитие навыков информационной деятельности: поиск, обработка, хранение текстовой и графической информации, работа с текстовой информацией в среде текстового редактора Word. Приобретаемые знания и вырабатываемые умения: формирование и развитие навыков форматирования, работа с таблицами, вставка рисунков, работа со списками в среде текстового процессора Word. В школе № 24 г. Красноярска, где была проведена апробация разработанного квест-проекта на тему «Текстовый редактор Word» в 7 классе, выделяется 6 уроков. С квест-проектом «Гуси – лебеди» учащиеся знакомятся на третьем уроке, первые два урока – введение основных понятий по теме и отработка начальных навыков по работе с текстовой информацией. Изучение «простейшего» инструментария программы Word происходило с помощью учебных элементов, разработанных в соответствии с методом учебных элементов, предложенного И.Ю. Степановой. [3] Учебный элемент – это автономный учебный материал, предназначенный для освоения некоторой элементарной единицы знаний или умений и используемый для самообучения или обучения под руководством преподавателя. На занятии каждый школьник самостоятельно изучает учебный элемент, выполняет систему упражнений, осуществляет проверку своих достижений. Наличие учебных элементов для учащегося удобно потому, что они могут работать в индивидуальном темпе, возвращаться к материалу, который усвоен хуже всего. Реализация такого подхода к обучению обогащает возможности преподавателя, позволяя ему индивидуализировать учебный процесс. Индивидуализация здесь прежде всего связана с учетом предварительной подготовки обучаемых (уровня его знаний и умений), с дифференцированием по психологическим особенностям (темпераменту, характеру протекания мыслительных процессов, обучаемости, скорости работы с учебными элементами). Чтобы правильно организовать учебный процесс, преподаватель всегда должен иметь запас (резерв) учебных элементов, которые могут быть предложены наиболее успешно обучающимся школьникам. Эти учебные элементы будут развивать, углублять, делать более прочными и осознанными знания учащихся. На 3-5 занятиях шла собственно работа по выполнению квест-проекта. Учащиеся читали сказку, вырабатывали собственное видение результата и «по шагам Аленушки» пытались воспроизвести ее действия, с большинством из которых они не были знакомы. На этом этапе ученик должен иметь возможность обратиться к большому набору всевозможных подсказок и справок: традиционный HELP, справочная литература, набор инструкций, консультация педагога и т.д. В силу сложившейся традиции первым справочным средством, которое начинает использовать ученик, является вопрос учителю. В такой момент педагогу важнее занимать позицию консультанта, который знает, где и как найти ответ, чем эксперта, которой знает ответ на все вопросы. Здесь важнее, чтобы учащийся сам научился искать ответы. [2] Самое сложное для учителя в ходе проектирования – роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если видишь, что учащиеся «идут не туда». Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Хотя они-то в большинстве своем стремятся выполнить задание самостоятельно. После «прохождения квеста» – итоговый урок, на котором проходила защита выполненных квест-проектов и проверка полученных знаний. Для контроля знаний был разработан тест на четыре варианта, цель которого – проверка основных знаний по теме «Текстовый редактор Word». Важно понимать разные задачи, стоящие перед учеником и педагогом, на этапах подготовки и выполнения квест-проета. Конечно, у них разные цели. Для ученика важно получение готового продукта, для педагога - чтобы в ходе выполнения проектного задания, ученик освоил те или иные компьютерные средства или приемы работы. Поэтому для педагога проектное задание – это свернутый набор средств, который должен освоить ученик. При сравнительном анализе результатов проверочной работы в подгруппе, где обучение шло с использованием квест-проекта, и обычной подгруппой было интересно, главным образом, узнать, влияет ли применение квест-проекта на уроке на уровень знаний по предмету. В проверочную работу входил тест на определение основных теоретических знаний, включающий также вопросы, касающиеся информационной деятельности, и задания для проверки навыков информационной деятельности. Полученные результаты свидетельствуют о том, что уровень знаний у учащихся подгруппы 2 выше, чем у учащихся подгруппы 1. Следует отметить, что обучение с помощью метода квест-проектов позволяет повысить интерес к изучаемой теме, усилить мотивацию. В контрольных подгруппах в результате анкетирования в рейтинге самых интересных и заинтересовавших тем на 20% больше учащихся отметили тему «Работа с текстовой информацией. Текстовый процессор Word», поставив ее на 2-3 место после тем «Локальные сети. Работа в локальной сети» и «Основы работы в WWW». В Приложении 1 – квест-проект «Гуси-лебеди» и варианты выполнения работы учащимися. В Приложении 2 предлагается тематическое планирование по изучению темы «Текстовый редактор Word» с применением квест-проекта «Гуси-лебеди». Список литературы:
|
Выпускная работа по «Основам информационных технологий» Не секрет, что мы живём в постиндустриальную эпоху, где информатизация общества является одной из основных тенденций современного... | Реферат Внеурочная работа с одаренными детьми Обостряется потребность в одарённых, творческих людях, способных отвечать на вызовы нового времени. Перед системой образования встает... | ||
Министерство Образования Республики Башкортостан реферат " Глобальная энергетическая проблема" ... | Среднего профессионального образования Переход современного общества к информационной эпохе своего развития выдвигает в качестве одной из основных задач, стоящих перед... | ||
«международный терроризм как глобальная проблема современности» Учебно методическое пособие по дисциплине «Международный терроризм как глобальная проблема современности» разработан в соответствии... | Конкурс «Урок XXI века» проводится Министерством образования и науки... Единая образовательная сеть «Дневник ру» объявляют о начале конкурса "Урок XXI века", который будет проходить с 20 мая по 24 июня... | ||
В. И. Вернадский Значение и место России и ноосферного русского образования... Ества их жизни, а также для сохранения всех форм жизни на планете Земля. В новом веке наступает эпоха ноосферного устойчивого развития... | Уроков в 6 классе по теме: «Изучение и построение декартовой системы... Вием информатизации общества, подготовки человека к полноценной жизни в условиях современного общества является информатизация образования.... | ||
Рабочая программа Учебной дисциплины Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования... | Xxi век век информационных технологий. Интернет является мощным ресурсом,... Для облегчения тематического поиска в сети были созданы специальные информационно-поисковые системы. Основной поисковой системой... | ||
Коренченко татьяна ивановна Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других... | Основная образовательная программа среднего общего образования Основной целью образовательного учреждения XXI века является обеспечение качества образования на основе сохранения его фундаментальности... | ||
Темы вашего учебного проекта Именно поэтому центральный вопрос, который встает перед системой образования, как обеспечить здоровье учащихся: его сохранение,... | Реферат по культурологии. Тема: «Быт и нравы кризисной эпохи (XX-XXI вв.)» Именно в этот период культура получает небывалое до тех пор мощное развитие в материальной и духовной сферах. Развивается наука,... | ||
Образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки Одной из актуальных проблем современного общества является отклоняющееся поведение. Именно оно выступает одной из ведущих причин... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Но каждого взрослого волнует вопрос: компьютер – это в большей степени вред или польза? И нужно ли детям то количество информации,... |