Организация работы учителя истории и обществознания с одаренными детьми: специфика работы в 10-11 классов сельской школы





Скачать 39.12 Kb.
НазваниеОрганизация работы учителя истории и обществознания с одаренными детьми: специфика работы в 10-11 классов сельской школы
Дата публикации30.07.2013
Размер39.12 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
Организация работы учителя истории и

обществознания с одаренными детьми:

специфика работы в 10-11 классов сельской школы

Новиков Владимир Николаевич,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

МОУ «Ординская СОШ»

Общая тенденция современного российского общества – устойчивый рост дифференциации во всех сферах жизни – в экономике, уровне доходов, партиях, регионах, образовании. Власть, похоже, хоть и понимает опасность такого явления, но реально сделать ничего не хочет, да и не может. Нам, педагогам, как бы нравилась такая ситуация, необходимо считаться с нею, как с реалиями современности.

Кто-то из мудрецов говорил: если не можешь уничтожить что-то плохое, попытайся использовать его для чего-нибудь полезного. Мало кто знает, что навозная муха может стать самым дешевым сырьем для получения хитанола. То же и со школой – если значительная часть детей не имеет стимулов к учебе (любимый вопрос на истории в ряде классов – а зачем нам это надо?), значит, большее внимание можно и нужно уделить отдельным ученикам, такого вопроса не задающим (они отчетливо знают, зачем).

В значительной части сельских школ старшее звено сейчас - 1, реже 2 класса с наполняемостью от 7 до 27 человек. Абсолютное большинство из них пойдет в ВУЗы, причем большая часть – в слабые, набирающие любых выпускников. Лишь единицы старшеклассников претендуют на более высокий уровень ВУЗов. Со средним уровнем, который дает сельская школа, их шансы невелики. У них мотивация учиться – очень серьезная. Именно они - наш объект внимания и работы.

В городе таким школьникам проще – репетиторы, курсы, наконец, библиотеки, музеи, архивы и т.п. В сельской местности все это зачастую недоступно не только по территориальным, но и финансовым причинам.

Однако сейчас ситуацию в корне изменило широкое распространение Интернета в обществе. Именно с этого и начинается работа с одаренными детьми. Что нужно делать сельскому учителю истории и обществознания? Из опыта собственной работы считаю, что в первую очередь:

1. Нужно помочь сформировать алгоритм работы с Интернетом. Например, блок «Новости» - последовательно: «Лента», «Новости Ньюс» (разделы - экономика, в мире, в России, заголовки прессы, можно криминал). Блок «Энциклопедии» - Википедия. Блок «Скачивание книг» - «Мир книг» (разделы – история, гуманитарные науки, для души – фантастика). В названные сайты заглядывать каждый день. Помочь с закладками, объяснить необходимость, сбрасывая информацию, проставлять источник – ссылку, а далее школьник молниеносно набирает немалое число закладок по нужному ему предмету, активно скидывает себе книги, в том числе учебники, собирает в папки значительные объемы информации.

2. Участие в научно-практических конференциях. В нашей школе уже 2-й год отрабатывается система, при которой есть спецкурс «основы исследовательской деятельности», а его практическое задание – разработка своего исследования или проекта. После теории следует работа со своим научным руководителем. Конечно, сразу видна четкая дифференциация – одним нужно кое-как сотворить отписку, другие серьезно работают. Главное, нужно отработать основные элементы научной работы – введение, структура работы, правильность ссылки, списка литературы и т.п. В 90% случаев в 11 классе школьник выбирает руководителем того же педагога, что и в 10-м. В 50% случаев он продолжает работать над той же темой, или близкой ей по проблематике. Минимум участия – муниципальный уровень – школьная, для наиболее серьезных работ - районная школьная, районная музейная конференции.

3. Индивидуальная подготовка к олимпиадам. В сельской школе детей мало, а олимпиады проводятся по 5-6 в один день. Поэтому крайне важно за несколько месяцев (в идеале весной) договориться с учащимися, какие предметы он выбирает. Зачастую твой предмет выбирает не самый сильный, зато серьезно заинтересованный ученик. Это даже лучше. Самый неэффективный метод работы – сидеть после уроков и пересказывать разделы истории или обществознания. Сейчас главное – работа самого ученика за компьютером – электронные репетиторы, тесты, книги, сайты. А уже возникшие вопросы - после уроков общением. Если школьник втянется в работу, он сам установит себе наиболее оптимальный ритм.

4. Не менее важная часть работы – формирование широкого кругозора одаренного ребенка. Личность – это не только набор знаний по узким темам, это широкий спектр знаний во многих сферах, свои взгляды, убеждения и интересы. Нужно заинтересовать событиями в мире и России, какими-то проблемами, интересным сайтом, хорошей выложенной книгой. Хороший пример: девушка, 10-классница, которая вслед за учителем заинтересовалась историей танков 2-й мировой, почитала в Интернете рассказы и обсуждения, скинула себе книжку, так сформулировала свои впечатления: «а интересно!». Она не будет танкистом, но она дополнительно многое сама выяснила в истории, знает, где это можно найти, сформулировала свои идеи, весьма, кстати, здравые.

5. Наконец, в ближайшие годы следует ожидать формирования такой полезной и здравой формы работы, как индивидуальное тьюторство над одаренными детьми. Де-факто оно уже существует. С учетом того, что сейчас уже законодательно формируется система, когда ребенка признают «одаренным», остается сделать 2-й шаг – сразу же после этого дать ему возможность избрать себе тьютора.

Наверное те, кто читают эти строки, задают себе вопрос – а где отличие сельской школы от городской? Все, что названо, может быть сделано и в городе. Это, действительно, так. Отличие в другом – при недозагруженности сельской школы организацию работы с одаренными детьми организационно (время, люди, формы) обеспечить легче. Для сельских школ это шанс в растущей дифференциации не упасть на самые низкие позиции.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Организация работы учителя истории и обществознания с одаренными детьми: специфика работы в 10-11 классов сельской школы iconВнеклассное мероприятие по литературе, 6 б 27 Учителя рус языка, истории, музыки Верещагина Е. И
Цель педсовета: Определить общие методологические и психолого-педагогические позиции коллектива школы в работе с одаренными детьми....
Организация работы учителя истории и обществознания с одаренными детьми: специфика работы в 10-11 классов сельской школы iconПрограмма работы с одарёнными детьми по математике (3 4 класс) Составитель:...
Закон РФ от 24. 07. 1998 №124-фз «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Организация работы учителя истории и обществознания с одаренными детьми: специфика работы в 10-11 классов сельской школы iconДоклад «Организация работы с одаренными детьми во внеурочное время»
Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать...
Организация работы учителя истории и обществознания с одаренными детьми: специфика работы в 10-11 классов сельской школы iconПсихолого-педагогическое обоснование работы с одарёнными детьми
...
Организация работы учителя истории и обществознания с одаренными детьми: специфика работы в 10-11 классов сельской школы iconОписание опыта работы учителя истории и обществознания мбоу – Подывотской...
Свою педагогическую деятельность, в качестве учителя истории и обществознания, я начала в 2005 году. Проблема, над которой сегодня...
Организация работы учителя истории и обществознания с одаренными детьми: специфика работы в 10-11 классов сельской школы iconПлан работы с одаренными детьми гбоу сош №2091 Методическое объединение...
Разработка плана работы с одаренными детьми на 2013/2014 учебный год, составление базы детей, имеющих особые способности и повышенный...
Организация работы учителя истории и обществознания с одаренными детьми: специфика работы в 10-11 классов сельской школы iconАвторская рабочая программа по немецкому языку для работы с одарёнными детьми Разработано
Европе (на немецком языке говорят народы пяти стран: Германии, Австрии, части Швейцарии, Люксембурга) и, наконец, большим вкладом...
Организация работы учителя истории и обществознания с одаренными детьми: специфика работы в 10-11 классов сельской школы iconПлан работы с одаренными детьми на 2013-2014 учебный год
Организация научно-исследовательской деятельности учителей и учащихся в общеобразовательной школе
Организация работы учителя истории и обществознания с одаренными детьми: специфика работы в 10-11 классов сельской школы iconМоу «Целинная №2 средняя (полная) общеобразовательная школа» икт...
...
Организация работы учителя истории и обществознания с одаренными детьми: специфика работы в 10-11 классов сельской школы iconОрганизация работы с одаренными детьми (мпноу)
Существует масса методических приемов и дидактических методов, позволяющих творческому педагогу вовлекать учащихся в учение. И один...
Организация работы учителя истории и обществознания с одаренными детьми: специфика работы в 10-11 классов сельской школы iconИз опыта работы учителя истории, обществознания и права моу сош №8...
Учитель истории, обществознания и права, Заслуженный учитель чр, Почетный работник общего обра­зования рф, заместитель руководи­теля...
Организация работы учителя истории и обществознания с одаренными детьми: специфика работы в 10-11 классов сельской школы iconГородской семинар в школе №1252
«Система работы с одаренными детьми в мо иностранных языков школы №1252 им. Сервантеса»
Организация работы учителя истории и обществознания с одаренными детьми: специфика работы в 10-11 классов сельской школы iconПрограмма работы с одарёнными детьми по литературному чтению в 4 классе
Интеллектуальная игра рассчитана на учащихся 5 классов при изучении на уроках литературы темы «Сказки зарубежных писателей»
Организация работы учителя истории и обществознания с одаренными детьми: специфика работы в 10-11 классов сельской школы iconПротокол семинара заместителей директоров школ по увр место проведения
Выступление по теме «Совершенствование системы работы с одаренными детьми в свете требований «Новой школы». Полякова М. Н.,заместитель...
Организация работы учителя истории и обществознания с одаренными детьми: специфика работы в 10-11 классов сельской школы iconУчебного курса
«Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях интегрированного обучения детей с овз»
Организация работы учителя истории и обществознания с одаренными детьми: специфика работы в 10-11 классов сельской школы iconИнновационные программы (проекты), реализуемые в оу. Название проекта (программы)
Программа работы с одарёнными детьми «Новая формация» Утверждена методическим советом школы 17. 09. 2012г до 2015года


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск