Работа с одаренными детьми на уроках информатики и во внеурочное время





Скачать 60.58 Kb.
НазваниеРабота с одаренными детьми на уроках информатики и во внеурочное время
Дата публикации15.08.2014
Размер60.58 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Работа с одаренными детьми на уроках информатики и во внеурочное время

Демидова Татьяна Ивановна учитель информатики и ИКТ

МОУ СОШ №7 г. Комсомольск-на-Амуре
  В самом общем представлении одаренность может быть определена как обладание большими способностями.

  Под способностями же в свою очередь понимаются индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности.

  Человек не рождается с готовыми способностями. Врожденными являются лишь анатомо-психологические предпосылки формирования способностей.

  На их основе под влиянием обучения и воспитания, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром развиваются его способности, таланты.

  Поэтому моя задача - своевременное выявление одарённости и создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одаренных детей.

  Как же учителю разглядеть талант в ребенке и способствовать его развитию в дальнейшем?

  На уроках учителю зачастую просто не хватает времени для работы с такими детьми. И в этой ситуации единственное, что  может сделать педагог   - это моделирование такой учебной деятельности, в которой ребёнок может максимально самореализоваться.

  Самый верный способ помочь ребенку раскрыть себя –  научить учиться. В этом помогает самостоятельный поиск. Ведь талантливому ребенку не нужно до конца все «разжевывать». Иногда  при объяснении нового материала, рассказав суть, и не  вникая в подробности, предлагаю дальше некоторым ребятам из класса продолжить работу самостоятельно, отыскав свой путь решения задачи.  Главное, чтобы на этом этапе у детей были сформированы  умения самостоятельно добывать знания из различных источников, анализировать факты, делать выводы и обобщения, аргументировать свой ответ.

  Моделирование подобных ситуаций на уроке способствует тому, что каждый одаренный ребенок, так или иначе,  раскроет в себе новые способности.

  Другой способ  самореализации одаренных детей заключается в организации их исследовательской деятельности. Такая форма работы  предоставляет учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете.

  Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность на уроках является проектный метод. С учётом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Подобную работу можно проводить, начиная с 5 класса.

  Исследовательская деятельность учащихся предполагает несколько этапов:

  1.      Постановка проблемной ситуации

  2.      Сбор и обработка материала

  3.      Презентация проекта

  4.      Обсуждение

  Эта форма работы требует соблюдения нескольких правил, которые позволят организовать исследовательскую деятельность детей.

  Во-первых, учащиеся должны иметь четкий план действий, разработанный ими в группе или индивидуально. В плане прописана  деятельность каждого участника, определена цель исследования, составлен алгоритм достижения поставленной цели.

       Во-вторых, дети должны четко представлять, каким будет  итог выполнения каждого этапа и конечный продукт исследовательской работы. Возможно,  это будет презентация, web-сайт, публикация и т.д.

  Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы.

  Основная часть работы с одаренными детьми приходится на внеурочную деятельность (спецкурсы, кружки, факультативы).  Здесь происходит подготовка детей к участию в различных мероприятиях в школе, городе, стране.

  Участие во всевозможных интеллектуальных и предметных олимпиадах, творческих конкурсах, фестивалях, телекоммуникационных проектах  дает возможность одаренному ребенку раскрыть свои таланты и реализовывать интересы, выходящие за рамки школьной программы.

  Для одаренного ребенка свойственна высокая концентрация на интересующем его предмете. С годами такие дети проявляют огромное упорство в достижении цели. Одаренные дети отличаются разнообразием интересов. Это порождает склонность начинать несколько дел одновременно, и браться за слишком сложные задачи. Многие одаренные дети, осознающие свои большие способности, воспринимают любое место, кроме первого, как поражение, а себя как неудачника и не умеют пережить неудачу. В такой ситуации  учителю, прежде всего, необходимо быть доброжелательным и чутким,  не критиковать, а, наоборот, хвалить ребенка,  поощрять его творческое и продуктивное мышление.

  Другой вариант работы внеклассной работы с  одаренным ребенком - индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.

 В этом случае учителю в работе необходимо:

  • Составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности, психические особенности ребенка, его учебную нагрузку по другим предметам.

  • Продумать методику обучения.  Одаренные дети требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает самостоятельность мышления, стремление к экспериментированию, им необходима серьёзная умственная нагрузка.

  • Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.

  • Выбрать форму отчета ребенка за определенные промежутки времени

  У каждого учителя свои методы  и формы работы с одаренными детьми. Однако, каждый, наверное, согласится с тем, что только внимательное и чуткое отношение ко всем проявлениям творчества будет способствовать дальнейшему развитию одаренности ребенка. Проблемы работы с одаренными учащимися - одна из современных задач модернизации образования, но она всегда присутствовала и решалась в той или иной степени на всех этапах развития любой системы образования посредством дифференцированного и индивидуального подхода в обучении . Считаю, что долг и дар учителя заключается в том. чтобы создать условия , в которых ученик мог бы проявить себя и показать путь для самореализации. Мой учебный предмет – информатика, обладает огромным потенциалом для всестороннего развития личности, а значит и для выявления одаренных детей, так как здесь как нигде ещё, реализуются межпредметные связи.

Анализ осуществляемой работы с одаренными и талантливыми школьниками по информатике в школе свидетельствует о необходимости и открывающихся возможностях её дальнейшего совершенствования. Самый верный способ помочь ребенку раскрыть себя – научить учиться. В этом помогает самостоятельный поиск. Ведь талантливому ребенку не нужно до конца все «разжевывать». Иногда  при объяснении нового материала, рассказав суть, и не  вникая в подробности, предлагаю дальше некоторым ребятам из класса продолжить работу самостоятельно, отыскав свой путь решения задачи.  Главное, чтобы на этом этапе у детей были сформированы  умения самостоятельно добывать знания из различных источников, анализировать факты, делать выводы и обобщения, аргументировать свой ответ.

Моделирование подобных ситуаций на уроке способствует тому, что каждый одаренный ребенок, так или иначе,  раскроет в себе новые способности. Другой способ самореализации одаренных детей заключается в организации их исследовательской деятельности. Такая форма работы предоставляет учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете. Участие во всевозможных интеллектуальных и предметных олимпиадах, творческих конкурсах, фестивалях, телекоммуникационных проектах дает возможность одаренному ребенку раскрыть свои таланты и реализовывать интересы, выходящие за рамки школьной программы. Очень важное место в работе с одаренными детьми является подготовка лучших учащихся к районным и областным конкурсам и фестивалям.  Решение проблемы привлечения высокомотивированных учащихся коллектив нашей школы видит в организации профильного обучения, так как создание таких классов позволяет на деле, а не на словах решать проблему обучения детей с признаками одаренности.. Школа обеспечивает образовательный процесс высокопрофессиональными педагогическими кадрами, новейшими технологиями, включая ИКТ. Создаются условия для реализации принципов активного изучения базовых предметов и предметов дополнительного образования. Через проблемные ситуации, поисковые и исследовательские методы учитель направляет деятельность ученика на приобретение дополнительных знаний, помогает ученику достичь определенных творческих результатов.

Систематически веду с учащимися проектно - исследовательскую работу, с результатами которой учащиеся выступают на классных часах, школьных научно-практических конференциях, участвуют в сетевых проектах. Участие в исследовательской работе, в социальных проектах, конкурсах и других мероприятиях, направлены на формирование социокультурного опыта учащихся, дает им возможность самим разрабатывать проекты, актуальные для изучения не только предмета информатика, но и других предметов, своего города, края и России в целом. Мои учащиеся занимают призовые места на конкурсах разного уровня, о чём свидетельствуют их дипломы и сертификаты.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Работа с одаренными детьми на уроках информатики и во внеурочное время iconДоклад «Организация работы с одаренными детьми во внеурочное время»
Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать...
Работа с одаренными детьми на уроках информатики и во внеурочное время iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Работа с одаренными детьми в предметной области «Технология» во внеурочное время
Работа с одаренными детьми на уроках информатики и во внеурочное время iconСоциальная работа с одаренными детьми
Социальная работа с одаренными детьми: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. И. В. Плющ. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2011....
Работа с одаренными детьми на уроках информатики и во внеурочное время iconУроках математики и во внеурочное время
Обобщение опыта по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время"
Работа с одаренными детьми на уроках информатики и во внеурочное время iconДоклад к муниципальному семинару «Проектно-исследовательская деятельность...
Проектно-исследовательская деятельность по биологии на уроках и во внеурочное время
Работа с одаренными детьми на уроках информатики и во внеурочное время iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На уроках информатики, уроках изо, мхк, черчения, уроках в начальной школе, элективных курсах, кружках, дистанционном обучении учащимися...
Работа с одаренными детьми на уроках информатики и во внеурочное время iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На уроках информатики, уроках изо, мхк, черчения, уроках в начальной школе, элективных курсах, кружках, дистанционном обучении учащимися...
Работа с одаренными детьми на уроках информатики и во внеурочное время iconДоклад Гражданско-патриотическое воспитание школьников во внеурочное время
Отсутствие же или недостаточная работа с детьми препятствует социализации молодых людей, формированию нравственно и политически грамотных...
Работа с одаренными детьми на уроках информатики и во внеурочное время iconПсихолого-педагогическое обоснование работы с одарёнными детьми
...
Работа с одаренными детьми на уроках информатики и во внеурочное время iconВнеклассное мероприятие по литературе, 6 б 27 Учителя рус языка, истории, музыки Верещагина Е. И
Цель педсовета: Определить общие методологические и психолого-педагогические позиции коллектива школы в работе с одаренными детьми....
Работа с одаренными детьми на уроках информатики и во внеурочное время iconИсследовательская работа позволяет получить дополнительную информацию и знания по предмету
Исследовательская деятельность обучающихся на уроках русского языка и литературы и внеурочное время
Работа с одаренными детьми на уроках информатики и во внеурочное время iconДоклад «Использование краеведческого материала на уроках литературы и во внеурочное время»
«Использование краеведческого материала на уроках литературы и во внеурочное время»
Работа с одаренными детьми на уроках информатики и во внеурочное время iconНа уроках информатики и во внеурочное время
Единый государственный экзамен, профилизация школы. С 3 класса в учебный план введен модуль предмета Технология «Информатика и икт»,...
Работа с одаренными детьми на уроках информатики и во внеурочное время iconПрограмма работы с одарёнными детьми по математике (3 4 класс) Составитель:...
Закон РФ от 24. 07. 1998 №124-фз «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Работа с одаренными детьми на уроках информатики и во внеурочное время iconРазвитие речи неслышащих школьников в начальной школе
С. А. Зыковым, с самого начала предусматривала работу над речью не только на уроках, но и во внеурочное время. «Нет необходимости...
Работа с одаренными детьми на уроках информатики и во внеурочное время iconПроектная деятельность обучающихся на уроках истории и обществознания
Одним из основных направлений работы с учащимися является проектная деятельность на уроках и во внеурочное время


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск