Психолого-педагогическое обоснование работы с одарёнными детьми





НазваниеПсихолого-педагогическое обоснование работы с одарёнными детьми
страница1/5
Дата публикации08.01.2015
Размер0.59 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5






Концепция одарённости

Научно-методическое обоснование работы с одарёнными детьми




Определение понятий «одарённость» (признаки, виды особенности личности одарённого ребёнка, создание системы работы с одарёнными детьми




МОУ СОШ №2 им. 37 ГСД Красной Армии










  1. Психолого-педагогическое обоснование работы с одарёнными детьми

Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, ее направленность на гуманистические, личностно ориентированные и развивающие образовательные тех­нологии изменили отношение к учащимся, проявляющим неорди­нарные способности. Появились образовательные учреждения, учебные и социальные программы, общественные организации и фонды, ставящие основной целью выявление, обучение, развитие одаренных детей. Постепенно в общественном сознании начинает формироваться понимание того, что переход в век наукоемких тех­нологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуаль­ного потенциала общества.

В нашей стране в рамках президентской программы «Одарен­ные дети» была предпринята попытка научной разработки концепции одаренности на государственном уровне, которая представляет собой теоретическую модель, вобравшую в себя все лучшие дос­тижения современной отечественной и зарубежной психологии и педагогики.

Однако при работе с этими детьми постоянно возникают педа­гогические и психологические трудности, обусловленные разнооб­разием видов одаренности, множеством противоречивых теорети­ческих подходов и методов, вариативностью современного образо­вания, а также чрезвычайно малым числом специалистов, подго­товленных к работе с одаренными детьми. Кроме того, необходимо учитывать специфику их обучения и развития в системе дошколь­ного и школьного (школы, гимназии, лицеи), государственного и негосударственного, а также дополнительного (внешкольного) об­разования и т. п.

Отсюда возникает проблема создания целостной системы рабо­ты с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы.

Попытаемся осветить состояние данной проблемы в теории, то есть те концепции (подходы), на основе которых выстраивается соответствующая практика работы с одаренными детьми, а также рассказать о том, как может быть организован процесс развития и обучения детей «с признаками одаренности» в условиях общеобра­зовательной школы. Но, прежде, хотелось бы сказать о том, что понимают под целостной системой. Это прежде всего целевые (це­ли), содержательные (содержание материала, отраженное в учеб­ных планах, программах, учебниках и других нормативных доку­ментах) и инструментальные характеристики (методы, средства, технологии).

В истории исследования категории одаренности сложились че­тыре взаимодополняющие концепции:


  1. понимание одаренности как высокого уровня развития сис­темы когнитивных процессов (сенсорно-перцептивных процессов, внимания, памяти, мышления и воображения), измеряемых с по­мощью соответствующих текстов; иногда сюда добавлялись моти­вация и воля (Г. Мюнстерберг, Г. И. Россолимо, В. Мёде и Пиорковский, У. Штерн и др.);




  1. отождествление одаренности с высоким уровнем развития интеллекта или умственных способностей, измеряемых с помощью тестов интеллекта (тесты А. Бине и У. Штерна, Г. Айзенка, Д. Векслера, Дж. Гилфорда и др.);




  1. рассмотрение одаренности в русле анализа дифференциаль­ных различий, что связано с выделением общих и специальных способностей; эта концепция была сформулирована Б. М. Тепло­вым и получила наибольшее распространение в нашей стране (Б. М. Теплов, Н. С. Лейтес, В. Д. Небылицын, Э. А. Голубева, В. А. Крутецкий и др.);




  1. соотнесение одаренности с высоким уровнем творческого потенциала, что выражается в высокой исследовательской актив­ности ребенка; в возможностях легкого и творческого учения; в способностях к созданию новых творческих «продуктов» в науке, искусстве, технике, социальной жизни.



В нашей стране как в теоретическом, так и в прикладном плане наиболее разработанными оказались проблемы специальных спо­собностей. Для этих целей созданы и успешно работают специали­зированные школы - математические, музыкальные, спортивные и другие. Разрабатывались и реализовывались дидактические систе­мы для развития умственных способностей, выявленных с помо­щью тестов. В то же время проблема выявления и развития творче­ского потенциала детей разрабатывалась в меньшей степени. В самом общем виде одаренность определяется как системное свойство психики, проявляющееся и развивающееся при наличии соответствующих средовых условий (В. И. Панов и др.). Различа­ют общую и специфическую одаренность. Общая одаренность представляет собой широкий диапазон способностей, которые ле­жат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих ви­дах деятельности (Дарвин, Ломоносов, Леонардо да Винчи). От специфической одаренности (математической, музыкальной, худо­жественной и др.) зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.

Согласно исследованиям зарубежных и отечественных педаго­гов и психологов для отбора одаренных детей, работы с ними нуж­на психолого-педагогическая служба, которая должна выявлять и диагностировать таких детей, разрабатывать специализированные программы.
Какого же ребенка считать одаренным? Одаренными и талант­ливыми детьми можно назвать тех, которые, по оценке специали­стов, в силу своих способностей демонстрируют высокие достиже­ния в одной или нескольких сферах:

- интеллектуальной;

  • творческо-продуктивного мышления;

  • академических достижений (дети, которые хорошо учатся в школе);

  • общения и лидерства;

  • художественной деятельности;

  • двигательной.


Ученые выявили признаки одаренности в каждой сфере. К личностным характеристикам одаренных детей относят:

  • высокие интеллектуальные способности;

  • высокие творческие способности;

- способность к быстрому усвоению и отличную память;
-любопытство, любознательность, стремление к знаниям;

- высокую личностную ответственность;

-самостоятельность суждений;

- позитивную Я-концепцию, связанную с адекватной само­
оценкой.
На основании вышеизложенного следует подчеркнуть, что ода­ренность различают:

  • по широте проявления - общая и специальная;




  • по предпочитаемой деятельности - интеллектуальная, твор­ческая, художественная, психомоторная (спортивная), конструк­торская, лидерская и т. д.;


- по интенсивности проявления - повышенная готовность к
обучению; одаренные, высокоодаренные, исключительно или осо­бо одаренные (таланты и вундеркинды);


  • по виду проявления - явная и скрытая (не проявившаяся);




  • по возрастным особенностям проявления - стабильная или преходящая (возрастная);




  • личностным, гендерным (социально-половым) и иным осо­бенностям.


Указанным видам одаренности соответствует определенная ти­пология одаренных детей. Помимо этого целесообразно дифферен­цировать следующие две группы: к одной из них принадлежат дети с гармоничным развитием познавательных, эмоциональных, регуляториых, психомоторных, личностных и других сторон психи­ки; в другую входят дети, психическое развитие которых отличает­ся неравномерностью (дисинхронией) в уровне сформированное™ указанных психических процессов. Например, ребенок с высоко развитым интеллектом может отличаться эмоциональной неустойчиво­стью, недоразвитием психомоторной сферы и т. п. Во вторую группу чаще всего попадают высоко или исключительно одаренные дети. Эта особенность их развития во многом обусловливает необходи­мость оказания им психологической помощи и поддержки.

Очень часто развитие одаренных детей связывают с ранним (уже в дошкольном возрасте) обнаружением соответствующих признаков. Вместе с тем умственная одаренность, талант к наукам могут встречаться и у тех, у кого в школьные годы не было основа­ния предполагать их наличие. Почему такое возможно? Во-первых, вероятно, зачастую признаки одаренности просто не удается раз­глядеть: и педагоги, и психологи еще много не знают и не умеют. Во-вторых, дремлющие способности могут быть разбужены, как бы вспыхнуть и разгореться при удачном индивидуальном подхо­де, при более благоприятных обстоятельствах. В-третьих, одарен­ность нередко обнаруживается на более поздних возрастных эта­пах, что может быть и генетически обусловлено. В-четвертых, ни­кем не замечаемое и не ценимое своеобразие возможностей ребен­ка может в дальнейшем, в условиях определенной деятельности, оказаться социально особенно ценным, подняться в ранг одаренно­сти. В-пятых, развитие способностей, творческие проявления в ог­ромной степени зависят от формирующихся с годами черт характе­ра, всего склада личности, а также от особенностей реализации личности.

Английский ученый Г. Ревеш считает, что раньше всего в ре­бенке просыпаются, развиваются способности к музыке, затем к математике, а что касается ИЗО - к концу периода зрелости и нача­лу второй половины юношеского возраста, то есть к возрасту меж­ду 17-20 годами.

Исследование одаренности имеет особое значение в юноше­ском возрасте, так как в этом периоде формы одаренности не толь­ко проявляются, но и развиваются. Период между 12 и 20 годами имеет наибольшее значение для проявления одаренности. Даже способности, которые проявляются в детстве, развертываются лишь в юности в действительную одаренность. Поэтому в возрасте от 3 до 16 лет (условное ограничение) речь должна вестись, скорее всего, о развитии склонностей, а затем и способностей, которые в дальнейшем могут перерасти в одаренность.

Процесс выявления способностей детей достаточно сложный. Яркие детские таланты встречаются довольно редко. В школах в основном учатся дети, при благоприятных условиях обучения способные достичь хороших результатов в видах деятельности, со­ответствующих их склонностям и интересам. Поэтому задача учи­теля - выявление склонностей, а затем в процессе их совершенст­вования - развитие способностей.

Интересно отметить, что большинство психологов считают, что творческие возможности детей прямо и непосредственно не связа­ны с их способностью к обучению. Творчество может стимулиро­ваться не столько многообразием имеющихся знаний, сколько вос­приимчивостью к новым идеям, ломающим устоявшиеся стереотипы.

Мысль о том, что содержание учебной деятельности одаренных детей должно иметь ряд отличий от содержания образования их «нормальных» сверстников, не вызывает никаких сомнений. Ода­ренные дети, различаясь между собой, обладают при этом некото­рыми общими особенностями, которые необходимо учитывать при разработке содержания образования. Этот подход полностью оп­равдан в условиях спецшкол и спецклассов (например, профиль­ных, с углубленным изучением некоторых предметов). Создание таких классов в нашей школе позволяет на деле, а не на словах ре­шать проблему обучения детей с признаками одаренности.

В последние годы становится все более очевидным тот факт, что школьное образование, традиционно считавшееся основным, не решает своей главной задачи. Оно не может обеспечить ребенка гарантией того, что уровень полученного им образования достато­чен для дальнейшего обучения и успешной реализации в разнооб­разных сферах деятельности своих способностей. Школа гаранти­рует лишь некий стандарт, который оказывается недостаточным в реальной жизни. Это и заставляет усиленно искать возможности решения проблемы, используя весь арсенал системы дополнитель­ною образования. Например, это и услуги репетиторов, и деятель­ность государственных дополнительных образовательных учреж­дений (профильные классы - привлечение преподавателей универ­ситетов) и т. д.
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется ярки­ми, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренно­сти - это всегда результат сложного взаимодействия наследствен­ности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Детский возраст - период становления способностей и лично­сти. Это время глубоких интегративных процессов в психике ре­бенка на фоне се дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.
Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т. п. При оказании такому ре­бенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могул быть сняты.

Таким образом, одаренность у разных детей может быть выра­жена в более или менее очевидной форме.

Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в каче­стве потенциала психического развития по отношению к после­дующим этапам жизненного пути личности.

Однако при этом сле­дует учитывать специфику одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека):


  1. Детская одаренность часто выступает как проявление зако­номерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей.




  1. Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т. д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности.




  1. Своеобразие динамики формирования детской одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. В итоге по одним признакам ребенок мо­жет идентифицироваться как одаренный, по другим - как отстаю­щий в психическом развитии.




  1. Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире - степени социализации), являющейся результатом боле благоприятных условий жизни данного ребенка.


Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не явля­ются прямым и достаточным показателем его достижений в буду­щем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, про­являемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благопри­ятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро ис­чезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организа­ции практической работы с одаренными детьми.

Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо поня­тия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «признаки одаренности ребенка» (или «ребенок с признаками одаренности»).

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Психолого-педагогическое обоснование работы с одарёнными детьми iconВнеклассное мероприятие по литературе, 6 б 27 Учителя рус языка, истории, музыки Верещагина Е. И
Цель педсовета: Определить общие методологические и психолого-педагогические позиции коллектива школы в работе с одаренными детьми....
Психолого-педагогическое обоснование работы с одарёнными детьми iconАнализ работы с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию...
Анализ современных психолого-педагогических трактовок понятия «одаренность» позволил нам выделить следующие виды одаренности
Психолого-педагогическое обоснование работы с одарёнными детьми iconПрограмма работы с одарёнными детьми по математике (3 4 класс) Составитель:...
Закон РФ от 24. 07. 1998 №124-фз «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Психолого-педагогическое обоснование работы с одарёнными детьми iconДоклад «Организация работы с одаренными детьми во внеурочное время»
Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать...
Психолого-педагогическое обоснование работы с одарёнными детьми iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Статья «Организационные и психолого-педагогические аспекты работы с одаренными детьми»
Психолого-педагогическое обоснование работы с одарёнными детьми iconПлан работы с одаренными детьми гбоу сош №2091 Методическое объединение...
Разработка плана работы с одаренными детьми на 2013/2014 учебный год, составление базы детей, имеющих особые способности и повышенный...
Психолого-педагогическое обоснование работы с одарёнными детьми iconАвторская рабочая программа по немецкому языку для работы с одарёнными детьми Разработано
Европе (на немецком языке говорят народы пяти стран: Германии, Австрии, части Швейцарии, Люксембурга) и, наконец, большим вкладом...
Психолого-педагогическое обоснование работы с одарёнными детьми iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050400....
«Психолого-педагогическое образование», профиль подготовки (программа «Психолого-педагогическое сопровождения развития»)
Психолого-педагогическое обоснование работы с одарёнными детьми iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050400....
«Психолого-педагогическое образование», профиль подготовки (программа «Психолого-педагогическое сопровождения развития»)
Психолого-педагогическое обоснование работы с одарёнными детьми iconСоциальная работа с одаренными детьми
Социальная работа с одаренными детьми: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. И. В. Плющ. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2011....
Психолого-педагогическое обоснование работы с одарёнными детьми iconУчебно-методический комплекс дисциплины (наименование) 050400 Психолого-педагогическое...
Психолого-педагогическое сопровождение детей в процессе адаптации к дошкольному учреждению
Психолого-педагогическое обоснование работы с одарёнными детьми iconИли задание текущей аттестационной работы
«Анатомия и возрастная физиология», «Общая психология», «Возрастная психология», «Специальная педагогика и психология», «Психолого-педагогическое...
Психолого-педагогическое обоснование работы с одарёнными детьми iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Психолого-педагогическое образование профиля подготовки Психология и социальная педагогика очной формы обучения
Психолого-педагогическое обоснование работы с одарёнными детьми iconДоклад заместителя директора по увр н. В. Белей на тему: «Методические...
«Методические приемы современных педагогических технологий в работе с одаренными детьми»
Психолого-педагогическое обоснование работы с одарёнными детьми iconОрганизация работы учителя истории и обществознания с одаренными...
Рабочая программа разработана на основе авторской программы умк «Перспективная начальная школа» Н. А. Чураковой, О. В. Малаховской,...
Психолого-педагогическое обоснование работы с одарёнными детьми iconПлан работы с одаренными детьми на 2013-2014 учебный год
Организация научно-исследовательской деятельности учителей и учащихся в общеобразовательной школе


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск