Реферат Внеурочная работа с одаренными детьми





Скачать 185.61 Kb.
НазваниеРеферат Внеурочная работа с одаренными детьми
Дата публикации30.11.2014
Размер185.61 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Математика > Реферат

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 20»

городского округа город Салават

Республики Башкортостан


Реферат

Внеурочная работа с одаренными детьми

Выполнил: учитель математики и информатики Митрякова М.С.

Салават

2013

Оглавление

Введение 3

Глава I. Внеурочная работа с одаренными детьми в 8-11 классах 5

1.1 . Суть индивидуальной формы работы с обучающимися

ФЗФТШ 5

1.2. Программы работы с одаренными 7

Глава II. Некоторые задачи 9

Глава III. Результаты работы с одаренными 15

Заключение 17

Список литературы 18

Приложение

Введение

Современное общество претерпевает коренные изменения во всех сферах жизни. Обостряется потребность в одарённых, творческих людях, способных отвечать на вызовы нового времени. Перед системой образования встает проблема организации эффективного обучения детей с повышенными интеллектуальными способностями, с высокой мотивацией к обучению и творческой деятельности.

В документе Национальная образовательная инициатива 
"Наша новая школа", утвержденном Д. Медведевым сказано: « Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.  
       Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.» 

Следовательно, на сегодняшний день обучение и воспитание одарённого ученика – одна из главных задач совершенствования системы образования, а работа с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений в Российской школе.

Необходимо выявлять и развивать природные задатки детей на всех ступенях образования, обеспечивать им условия для максимального раскрытия их потенциала. Одарённые дети, которые явно или неявно выделяются среди своих сверстников познавательной активностью и способностью к творчеству, требуют особого подхода. Создание условий для раскрытия потенциала учащихся, воспитания творческой личности и реализации одарённости во взрослой жизни становится неотложной задачей общеобразовательных учреждений.

Внеурочные занятия по математике призваны решить целый комплекс задач по углубленному математическому образованию, всестороннему развитию индивидуальных способностей школьников и максимальному удовлетворению их интересов и потребностей.

Для непрерывного обучения и самообразования важное значение имеют развитие самостоятельности и творческой активности учащихся и воспитание навыков самообучения по математике.

Учитель может на внеурочных занятиях в максимальной мере учесть возможности, запросы и интересы своих учеников. Внеклассная работа по математике дополняет обязательную учебную работу по предмету и должна прежде всего способствовать более глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой.

В процессе внеурочной работы по математике с одаренными детьми решаются следующие основные дидактические задачи: углубляются и расширяются математические знания, умения и навыки учащихся; развивается логическое мышление, математическая зоркость, математическая интуиция и смекалка; глубже развиваются их способности.
Глава I. Внеурочная работа с одаренными детьми в 8-11 классах


    1. Суть индивидуальной формы работы с обучающимися ФЗФТШ


В нашей школе уже несколько лет практикуется направление учащихся 7-10 классов на заочное обучение в Федеральную заочную физико-техническую школу (ФЗФТШ) при Московском физико-техническом институте (государственном университете) (МФТИ). Система обучения в этой школе построена так, что у учащихся есть возможность начать занятия с любого из этих классов. Основная масса учеников нашей школы, обучающихся в ФЗФТШ поступает в школу в конце 7 и 8 классов и продолжает в ней обучаться до окончания школы.

Цель подготовки в Федеральной заочной физико-технической школе – систематизировать и обобщить знания обучающихся, расширяя и углубляя их. Обучение в ФЗФТШ дает шанс поступить в любой технический вуз страны.

Происходит автоматическая подготовка учащихся к ЕГЭ, так как задачи, рассматриваемые при обучении в Федеральной школе соответствуют задачам, как среднего, так и высокого уровня сложности. Это имеет немаловажное значение на сегодняшний день. Ведь подготовка к ЕГЭ – это очень ответственная работа для учащихся, желающих набрать максимальный балл.

Предусмотрены две формы работы с обучающимися – индивидуальная и групповая. Все мои одаренные ученики обучаются в ФЗФТШ на индивидуальной форме обучения.

В начале учебного года каждому учащемуся высылается программа ЗФТШ по физике и математике, в которой указано количество заданий и их тематика.

В течение учебного года учащимся высылаются задания, посвященные определенным темам программы. В них содержится теоретический материал, разбор характерных примеров и задач, контрольные вопросы, задачи для самостоятельного решения. Задания составлены таким образом, чтобы привить ученику навыки самостоятельной творческой работы, помочь четко и грамотно излагать свои мысли, рассказать о вещах, часто остающихся за страницами школьных учебников. Они включают вопросы и задачи разного уровня сложности.

В конце года учащиеся получают справки об окончании определенного класса с итоговыми оценками и переводом в следующий класс ФЗФТШ. По окончании школы в 11 классе выпускникам выдается сертификат.

Учебно-методические материалы ЗФТШ (задания, решения, рекомендации) разрабатывают преподаватели кафедр общей физики и высшей математики МФТИ, многие их которых являются членами жюри Всероссийских олимпиад.

Индивидуальная форма работы отличается от групповой тем, что задания присылаются лично каждому обучающемуся и проверяются студентами или аспирантами МФТИ. Моя роль, как учителя, заключается в том, чтобы помочь ребятам разобраться со сложным теоретическим материалом и некоторыми ключевыми задачами.



    1. Программы работы с одаренными


Внеурочная работа с одаренными детьми мною проводится с 2008 года. Планирование внеурочной деятельности тесно связано с программой Федеральной школы. Программа так же в своей основе совпадает с теоретическим курсом учебников для углубленного изучения алгебры авторов А.Г. Мордковича для 8, 9 классов и учебников профильного уровня алгебры и начала анализа авторов А.Г. Мордковича и П.В. Семенова для 10, 11 классов.

В программе ФЗФТШ так же встречаются некоторые темы и задачи, которые не охвачены школьным курсом вышеуказанных учебников и выходят за рамки углубленного и профильного уровня. Перечислим темы, охватываемые заочной школой в 8 - 11 классах.

Так, в 8 классе рассматриваются такие темы, как тождественные преобразования, решение уравнений с одной переменной, с двумя переменными, с модулем, с параметром, квадратные уравнения, решение систем уравнений, задачи на построение треугольников, занимательные задачи по геометрии. Особенностью программы этого класса является то, что на изучение даются формулы, не используемые в школьном курсе, как, например, формула двойного радикала.

В 9 классе программой предусмотрены темы по планиметрии, рассматриваются квадратный трёхчлен, иррациональные уравнения, системы уравнений, многочлены, простейшие уравнения и неравенства с модулем, элементы теории множеств, элементы логики, элементы комбинаторики, понятие о вероятности случайного события. В теоретическом курсе 9 класса встречается теорема Менелая, которая отсутствует в школьном курсе математики. Так же даются некоторые утверждения и следствия по геометрии, не охваченные школьным курсом геометрии.

В 10 классе рассматриваются следующие темы: алгебраические уравнения и неравенства, последовательности, предел последовательности, предел функции, исследование функций, построение графиков с нахождением пределов, тригонометрические функции и уравнения, комплексные числа, планиметрия и стереометрия.

В 11 классе предусмотрены темы: алгебраические уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств, тригонометрические уравнения, системы и неравенства, показательные и логарифмические уравнения, системы, неравенства, элементы теории чисел, планиметрия, стереометрия.

Приведем примеры некоторых интересных задач с решениями.

Глава II. Некоторые задачи
Рассмотрим интересные задачи для 8 класса.

В 8 классе ребятам показывается способ избавления от внешнего радикала, которого нет в школьном курсе математики, дается тождество, называемое формулой двойного радикала



справедливое, если 0, b0 и Дается задание на применение этой формулы.

Задача 1.

Освободитесь от внешнего радикала в выражении , применяя тождество двойного радикала.

Решение.

= =

Задача 2.

Не решая уравнение , найдите , где и - его корни.

Решение.

Преобразуем выражение:

= =
По теореме Виета = и = Поэтому имеем:

==
Задача 3.

Постройте график функции .

Решение.

Выражение равно нулю при Если , то , поэтому. А если , то , тогда Выражение равно нулю, если Если то тогда А если то тогда



Пусть тогда , поэтому



Если , то тогда



Если , то , тогда



Таким образом,
Заметим, что прямая проходит через точки (-1;3) и (2;3). График данной функции приведем на рисунке


y



3





2

-1

-1

0




-3


Приведем пример интересной задачи для 9 класса.

Задача 4.

Точка N лежит на стороне AC треугольника ABC (рис. А), причем AN:NC=2:3. Найти, в каком отношении медиана АМ делит отрезок BN.


B



А)



M




O



C

A



3x

2x

N




Б)

B



M




2y

O



3y

C

A



3x

2x

N




5y

В)

B



M




K

O



3y

C

A



3x

2x

N


Решение.

1 способ.

Пусть О – точка пересечения медианы АМ и отрезка BN. Требуется найти отношение BO:BN. Обозначим AN=2x, тогда NC=3x. Отметим, что ВМ=МС.

Проведем прямую NK параллельно медиане АМ (рис Б). Параллельные прямые АМ и NK пересекают стороны угла МСА, следовательно, . Полагаем MK=2y, тогда KC=3y, а т.к. BM=MC, то BM=5y. Те же прямые пересекают стороны угла NBC (см. рис. В), поэтому

, т.е. .

2 способ.

Данный способ построен на применении теоремы Менелая, которая не рассматривается в школьном курсе геометрии, но предусмотрена теоретическим курсом заочной школы.


B



M



m



O



n

C

A



3x

2x

N



Полагаем ON=n, BO=m и рассматриваем треугольник CBN и секущую АМ. Имеем:

, т.е. , откуда .
Как видим, второй способ значительно короче первого, но для его осуществления необходимо владеть дополнительным материалом.

Рассмотрим одну из задач 10 класса.

Задача 5.

Найдите значение выражения .

Решение.

Многих учащихся задача ставит в тупик.

Так как , то – это угол в треугольнике, тангенс которого равен , т.е. противолежащий катет относится к прилежащему как 2:3. Построим треугольник с катетами 2 и 3.





2






3



По теореме Пифагора находим гипотенузу. Теперь находим

.
В заключение одна задача 11 класса.

Задача 6.

Решите уравнение .

Решение.

ОДЗ: .

В ОДЗ

;

;

;

.

Корни -1, -2 не входят в ОДЗ. Это не смотря на то, что

, .

Ответ: 1.

Глава III. Результаты работы с одаренными
Из опыта работы с одаренными детьми видно, что эти ребята обладают настойчивостью, целеустремленностью, усидчивостью, самостоятельностью, творческим подходом, познавательной активностью, умеют правильно распределить свое время, чем значительно отличаются от своих одноклассников.

У ребят не все может сразу получиться, так как в заданиях часть задач – повышенной сложности. Но, работая упорно и систематически, они видят, как постепенно, трудный вначале, процесс решения сложных задач начинает доставлять им радость.

К тому же и от своих преподавателей-студентов из МФТИ они получают рабочий и оптимистичный настрой.

Студенты не только оценивают учащихся, но и пишут им интересные рецензии. Приведу несколько вариантов рецензий из проверенных тетрадей.

Например: «Хорошая работа! Вроде почти все правильно, но есть небольшие недочеты. При решении подобных заданий в дальнейшем постарайся обратить внимание на ОДЗ; … старайся быть внимательной при ответе на вопрос; меняй знак неравенства на противоположный при умножении на отрицательное число =).

А вообще мне очень понравилось, что ты придумывала необычные решения для задач (сразу понятно, что сама решала =)). Продолжай в том же духе!

Шестакова Е.С.».

Или: «Молодчина! Блестяще, что еще сказать?! Ну кое-где подвела внимательность, обидно, но это мелочи. Поздравляю!

Всего хорошего, успехов!

Захаров Алексей, преподаватель ЗФТШ.».

Ребятам очень интересно учиться и получать такие отзывы. Тяжелый и кропотливый труд вызывает у них удовлетворение и радость победы над сложной задачей. Ребята по различным проблемам спорят друг с другом, обмениваются мнениями, делают открытия, получают новые результаты.

Результаты таковы, что все обучающиеся одаренные дети имеют отличные оценки по математике и физике, да и по остальным предметам школьного курса в основном занимаются на «отлично», реже на «хорошо».

Все эти ребята являются участниками различных олимпиад. Среди них есть победители и призеры ВОШ, победители международного математического конкурса-игры «Кенгуру», призер интеллектуальной игры «Умники и умницы» ФГОУ СПО «Салаватский индустриальный колледж», победитель на 50-й Выездной физико-математической олимпиаде МФТИ 2011г.


Заключение
Проанализировав результаты работы с одаренными детьми, можно сделать вывод, что эта работа всегда оправдана и необходима. Она приносит плоды как самим детям и их родителям, так и преподавателям. В результате работы происходит развитие личностных качеств обучающихся, наработка специфических умений и навыков.

Работа с одаренными детьми позволяет планомерно распределить подготовку к ЕГЭ во времени, начиная ее уже с 8 класса и равномерно проводя ее до 11 класса, так как решение поставленных перед ребятами нестандартных задач или задач повышенной сложности является базой уровня С заданий государственного экзамена.

Таким образом, необходимо проводить работу с одаренными постоянно и непрерывно, используя предлагаемые услуги школ при ведущих университетах.

При обучении интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – на основе форм индивидуальной и групповой работы.

Наиболее эффективными являются технологии, которые реализуют идею индивидуализации обучения и дают простор для творческого самовыражения и самореализации учащихся.

В настоящее время можно с высокой долей уверенности говорить о том, что внедрение в жизнь новых информационных технологий, а вместе с ними и дистанционного обучения, позволит вывести решение проблемы глобализации образования одарённых во всём мире на качественно иной уровень.
Список литературы

  1. Агаханов Н.Х., Богданов И.И. «Математика. Всероссийские олимпиады», – М: Просвещение, 2008.

  2. Айзенберг М. И. «Некоторые формы внеклассной работы по математике», Математика в школе, 1985 г., № 5.

  3. Альхова З. Н. «Внеклассная работа по математике», Саратов, издательство «Лицей», 2002 г.

  4. Балк М. Б., Балк Г. Д. «Математика после уроков», М. «Просвещение»,1971.

  5. Вавилов В.В. «Школа математического творчества», Математика в школе, – 2005. - № 2.

  6. Вульфов Б. З., Поташник М. М. «Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы», М. «Просвещение», 1983.

  7. Кожабаев К. Т. «О воспитательной направленности обучения математике в школе», М; Просвещение, 1988 г.

  8. Макарова О.Г. «Управление развитием работы с одарёнными школьниками в многопрофильной гимназии на основе системно-целевого подхода», Профильная школа. – 2007. - № 6.

  9. Мартынова С.Е. «Чтение учащимися методической литературы по математике как один из аспектов рациональной технологии изучения математики», Математика в школе. – 2008. - № 9.

  10. Оганесян В. А., Колягин Ю. М. и др. «Методика преподавания математики», М; Просвещение, 1979 г.

  11. Сайт ФЗФТШ http://www.school.mipt.ru

  12. Соколова А. В., Пикан В. В., Оганесян В. А. Из опыта преподавания математики в средней школе, М; просвещение, 1979 г.

  13. Труднев В. П. Внеклассная работа по математике, М; Просвещение, 1975 г.

  14. Учебно-методические пособия по математике 8-11 класс, разрабатываемые преподавателями кафедр общей физики и высшей математики МФТИ, 2008-2012г.г.

  15. Фадеева Т. В. Находки во внеклассной работе, «Математика в школе», 1992 г., № 1.

  16. Шумакова Н.Б. Одарённый ребёнок. Особенности обучения. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2008.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат Внеурочная работа с одаренными детьми iconСоциальная работа с одаренными детьми
Социальная работа с одаренными детьми: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. И. В. Плющ. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2011....
Реферат Внеурочная работа с одаренными детьми iconДоклад «Организация работы с одаренными детьми во внеурочное время»
Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать...
Реферат Внеурочная работа с одаренными детьми iconПсихолого-педагогическое обоснование работы с одарёнными детьми
...
Реферат Внеурочная работа с одаренными детьми iconВнеклассное мероприятие по литературе, 6 б 27 Учителя рус языка, истории, музыки Верещагина Е. И
Цель педсовета: Определить общие методологические и психолого-педагогические позиции коллектива школы в работе с одаренными детьми....
Реферат Внеурочная работа с одаренными детьми iconПрограмма работы с одарёнными детьми по математике (3 4 класс) Составитель:...
Закон РФ от 24. 07. 1998 №124-фз «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Реферат Внеурочная работа с одаренными детьми iconПлан работы с одаренными детьми гбоу сош №2091 Методическое объединение...
Разработка плана работы с одаренными детьми на 2013/2014 учебный год, составление базы детей, имеющих особые способности и повышенный...
Реферат Внеурочная работа с одаренными детьми iconАвторская рабочая программа по немецкому языку для работы с одарёнными детьми Разработано
Европе (на немецком языке говорят народы пяти стран: Германии, Австрии, части Швейцарии, Люксембурга) и, наконец, большим вкладом...
Реферат Внеурочная работа с одаренными детьми iconПсихологическое сопровождение талантливых (одаренных) учащихся
Работа с талантливыми, одаренными детьми в школе, гимназии, лицее может быть реализована только в рамках общешкольной программы,...
Реферат Внеурочная работа с одаренными детьми iconВнеурочная работа с учащимися как средство развития метапредметных компетенций учащихся
Занятия физикой после уроков – неотъемлемая часть школьного учебно-воспитательного процесса. Внеурочная работа является важным средством...
Реферат Внеурочная работа с одаренными детьми iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Работа с одаренными детьми в предметной области «Технология» во внеурочное время
Реферат Внеурочная работа с одаренными детьми iconРабота с одаренными детьми на уроках информатики и во внеурочное время
В самом общем представлении одаренность может быть определена как обладание большими способностями
Реферат Внеурочная работа с одаренными детьми iconДоклад заместителя директора по увр н. В. Белей на тему: «Методические...
«Методические приемы современных педагогических технологий в работе с одаренными детьми»
Реферат Внеурочная работа с одаренными детьми iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Факультативные занятия по математике в 5 классе являются одной из важных составляющих программы «Работа с одаренными детьми»
Реферат Внеурочная работа с одаренными детьми iconРабота с одаренными детьми посредством уроков обж, физической культуры...
Шишкино Благодарненского района Ставропольского края, Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная...
Реферат Внеурочная работа с одаренными детьми iconСоздание условий для формирования личности творческой, самостоятельной,...
Развитие общей культуры школьников через традиционные мероприятия школы, выявление и работа с одаренными детьми
Реферат Внеурочная работа с одаренными детьми iconРабота с одаренными детьми
Латыпова Альфия Сагитовна, отличник образования рб, учитель математики высшей категории мобу сош с имени Восьмое Марта муниципального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск