Работа с одаренными детьми посредством уроков обж, физической культуры и дополнительного туристско-краеведческого образования





Скачать 258.09 Kb.
НазваниеРабота с одаренными детьми посредством уроков обж, физической культуры и дополнительного туристско-краеведческого образования
страница1/3
Дата публикации15.08.2014
Размер258.09 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Психология > Урок
  1   2   3
Работа с одаренными детьми посредством уроков ОБЖ,

физической культуры и дополнительного туристско-краеведческого образования
Асулханов Юрий Михайлович
с.Шишкино Благодарненского района Ставропольского края, Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16»



I. Введение

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.

Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.

Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с одаренными детьми. Одаренность как самая общая характеристика сферы способностей требует комплексного изучения психофизиологического, дифференциально-психологического и социально-психологического развития личности.

Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период. Детский возраст – период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов в психике. Уровень и широта интеграции характеризует формирование и зрелость самого явления-одаренности. Их интенсивность или, напротив, остановка определяют динамику развития одаренности.
II. Актуальные проблемы создания социально-педагогических условий подготовки одаренных и талантливых детей на школьном уровне

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества «хорошая школа»? Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании обучения в школе дети легко поступают в вузы. В этой школе должны преподавать высококвалифицированные педагоги. В школе должны быть свои традиции. Школа должна давать современное и качественное образование. В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования. Я считаю, что наша школа соответствует всем этим критериям, поэтому одним из направлений работы школы, является работа с одаренными детьми.

Массовая школа обычно сталкивается с различного рода проблемами в работе с одаренными детьми. Наша школа не исключение. Основной проблемой на первых этапах работы является раннее выявление и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей еще в начальном звене. Одаренные дети, попадая в школьные коллективы, где у большинства их сверстников средние способности, чувствуют явную или скрытую недоброжелательность и недоверие со стороны окружающих. В результате, у одаренных детей формируется стремление не выделяться, не выглядеть «белой вороной» и их творческие возможности со временем нивелируются.

Однако о признаках одаренности нельзя судить лишь на основании результатов стандартных испытаний. Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности, поэтому важную роль в выявлении и дальнейшем развитии одаренных детей играют классные руководители, педагоги.

Необходимо включать в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами.

Учитель должен:

  • быть доброжелательным и чутким;

  • разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы;

  • быть увлеченным своим делом;

  • способным к экстремальной, научной и творческой деятельности;

  • профессионально грамотным;

  • интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

  • проводником передовых педагогических технологий;

  • знатоком во всех областях человеческой жизни;

  • быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей;

  • проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.

Кроме всего, учителя должны разнообразить формы и методы своей работы при обучении одаренных детей. Исследования показали, что одаренные дети быстро проходят начальные уровни развития интеллекта и оказывают сопротивление всем видам нетворческих работ. Это создает массу проблем, оценивается учителями как упрямство или лень. Вследствие этого у ребят складывается негативное отношение к школе, нежелание работать.

Практика нашей школы показала, что более всего в работе с одаренными учащимися подходят следующие формы работы:

  • творческие мастерские, круглые столы, дебаты;

  • групповые занятия с сильными учащимися;

  • факультативы;

  • кружки по интересам;

  • занятия исследовательской деятельностью в НОУ;

  • конкурсы;

  • интеллектуальный марафон;

  • научно-практические конференции;

  • участие в олимпиадах;

  • работа по индивидуальным планам;

  • сотрудничество с другими школами, вузами.

Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Учителю-предметнику в работе необходимо:

1. Составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности, психические особенности ребенка.

2. Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.

3. Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.

Именно такие планы работы имеют наши учителя в работе с интеллектуально одаренными детьми.

В последние годы мы столкнулись с проблемой того, что ученики не умеют, а иногда и не желают работать самостоятельно. Задача педагога - научить ребёнка и убедить его в необходимости добывать знания самим.

Оптимальный результат может быть достигнут про одновременно существующих изменениях форм и методов обучения и сочетании основных стратегий ускорения: вертикального и горизонтального обогащения. Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к познавательным высшим уровням в области избранного предмета.

Горизонтальное обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний. Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал, большие возможности развития мышления и креативности, развивает умение работать самостоятельно. Стратегия обогащения включает несколько направлений: расширение кругозора знаний об окружающем мире и самопознание, углубление знаний и развития инструментария получения знаний. Обогащение обучения специально направлено на развитие творческого мышления.

На практике мы чаще всего используем лишь одну стратегию ускорения (вертикальную), забывая о другой. В этом, на наш взгляд, еще одну проблема в работе с одаренными детьми. Одним из способов решения этой проблемы может быть введение элективных курсов. Кроме всего, для реализации всех этих условий школа сегодня должна работать по определенным комплексно-учебным программам, в рамках которых одаренный ученик может передвигаться более свободно, чем по обычной программе.

Как бы мы ни рассматривали роль и вес природных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания школы на развитие личности и одаренности ребенка, значение семьи является решающим. Особенно важно для становления личности одаренного ребенка, прежде всего, повышенное внимание родителей. Как показывают исследования и практика работы в школе, родители делятся на три категории.

Первая категория «отстраненных» родителей, которые в силу своей занятости все вопросы по воспитанию и развитию своего ребенка перекладывают на плечи школы. Именно в таких семьях дистанция между родителями и детьми велика, что сказывается на эмоционально-психологическом состоянии одаренного ребенка. Задача педагога в этом случае - привлечение родителей к деятельности ребенка, к школе, к совместной работе.

Вторая категория родителей, так называемые «детоцентричные». Ребенок для таких родителей – единственный смысл в жизни. Они проявляют чрезвычайное, необычно высокое внимание к ребенку, когда вся жизнь семьи сосредоточена на нем. Определенная «детоцентричность» семьи одаренного ребенка, фанатическое желание родителей развить его способности имеет в ряде случаев и свои отрицательные стороны. Так, в этих семьях наблюдается определенная попустительская позиция в отношении развития у ребенка ряда социальных и бытовых навыков, физического и эстетического развития. Такие родители проявляют особое внимание к школьному обучению своего ребенка, выбирая для него учебники или дополнительную литературу, не советуясь с учителем, как их лучше изучать. Родители нередко вмешиваются в учебный процесс и в отдельных случаях даже провоцируют конфликт с администрацией и педагогами. В этом случае задача педагогов и психологов состоит в разъяснительной работе с самими родителями.

Третья категория «активных» родителей. В общении с ребенком они всегда выходят за круг бытовых проблем, в их общении очень рано представлена так называемая совместная познавательная деятельность – общие игры, совместная работа на компьютере, обсуждение сложных задач и проблем. Часто родителей с детьми объединяют общие познавательные интересы, на основе которых между ними возникают устойчивые дружеские отношения. Отношение к школьному обучению у родителей этих детей никогда не принимает самодовлеющего характера, они всегда готовы помочь школе. Содержательная сторона развития ребенка для них более приоритетна, чем отметки сами по себе. В этих семьях между родителями и детьми отмечается значительно меньшая дистанция.

Практика показала, что последнее время встречаются все больше родителей первых двух групп. Это вызывает ряд проблем, которые требуют своего решения. Наша школа пытается решить данную проблему. Ежегодно проводятся «дни открытых дверей», на которые приходит все больше родителей. Педагоги совместно с администрацией организуют совместные внеклассные тематические встречи родителей и классных коллективов, круглые столы и т.д.

Следующая проблема, с которой нам приходится сталкиваться в школе в работе с одаренными детьми – это проблема саморегуляции одаренных детей. Для особо одаренных детей ситуация развития часто складывается так, что они занимаются только деятельностью, достаточно интересной и легкой для них, составляющей суть их одаренности. Любую другую деятельность, которая не входит в сферу их склонностей, большинство одаренных детей избегают, пользуясь снисходительным отношением к этому взрослых людей. У многих одаренных детей заметны проблемы, связанные с их физическим развитием. Так, некоторые дети явно избегают всего, что требует физических усилий, явно тяготятся уроками физкультуры, ритмики, не занимаются спортом. В этом случае физическое отставание проявляется как бы в умноженном варианте, когда на естественное возрастное несоответствие накладывается, и явное нежелание ребенка заниматься скучным, по его мнению, делом. В определенной степени этому потворствуют и родители такого ребенка. Задача педагога в данном случае - как можно чаще и активнее вовлекать ребенка в активную творческую и спортивную жизнь класса и школы.

И еще одна, на мой взгляд, серьезная проблема, с которой сталкивается современная школа – это то, что больше всего внимания уделяется интеллектуально одаренным детям. Анализируя современные психолого-педагогические трактовки понятия «одаренность» можно выделить следующие виды одаренности: общая интеллектуальная одаренность, творческая одаренность, спортивная одаренность. Творческая и спортивная одаренности не связаны однозначно с интеллектом. В настоящее время развитие творческой одаренности учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию. Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Для того, чтобы успешно жить и действовать в современном мире, необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость.

Значит, развитие творческой одаренности становится одной из основных задач современного образования. Чаще всего творчески и спортивно одаренные дети не испытывают тех проблем, с которыми сталкиваются высоко интеллектуальные учащиеся. Но все-таки таких детей необходимо также выявлять на ранней стадии их развития, давать возможность раскрыться, проявить себя. Для этого в школе проводятся различного рода спортивные, танцевальные, музыкальные конкурсы, творческие проекты, театральные мастерские и студии, чтобы способствовать самовыражению творчески одаренных и спортивно одаренных детей.

Дети спортивной и творческой одаренности чаще всего сталкиваются с учебными проблемами. Зачастую учителя- предметники раздражаются из-за того, что такие ученики пропускают занятия по причине соревнований или репетиций, отказываются заниматься индивидуально или дополнительно. А ведь таким детям также необходима своя индивидуальная программа обучения. Для развития каждого вида одаренности должна быть разработана своя система мероприятий, разработаны свои программы, чего пока в современных школах нет.

В современном мире очень актуальны проблемы выявления, диагностики, формирования, обучения и развития одаренных и талантливых детей. Правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности. Очень важно создать благоприятную психологическую обстановку для одаренного ребенка, которая поможет преодолению разрыва между интеллектуальным и личностным развитием и будет способствовать их развитию. Необходимо помочь родителям и самому ребенку правильно организовать учебную деятельность. Сегодня, на наш взгляд, более продуктивное решение проблем мы видим в создании специальных программ для работы с детьми со всеми видами одаренности.
Концепция одаренности
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы – поддержать ребенка, и помочь реализовать их

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому, так важно именно в школе выявить
всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Что же понимается под термином «одаренность»?

В обыденной жизни одаренность – синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, в сочетании с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.

В мировой психолого-педагогической науке существуют различные концептуальные модели одаренности. Одной из наиболее популярных теоретических моделей одаренности является концепция, разработанная американским исследователем Дж. Рензулли. Он считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик:

  • интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);

  • креативности;

  • настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).

Кроме того, он выделял знания (эрудицию) и благоприятную окружающую среду. Фактически он предлагает относить к категории одаренных тех детей, которые проявили высокие показатели хотя бы по одной из этих характеристик. В своих работах автор заменяет термин «одаренность» на «потенциал».

Для педагогов концепция Дж. Рензулли представляет собой универсальную схему, применимую для разработки системы воспитания и обучения не только одаренных детей, но и всех остальных, что отвечает задаче массовой школы. Действительно, детей, обладающих потенциальными возможностями, в школе достаточно. Если не разглядеть его, не развить, этот дар природы так и останется невостребованным.

Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дела могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.

Часто про одаренных детей говорят, что в них есть «искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому на протяжении многих лет педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и работа над собой приносит свои плоды. Мои воспитанники являются победителями районных, областных, региональных олимпиад, соревнований, успешно поступают в вузы южного региона.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Работа с одаренными детьми посредством уроков обж, физической культуры и дополнительного туристско-краеведческого образования iconСоциальная работа с одаренными детьми
Социальная работа с одаренными детьми: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. И. В. Плющ. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2011....
Работа с одаренными детьми посредством уроков обж, физической культуры и дополнительного туристско-краеведческого образования iconДоклад «Организация работы с одаренными детьми во внеурочное время»
Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать...
Работа с одаренными детьми посредством уроков обж, физической культуры и дополнительного туристско-краеведческого образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Районное методическое объединение учителей физической культуры и обж продолжает работать над методической темой «Практическое наполнение...
Работа с одаренными детьми посредством уроков обж, физической культуры и дополнительного туристско-краеведческого образования iconДополнительного профессионального образования «институт развития...
К преподаванию основ безопасности жизнедеятельности в логике федерального государственного образовательного стандарта
Работа с одаренными детьми посредством уроков обж, физической культуры и дополнительного туристско-краеведческого образования iconМетодика уроков физической культуры в первом классе
Кроме того, в нее входят 2 урока физической культуры в неде­лю, 1-2 занятия кружка физической культуры, а по воскрес­ным дням загородные...
Работа с одаренными детьми посредством уроков обж, физической культуры и дополнительного туристско-краеведческого образования iconАвторская рабочая программа по немецкому языку для работы с одарёнными детьми Разработано
Европе (на немецком языке говорят народы пяти стран: Германии, Австрии, части Швейцарии, Люксембурга) и, наконец, большим вкладом...
Работа с одаренными детьми посредством уроков обж, физической культуры и дополнительного туристско-краеведческого образования iconУроки по теме «Дифференцированный подход к учащимся на уроках предметов...
В рамках методической недели «мо физической культуры и обж» с 17 по 26 декабря прошли открытые уроки по теме «Дифференцированный...
Работа с одаренными детьми посредством уроков обж, физической культуры и дополнительного туристско-краеведческого образования iconПсихолого-педагогическое обоснование работы с одарёнными детьми
...
Работа с одаренными детьми посредством уроков обж, физической культуры и дополнительного туристско-краеведческого образования iconРазвитии физической культуры и спорта в городе Югорске
Федерации, Управление по физической культуре, спорту, работе с детьми и молодёжью обеспечивает условия для развития на территории...
Работа с одаренными детьми посредством уроков обж, физической культуры и дополнительного туристско-краеведческого образования iconВнеклассное мероприятие по литературе, 6 б 27 Учителя рус языка, истории, музыки Верещагина Е. И
Цель педсовета: Определить общие методологические и психолого-педагогические позиции коллектива школы в работе с одаренными детьми....
Работа с одаренными детьми посредством уроков обж, физической культуры и дополнительного туристско-краеведческого образования iconИнформация о педагогах мо естественнонаучного цикла, обж и физической культуры
Особенности физического развития детей школьного возраста на уроках физической культуры
Работа с одаренными детьми посредством уроков обж, физической культуры и дополнительного туристско-краеведческого образования iconСоздание условий для формирования личности творческой, самостоятельной,...
Развитие общей культуры школьников через традиционные мероприятия школы, выявление и работа с одаренными детьми
Работа с одаренными детьми посредством уроков обж, физической культуры и дополнительного туристско-краеведческого образования iconГубкинского городского округа
Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество», посвященного Году российской истории», в целях активизации работы туристско-краеведческих...
Работа с одаренными детьми посредством уроков обж, физической культуры и дополнительного туристско-краеведческого образования iconПрограмма работы с одарёнными детьми по математике (3 4 класс) Составитель:...
Закон РФ от 24. 07. 1998 №124-фз «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Работа с одаренными детьми посредством уроков обж, физической культуры и дополнительного туристско-краеведческого образования iconИспользование дистанционных технологий по математике в 1 классе на 2013-2014 учебный год
Также дистанционное обучение организуется при работе с одаренными детьми, детьми, плохо усваивающими программный материал в виде...
Работа с одаренными детьми посредством уроков обж, физической культуры и дополнительного туристско-краеведческого образования iconПрограмма повышения квалификации учителей физической культуры, как...
Программа предназначена для руководителей образовательных учреждений, педагогов физической культуры общеобразовательных учреждений...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск