Скачать 260.7 Kb.
|
Программа факультатива по математике 5 класса Учитель математики Е. Ю. Галкина 2012-2013 уч. год. ВВЕДЕНИЕ Факультативные занятия по математике в 5 классе являются одной из важных составляющих программы «Работа с одаренными детьми». На первых этапах проведения занятий определена цель – показать учащимся красоту и занимательность предмета, выходя за рамки обычного школьного учебника. В дальнейшем ставятся цели, наиболее актуальные сегодня при переходе к профильному обучению. Факультативный курс направлен на достижение следующих целей:
Кроме того, факультативные занятия решают такие актуальные на сегодняшний день задачи, как:
При разработке факультативного курса по математике учитывалась программа по данному предмету, но основными все же являются вопросы, не входящие в школьный курс обучения. Именно этот фактор является значимым при дальнейшей работе с одаренными детьми, подготовке их к олимпиадам различного уровня. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ: После изучения данного курса учащиеся должны знать:
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Учащиеся, посещающие факультатив, в конце учебного года должны уметь:
Учебно-тематический план
Занятие №1. Тема: «История математики. Старинные системы записи чисел». Цели: «Познакомить со старинными системами записи чисел. Развивать познавательный интерес к математике, её истории. Развивать память, речь, логическое мышление. Расширять кругозор учащихся, повышать их общую культуру». Оборудование: таблицы. Ход занятия. I.Организация класса. Речевая разминка. И прекрасна и сильна Математики страна Здесь везде кипит работа, Все подсчитывают что-то. Сколько домнам угля надо. А детишкам шоколада. Сколько звёзд на небесах, А веснушек на носах. II. Сообщение целей факультатива и темы занятия. III. Изучение нового материала. Старинные системы записи числа. А) Иероглифическая система древних египтян. Около 3-2,5 тыс. лет до нашей эры древние египтяне придумали свою числовую систему. В ней ключевые числа: 1, 10, 100 и т.д.- изображались специальными значками- иероглифами. Египтяне высекали их на стенах погребальных камер, писали тростниковым пером на свитках папируса. Для записи чисел они употребляли следующие иероглифы: Б) Римские цифры. Среди множества иероглифических систем счисления, которые существовали в разные времена у разных народов, только одна используется до сих пор. Эти цифры встречаются на циферблатах часов, фронтонах старинных и современных зданий, памятниках, страницах книг. Речь идет о римской системе счисления. Физкультминутка. IV. Занимательные задачи. А) Снежный барс- отличный охотник. На охоте он не уступает в ловкости льву. Сравни массу барса и льва, если известно, что масса снежного барса достигает 40кг, а льва- 2ц. (1ц = 100 кг). Б) Маленькая мышка, живущая под корнями деревьев, делает запасы на зиму. В норке одной мышки было найдено 5 кг семян. Сколько кг семян перетащат в свои норки 2,3, и т. д. мышки. V. Игра «Гномик, который любит таблицу умножения». VI.Итоги. Занятие №2. Тема: « История математики. Римские цифры. Алфавитные системы». Цели: «Познакомить с римскими цифрами и алфавитными системами. Развивать познавательный интерес к математике, её истории. Развивать память, мышление и речь». Оборудование: таблицы, иллюстрирующие обозначение чисел римскими цифрами и алфавитные системы. Ход занятия. I.Организация класса. Речевая гимнастика.
Римским цифрам около 2,5 тыс. лет. Как читать римские цифры? Правило записи римских чисел гласит: « Если большая цифра стоит перед меньшей, то они складываются, если же меньшая стоит перед большей, то меньшая вычитается из большей». В наши дни любую из римских цифр запрещается записывать в одном числе более трёх раз подряд. ( V1111) Эта таблица позволяет обозначить любое число от 1 до 3999. Вот как будет выглядеть число 3999- МММСМХС1Х. У многих народов для обозначения числа 1 применялся один и тот же символ- вертикальная чёрточка. Это самое древнее число в истории человечества. Оно возникло из простой черты на земле, из зарубки на дереве или кости. III. Алфавитные системы. В древности широко применялись системы, в которых числа обозначались буквами. Для обозначения чисел над буквами сверху ставили специальный значок- титло (~).
С помощью этой таблицы можно легко записать любое целое число от 1 до 999 включительно, например. 77- ЗО, 288- СПИ, 498- УЧИ. IV. Игра. ЭВМ. V. Итоги. Занятие № 3. |