Скачать 185.61 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 20» городского округа город Салават Республики Башкортостан Реферат Внеурочная работа с одаренными детьми Выполнил: учитель математики и информатики Митрякова М.С. Салават 2013 Оглавление Введение 3 Глава I. Внеурочная работа с одаренными детьми в 8-11 классах 5 1.1 . Суть индивидуальной формы работы с обучающимися ФЗФТШ 5 1.2. Программы работы с одаренными 7 Глава II. Некоторые задачи 9 Глава III. Результаты работы с одаренными 15 Заключение 17 Список литературы 18 Приложение Введение Современное общество претерпевает коренные изменения во всех сферах жизни. Обостряется потребность в одарённых, творческих людях, способных отвечать на вызовы нового времени. Перед системой образования встает проблема организации эффективного обучения детей с повышенными интеллектуальными способностями, с высокой мотивацией к обучению и творческой деятельности. В документе Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", утвержденном Д. Медведевым сказано: « Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.» Следовательно, на сегодняшний день обучение и воспитание одарённого ученика – одна из главных задач совершенствования системы образования, а работа с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений в Российской школе. Необходимо выявлять и развивать природные задатки детей на всех ступенях образования, обеспечивать им условия для максимального раскрытия их потенциала. Одарённые дети, которые явно или неявно выделяются среди своих сверстников познавательной активностью и способностью к творчеству, требуют особого подхода. Создание условий для раскрытия потенциала учащихся, воспитания творческой личности и реализации одарённости во взрослой жизни становится неотложной задачей общеобразовательных учреждений. Внеурочные занятия по математике призваны решить целый комплекс задач по углубленному математическому образованию, всестороннему развитию индивидуальных способностей школьников и максимальному удовлетворению их интересов и потребностей. Для непрерывного обучения и самообразования важное значение имеют развитие самостоятельности и творческой активности учащихся и воспитание навыков самообучения по математике. Учитель может на внеурочных занятиях в максимальной мере учесть возможности, запросы и интересы своих учеников. Внеклассная работа по математике дополняет обязательную учебную работу по предмету и должна прежде всего способствовать более глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой. В процессе внеурочной работы по математике с одаренными детьми решаются следующие основные дидактические задачи: углубляются и расширяются математические знания, умения и навыки учащихся; развивается логическое мышление, математическая зоркость, математическая интуиция и смекалка; глубже развиваются их способности. Глава I. Внеурочная работа с одаренными детьми в 8-11 классах
В нашей школе уже несколько лет практикуется направление учащихся 7-10 классов на заочное обучение в Федеральную заочную физико-техническую школу (ФЗФТШ) при Московском физико-техническом институте (государственном университете) (МФТИ). Система обучения в этой школе построена так, что у учащихся есть возможность начать занятия с любого из этих классов. Основная масса учеников нашей школы, обучающихся в ФЗФТШ поступает в школу в конце 7 и 8 классов и продолжает в ней обучаться до окончания школы. Цель подготовки в Федеральной заочной физико-технической школе – систематизировать и обобщить знания обучающихся, расширяя и углубляя их. Обучение в ФЗФТШ дает шанс поступить в любой технический вуз страны. Происходит автоматическая подготовка учащихся к ЕГЭ, так как задачи, рассматриваемые при обучении в Федеральной школе соответствуют задачам, как среднего, так и высокого уровня сложности. Это имеет немаловажное значение на сегодняшний день. Ведь подготовка к ЕГЭ – это очень ответственная работа для учащихся, желающих набрать максимальный балл. Предусмотрены две формы работы с обучающимися – индивидуальная и групповая. Все мои одаренные ученики обучаются в ФЗФТШ на индивидуальной форме обучения. В начале учебного года каждому учащемуся высылается программа ЗФТШ по физике и математике, в которой указано количество заданий и их тематика. В течение учебного года учащимся высылаются задания, посвященные определенным темам программы. В них содержится теоретический материал, разбор характерных примеров и задач, контрольные вопросы, задачи для самостоятельного решения. Задания составлены таким образом, чтобы привить ученику навыки самостоятельной творческой работы, помочь четко и грамотно излагать свои мысли, рассказать о вещах, часто остающихся за страницами школьных учебников. Они включают вопросы и задачи разного уровня сложности. В конце года учащиеся получают справки об окончании определенного класса с итоговыми оценками и переводом в следующий класс ФЗФТШ. По окончании школы в 11 классе выпускникам выдается сертификат. Учебно-методические материалы ЗФТШ (задания, решения, рекомендации) разрабатывают преподаватели кафедр общей физики и высшей математики МФТИ, многие их которых являются членами жюри Всероссийских олимпиад. Индивидуальная форма работы отличается от групповой тем, что задания присылаются лично каждому обучающемуся и проверяются студентами или аспирантами МФТИ. Моя роль, как учителя, заключается в том, чтобы помочь ребятам разобраться со сложным теоретическим материалом и некоторыми ключевыми задачами.
Внеурочная работа с одаренными детьми мною проводится с 2008 года. Планирование внеурочной деятельности тесно связано с программой Федеральной школы. Программа так же в своей основе совпадает с теоретическим курсом учебников для углубленного изучения алгебры авторов А.Г. Мордковича для 8, 9 классов и учебников профильного уровня алгебры и начала анализа авторов А.Г. Мордковича и П.В. Семенова для 10, 11 классов. В программе ФЗФТШ так же встречаются некоторые темы и задачи, которые не охвачены школьным курсом вышеуказанных учебников и выходят за рамки углубленного и профильного уровня. Перечислим темы, охватываемые заочной школой в 8 - 11 классах. Так, в 8 классе рассматриваются такие темы, как тождественные преобразования, решение уравнений с одной переменной, с двумя переменными, с модулем, с параметром, квадратные уравнения, решение систем уравнений, задачи на построение треугольников, занимательные задачи по геометрии. Особенностью программы этого класса является то, что на изучение даются формулы, не используемые в школьном курсе, как, например, формула двойного радикала. В 9 классе программой предусмотрены темы по планиметрии, рассматриваются квадратный трёхчлен, иррациональные уравнения, системы уравнений, многочлены, простейшие уравнения и неравенства с модулем, элементы теории множеств, элементы логики, элементы комбинаторики, понятие о вероятности случайного события. В теоретическом курсе 9 класса встречается теорема Менелая, которая отсутствует в школьном курсе математики. Так же даются некоторые утверждения и следствия по геометрии, не охваченные школьным курсом геометрии. В 10 классе рассматриваются следующие темы: алгебраические уравнения и неравенства, последовательности, предел последовательности, предел функции, исследование функций, построение графиков с нахождением пределов, тригонометрические функции и уравнения, комплексные числа, планиметрия и стереометрия. В 11 классе предусмотрены темы: алгебраические уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств, тригонометрические уравнения, системы и неравенства, показательные и логарифмические уравнения, системы, неравенства, элементы теории чисел, планиметрия, стереометрия. Приведем примеры некоторых интересных задач с решениями. Глава II. Некоторые задачи Рассмотрим интересные задачи для 8 класса. В 8 классе ребятам показывается способ избавления от внешнего радикала, которого нет в школьном курсе математики, дается тождество, называемое формулой двойного радикала справедливое, если 0, b0 и Дается задание на применение этой формулы. Задача 1. Освободитесь от внешнего радикала в выражении , применяя тождество двойного радикала. Решение. = = Задача 2. Не решая уравнение , найдите , где и - его корни. Решение. Преобразуем выражение: = = По теореме Виета = и = Поэтому имеем: == Задача 3. Постройте график функции . Решение. Выражение равно нулю при Если , то , поэтому. А если , то , тогда Выражение равно нулю, если Если то тогда А если то тогда Пусть тогда , поэтому Если , то тогда Если , то , тогда Таким образом, Заметим, что прямая проходит через точки (-1;3) и (2;3). График данной функции приведем на рисунке y 3 2 -1 -1 0 -3 Приведем пример интересной задачи для 9 класса. Задача 4. Точка N лежит на стороне AC треугольника ABC (рис. А), причем AN:NC=2:3. Найти, в каком отношении медиана АМ делит отрезок BN. B А) M O C A 3x 2x N Б) B M 2y O 3y C A 3x 2x N 5y В) B M K O 3y C A 3x 2x N Решение. 1 способ. Пусть О – точка пересечения медианы АМ и отрезка BN. Требуется найти отношение BO:BN. Обозначим AN=2x, тогда NC=3x. Отметим, что ВМ=МС. Проведем прямую NK параллельно медиане АМ (рис Б). Параллельные прямые АМ и NK пересекают стороны угла МСА, следовательно, . Полагаем MK=2y, тогда KC=3y, а т.к. BM=MC, то BM=5y. Те же прямые пересекают стороны угла NBC (см. рис. В), поэтому , т.е. . 2 способ. Данный способ построен на применении теоремы Менелая, которая не рассматривается в школьном курсе геометрии, но предусмотрена теоретическим курсом заочной школы. B M m O n C A 3x 2x N Полагаем ON=n, BO=m и рассматриваем треугольник CBN и секущую АМ. Имеем: , т.е. , откуда . Как видим, второй способ значительно короче первого, но для его осуществления необходимо владеть дополнительным материалом. Рассмотрим одну из задач 10 класса. Задача 5. Найдите значение выражения . Решение. Многих учащихся задача ставит в тупик. Так как , то – это угол в треугольнике, тангенс которого равен , т.е. противолежащий катет относится к прилежащему как 2:3. Построим треугольник с катетами 2 и 3. 2 3 По теореме Пифагора находим гипотенузу. Теперь находим . В заключение одна задача 11 класса. Задача 6. Решите уравнение . Решение. ОДЗ: . В ОДЗ ; ; ; . Корни -1, -2 не входят в ОДЗ. Это не смотря на то, что , . Ответ: 1. Глава III. Результаты работы с одаренными Из опыта работы с одаренными детьми видно, что эти ребята обладают настойчивостью, целеустремленностью, усидчивостью, самостоятельностью, творческим подходом, познавательной активностью, умеют правильно распределить свое время, чем значительно отличаются от своих одноклассников. У ребят не все может сразу получиться, так как в заданиях часть задач – повышенной сложности. Но, работая упорно и систематически, они видят, как постепенно, трудный вначале, процесс решения сложных задач начинает доставлять им радость. К тому же и от своих преподавателей-студентов из МФТИ они получают рабочий и оптимистичный настрой. Студенты не только оценивают учащихся, но и пишут им интересные рецензии. Приведу несколько вариантов рецензий из проверенных тетрадей. Например: «Хорошая работа! Вроде почти все правильно, но есть небольшие недочеты. При решении подобных заданий в дальнейшем постарайся обратить внимание на ОДЗ; … старайся быть внимательной при ответе на вопрос; меняй знак неравенства на противоположный при умножении на отрицательное число =). А вообще мне очень понравилось, что ты придумывала необычные решения для задач (сразу понятно, что сама решала =)). Продолжай в том же духе! Шестакова Е.С.». Или: «Молодчина! Блестяще, что еще сказать?! Ну кое-где подвела внимательность, обидно, но это мелочи. Поздравляю! Всего хорошего, успехов! Захаров Алексей, преподаватель ЗФТШ.». Ребятам очень интересно учиться и получать такие отзывы. Тяжелый и кропотливый труд вызывает у них удовлетворение и радость победы над сложной задачей. Ребята по различным проблемам спорят друг с другом, обмениваются мнениями, делают открытия, получают новые результаты. Результаты таковы, что все обучающиеся одаренные дети имеют отличные оценки по математике и физике, да и по остальным предметам школьного курса в основном занимаются на «отлично», реже на «хорошо». Все эти ребята являются участниками различных олимпиад. Среди них есть победители и призеры ВОШ, победители международного математического конкурса-игры «Кенгуру», призер интеллектуальной игры «Умники и умницы» ФГОУ СПО «Салаватский индустриальный колледж», победитель на 50-й Выездной физико-математической олимпиаде МФТИ 2011г. Заключение Проанализировав результаты работы с одаренными детьми, можно сделать вывод, что эта работа всегда оправдана и необходима. Она приносит плоды как самим детям и их родителям, так и преподавателям. В результате работы происходит развитие личностных качеств обучающихся, наработка специфических умений и навыков. Работа с одаренными детьми позволяет планомерно распределить подготовку к ЕГЭ во времени, начиная ее уже с 8 класса и равномерно проводя ее до 11 класса, так как решение поставленных перед ребятами нестандартных задач или задач повышенной сложности является базой уровня С заданий государственного экзамена. Таким образом, необходимо проводить работу с одаренными постоянно и непрерывно, используя предлагаемые услуги школ при ведущих университетах. При обучении интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – на основе форм индивидуальной и групповой работы. Наиболее эффективными являются технологии, которые реализуют идею индивидуализации обучения и дают простор для творческого самовыражения и самореализации учащихся. В настоящее время можно с высокой долей уверенности говорить о том, что внедрение в жизнь новых информационных технологий, а вместе с ними и дистанционного обучения, позволит вывести решение проблемы глобализации образования одарённых во всём мире на качественно иной уровень. Список литературы
|
Социальная работа с одаренными детьми Социальная работа с одаренными детьми: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. И. В. Плющ. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2011.... | Доклад «Организация работы с одаренными детьми во внеурочное время» Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать... | ||
Психолого-педагогическое обоснование работы с одарёнными детьми ... | Внеклассное мероприятие по литературе, 6 б 27 Учителя рус языка, истории, музыки Верещагина Е. И Цель педсовета: Определить общие методологические и психолого-педагогические позиции коллектива школы в работе с одаренными детьми.... | ||
Программа работы с одарёнными детьми по математике (3 4 класс) Составитель:... Закон РФ от 24. 07. 1998 №124-фз «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» | План работы с одаренными детьми гбоу сош №2091 Методическое объединение... Разработка плана работы с одаренными детьми на 2013/2014 учебный год, составление базы детей, имеющих особые способности и повышенный... | ||
Авторская рабочая программа по немецкому языку для работы с одарёнными детьми Разработано Европе (на немецком языке говорят народы пяти стран: Германии, Австрии, части Швейцарии, Люксембурга) и, наконец, большим вкладом... | Психологическое сопровождение талантливых (одаренных) учащихся Работа с талантливыми, одаренными детьми в школе, гимназии, лицее может быть реализована только в рамках общешкольной программы,... | ||
Внеурочная работа с учащимися как средство развития метапредметных компетенций учащихся Занятия физикой после уроков – неотъемлемая часть школьного учебно-воспитательного процесса. Внеурочная работа является важным средством... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Работа с одаренными детьми в предметной области «Технология» во внеурочное время | ||
Работа с одаренными детьми на уроках информатики и во внеурочное время В самом общем представлении одаренность может быть определена как обладание большими способностями | Доклад заместителя директора по увр н. В. Белей на тему: «Методические... «Методические приемы современных педагогических технологий в работе с одаренными детьми» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Факультативные занятия по математике в 5 классе являются одной из важных составляющих программы «Работа с одаренными детьми» | Работа с одаренными детьми посредством уроков обж, физической культуры... Шишкино Благодарненского района Ставропольского края, Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная... | ||
Создание условий для формирования личности творческой, самостоятельной,... Развитие общей культуры школьников через традиционные мероприятия школы, выявление и работа с одаренными детьми | Работа с одаренными детьми Латыпова Альфия Сагитовна, отличник образования рб, учитель математики высшей категории мобу сош с имени Восьмое Марта муниципального... |