Значение животных для опыления и распространения растений





Скачать 186.67 Kb.
НазваниеЗначение животных для опыления и распространения растений
Дата публикации30.07.2014
Размер186.67 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок




 

Министерство образования Саратовской области.

Управление образования Дергачевского муниципального района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 

 

 

 

 

 

КОНСПЕКТ УРОКА

по теме :Значение животных в опылении и распространении растений. ______________________________

 

 

 

 

 

 

Автор: Печенова Лариса Васильевна, учитель экологии МОУ СОШ_№1

р.п. Дергачи___________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Дергачи 2012

Предмет: Экология 

Тип урока: Комбинированный

Тема урока: Значение животных для опыления и распространения растений

Продолжительность: 45 минут

Класс: 6

Технологии: При подготовке данного урока использовались:пакет Microsoft Office, текстовый  процессор Word, электронные презентации PowerPoint.

  1.  Использование мультимедийной презентации

  2.  Использование ресурсов сети Интернет для подготовки урока

  3.  Использование фото коллекции

Аннотация:

Информатизация общества в современных условиях предусматривает обязательное применение компьютеров в школьном образовании, что призвано обеспечить компьютерную грамотность и информационную культуру учащихся.

В своей работе я систематически внедряю в учебный процесс ИКТ с целью научить учащихся работать с информацией, самостоятельно добывать знания.

Компьютер используется на всех этапах: при подготовке урока, в процессе обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Роль компьютера: демонстратор, проверяющий, тренажёр, иллюстратор; заинтересовывает учащихся, мобилизует и активизирует их работу, сокращает время проверки.

Уроки экологии проводятся в соответствии с тематическим планированием и составленной мной рабочей программой. Данный урок – комбинированный, учащиеся знакомятся с новой информацией, закрепляют и обобщают полученные ранее знания, показывают сформированные умения, по ходу занятия устраняют выявленные пробелы.

 ИКТ уместно применять при изучении отдельных тем и разделов программы Экология, так как данный предмет предусматривает использование большого объема наглядного материала, виртуальные лаборатории и экскурсии, проектную деятельность и моделирование. Для реализации данных задач в настоящее время без компьютерных технологий не обойтись.

На уроке мы говорим о многообразии животных-опылителей , о способах распространения растений с большим количеством иллюстраций, что позволяет сделать урок информативным и наглядным.

Методические приёмы:

1. Логические:

  1. постановка проблемных вопросов

  2. выявление общих признаков и свойств

  3. обобщение сведений на основе их анализа

  4. выводы

2. Технические:

  1. работа по заполнению схемы

3. Организационные:

  1. актуализация знаний учащихся

  2. мотивация учебной деятельности

  3. постановка проблемных вопросов

  4. формирование новых способов действия

  5. использование личного опыта и знаний учащихся

  6. обобщение и систематизация

  7. подведение итогов


Конспект урока
Тема: Значение животных в опылении и распространении растений.
Цель: Изучить значение животных в опылении и распространении растений.

Задачи: 

  1. Сформировать понятие о животных- опылителях и важности их в опылении .

  2. Показать приспособленность растений к процессу опыления животными-опылителями.

  3. Расскрыть значение животных в распространении плодов и семян растений.

  4. Продолжить формирование умения работать печатной тетрадью и текстом учебника.

  5. Развивать способности к анализу экологических ситуаций, умения находить причинно-следственные связи и составлять надлежающие выводы.

  6. Воспитывать гуманизм и любовь к прекрасному.

  7. Продолжить формирование нравственных качеств учащихся.

Оборудование и материалы: карточки , проектор, презентация  Power Point, раздаточный материал (тест-листы).
План урока.

    1. Организационный момент.(1 мин.)

Рефлексия(1 мин.)

2. Проверка домашнего задания.(15 мин.)

3.Изучение нового материала.(20 мин.)

а) Животные- опылители

б) Как цветки привлекают опылителей.
в) Практическое значение опыления

г) Физкультминутка.

д)Основные способы распространения семян и плодов растений.

4.Закрепление новых знаний.(5мин.)

5. Подведение итогов урока (1 мин.)

6.Домашнее задание.(1 мин.)
7. Рефлексия .(1 мин.)

8.Список литературы.

Ход урока

  1. Организационный момент.Приветствие.

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал,

Так что время не теряем

И работать начинаем!

Рефлексия

  1. Проверка домашнего задания.

1.Тестирование (Приложение№ 1)

2.Устный опрос

1.Как человек улучшает почву?

2.Почему нужно вносить минеральные удобрения в течение вегетационного периода?

3.Что называют зеленым удобрением ? Как его используют?

4.Что такое рассоление почвы и как его проводят?

5.Для чего нужно оберегать почву?

3.Письменная работа по карточкам (дифференцированная ,Приложение №3)

4.Работа у доски

Решение ребусов по изученной теме (Приложение №2)

  1. Изучение нового материала.






   

Индуктор – побудитель мысли.


1.На доске рисунки учащихся(заранее детям дается задание нарисовать плоды и семена растений, цветущие растения).

2.На столе учителя (можно любое ) цветущее комнатное растение

3.На экране рисунок «Цветы, пчелы,бабочки, растения».

Предлагаю посмотреть образцы на доске, на столе учителя и на своих партах. И предложите, какие возникли ассоциации. Высказывания записываю на доске. Что уже знаем? Методом исключения подходим к теме и цели урока:

Тема:Значение животных в опылении и распространении растений.

Цель: Изучить значение животных для опыления и распространения растений.

Актуализация знаний учащихся:

Вспомним: Основные части цветка и как проходит опыление? А перекрестное опыление?

А мы остановимся на роли животных в перекрестном опылении. У большинства растений полноценные плоды и семена образуются после перекрестного опыления.

Записываем схему перекрестного опыления:





а) Животные- опылители
Давайте подумаем, а как пыльца с одного цветка может попасть на другой цветок?

Кто такие животные- опылители?

Животных, доставляющих пыльцу на рыльце пестика называют опылителями.

К ним относят прежде всего насекомых (Каких?), а в тропических и субтропических странах еще птиц и зверей. (Перенесение схемы в тетрадь).
Кого вы знаете опылителей среди насекомых?

А среди птиц, есть известные вам опылители?

А из зверьков, кто вам известен?

Для чего опылители посещают цветки ?

А кто мне может сказать, какую пользу приносят животные-опылители растениям?

Оказывается, не только животные-опылители извлекают пользу от растений, но и растения получают пользу от животных-опылителей.

В поисках пищи — нектара и пыльцы, перемещаясь с цветка на цветок, опылители переносят прилипшие к телу пылинки,перекрестно опыляя растения.

б) Как цветки привлекают опылителей?

Рассказ учителя с использованием рисунков на экране, комнатных растений на столе, (или таблицы на доске).Можно составить и записать такую схему (на доске и в тетрадях):

Цветки, опыляемые животными.



Дневные Ночные

яркая окраска яркий запах,

(желтая, красная, синяя, белая окраска

голубая, лиловая)

Яркая окраска и сильный запах цветов — это «реклама» для опылителей, которая помогает им быстро найти вкусную и обильную пищу. Днем опылителей привлекает прежде всего яркая окраска цветков.Она может быть самой разнообразной: желтой, как у мать-и-мачехи, одуванчика,красной и розовой , как уклеверов, шиповника, синей и голубой — у цикория и василька, лиловой- у колокольчика.

Ночные опылители летят к белым цветкам, которые лучше видны в темноте, ориентируясь в первую очередь на запах.У растений, опыляемых ночными насекомыми, цветки светлоокрашенные с усиливающимся к вечеру ароматом, например у душистого табака, ослинника и дремы.

Это интересно:
Ребята, а вам интересно узнать какой цветок самый большой на свете? И кто его опыляет? (Сообщение о раффлезии готовят учащиеся). <




Раффлезия Арнольди-паразитическое растение с самыми крупными в мире цветами, но полностью лишенное листьев, стебля и корней.
Цветок которой, достигает в диаметре одного метра и весит в среднем 5 килограмм, по случаю чего назван самым крупным в мире цветком. При этом раффлезия не имеет ни стеблей, ни листьев, ни корней. Она состоит только из цветка, напоминающего красный капустный кочан, и является паразитирующим растением, получающим все питательные вещества от другого растения.

Эти цветки опыляются мухами, привлекаемыми запахом падали. К тому же и окраска цветков у раффлезий имитирует разлагающееся мясо.


Гигантский цветок - аморфофаллус - самое дурнопахнущее растение в мире. Его специфическим запахом, напоминающим гниющую рыбу, тухлые яйца, пропахли все леса острова Суматра, где это «чудовище» и произрастает.

Растения растут везде. Давайте вспомним, кто опыляет растения в более теплых странах?

Оказывается у тропических растений опыляемых крохотными птичками колибри, цветки, как правило, красные, т.к. птицы лучше видят красный цвет (работа по учебнику).





Послушайте сообщение об этих крохах. (Сообщение готовят учащиеся). Тропическая птичка – колибри – мельчайшая среди птиц. Ее тело имеет длину 3-5 см, а узкий остренький клюв нередко превосходят длину тела. Этим длинным клювом колибри легко проникает к нектарнику цветка и высасывает нектар. Посетив цветок, птичка уносит на своем оперении пыльцу, которую впоследствии оставит на другом цветущем растении. Родина колибри – Америка.

- А вот у некоторых тропических растений, цветки располагаются в нижней части ствола. Как, например, у шоколадного дерева. (Рисунок учебника). Такие цветки опыляют летучие мыши и мелкие древесные зверьки, обитающие в Австралии –кускус(Сообщение готовят учащиеся).



Кускус хоботноголовый
Внешний вид поссума-медоеда демонстрирует приспособление к питанию пыльцой и нектаром цветов. Морда у него вытянута в хоботок, который составляет примерно две трети длины головы, а язык, длинный и тонкий, способен высовываться изо рта на 2,5 см. Язык медоеда по спинке покрыт длинными щетинковидными сосочками. Он представляет собой своеобразную кисть для сбора пыльцы, а удлиненная морда служит трубкой для втягивания нектара.
Многие тропические цветы пользуются услугами летучих мышей для распространения пыльцы. Цветок вознаграждает мышей за труды сладким нектаром, который находится в глубине цветка. Слизывая нектар длинным языком, мыши поневоле покрываются пыльцой и переносят ее на другие цветы.




- Не все насекомые, которые посещают цветок, оказываются опылителями. Например, муравьи часто прогрызают околоцветник снизу и выпивают нектар, а до рыльца не дотрагиваются. Таких насекомых называют похитителями нектара. Для защиты от таких посетителей, у растений возникли разные приспособления. Например, растение выделяет клейкое вещество на цветоносах. И на пути у похитителей образуется ловушки по принципу липкой бумаги, как у смолки обыкновенной (рисунок учебника стр.82).

Как вы думаете, сколько опылителей может быть у растений?

Оказывается, это зависит от строения цветка. У одних цветущих растений пыльца и нектар легко доступны разным опылителям и цветки таких растений имеют широко раскрытые венчики. А у некоторых растений добыть нектар способны лишь немногие насекомые.

Постановка проблемного вопроса:В Австралию был завезен клевер, он отлично рос и великолепно цвел, однако семян не было. Почему завезенный клевер не образовывал семян?.

 У клевера, например нектар, находится в цветке так глубоко, что достать его могут только насекомые с длинным хоботком. Поэтому клевер опыляют исключительно шмели. Пришлось доставить в Австралию и шмелей, после чего клевер начал давать хорошие урожаи семян.

в) Практическое значение опыления

Перекрестное опыление цветковых растений имеет большое значение в природе и большое практическое значение в сельском хозяйстве, особенно при выращивании плодов, семян и овощных культур, а также в пчеловодстве.

Если опылителей достаточно, растения дают хорошие урожаи плодов и семян. А если опылителей мало, урожаи резко снижаются.
Почему на полях гречихи, подсолнечника, в цветущих садах ставят ульи?

Пчелы, собирая нектар, опыляют цветки. При этом повышаются урожаи плодов и семян, а пчелы приносят много меда.
Мы выяснили, какую пользу приносят животные опылители для растений и для человека. Но судьба растений и животных опылителей не редко зависит от нашего поведения в природе.
г) Физкультминутка.

Утром бабочка проснулась, 
Улыбнулась, потянулась,
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.

д)Основные способы распространения семян и плодов растений.

Давайте вспомним , какие бывают плоды по типу околоплодника?

Сочные и сухие

А как животные помогают расселяться растениям с сочными плодами? А с сухими плодами ?
Люди и животные распространяют плоды и семена двумя основными способами внутри своего организма при поедании плодов и на поверхности своего тела, если плоды и семена на нем удерживаются.

Составляем и записываем схему на доске и в тетрадях:
Распространение семян и плодов


Животными Самораспространение Ветром Водой

( людьми)


Сегодня мы поговорим именно о распространении семян и плодов животными.
Распространение сочных плодов

Люди и звери едят в первую очередь сочные ярко окрашенные плоды, например вишни, абрикоса, рябины, калины, бузины и других растений. Семена внутри плодов надежно защищены твердыми покровами. Употребляя сочные плоды в пищу, люди отделяют их твердые косточки и семена. У животных проглоченные косточки и твердые семена без повреждений проходят через пищеварительные органы. Воздействие пищеварительных соков даже способствует прорастанию семян. Они выбрасываются наружу вместе с пометом, который удобряет почву. Таким образом, животные не только распространяют семена, но и обеспечивают их хорошую всхожесть и высев в удобренную почву.



Распространение сухих плодов

Животные распространяют и сухие плоды, например желуди дуба. Белки и сойки прячут желуди под корнями, запасая их на зиму (в кладовых сойки находили до 4 кг желудей), но часто забывают о своих кладовых. Так с помощью птиц и зверей желуди попадают на новые места и прорастают далеко от материнского дерева. Похожие отношения складываются между птицей кедровкой и сибирской кедровой сосной, называемой сибирским кедром. Возобновление сосны на гарях происходит исключительно с помощью кедровки. Интересно, что области распространения сибирского кедра и кедровки, дуба и сойки совпадают. Это говорит о тесных взаимных связях между растениями и распространяющими их семена и плоды птицами.
Кладовые из семян хвойных создают такие грызуны, как белки, бурундуки.



Распространение семян муравьями

Большую роль в распространении семян и плодов играют муравьи. Они переносят на расстояние 10-12 м (иногда до 40-70 м) семена, главным образом низкорослых трав, плоды которых созревают в начале лета. В это время муравьи выкармливают личинки и заготавливают для них много пищи. На семенах и плодах ряда растений есть сочные придатки, которые содержат питательные вещества и издают привлекательный запах (рис. 50). Муравьи обгрызают их. Семена и плоды перетаскивают в муравейник, частично теряют по дороге.
Распространение цепких и клейких плодов и семян
Плоды шалфея клейкого легко прилипают к ногам человека и лапам животных. Семена подорожника большого приклеиваются к обуви и к копытам с комочками грязи. Некоторые растения имеют выросты-прицепки на плодах (например, гравилат, череда) или на соплодиях (лопух, дурнишник). Соплодиями называют группы плодов, сформировавшихся из цветков одного соцветия. Выросты плодов и соплодий цепляются за шерсть животных, одежду и обувь человека. Таким образом семена и плоды переносятся на многие километры.

Сверхдальнее расселение растений

Сверхдальним называют такое расселение, когда растения оказываются за сотни и тысячи километров от своей родины. В этом обычно бессознательно им помогает человек. С разнообразными товарами (зерном, фруктами, кормами для животных) семена растений на пароходах, поездах, самолетах едут в дальние страны и на другие континенты.




Так, американские растения: амброзия полыннолистная, галинзога мелкоцветковая, мелколепестник канадский, душистая, или безлепестковая, ромашка — попали в Европу. Наш обычный подорожник большой оказался в Америке, а пастушья сумка расселилась
Подведем итог: Люди и животные распространяют плоды и семена при поедании их и на поверхности своего тела, если плоды и семена на нем удерживаются.

Споры мхов и папоротников на своем теле переносят насекомые. Семена растений с поверхности в глубь почвы перемещают жуки-навозники. Липкие и колючие плоды и семена цепляются за ноги животных, шерсть, оперение и переносятся на значительные расстояния. Расселению растений на новые территории способствуют птицы и млекопитающие, запасающие плоды и семена на зиму.
IV. Закрепление изученного на уроке.

А) Вопросы:

1. Какие животные опыляют растения и почему?

2. Какие особенности имеют цветки, опыляемые насекомыми?

3. Почему одни растения опыляются самыми разнообразными животными, а другие — лишь немногими? Приведите примеры.

4. Чем отличается поведение опылителей и похитителей нектара?

5. Каким образом растения защищаются от похитителей нектара?

6. Почему кедровку и сойку считают распространителями семян деревьев? Почему совпадают области распространения сибирской кедровой сосны и птицы кедровки, дуба и сойки?

7. Семена каких растений и на какие расстояния переносят муравьи?

8. Каким образом семена и плоды растений попадают в далекие страны и на другие континенты?

9. Есть ли растения, расселившиеся по всему миру? Приведите примеры.
Б)Творческое задание (можно вызвать двух учеников к доске)

Цветными карандашами раcкрасьте цветок, который:

  • I вариант – опыляют днем

  • II вариант – опыляют вечером или ночью



В)Выполните задание в печатной тетради № 4 стр.36

  1. Итог урока.

  2. Домашнее задание.§ 31, 32


7. Рефлексия .

- Я хорошо вел себя на уроке и хорошо понял тему

- Я волновался, и у меня были ошибки

-Я был не внимательным, не собранным и поэтому не понял темы



Спасибо, ребята, за урок.

Мне очень приятно было с вами работать.

Выставление оценок.
8.Список используемой литературы:

  1. Былова А.М.Экология растений. 6 класс.М.: Вентана-Граф, 2010 г.

  2. Н.А. Горская.Экология растений. 6 класс.Рабочая тетрадь. М.: Вентана-Граф, 2011 г.

3.И.Н. Пономарева.Экология .М.: Вентана-Граф, 2006 г.

  1. Интернет ресурсы:

http://umm4.com/raznoe/sekrety-opyleniya-cvetov.htm

http://newsinphoto.ru/priroda/zolotye-sobirateli-pylcy/

http://mlekopit.com/sumchatyie/hobotnogolovyiy-kuskus.html

Приложение № 1
Тест на проверку знаний
Выберите правильный ответ.
1.Выпас животных на лугах обычно приводит к следующим изменениям:

а)появление большого количества трав;

б)разрастанию сочных трав;

в)появлению колючих и жестких трав;
2.Разрушение почв под действием ветра называют:

а)водной эрозией;

б)ветровой эрозией;

в)суховеем;
3.Для защиты сельскохозяйственных угодий от засухи и суховеев проводят:

а)роют траншеии и наполняют водой;

б)посадка полезащитных полос;

в)работы по изменению структуры и состава почвы;
4Распашка полей вдоль склонов вызывает:

а)овражную эрозию;

б)ветровую эрозию;

в)улучшение структуры почвы;
5.Для закрепления песков используют посадку:

а)березы белой;

б)сосны обыкновенной;

в)калины красной;
Ответы: 1.в, 2.б, 3.б, 4.а, 5.б.

Приложение № 2
Ребусы : А) Б)





В)



Г)

Ответы: А)рассоление; Б)почва; В)эрозия; Г)люпин.
Приложение № 3
Карточка №1

 В два цветочных горшка одновременно посадили одинаковые растения. Ухаживали за ними одинаково. Через некоторое время одно из них разрослось и зацвело, а другое стало увядать. Когда взяли пробу почвы из горшков, оказалось, что в одном из них почва была темная, а в другом – сероватая. В почве какого цвета выросло большое цветущее растение? Почему?
Карточка №2
Факторы, влияющие на образование почвы





Карточка №3




Карточки №2,3 для заполнения могут даваться по степени успеваемости ученика.Так для сильного ученика можно дать все пустые клетки, а для более слабого только на половину.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Значение животных для опыления и распространения растений iconКалендарно-тематическое планирование уроков по биологии, 7 класс
Зоология как наука о животных. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные. Черты сходства и различия животных...
Значение животных для опыления и распространения растений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Расширение представлений детей об осени, последовательности осенних месяцев (значение листопада для жизни растений зимой, влияние...
Значение животных для опыления и распространения растений iconТенденции изменения верхней границы распространения древесных видов растений на западном кавказе
Целью данной работы является определение тенденций изменения верхнего предела распространения древесных видов растений в верхнегорном...
Значение животных для опыления и распространения растений iconУрока
Учащиеся показывают и комментируют свои рисунки по теме «Почва Краснодарского края, значение для жизни растений и животных»
Значение животных для опыления и распространения растений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: Вода и ее значение для растений, животных и человека. Бережное отношение к воде
Значение животных для опыления и распространения растений iconТема. Современная система растений и животных как отображение эволюции
Задачи урока. Систематизировать знания об эволюции живого мира на Земле, ее результатах и значении для развития науки; развивать...
Значение животных для опыления и распространения растений iconПрограмма элективного курса для 11 класса (34 часа, 3 модуля)
Поэтому можно ожидать сходную картину изменений в будущем в других группах растений и животных. Знания о прошедших эпохах помогли...
Значение животных для опыления и распространения растений iconЭкологические группы растений по отношению к влаге и их адаптации к водному режиму
Вода является необходимым условием существования всех живых организмов на Земле. Значение воды в процессах жизнедеятельности определяется...
Значение животных для опыления и распространения растений iconУрок по предмету "Окружающий мир" Тема урока: «Почва. Свойства почвы»
Сформулировать причины, какое значение имеет почва для животных, растений и человека
Значение животных для опыления и распространения растений iconВлага, основные приспособительные реакции растений и животных
Вода с растворенными в ней веществами обусловливает осмотическое давление клеточных и тканевых жидкостей, включая и межклеточный...
Значение животных для опыления и распространения растений iconТемы вашего учебного проекта
В современном понимании селекция это наука о создании новых и улучшении существующих пород домашних животных, сортов культурных растений...
Значение животных для опыления и распространения растений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели урока: расширить и уточнить представления детей о дожде и ветре; объяснить причины их возникновения; раскрыть значение этих...
Значение животных для опыления и распространения растений iconТехнологическая карта урока Технология проектного обучения Урок географии в 7 классе Тема урока
Оборудование: Карта природных зон южной Америки (ЮА), компьютер, плазма (проектор и экран), рисунки животных и растений. Электронная...
Значение животных для опыления и распространения растений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: повторить классификацию растений, значение растений в жизни человека, познакомить с новой группой растений комнатными...
Значение животных для опыления и распространения растений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Повторить классификацию растений, значение растений в жизни человека. Познакомить с новой группой растений комнатными...
Значение животных для опыления и распространения растений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: повторить классификацию растений, значение растений в жизни человека, познакомить с новой группой растений комнатными...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск