Социальная работа с одаренными детьми





Скачать 291.98 Kb.
НазваниеСоциальная работа с одаренными детьми
страница1/3
Дата публикации08.01.2015
Размер291.98 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
100-bal.ru > Литература > Учебно-методическое пособие
  1   2   3


Министерство образования и науки Российской Федерации

Сибирский федеральный университет

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Учебно-методическое пособие

для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения

Красноярск

СФУ

2011
Составитель Плющ, И.В.
Социальная работа с одаренными детьми: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. И.В. Плющ. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2011. 22 с.
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ предназначено для студентов очной и заочной форм обучения по специальности «Социальная работа» (040101.65 специалист) и направлению «Социальная работа» (040100.62 бакалавр)

© Сибирский

федеральный

университет, 2011

Введение
Учебный курс «Социальная работа с одаренными детьми» входит в цикл общепрофессиональных дисциплин учебного плана специальности «Социальная работа» и соответствует требованиям государственного стандарта, предъявляемым к подготовке специалистов по социальной работе в высших учебных заведениях.

Изучение основ социальной работы с одаренными детьми ориентировано на следующие цели: формирование комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих организовать, диагностировать и курировать деятельность специалистов различного профиля по развитию одаренных детей.

Данный курс рассчитан на один семестр. Контроль знаний студентов по курсу осуществляется в форме зачета. К зачету допускаются только те студенты, которые до начала зачетной недели текущего семестра получили положительные оценки за все обязательные практические работы.

Основными задачами изучения социальной работы с одаренными детьми являются:

  • изучение понятий;

  • знакомство с основными теоретическими объяснениями проявления одаренности;

  • выявление механизмов развития одаренности;

  • установление взаимозависимости условий и факторов, способствующих оптимальному сопровождению одаренных детей,

  • формирование навыков анализа данных социальной ситуации окружения одаренных детей (социально-педагогической, социально-психологической, правовой и др.).


В основе успешного освоения курса социальной работы с одаренными детьми лежат в первую очередь дисциплины: социальная психология, общая и возрастная психология, социальная педагогика.

Курс «Социальная работа с одаренными детьми» является основой при изучении следующих базовых для данной специальности курсов: технологии социальной работы, актуальные проблемы теории и практики социальной работы, социальная работа с молодежью.

Темы лекционных и семинарских занятий по курсу

«Социальная работа с одаренными детьми»
Тема 1. «Социальная работа с одаренными детьми» как научное направление и учебная дисциплина

  1. Предмет и задачи курса. Система понятий.

  2. Исторические формы и этапы понимания проявления одаренности и таланта.

  3. Генезис теоретических представлений о характере и специфике проявления одаренности.

  4. Методы получения информации. Источники данных.


Литература: 1, 5 / 8, 9, 17, 20, 29, 37.
Тема 2. Проблемы одаренности

  1. Проблемы диагностики и выявления одаренности и таланта.

  2. Социально-психологические проблемы развития детей с выраженными способностями.

  3. Конфликтность среды как проблема развития одаренных детей.


Литература: 1, 5 / 7, 8, 15, 23, 30, 36.
Тема 3. Методики выявления одаренности

  1. Классификация видов одаренности. Потенциальная и скрытая одаренность.

  2. Критерии и признаки одаренности

  3. Психологический тренинг выявления одаренности

  4. Тесты как средство выявления одаренности


Литература: 4, 5 / 7, 8, 9, 23, 30, 36.
Тема 4. Правовые основания социальной работы с одаренными детьми

  1. Федеральные законы и постановления, обеспечивающие защиту и развитие детей.

  2. Федеральная целевая программа «Дети России», подпрограмма «Одаренные дети».

  3. Региональная программа «Одаренные дети» и ее реализация.

  4. Проект Министерства Образования и Науки Российской Федерации "Концепция интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в общенациональную систему".


Литература: 4 / 41, 42.
Тема 5. Практическая деятельность по работе с одаренными детьми

  1. Российские дистанционные формы работы (олимпиады).

  2. Федеральные экспериментальные площадки Красноярского края (на примере школы Космонавтики, школы «Поиск»).

  3. Научно-исследовательская работа как средство выявления и развития одаренности (образовательные учреждения общего и дополнительного образования).


Литература: 2, 4 / 37-44.

Тема 6. Основные направления работы с одаренными детьми

  1. Одаренный ребенок в семье.

  2. Одаренный ребенок в системе образования.

  3. Одаренный ребенок и его референтная группа. Группа сверстников.

  4. Одаренный ребенок и его социальные связи.


Литература: 3, 5 /6, 11,12, 13, 24, 33, 34, 35, 36.
Тема 7. Основные направления личностного развития одаренного ребенка

  1. Создание психолого-педагогических условий для формирования способностей.

  2. Обеспечение развития потребности в самоактуализации.

  3. Развитие произвольной саморегуляции.

  4. Коррекция инфантильности развития социального и эмоционального интеллекта.

  5. Помощь в профессиональной ориентации.


Литература: 2, 3, 4 / 6, 10, 11, 13, 27, 28.
Тема 8. Методы и технологии работы с одаренными детьми

  1. Социально-педагогические методики.

  2. Социально-психологические, психологические методики.

  3. Тренинговые формы работы.

  4. Рефлексивные методики.


Литература: 1, 5 / 14, 20, 32.


Тема 9. Экспертиза условий и факторов развития одаренных детей

  1. Выработка критериев и индикаторов успешности работы с одаренными детьми.

  2. Индивидуальное сопровождение одаренных детей и его мониторинг.

  3. Контроль за реализацией программ

  4. Организация обратной связи как необходимый элемент мониторинга и контроля


Литература: 1, 5 / 23, 36.
Темы рефератов


  1. Методики диагностики творческих способностей школьников.

  2. Трудности, возникающие в работе с одаренными детьми, и пути их преодоления.

  3. Проблемы развития одаренных детей.

  4. Проблемы выявления и развития детской одаренности в современных условиях обучения.

  5. Модели работы с одаренными детьми в образовательном учреждении.

  6. Формы и методы работы педагогов с одаренными детьми.

  7. Организация исследовательской деятельности как способ работы с одаренными детьми.

  8. Опыт работы с одаренными детьми (по материалам периодической печати).

  9. Образовательные программы развития одаренных детей (анализ интернет-материалов)

  10. Государственные инициативы поддержки одаренных детей и их реализация


Вопросы к зачету



  1. Проблема определения понятий одаренности и существующие определения (талант – одаренность – гениальность – способности)

  2. Теоретические объяснения происхождения одаренности.

  3. Психологические особенности развития одаренных детей.

  4. Социальные особенности развития одаренных детей.

  5. Классификация видов одаренности.

  6. Проблемы выявления видов одаренности.

  7. Ресурсы развития общей и скрытой одаренности.

  8. Принципы интеллектуального развития одаренных детей.

  9. Нормативная база социальной работы в одаренными детьми.

  10. Методики выявления одаренности.

  11. Основные направления социальной работы с одаренными детьми.

  12. Основные направления личностного развития одаренного ребенка

  13. Индивидуальные программы сопровождения как форма работы с одаренными детьми.

  14. Консультирование как форма работы с одаренными детьми.

  15. Диагностика конфликта как средство решения проблем одаренного ребенка.


Учебно-методические материалы по дисциплине
Основная литература


  1. Акимов И.А., Клименко В. В. «Феномен края». / http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/library/i-akimov-v-v-klimenko-fenomen-kraya

  2. Касперская О. В. Система работы с одаренными детьми [Текст]/ О. В. Касперская. – Волгоград: Учитель, 2011. – 119с.

  3. Кулемзина А.В. Принципы педагогической поддержки одаренных детей // Педагогика.- 2003.- № 6.- С. 27 - 32.

  4. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одарённых детей. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.

  5. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей: классические тексты [Текст]/ под. ред. А. М., Матюшкина, А. А. Матюшкина. – М.: Омега-Л, 2008. – 368 с.


Дополнительная литература


  1. Алексеева Н. В. Развитие одаренных детей [ Текст] : программа, планирование, конспекты занятий, психологическое сопровождение / Н. В. Алексеева – Волгоград : Учитель, 2011. – 182 с.

  2. Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности /Ю.Д. Бабаева М., 1997.

  3. Богоявленская Б.Д., Богоявленская М.Е.Одаренность и проблемы ее идентификации / // Психологическая наука и
    образование.- 2000.- № 1.- С. 5-13.


  4. Джумагулова Т. Н., Соловьева И. В. Одаренный ребенок: дар или наказание [Текст]/ Т. Н. Джумагулова, И. В. Соловьева. – Санкт-Петербург: Речь, 2009. – 160с.

  5. Драма одаренного ребенка и поиск собственного «Я»/ А. Миллер. - 2-е издание. - М.: Академический проект, 2003.

  6. Колисниченко Н. В. Влияние социальной ситуации развития ребенка младшего школьного возраста на его лингвистические способности //Журнал прикладной психологии. - М., 2003. - С.26-28.

  7. Кулемзина А. Отношения: одаренный ребенок - образовательная система // Лучшие страницы педагогической прессы. - 2002. - № 6.-
    С. 71-78.

  8. Коваль Т. В. Одаренный ребенок нуждается в... дискомфорте:
    Практический опыт педагогической работы с одаренными детьми //
    Лицейское и гимназическое образование.- 1999.- № 6.- С. 68-71.

  9. Ландау Э. Одаренность требует мужества: психологическое сопровождение одаренного ребенка. - М.: Академия, 2002. - 143 [1] с.

  10. Лосева, А. А. Психологическая диагностика одаренности / А.А. Лосева. - М.: Академический проект: Трикста, 2004.

  11. Лукаш Е. Ю. Отношение к социальной адаптации у творчески одаренных детей в России и в США // Вопросы психологии. - М., 2004. - №4. - С. 22-30.

  12. Лейтес Н.С. Об умственной одаренности / Н.С. Лейтес. 1990.

  13. Лейтес Н.С. Бывают выдающиеся дети…// Семья и школа. №3. 1999.

  14. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. Педагогика и психология. № 4. 1984. С.7 6.

  15. Лейтес Н. С.Возрастная одаренность школьников: Учебное пособие для студ. пед. вузов/ Н.С. Лейтес. - М.: Академия, 2000.

  16. Лебедева Л.Д. Проблемы одаренности // Образование.-
    2000.- № 1.- С. 115-118.

  17. Мейснер Т. Вундеркинды. Реализованные и нереализованные способности / Т. Мейснер. - М.: КРОН-Пресс, 1998.

  18. Международная конференция по проблемам одаренности – 2/ Д. Б. Богоявленская // Вопросы психологии. - М., 2004. - №3. - С. 120-121

  19. Новосёлова С.Л. Генетически ранние формы мышления / С.Л. Новосёлова. М. – Воронеж, 2002.

  20. Одаренные дети: Перевод с английского/ Общ. ред. Г.В. Бурменской, В.М.Слуцкого; - М.: Прогресс, 1991.

  21. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С.Лейтеса. - М.: Академия, 1996.

  22. Ковалев А.Г., Мясищев Н.Г. Психологические особенности человека: А.Г. Ковалёв, Н.Г. Мясищев. В 2 т.; ЛГУ им. А.А. Жданова. - Л.: ЛГУ, 1960. Т. 2: Способности.

  23. Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д.В. Ушакова. - М.: ПЕР СЭ, 2000.

  24. Седов А. Биология одаренности / А. Седов, А. Пентин // Лицейское и гимназическое образование.- 2002.- № 2.- С. 41-50.

  25. Савенков А.И. Диагностика детской одаренности как педагогическая проблема / А.И. Савенков // Педагогика.- 2000.- N 10.- С. 87-94.

  26. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка: Ю.Г. Тамберг. СПб., «Речь», 2002.

  27. Тарасова С.Ю. Опыт консультативного наблюдения одаренных детей / Психологическая наука и образование. - 2002.- № 1.- С. 59-63.

  28. Фокина Е. А. Формирование межличностных отношений одаренных детей со сверстниками в гетерохронных коллективах массовой начальной школы. М, 2

  29. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность: Сб.науч.тр. / Отв.ред. С.З. Гончаров. - Свердловск: СИПИ, 1990.

  30. Шуркова Н.Е. Собрание пестрых дел: Н.Е. Щуркова. М. Новая школа, 1994.

  31. Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьники: их проблемы и особенности // Школа здоровья. – 1999. - № 3. – С. 41-51.

  32. Экспедиция в гениальность. Психобиологическая природа гениальной и одаренной личности: (Патографические описания жизни и творчества великих людей)/ Г.П. Колупаев, В.М. Клюжев, Н.Д. Лакосина, Г.П. Журавлев. Сост. и общ. ред. В.М. Свининникова, Ю.Л. Кириллова. - М.: Новь, 1999.


Интернет ресурсы


    1. Всероссийская олимпиада школьников: сайт // http://rosolymp.ru/

    2. Дар: Центр по работе с одаренными детьми. г. Ростов-на-Дону. http://www.dar.aaanet.ru/

    3. Лаборатория изучения одарённости: Социальная сеть работников образования /nsportal.ru

    4. Лифт в будущее: программа поиска, поддержки и развития талантливой молодежи Благотворительного фонда АФК «Система» / http://www.examen.ru/lift?utm_source=Google&utm_medium=cpc&utm_campaign=Siber_olimpiads

    5. Одаренные дети Красноярья: Сайт Красноярского края/ http://krastalant.ru/

    6. Федеральная целевая программа «Дети России», подпрограмма «Одаренные дети»/Электронный документ.

    7. Школа космонавтики / http://www.cosmoschool.ru/

    8. Центр развития мышления и интеллекта: сайт // http://vot-zadachka.ru/index.php?article_id=136#top

Методическое обеспечение самостоятельной работы
и контрольных работ студентов



  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Самостоятельная работа студентов в рамках учебного курса «Социальная работа с одаренными детьми» включает в себя:

  • самостоятельное изучение теоретического материала и подготовку к семинарским занятиям, повторение и осмысление изученного материала, изучение новейшей научной литературы при самостоятельной подготовке студентов к практическим занятиям;

  • выполнение реферативной работы.

Методические материалы, необходимые для самостоятельной работы находятся в методическом кабинете по проблемам теории и практики социальной работы, а также в электронной библиотеке СФУ. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов можно разделить на два смысловых блока: «Вопросы для самоконтроля», «Контрольные работы».
Блок 1: «Вопросы для самоконтроля»

Для эффективного освоения студентами теоретического курса, а также для актуализации и оптимизации самостоятельной работы студентов по изучению теоретического материала и подготовке к семинарским занятиям по каждой теме семинарских занятий предлагается список вопросов для самоконтроля (по всем разделам всех модулей). Вопросы для самоконтроля помогут студентам выявить в изучаемых материалах главные содержательные моменты, целенаправленно изучать научную и учебную литературу.

Блок 2: «Контрольные работы»

В Блоке 2 представлены задания и пояснения для результативного выполнения контрольной работы. Студенты, систематически занимающиеся освоением данной учебной дисциплины и желающие получить автоматический зачет по результатам обучения в семестре, обязаны успешно защитить свою контрольную работу до начала зачетной недели в сроки, предусмотренные графиком защит контрольных работ.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Социальная работа с одаренными детьми iconДоклад «Организация работы с одаренными детьми во внеурочное время»
Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать...
Социальная работа с одаренными детьми iconПсихолого-педагогическое обоснование работы с одарёнными детьми
...
Социальная работа с одаренными детьми iconВнеклассное мероприятие по литературе, 6 б 27 Учителя рус языка, истории, музыки Верещагина Е. И
Цель педсовета: Определить общие методологические и психолого-педагогические позиции коллектива школы в работе с одаренными детьми....
Социальная работа с одаренными детьми iconПрограмма работы с одарёнными детьми по математике (3 4 класс) Составитель:...
Закон РФ от 24. 07. 1998 №124-фз «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Социальная работа с одаренными детьми iconПлан работы с одаренными детьми гбоу сош №2091 Методическое объединение...
Разработка плана работы с одаренными детьми на 2013/2014 учебный год, составление базы детей, имеющих особые способности и повышенный...
Социальная работа с одаренными детьми iconАвторская рабочая программа по немецкому языку для работы с одарёнными детьми Разработано
Европе (на немецком языке говорят народы пяти стран: Германии, Австрии, части Швейцарии, Люксембурга) и, наконец, большим вкладом...
Социальная работа с одаренными детьми iconПсихологическое сопровождение талантливых (одаренных) учащихся
Работа с талантливыми, одаренными детьми в школе, гимназии, лицее может быть реализована только в рамках общешкольной программы,...
Социальная работа с одаренными детьми iconРабочие программы дисциплин в структуре Основной образовательной...
Социальная работа (профиль "Социальная работа на предприятиях и фирмах разных видов деятельности, организационно-правовых форм и...
Социальная работа с одаренными детьми iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Работа с одаренными детьми в предметной области «Технология» во внеурочное время
Социальная работа с одаренными детьми iconРабота с одаренными детьми на уроках информатики и во внеурочное время
В самом общем представлении одаренность может быть определена как обладание большими способностями
Социальная работа с одаренными детьми iconДоклад заместителя директора по увр н. В. Белей на тему: «Методические...
«Методические приемы современных педагогических технологий в работе с одаренными детьми»
Социальная работа с одаренными детьми iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Факультативные занятия по математике в 5 классе являются одной из важных составляющих программы «Работа с одаренными детьми»
Социальная работа с одаренными детьми iconРабота с одаренными детьми посредством уроков обж, физической культуры...
Шишкино Благодарненского района Ставропольского края, Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная...
Социальная работа с одаренными детьми iconСоздание условий для формирования личности творческой, самостоятельной,...
Развитие общей культуры школьников через традиционные мероприятия школы, выявление и работа с одаренными детьми
Социальная работа с одаренными детьми iconРабота с одаренными детьми
Латыпова Альфия Сагитовна, отличник образования рб, учитель математики высшей категории мобу сош с имени Восьмое Марта муниципального...
Социальная работа с одаренными детьми iconАнализ работы с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию...
Анализ современных психолого-педагогических трактовок понятия «одаренность» позволил нам выделить следующие виды одаренности


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск