Скачать 186.67 Kb.
|
Министерство образования Саратовской области. Управление образования Дергачевского муниципального района Муниципальное общеобразовательное учреждение КОНСПЕКТ УРОКА по теме :Значение животных в опылении и распространении растений. ______________________________ Автор: Печенова Лариса Васильевна, учитель экологии МОУ СОШ_№1 р.п. Дергачи___________________________ Дергачи 2012 Предмет: Экология Тип урока: Комбинированный Тема урока: Значение животных для опыления и распространения растений Продолжительность: 45 минут Класс: 6 Технологии: При подготовке данного урока использовались:пакет Microsoft Office, текстовый процессор Word, электронные презентации PowerPoint.
Аннотация: Информатизация общества в современных условиях предусматривает обязательное применение компьютеров в школьном образовании, что призвано обеспечить компьютерную грамотность и информационную культуру учащихся. В своей работе я систематически внедряю в учебный процесс ИКТ с целью научить учащихся работать с информацией, самостоятельно добывать знания. Компьютер используется на всех этапах: при подготовке урока, в процессе обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Роль компьютера: демонстратор, проверяющий, тренажёр, иллюстратор; заинтересовывает учащихся, мобилизует и активизирует их работу, сокращает время проверки. Уроки экологии проводятся в соответствии с тематическим планированием и составленной мной рабочей программой. Данный урок – комбинированный, учащиеся знакомятся с новой информацией, закрепляют и обобщают полученные ранее знания, показывают сформированные умения, по ходу занятия устраняют выявленные пробелы. ИКТ уместно применять при изучении отдельных тем и разделов программы Экология, так как данный предмет предусматривает использование большого объема наглядного материала, виртуальные лаборатории и экскурсии, проектную деятельность и моделирование. Для реализации данных задач в настоящее время без компьютерных технологий не обойтись. На уроке мы говорим о многообразии животных-опылителей , о способах распространения растений с большим количеством иллюстраций, что позволяет сделать урок информативным и наглядным. Методические приёмы: 1. Логические:
2. Технические:
3. Организационные:
Конспект урока Тема: Значение животных в опылении и распространении растений. Цель: Изучить значение животных в опылении и распространении растений. Задачи:
Оборудование и материалы: карточки , проектор, презентация Power Point, раздаточный материал (тест-листы). План урока.
Рефлексия(1 мин.) 2. Проверка домашнего задания.(15 мин.) 3.Изучение нового материала.(20 мин.) а) Животные- опылители б) Как цветки привлекают опылителей. в) Практическое значение опыления г) Физкультминутка. д)Основные способы распространения семян и плодов растений. 4.Закрепление новых знаний.(5мин.) 5. Подведение итогов урока (1 мин.) 6.Домашнее задание.(1 мин.) 7. Рефлексия .(1 мин.) 8.Список литературы. Ход урока
Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал, Так что время не теряем И работать начинаем! Рефлексия
1.Тестирование (Приложение№ 1) 2.Устный опрос 1.Как человек улучшает почву? 2.Почему нужно вносить минеральные удобрения в течение вегетационного периода? 3.Что называют зеленым удобрением ? Как его используют? 4.Что такое рассоление почвы и как его проводят? 5.Для чего нужно оберегать почву? 3.Письменная работа по карточкам (дифференцированная ,Приложение №3) 4.Работа у доски Решение ребусов по изученной теме (Приложение №2)
Индуктор – побудитель мысли. 1.На доске рисунки учащихся(заранее детям дается задание нарисовать плоды и семена растений, цветущие растения). 2.На столе учителя (можно любое ) цветущее комнатное растение 3.На экране рисунок «Цветы, пчелы,бабочки, растения». Предлагаю посмотреть образцы на доске, на столе учителя и на своих партах. И предложите, какие возникли ассоциации. Высказывания записываю на доске. Что уже знаем? Методом исключения подходим к теме и цели урока: Тема:Значение животных в опылении и распространении растений. Цель: Изучить значение животных для опыления и распространения растений. Актуализация знаний учащихся: Вспомним: Основные части цветка и как проходит опыление? А перекрестное опыление? А мы остановимся на роли животных в перекрестном опылении. У большинства растений полноценные плоды и семена образуются после перекрестного опыления. Записываем схему перекрестного опыления: а) Животные- опылители Давайте подумаем, а как пыльца с одного цветка может попасть на другой цветок? Кто такие животные- опылители? Животных, доставляющих пыльцу на рыльце пестика называют опылителями. К ним относят прежде всего насекомых (Каких?), а в тропических и субтропических странах еще птиц и зверей. (Перенесение схемы в тетрадь). Кого вы знаете опылителей среди насекомых? А среди птиц, есть известные вам опылители? А из зверьков, кто вам известен? Для чего опылители посещают цветки ? А кто мне может сказать, какую пользу приносят животные-опылители растениям? Оказывается, не только животные-опылители извлекают пользу от растений, но и растения получают пользу от животных-опылителей. В поисках пищи — нектара и пыльцы, перемещаясь с цветка на цветок, опылители переносят прилипшие к телу пылинки,перекрестно опыляя растения. б) Как цветки привлекают опылителей? Рассказ учителя с использованием рисунков на экране, комнатных растений на столе, (или таблицы на доске).Можно составить и записать такую схему (на доске и в тетрадях): Цветки, опыляемые животными. Дневные Ночные яркая окраска яркий запах, (желтая, красная, синяя, белая окраска голубая, лиловая) Яркая окраска и сильный запах цветов — это «реклама» для опылителей, которая помогает им быстро найти вкусную и обильную пищу. Днем опылителей привлекает прежде всего яркая окраска цветков.Она может быть самой разнообразной: желтой, как у мать-и-мачехи, одуванчика,красной и розовой , как уклеверов, шиповника, синей и голубой — у цикория и василька, лиловой- у колокольчика. Ночные опылители летят к белым цветкам, которые лучше видны в темноте, ориентируясь в первую очередь на запах.У растений, опыляемых ночными насекомыми, цветки светлоокрашенные с усиливающимся к вечеру ароматом, например у душистого табака, ослинника и дремы. Это интересно: Ребята, а вам интересно узнать какой цветок самый большой на свете? И кто его опыляет? (Сообщение о раффлезии готовят учащиеся). < Раффлезия Арнольди-паразитическое растение с самыми крупными в мире цветами, но полностью лишенное листьев, стебля и корней. Цветок которой, достигает в диаметре одного метра и весит в среднем 5 килограмм, по случаю чего назван самым крупным в мире цветком. При этом раффлезия не имеет ни стеблей, ни листьев, ни корней. Она состоит только из цветка, напоминающего красный капустный кочан, и является паразитирующим растением, получающим все питательные вещества от другого растения. Эти цветки опыляются мухами, привлекаемыми запахом падали. К тому же и окраска цветков у раффлезий имитирует разлагающееся мясо. Гигантский цветок - аморфофаллус - самое дурнопахнущее растение в мире. Его специфическим запахом, напоминающим гниющую рыбу, тухлые яйца, пропахли все леса острова Суматра, где это «чудовище» и произрастает. Растения растут везде. Давайте вспомним, кто опыляет растения в более теплых странах? Оказывается у тропических растений опыляемых крохотными птичками колибри, цветки, как правило, красные, т.к. птицы лучше видят красный цвет (работа по учебнику). Послушайте сообщение об этих крохах. (Сообщение готовят учащиеся). Тропическая птичка – колибри – мельчайшая среди птиц. Ее тело имеет длину 3-5 см, а узкий остренький клюв нередко превосходят длину тела. Этим длинным клювом колибри легко проникает к нектарнику цветка и высасывает нектар. Посетив цветок, птичка уносит на своем оперении пыльцу, которую впоследствии оставит на другом цветущем растении. Родина колибри – Америка. - А вот у некоторых тропических растений, цветки располагаются в нижней части ствола. Как, например, у шоколадного дерева. (Рисунок учебника). Такие цветки опыляют летучие мыши и мелкие древесные зверьки, обитающие в Австралии –кускус. (Сообщение готовят учащиеся). Кускус хоботноголовый Внешний вид поссума-медоеда демонстрирует приспособление к питанию пыльцой и нектаром цветов. Морда у него вытянута в хоботок, который составляет примерно две трети длины головы, а язык, длинный и тонкий, способен высовываться изо рта на 2,5 см. Язык медоеда по спинке покрыт длинными щетинковидными сосочками. Он представляет собой своеобразную кисть для сбора пыльцы, а удлиненная морда служит трубкой для втягивания нектара. Многие тропические цветы пользуются услугами летучих мышей для распространения пыльцы. Цветок вознаграждает мышей за труды сладким нектаром, который находится в глубине цветка. Слизывая нектар длинным языком, мыши поневоле покрываются пыльцой и переносят ее на другие цветы. - Не все насекомые, которые посещают цветок, оказываются опылителями. Например, муравьи часто прогрызают околоцветник снизу и выпивают нектар, а до рыльца не дотрагиваются. Таких насекомых называют похитителями нектара. Для защиты от таких посетителей, у растений возникли разные приспособления. Например, растение выделяет клейкое вещество на цветоносах. И на пути у похитителей образуется ловушки по принципу липкой бумаги, как у смолки обыкновенной (рисунок учебника стр.82). Как вы думаете, сколько опылителей может быть у растений? Оказывается, это зависит от строения цветка. У одних цветущих растений пыльца и нектар легко доступны разным опылителям и цветки таких растений имеют широко раскрытые венчики. А у некоторых растений добыть нектар способны лишь немногие насекомые. Постановка проблемного вопроса:В Австралию был завезен клевер, он отлично рос и великолепно цвел, однако семян не было. Почему завезенный клевер не образовывал семян?. У клевера, например нектар, находится в цветке так глубоко, что достать его могут только насекомые с длинным хоботком. Поэтому клевер опыляют исключительно шмели. Пришлось доставить в Австралию и шмелей, после чего клевер начал давать хорошие урожаи семян. в) Практическое значение опыления Перекрестное опыление цветковых растений имеет большое значение в природе и большое практическое значение в сельском хозяйстве, особенно при выращивании плодов, семян и овощных культур, а также в пчеловодстве. Если опылителей достаточно, растения дают хорошие урожаи плодов и семян. А если опылителей мало, урожаи резко снижаются. Почему на полях гречихи, подсолнечника, в цветущих садах ставят ульи? Пчелы, собирая нектар, опыляют цветки. При этом повышаются урожаи плодов и семян, а пчелы приносят много меда. Мы выяснили, какую пользу приносят животные опылители для растений и для человека. Но судьба растений и животных опылителей не редко зависит от нашего поведения в природе. г) Физкультминутка. Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась, Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – улетела. д)Основные способы распространения семян и плодов растений. Давайте вспомним , какие бывают плоды по типу околоплодника? Сочные и сухие А как животные помогают расселяться растениям с сочными плодами? А с сухими плодами ? Люди и животные распространяют плоды и семена двумя основными способами — внутри своего организма при поедании плодов и на поверхности своего тела, если плоды и семена на нем удерживаются. Составляем и записываем схему на доске и в тетрадях: Распространение семян и плодов Животными Самораспространение Ветром Водой ( людьми) Сегодня мы поговорим именно о распространении семян и плодов животными. Распространение сочных плодов Люди и звери едят в первую очередь сочные ярко окрашенные плоды, например вишни, абрикоса, рябины, калины, бузины и других растений. Семена внутри плодов надежно защищены твердыми покровами. Употребляя сочные плоды в пищу, люди отделяют их твердые косточки и семена. У животных проглоченные косточки и твердые семена без повреждений проходят через пищеварительные органы. Воздействие пищеварительных соков даже способствует прорастанию семян. Они выбрасываются наружу вместе с пометом, который удобряет почву. Таким образом, животные не только распространяют семена, но и обеспечивают их хорошую всхожесть и высев в удобренную почву. Распространение сухих плодов Животные распространяют и сухие плоды, например желуди дуба. Белки и сойки прячут желуди под корнями, запасая их на зиму (в кладовых сойки находили до 4 кг желудей), но часто забывают о своих кладовых. Так с помощью птиц и зверей желуди попадают на новые места и прорастают далеко от материнского дерева. Похожие отношения складываются между птицей кедровкой и сибирской кедровой сосной, называемой сибирским кедром. Возобновление сосны на гарях происходит исключительно с помощью кедровки. Интересно, что области распространения сибирского кедра и кедровки, дуба и сойки совпадают. Это говорит о тесных взаимных связях между растениями и распространяющими их семена и плоды птицами. Кладовые из семян хвойных создают такие грызуны, как белки, бурундуки. Распространение семян муравьями Большую роль в распространении семян и плодов играют муравьи. Они переносят на расстояние 10-12 м (иногда до 40-70 м) семена, главным образом низкорослых трав, плоды которых созревают в начале лета. В это время муравьи выкармливают личинки и заготавливают для них много пищи. На семенах и плодах ряда растений есть сочные придатки, которые содержат питательные вещества и издают привлекательный запах (рис. 50). Муравьи обгрызают их. Семена и плоды перетаскивают в муравейник, частично теряют по дороге. Распространение цепких и клейких плодов и семян Плоды шалфея клейкого легко прилипают к ногам человека и лапам животных. Семена подорожника большого приклеиваются к обуви и к копытам с комочками грязи. Некоторые растения имеют выросты-прицепки на плодах (например, гравилат, череда) или на соплодиях (лопух, дурнишник). Соплодиями называют группы плодов, сформировавшихся из цветков одного соцветия. Выросты плодов и соплодий цепляются за шерсть животных, одежду и обувь человека. Таким образом семена и плоды переносятся на многие километры. Сверхдальнее расселение растений Сверхдальним называют такое расселение, когда растения оказываются за сотни и тысячи километров от своей родины. В этом обычно бессознательно им помогает человек. С разнообразными товарами (зерном, фруктами, кормами для животных) семена растений на пароходах, поездах, самолетах едут в дальние страны и на другие континенты. Так, американские растения: амброзия полыннолистная, галинзога мелкоцветковая, мелколепестник канадский, душистая, или безлепестковая, ромашка — попали в Европу. Наш обычный подорожник большой оказался в Америке, а пастушья сумка расселилась Подведем итог: Люди и животные распространяют плоды и семена при поедании их и на поверхности своего тела, если плоды и семена на нем удерживаются. Споры мхов и папоротников на своем теле переносят насекомые. Семена растений с поверхности в глубь почвы перемещают жуки-навозники. Липкие и колючие плоды и семена цепляются за ноги животных, шерсть, оперение и переносятся на значительные расстояния. Расселению растений на новые территории способствуют птицы и млекопитающие, запасающие плоды и семена на зиму. IV. Закрепление изученного на уроке. А) Вопросы: 1. Какие животные опыляют растения и почему? 2. Какие особенности имеют цветки, опыляемые насекомыми? 3. Почему одни растения опыляются самыми разнообразными животными, а другие — лишь немногими? Приведите примеры. 4. Чем отличается поведение опылителей и похитителей нектара? 5. Каким образом растения защищаются от похитителей нектара? 6. Почему кедровку и сойку считают распространителями семян деревьев? Почему совпадают области распространения сибирской кедровой сосны и птицы кедровки, дуба и сойки? 7. Семена каких растений и на какие расстояния переносят муравьи? 8. Каким образом семена и плоды растений попадают в далекие страны и на другие континенты? 9. Есть ли растения, расселившиеся по всему миру? Приведите примеры. Б)Творческое задание (можно вызвать двух учеников к доске) Цветными карандашами раcкрасьте цветок, который:
В)Выполните задание в печатной тетради № 4 стр.36
7. Рефлексия . - Я хорошо вел себя на уроке и хорошо понял тему - Я волновался, и у меня были ошибки -Я был не внимательным, не собранным и поэтому не понял темы Спасибо, ребята, за урок. Мне очень приятно было с вами работать. Выставление оценок. 8.Список используемой литературы:
3.И.Н. Пономарева.Экология .М.: Вентана-Граф, 2006 г.
http://umm4.com/raznoe/sekrety-opyleniya-cvetov.htm http://newsinphoto.ru/priroda/zolotye-sobirateli-pylcy/ http://mlekopit.com/sumchatyie/hobotnogolovyiy-kuskus.html Приложение № 1 Тест на проверку знаний Выберите правильный ответ. 1.Выпас животных на лугах обычно приводит к следующим изменениям: а)появление большого количества трав; б)разрастанию сочных трав; в)появлению колючих и жестких трав; 2.Разрушение почв под действием ветра называют: а)водной эрозией; б)ветровой эрозией; в)суховеем; 3.Для защиты сельскохозяйственных угодий от засухи и суховеев проводят: а)роют траншеии и наполняют водой; б)посадка полезащитных полос; в)работы по изменению структуры и состава почвы; 4Распашка полей вдоль склонов вызывает: а)овражную эрозию; б)ветровую эрозию; в)улучшение структуры почвы; 5.Для закрепления песков используют посадку: а)березы белой; б)сосны обыкновенной; в)калины красной; Ответы: 1.в, 2.б, 3.б, 4.а, 5.б. Приложение № 2 Ребусы : А) Б) В) Г) Ответы: А)рассоление; Б)почва; В)эрозия; Г)люпин. Приложение № 3 Карточка №1 В два цветочных горшка одновременно посадили одинаковые растения. Ухаживали за ними одинаково. Через некоторое время одно из них разрослось и зацвело, а другое стало увядать. Когда взяли пробу почвы из горшков, оказалось, что в одном из них почва была темная, а в другом – сероватая. В почве какого цвета выросло большое цветущее растение? Почему? Карточка №2 Факторы, влияющие на образование почвы Карточка №3 Карточки №2,3 для заполнения могут даваться по степени успеваемости ученика.Так для сильного ученика можно дать все пустые клетки, а для более слабого только на половину. |
Календарно-тематическое планирование уроков по биологии, 7 класс Зоология как наука о животных. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные. Черты сходства и различия животных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Расширение представлений детей об осени, последовательности осенних месяцев (значение листопада для жизни растений зимой, влияние... | ||
Тенденции изменения верхней границы распространения древесных видов растений на западном кавказе Целью данной работы является определение тенденций изменения верхнего предела распространения древесных видов растений в верхнегорном... | Урока Учащиеся показывают и комментируют свои рисунки по теме «Почва Краснодарского края, значение для жизни растений и животных» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: Вода и ее значение для растений, животных и человека. Бережное отношение к воде | Тема. Современная система растений и животных как отображение эволюции Задачи урока. Систематизировать знания об эволюции живого мира на Земле, ее результатах и значении для развития науки; развивать... | ||
Программа элективного курса для 11 класса (34 часа, 3 модуля) Поэтому можно ожидать сходную картину изменений в будущем в других группах растений и животных. Знания о прошедших эпохах помогли... | Экологические группы растений по отношению к влаге и их адаптации к водному режиму Вода является необходимым условием существования всех живых организмов на Земле. Значение воды в процессах жизнедеятельности определяется... | ||
Урок по предмету "Окружающий мир" Тема урока: «Почва. Свойства почвы» Сформулировать причины, какое значение имеет почва для животных, растений и человека | Влага, основные приспособительные реакции растений и животных Вода с растворенными в ней веществами обусловливает осмотическое давление клеточных и тканевых жидкостей, включая и межклеточный... | ||
Темы вашего учебного проекта В современном понимании селекция это наука о создании новых и улучшении существующих пород домашних животных, сортов культурных растений... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели урока: расширить и уточнить представления детей о дожде и ветре; объяснить причины их возникновения; раскрыть значение этих... | ||
Технологическая карта урока Технология проектного обучения Урок географии в 7 классе Тема урока Оборудование: Карта природных зон южной Америки (ЮА), компьютер, плазма (проектор и экран), рисунки животных и растений. Электронная... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: повторить классификацию растений, значение растений в жизни человека, познакомить с новой группой растений комнатными... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: Повторить классификацию растений, значение растений в жизни человека. Познакомить с новой группой растений комнатными... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: повторить классификацию растений, значение растений в жизни человека, познакомить с новой группой растений комнатными... |