Офтальмо-гигиенические рекомендации к организации и проведению учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими зрительные нарушения





Скачать 46.67 Kb.
НазваниеОфтальмо-гигиенические рекомендации к организации и проведению учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими зрительные нарушения
Дата публикации04.08.2014
Размер46.67 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Офтальмо-гигиенические рекомендации к организации и проведению

учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими зрительные нарушения.
Одной из основных целей правильной организации урока, наряду с наилучшим усвоением программного материала, является сохранение на возможно более продолжительное время работоспособности школьника. Дети с пониженным зрением быстрее утомляются на уроке, чем их здоровые сверстники. У школьников младших классов с нарушением зрения работоспособность понижается к концу третьего урока, а самая высокая работоспособность наблюдается на втором уроке.

1. Во время проведения урока педагоги должны учитывать допустимую продолжительность непрерывной зрительной нагрузки для школьников с ослабленным зрением. В начальных классах она не должна превышать 10 минут.

2. Слабовидящие дети трудно включаются в работу в начале урока. Поэтому в первые 5-10 минут у учащихся начальных классов отмечается низкая работоспособность. Наибольшая работоспособность наблюдается между десятой и двадцатой минутами урока. В последние 10-15 минут работоспособность снижается. Учитель должен использовать эту информацию в своей практической деятельности. Работоспособность учащихся находится в непосредственной зависимости от утомления организма ребенка. При утомлении отмечаются изменения в высшей нервной деятельности. Ввиду недостаточной зрелости нервной системы у детей младших классов, утомление у них наступает раньше, чем у старших школьников. Вообще утомление возникает быстрее у детей физически ослабленных, часто болеющих, имеющих патологию. Зрительное утомление зависит от множества причин и имеет ряд характерных признаков. Наиболее характерно наступление быстрого утомления при чтении и особенно при письме, а также при выполнении любой зрительной работы на близком расстоянии.

3. Для предупреждения расстройства зрения у младших школьников необходимо своевременное проведение комплекса гигиенических и офтальмологических мероприятий, например, проведение зрительных гимнастик.

Требования к освещению и учебному оборудованию

1. Использование дневного света должно быть максимальным. Наилучшее естественное освещение в учебных помещениях - боковое левостороннее, с применением солнцезащитных устройств. Если глубина помещения больше 6 метров, необходимо устройство правостороннего подсвета. Недопустимо направление основного светлого потока справа, спереди и сзади.

2. Искусственное освещение обеспечивается люминесцентными лампами или лампами накаливания. Освещенность в учебных помещениях должна быть не менее 500 ЛК.

3. Большое значение для создания оптимальных условий видимости придается нормированию яркостей в поле зрения учащихся. Необходимые соотношения яркостей (качественные показатели освещения) достигается путем соответствующей окраски столов, парт, потолков, пола, инструмента и т.п.

4. Правильный выбор цвета при окраске учебных помещений и предметов оборудования улучшает условия зрительной работы учащихся. Доказано, что зеленый цвет оказывает наиболее благоприятное действие на зрительные функции, уменьшает утомление, снижает зрительное напряжение. Поэтому светло-зеленый цвет рекомендуется для рабочих поверхностей столов, парт и панелей стен. Допустимы также цвета: светло-голубой, светло-серый, бежевый, цвет натуральной древесины с коэффициентом отражения не менее 0,45.

5. Светлая окраска не только повышает освещенность рабочих мест, но и оказывает положительное психологическое действие. Занятия в светлом помещении повышают жизненный тонус и работоспособность учащихся.

6. Необходимо помнить о классных досках. Плохая освещенность классной доски, блики, создаваемые ее черной лакированной поверхностью, затрудняют зрительную работу учеников, способствуют быстрому утомлению зрения. В классных помещениях лучше устанавливать коричневые и темно-зеленые доски, чтобы избежать резкого контраста между поверхностью доски и прилегающей к ней светлой поверхностью стены. Классная доска, столы, стены, пол должны быть матовыми. Настенные доски располагают таким образом, чтоб нижний край находился над полом на расстоянии 65-75 см (желательно использование досок подъемных, перемещающихся по вертикали).

7. Для создания равномерной освещенности в классных помещениях, ориентированных на южные стороны горизонта, с большими светопроемами (при ленточном остеклении) следует предусматривать солнцезащитные приспособлениями. Лучшими из них являются поворотные жалюзи, установленные между оконными рамами. Влажная уборка оконных стекол должна проводить не реже 1-2 раз в месяц изнутри и не реже 3-4 раз в год снаружи. В зимнее время нельзя допускать замерзания стекол. Освещенность в классе при этом снижается на 60-80%. Нельзя также заслонять окна цветами. Цветы на подоконнике в горшках должны быть не выше 15 см. Деревья с густой лиственной кроной могут быть посажены не ближе 15 м от школы.

Использование технических средств обучения

Технические средства обучения (ТСО) значительно повышают наглядность, точность и полноту информации об изучаемом объекте или явлении, увеличивают скорость освоения материала, предлагаемого учащимся. ТСО обеспечивает более образную и эмоциональную форму подачи учебного материала, повышают интерес и внимание учащихся к изучаемому материалу и облегчает его восприятие. Вместе с тем, большой объем информации увеличивает нагрузку как зрительный, так и на слуховой анализаторы.

Грамотная организация учебных занятий с использованием технических средств обучения, предполагает создание условий, которые обеспечивали бы сохранение устойчивого уровня работоспособности учащихся в процессе занятий в школе.

К условиям, обеспечивающим необходимый комфорт учащихся относится:

  1. Обязательное проветривание классной комнаты перед началом демонстрации и после ее окончания;

  2. Хорошее качество изображения на экране, в том числе его яркость и контрастность. Изменение освещенности на экране, мелькание, выключение и включение общего освещения при демонстрации кинофильмов, диапозитивов недопустимы;

  3. Показ диафильмов на стене недопустим, т.к. при этом в значительной степени снижается яркость и искажает цвет изображения;

  4. Удаление центра экрана от пола при демонстрации должно составлять 1,1-1,5 м;

  5. Расстояние зрителей от экрана индивидуальное. Нужно учитывать остроту зрения детей вдаль, характер зрения и сопутствующие нарушения.

6. При просмотре диафильмом и учебного кино в классной комнате необходимо рассадить детей так, чтобы обеспечить оптимальные условия видимости в правильную позу детей.

7. Просмотр телепередач в полной темноте недопустимы, так как при большой разности яркостей между освещенным экраном и темнотой окружающего фона происходит утомление глаз.

7. В солнечные дни при просмотре телепередач следует закрыть окна (жалюзи, легкие светлые шторы).

8. При интересных телепередачах дети могут смотреть на экран, не отрывая взора от него длительное время. Необходимо объяснять детям, что фиксировать длительное время взгляд на экране телевизора недопустимо. Следует время от времени менять направление взора (взгляда). Это дает глазам отдых.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Офтальмо-гигиенические рекомендации к организации и проведению учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими зрительные нарушения iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Р. 4 (Ф 37, сд 25, сд....
СД. Р. 4 (Ф 37, сд 25, сд. Р. 3, Сд 38) «Нетрадиционные методы работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения»
Офтальмо-гигиенические рекомендации к организации и проведению учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими зрительные нарушения iconРекомендации по оптимизации обучения детей с ммд
Общий принцип работы с детьми, имеющими легкие функциональные нарушения в работе мозга, заключается в том, что при обучении и организации...
Офтальмо-гигиенические рекомендации к организации и проведению учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими зрительные нарушения iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Конечным результатом изучения этой дисциплины является разработка плана схемы коррекционной работы с детьми, имеющими различные нарушения...
Офтальмо-гигиенические рекомендации к организации и проведению учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими зрительные нарушения iconАнализ работы с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию...
Анализ современных психолого-педагогических трактовок понятия «одаренность» позволил нам выделить следующие виды одаренности
Офтальмо-гигиенические рекомендации к организации и проведению учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими зрительные нарушения iconУчебно-методический комплекс дисциплины отечественная история Специальность...
Специальность — 050715. 65 «Логопедия» Специализация — Логопедическая работа с детьми, имеющими сенсорные нарушения Квалификация...
Офтальмо-гигиенические рекомендации к организации и проведению учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими зрительные нарушения iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальная психология Специальность...
Специальность — 050715. 65 «Логопедия» Специализация — Логопедическая работа с детьми, имеющими сенсорные нарушения Квалификация...
Офтальмо-гигиенические рекомендации к организации и проведению учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими зрительные нарушения iconУчебно-методический комплекс дисциплины региональные проблемы валеологии...
Специальность — 050715. 65 «Логопедия» Специализация — Логопедическая работа с детьми, имеющими сенсорные нарушения Квалификация...
Офтальмо-гигиенические рекомендации к организации и проведению учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими зрительные нарушения iconОбщий принцип работы с детьми, имеющими легкие функциональные нарушения...
Ние в учебу. Лучше, если ребенок позже пойдет в школу, например, с восьми лет, но ни в коем случае не в шесть. Оптимальным является...
Офтальмо-гигиенические рекомендации к организации и проведению учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими зрительные нарушения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Индивидуальная коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата- инструктор лфк савельев и. С
Офтальмо-гигиенические рекомендации к организации и проведению учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими зрительные нарушения iconУчебно-методический комплекс дисциплины анатомия, физиология и патология...
Специальность — 050715. 65 «Логопедия» Специализация — Логопедическая работа с детьми, имеющими сенсорные нарушения Квалификация...
Офтальмо-гигиенические рекомендации к организации и проведению учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими зрительные нарушения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебно-методическое пособие предназначено для методического обеспечения организации, проведения педагогической практики студентов...
Офтальмо-гигиенические рекомендации к организации и проведению учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими зрительные нарушения iconПрограмма курса повышения квалификации «Организация занятий лечебным...
Она раскрывает содержание, структуру и объем учебной дисциплины, являясь нормативным документом для учебного процесса
Офтальмо-гигиенические рекомендации к организации и проведению учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими зрительные нарушения iconМетодические рекомендации по организации и проведению II (зонального) и III
Методические рекомендации по организации и проведению 2 (зонального) этапа областного конкурса «Лидер в образовании Оренбуржья –...
Офтальмо-гигиенические рекомендации к организации и проведению учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими зрительные нарушения iconФорма самостоятельной работы
Целями освоения дисциплины является формирование профессиональных компетенций по осуществлению профессиональной деятельности с лицами,...
Офтальмо-гигиенические рекомендации к организации и проведению учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими зрительные нарушения iconМетодические рекомендации Азбука методической работы: планирование, формы и методы работы
Рекомендации предназначены для заместителей директоров по учебно воспитательной работе, заместителей директоров по научно – методической...
Офтальмо-гигиенические рекомендации к организации и проведению учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими зрительные нарушения iconМетодические рекомендации по организации и проведению информационных часов Пойковский
Методические рекомендации по организации и проведению информационных часов / бунр «Межпоселенческая библиотека», Метод отд.; сост....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск