МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БЕЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Принято
кафедра учителей естественно-научного цикла
№ ОТ____________
| Утверждаю
директор школы
________________ А.И.Титов
_______________ 2009 года
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»
ДЛЯ 9 (матем)КЛАССА
| Составитель:
Петухова И.Ю.,
Учитель 1 кв. категории
|
БЕЛЫЙ
2009-2010
1. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ.
№
п/п
| Нормативные документы
| 1
| Закон об образовании РФ.
| 2
| Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ.
| 3
| Обязательный минимум содержания основного общего образования по информатике и ИКТ.
| 4
| Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Информатика. «Дрофа». Москва. 2004.
|
2. ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ ИКТ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. 2.1 Аппаратные средства Компьютер — универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео -изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Принтер — позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
• Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети — дают доступ к российским и мировым информационным ресурсам, дозволяют вести переписку с другими школами.
Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер.
2.2 Программные средства Операционная система.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы. Звуковой редактор.
Простая система управления базами данных.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения.
3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
Информатика — одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно - информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий.
Общеобразовательная область, представляемая в учебном плане школы курсом информатики, представлена в двух аспектах.
Первый аспект — системно - информационная картина мира, общие информационные закономерности строения и функционирования самоуправляемых систем (биологические системы, общество, автоматизированные технические системы). Специфической особенностью этих систем является свойство их целесообразного функционирования, определяемое наличием в них органов, управляющих их поведением на основе получения, преобразования и целенаправленного использования информации.
Второй аспект данной общеобразовательной области — методы и средства получения, обработки, передачи, хранения и использования информации, решения задач с помощью компьютера и других средств новых информационных технологии. Этот аспект связан, прежде всего, с подготовкой учащихся к практической деятельности, продолжению образования.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
Основная цель базового изучения основ информатики в МОУ Бельская СОШ — обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися знаниями о процессах преобразования, передачи и использования информации и на этой основе раскрыть им значение информационных процессов в формировании современной научной картины мира, роль информационной технологии и вычислительной техники в развитии современного общества, привить им навыки сознательного и рационального использования компьютеров в своей учебной, а затем профессиональной деятельности:
Формирование основ научного мировоззрения. Формирование представлений об информации (информационных процессах) как одного из трех основополагающих понятий: вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира; понимание единства информационных принципов строения и функционирования самоуправляемых систем различной природы, роли новых информационных технологий в развитии общества, изменении содержания и характера деятельности человека.
Развитие мышления школьников.
Подготовка школьников к практической деятельности, труду, продолжению образования.
МЕСТО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ИНФОРМАТИКА И ИКТ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ МОУ БЕЛЬСКАЯ СОШ
Первый этап (VII, VIII, IX классы) — базовый курс, обеспечивающий обязательный общеобразовательный минимум подготовки школьников по информатике. Изучение базового курса формирует представления об общности процессов получения, преобразования, передачи и хранения информации в живой природе, обществе, технике
Второй этап (X, XI классы) — продолжение образования в области информатики как профильного обучения, курсы, ориентированные на углубленное изучение предмета. 3. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№
| Авторы
| Название
| Год издания
| Издательство
| 3
| Н. Угринович
| Информатика
(базовый курс 9)
| 2009
| Бином
| 4
| Н. Угринович
| Методическое пособие для учителя (7-11 класс)
| 2009
| Бином
| 4. ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ БАЗОВОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ
Основные содержательные линии курса охватывают следующие группы вопросов:
вопросы, связанные с пониманием сущности информационных процессов, информационными основами процессов управления и системах различной природы;
вопросы, охватывающие представления о передаче информации, канале передачи информации, количестве информации (условно «линия информационных процессов»);
способы представления информации (условно «линия представления информации»),
методы и средства формализованного описания действий исполнителя (условно «алгоритмическая линия»);
вопросы, связанные с выбором исполнителя для решения задачи, анализом его свойств,
возможностей и эффективности его применения для решения данной задачи (условно назовем эту линию «линией исполнителя»);
вопросы, связанные с методом формализации, моделированием реальных объектов и явлений для их исследования с помощью ЭВМ, проведением компьютерного эксперимента (условно «линия формализации и моделирования»);
этапы решения задач на ЭВМ, использование программного обеспечения разного типа для решения задач, представление о современных информационных технологиях, основанных на использовании компьютера (условно «линия информационных технологий»).
ЛИНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
Обязательный минимум содержания учебного материала
Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:
получить представление о сущности информационных процессов, структуре и назначении основных элементов информационных систем, функциях обратной связи, общности информационных принципов строения и функционирования систем различной природы;
получить представление о носителях информации, процессе передачи информации, линии связи;
познакомиться со способом измерения информации, единицами количества информации (бит, байт, килобайт и т. д.).
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
уметь приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;
иметь представление об информационных системах, общности информационных принципов строения и функционирования управляющих органов этих систем независимо от их природы;
иметь представление о принципах работы замкнутых и разомкнутых систем управления, обратной связи; иметь представление о мере количества информации, знать основные единицы количества информации.
ЛИНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
Обязательный минимум содержания учебного материала
Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:
понять функции языка как способа представления информации;
познакомиться с двоичной формой представления информации, ее особенностями и преимуществами;
получить представление о типах величин;
познакомиться с принципами представления данных и команд в компьютере.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
знать особенности и преимущества двоичной системы счисления;
знать типы величин и формы их представления для обработки на компьютере.
АЛГОРИТМИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ
Обязательный минимум содержания учебного материала
Изучение учебного материала данной содержательной линии курса обеспечивает учащимся возможность:
уяснить (на основе анализа примеров) смысл понятия алгоритма, узнать свойства алгоритмов, понять возможность автоматизации деятельности человека при исполнении алгоритмов;
освоить основные алгоритмические конструкции (цикл, ветвление, процедура), применение их для построения алгоритмов решения учебных задач;
получить представление о «библиотеке алгоритмов», научиться использовать библиотеку для построения более сложных алгоритмов;
получить представление об одном из языков программирования (VB), использовать этот язык для записи алгоритмов решения простых задач.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
понимать сущность понятия алгоритма, знать его основные свойства, иллюстрировать их на примерах конкретных алгоритмов;
понимать возможность автоматизации деятельности человека при исполнении алгоритмов;
знать основные алгоритмические конструкции и уметь использовать их для построения алгоритмов;
определять возможность применения исполнителя для решения конкретной задачи по системе его команд, строить и исполнять на компьютере алгоритм для учебного исполнителя (типа «черепахи», «робота» и т. д.);
записывать на учебном алгоритмическом языке (или языке программирования) алгоритм решения простой задачи.
ЛИНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЯ (КОМПЬЮТЕРА)
Обязательный минимум содержания учебного материала
Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:
получить представление о функциональной организации компьютера, общих принципах работы его основных устройств и периферии;
понять принцип автоматического исполнения программ в компьютере;
узнать название и получить представление о назначении основных видов программного обеспечения компьютера: функциях базового программного обеспечения, назначении программы транслятора, применении языков программирования, инструментальных программных средств, прикладного программного обеспечения;
узнать основные типы ЭВМ и их важнейшие характеристики;
познакомиться с основными этапами развития информационно - вычислительной техники и программного обеспечения ЭВМ.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
знать правила техники безопасности при работе на ЭВМ;
знать название и функциональное назначение основных устройств компьютера;
иметь представление о программном обеспечении компьютера;
уметь пользоваться клавиатурой ЭВМ;
уметь использовать «меню», «запрос о помощи», инструкции для пользователя.
.
ЛИНИЯ ФОРМАЛИЗАЦИИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ
Обязательный минимум содержания учебного материала
Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:
получить представление о моделировании как методе научного познания;
понять основные принципы формализации и подходы к построению компьютерных моделей.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
иметь представление о сущности формализации и методе моделирования;
уметь построить простейшие модели и исследовать их с использованием компьютера.
.
ЛИНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Обязательный минимум содержания учебного материала
Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:
знать о технологической цепочке решения задач с использованием компьютера: постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов;
пользоваться текстовым редактором, организовывать хранение текстов во внешней памяти и вывод их на печать в соответствии со стандартным форматом;
пользоваться простым графическим редактором;
обращаться с запросами к базе данных, выполнять основные операции над данными;
осуществлять основные операции с электронными таблицами, выполнять с их помощью простейшие вычисления; применять учебные пакеты прикладных программ для решения типовых учебных задач;
иметь представление о телекоммуникациях, телекоммуникационных сетях различного типа (локальные, региональные, глобальные), их назначении и возможностях, использовании электронной почты, организации телеконференций;
иметь представление о возможностях мультимедиа технологий.
.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
исполнять в режиме диалога простую прикладную программу (типа «Решение квадратного уравнения», «Построение графиков функций» и т. д.);
набирать на компьютере и корректировать простой текст;
строить простейшее изображение с помощью графического редактора;
уметь обращаться с запросами к базе данных; выполнять простейшие вычисления, используя электронную таблицу (типа подсчета общей стоимости покупок в магазине);
уметь самостоятельно выполнять на компьютере простое задание, используя основные функции инструментальных программных средств, прикладных программ;
иметь представление о телекоммуникациях, их назначении, возможностях применения мультимедиа технологий.
Учебник: Н. Угринович «Информатика – 9»
Количество часов: 35
№
п/п
| Тема
(содержательные линии)
| Кол-во часов
| Обязательный минимум
| Возможности углубления
| Мониторинг
| I
| Кодирование и обработка графической и текстовой информации Кодирование графической информации. Растровая и векторная графика. Интерфейс ГР. Анимация. Цифровое фото и видео.
Кодировании е текстовой информации. Работа в текстовых редакторах.
| 6
| Знать:
- понятие пространственной дискредитации;
- различные виды графики;
- основные возможности графических редакторов;
-принципы кодирования и обработки звуковой, фото и видеоинформации. Уметь:
- кодировать различную информацию;
- использовать в работе различные виды векторной и растровой графики;
- уметь пользоваться цифровыми устройствами (фото и видеокамерами).
| Работа с программами видеообработки и текстовыми процессорами.
| П/р №1-6
| II
| Кодирование и обработка числовой информации.
Работа в электронных таблицах. Создание баз данных в ЭТ
| 7
| Знать:
Позиционные и непозиционные системы, правила перевода чисел в двоичную систему счисления, назначение и функции электронных таблиц.
Уметь:
Переводить числа в двоичную и десятичную систему, складывать и умножать числа, представленные в двоичной системе. Вносить информацию в ЭТ, производить вычисления по формулам, строить диаграммы и графики.
|
| П/р №7-9
| III
| Моделирование и формализация. Модели. Виды моделей
(табличные, информационные). Визуализация. Модели знаний. Анализ запутанных ситуаций. Исследование моделей на компьютере. Информационные модели управления объектами.
| 6
| Знать:
- смысл понятия «модель», его назначение;
- виды моделей;
- этапы исследования модели на компьютере. Уметь:
- строить модели;
- использовать компьютер для моделирования.
| Исследование моделей на компьютере.
| П/р №10-12
К/р №1
| IV
| Хранение, поиск и сортировка
информации. Табличные базы данных. Основные понятия, типы данных, СУБД и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Условия поиска информации, логические значения, выражения. Поиск, удаление, сортировка данных.
| 3
| Знать:
-способы организации БД;
- назначение основных элементов окна БД;
- методы ввода данных в базу;
- способы поиска и сортировки данных.
Уметь:
- находить нужные данные в готовой БД;
- создавать собственную БД;
- создавать производные объекты в БД.
| Создание различных видов запросов.
| П/р №13-15
| V
| Коммуникационные технологии. Процесс передачи информации. Источник и приёмник информации, сигнал. Кодирование и декодирование, скорость передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. Электронная почта, правила переписки. Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники. Архивирование и разархивирование.
| 8
| Знать:
- технологию передачи информации;
- понятия «кодирование», «декодирование», скорость передачи информации;
- структуру локальных и глобальных компьютерных сетей;
- протоколы передачи , адресацию в Интернете;
- виды услуг компьютерных сетей;
- основы технологии WWW. Уметь:
- создавать архив файлов и раскрывать его при помощи программы-архиватора;
- производить поиск информации в локальной сети;
- объяснять принцип работы глобальной сети Интернет.
| Работа в локальной и глобальной компьютерных сетях.
| П/р №16-23
| VI
| Информатизация общества. Информационные процессы в природе, обществе, технике. Информационная деятельность человека. Искусственный интеллект. Базы знаний. Правовая охрана программ и данных. Защита информации.
| 3
| Знать:
- основные информационные процессы в природе, обществе, технике;
- понятие «искусственный интеллект», «базы знаний», их назначение. Уметь:
-приводить примеры информационных процессов в природе, обществе, технике;
- объяснить смысл изучения «искусственного интеллекта»;
- работать с базами знаний.
| Работа с информационно – правовыми системами.
| К/р №2
|
Календарно-тематическое планирование (9 класс)
№
п/п
| Тема
| Кол-во часов
| Дата
| № урока
| Тема урока
| Деятельность по предмету
| Мониторинг
| I
| Кодирование и обработка графической и текстовой информации
| 6
| 1 неделя
| 1/1
| ТБ и ПБ в кабинете информатики и ИКТ. Кодирование графической информации.
| Работа с растровыми и векторными ГР.
Работа с фото и видеокамерами.
| П/р №1
Кодирование графической информации.
| 2 неделя
| 2/2
| Растровая и векторная графика.
Интерфейс и основные возможности ГР.
| П/р №2
Редактирование изображений в растровом графическом редакторе
| 3 неделя
| 3/3
| Кодирование и обработка звуковой информации.
| П/р №3
Кодирование и обработка звуковой информации
| 4 неделя
| 4/4
| Кодирование текстовой информации. Работа с документами в ТР.
| 5 неделя
| 5/5
| Компьютерные словари и системы машинного перевода.
| Пр. работа №4
Компьютерный перевод текстов
| 6 неделя
| 6/6
| Системы оптического распознавания текстов.
| Пр. работа № 5
Сканирование текстовых документов
| II
| Кодирование и обработка числовой информации
| 7
| 7 неделя
| 7/1
| Кодирование числовой информации
| Работа с инженерным калькулятором и электронными таблицами
| Практическая работа № 6-7
Перевод чисел в различные системы счисления
| 8 неделя
| 8/2
| Позиционные и непозиционные системы счисления.
| 9 неделя
| 9/3
| Арифметические операции в двоичной системе счисления
| 10 неделя
| 10/4
| Двоичное кодирование чисел в компьютере.
| П/р №8
Создание электронных таблиц
| 11 неделя
| 11/5
| Электронные таблицы
| 12 неделя
| 12/6
| Наглядное представление числовой информации
| П/р №9
Построение диаграмм и графиков.
| 13 неделя
| 13/7
| Базы данных в электронных таблицах.
| III
| Моделирование и формализация.
| 5
| 14 неделя
| 14/1
| Моделирование, формализация, визуализация.
|
|
| 15 неделя
| 15/2
| Материальные и информационные модели
| 16 неделя
| 16/3
| Информационные модели
| П/р №11
Биологическая модель развития популяций «Жертва-хищник».
| 17 неделя
| 17/4
| Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. .
| 18 неделя
| 18/5
| Обобщающий урок по теме
|
К/р №1
|
|
|
| IV
| Хранение, поиск и сортировка
информации.
| 4
| 21 -22 неделя
| 21-22 /1
| Базы данных и системы управления базами данных (СУБД). Создание однотабличных баз данных
| Работа с СУБД.
| П/р №13
Сортировка данных в электронных таблицах.
Создание однотабличной базы данных.
| 23 неделя
| 23/2
| Сортировка в базах данных
| П/р №14
Поиск информации базах данных.
| 24 неделя
| 24/3
| Поиск в базах данных.
| П/р №15
Создание и редактирование базы данных
«Записная книжка».
| V
| Коммуникационные технологии.
| 8
| 25 неделя
| 24/1
| Передача информации.
| Работа с Интернет.
| П/р №16
Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети
| 26 неделя
| 25/2
| Локальные компьютерные сети.
| 27 неделя
| 26/3
| Глобальная компьютерная сеть Интернет.
| П/р №17
Подключение к Интернету.
| 28 неделя
| 27/4
| Информационные ресурсы Интернета.
| П/р №18
«География» Интернета.
| 29 неделя
| 29/5
| Поиск информации в Интернете.
| П/р №22, 21
Поиск информации в Интернете.
Загрузка файлов с серверов файловых архивов.
| 30 неделя
| 30/6
| Услуги сети Интернет. Электронная почта.
| П/р №19-20
«Путешествие» по Всемирной паутине.
Работа с электронной Web-почтой.
| 31 неделя
| 31/7
| Разработка Web – сайтов.
| П/р №23
Разработка сайта с использованием Web-редактора.
| 32 неделя
| 32/8
| Использование языка разметки гипертекста HTML.
| VI
| Информатизация общества.
| 4
| 33 неделя
| 33/1
| Информационное общество. Информационная культура.
|
| К/р №2
| 34 неделя
| 34/2
| Правовая охрана программ и данных. Защита информации.
| 35 неделя
| 35/3
| Обобщающий урок по базовому курсу.
| |