Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа предмета «Информатика» для 5 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе авторской программы «Информатика и ИКТ учебная программа и поурочное планирование для 5-7 классов» -2-е издание, Л.Л. Босова, А.Ю. Босова М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Изучение информатики на второй ступени обучения средней общеобразовательной школы направлено на достижение следующих целей:
- обеспечить вхождение учащихся в информационное общество.
- научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИТК (текстовый редактор, графический редактор и др.).
Достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- формировать пользовательские навыки для введения компьютера в учебную деятельность.
- формировать у школьника представление об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества;
- формировать у учащихся готовности к информационно – учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
- пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
- развитие творческих и познавательных способностей учащихся.
Необходимое время на изучение информатики и ИКТ в 5-м классе составляет 35 часов (1 час в неделю).
Количество практических работ: 15
Количество контрольных работ: 4
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ Учащиеся должны:
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
приводить примеры информационных носителей;
иметь представление о способах кодирования информации;
уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
запускать программы из меню Пуск;
уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Основной формой учебного процесса является классно-урочная система. Целесообразно применение разных типов уроков в соответствии с темой урока, поставленными перед ним целями и задачами.
Система уроков дополняется другими формами организации обучения химии. К дополнительным формам обучения можно отнести внеурочную деятельность по предмету: кружки, клубы, олимпиады, конкурсы, выставки, секции.
Основные методы контроля на этапах обучения: предварительный, текущий, итоговый; по способу получения информации в ходе контроля: устный, письменный, практический. Календарно-тематическое планирование
№ уро-ка
| Наименование раздела и тем
| Количество часов
| Дата проведения урока
| Примечание
|
| Информация. Компьютер. Информатика. Техника безопасности и организация рабочего места.
| 1
|
|
|
| Как устроен компьютер. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.
| 1
|
|
|
| Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш.
Практическая работа № 1 «Знакомимся с клавиатурой»
| 1
|
|
|
| Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Клавиатурный тренажер.
| 1
|
|
|
| Программы и файлы. Клавиатурный тренажер в режиме игры.
| 1
|
|
|
| Рабочий стол.
Управление мышью
Практическая работа № 2 «Осваиваем мышь»
| 1
|
|
|
| Главное меню. Запуск программ
Практическая работа № 3 «Запускаем программы. Основные элементы окна программы»
| 1
|
|
|
| Контрольная работа «Компьютер». Управление компьютером с помощью меню.
Практическая работа № 4 «Знакомимся с компьютерным меню»
| 1
|
|
|
| Действия с информацией. Хранение информации.
| 1
|
|
|
| Носители информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.
| 1
|
|
|
| Передача информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений.
| 1
|
|
|
| Кодирование информации.
| 1
|
|
|
| Формы представления информации. Метод координат.
| 1
|
|
|
| Текст как форма представления информации.
| 1
|
|
|
| Табличная форма представления информации.
| 1
|
|
|
| Наглядные формы представления информации. Контрольная работа «Информация вокруг нас».
| 1
|
|
|
| Обработка информации. Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор.
Практическая работа № 5 «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор»
| 1
|
|
|
| Обработка текстовой информации. Вводим текст.
Практическая работа № 6 «Вводим текст»
| 1
|
|
|
| Обработка текстовой информации. Редактируем текст.
Практическая работа № 7 «Редактируем текст»
| 1
|
|
|
| Редактирование текста. Работа с фрагментами.
Практическая работа № 8 «Работаем с фрагментами текста» (Задание 1-5)
| 1
|
|
|
| Редактирование текста. Поиск информации.
Практическая работа № 8 «Работаем с фрагментами текста» (Задание 6-7)
| 1
|
|
|
| Изменение формы представления информации. Систематизация информации.
| 1
|
|
|
| Форматирование – изменение формы представления информации.
Практическая работа № 9 «Форматируем текст»
| 1
|
|
|
| Компьютерная графика.
Знакомимся с инструментами рисования графического редактора.
Практическая работа № 10 «Знакомимся с инструментами графического редактора»
| 1
|
|
|
| Инструменты графического редактора. Начинаем рисовать.
Практическая работа № 11 «Начинаем рисовать» (задание 1,4,5)
| 1
|
|
|
| Контрольная работа «Обработка информации». Обработка графической информации. Практическая работа № 11 «Начинаем рисовать» (задание 2,3)
| 1
|
|
|
| Обработка текстовой и графической информации. Создаем комбинированные документы.
Практическая работа № 12 «Создаем комбинированный документ»
| 1
|
|
|
| Преобразование информации по заданным правилам.
Практическая работа № 5 «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор» (часть 2)
| 1
|
|
|
| Преобразование информации путем рассуждений.
Практическая работа № 13 «Работаем с графическими объектами»
| 1
|
|
|
| Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Черный ящик»
| 1
|
|
|
| Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Переправа»
| 1
|
|
|
| Контрольная работа «Информация. Компьютер». Создание движущихся изображений.
Практическая работа № 14 «Создаем анимацию на заданную тему»
| 1
|
|
|
| Создание движущихся изображений.
Практическая работа № 14 «Создаем анимацию на заданную тему»
| 1
|
|
|
| Итоговый мини-проект
Практическая работа № 15 «Создаем анимацию на свободную тему»
| 1
|
|
|
| Итоговый мини-проект
Практическая работа № 15 «Создаем анимацию на свободную тему»
| 1
|
|
|
| ИТОГО
| 35
|
|
|
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Контроль знаний и умений обучающихся позволяет получить информацию о том, усвоены или нет каждым обучающимся знания, указанные в образовательной цели изучения темы; научились ли обучающиеся видам деятельности, указным в цели по развитию изучения темы.
Контроль осуществляется с использованием различных форм и методов и включает в себя:
-- тестирование,
-- фронтальный опрос,
-- индивидуальные задания,
-- самостоятельные работы,
-- практические работы,
-- лабораторные опыты,
-- контрольные работы.
ГРАФИК КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
№ п/п
| Тема
| Дата
|
| Компьютер.
|
|
| Информация вокруг нас.
|
|
| Обработка информации.
|
|
| Информация. Компьютер.
|
| Контрольная работа №1 «Компьютер».
Вариант 1
1.Отметьте устройство компьютера, предназначенного для обработки информации.
Долговременная память
Оперативная память
Процессор
Монитор
Клавиатура
2.Отметьте устройства, предназначенные для ввода информации в компьютер.
Принтер
Процессор
Монитор
Сканер
Графопостроитель
Джойстик
Клавиатура
Мышь
Микрофон
Акустические колонки
Дискета
3. Отметьте специальные клавиши.
End
Пробел
Shift
Home
Esc
PageUp
↑
Enter
4.Отметьте элементы Рабочего стола.
Копка Пуска
Кнопка Закрыть
Копка Свернуть
Панель задач
Корзина
Строка заголовка
Строка меню
Значок Мой компьютер
Вариант 2
1.Отметьте устройство, где программы и данные хранятся и после выключения компьютера.
Долговременная память
Оперативная память
Процессор
Монитор
Клавиатура
2.Отметьте устройства, предназначенные для вывода информации.
Принтер
Процессор
Монитор
Сканер
Графопостроитель
Джойстик
Клавиатура
Мышь
Микрофон
Акустические колонки
Дискета
3.Отметьте клавиши управления курсором.
End
Пробел
Shift
Home
Esc
PageUp
↑
Enter
4.Отметьте элементы окна программы.
Копка Пуска
Кнопка Закрыть
Копка Свернуть
Панель задач
Корзина
Строка заголовка
Строка меню
Значок Мой компьютер
Контрольная работа №2 «Компьютер».
Вариант 1
1.Отметьте информационные процессы (действия с информацией).
Разговор по телефону
Посадка дерева
Кассета любимой музыкальной группы.
Письмо приятелю
Выполнение контрольной работы
Разгадывание кроссворда
Просмотр телепередачи
Учебник математики
2.Отметьте современные информационные носители.
Телевидение
Бумага
Интернет
Телефон
Дискета
Лазерный диск
Процессор
Видеокассета
3.Отметьте, информация какого вида может использована в музыкальной поздравительной открытке.
Текстовая
Графическая
Числовая
Звуковая
4.Наиболее удобной формой для представления большого количества однотипной информации является …
Вариант 2.
1.Отметьте информационные процессы (действия с информацией).
Работа на компьютере клавиатурном тренажером
Установка телефона
Прослушивание музыкальной кассеты
Чтение книги
Видеокассета
Заучивание правила
Толковый словарь
Выполнение домашнего задания по истории
2.Отметьте современные информационные каналы.
Телевидение
Бумага
Интернет
Телефон
Дискета
Лазерный диск
Процессор
Видеокассета
3.Отметьте, информация какого вида может быть использована в школьном учебнике.
Текстовая
Графическая
Числовая
Звуковая
4.Наиболее удобной формой для наглядного представления числовых данных является …
Текст
Диаграмма
Схема
Рисунок
Контрольная работа №3 «Компьютер».
Вариант 1.
1.Отметьте элементы окна приложения WordPad
Название приложения
Строка меню
Кнопка Закрыть
Кнопка Свернуть
Пан ель инструментов
Палитра
Панель Стандартная
Панель Форматирования
Рабочая область
Полосы прокрутки
2.Отметьте операции, выполняемые при редактировании документов.
Вставка
Удаление
Замена
Изменение шрифта
Изменение начертания
Изменение цвета
Поиск и замена
Выравнивание
3.Отметьте инструменты графического редактора.
Распылитель
Прямоугольник
Ножницы
Карандаш
4.Отметьте верное.
При упорядочивании информации в хронологической последовательности происходит …
Обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации
Обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая ее содержания
Вариант 2.
1.Отметьте элементы окна приложения Paint
Название приложения
Строка меню
Кнопка Закрыть
Кнопка Свернуть
Пан ель инструментов
Палитра
Панель Стандартная
Панель Форматирования
Рабочая область
Полосы прокрутки
2.Отметьте операции, выполняемые при форматировании документов.
Вставка
Удаление
Замена
Изменение шрифта
Изменение начертания
Изменение цвета
Поиск и замена
Выравнивание
3.Отметьте инструменты графического редактора.
Ластик
Треугольник
Кисть
Заливка
4.Отметьте верное.
При форматировании текстового документа происходит ..
Обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая ее содержания
Обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации
Контрольная работа №4 «Компьютер».
Вариант1.
1.Отметьте информационные процессы (действия с информацией).
Работа на компьютере клавиатурном тренажером
Установка телефона
Прослушивание музыкальной кассеты
Чтение книги
Видеокассета
Заучивание правила
Толковый словарь
Выполнение домашнего задания по истории
2.Отметьте устройства, предназначенные для вывода информации.
Принтер
Процессор
Монитор
Сканер
Графопостроитель
Джойстик
Клавиатура
Мышь
Микрофон
Акустические колонки
Дискета
3.Запишите несколько современных носителей информации:_____________________________________________
4.Отметьте элементы окна приложения Paint.
Название приложения
Строка меню
Кнопка Закрыть
Кнопка Свернуть
Пан ель инструментов
Палитра
Панель Стандартная
Панель Форматирования
Рабочая область
Полосы прокрутки
5.Отметьте операции при форматировании документов.
Вставка
Удаление
Замена
Изменение шрифта
Изменение начертания
Изменение цвета
Поиск и замена
Выравнивание
6.Отметьте верное.
1)При форматировании текстового документа происходит …
Обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющаяся ее содержания
Обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации
Обработка информации не происходит
2)При разработке плана действий происходит ..
Обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющаяся ее содержания
Обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации
Обработка информации не происходит
Вариант2
1.Отметьте информационные процессы (действия с информацией).
Разговор по телефону
Посадка дерева
Кассета любимой музыкальной группы.
Письмо приятелю
Выполнение контрольной работы
Разгадывание кроссворда
Просмотр телепередачи
Учебник математики
2.Отметьте устройства, предназначенные для ввода информации.
Принтер
Процессор
Монитор
Сканер
Графопостроитель
Джойстик
Клавиатура
Мышь
Микрофон
Акустические колонки
Дискета
3.Запишите несколько древних носителей информации:_____________________________________________
4.Отметьте элементы окна приложения WordPad
Название приложения
Строка меню
Кнопка Закрыть
Кнопка Свернуть
Пан ель инструментов
Палитра
Панель Стандартная
Панель Форматирования
Рабочая область
Полосы прокрутки
5.Отметьте операции при редактировании документов.
Вставка
Удаление
Замена
Изменение шрифта
Изменение начертания
Изменение цвета
Поиск и замена
Выравнивание
6.Отметьте верное.
1)При упорядочивании информации в хронологической последовательности происходит …
Обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющаяся ее содержания
Обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации
Обработка информации не происходит
2)При вычислениях по известным формулам происходит …
Обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющаяся ее содержания
Обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации
Обработка информации не происходит
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Учебно-методический комплект:
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005-2007.
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005-2009.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. 5-7 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Босова Л.Л. Обработка текстовой информации. Дидактические материалы. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Цифровые образовательные ресурсы:
Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru.
Программное обеспечение:
Стандартный базовый пакет программного обеспечения
Федеральное собрание образовательных материалов. Полная версия. Содержание и методики.
|